Тест

Типы привязанности тест: Тест: Какой у вас тип привязанности?

Оценка привязанности с помощью рисования птичьего гнезда: обзор исследований

Исследование Kaiser

В первом исследовании теста РПГ (Kaiser, 1996) были обследованы матери (общее число – 41 человек). Использована шкала привязанности к матери, взятая из опросника для оценки привязанности к родителям и друзьям (Amsden & Greenberg, 1987). В результате статистического анализа показателей шкалы привязанности к матери с использованием медианного расщепления участники эксперимента разделились на две группы: одну группу составили лица с надежной привязанностью (N = 20), а другую – лица с меньшей степенью привязанности (N = 20). Исследовалась привязанность испытуемых к собственной матери. Затем были проанализированы особенности РПГ в двух группах, предполагаемые индикаторы привязанности. Статистически значимые корреляции между показателями шкалы привязанности к матери и индикаторами привязанности в рисунках отсутствовали, хотя определялись статистические тенденции такой связи. Так, участники группы с более низкими показателями шкалы привязанности нередко изображали гнезда без дна, либо наклоненные гнезда. И те, и другие гнезда не могли бы удерживать содержимое.

Было обнаружено, что рисунки в обеих группах, как правило, включали изображения взрослых птиц и птенцов. Дополнительно был проведен анализ присутствия или отсутствия этих изобразительных элементов, а также яиц. Было обнаружено, что рисунки испытуемых с более высокими показателями по шкале привязанности к матери на статистически достоверном уровне отличались от рисунков испытуемых с более низкими показателями по этой шкале присутствием изображений взрослых птиц. Примером рисунка испытуемого с более низкими показателями по шкале привязанности к матери, является рисунок 1. На нем отсутствует изображение взрослых птиц рядом с гнездом или в гнезде. Гнездо показано сверху. На рисунке 2 представлено изображение, созданное испытуемым с более высокими показателями по шкале привязанности к матери. Изображены взрослые птицы в гнезде и детали окружающей среды.

Рис. 1 Пример рисунка испытуемого с более низкими показателями по шкале привязанности к матери

Рис. 2 Пример рисунка испытуемого с более высокими показателями по шкале привязанности к матери

Kaiser также обнаружила, что рисунки лиц с более высокими показателями по шкале привязанности к матери производили впечатление благополучия и гармонии и давали гармоничные названия своим рисункам. Это подсказало необходимость учета в последующих исследований рассказов испытуемых об изображенных гнездах.

К ограничениям исследования следует отнести ограниченный размер выборки, отсутствие четко отобранных индикаторов. В то же время, данное исследование послужило основой для последующих.

Исследование Francis, Kaiser and Deaver

Опираясь на первоначально использованные, а также уточненные индикаторы Kaiser, группа исследователей включая Francis, Kaiser and Deaver (2003) использовали тест РПГ в группе взрослых лиц с химической зависимостью (N = 43). Исследователи предполагали, что РПГ лиц с химической зависимостью будут иметь достоверные отличия от пациентов клиники, не страдающих зависимостью (N = 27), относиться к иным типам привязанности. Исследователи стремились определить, можно ли внутри группы лиц с химической зависимостью определить разные типы привязанности, учитывая то, что в предыдущем исследовании определялись различия только между группами с высокой и более низкой привязанностью.

Испытуемые должны были создать РПГ и рассказать историю про гнездо, а также ответить на вопросы опросника оценки отношений Bartholomew and Horowitz (1991). Учитывая то, что в предыдущем исследовании испытуемые с высокой привязанностью давали своим рисункам позитивные названия, было решено в данном исследовании учитывать также содержание историй к рисункам. Это могло дать дополнительный проективный материал, характеризующий привязанность.

Было обнаружено, что лица с химической зависимостью характеризуются ненадежной привязанностью, используют в своих рисунках меньше цветов, по сравнению с контролем. Участники контрольной группы в основном характеризовались высокой привязанностью и использовали при создании рисунков в основном зеленый цвет. Лица с химической зависимостью часто изображали наклоненные гнезда, либо отражали вид сверху. Эти результаты соответствуют более ранним наблюдениям Kaiser о том, что лица с более надежной привязанностью изображают птиц в гнезде, а лица с более низкой привязанностью рисуют наклоненные гнезда.

Контент-анализ историй показал наличие пяти основных тем: (1) семья, (2) природа и обновление жизни, (3) пища и голод, (4) разлука (покинутость) и (5) лично значимое место. Эти темы отражали как осознаваемый, так и неосознаваемый материал, связанный с семейными и личными интимными отношениями. Тема семьи всплывала у лиц со всеми типами привязанности, но тема природы и ее обновления была представлена в основном у лиц с надежной привязанностью. Тема гнева и агрессии была тесно связана с темами семьи и еды у лиц с химической зависимостью.

Kaiser недавно еще раз проанализировала рисунки этого исследования, обратив особое внимание на признаки разных типов привязанности в обеих группах и использовав критерий хи-квадрат. Были обнаружены признаки, характерные для надежной привязанности. В группе с надежной привязанностью были достоверно более часто представлены такие признаки, как: изображение птиц или птичьих семей, использование четырех или более цветов, изображение гнезда в профиль, доминирование зеленого цвета.

Несмотря на ограниченный размер выборки, данное исследование позволило охватить клиническую выборку, подтвердив ранее полученные данные, связанные с признаками надежной привязанности. Исследование также предполагало привлечение материала историй и выявило разные темы, касающиеся привязанности, а также позволило выявить три источника информации о привязанности, которые могут быть использованы в процессе валидизации: сами рисунки, истории и самоотчеты.

