Самооценка, ее виды и роль в развитии личности.
Самооценка
— компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка относится к центральным новообразованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Кроме того, самооценка — одна из составляющих Я-концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа — Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовосприятия может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Т.о., самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого я; она снижает уровень притязаний человека ограничивая его жизненные перспективы.
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и не обоснованными. Эмоциональный компонент самооценки — эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не могут быть представлены в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описании особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Однако самооценке принадлежит особое место.
Принято выделять следующие виды самооценки:
ü Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватна самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
ü Завышенная самооценка — неадекватное завышенное оценивание себя человеком.
ü Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя человеком.
Так, адекватный уровень самооценки, способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается так же определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личностный статус. Так же подростки с адекватной самооценкой имеют большее поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленно на общение, причем малосодержательное. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из сложных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем формируется низкая самооценка.
Известно, что, начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценки своей успешности в разных областях. Наиболее значимы из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социально принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки родителей, а три другие — для сверстников.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Реферат
Самооценка, ее виды и роль в развитии личности.
От 250 руб
Контрольная
работаСамооценка, ее виды и роль в развитии личности.
От 250 руб
Курсовая работа
Самооценка, ее виды и роль в развитии личности.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
виды, структура и формирование — iNormal — Психология и Жизнь
Человек — социальное существо, вся его деятельность и сам он, как личность, подвергается постоянному оцениванию окружающих. Мы сравниваем себя с другими людьми, а те, в свою очередь, выносят нам гласную или скрытую оценку. Мнение окружающих имеет значение, но не менее важна самооценка, наше собственное представление о себе
Содержание
- Что такое самооценка
- Классификация
- Виды самооценки
- Уровни самооценки
- Адекватная
- Заниженная
- Завышенная
- Структура самооценки
- Функции
- Процесс формирования
- Факторы, влияющие на формирование самооценки
- Диагностика
- Как повысить самооценку
Что такое самооценка
Самооценка — это то, каким человек видит себя, как он представляет себя и своё место среди других людей. Изо дня в день мы выносим заключение о своём характере, привычках, способностях, сравниваем себя с окружающими, делаем выводы, стараемся измениться, стать лучше, совершеннее. Одни считают себя выше других, успешнее или талантливее. Другие — наоборот, страдают от несовершенства, непохожести на избранный идеал.
С раннего детства самооценка определяет поведение, настроение, внутренний баланс чувств человека. Ребёнок начинает оценивать себя, не научившись толком говорить. Малыш может расплакаться от того, что не в состоянии застегнуть сандалии.
— Значит, я хуже, чем мама, — думает трёхлетний карапуз, и его самооценка стремительно падает.
А если мама при этом напоминает, что соседский Славик давно уже сам одевается и обувается, — что ж, считайте, что начало комплексу заниженной самооценки положено.
То, как человек оценивает себя, накладывает отпечаток на всю его жизнь. Завышенная или заниженная самооценка одинаково опасны. Необъективная оценка собственных достоинств и недостатков приводит к тому, что человека неадекватно воспринимают окружающие. Трудно оценить самого себя объективно, и всё же, по выражению английского философа Фрэнсиса Брэдли, «каждый человек есть то, что он о себе думает».
Классификация
Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.
Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.
Читайте также:
Как стать сильной личностью: 33 дельных совета
Виды самооценки
Адекватная и неадекватная
Сложность в разделении этих двух видов заключается в том, что человек всегда считает себя правым в оценке собственных достоинств и недостатков. Уровень адекватности определяется уровнем здравомыслия, способностью оценивать свои поступки и личностные качества.
Стабильная и плавающая
В процессе взросления формируется отношение к самому себе, оценка своих способностей и возможностей. К определённому возрасту каждый человек точно знает, способен ли он стать космонавтом или примой балета. В то же время на самооценку влияет настроение и достигнутые успехи: похвала начальника или проигрыш в соревнованиях может значительно повысить или понизить уровень самооценки.
Общая, частная и ситуативная
Это разделение указывает на область или сферу самооценки. Можно иметь высокую общую самооценку, но признавать несостоятельность в хозяйственных делах. Или наоборот, страдать от комплекса неполноценности, но гордиться успешными детьми или пышными волосами.
