Во всем виноваты родители? Психологи про детские травмы, привязанности и скверный характер
Постутопия
15 октября 2021
Читайте нас в Телеграме
ПО МНЕНИЮ РОСКОМНАДЗОРА, «УТОПИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТОМ ЦЕНТРА «НАСИЛИЮ.НЕТ», КОТОРЫЙ, ПО МНЕНИЮ МИНЮСТА,
ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Почему это не так?
Кратко
Во время терапии психологи зачастую предлагают искать источники страхов, неуверенности в себе, неудачных отношений и проблем с агрессией в отношениях с родителями. Психологи Елена Голяковская и Александра Иванова рассказали «Утопии», все ли наши проблемы родом из детства и можно ли оправдать дурной характер психологическими травмами.
Почему психологи всегда копаются в детстве? Правда ли, что оттуда большинство наших проблем и травм?
В подавляющем большинстве случаев это действительно так. Чаще всего клиенты думают, что мы, психологи, ищем виновных в их проблемах, мол, сейчас вместе разберемся, кто виноват, и тогда проблема решится. На самом деле мы ищем причины трудностей и дальше уже можем с ними работать.
До пяти лет ребенок адаптируется к условиям среды: он учится взаимодействовать с родителями, жить, меняться. Некоторые модели поведения, сформированные в этом возрасте, могут в дальнейшем мешать в жизни, отношениях, работе, но далеко не всегда так происходит из-за психологических травм.
Наша психика так устроена, что у одного человека негативное событие может действительно оставить травму и потом разрушать жизнь, а у другого точно такое же событие, часто даже в одной семье, не оставит никакого отпечатка. Это будет просто что-то рядовое, максимум плохое воспоминание. Например, отъезд мамы в долгую командировку может быть травматичным для ребенка и приведет к нарушению привязанности, будет откликаться всю жизнь, а для его брата или сестры пройдет бесследно.
Не все проблемы, которое мешают нам сейчас и с которыми мы приходим к психологу, являются психологической травмой. Но да, практически все психологи будут спрашивать про детство, так как это очень важно.
Все психологи работают с проблемами из детства?
Нет, не все. Есть современные подходы, например, краткосрочная терапия, которая ориентирована на решение здесь и сейчас. В таких случаях проблема рассматривается пунктирно, а основной фокус работы делается на том, чтобы понять: «Как я хочу, чтобы была устроена моя жизнь без проблем, в каких сферах жизни их нет, что помогает справляться с ними». Ведь мы почти всегда фокусируемся на проблемных местах, где что болит, и не замечаем, в каких сферах все хорошо.
Иногда жизнь без проблем — это потеря чего-то важного. Если не будет проблем, то их надо будет чем-то заменить, что появится вместо них? Люди впадают в ступор. Терапевт помогает клиенту подумать, что появится вместо проблемы, что будет возможно без нее, и чего важного он может лишится, если проблема уйдет?
Ну и конечно, травмы бывают не только из-за отношений с родителями. Они бывают от сиблингов (братьев и сестер), их можно получить в школе, от сверстников, тренеров и просто внешних условий.
Что такое травма? Как ее описать и откуда она берется?
Над определением этого слова бьются все психологи уже не одно десятилетие. Психиатр и исследователь Бессел ван дер Колк руководит в США центром, работающим с травмами людей. В книге «Тело помнит все» он рассказывает, что сначала специалисты центра исходили из классического определения: травма — это событие угрожающее жизни, она бывает у жертв терактов, пострадавших в катастрофах, ветеранов боевых действий, тех, у кого на руках умер близкий. В основном в центре работали с ветеранами войны во Вьетнаме. Но выяснилось, что те же самые психологические проблемы — неспособность совладать со своей жизнью — есть у огромного количества людей, которые не переживали таких страшных событий. У них были другие потери, которые могут показаться не столь серьезными: разлука с близкими родственниками, серия переездов с места на место в раннем детстве, буллинг в школе. Казалось бы, эти события происходят со многими людьми, но у некоторых психологические последствия могут быть сопоставимы с теми, кто вернулся из Вьетнама со страшными флешбеками.