Исследование Overbeck

Overbeck (2002) обследовала с помощью РПГ группу беременных женщин (N=32) с высоким риском осложнений. Высокий риск осложнений был связан с низким социоэкономическим статусом, отсутствием стабильных отношений с партнером и повторными нежелательными беременностями. Методология исследования повторяла методологию исследования Francis et al. (2003), за исключением того, что применялся более короткий и усовершенствованный вариант протокола, разработанный Kaiser (2001). Статистически значимой связи между типом привязанности и особенностями РПГ обнаружено не было. Многие женщины, которые характеризовали себя в опроснике отношений как имеющих надежные отношения создавали рисунки, относимые к категории ненадежной привязанности. Они также создавали на основе рисунков истории, которые соответствовали ненадежной привязанности. Рисунки этих женщин занимали минимальное место на листе, не изображали среду для гнезда и использовали мало цветов. Так, рисунок 3 был создан женщиной, которая по результатам опросника отношений была отнесена к группе надежных отношений. Она создала такую историю: «Одинокое гнездо птицы…Маленькое гнездо лишь для одной взрослой птицы и двух птенцов». Таким образом, и рисунок и история не соответствовали надежной привязанности.

Рис. 3 Пример рисунка, визуальные характеристики низкой привязанности которого не соответствуют показателям опросника отношений

В исследовании Overbeck были выявлены те же темы, что в исследовании Francis et al. (2003): дом и семья, питание и голод, покинутость. Также проявились новые темы: яйца, жалобы на плохие изобразительные способности, тенденция давать краткий комментарий к рисунку и не сочинять историю. Большинство комментариев к рисункам не соответствовали надежным привязанностям. Несмотря на то, что испытуемыми были беременными, ожидаемая тема обновления жизни, которая была выявлена в исследовании Francis et al. Практически не звучала.

Важным наблюдением в этом исследовании выло проявление жалоб на плохие изобразительные навыки, а также стремление испытуемых комментировать рисунки и не сочинять истории. Это могло указывать на повышенное проявление защит и объяснять несоответствие рисунков результатам оценивания отношений.

Исследование Hyler

Исследование Hyler (2002) среди младших школьников обнаружило методологические проблемы, поскольку не представлялось возможным использовать оценку характера привязанностей путем опроса детей. Вместо опроса детей использовалось оценивание рисунков семьи согласно критериям Kaplan and Main (1986). Эксперты, которые оценивали рисунки семьи, созданные детьми, должны были быть знакомыми с типами привязанности. Хотя процедура оценивания была трудоемкой и сложной, она показала свою надежность и валидность в выявлении разных типов привязанности (см. Fury et al., 1997; Madigan, et al., 2003). Рисование семьи было использовано для определения привязанности у детей от 9 до 11 лет (N = 49). Было выявлено 13 детей с надежной привязанностью, 14 – с ненадежной избегающей, 14 – с ненадежной амбивалентной, 8 детей – с дизорганизованной привязанностью. Эти четыре типа привязанности были сопоставлены с признаками согласно РПГ (Kaiser, 2001).

Статистический анализ с использованием критерия хи-квадрат выявил то, что дети с надежной привязанностью использовали зеленый цвет в качестве основного достоверно чаще, по сравнению с другими группами детей. Ни один другой признак не достигал статистически значимого уровня при сопоставлении разных групп детей. Однако интересно, что 86% детей, относимых к категории амбивалентной неустойчивой привязанности изображали дерево, чтобы обеспечить поддержку гнезда. Анализ рисунков показал, что изображенные деревья характеризовались двумя важными признаками. Один из них заключался в том, что гнезда были в уязвимом положении. Они располагались на ветках, которые казались слишком слабыми, были расположены на самых концах ветвей, либо слишком выделялись. Это соответствовало амбивалентному характеру привязанности, проявлявшемуся в рисунках семьи. Кроме того, доминирующим цветом в этой группе детей был коричневый цвет, который был нанесен с усилием. Появлялись темные штрихи (Рис. 4).

Рис. 4 Рисунок гнезда, созданный ребенком с ненадежной привязанностью: доминирует коричневый цвет, используется усиленная штриховка

Несмотря на ограниченный характер выборки и сложный процесс классификации исследование Hyler расширило представления о возможностях РПГ, распространив тест на детей. Было еще раз подтверждено значение зеленого цвета в качестве важного индикатора надежной привязанности, а также позволило выявить новые признаки, характерные для лиц с ненадежной амбивалентной привязанностью.

Исследование Trewantha

Trewantha (2004) обследовал небольшую группу подростков (N = 14). Они создавали РПГ, давали рисункам название и сочиняли ситорию, а также отвечали на вопросы Опросника отношений подростка (Scharfe, 1999), являющегося версией опросника отношений. На основании опроса чуть менее половины (43%) испытуемых были отнесены к категории надежных и безопасных отношений, в то время как остальные – к категориям тревожных, озабоченных или игнорирующих. Четверо испытуемых имели смешанную принадлежность.

Оценивание РПГ проводилось двумя способами: во-первых, с опорой на те признаки, которые привлекались в предыдущих исследованиях. Ориентируясь на эти признаки, эксперты стремились отнести рисунки к той или иной категории привязанности. Восемь мнений экспертов совпали с самооценками детей, а шесть – не совпали.

Другой подход к оцениванию РПГ предполагал использование несколько иного набора признаков (Kaiser, 2001). Однако малый размер выборки не позволил провести статистическую обработку данных с делением на четыре типа привязанности с использованием критерия хи-квадрат. Было произведено деление только на две группы – надежных и ненадежных привязанностей. В последнюю группу вошли дети с тревожным, озабоченным и игнорирующим типом привязанности. Лишь один признак достигал статистически значимого уровня – смещение гнезда от центра у в группе надежных привязанностей. С учетом характеристик подростков можно усомниться в том, что 43% относились к категории надежной привязанности, хотя это согласуется с данными Overbeck (2002): возможно, также имела место защитная реакция, искажавшая ответы.