При обозначении вида самооценки не используют такие понятия как «хорошая» или «плохая». Самооценка может быть различной по уровню — повышенной, низкой или средней
Психологи используют и другие способы классификации самооценки. В частности, выделяются актуальная самооценка, или оценка по достигнутым результатам; парциальная, зависящая от достижений в какой-то одной области; потенциальная, обусловленная врождёнными способностями и задатками.
В зависимости от того, как относится человек к своим достоинствам и недостаткам, принижает или завышает их значимость в собственных глазах, можно говорить о различных уровнях самооценки.
Уровни самооценки
Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.
Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.
Адекватная
Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.
Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.
Заниженная
Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.
Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.
Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.
Завышенная
Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.
Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.
Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.
Следует понимать разницу между высокой и завышенной самооценкой. Высокая базируется на реальных достоинствах и достижениях, завышенная — говорит о ложном самовосприятии
Структура самооценки
Понятие самооценки условно можно разделить на два компонента: когнитивный или познавательный, и эмоциональный, построенный на переживании человеком представлений о самом себе. Другими словами, самооценка складывается из набора качеств, которыми обладает человек, и из его отношения к этим качествам.
К этим компонентам можно добавить третью составляющую — поведенческий компонент, являющийся связующим звеном между внутренней оценкой себя и тем, как оценивает индивидуума общество. Таким образом, самооценка складывается из трёх взаимосвязанных частей:
представление человека о своих способностях, внешности, характере, месте в социуме
собственное отношение к этим представлениям
выстраивание взаимоотношений с окружающими на основе этих представлений
В сумме эти три составляющие дают понятие «самости», или «Я-концепции» — термина, распространённого в зарубежной психологии. Ядром «Я-концепции» является эмоциональный компонент, именно он отвечает за степень самоуважения, баланс между уровнем притязаний личности и её реальными достижениями.
Читайте также:
Как стать настоящим неудачником: вредные советы
Функции
Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.
Можно выделить такие основные функции самооценки:
регуляторная
защитная
отражающая
развивающая
эмоциональная
Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.
Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.
Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.
Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.
Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.
Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.
Процесс формирования самооценки
Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.
Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.
Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Уважительное отношение со стороны родителей, высокая оценка способностей, заслуженные похвалы, поддержка инициативы формируют у ребёнка адекватную или повышенную самооценку
Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.
В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.
С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:
оценка со стороны учителя, наставника, тренера
мнение родителей, родственников
мнение товарищей по учёбе, увлечениям
личный опыт, чувство компетентности
влияние рефлексии
После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.
Читайте также:
33 способа бросить себе вызов
С возрастом факторы меняются: на передний план выходит личный опыт, собственная оценка своих поступков и личностных качеств. Человек начинает сопоставлять своё реальное «Я» с тем образом, к которому он внутренне стремится. Мнение окружающих по-прежнему имеет значение, но корректируется собственными представлениями о «правильном» и «неправильном». Успешная карьера, хорошая физическая форма, счастливый брак способствуют укреплению высокой самооценки. И наоборот, постоянные упрёки со стороны близких, неудачи на работе, финансовые проблемы способны загнать человека в ловушку низкой самооценки.
Диагностика
Одним из качеств, характеризующих взрослого, самодостаточного человека, является умение правильно оценить свои возможности и способности, отделить собственную оценку от мнения окружающих. Насколько человек объективен в этой оценке, можно определить с помощью различных способов и методов диагностики самооценки.
Диагностика оценки личностью своих умений, качеств, особенностей характера лежит в сфере компетентности специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов. Анализируя различные виды самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, говоря другими словами, адекватной и неадекватной.
Для того, чтобы правильно диагностировать самооценку, необходимы консультации специалиста, использование научных методик и различные способы тестирования
Оптимальная самооценка выражается в том, что человек относится к себе со здоровой долей критичности, оценивая себя реально. При такой самооценке индивидуум способен замечать в себе плюсы и минусы, видит свои успехи и отмечает неудачи, ставит перед собой реальные цели и способен корректировать своё поведение. Человек адекватно оценивает себя, старается представить, как выглядят его поступки со стороны. Внутреннее состояние такого человека отличается гармонией и стабильностью.
Под неоптимальной самооценкой подразумевается чрезмерно завышенная или наоборот, заниженная самооценка. Люди с неадекватной самооценкой либо идеализируют себя, либо необоснованно принижают. Никакие замечания извне такими людьми не воспринимаются, либо трактуются в угоду собственному мнению. Справедливый упрёк или просьба пересмотреть своё отношение воспринимается как попытка унизить или оскорбить достоинство. Такой человек, даже если не может отрицать очевидный промах, списывает его за счёт придирок или зависти окружающих.