Фото: pixabay
Поэтому до сих пор даже в этом профильном центре путаются с тем, что же такое травма. Если опираться на опыт мировых специалистов, то травма — это субъективное восприятие события из прошлого, после которого человек не может справляться со своей жизнью так же, как и раньше. Это может произойти в любом возрасте.
Когда возникают проблемы, которые сохраняются на протяжении всей жизни?
Есть разные оценки: психоанализ или теория привязанностей говорят, что до 7 лет, схемо-терапия — до 12 лет. Можно сказать, что до периода пубертата, так как во время пубертата идет пересборка идентичности. Грубо говоря, с чем ты в него пришел, на том и создаешь идентичность. Сложный, проблемный опыт может закрепиться в моделях поведения.
До пубертата психика ребенка во многом едина с психикой матери или другого взрослого, который заботится о нем, от кого он получает больше всего любви. Получается, что формируется привязанность: все, что ребенку нужно, он может получить только от этой фигуры. В дальнейшем то, что он недополучил, будет фонить в его мыслях, желаниях, мировосприятии, поведении.
Опять же это все очень субъективно. Например, мать считает, что дала ребенку все, что могла, ей кажется, она купала ребенка в любви. Но ощущение потребностей у ребенка отличается, ему кажется, что он их не удовлетворил, а родители могут даже не догадываться об этом. Сам ребенок тоже может этого не осознавать. Формулировать потребности еще не умеет и, как следствие, он будет искать реализацию этих потребностей во всех близких отношениях. Например, будет очень прилипчивым, тревожным, он будет думать, что всегда недостаточно старается, чтобы его любили, что любовь надо заслужить.
Эти привязанности могут остаться на всю жизнь?
Ребенок привязывается к значимому взрослому, учится выстраивать отношения, учится быть в них. Он познает себя через эти отношения. Привязанность формируется в течение первого года жизни, когда появляется базовое ощущение безопасности, и ребенку кажется, что мир хороший и люди не хотят ему зла. Дальше на этот фундамент накладываются модели отношений. Причем, этот базис изменить нельзя. Его можно облегчить, компенсировать, сделать лучше или хуже, но отменить не получится.
Пример: модель тревожно-избегающая. Ребенка часто оставляли одного, ему было плохо, страшно, обидно, потом в близких отношениях, особенно с партнером, он всегда будет настороже, ему будет очень сложно доверять другим людям. Это может проявляться в большом количестве браков или бесконечной мнительности. Например, муж пошел пить пиво с друзьями, а ты сходишь с ума, что он не вернется, встретит другую женщину. Все сигналы говорят об обратном, но базовое переживание заставляет думать, что если кто-то завернул за угол, то он больше не вернется. Это происходит неосознанно. Или избегающая привязанность: лучше не буду ни с кем вступать в отношения, потому что обязательно сделают больно, бросят. Лучше будет много поверхностных отношений или вообще никаких.
Существует также дезорганизованная привязанность — когда человек вообще не понимает, как ему будет лучше. Странные качели, когда сам не знаешь, чего хочешь. Малейшее подозрение, что партнер не хочет быть со мной — сразу развод и девичья фамилия. Больно от того, что партнер может уйти, но также страшно, что он может остаться и причинить боль: «Уходи отсюда! Ты что, правда ушел? Вернись немедленно!»
С такими проблемами можно работать, и в этих ситуациях полезно вспомнить с психологом детство. Кардинально изменить себя не получится, но можно научиться понимать себя, договариваться с собой и другими и не портить себе жизнь.
Можно ли объяснить плохой характер психологическими травмами?