Были определены признаки надежной привязанности у подростков из приемных семей:

ни один рисунок не производил впечатление счастья. Окружающая среда была изображена только один раз. 11 человек изобразили гнездо парящим в пространстве с отсутствием среды и каких-либо окружающих объектов. Только один человек использовал зеленый цвет в качестве основного, хотя этот признак был важным для надежной привязанности в предыдущих исследованиях. Как и в исследовании Overbeck (2002), большинство рисунков были созданы с минимальными затратами энергии и содержали мало деталей. Испытуемые использовали мало пространства на листе, оставалось много пустого пространства. Было также использовано мало цветов. Несколько человек использовали только простой карандаш или простой карандаш и коричневый фломастер. У более, чем 70% подростков птицы отсутствовали вовсе, у 30% были изображены лишь птенцы без родителей. Поскольку подростки находились в приемных семьях, результаты согласуются с данными Kaiser (1996) о том, что рисунки без птиц являются признаком ненадежной привязанности. Это также подтверждает наблюдения Francis et al. (2003), что в рисунках лиц с надежной привязанностью используется в качестве основного зеленый цвет. Результаты указывают на то, что учет общего впечатления от рисунка и особенностей окружающей гнездо среды, а также поддержки гнезда являются важными критериями оценки.

Контент анализ историй выявил шесть основных тем, пять из них совпадали с темами, выявленными в других исследованиях: покинутость, обновление жизни, личный опыт, озабоченность недостаточным развитием своих способностей, описание гнезда в процессе сочинения истории. Новой темой явилась тема ожидания, связанная с такими высказываниями, как, например: «гнездо ожидает птицы, которая прилетит и положит яйца», «ждет, что делать» (Trewartha, 2004, p. 50). В свое время Kaiser также обратила внимание на то, что у лиц с амбивалентной привязанностью в названии часто присутствует тема ожидания.

Данное исследования важно тем, что позволило охватить подростков из приемных семей. Оно подтвердило ценность привлечения материала историй в дополнение к рисункам и самоотчетам с целью оценки привязанности. Результаты исследований Overbeck и Trewartha, показывают, что так же как и в случае со взрослыми, которые стремятся произвести на экспертов более благоприятное впечатление, самоотчеты не всегда дают достоверную информацию.

Другие исследования

Четырьмя студентами выпускных курсов арт-терапии были проведены дополнительные исследования. Они представляют интерес, поскольку подтверждают ранее полученные данные. Однако они будут представлены кратко, поскольку во всех случаях, за исключением одного случая, размер выборки было весьма ограничен, что не позволяет делать какие-либо выводы.

Reyes (2002) изучала валидность РПГ на группе из 76 студентов колледжа, применяя опросник отношений с родителями и друзьями. Были определены два наиболее показательных признака в рисунках, коррелирующих с данными опросника: устойчиво расположенные гнезда и использование четырех и более цветов. К сожалению, эти признаки не связываются исследователем с катогориями надежной или ненадежной привязанности. Отмечается доминирование коричневого цвета во многих рисунках, а также наличие яиц, но отсутствие птиц.

Fine (2002) бследовала 14 подростков с нервной анорексией, находящихся в стационаре. Использовался тест РПГ и опросник отношений с родителями и друзьями, определялись корреляции разных признаков, составленных Kaiser (2001), с разными типами привязанности. Были определены такие тенденции, как малое количество цветов, почти треть испытуемых использовали лишь простой карандаш.

Lensen (2006) обследовала 16 подростков, чьи родители злоупотребляли алкоголем или наркотиками. Статистический анализ не применялся из-за малого размера выборки. Почти половина испытуемых оценили себя как относящихся к категории надежной привязанности, что соответствовало данным, полученным Overbeck и Trewartha. Ни в одном рисунке зеленый цвет не был основным. В семи случаях доминировал коричневый цвет.

Sheller (2007) провела качественное феноменологическое исследование четырех детей от семи до 11 лет с ненадежными привязанностями. Они применяла РПГ и создание скульптуру гнезда птицы. Последняя методика была разработана ею специально с целью исследования, чтобы помочь детям выразить опыт привязанности. Были выявлены темы неуверенности и небезопасности, потребности в защите. Она пришла к выводу, что рисование и лепка гнезда птицы являются важными инструментами для выражения опыта привязанности на основе привлечения образных метафор.

Что такое тип привязанности — Горящая изба

В 50–60-е годы прошлого века психологи Джон Боулби и Мэри Эйнсворт исследовали отношения младенцев с самыми близкими взрослыми в первый год жизни. Так появилась теория привязанностей. Согласно ей, у детей существует несколько типов поведения по отношению к родителям. Во взрослом возрасте эти типы поведения отражаются на отношениях с партнёрами. Вместе с психологом разбираемся, что такое типы привязанности и какими они бывают, а также когда они формируются и могут ли измениться. 

У нас есть телеграм-канал! Подписывайтесь, чтобы первыми читать самые интересные статьи и участвовать в обсуждениях.

Когда появилась теория привязанностей и о чём она говорит

Основоположником теории привязанности считается британский психоаналитик Джон Боулби. В 1950-х он пытался понять, какие эмоции испытывают младенцы, которых разлучают с матерью. Боулби заметил, что дети будут вести себя по-разному, чтобы предотвратить разлуку с родителем: плакать, кричать, цепляться за него. До исследований Боулби психоаналитики считали, что так проявляются защитные механизмы незрелой психики, которые действуют для подавления эмоциональной боли. Но Боулби предположил, что такое поведение может выполнять эволюционную функцию.

Его теория заключалась в том, что склонность детей эмоционально привязываться к своим опекунам, искать их в случае утраты, переживать из-за расставания с ними позволяла детям выживать. Именно привязанность обеспечивала поддержку, защиту и заботу человеку, который слишком мал, чтобы заботиться о себе самостоятельно.