Читайте также:
Синдром самозванца: как обрести уверенность в себе
Наука предлагает много способов и методик диагностики самооценки. В частности, с помощью определения величины рангового соотношения можно довольно ясно увидеть разрыв между теми качествами, которые реально присутствуют в человеке, и теми, которые он хотел бы иметь.
На этом принципе основана методика анализа самооценки С. А. Будасси. Испытуемому предоставляется список свойств личности — аккуратность, вспыльчивость, доброта, подозрительность и прочее — и предлагается выбрать те из них, которые присущи данному человеку. Затем выясняется важность выбранных качеств от большего к меньшему и выраженность выбранных качеств у данного индивидуума. На основе полученных данных составляется корреляция, по которой вычисляется степень адекватности самооценки.
Как повысить самооценку
Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.
Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.
Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений
Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.
Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.
Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:
Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»
Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.
Читайте также:
10 способов повысить самооценку
Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.
Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.
На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.
Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.
* * *
Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.
Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».
Наталия Алексеeва
Определение, типы, примеры и советы
Самоуважение — это то, что мы думаем о себе. Когда он положительный, у нас появляется уверенность и самоуважение. Мы довольны собой и своими способностями, тем, кто мы есть, и нашей компетентностью. Самооценка относительно стабильна и устойчива, хотя она может колебаться. Здоровая самооценка делает нас жизнерадостными и оптимистичными.
Самоуважение влияет на все
Самоуважение влияет не только на то, что мы думаем, но и на то, как мы себя чувствуем и ведем себя. Это имеет значительные последствия для нашего счастья и удовольствия от жизни. Это значительно влияет на события в нашей жизни, в том числе на наши отношения, нашу работу и цели, а также на то, как мы заботимся о себе и своих детях.
Хотя тяжелые события, такие как разрыв отношений, болезнь или потеря дохода, могут в краткосрочной перспективе снизить нашу самооценку, вскоре мы восстанавливаемся и начинаем думать о себе и своем будущем позитивно. Даже когда мы терпим неудачу, это не снижает нашу самооценку. Люди со здоровой самооценкой доверяют себе, когда что-то идет хорошо, а когда нет, учитывают внешние причины, а также честно оценивают свои ошибки и недостатки. Затем они улучшают их.
Здоровая и ослабленная самооценка
Я предпочитаю использовать термины «здоровая» и «сниженная самооценка», а не «высокая» и «низкая», потому что нарциссы и тщеславные личности, которые кажутся обладателями высокой самооценки, на самом деле ею не обладают. Их мнение завышено, компенсирует стыд и неуверенность и часто не имеет отношения к реальности. Примером может служить хвастовство, поскольку оно указывает на то, что человек зависит от мнения других о нем, и свидетельствует о сниженной, а не здоровой самооценке. Таким образом, здоровая самооценка требует, чтобы мы могли честно и реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны. Нас не слишком беспокоит мнение других о нас. Когда мы принимаем свои недостатки без осуждения, наше самопринятие выходит за рамки самооценки.
Пониженная самооценка
Пониженная самооценка негативно влияет на нашу способность справляться с невзгодами и жизненными разочарованиями. Это влияет на все наши отношения, в том числе и на наши отношения с самим собой. Когда наша самооценка нарушена, мы чувствуем себя неуверенно, сравниваем себя с другими, сомневаемся и критикуем себя. Мы не признаем свою ценность, не чтим и не выражаем свои нужды и желания. Вместо этого мы можем жертвовать собой, уступать другим или пытаться контролировать их и/или их чувства по отношению к нам, чтобы чувствовать себя лучше. Например, мы можем угождать людям, манипулировать ими или обесценивать их, вызывать ревность или ограничивать их общение с другими. Сознательно или бессознательно мы обесцениваем себя, в том числе свои положительные качества и качества, что делает нас сверхчувствительными к критике. Мы также можем бояться пробовать что-то новое, потому что можем потерпеть неудачу.
Симптомы здоровой и сниженной самооценки
В следующей таблице перечислены симптомы, отражающие здоровую и сниженную самооценку. Помните, что самооценка зависит от континуума. Это не черное или белое. Вы можете относиться к некоторым, но не ко всем.
