О «сократовской беседе» никак не скажешь, что провести ее легко и просто. Внешне непритязательная по форме и кажущаяся доступной любому педагогу , «сократовская беседа» тем не менее остается далеко не доступной любому организатору групповой деятельности.
Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно производить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать у детей. «Сократовская беседа» — одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.
Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: «Хорошо живется на свете эгоисту» или «Всегда надо ли отстаивать истину?», или «Одиночества не боится сильный», или «Свободен ли дикарь?».
Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная «разминка» — подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, такому, как: «Полезно ли ходить босиком по земле?» или «Всегда ли надо солить пищу?», или «Следует ли по утрам делать зарядку?», или же «Надо ли чистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь? в какое время года? Какова мера? и т. д. – то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.
Возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.
Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одного учебного класса либо параллели двух учебных групп.
Сегодня новые времена предлагают для «сократовской беседы» довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли – главное в жизни?», «Человек проявляет свое «я» в труде», «Помогая другому, ты ослабляешь его силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозг ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость – одиночество» и другие.
Ученик не остается для школы явлением нейтральным, его присутствие в школе изменяет облик школьного коллектива, определенным образом насыщает психологический климат дополнительной тональностью, и, в итоге, его годы ученичества не проходят бесследно для истории школы. Разумеется, влияние это индивидуально по содержанию, еще более – по силе отпечатка, оставленного каждым ребенком в его общении с другими.
Влияние это настолько неуловимо, не подвластно жесткой фиксации, что в школе зачастую полагают, будто целые группы детей тихо и незаметно проходят через годы, не сыграв никакой роли на сцене школьной жизни. Между тем, как психологический климат школы в своем постоянном движении, впитывая в себя все краски слов, действий, поступков, портретов, талантов каждого ребенка, так же, как и каждого учителя, зависит от любого из членов школьного коллектива. История каждого ученика впечатана в историю развития школы.
Осознание такой связи уже само по себе является сильным фактором развития личности школьника. Материализация этой связи, так, чтобы для детей она предстала наглядно и осязаемо, служит традиция посадки деревьев выпускниками школы. Этот акт носит символическое значение: расставаясь, школьник последующим поколениям дарит прекрасное; уходя из школы, школьник навечно оставляет частицу своего «я» в кроне растущего дерева; это дерево – своеобразная благодарность школе за годы ученичества и своеобразная забота о детстве, взрослеющем под крышей школы.
Молодое деревце нуждается в уходе, поэтому его посадка организуется осенью, так, чтобы в течение последнего учебного года юноши и девушки имели возможность наблюдать за ним и помогать его росту и привитию на новой почве. В день «последнего звонка» они придут попрощаться с деревцем и скажут какие-то добрые слова как обещание или клятва, как мечта или зарок, как раздумье или волнение юноши перед выбором жизненного пути.
Лучше, если посадка саженца производится без зрителей – без шумных любопытных младшеклассников. Тогда не придется выпускнику играть на зрителя, скрывая сентиментальные чувства, охватывающие его в этот момент. Но о том, что деревце посажено, должна знать школа – способ извещения избирается удобный для конкретных условий.
Разумеется, традиционность такого акта заранее планируется, определяется площадка, составляется план аллеи «Дерево выпускников», биологи должны подготовить почву, а завхоз обеспечить детей орудиями труда. Ведется и психологическая подготовка: формируется установка, обсуждается разновидность растения, намечаются сроки, определяются роли, содержание деятельности, время и место торжественного акта, а также задолго до него – способ ухаживания за деревцем.
У выпускников появляется свое особое место на школьном дворе – «у дерева». Теперь многие минуты коллективной работы могут протекать «у дерева», а работа эта приобретает для них новый социально-психологический оттенок.
Отметим и следующее. «Дерево выпускников» вносит в духовный мир школьника ценность школы, подчеркивает личностный смысл для каждого школьника этой духовной ценности, помогает ребенку уже в первом классе проецировать свое будущее, планируя свое взросление и связывая его со школой.
«Дерево выпускников» имеет и свой скрытый философский смысл: личность человека не ограничивается пространством, очерченным телесным контуром, она простирается и вне этого контура, оставляя свое «я» в людях, вещах, явлениях и тем самым расширяя пространство этого «я»; в посаженном дереве школьник воплотил свое «я», войдя тем самым в существующий мир вполне реальной частью его.