Чуть позже Мэри Эйнсворт, американо-канадский психолог, расширила теорию привязанности Боулби и выявила индивидуальные различия в том, как младенцы справлялись с разлукой с родителями. В 1969 году она провела знаменитый психологический эксперимент «Странная ситуация». В комнате находились мамы с младенцами от 12 до 18 месяцев и незнакомые взрослые. Сначала мамы и дети играли на полу, но в какой-то момент их матери вставали и выходили из комнаты без ребёнка. Через некоторое время они возвращались к ним.

Вот какие результаты получились:

  • Нормативная теория Боулби предполагала определённую модель поведения ребёнка в такой «странной» ситуации: когда мать его покидает, он плачет, расстраивается, ищет её, а когда она возвращается, то ребёнок быстро успокаивается. В эксперименте Эйнсворт дети действительно так себя вели, но не более 60% из них.

  • Ещё около 20% детей также пугались и расстраивались, когда теряли мать из вида, но уже не могли легко успокоиться по её возвращении. Исследователи иногда наблюдали у детей желание «наказать» своих матерей за то, что они ушли. Поэтому они долго плакали и требовали, чтобы их успокоили. 

  • Ещё примерно 20% детей из эксперимента вообще не были особо огорчены разлукой с мамой и после воссоединения старались избегать с ней контакта и больше интересовались игрушками.  

  • Также было совсем немного детей, которые вели себя непоследовательно: могли испытывать страх или даже агрессию по отношению к матери, когда она возвращалась.  

В итоге исследователи выделили четыре типа привязанностей: надёжная, тревожно-устойчивая, избегающая и дезорганизованная.  

Также работа Эйсмонт продемонстрировала, что эти индивидуальные различия связаны с тем, как родители взаимодействуют с ребёнком в первые годы жизни. Например, у детей с надёжным типом привязанности, как правило, родители активно реагируют на их потребности. У детей с тревожным типом близкие часто не оказывают должной заботы, не проявляют внимания.

Наталья Литвинова

сертифицированный эмоционально-фокусированный терапевт и супервизор, системный семейный терапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов 

На формирование типа привязанности влияют отношения ребёнка с обоими родителями. При этом насколько второй родитель, чаще отец, включён в процесс воспитания и заботы о ребёнке, настолько он и влияет на формирование типа привязанности. Если он взаимодействует с ребёнком по минимуму, то тип будет в большей степени зависеть от отношений с матерью.

Фигурами привязанности могут быть бабушки и дедушки, в случае если ребёнок большую часть времени живёт с ними. Но если он всё же находится с родителями, то это в первую очередь про них.

Родители — ключевые фигуры для ребёнка. Именно в контакте с ними, в том, как они к нему относятся, реагируют на проявление его эмоций, и формируется привязанность. С её помощью ребёнок понимает, всё ли с ним так или что-то он делает неправильно.

Например, если ребёнку, когда он кричит, плачет или злится, постоянно говорят «Не хочу тебя видеть, слышать», «Приди в себя», «Посиди в комнате, пока не успокоишься», то он воспринимает это так, будто от него отказываются. Но выжить без родителей ребёнок не в состоянии. Тогда он понимает: чтобы быть принятым, нужно убирать, подавлять эмоции, которые вызывают такую реакцию взрослых. Но невозможно подавить только одни негативные эмоции — так в итоге формируется избегающий тип привязанности.

Как теория привязанностей детей связана с романтическими отношениями взрослых

Позже, в 1980-х годах, социальные психологи Синди Хазан и Филипп Шейвер применили теорию привязанности Эйнсворт и Боулби к романтическим отношениям взрослых. Так появились типы привязанности взрослых, которые мы знаем сегодня. 

Хазан и Шейвер отметили, что отношения между младенцами и их опекунами и отношения между взрослыми романтическими партнёрами имеют общие черты:

  • оба чувствуют себя в безопасности, когда другой находится рядом,

  • оба вступают в близкий, интимный, телесный контакт,

  • оба чувствуют себя неуверенно, когда другой недоступен,

  • оба делятся открытиями друг с другом,

  • оба проявляют взаимное восхищение.

Таким образом, у взрослых людей существуют четыре типа привязанности, которые они реализуют во время романтических отношений:

Надёжный тип привязанности

  • Формируется, когда взрослые обращают внимание на потребности ребёнка, откликаются на его просьбы о помощи. Когда ребёнок уверен, что близкие люди всегда будут рядом.

  • Человек с таким типом может доверять другим, любить и принимать любовь. Он может сближаться с другими людьми с относительной лёгкостью. 

  • При таком типе человек не боится близости и не паникует, когда его партнёру нужно время побыть наедине. Он не испытывает постоянного страха, что его бросят или предадут.

  • При таком типе человек не боится испытывать привязанность к партнёру. Но при этом не становится полностью зависимым от своего любимого.  

  • Согласно исследованию привязанности, проведённому Хазан и Шейвером в 1980-х годах, около 56% взрослых имели безопасный тип привязанности.

Все прочие типы привязанности считаются ненадёжными. Они возникают, если в детстве ребёнок был привязан к человеку, отношение которого было непредсказуемым, пренебрежительным или даже жестоким.

Тревожный тип привязанности

  • Ненадёжный тип привязанности, который характеризуется постоянным страхом быть покинутым.

  • Этот тип возникает, если близкие люди, окружавшие ребёнка, не были отзывчивы, не откликались на просьбы о помощи, не удовлетворяли его потребности.

  • Тревожно привязанные люди, как правило, не уверены в своих отношениях. Они беспокоятся, что партнёр бросит их, и хотят получить подтверждения, что этого не произойдёт.

  • Тревожная привязанность может быть связана с навязчивым поведением. Например, человек начинает волноваться, если партнёр недостаточно быстро отвечает на сообщение или реже говорит «я тебя люблю».

  • Люди с тревожным типом склонны идеализировать других и сомневаться в своей ценности как романтического партнёра. Поэтому они ищут и даже требуют одобрения со стороны другого человека. 