Здоровая самооценка | Пониженная самооценка | |
Знай, что ты в порядке всегда совершенствуй себя | ||
Знайте, что у вас есть ценность и значение | Недостаток самоуважения и ценности; Почувствуйте себя неважным | |
Почувствуйте себя компетентным и уверенным | Сомнение самостоятельно, чувствуйте себя некомпетентным, и боятся рисковать | |
, как и вы, | Судья и не любить себя | |
. Выставка честна и интегрированность | ||
. с другими | ||
Доверять себе | Нерешительный, спрашивать мнение других | |
Принимать похвалу | Отклонять или не доверять похвале | |
Принимать внимание | Избегать, не любить внимание | |
Ответственны за себя; уважать себя | пренебрегать чувствами, желаниями или потребностями | |
обладать внутренним локусом контроля | нуждаться в руководстве или одобрении других | |
самоэффективность для достижения целей | ||
Разрешите злоупотребления; Поместите другие первые | ||
. | ||
Удовлетворенный в отношениях | Недовольный в отношениях | |
Напористый | Уступающий другим, непрямой и боящийся выразить себя | |
Оптимистично | Почувствуйте себя тревожным и пессимистичным | |
Добро пожаловать отзывы | Оборона реальной или воспринимаемой критики |
.
Семейство с разъединением
. взрослый. Это также ослабляет вашу самооценку. Часто у вас нет голоса. Ваши мнения и желания не воспринимаются всерьез. Родители обычно имеют низкую самооценку и недовольны друг другом. Сами они не обладают хорошими навыками взаимоотношений, включая сотрудничество, здоровые границы, напористость и разрешение конфликтов. Они могут быть оскорбительными, контролирующими, вмешивающимися, манипулятивными, безразличными, непоследовательными или просто озабоченными. Прямо или косвенно они могут стыдить своих детей за чувства и личные качества, чувства и потребности. Небезопасно быть, доверять и выражать себя.
Дети чувствуют себя неуверенно, беспокоятся и/или злятся. В результате они чувствуют себя эмоционально брошенными и приходят к выводу, что сами виноваты — недостаточно хороши, чтобы быть приемлемыми для обоих родителей. (Они могут по-прежнему верить, что их любят.) В конце концов, они перестают любить себя и чувствуют себя неполноценными или неполноценными. Они вырастают созависимыми с низкой самооценкой и учатся скрывать свои чувства, ходить на яичной скорлупе, замыкаться в себе, стараться угодить или стать агрессивными. Это отражает то, как ядовитый стыд становится интернализованным.
Стыд
Стыд глубже чувства собственного достоинства. Это глубоко болезненная эмоция, а не умственная оценка. Лежащий в основе токсический стыд может привести к нарушению или низкой самооценке и другим негативным мыслям и чувствам. Дело не только в том, что нам не хватает уверенности, но и в том, что мы можем считать себя плохими, бесполезными, неполноценными или непривлекательными. Иногда это создает чувство ложной вины, страха и безнадежности, а также чувство безнадежности. Стыд является основной причиной депрессии и может привести к саморазрушительному поведению, расстройствам пищевого поведения, зависимости и агрессии.
Стыд вызывает чувство стыда, связанное с ожиданием стыда в будущем, обычно в форме отвержения или осуждения со стороны других людей. Страх стыда мешает пробовать что-то новое, иметь интимные отношения, быть спонтанным или рисковать. Иногда мы не осознаем, что боимся не чужих суждений или неприятия, а своей неспособности соответствовать собственным нереалистичным стандартам. Мы судим себя за ошибки строже, чем другие. Эта модель очень саморазрушительна с перфекционистами. Наше самоосуждение может парализовать нас до такой степени, что мы станем нерешительными, потому что наш внутренний критик будет судить нас независимо от того, что мы решаем!
Отношения
Наши отношения с самими собой служат шаблоном для наших отношений с другими. Это влияет на наше счастье в отношениях. Самоуважение определяет наш стиль общения, границы и нашу способность быть близкими. Исследования показывают, что партнер со здоровой самооценкой может положительно влиять на самооценку своего партнера, но также показывают, что низкая самооценка предвещает негативный исход отношений. Это может стать самоусиливающимся циклом отказа, снижающим самооценку.