Конспект урока химии на тему «СОКРАТОВСКАЯ БЕСЕДА»
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева в свете теории строения атома
УРОК ХИМИИ – «СОКРАТОВСКАЯ БЕСЕДА»
Цели.
• Способствовать формированию у учеников «химического» стиля мышления при обсуждении взаимосвязи свойств веществ с их строением.
• Развить эрудицию и кругозор учащихся.
• Показать преимущества диалогового стиля общения.
• Способствовать формированию чувства гордости за достижения российской науки.
Задачи.
• Закрепить знания о сущности периодичности, структуре периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И.Менделеева, ее значении и активизировать навыки давать характеристику химическому элементу по ПСХЭ.
• Проиллюстрировать историю учения о периодичности.
• Развить у учеников умение мобильно использовать имеющиеся у них знания.
Методы и приемы.
• Словесные – проблемная беседа;
• наглядные – оформление на доске характеристик химических элементов по ПСХЭ;
• практические – выполнение заданий, раскрывающих характеристики химических элементов.
Оборудование. Правила «сократовской беседы», «менделеевский» и современный варианты ПСХЭ, портреты Д.И.Менделеева, А. ван ден Брука, Г.Мозли, Ф.Содди, П.Э.Лекока де Буабодрана.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Учитель.Этот урок пройдет в форме «сократовской беседы». Прием, который мы используем для активизации и обобщения знаний о периодичности, подарен человечеству Сократом – великим мыслителем древности. Он общался со своими учениками через проблемный диалог, когда большая проблема дробилась на более мелкие и простые вопросы, ответы на которые помогали сложить целостную картину явления. В «сократовской беседе» одинаково важно и отвечать на вопросы, и задавать их, высвечивая новые грани явления.
Чтобы наша работа в форме проблемного диалога шла организованно, необходимо придерживаться следующих правил.
«Не могу молчать» (если имеешь мнение, его обязательно нужно высказать, особенно если оно отличается от уже высказанных суждений; возможно, именно твое мнение раскроет новую грань проблемы).
«Платон мне друг, но истина дороже» (не стесняться возражать, если твое мнение отличается от мнения других участников беседы; истина познается в споре и в сомнении).
«Уважай ближнего своего» (быть вежливым и корректным, высказывая свои соображения и возражения, говорить «в круг», а не на ухо соседу).
Расположимся мы сегодня не обычно, не за партами, а на стульях в общем круге. Старайтесь, чтобы ваши позы были «открытыми», не перекрещивайте ноги и руки, чтобы энергетически не сковывать мыслительный процесс.
Итак, вооружившись методом «сократовской беседы», мы начинаем разговор о важнейшей странице в истории химии – о явлении периодичности, истории его изучения и значении.
Активизация учащихся
Учитель. Работу мы начнем с разминки, цель которой – «разбудить мысль и слово», т. е. разговориться, мобилизовать мыслительные процессы. Используя прием «рондо», постарайтесь быстро ответить на следующие несложные вопросы. Отвечают все без исключения, в порядке очереди, в соответствии со своим местом в общем круге (вопросы разминки можно дать учащимся на предыдущем уроке в качестве домашнего задания).
1. Что такое вещество? Химический элемент? Молекула? Атом?
2. Расшифруйте названия некоторых химических элементов.
3. Расскажите об известных вам историях открытия химических элементов.
Итак, мы подготовили стартовую площадку для основной работы. Нужно выполнить еще три индивидуальных задания, результатами которых мы воспользуемся несколько позже, а именно: оформить на доске характеристики натрия, алюминия и серы по ПСХЭ.
Основная часть урока (обобщение знаний)
Учитель. К 60-м гг. XIX в. было известно около 60 химических элементов, и многие ученые стали задумываться над их систематизацией. Например, немецкий химик И.В.Дёберейнер составлял «триады» из сходных по свойствам элементов: литий–натрий–калий, очень активные металлы серебристо-белого цвета, самопроизвольно окисляются на воздухе, взаимодействуют с водой с выделением водорода и образованием щелочи; хлор–бром–йод, сильные окислители, молекулы их двухатомны.
Французский химик А.Э.Б. де Шанкуртуа составил «спираль жизни», расположив известные химические элементы по спирали, описанной вокруг цилиндра так, чтобы похожие по свойствам элементы оказались друг под другом.