Избегающий (или избегающе-отвергающий) тип привязанности

  • Ненадёжный тип привязанности, который характеризуется страхом близости с другими людьми. 

  • Такая привязанность возникает, если объект привязанности ребёнка в раннем возрасте ведёт себя холодно, пренебрежительно по отношению к запросам ребёнка. 

  • Людям с избегающим типом привязанности, как правило, трудно сближаться с другими и доверять им.  

  • Они предпочитают быть независимыми и полагаться на самих себя.

  • Они обычно сохраняют некоторую дистанцию от своих партнёров или в значительной степени эмоционально для них недоступны. 

  • Считают, что достойны любви, а вот окружающие ненадёжны и не заслуживают доверия.

Тревожно-избегающий (или дезорганизованный, или амбивалентный)

  • Этот тип привязанности может возникнуть, если родители внушали чувство страха, из-за чего не было сформировано понимание личных границ. Или ребёнок пережил психологическое, физическое или даже сексуальное насилие. 

  • Этот тип привязанности представляет собой комбинацию тревожного и избегающего типов. 

  • С одной стороны, человек боится вступать в близкие отношения. С другой — испытывает потребность быть любимым, жаждет привязанности.

Наталья Литвинова

сертифицированный эмоционально-фокусированный терапевт и супервизор, системный семейный терапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов 

Неправильно считать, что счастливыми в отношениях могут быть люди только с надёжной привязанностью. Скорее можно говорить, что многие вещи они будут проживать легче.

Представим пару, в которой один партнёр тревожный, а другой — избегающий. И вот избегающий партнёр забыл сделать что-то важное. Тогда тревожный партнёр будет воспринимать эту ситуацию как отношение к себе: «Раз он так поступил, то я для него не важен, его не волнуют мои просьбы». Если бы такая ситуация произошла с надёжным партнёром, то он мог бы разозлиться, расстроиться или просто подумать, что у партнёра не самый удачный день. Но он не стал бы переносить эту ситуацию на себя, потому что он уверен в том, что заслуживает любви. У человека же с тревожной привязанностью определённые действия партнёра могут вызывать тревогу и мысли о том, что он любви недостоин.

За что критиковали теорию привязанностей

Сейчас теория привязанностей популярна. Психолог Сью Джонсон основывает свой подход к эмоционально-фокусированной психотерапии именно на этой теории.

Однако есть и критики теории привязанности. В конце ХХ века писали о негативном влиянии теории на представление о «хорошей матери». Феминистские исследовательницы считали, что подобный подход, во-первых, во многом оставляет всю ответственность за психологическое развитие ребёнка на матери. Во-вторых, негативно сказывается на самооценке женщин, чьи дети родились недоношенными и первые месяцы жизни провели в больницах, или женщин, которые были вынуждены рано выйти на работу.                                                             

В середине 60-х годов даже появилось исследование, которое показало, что основной объект привязанности может не только быть множественным, но и не совпадать с основным лицом, ухаживающим за ребёнком. Так, дети, которые все время проводили с матерями, могли больше привязываться к отцам, сёстрам, братьям, дедушкам или бабушкам. 

Также теорию критикуют за идею о том, тип привязанности приобретается раз и на всю жизнь. В таком случае получается, что ранний опыт важнее всего остального, что происходит с человеком в следующие годы жизни.

Одним из наиболее распространённых критических замечаний в адрес теории привязанности является то, что в незападных обществах идея о тесной связи ребёнка и одного опекуна в принципе отсутствует. Например, в Папуа — Новой Гвинее или Уганде обязанности по воспитанию детей равномерно распределены среди широкой группы людей. 

Могут ли в одном человеке пересекаться сразу несколько типов

Наталья Литвинова

сертифицированный эмоционально-фокусированный терапевт и супервизор, системный семейный терапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов 

Тип привязанности в человеке один. Но человек может проявлять разные стратегии в отношениях с разными партнёрами.

Представим ситуацию, в которой человек с избегающим типом привязанности состоял в отношениях с тревожным партнёром. Потом по каким-то причинам эта пара рассталась. И партнёр с избегающим типом вступил в отношения с новым человеком, у которого ещё более избегающий тип (потому что существуют разные степени тревожности, избегания). И вот в этих отношениях он становится более тревожным. Поэтому начинает проявлять стратегию другого, несвойственного ему ранее типа. Например, он немного высказывает критику или предъявляет робкие претензии. Но несмотря на это, его тип не поменяется, а тревожные проявления всё равно будут мягче, чем у человека с тревожным типом привязанности.

Может ли тип привязанности измениться

Наталья Литвинова

сертифицированный эмоционально-фокусированный терапевт и супервизор, системный семейный терапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов 

Если надёжный тип уже сформирован, то он может перейти в ненадёжный, только если произойдёт какое-то травматичное событие в детстве, например смерть родителей.

А ненадёжные типы могут становиться более надёжными. Тип привязанности формируется в детско-родительских отношениях, когда мама и папа — самые важные для ребёнка люди. Но потом человек вырастает, вступает в отношения, и тогда привязанность к партнёру становится важнее, чем привязанность к родителям. И уже в этих новых отношениях тип привязанности может измениться. 

Если образуется пара тревожного и надёжного типа, то тревожный может приблизиться к более надёжному за счёт коммуникации со своим партнёром. Когда партнёр понимающий, сочувствующий, поддерживающий, тогда тип привязанности может меняться. Если раньше человека с тревожным типом привязанности отталкивали, критиковали, а в этих отношениях партнёр его принимает, понимает его проблемы и откликается на его запросы, то привязанность может стать более надёжной. 

Также корректировать тип привязанности возможно при помощи психотерапии.  