У каждого есть врожденная структура личности. Сперва она сырая, как холст, натянутый на раму: у кого-то он маленький, у кого-то большой, круглый, квадратный. Все остальное на этот холст наносится на протяжении жизни. Структура личности дает начальную стадию характера, дальше все зависит от фигур привязанностей, заботящихся родителей, от ситуаций, окружения, потребностей, как проходил пубретат, как прошла сепарация от родителей, какие были отношения с разными людьми. Из этого вырастает личностная пирамида.
Отвратительный характер можно вполне объяснить особенностями психики. Но с любым характером надо учиться жить — если он сложный и не меняется, значит ребенка не научили с ним жить. Задача окружения — объяснить ребенку его сильные и слабые стороны, обходить уязвимости. Если не научили, то характер будет доставлять проблемы и его будут называть дурным. Еще из-за дефицита навыков коммуникации человек может повышать голос, если накипело. Это никакая не травма, а отсутствие культуры разговаривать про свои границы.
11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей / AdMe
«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.
Нам в ADME захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.
1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте
У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.
2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте
Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.
3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте
Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.
4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте
Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.
Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.
5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы
Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.
6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте
В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.
7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте
Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.
В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.
8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте
То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.
9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте
События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.
10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте
Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.
11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте
Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.
Что делать
Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.
Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.
Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?
AdMe/Психология/11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей
Детская травма — семенная психология
Длительное воздействие детской травмы
Неразрешенная детская травма может проявляться по-разному в разное время жизни. Некоторые люди остро осознают некоторые модели негативного мышления или вредного поведения, зародившиеся в детстве, которые продолжают сдерживать их. Другие могут не знать, что некоторые из их нынешних дистрессов и других проблем с психическим здоровьем коренятся в болезненных переживаниях детства.
Какие переживания могут привести к детской травме?
- Физическое, сексуальное, словесное или эмоциональное насилие
- Пренебрежение, в том числе эмоциональное пренебрежение
- Родитель, страдающий зависимостью или другим психическим заболеванием
- Смерть или болезнь родителя или члена семьи
- Иммиграция или статус беженца
- Плохие отношения между родителями и детьми
- Стать свидетелем насилия или жестокого обращения
- Стихийное бедствие
- Автомобильная авария
- Запугивание или жестокое обращение в школе
- Развод или раздельное проживание родителей
- Внезапное или нежелательное перемещение
Что такое детская травма?
У детей много потребностей, и удовлетворение большинства из них зависит от других. Дети часто с трудом понимают и сообщают о своих потребностях. Из-за этих и других факторов потребности детей часто остаются неудовлетворенными. Родители и опекуны также могут не хотеть или быть не в состоянии удовлетворить потребности ребенка по целому ряду личных, эмоциональных, психологических или финансовых причин. Какой бы ни была причина, неудовлетворенные потребности могут привести к чувству пренебрежения, покинутости, одиночества и несчастья. Это может создать модели негативного мышления и бесполезного поведения, которые переносятся во взрослую жизнь.
Когда с ребенком случается что-то очень травмирующее, это может причинить невыносимый стресс или боль. Мозг может реагировать различными способами, чтобы защитить ребенка от вреда, включая забвение событий или аспектов травмы, чувство отстраненности, онемения или пустоты или создание, казалось бы, не связанного с этим беспокойства, которое отвлекает от истинного источника дистресса. В этих условиях могут возникнуть симптомы психического заболевания.
Каковы некоторые распространенные посттравматические симптомы?
Лица с историей детской травмы могут испытывать следующее:
- Симптомы ряда психических заболеваний, включая тревогу, депрессию, расстройство личности или диссоциацию
- Зависимость, злоупотребление или злоупотребление наркотиками, включая алкоголь или отпускаемые по рецепту лекарства
- Трудности в отношениях с романтическими партнерами, друзьями или семьей
- Проблемы с низкой самооценкой, отсутствие чувства собственного достоинства или общая неудовлетворенность жизнью
- Озабоченность членовредительством, смертью или самоубийством
Детская травма чаще всего возникает в результате жестокого обращения или значительной утраты. Однако некоторые другие формы травмы могут быть менее очевидными, но не менее серьезными. Важно понимать, что травма не обязательно связана с опасным для жизни событием или чрезвычайными обстоятельствами. Другие, менее очевидные формы травмы исторически игнорировались, но все чаще признаются. Психологи все чаще признают различие между «большой Т» и «маленькой Т» травмой. Другие, такие как психиатр Марк Эпштейн, много писали о «травмах повседневной жизни». Независимо от характера или тяжести вашей детской травмы, помощь доступна.