Таблица из статьи Д.И.Менделеева «Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств неоткрытых элементов» (1871)
Английский химик Дж.А.Р.Ньюлендс предложил «закон октав» – он очень любил музыку, считал, что в природе все подвластно музыкальной гармонии и подобное в свойствах химических элементов должно повторяться, как в музыкальной октаве, через семь элементов на восьмом. Ньюлендс расположил химические элементы в порядке возрастания атомного веса (массы) так, чтобы похожие по свойствам элементы находились друг под другом. Его система внешне похожа на менделеевскую, и Ньюлендс пытался доказать собственный приоритет в открытии периодической системы. Похожа на менделеевскую и система элементов немецкого химика Л. Ю.Мейера, опиравшегося в систематизации не только на возрастание атомного веса и подобие свойств, но и на валентность.
В чем же коренное отличие периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева от систематизаций других химиков?
Ученик. Определяя место химического элемента в системе, Дмитрий Иванович опирался на все известные к тому времени свойства элементов и их соединений. Он выписывал все известное об элементе и его соединениях на отдельные карточки и анализировал разные варианты взаимного расположения химических элементов, учитывая весь комплекс их свойств. В отличие от других химиков он предположил существование еще неизвестных тогда науке химических элементов и оставил для них пустые места – всего 12. Для трех химических элементов Менделеев подробно предсказал их свойства. Он назвал эти элементы «экаалюминий», «экабор» и «экасилиций» (приставка «эко» означает «подобный»).
Учитель.Когда Д.И.Менделеев открыл периодический закон?
Ученик. Свойства элементов (а следовательно, и образованных из них простых и сложных тел) находятся в периодической зависимости от их атомного веса.
Учитель.Есть ли в периодической системе отклонения от порядка возрастания атомных масс?
Ученик.Есть. Например, аргон–калий, кобальт–никель, теллур–йод.
Учитель.Отличалась ли первая периодическая система от современного варианта?
Ученик.В первом варианте периодической системы похожие по свойствам элементы располагались не друг под другом, а рядом, и не было порядковых номеров. Порядковые номера введены в 1913 г. нидерландским физиком А. ван ден Бруком как значения функции, выражающей зависимость свойств элемента от еще неизвестной внутренней особенности.
Учитель. Какие события способствовали признанию периодического закона?
Ученик. Прежде всего это открытие тех элементов, существование и свойства которых были предсказаны Д.И.Менделеевым. В 1875 г. молодой французский спектроскопист П.Э.Лекок де Буабодран выделил из минерала, добытого в Пиренейских горах, новый элемент, названный им галлием. Свойства галлия совпали со свойствами «экаалюминия». В 1879 г. шведский химик Л.Ф.Нильсон открыл элемент скандий, свойства которого совпали со свойствами «экабора». В 1886 г. немецкий химик К.А.Винклер открыл элемент германий – «экасилиций».
Учитель.Эти события ярко отражает шутливое стихотворение:
Вот как-то раз узнали Ученые всех стран – Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) Открыл Буабодран. Довольный и счастливый рассматривал металл И писем из России никак не ожидал. «Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен, – В глаза не видел галлий, а свойства знает он! Вес вычислил удельный точней, чем я, стократ Какой-то Менделеев еще пять лет назад!» Глаза его сверкали, топорщились усы, И вот металл свой галлий он кинул на весы. Ответ в Россию мчится: «Я вами восхищен! Проверен мной практически Закон периодический, И я категорически приветствую закон!» Так галлий стал одним из трех, Предсказанных заранее, И следом, как из-под земли, Уж скандий в Швеции нашли, На свет германий извлекли, Естественно, в Германии.
Кстати, первооткрыватель германия Винклер хотел назвать элемент, предсказанный благодаря периодическому закону, в честь России. На «географическом» названии, в соответствии с традицией, настаивал Менделеев. А какой элемент назван в честь России?
Ученик.Рутений с порядковым номером 44 – от латинского названия России – Ruthenia.
Учитель.Сам Менделеев не сомневался в огромном научном значении периодического закона. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются», – писал он. Но периодический закон подвергся двум очень серьезным проверкам «на прочность». Первая из них связана с открытием инертных газов. Для инертных газов в периодической системе места предусмотрено не было, но в соответствии со своими свойствами они образовали в ней дополнительную, «нулевую» группу. Первый из инертных газов, гелий, был сначала открыт методом спектрального анализа в спектре солнечных протуберанцев (1868), и только спустя более 25 лет инертные газы были выделены из воздуха английскими физиками и химиками Дж.У.Рэлеем и У.Рамзаем. Об этом стихотворные строки:
Другого ничего в природе нет. Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых.