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Какой у меня стиль привязанности? I Psych Central

Тест на стиль привязанности: какой у меня стиль привязанности? I Psych Psych Central

  • Условия
    • с участием
      • Пристрастия
      • Тревожное расстройство
      • СДВГ
      • Биполярное расстройство
      • ПТСД
      • Schizophrenia
    • Artly
    • Ardilly
    • 0.9000.9000.9000.
    • 9000.
    • 9000.
    • 9000.9000.
    • 02.
    • 003.
    • 02.
    • .
    • 02.
    • 02.
    • 02.
    • 02.
    • 02.
    • .
    • .
    • .
    • .
    • .
    • .
    • . 9000.
    • .
    • Детский СДВГ
    • Dissociative Identity Disorder
    • Narcissistic Personality Disorder
    • Narcolepsy
    • Oppositional Defiant Disorder
    • Panic Attack
    • Postpartum Depression
    • Schizoaffective Disorder
    • Seasonal Affective Disorder
    • Sex Addiction
    • Specific Phobias
    • Teenage Depression
    • Травма
  • Откройте для себя
    • Темы о здоровье
      • Психическое здоровье чернокожих
      • Greife
      • Эмоциональное здоровье
      • Секс и отношения
      • Травма
      • Понимание терапии
      • Рабочее место психическое здоровье
    • Оригинальный сериал
      • моя жизнь с OCD
      • CARNICERS Chronicles
      • Amempath и все вышеперечисленное
      • Parent Central
      • Mindful Moment
    • Новости и события
      • Новости психического здоровья
      • COVID-19
      • Живая ратуша: психическое здоровье в фокусе
    • Подкасты
      • Внутри психического здоровья
      • Внутри шизофрения
      • Внутри биполярный
  • Quizzes
  • Условия
  • QUIZZES 9000
  • . Тест на симптомы
  • Тест на аутизм: семья и друзья
  • Тест на симптомы аутизма
  • Тест на биполярное расстройство
  • Тест на пограничную личность
  • Childhood ADHD Quiz
  • Depression Symptoms Quiz
  • Eating Disorder Quiz
  • Narcissim Symptoms Test
  • OCD Symptoms Quiz
  • Psychopathy Test
  • PTSD Symptoms Quiz
  • Schizophrenia Quiz
  • Lifestyle
    • Attachment Style Quiz
    • Career Тест
    • Нужна ли мне викторина по терапии?
    • Тест на определение домашнего насилия
    • Тест на эмоциональный тип
    • Тест на одиночество
    • Тест на стиль воспитания
    • Тест личности
    • Тест на отношения
    • Тест на стресс
    • Каков ваш сон?
  • Ресурсы
    • Лечение и поддержка
      • Найти поддержку
      • Профилактика самоубийств
      • лекарства и лекарства
      • Найти терапевт
  • Medically, рассмотрено по янтенскому бретельству, Ph. wsw. Whry, Ph. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. № CST — Кристина Уорд и Карин Гепп, PsyD, 18 марта 2022 г.

    Привязанность относится к тому, как вы думаете и относитесь к другим, особенно в романтических отношениях.

    Вы «прилипчивы» в отношениях, часто ревнуете, если вас слишком долго оставляют одного? Или вы более независимы и чувствуете себя более комфортно в одиночестве в течение длительного времени?

    Основанная психоаналитиком Джоном Боулби в 1950-х и расширенная Мэри Эйнсворт в начале 1970-х, теория стиля привязанности утверждает, что «опыт ребенка с объектами привязанности определенным образом влияет на модель привязанности, которую он развивает».

    Другими словами, то, как вы выстраиваете отношения на протяжении всей жизни, может определяться тем, как вы были связаны с вашими опекунами в детстве.

    Существует четыре типа стилей привязанности:

    • Безопасный: Если у вас такой тип привязанности, ваши опекуны, вероятно, были эмоционально доступны. Они были чувствительны к вашим потребностям и часто реагировали соответствующим образом. Младенцы с безопасным стилем привязанности, вероятно, успокаивали своих опекунов, когда они были расстроены. Взрослые с этим стилем способны хорошо ориентироваться в отношениях и, как правило, любят и доверяют другим.
    • Избегающий (также известный как тревожно-избегающий): Этот стиль считается стилем ненадежной привязанности. В детстве ваши опекуны, возможно, были эмоционально далеки или отсутствовали. Дети с таким стилем, вероятно, не искали своих опекунов во время бедствия. Возможно, они чувствовали себя отвергнутыми и предоставленными самим себе. Из-за этого взрослые с избегающим стилем привязанности могут с трудом доверять другим и иметь сильное чувство независимости.
    • Тревожный (он же тревожно-амбивалентный): Также считается ненадежным стилем привязанности, дети с тревожным стилем привязанности могут быть цепкими и жаждущими внимания со стороны своих опекунов, но также могут оттолкнуть их. Если у вас такой стиль привязанности, у вас может быть склонность к ревности и недоверию к другим. У вас также может быть сильный страх быть отвергнутым или быть покинутым и одиноким.
    • Дезорганизованный (избегающий страха): Дети с этим стилем привязанности, который также считается ненадежным стилем привязанности, иногда могут казаться сбитыми с толку. Действия и поведение их опекунов, возможно, не были последовательными. Если у вас такой стиль привязанности, ваше поведение может показаться сбивающим с толку — сегодня вы можете быть отчужденным, а на следующий — эмоциональным. Во взрослом возрасте этот стиль привязанности часто связан с психическими расстройствами, такими как расстройства настроения или расстройства личности.

    Возможно изменение стилей прикрепления. Если вы хотите работать над безопасным стилем привязанности и испытываете трудности, или просто хотите получить дополнительные рекомендации, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья.

    Если ваш стиль привязанности причиняет вам дискомфорт и влияет на ваше самочувствие, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту.

    Этот краткий вопросник для экономии времени предназначен для всех, кто хочет узнать больше о своем стиле привязанности и о том, как он относится к другим, будь то друзья, семья или романтические партнеры.