Как вам может помочь Seed Psychology
Психологическое лечение может помочь вам понять и подтвердить болезненные ощущения, связанные с травмой. В зависимости от ряда факторов, включая характер травмы, ее симптомы и вашу реакцию на них, могут применяться различные подходы к лечению. К ним относятся несколько научно обоснованных психологических терапий, таких как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), терапия принятия и приверженности (ACT), диалектико-поведенческая терапия (DBT), терапия, ориентированная на решение, и межличностная терапия.
Цель психологической терапии состоит в том, чтобы обработать травму и получить представление о ней, уменьшить саморазрушительное поведение, укрепить отношения и улучшить эмоциональную саморегуляцию. Эти изменения могут помочь вам справиться с детской травмой и вести более осмысленную жизнь. Высококвалифицированные и опытные клинические психологи Seed Psychology стремятся помочь вам преодолеть длительные последствия детской травмы и улучшить ваше самочувствие и качество жизни.
Свяжитесь с нами сейчас, чтобы записаться на прием.
< Все услуги
Что такое детская травма? |
По данным Национального института психического здоровья, детская травма определяется как:
«Переживание ребенком эмоционально болезненного или мучительного события, которое часто приводит к длительным психическим и физическим последствиям».
Плохие вещи случаются в жизни, когда дети растут. Некоторые из них очевидны, например, стихийное бедствие, разрушающее дом, физическое насилие или смерть родителя. Другие также могут пошатнуть чувство безопасности и благополучия ребенка, например, насилие в обществе или злоупотребление психоактивными веществами у родителя. Такие простые вещи, как попадание в автомобильную аварию или ребенок, который подслушивает частые и острые споры между своими родителями, могут быть травмирующими для некоторых детей.
Обучение тому, как понимать, обрабатывать и справляться с трудностями — даже с трагедиями — является естественной частью процесса развития ребенка. Но иногда дети застревают. Пережитое или повторяющееся переживание может вызвать у ребенка непреодолимое чувство страха и потери, заставляя его чувствовать, что он не в безопасности и не может контролировать свою жизнь. У некоторых детей эти чувства становятся настолько сильными, что мешают их дальнейшему физическому, эмоциональному, социальному или интеллектуальному развитию. Это детская травма.
Без внимания травма может иметь долгосрочные последствия для качества и продолжительности жизни человека. Но хорошая новость заключается в том, что есть вещи, которые вы можете сделать , чтобы сделать вашего ребенка менее восприимчивым к травмам, определить реакции на травму и получить поддержку, необходимую для выздоровления вашего ребенка.
Некоторые основные причины
К наиболее частым причинам детских травм относятся:
- Несчастные случаи
- Запугивание/киберзапугивание
- Хаос или дисфункция в доме (например, насилие в семье, психические заболевания родителей, злоупотребление психоактивными веществами или лишение свободы)
- Смерть любимого человека
- Эмоциональное насилие или пренебрежение
- Физическое насилие или отсутствие заботы
- Разлучение с родителем или опекуном
- Сексуальное насилие
- Стресс, вызванный бедностью
- Внезапное и/или серьезное заболевание
- Насилие (дома, в школе или в окружающем сообществе)
- Война/терроризм
КУДА МОГУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОДДЕРЖКОЙ?
Запугивание может разлучить ребенка — эмоционально и физически — и может привести к детской травме.