Пониженная самооценка мешает нам говорить о своих желаниях и потребностях и делиться уязвимыми чувствами. Это компрометирует честность и близость. В результате незащищенности, стыда и заниженной самооценки в детстве у нас может развиться стиль привязанности, который в той или иной степени тревожный или избегающий и затрудняет близость. Мы преследуем своего партнера или дистанцируемся от него, и обычно нас привлекает тот, у кого также ненадежный стиль привязанности.
Как правило, мы позволяем другим обращаться с нами так, как, по нашему мнению, мы этого заслуживаем. Когда мы не уважаем и не чтим себя, мы не ожидаем, что к нам будут относиться с уважением, и можем смириться с оскорблениями или воздержанием. Точно так же мы можем отдавать больше, чем получаем в отношениях, и переусердствовать на работе. Наш внутренний критик может осуждать и других. Когда мы критично относимся к нашему партнеру или занимаем оборонительную позицию, это затрудняет решение проблем. Неуверенная самооценка также может сделать нас подозрительными, нуждающимися или требовательными к нашему партнеру.
Повышение самооценки
Самоуважение обычно определяется подростками. Некоторые из нас всю жизнь борются с заниженной самооценкой и даже с вытекающей из этого депрессией. Но мы можем измениться и построить здоровую самооценку. Поднять самооценку означает узнать и полюбить себя — построить отношения, как с другом, — и стать лучшим другом самому себе. Это требует внимательного слушания, спокойного времени и приверженности. Альтернатива состоит в том, чтобы потеряться в море, постоянно пытаясь доказать или улучшить себя или завоевать чью-то любовь, никогда не чувствуя себя по-настоящему привлекательным или достаточным — как будто чего-то не хватает.
Трудно выйти за пределы собственных мыслей и убеждений, чтобы увидеть себя с другой точки зрения. Терапия может помочь нам изменить то, как мы думаем, действуем и во что верим. Было показано, что когнитивно-поведенческая терапия повышает самооценку. Это более эффективно в сочетании с медитацией, которая увеличивает самосознание. Вот что вы можете сделать:
- Распознавать знаки. Уметь замечать признаки того, что ваша самооценка нуждается в повышении. Многие считают, что у них хорошая самооценка. Они могут быть талантливыми, красивыми или успешными, но им все равно не хватает чувства собственного достоинства.
- Искорените ложные убеждения. Узнайте, как выявлять и депрограммировать ложные убеждения и модели поведения, которые вы хотите изменить, и те, которые вы хотите внедрить.
- Выявление когнитивных искажений. Пониженная самооценка может заставить нас искажать и искажать реальность. Научитесь выявлять и бороться со своими когнитивными искажениями.
- Журнал. Было доказано, что ведение дневника поднимает настроение и уменьшает депрессию. Ведение дневника также может помочь вам следить за своим взаимодействием с другими людьми и вашим негативным внутренним диалогом.
- Исцеление от токсического стыда. Если вы считаете, что страдаете от созависимости и стыда, узнайте больше об этом и выполните упражнения из раздела Преодоление стыда и созависимости .
Определение, типы, примеры и советы
Самоуважение — это то, что мы думаем о себе. Когда он положительный, у нас появляется уверенность и самоуважение. Мы довольны собой и своими способностями, тем, кто мы есть, и нашей компетентностью. Самооценка относительно стабильна и устойчива, хотя она может колебаться. Здоровая самооценка делает нас жизнерадостными и оптимистичными.
Самоуважение влияет на все
Самоуважение влияет не только на то, что мы думаем, но и на то, как мы себя чувствуем и ведем себя. Это имеет значительные последствия для нашего счастья и удовольствия от жизни. Это значительно влияет на события в нашей жизни, в том числе на наши отношения, нашу работу и цели, а также на то, как мы заботимся о себе и своих детях.
Хотя тяжелые события, такие как разрыв отношений, болезнь или потеря дохода, могут в краткосрочной перспективе снизить нашу самооценку, вскоре мы снова начинаем думать о себе и своем будущем позитивно. Даже когда мы терпим неудачу, это не снижает нашу самооценку. Люди со здоровой самооценкой доверяют себе, когда что-то идет хорошо, а когда нет, учитывают внешние причины, а также честно оценивают свои ошибки и недостатки. Затем они улучшают их.