    Приведенные ниже пункты помогут вам определить свой стиль привязанности.

    Специалист в области психического здоровья также может помочь определить ваш стиль привязанности и раскрыть его причину. Они также могут предоставить инструменты и стратегии, которые помогут вам выработать более безопасный стиль привязанности.

    Этот онлайн-экран , а не окончательный инструмент. Однако его можно использовать в качестве инструмента самопроверки и отправной точки.

    Только квалифицированный медицинский работник, например, врач или специалист в области психического здоровья, может помочь вам определить следующие наилучшие шаги для вас.

    Последний медицинский осмотр от 18 марта 2022 г.

    3 источника свернуты

    • Bretherton I. (1992). Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт.
      doi.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0012-1649.28.5.759
    • Cassidy J, et al. (2013). Вклад в теорию и исследования привязанности: основа для будущих исследований, переводов и политики.
      ncbi.nlm.nih.gov/labs/pmc/articles/PMC4085672/
    • Симпсон Дж. и др. (2017). Взрослая привязанность, стресс и романтические отношения.
      ncbi.nlm.nih.gov/labs/pmc/articles/PMC4845754/

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:

    Медицинский обзор Джанет Брито, доктора философии, LCSW, CST — Кристина Уорд и Карин Гепп, PsyD, март 18, 2022

    Читать дальше

    • Вот как определить свой стиль привязанности

      Определение вашего типа привязанности может помочь укрепить ваши связи и стать более безопасными в ваших отношениях.

      ПОДРОБНЕЕ

    • Беспокойство в отношениях? Вы можете изменить стили привязанности

      Понимание различий между безопасными и небезопасными стилями привязанности может стать первым шагом к улучшению ваших отношений.

      ПОДРОБНЕЕ

    • Как определить эмоциональную недоступность: 5 признаков

      Как узнать, что кто-то эмоционально недоступен и может ли он измениться? Вот основные признаки, в том числе отрешенность и избегание.

      ПОДРОБНЕЕ

    • Различия между любовью и привязанностью

      Медицинский обзор Джанет Брито, доктора философии, LCSW, CST

      Вы можете знать, что вы чувствуете, но знаете ли вы, что означают ваши чувства? Вот как понять, являются ли ваши сильные чувства любовью или нет.

      ПОДРОБНЕЕ

    • Как привязанность влияет на паническое расстройство?

      Медицинское обследование Кендры Кубала, PsyD

      Когда один романтический партнер проявляет требовательное поведение, в то время как другой партнер уходит и избегает, они могут испытывать панику привязанности.

      ПОДРОБНЕЕ

    • Будущее здравоохранения действительно яркое

      Новая инициатива Healthline Media, TRANSFORM: Future of Health, освещает передовые инновации, которые изменят будущее здоровья и хорошего самочувствия.

      ПОДРОБНЕЕ

    • Подкаст: Актриса Cobra Kai обсуждает представительство BIPOC в поп-культуре

      Актриса Cobra Kai обсуждает, что ей всегда приходится «представлять» большую группу, и представительство BIPOC в поп-культуре

      ПОДРОБНЕЕ

    • 10 лучших чаев от стресса в 2022 году

      Медицинский обзор Джиллиан Кубала, MS, RD

      Если вы чувствуете стресс, выпейте чашку горячего (или холодного) чая. Вот 10 лучших чаев от стресса в 2022 году. советы по восстановлению либидо.

      ПОДРОБНЕЕ

    • Наука о симптомах посттравматического стрессового расстройства: как травма меняет мозг

      Медицинский обзор Кендры Кубала, психолога мозг остается гибким, и выздоровление возможно.

      ПОДРОБНЕЕ

    Какой у меня стиль привязанности? I Psych Central

    Тест на стиль привязанности: какой у меня стиль привязанности? I Psych Central

    • Условия
      • Featured
        • Addictions
        • Anxiety Disorder
        • ADHD
        • Bipolar Disorder
        • Depression
        • PTSD
        • Schizophrenia
      • Articles
        • Adjustment Disorder
        • Agoraphobia
        • Borderline Personality Disorder
        • Childhood ADHD
        • Диссоциативное расстройство личности
        • Нарциссическое расстройство личности
        • Нарколепсия
        • Оппозиционно-вызывающее расстройство
        • Panic Attack
        • Postpartum Depression
        • Schizoaffective Disorder
        • Seasonal Affective Disorder
        • Sex Addiction
        • Specific Phobias
        • Teenage Depression
        • Trauma
    • Discover
      • Wellness Topics
        • Black Mental Health
        • Горе
        • Эмоциональное здоровье
        • Секс и отношения
        • Травма
        • Понимание терапии
        • На рабочем месте Психическое здоровье
      • Оригинальная серия
        • My Life с OCD
        • Хроники лиц. События
          • Новости психического здоровья
          • COVID-19
          • Live Town Hall: психическое здоровье в центре внимания
        • Подкасты
          • Inside Mental Health
          • Внутри шизофрения
          • Внутри биполярный
      • Викторины
        • Условия
          • Симптомы СДВГ Quiz
          • Симптомы тревожности Quiz
          • Autish Quiz: Family & Friends
          • Симптомы Autism.
          • Тест на СДВГ в детстве
          • Тест на симптомы депрессии
          • Тест на расстройство пищевого поведения
          • Тест на симптомы нарцисса
          • Тест на симптомы ОКР
          • Тест на психопатию
          • Тест на симптомы посттравматического стрессового расстройства
          • Тест на шизофрению
        • Образ жизни
          • Тест на стиль привязанности
          • Тест на определение домашнего насилия
          • Тест на эмоциональный тип
          • Тест на одиночество
          • Тест на стиль воспитания
          • Тест личности
          • Тест на отношения
          • Тест на стресс

            8

          • 8?
      • Ресурсы
        • Лечение и поддержка
          • Найти поддержку
          • Профилактика самоубийств
          • лекарства и лекарства
          • Найдите терапевт

      Медически рассмотрено по янтенскому бретельству, Ph. wsw. Whry, Ph. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw. wsw.sw. CST — Кристина Уорд и Карин Гепп, PsyD, 18 марта 2022 г.

