Виды агрессивного поведения
По мнению А. Басса, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).
Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Ратиновой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.
По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком — личностном уровне саморегуляции.
Тип агрессии | Примеры |
---|---|
Физическая-активная-прямая | Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия |
Физическая-активная-непрямая | Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага |
Физическая-пассивная-прямая | Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели |
Физическая-пассивная-непрямая | Отказ от выполнения необходимых задач |
Вербальная-активная-прямая | Словесное оскорбление или унижение другого человека |
Вербальная-активная-непрямая | Распространение злостной клеветы |
Вербальная-пассивная-прямая | Отказ разговаривать с другим человеком |
Вербальная-пассивная-непрямая | Отказ давать словесные пояснения или объяснения |
Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.
Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.
В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.
Исходя из форм поведения выделяют:
- физическую — использование физической силы против другого лица или объекта;
- вербальную — выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань).
Исходя из открытости проявления выделяют:
- прямую — непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
- косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).
Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный.
Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.
Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.
Берковиц пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.
Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что:
«целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита».
Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) — об индивидуально и социально мотивированной агрессии.
Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон:
«для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний».
Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?
В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда», то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло:
«Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем»».
Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон:
«Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи — например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий — нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам».
Но можно ли воровство считать актом агрессии только потому, что оно наносит ущерб его жертве? и не является ли «воровство» при сопротивлении жертвы грабежом?
Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии.
Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию:
«Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» действовать».
Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия — это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия — когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.
Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм — агрессию ради получения удовольствия).
По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн, выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.
В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом. Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно).
В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет.
Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу — даже мощную — не ослабит его желание инициировать столкновение.
Фрэнкин Р., 2003, с. 363
Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором — об аутоагрессии.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Восточно-Сибирская государственная академия образования»Профилактика экстремизмаПроблемы и решенияИркутск, 2012 г.УДК 301 ББК 60.542.15 П 84 Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «ВСГАО» П 84 Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения: научно-методический сборник//Под редакцией М.В. Паромоновой. — Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012 — 72 с. – ISBN 978-5-85827-773-6. Авторы: Баранова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии; Паромонова М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии; Салахова Л.М., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России; Серебренников И.П., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России; Скорова Л.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии. Занданова Л. В., доктор исторических наук, профессор; Карнышев А. Д., доктор психологических наук, профессор. В сборнике рассматриваются вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде. Издание содержит теоретические и практические вопросы развития толерантности как основного средства профилактики экстремизма, а также варианты тренингов, практических занятий, теоретический материал, необходимый учителю для организации работы по проблеме профилактики экстремизма в молодежной среде, методические рекомендации по использованию различных форм и методов. Особое внимание уделяется формированию уверенного поведения у молодежи. Издание предназначено для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, занимающихся проблемами профилактики экстремизма в молодежной среде. УДК 301ББК 60.542.15 ISBN 978-5-85827-773-6 © ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012 Содержание:
ВВЕДЕНИЕИ.П.Серебренников Слово «экстремизм» происходит от латинского extremus, что в переводе означает «крайний». В общем смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными руппами и сообществами. В более расширенной трактовке экстремизм рассматривается как всеохватывающее, исторически изменяющееся социально-политическоге явление, представляющее собой систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти, противостоящим политическим образованиям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий. Активно осуществляемый, главным образом, в сфере политических отношений, экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения. В современной России экстремизм и его крайнее выражение – терроризм стали едва ли не главной угрозой человеку и обществу. Под воздействием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций. Молодежь в силу своих возрастных, психологических и социальных характеристик, всегда острее и активнее реагирует на перемены в обществе. Именно в этой среде наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного потенциала. Необходимо выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. Экстремизм возникает и развивается чаще в тех обществах и группах, где отсутствует уважение и уверенность в себе или же условия существования способствуют игнорированию прав личности. Экстремизм характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. Зачастую распространение экстремистских идей осуществляют, целенаправленно внедренные в общественное объединение, члены экстремистских организаций. Наиболее опасным периодом для вхождения в поле экстремистской активности, является двадцати двух лет. На это время приходится наложение наиболее важных психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, максимализма, обострением чувства справедливости, определением смысла и ценности жизни. Молодой человек озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по примитивной схеме «мы — они». Его психика неустойчива, он легко подвергается внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодежи этого возраста оказывается в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (собственность, перспективная постоянная работа, семья и др.). Многие молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, переезжают в другой город, оказываясь в ситуации, с одной стороны, свободы, с другой – социальной незащищенности. В таких условиях молодой человек мобилен, активен, открыт для экспериментов (участие в митингах, акциях, погромах). При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за низкого уровня его материальной обеспеченности. Неудачные попытки найти смысл жизни, неуверенность в себе ведут к желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все свои беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать любое экстремистское объединение, предлагающее простые и конкретные ответы на многочисленные вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Это все подтверждают данные МВД России: на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Кроме того, анализ статистических данных показывает, что более 80 % привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет. Вот почему так важно формировать начиная с подросткового возраста ассертивное (уверенное) поведение, адекватную самооценку, толерантность. В молодежной среде наиболее ярко проявляются такие формы экстремизма, как политический, националистический и религиозный. Под политическим экстремизмом понимаются крайние взгляды на существующую политическую систему общества (на сегодняшний день – демократию), пропаганда насильственных и агрессивных (основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора. Националистический экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, в актах геноцида по отношению к так называемому некоренному населению, представителям других этнических образований, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка. При этом отвергаются подобные же права для других национальных и этнических групп. Националистический экстремизм направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Молодежный экстремизм в современной России является следствием снижения уровня образования и культуры (в том числе культуры общения), разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижения показателей гражданственности и патриотизма, толерантности. Как считают эксперты, проблема молодежного экстремизма в России при темпах ее развития может в скором будущем занять ведущее место в статистике преступлений, следует выработать ряд общих и специальных мер по предупреждению явления опасного для общества, молодежного экстремизма. В данном сборнике представлены материалы, которые направлены на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде, в частности на формирование толерантной и уверенной личности. Сборник состоит из теоретической и практической частей. В первой в виде вопросов и ответов дается представление о толерантности, нетерпимости, формах их проявления. В практическую часть включены методические рекомендации по проведению психологических тренингов, деловых игр, по использованию в работе кейс-технологий, технологий критического мышления, позволяющие развивать ассертивное (уверенное) и толерантное поведение, формировать способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Каталог: sites -> kdnizp -> doc Скачать 1,3 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психология агрессивного поведения
4 минуты
Почему люди ведут себя агрессивно? Почему одни люди более агрессивны, чем другие? Биология виновата? А как насчет вашего окружения? Продолжайте читать, чтобы узнать, что вызывает агрессивное поведение.
Последнее обновление: 20 октября 2022 г.
Вы повсюду видите агрессивное поведение. Так или иначе, это часть вашего окружения. Вы видите это в новостях, на улицах, в социальных сетях.
Агрессивность кажется естественной частью жизни, которая в той или иной степени присутствует у каждого. Существует множество различных видов агрессивного поведения, и существуют теории, которые подчеркивают его ценность для выживания для нас как вида.
Область психологии посвятила много времени и работы изучению причин, процессов и последствий агрессивного поведения. Некоторые из них скрыты, а некоторые явны. Вы можете столкнуться с поведением, которое является прямым, косвенным, физическим или вербальным, психологическим или связанным с отношениями…
Агрессивное поведение: враждебное или инструментальное
Вообще говоря, существует два типа агрессивного поведения: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Мотив, стоящий за поведением, является основным отличием. У них разные прецеденты, они предсказывают разные проблемы и связаны с разными когнитивными и эмоциональными процессами.
Враждебная агрессия
Враждебная агрессия представляет собой агрессию импульсивного типа с целью причинения вреда. Это реактивная агрессия с большой эмоциональной нагрузкой.
Инструментальная агрессия
Это преднамеренно и холодно. Основная цель — не причинить вреда , хотя это все равно может случиться. Воровство могло быть мотивом или захватом власти. Это спланированная агрессия, будь то месть или другие скрытые мотивы.
Биология агрессивного поведения
Прямой связи между генетикой и агрессивным поведением не существует. Это скорее взаимодействие между биологическими факторами и факторами окружающей среды, которые делают вас более или менее склонными к агрессивности. С другой стороны, агрессия между людьми также регулируется обществом.
Различные типы агрессивного поведения возникают в разных областях мозга. Миндалевидное тело, формация гиппокампа, септальная область, префронтальная кора и поясная кора, по-видимому, модулируют агрессивное поведение через связи с медиальным и латеральным гипоталамусом.
Исследования показали, что у особо агрессивных людей может быть меньше серого вещества, чем у других субъектов. Высокий уровень тестостерона и низкий уровень кортизола также могут быть связаны с агрессивным поведением. Уровни серотонина также играют важную роль в проявлении и контроле указанного поведения.
Врожденные импульсы и приобретенное поведение
Л. Берковиц разработал когнитивно-неоассоциативную теорию агрессии, основанную на работах Фрейда. Его теория предполагает, что неспособность достичь желаемой цели вызывает агрессивный импульс. Это приводит к отрицательному эмоциональному состоянию, которое является источником агрессивного поведения.
У нас также есть теория социального обучения от Альберта Бандуры. Он предлагает виноваты внешние воздействия. Они становятся частью вашего поведенческого репертуара благодаря подражанию.
Другими словами, вы начинаете вести себя агрессивно, потому что видите, как это делают другие люди. Это особенно верно, если наблюдатель идентифицирует себя с человеком, за которым он наблюдает, и считает его равным.
Эти две теории были основной отправной точкой для Андерсона и Бушмена . Они предложили интегрировать две модели. Эта третья теория занимает биологический, экологический, психологический и социальный фактор для объяснения агрессивного поведения.
Они утверждают, что агрессивность возникает из-за взаимодействия между личными качествами человека и внешними раздражителями, которые активируют ряд когнитивных и эмоциональных процессов.
Факторы, способствующие агрессивному поведению
К факторам, вызывающим агрессивное поведение, относятся социальные подстрекатели, несоциальные факторы и индивидуальные факторы или каждый человек. К социальным подстрекателям относятся такие триггеры, как провокация, восприятие несправедливого обращения или социальное неприятие.
Одним из несоциальных провокаторов являются агрессивные ключи (изображения или предметы, присутствующие в ситуации, которые активируют агрессивные мысли). Например, наличие оружия или оружия. С другой стороны, стрессовые факторы окружающей среды, такие как жара, скученность и громкие звуки, действуют как спусковые механизмы для агрессивного поведения .
Существуют также когнитивные факторы. Это могут быть размышления, моральное отключение или активация сценариев (контуров, которые представляют ситуации, направляющие агрессивное поведение). Итак, эти сценарии хранят память о переживаниях и ситуациях, которые вы легко можете вспомнить. Вы также можете накопить убеждения о том, каким должно быть нормальное поведение в определенных обстоятельствах.
В заключение, существует более одного объяснения происхождения или агрессивного поведения , но почти наверняка это какая-то комбинация экологических и биологических факторов.
Это может вас заинтересовать…
Враждебная и инструментальная агрессия: причины и предотвращение
Давайте лучше поймем агрессию, рассмотрев ее значение и виды: враждебная агрессия и инструментальная агрессия.
По данным Американской академии педиатрии примерно от 3% до 7% детей и подростков проявляют признаки агрессии.
Слово «агрессия» нам знакомо. Мы говорим, что люди агрессивны, когда они кричат или бьют других людей, когда их провоцируют эмоции. Одни могут проявлять враждебную агрессию, другие инструментальную агрессию.
Но вы называете агрессией действия, причиняющие вред игрокам во время дикой игры, или действия солдат, защищающихся путем убийства врагов?
Что такое агрессия?
По данным социальных психологов, агрессия — это поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который не желает причинения вреда (Baron & Richardson, 19 лет). 94).
Человеческую агрессию очень трудно определить, потому что она предполагает понимание того, что то, что выглядит как агрессия для одного человека, может не выглядеть так для другого. Часто вредоносные действия не рассматриваются как опасные в зависимости от их намерения.