Здоровая самооценка и сниженная самооценка
Я предпочитаю использовать термины здоровая и сниженная самооценка, а не высокая и низкая, потому что нарциссы и тщеславные люди, которые кажутся обладателями высокой самооценки, на самом деле ею не обладают. Их мнение завышено, компенсирует стыд и неуверенность и часто не имеет отношения к реальности. Примером может служить хвастовство, поскольку оно указывает на то, что человек зависит от мнения других о нем, и свидетельствует о сниженной, а не здоровой самооценке. Таким образом, здоровая самооценка требует, чтобы мы могли честно и реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны. Нас не слишком беспокоит мнение других о нас. Когда мы принимаем свои недостатки без осуждения, наше самопринятие выходит за рамки самооценки.
Пониженная самооценка
Пониженная самооценка негативно влияет на нашу способность справляться с невзгодами и жизненными разочарованиями. Это влияет на все наши отношения, в том числе и на наши отношения с самим собой. Когда наша самооценка нарушена, мы чувствуем себя неуверенно, сравниваем себя с другими, сомневаемся и критикуем себя. Мы не признаем свою ценность, не чтим и не выражаем свои нужды и желания. Вместо этого мы можем жертвовать собой, уступать другим или пытаться контролировать их и/или их чувства по отношению к нам, чтобы чувствовать себя лучше. Например, мы можем угождать людям, манипулировать ими или обесценивать их, вызывать ревность или ограничивать их общение с другими. Сознательно или бессознательно мы обесцениваем себя, в том числе свои положительные качества и качества, что делает нас сверхчувствительными к критике. Мы также можем бояться пробовать что-то новое, потому что можем потерпеть неудачу.
Симптомы здоровой и сниженной самооценки
В следующей таблице перечислены симптомы, отражающие здоровую и сниженную самооценку. Помните, что самооценка зависит от континуума. Это не черное или белое. Вы можете относиться к некоторым, но не ко всем.
Здоровая самооценка | Пониженная самооценка | |
Знай, что ты в порядке всегда совершенствуй себя | ||
Знайте, что у вас есть ценность и значение | Недостаток самоуважения и ценности; Почувствуйте себя неважным | |
Почувствуйте себя компетентным и уверенным | Сомнение самостоятельно, чувствуйте себя некомпетентным, и боятся рисковать | |
, как и вы, | Судья и не любить себя | |
. Выставка честна и интегрированность | ||
. с другими | ||
Доверять себе | Нерешительный, спрашивать мнение других | |
Принимать похвалу | Отклонять или не доверять похвале | |
Принимать внимание | Избегать, не любить внимание | |
Ответственны за себя; уважать себя | пренебрегать чувствами, желаниями или потребностями | |
обладать внутренним локусом контроля | нуждаться в руководстве или одобрении других | |
самоэффективность для достижения целей | ||
Разрешите злоупотребления; Поместите другие первые | ||
. | ||
Удовлетворенный в отношениях | Недовольный в отношениях | |
Напористый | Уступающий другим, непрямой и боящийся выразить себя | |
Оптимистично | Почувствуйте себя тревожным и пессимистичным | |
Добро пожаловать отзывы | Оборона реальной или воспринимаемой критики |
. Семейство с разъединением
. взрослый. Это также ослабляет вашу самооценку. Часто у вас нет голоса. Ваши мнения и желания не воспринимаются всерьез. Родители обычно имеют низкую самооценку и недовольны друг другом. Сами они не обладают хорошими навыками взаимоотношений, включая сотрудничество, здоровые границы, напористость и разрешение конфликтов. Они могут быть оскорбительными, контролирующими, вмешивающимися, манипулятивными, безразличными, непоследовательными или просто озабоченными. Прямо или косвенно они могут стыдить своих детей за чувства и личные качества, чувства и потребности. Небезопасно быть, доверять и выражать себя.
Дети чувствуют себя неуверенно, беспокоятся и/или злятся. В результате они чувствуют себя эмоционально брошенными и приходят к выводу, что сами виноваты — недостаточно хороши, чтобы быть приемлемыми для обоих родителей. (Они могут по-прежнему верить, что их любят.) В конце концов, они перестают любить себя и чувствуют себя неполноценными или неполноценными. Они вырастают созависимыми с низкой самооценкой и учатся скрывать свои чувства, ходить на яичной скорлупе, замыкаться в себе, стараться угодить или стать агрессивными. Это отражает то, как ядовитый стыд становится интернализованным.