(С.Щипачев)
Второе испытание оказалось еще более серьезным, т. к. ставило под сомнение саму основу периодичности – атомную массу. В 1913 г. английский радиохимик Фредерик Содди, изучая радиоактивный распад, открыл существование элементов с одинаковыми свойствами, но разной атомной массой. Как называются такие элементы?
Ученик.Изотопы.
Учитель. Чтобы объяснить результаты второго испытания периодического закона, потребовалось объединение усилий химии и физики. «Природа не знает о нашем делении на науки. Она едина. И это значит, что постижение ее законов требует коллективного усилия многих наук», – утверждал Н.Н.Семенов, лауреат Нобелевской премии по химии 1956 г.
Какова современная модель строения атома? Какие ученые внесли вклад в ее создание?
Ученик. Благодаря опытам Эрнеста Резерфорда по рассеиванию a-частиц золотой фольгой в 1913 г. утвердилась планетарная модель строения атома: в центре – положительно заряженное ядро, размеры которого в ~100 000 раз меньше размеров атома, а вокруг ядра по круговым орбитам вращаются отрицательно заряженные электроны. Суммарный заряд электронов совпадает с зарядом ядра, поэтому атом в целом электронейтрален. В соответствии с постулатами Н.Бора электроны могут находиться только на разрешенных (стационарных) орбитах. Находясь на стационарной орбите, электрон энергию не излучает. При переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую происходит выделение или поглощение энергии.
Учитель.Экспериментально определяя частоты рентгеновских излучений атомов, ученик Резерфорда английский физик Генри Мозли установил линейную зависимость квадратного корня из этих частот от атомных (порядковых) номеров химических элементов. Согласно же гипотезе А. ван ден Брука (1913) порядковые номера химических элементов равны зарядам ядер атомов. Заряд ядра атома химического элемента определяется количеством протонов в ядре атома. Так определился физический смысл порядкового номера – не только положение химического элемента в периодической системе, но и заряд ядра его атома, число протонов в ядре и общее число электронов в атоме.
В 1932 г. английский физик-экспериментатор Ч.Дж.Чедвик и советский физик-теоретик Д.Д.Иваненко практически одновременно пришли к выводу о существовании внутри атомных ядер еще одного вида частиц – нейтронов с массой, приблизительно равной массе протона, но не имеющих заряда. Как определить количество нейтронов в ядре атома?
Ученик. Из атомной массы вычесть порядковый номер элемента.
Учитель.Как объяснить с позиций теории строения атома существование изотопов?
Ученик. Имеют одинаковый заряд ядра, т. е. одинаковое число протонов в ядре, но разное число нейтронов и, следовательно, разную атомную массу.
Учитель.Каков физический смысл номера периода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?
Ученик. Число энергетических уровней в атоме химического элемента.
Учитель. Что такое периоды в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?
Ученик.Горизонтальные ряды химических элементов, расположенных в порядке возрастания атомных масс, начинающиеся щелочными металлами и заканчивающиеся инертными газами.
Учитель.Какими бывают периоды в периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева?
Ученик. Малые и большие. Малые периоды – первый (два элемента), второй и третий (по восемь элементов). Остальные периоды – большие, т. е. состоят из двух рядов элементов. В четных рядах больших периодов находятся только металлы, в их атомах, кроме щелочных и щелочно-земельных металлов, заполняются не внешние энергетические уровни, а d- и f-подуровни предвнешних энергетических уровней, поэтому металлические свойства «угасают» медленно. Нечетные ряды больших периодов начинаются металлами, но не щелочными, затем металлические свойства резко ослабевают, неметаллические усиливаются до галогенов.
Учитель. Что такое группы?
Ученик.Вертикальные ряды химических элементов с одинаковой электронной конфигурацией валентных электронов.
Учитель. По какому признаку группы делятся на главные и побочные подгруппы?
Ученик. В главных подгруппах находятся химические элементы и малых, и больших периодов. В их атомах заполняется внешний энергетический уровень, и номер группы совпадает с числом электронов на внешнем (валентном) энергетическом уровне. В побочных подгруппах находятся химические элементы только больших периодов, в их атомах заполняются d- и f-подуровни предвнешних энергетических уровней, и на внешнем уровне обычно содержится два электрона (исключения – Cr, Cu, Ag, Au – 1 e).
Учитель.Как меняются свойства химических элементов в группах и почему?
Ученик.Металлические свойства усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. на внешнем энергетическом уровне число электронов не меняется, а радиус атома увеличивается.
Учитель.Как меняются свойства химических элементов в периодах и почему?
Ученик. Металлические свойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. возрастает число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов и уменьшается атомный радиус. (Иллюстрирует этот вывод подготовленными на доске характеристиками химических элементов. )
Учитель. Почему лантаноиды и актиноиды вынесены за рамку периодической системы?
Ученик. В их атомах заполняется третий от конца энергетический f-подуровень. Изменение электронного строения этого энергетического подуровня почти не отражается на свойствах химических элементов, в химическом отношении лантаноиды и актиноиды – близнецы. Поэтому помещать их в период периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, где предполагается угасание металлических свойств, было бы неверно.
Учитель.Почему у водорода два положения в периодической системе?
Ученик.У атома водорода всего один электрон на первом энергетическом уровне, и до его завершения не хватает одного электрона. Атом водорода способен и отдавать один электрон, как атомы щелочных металлов (в реакциях с неметаллами), и принимать один электрон, как атомы галогенов (в реакциях со щелочными и щелочно-земельными металлами).
Учитель.В чем причина периодического повторения свойств элементов и их соединений?
Ученик. Повторяется электронное строение внешнего энергетического уровня, а именно это определяет свойства.
Ученик. Свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов.
Учитель.Возможно ли существование элементов, предшествующих водороду в периодической системе?
Ученик. Нет, т.к. меньше одного протона в ядре атома быть не может.
Учитель. Предполагается ли предел для периодической системы?
Ученик.Предполагается, что периодическая система будет содержать примерно 160 химических элементов. Более крупные ядра будут вступать во взаимодействие с электронами первого энергетического уровня, что приведет к получению новых изотопов уже существующих элементов. По синтезу новых химических элементов успешно работают российские ученые (см. газету «Химия», 2004, № 4, с. 1).
Подведение итогов «сократовской беседы»
Учитель. Итак, периодический закон и его наглядное выражение – периодическая система химических элементов – являются мостиком в микромир, позволяют без сложных приборов определять строение атома, уверенно предсказывать свойства химических элементов и их соединений, характеристики атомов, включая атомные массы. Учение о периодичности ярко иллюстрирует законы диалектики:
1) закон перехода количественных изменений в качественные: изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне ведет к изменению свойств химического элемента и его соединений;
2) закон единства и борьбы противоположностей: электрон сочетает свойства частицы (заряд и масса) и волны (дифракция и интерференция) – это так называемый корпускулярно-волновой дуализм;
3) закон отрицания отрицания: в электронной структуре атома щелочного металла калия полностью повторяется электронная структура атома инертного газа аргона, но высокая химическая активность калия полностью отрицает инертность аргона.
Периодический закон относится к фундаментальнейшим законам природы и величайшим открытиям человечества.
Сократическая беседа: знакомство с диалогами Платона и сократовской традиции в современном классе
Перейти к содержанию
Автор:  Jeffrey S. Lehman философский разговор в поисках истины. Три части книги разными, но дополняющими друг друга способами наводят мост между философскими диалогами Платона и других и современной практикой сократовской беседы как педагогического метода.
Сократическая беседа: диалоги Платона и сократовская традиция в современном классе количество
«Сократ. Если я вас убедил и мало думал о Сократе и гораздо больше об истине, вы должны согласиться со мной, если вам кажется, что я говорю правду; а если не буду, то ты должен напрягать против меня все доводы, которые у тебя есть, заботясь о том, чтобы я от рвения не ушел, обманув и себя, и тебя, как пчела, оставившая свое жало. ». —Платон Федон
Исследуйте традицию сократовской беседы, чтобы сохранить ее в будущем!
Сократическая беседа раскрывает естественную связь между великими философскими диалогами и искусством философской беседы в поисках истины. Три части книги разными, но дополняющими друг друга способами наводят мост между философскими диалогами Платона и других и современной практикой сократовской беседы как педагогического метода.
Часть 1: Чтобы построить этот мост, автор Джеффри Леман исследует некоторые из самых известных и любимых диалогов Платона. Каждая глава в части 1 посвящена тем аспектам диалогов, которые помогают увидеть связь между тем, как Платон создал свои философские диалоги, и его надеждой на то, что их чтение вызовет у его читателей желание самим участвовать в философских беседах.
Часть 2: Присоединяйтесь к автору в путешествии от времен Платона до наших дней. Попутно автор рассматривает особенно яркие примеры философского диалога и показывает, как они продолжают дело, начатое Платоном.