Характеристики агрессивного ребенка
Каковы характеристики агрессивного ребенка? Знание этих вещей может помочь вам помочь вашему ребенку регулировать или устранять склонность к агрессии.
Становится страшно, когда твой ребенок становится жертвой другого агрессивного ребенка. Но еще более тревожно, когда это ваш ребенок причиняет вред другому.
Все дети время от времени толкают или толкают товарища по играм, который дразнит их или пинает стул, когда они недовольны родителями. Следовательно, согласно Дню здоровья, ребенок, у которого есть проблемы с контролем того, как реагировать на ситуации, обычно делает одну или несколько из следующих вещей:
- Часто выходит из себя, сильно злится
- Чрезвычайно раздражителен или импульсивен и не может сосредоточиться
- Легко разочаровывается
- Физически нападает и дерется с другими детьми или взрослыми
- Часто ведет себя агрессивно, спорит или угрюм
- Плохо учится в школе или не может участвовать в занятиях или других организованных мероприятиях
- Не может принимать участие в социальных ситуациях и заводить друзей
- Спорит или постоянно ругается с членами семьи и не признает родительскую власть
- Неизбежно бросает вызов власти и отказывается подчиняться правилам
- Часто отрицает ответственность за свое плохое поведение и обвиняет других
Возможные причины агрессии у детей
Агрессия в основном является реакцией на определенные внешние факторы, такие как физический страх и разочарование. Развитие ребенка является важной частью. Однако есть и более сложные причины, которые могут вызывать разные формы агрессии, вот некоторые из них:
- Семейные проблемы
- Проблемы с обучением
- Неврологические расстройства
- Поведенческие расстройства
- Эмоциональная травма
- Влияние окружающей среды
Прочтите по теме: Симптомы СДВГ у малышей: советы родителям и опекунам
Враждебная и инструментальная агрессия Дихотомия
Психологи классифицируют агрессию как враждебную или инструментальную. Эта дихотомия была полезна в раннем развитии теорий агрессии. Кроме того, по мнению этих психологов, дихотомия не рассматривает агрессивные действия с несколькими мотивами. Таким образом, они предполагают, что, возможно, пришло время выдернуть вилку из розетки и позволить дихотомии враждебной и инструментальной агрессии встретить свою смерть.
Понимание враждебной и инструментальной агрессии
Понимание враждебной и инструментальной агрессии помогает не только оценить проблему, но и найти решения. В какой-то момент развития ребенка семьи могут столкнуться с тем, что дети закатывают истерики, когда они маленькие, или бунтуют в подростковом возрасте. Такое поведение является нормальным, если оно происходит непостоянно. Другое дело, когда они со временем формируют узор.
Каждый родитель мечтает о счастливом, хорошо воспитанном, умном и любознательном ребенке. Ребенок, которого все в сообществе обожают. Но что, если ваш ребенок капризный, часто очень грустный или подавленный? Что делать, если ваш ребенок бьет, толкает, кусает или плюет на других детей? Что делать, если ваш ребенок проявляет признаки совершения враждебной и инструментальной агрессии?
Враждебная агрессия
Враждебная агрессия относится к насильственным отношениям или действиям, связанным с гневом и желанием доминировать над ситуацией или над другими. Он проявляется вербально, невербально и физически и имеет намерение причинить вред.
Кроме того, враждебная агрессия относится к действиям, мотивированным чувством гнева, целью которых является причинение боли. Эти действия обычно являются продуктами эмоционального взрыва, внезапной реакцией, а не запланированной деятельностью. Этот вид агрессии может быть реакцией на угрозу или оскорбление со стороны другого человека.
Человек, который чувствует угрозу со стороны кого-то или ему больно, агрессивно реагирует, чтобы отомстить тому, кто это причинил. Основная цель агрессора — причинить боль.
Враждебная агрессия также называется эмоциональной или импульсивной агрессией.
Пример враждебной агрессии
Драка с одноклассником, который сказал что-то оскорбительное, повлекшая порезы и синяки.
В этом примере оскорбление привело к драке, порезам и синякам. Эмоция, вызванная оскорблением, является мотивом агрессии.
Инструментальная агрессия
С другой стороны, инструментальная агрессия — это когда человек преднамеренно действует агрессивно для достижения определенной цели. Этот тип отличается от враждебной агрессии тем, что в агрессии нет эмоционального побуждения, а есть цель. Это также относится к когнитивной агрессии.
Инструментальная агрессия не обязательно связана с намерением причинить вред и мотивирована только достижением определенной цели. Это происходит, когда дети дерутся за объекты, права или территории, и кто-то страдает. Оба ребенка думают, что они первыми берутся за какую-то игрушку в парке или книгу в школе. Цель нанесенного вреда – получить контроль над игрушкой или книгой.
Фото Виктории Бородиновой с сайта Pexels
Пример инструментальной агрессии
Пример — ребенок, который издевается над одноклассниками и намеренно получает их деньги. Ребенок становится агрессивным, чтобы получить деньги.
В этом примере вы увидите, что хулиган преднамеренно совершает действие, чтобы получить деньги слабой жертвы.
Разница между враждебной и инструментальной агрессией
Враждебная и инструментальная агрессия как формы агрессии различаются по своим целям. Во враждебной агрессии цель состоит в том, чтобы причинить вред кому-либо, вызванному эмоциональной реакцией. С другой стороны, инструментальная агрессия направлена на достижение чего-то и вовсе не связана с эмоциональными реакциями.
Фото Cottonbro с сайта Pexels
Запугивание и агрессия
Запугивание — это современная форма агрессии. Он приобрел большую популярность, чем несколько лет назад, поскольку у людей появилось больше способов взаимодействовать друг с другом. Способность к общению изменила поведение людей в различных социальных сетях.
Цифровая эра заставила издевательства показать другое лицо, и это киберзапугивание. Киберзапугивание — это запугивание с использованием Интернета. Следовательно, он может навредить другому человеку больше, чем когда-либо, в Интернете в режиме реального времени.
Подробнее о травле
Что такое травля? Американская психологическая ассоциация определяет травлю как агрессивное поведение, при котором кто-то намеренно и неоднократно причиняет другому человеку вред или дискомфорт.
Запугивание может быть физическим контактом, словесными или более тонкими действиями. Обиженные люди — это жертвы, которые не могут защитить себя и не сделали ничего, чтобы вызвать агрессию. Хотя они могут не испытывать физической агрессии, эти жертвы издевательств в равной степени страдают от действия агрессора, который является хулиганом.
Запугивание имеет три стороны: хулиган, жертва и свидетели или прохожие. Жертвы издевательств испытывают проблемы с психическим здоровьем, а также тревогу и депрессию. Те, кто стал жертвой издевательств, плохо учатся в школе, а некоторые также склонны к самоубийству.
Над кем издеваются?
Те, кто легко расстраиваются, могут привлечь хулиганов, потому что хулиганы любят реакцию жертвы. Хулиганы, как правило, выбирают людей, которые часто эмоциональны и быстро реагируют на ситуации.
Они также любят причинять вред тем, кто кажется слабым, например, толстым, культурным или расовым отличиям, неразумным или слишком способным, или тем, кто слишком хорошо учится в школе.
Хулиганы также любят нападать на геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендерных подростков.
Иногда из-за последствий травли и обидчики, и жертвы становятся враждебными. Следовательно, враждебная агрессия также является продуктом травли. Поэтому его называют современной формой агрессии.
Киберзапугивание
Запугивание может принимать различные формы, и наиболее критической, имеющей быстрый и широкий охват и часто причиняющей огромный вред, является киберзапугивание.
Технологии принесли с собой киберзапугивание. Как и запугивание, киберзапугивание — это повторяющееся поведение, направленное на причинение психологического или эмоционального вреда другому человеку. Это намеренно, запланировано или нет. Поскольку хулиган обычно использует технологии, киберзапугивание часто скрыто, совершается наедине, и хулиган может оставаться неизвестным.
Факты и статистика
- 90% учащихся 4-8 классов сообщают, что подвергались преследованиям или издевательствам.
- 28% учащихся 6-12 классов подвергаются издевательствам. 2
- 20% учащихся 9-12 классов подвергаются издевательствам. (stopbullying.gov)
- В 6-12 классах 9% учащихся подвергались киберзапугиванию. 2
- Более 160 000 детей каждый день отказываются ходить в школу, опасаясь травли. (Национальная ассоциация образования)
- 6% учащихся сообщают, что были свидетелями издевательств в своей школе, и более 71% говорят, что издевательства являются проблемой.
- Более 10% учащихся бросают школу из-за неоднократных издевательств.
- Ежемесячно 282 000 учащихся в средних школах Соединенных Штатов каким-либо образом подвергаются физическому насилию, и это число растет.
- Статистические данные свидетельствуют о том, что месть [из-за издевательств] является мотиватором номер один для стрельбы в школах в США
- 86% опрошенных учащихся заявили, что «другие дети придираются к ним, высмеивают их или издеваются над ними» — это основная причина, по которой подростки прибегают к насилию со смертельным исходом в школе.
- Почти 75% случаев стрельбы в школах были связаны с домогательствами и издевательствами.
- 87% опрошенных учащихся сообщают, что издевательства являются основным мотивом стрельбы в школах.
- 64% учащихся, подвергшихся издевательствам, не сообщают об этом. (Петросина, Гукенбург, Дево и Хэнсон, 2010 г.)
(взято из Образовательного уголка, Эпидемия травли: факты, статистика и предотвращение)
Как предотвратить враждебную агрессию и инструментальную агрессию?
Какие способы могут помочь предотвратить возникновение у детей склонности к враждебной агрессии? Более того, какие советы могли бы помочь в поиске более благоприятных для дома методов ограничения, если не прекращения инструментальной агрессии у детей?
Согласно исследованию под названием «Физическая агрессия в раннем детстве: траектории и предикторы», опубликованному The Journal в Национальной медицинской библиотеке США: дети, которые подвергаются наибольшему риску не научиться регулировать физическую агрессию в раннем детстве, имеют матерей с наличие в анамнезе асоциального поведения в школьные годы, матерей, рано начавших деторождение и курящих во время беременности, и малообеспеченных родителей, имеющих серьезные проблемы при совместном проживании. Профилактические вмешательства должны быть нацелены на семьи с профилями высокого риска по этим переменным.
Фото Rodnae Productions, сайт Pexels
7 советов по предотвращению агрессии у детей
- Вводите домашние правила как можно раньше
Дети быстро учатся, и они начинают учиться сразу после рождения. Не стоит недооценивать способность вашего ребенка запоминать то, чему вы его учите. Заранее ознакомьтесь с правилами дома.
- Используйте позитивную дисциплину
Покажите детям поведение, которое вы хотите, чтобы они продемонстрировали. Скажите им, когда они злятся, что они должны использовать свои слова, а не силу.
- Используйте здоровые отвлекающие факторы
Научите ребенка правильно реагировать; ищите способы помочь ему не сосредотачиваться на своих эмоциях.
- Демонстрация самоконтроля
Малыши еще не могут себя контролировать. Следовательно, вы должны показать им, что нельзя бить, кусать и пинать, когда они злятся. Научите их выражать свой гнев словами.
- Научите своего ребенка не причинять вред другим людям
Каждый день — это возможность для обучения. Когда мы что-то рассказываем нашим малышам, они запоминают, особенно если мы последовательны, независимо от того, как долго это длилось.
- Никогда не переставай хвалить
Как только вы заметите хотя бы небольшое улучшение состояния вашего малыша, вы обязательно должны похвалить его. Покажите, что вы счастливы, что вас слушают.
- Расскажи и покажи любовь
Учить личным примером. Все, что вы хотите, чтобы ваш ребенок имел, вы должны показать в первую очередь. Говорите и показывайте свою любовь все время.
В Brightside Academy, Огайо, мы знаем, как сделать из ваших детей счастливых и миролюбивых личностей. Позвольте нам помочь вам создать для ваших детей безопасную и надежную среду, в которой они смогут расти и исследовать мир.