Стыд
Стыд глубже чувства собственного достоинства. Это глубоко болезненная эмоция, а не умственная оценка. Лежащий в основе токсический стыд может привести к нарушению или низкой самооценке и другим негативным мыслям и чувствам. Дело не только в том, что нам не хватает уверенности, но и в том, что мы можем считать себя плохими, бесполезными, неполноценными или непривлекательными. Иногда это создает чувство ложной вины, страха и безнадежности, а также чувство безнадежности. Стыд является основной причиной депрессии и может привести к саморазрушительному поведению, расстройствам пищевого поведения, зависимости и агрессии.
Стыд вызывает чувство стыда, связанное с ожиданием стыда в будущем, обычно в форме отвержения или осуждения со стороны других людей. Страх стыда мешает пробовать что-то новое, иметь интимные отношения, быть спонтанным или рисковать. Иногда мы не осознаем, что боимся не чужих суждений или неприятия, а своей неспособности соответствовать собственным нереалистичным стандартам. Мы судим себя за ошибки строже, чем другие. Эта модель очень саморазрушительна с перфекционистами. Наше самоосуждение может парализовать нас до такой степени, что мы станем нерешительными, потому что наш внутренний критик будет судить нас независимо от того, что мы решаем!
Отношения
Наши отношения с самими собой служат шаблоном для наших отношений с другими. Это влияет на наше счастье в отношениях. Самоуважение определяет наш стиль общения, границы и нашу способность быть близкими. Исследования показывают, что партнер со здоровой самооценкой может положительно влиять на самооценку своего партнера, но также показывают, что низкая самооценка предвещает негативный исход отношений. Это может стать самоусиливающимся циклом отказа, снижающим самооценку.
Пониженная самооценка мешает нам говорить о своих желаниях и потребностях и делиться уязвимыми чувствами. Это компрометирует честность и близость. В результате незащищенности, стыда и заниженной самооценки в детстве у нас может развиться стиль привязанности, который в той или иной степени тревожный или избегающий и затрудняет близость. Мы преследуем своего партнера или дистанцируемся от него, и обычно нас привлекает тот, у кого также ненадежный стиль привязанности.
Как правило, мы позволяем другим обращаться с нами так, как, по нашему мнению, мы этого заслуживаем. Когда мы не уважаем и не чтим себя, мы не ожидаем, что к нам будут относиться с уважением, и можем смириться с оскорблениями или воздержанием. Точно так же мы можем отдавать больше, чем получаем в отношениях, и переусердствовать на работе. Наш внутренний критик может осуждать и других. Когда мы критично относимся к нашему партнеру или занимаем оборонительную позицию, это затрудняет решение проблем. Неуверенная самооценка также может сделать нас подозрительными, нуждающимися или требовательными к нашему партнеру.
Повышение самооценки
Самоуважение обычно определяется подростками. Некоторые из нас всю жизнь борются с заниженной самооценкой и даже с вытекающей из этого депрессией. Но мы можем измениться и построить здоровую самооценку. Поднять самооценку означает узнать и полюбить себя — построить отношения, как с другом, — и стать лучшим другом самому себе. Это требует внимательного слушания, спокойного времени и приверженности. Альтернатива состоит в том, чтобы потеряться в море, постоянно пытаясь доказать или улучшить себя или завоевать чью-то любовь, никогда не чувствуя себя по-настоящему привлекательным или достаточным — как будто чего-то не хватает.
Трудно выйти за пределы собственных мыслей и убеждений, чтобы увидеть себя с другой точки зрения. Терапия может помочь нам изменить то, как мы думаем, действуем и во что верим. Было показано, что когнитивно-поведенческая терапия повышает самооценку. Это более эффективно в сочетании с медитацией, которая увеличивает самосознание. Вот что вы можете сделать:
- Распознавать знаки. Уметь замечать признаки того, что ваша самооценка нуждается в повышении. Многие считают, что у них хорошая самооценка. Они могут быть талантливыми, красивыми или успешными, но им все равно не хватает чувства собственного достоинства.
- Искорените ложные убеждения. Узнайте, как выявлять и депрограммировать ложные убеждения и модели поведения, которые вы хотите изменить, и те, которые вы хотите внедрить.
- Выявление когнитивных искажений. Пониженная самооценка может заставить нас искажать и искажать реальность. Научитесь выявлять и бороться со своими когнитивными искажениями.