Часть 3: В последнем разделе основное внимание уделяется сократовскому разговору в наше время! Проинформированный исследованием примеров философских диалогов во втором разделе, читатель находится в лучшем положении, чтобы понять и оценить вызовы и прелести сократовской беседы как педагогического метода. Попутно автор показывает, насколько замечательно сократовская беседа подходит для классического образования, и рассматривает некоторые из основных принципов эффективной сократовской беседы.
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу
Преобразование класса – стратегии диалога в классе
«Сократический диалог» — это термин, который обычно ассоциируется с педагогикой, в которой учитель задает своим ученикам наводящие вопросы по изучаемому в классе материалу. Учитель не дает ответов ученикам; он/она отвечает на вопросы учащихся дополнительными вопросами, побуждая учащихся углубляться в материал и искать ответы самостоятельно. Эта педагогика может быть использована в любой дисциплине с любой возрастной группой. Оно восходит к трудам Сократа, который считал, что «мудрость начинается с удивления» и что «образование — это зажигание пламени, а не зажигание сосуда». Хотя эта педагогика сама по себе не является подходом, ориентированным на учителя, она остается подходом к обучению, проводимым учителем.
Я использовал метод Сократа в своих классах в течение последних 30 лет и пришел к убеждению, что нам может понадобиться создать учебную среду, которая углубит голос учащихся и побудит молодых людей быть более активными участниками собственного обучения. Мы должны согласовать классную практику с недавними исследованиями в области науки о мозге, которые показывают, что учащиеся учатся лучше всего, если они активно работают с материалом, т. е. «тот, кто выполняет работу, учится». Как заметил Джастин Тарт, «самый заинтересованные классы — это не те классы, где учителя задают хорошие вопросы, это классы, где дети задают хорошие вопросы».
По мере того, как мы работаем над преобразованием школ, мы должны начать смещать классную практику с методологий, ориентированных на учителя, на методы, которым помогает учитель, и на подходы к обучению , при которых учащиеся ведут беседы в классе и задают важные вопросы. «Подход Харкнесса» — это термин, обозначающий подход, при котором учащиеся работают как учебное сообщество, борются с материалами, используют свои голоса и сотрудничают, чтобы сделать учебные материалы значимыми, будь то первоисточник, научный эксперимент или научное исследование. математическая проблема. Роль учителя переопределена: теперь он должен быть планировщиком учебной программы, а в классе — соучеником. Роль учащегося в равной степени переопределяется, чтобы быть активным участником обсуждений в классе и взаимодействовать со сверстниками, чтобы создавать смысл из материалов. Этот подход способствует равенству и ценит вклад всех голосов в классе; оно основано на убеждении, что «никто из нас не так умен, как все мы».
Эта педагогика продвигает обучение в классе на один шаг вперед к обучению, ориентированному на учащихся, в соответствии с Континуумом вовлеченности Барбары Брей:
http://www.personalizelearning.com/2016/03/continuum-of-engagement.html подход Харкнесса также поощряет голос учащихся и смещает акцент в классе на более ориентированное на учащихся обучение, как указано в Континууме голоса Брея:
http://www.personalizelearning.com/2016/01/continuum-of-voice- что это значит для.html
Диалог Сократа, особенно подход Харкнесса, ставит учащихся в центр образовательного процесса; это коренным образом меняет динамику отношений между учителем и учеником и возлагает ответственность и инициативу в обучении на ученика. «Это уменьшает влияние неправильных представлений, помогает учащимся систематизировать знания, развивает навыки мышления более высокого порядка и помогает учащимся направлять и контролировать свое собственное обучение» (Lam, 2011).
Преобразование школы должно начинаться ежедневно в классе. Мы должны отменить то, что предыдущее школьное обучение подавляло любознательность и творческое мышление учащихся. «Если мы хотим вовлечь учащихся в размышления над нашим содержанием, мы должны стимулировать их мышление с помощью вопросов, которые подталкивают их к дальнейшим вопросам. Мы должны реанимировать умы, которые в основном мертвы, когда мы их получаем. Мы должны дать нашим ученикам то, что можно было бы назвать «искусственным мышлением» (интеллектуальный эквивалент искусственного дыхания)» (Paul, Martin, Adamson, 19).89). Смена практики в классе — это способ начать.
Самое главное, эта педагогика развивает навыки критического мышления, активное слушание и способность отстаивать свою точку зрения, при этом ценя интересы других.