      Привязанность относится к тому, как вы думаете и относитесь к другим, особенно в романтических отношениях.

      Вы «прилипчивы» в отношениях, часто ревнуете, если вас слишком долго оставляют одного? Или вы более независимы и чувствуете себя более комфортно в одиночестве в течение длительного времени?

      Основанная психоаналитиком Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенная Мэри Эйнсворт в начале 1970-х годов, теория стиля привязанности утверждает, что «опыт ребенка с фигурами привязанности определенным образом влияет на модель привязанности, которую он развивает».

      Другими словами, то, как вы выстраиваете отношения на протяжении всей жизни, может определяться тем, как вы были связаны с вашими опекунами в детстве.

      Существует четыре типа крепления:

      • Безопасность: Если у вас такой тип привязанности, ваши опекуны, вероятно, были эмоционально доступны. Они были чувствительны к вашим потребностям и часто реагировали соответствующим образом. Младенцы с безопасным стилем привязанности, вероятно, успокаивали своих опекунов, когда они были расстроены. Взрослые с этим стилем способны хорошо ориентироваться в отношениях и, как правило, любят и доверяют другим.
      • Избегающий (он же тревожно-избегающий): Этот стиль считается стилем ненадежной привязанности. В детстве ваши опекуны, возможно, были эмоционально далеки или отсутствовали. Дети с таким стилем, вероятно, не искали своих опекунов во время бедствия. Возможно, они чувствовали себя отвергнутыми и предоставленными самим себе. Из-за этого взрослые с избегающим стилем привязанности могут с трудом доверять другим и иметь сильное чувство независимости.
      • Тревожный (также известный как тревожно-амбивалентный): Также считается ненадежным стилем привязанности, дети с тревожным стилем привязанности могут быть цепкими и жаждать внимания со стороны своих опекунов, но также могут оттолкнуть их. Если у вас такой стиль привязанности, у вас может быть склонность к ревности и недоверию к другим. У вас также может быть сильный страх быть отвергнутым или быть покинутым и одиноким.
      • Дезорганизованный (избегающий страха): Дети с этим стилем привязанности, который также считается ненадежным стилем привязанности, иногда могут казаться сбитыми с толку. Действия и поведение их опекунов, возможно, не были последовательными. Если у вас такой стиль привязанности, ваше поведение может показаться сбивающим с толку — сегодня вы можете быть отчужденным, а на следующий — эмоциональным. Во взрослом возрасте этот стиль привязанности часто связан с психическими расстройствами, такими как расстройства настроения или расстройства личности.

      Возможно изменение стилей прикрепления. Если вы хотите работать над безопасным стилем привязанности и испытываете трудности, или просто хотите получить дополнительные рекомендации, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья.

      Если ваш стиль привязанности причиняет вам дискомфорт и влияет на ваше самочувствие, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту.

      Этот краткий вопросник для экономии времени предназначен для всех, кто хочет узнать больше о своем стиле привязанности и о том, как он относится к другим, будь то друзья, семья или романтические партнеры.

      Приведенные ниже пункты помогут вам определить свой стиль привязанности.

      Специалист в области психического здоровья также может помочь определить ваш стиль привязанности и раскрыть его причину. Они также могут предоставить инструменты и стратегии, которые помогут вам выработать более безопасный стиль привязанности.

      Этот онлайн-экран , а не окончательный инструмент. Однако его можно использовать в качестве инструмента самопроверки и отправной точки.

      Только квалифицированный медицинский работник, например, врач или специалист в области психического здоровья, может помочь вам определить следующие наилучшие шаги для вас.

      Последний медицинский осмотр от 18 марта 2022 г.

      3 источника свернуты

      • Bretherton I. (1992). Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт.
        doi.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0012-1649.28.5.759
      • Cassidy J, et al. (2013). Вклад в теорию и исследования привязанности: основа для будущих исследований, переводов и политики.
        ncbi.nlm.nih.gov/labs/pmc/articles/PMC4085672/
      • Симпсон Дж. и др. (2017). Взрослая привязанность, стресс и романтические отношения.
        ncbi.nlm.nih.gov/labs/pmc/articles/PMC4845754/

      ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:

      Медицинский обзор Джанет Брито, доктора философии, LCSW, CST — Кристина Уорд и Карин Гепп, PsyD, март 18, 2022

      Читать дальше

      • Вот как определить свой стиль привязанности

        Определение вашего типа привязанности может помочь укрепить ваши связи и стать более безопасными в ваших отношениях.

        ПОДРОБНЕЕ

      • Беспокойство в отношениях? Вы можете изменить стили привязанности

        Понимание различий между безопасными и небезопасными стилями привязанности может стать первым шагом к улучшению ваших отношений.

        ПОДРОБНЕЕ

      • Как определить эмоциональную недоступность: 5 признаков

        Как узнать, что кто-то эмоционально недоступен и может ли он измениться? Вот основные признаки, в том числе отрешенность и избегание.

        ПОДРОБНЕЕ

      • Различия между любовью и привязанностью

        Медицинский обзор Джанет Брито, доктора философии, LCSW, CST

        Вы можете знать, что вы чувствуете, но знаете ли вы, что означают ваши чувства? Вот как понять, являются ли ваши сильные чувства любовью или нет.

        ПОДРОБНЕЕ

      • Как привязанность влияет на паническое расстройство?

        Медицинское обследование Кендры Кубала, PsyD

        Когда один романтический партнер проявляет требовательное поведение, в то время как другой партнер уходит и избегает, они могут испытывать панику привязанности.

    You may also like

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *