Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
Психотерапия ↓
Рассмотрим наиболее типичные проблемы, с которыми обращаются к психологу клиенты.
Первый тип проблем – ожидание социальных или нравственных оценок по шкале «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». В прямом виде эти переживания в словах клиента могут быть сформулированы следующим образом: «Проверьте меня, нормальный ли я…?»; «Это же плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался с первого раза»; «Нельзя же его все время хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего…» и т.п. Аналогичны запросы клиента по нравственным критериям добра и зла.
В этих случаях полезно изменение системы оценок в процессе консультации, которое позволит человеку расширить свои представления о себе. Важно показать клиенту ограниченность шкалы «хорошо-плохо».
Второй тип проблем – вопросы «Как поступить?»; «Что делать?» Задача психолога – не принимать решения за клиента, а помочь понять психологическую сущность его проблемы и на этой основе клиент сам должен принять решение.
Только третий тип проблем может быть назван собственно психологическими задачами. Вопрос касается значения того или иного факта, поступка, переживания. «Как понять? Что это значит?» и т.д. В практике работы таких клиентов встречается немного. Чаще ставятся задачи двух первых типов; дело психолога-консультанта – помочь человеку переформулировать их в задачи психологические.
Консультирование – достаточно сложный вид профессиональной деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя.
Несмотря на то, что клиент сам обращается за помощью к консультанту, он нередко противится изменениям. Это может быть связано с отсутствием у человека убежденности в необходимости изменений, насаждаемых извне, страхом перед неизвестностью и возможной неудачей, нежеланием нарушать сложившийся стереотип поведения, отсутствием доверия к консультанту. Обращаясь за консультацией, клиенты часто подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных проблем. Для них характерны жалобы типа: «Мы с мужем постоянно ругаемся» или «Жена ревнует меня безо всякого повода».
Однако порой человек при обращении за консультацией осознает роль личных качеств и говорит о своих проблемах: «Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа» или «Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее без всякого повода». Это может дать основу для конструктивной работы клиента над собой.
Профессиональными качествами психолога-консультанта должны быть наблюдательность и понимание клиента. В процессе беседы консультант внимательно слушает, а также наблюдает за поведением консультируемого. Смысл речевого высказывания, а также другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жестикуляции, позе человека. Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента. Это одно из необходимых профессиональных качеств психолога-консультанта.
Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведения, полученные от клиента, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.
Умение встать на позиции пришедшего на прием человека должно сочетаться у консультанта с умением сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки.
В своей деятельности консультанту важно разграничивать личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной жизни, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом, на его ситуацию.
При этом следует иметь в виду, что клиент порой склонен переносить на консультанта отношения с другими людьми. Это может осложнить процесс консультирования возникновением конфликтов или слишком близких отношений. Тесные личные отношения между консультантом и клиентом приводят к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.
Некоторые клиенты проявляют склонность манипулировать психологом, то есть эксплуатировать его для достижения каких-либо своих психологических целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение своей жертвенной судьбы. Известный американский психолог Э. Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» описал 8 таких типов. Профессионализм психолога должен проявиться в том, чтобы распознать манипулятора и изменить его манипулятивную позицию на позицию конструктивного взаимодействия.
Основные ошибки начинающих психологов при проведении консультационной беседы:
- отсутствие необходимого психологического контакта, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;
- переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;
- жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;
- мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется;
- создаются препятствия для разъяснения и обоснования клиентом своей точки зрения;
- постановка клиенту прямых вопросов («в лоб») при неясных мотивах беседы.
Психологу-консультанту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Для этого в повседневной практической работе консультантов используется «супервизия» (supervision). В переводе с английского supervision означает «наблюдение за чьей-то работой». Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами. В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п. Необходимо подчеркнуть, что супервизор – это не контролер или надзиратель, а опытный коллега, который оказывает поддержку и помощь в понимании и решении сложных ситуаций практической консультативной деятельности.
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Психотерапевтические достоинства Песочной терапии
- Перечень вопросов, обсуждаемых на супервизии
- Ошибочные образцы поведения, демонстрируемые клиентом
- Терапевтические условия развития ребенка
- Научимся вести спор
- Пять мифов о психотерапии
- Способы регуляции психических состояний
- Литература
- Способы регуляции психических состояний
- Психотерапия при нарушениях письменной речи
Причины психологического сопротивления | СККСПБ №1
Если заболели зубы, человек откладывает все дела и отправляется к стоматологу. Почему этот же принцип не работает, когда проблемы касаются психического состояния? Почему люди упорно избегают обращения за психологической помощью? Своим опытом практической деятельности поделится медицинский психолог ГБУЗ СК «СККСПБ № 1», специалист с 16-ти летним опытом работы в области индивидуальной, семейной и групповой психокоррекции, Евгения Купцова.
В каждом отдельном случае ответ индивидуален, однако, есть и общие тенденции:
Вариант первый. Человек не осознает наличие проблем психического характера или не осознает связь имеющихся у него проблем со своим психологическим состоянием. Например, он погружен в череду конфликтов дома и на работе. Виноваты, на его взгляд, всегда окружающие или внешние причины, и никакой связи со своими эмоциональными реакциями, способами восприятия и коммуникации у этих конфликтов он не видит. Еще реже человек осознает связь телесных недомоганий и психического состояния. И даже пройдя медицинское обследование и не выявив соматических причин недомогания, человек может продолжить искать новую физиологическую причину своего недомогания вместо того, чтобы уделить внимание психике и ее состоянию.
Вариант второй. Человек привык полагаться только на себя и ему очень сложно обращаться за помощью. Эта тенденция обычно отражается во всех сферах жизни. Если человек все же окажется на приеме у психолога, тема доверия в таком случае становится центральной в работе.
Вариант третий. Обращение к психологу воспринимается как проявление слабости. Это очень частая логическая ошибка. Ведь для того, чтобы увидеть, признать и начать решать проблему, как раз нужны внутренняя сила и решительность. В то время как попытка не смотреть проблемам в глаза – это скорее и есть слабость.
Вариант четвертый. Страх перед новым опытом и изменениями. Привычные способы реагирования на различные обстоятельства ложатся в основу наших жизненных сценариев. На этом фундаменте выстраиваются взаимоотношения с людьми, отношение к работе, бытовые привычки. Изменение способов реагирования приведет и к изменениям в жизни. Всегда есть выбор: быть привычно несчастным, но удобным для окружающих или счастливым, даже если это не отвечает чьим-то ожиданиям.
Вариант пятый. Сложно поверить, что работа с психологом может что-то изменить. Особенно трудно бывает поверить в целесообразность консультации, когда у человека уже формируется эмоциональное выгорание. Напряженный график работы, бытовые и семейные дела… Так хочется просто от всего отдохнуть, и тратить время на консультацию жалко. Однако после отдыха в выкроенное с трудом время долгожданное облегчение скорее всего не наступит, потому причина возникновения проблемы не разрешена. Работа с психологом, безусловно, потребует временных вложений. Но это время – выгодная инвестиция в себя, свое настоящее и будущее.
Я трачу на себя время – я эгоист
И еще одна частая ловушка мышления! Желание потратить время на себя может восприниматься как эгоизм. Для медицинских работников часто особенно сложно перефокусировать внимание с заботы о других на заботу о себе. Однако вспомните час своей работы, когда вы полны вдохновения и сил и час, когда совсем устали и ничего не хочется, а то и вовсе все раздражает. Когда вы более продуктивны? Эмоционально выгоревший человек становится не только малопродуктивен в своей работе, но иногда деструктивным для себя и окружающих. Если вы чувствуете, что устали, что работа не вдохновляет, люди раздражают и жизнь в целом не радует, самое время уделить внимание заботе о своем душевном благополучии.
Распространенный вариант неосознанного сопротивления изменениям в жизни – человек записывается на консультацию, и потом находится масса дел и причин, по которым на эту консультацию не получается прийти. Получается: он как бы о себе позаботился, записался на консультацию, но не пошел и менять ничего не нужно, из привычной зоны комфорта выходить нет необходимости.
Я не хочу включать камеру во время онлайн-мероприятий
Онлайн-формат подарил человечеству еще одну лазейку для психологического сопротивления – возможность выключить камеру во время групповых психологических тренингов и вебинаров и даже на индивидуальных консультациях. О чем может говорить выключенная камера? Человек пытается сделать несколько дел одновременно. При таком подходе положительных изменений психологического состояния ждать не стоит. Еще одной причиной выключенной камеры может стать боязнь человека, находящегося дома, впускать ведущего и других участников в свое личное пространство. Не любите включать камеру во время вебинаров? Стоит попробовать самостоятельно или на консультации у психолога исследовать тему личных границ в различного рода взаимоотношениях.
Если вы дочитали эту статью до конца, то, вероятно, решаете вопрос, нужна ли вам консультация. Если этот вопрос уже возник, стоит попробовать на нее прийти. Уже с психологом вы сможете исследовать причины сопротивления, найти ответы на вопросы, которые вызывают сомнения и поглубже познакомиться с самым близким для вас человеком – самим собой.
В рамках проекта «Психосоциальная поддержка работников медицинских организаций в условиях преодоления последствий коронавирусной инфекции COVID-19» у работников медицинских организаций Ставропольского края есть возможность получить индивидуальную консультацию психолога или стать участником психообразовательной, тренинговой и групповой коррекционной работы по профилактике эмоционального выгорания и решению других психологических проблем, с которыми столкнулись многие во время пандемии.
Регистрация на сайте проекта здесь. Участие бесплатное!
Программа реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Иллюстрация к данной публикации взята из общедоступной библиотеки изображений https://www.freepik.com/ и из открытых источников.
Об использовании иллюстраций из библиотеки Freepik подробно можно прочесть здесь
Нужно лечить себя?
Последние шесть лет учебы в аспирантуре были непростыми для Гретхен Фостер*, которая описывает себя как «отличницу, которая хочет все делать правильно». Ее программа по клинической психологии была чрезвычайно конкурентоспособной, и ей было трудно понять сложную политику своего факультета. У Фостер часто было больше работы, чем она могла выполнить, поэтому ей приходилось оставлять некоторые задания незавершенными. И поскольку она была новичком в этом районе, у нее было мало друзей за пределами отдела.
Эти проблемы могут показаться знакомыми многим аспирантам, но они особенно тяжелы для Фостер, у которой в 17 лет диагностировали тревожное расстройство. ,» она сказала. Лекарства помогали ей справиться, но в некоторые дни тревога переполняла ее. «Мне просто нужно было пойти домой и отказаться от дня, зная, что я никак не смогу выполнить работу», — говорит она. Фостер боялась, что эти потерянные дни заставят ее отстать от своих сверстников, и она чувствовала разочарование в себе.
Попытки справляться с тяжелой нагрузкой в аспирантуре, продолжая вести общественную жизнь и вести здоровый образ жизни, могут вызвать стресс у любого человека, говорит Джон К. Норкросс, доктор философии, профессор психологии Университета Скрэнтона в Пенсильвании, изучающий самоанализ. уход и личная терапия среди психологов. Он отмечает, что эти проблемы могут быть особенно пугающими для студентов, страдающих психическими заболеваниями.
«Большинство исследований докторантов очной формы обучения показывают, что они обычно работают по 60 с лишним часов [в неделю]», — говорит он. «И когда вы работаете так много часов, забота о себе имеет тенденцию резко падать».
Вопрос о том, насколько распространены проблемы с психическим здоровьем среди аспирантов, остается открытым. Было проведено всего несколько опросов, и масштаб проблемы, по-видимому, варьируется от школы к школе, частично в зависимости от того, как они определяют проблемы психического здоровья.
Опрос, проведенный в 2008 году Калифорнийским университетом в Ирвайне, например, показал, что 17 процентов студентов сообщили о наличии серьезного психического расстройства, и почти 30 процентов сообщили о проблемах с психическим здоровьем, которые повлияли на их благополучие или успеваемость. Опрос, проведенный в 2006 году в Беркли, показал, что 45 процентов опрошенных аспирантов заявили, что у них проблемы с психическим здоровьем, которые повлияли на их благополучие или успеваемость, и почти 10 процентов респондентов сообщили, что в прошлом году они думали о самоубийстве.
Еще меньше исследований изучали распространенность проблем с психическим здоровьем среди студентов-психологов. Однако были проведены исследования симптомов: опрос APA 2009 года показал, что 87 процентов аспирантов-психологов сообщили о том, что испытывают тревогу, а 68 процентов сообщили о симптомах депрессии. Даже суицидальные мысли — с распространенностью 19 процентов — были относительно обычным явлением.
«Цифры говорят о том, что мы определенно не застрахованы [от проблем с психическим здоровьем]», — говорит Фил Клиспи, доктор философии, психолог Департамента по делам ветеранов Бостонской системы здравоохранения в Вест-Роксбери, штат Массачусетс, один из руководителей расследования. о риске самоубийств среди психологов… «Наличие докторской степени по психологии не обязательно означает, что вы сможете справиться со своей личной депрессией».
Согласно отчету Калифорнийского комитета по психическому здоровью студентов, сегодняшние студенты «испытывают проблемы с психическим здоровьем, которые качественно отличаются [от] и значительно более сложны», чем у прошлых поколений. Бурное развитие лекарств для лечения психических заболеваний позволило людям, которые, возможно, не смогли бы справиться со стрессами высшего образования без лекарств, поступить в колледж и преуспеть. «О кризисе психического здоровья в университетских городках за последние десять-пятнадцать лет написано много разных книг и статей, в основном посвященных студентам», — говорит Лиза Брандес, заместитель декана по делам студентов Йельского университета в Коннектикуте. Но проблемы с психическим здоровьем, по-видимому, затрагивают и аспирантов. «Некоторые проблемы психического здоровья аспирантов столь же серьезны, а в некоторых случаях и более серьезны, чем те, что мы можем наблюдать у студентов», — добавляет она. Для людей с психическими заболеваниями «стресс и структура программы для выпускников могут усугубить их проблемы или [подавить] их навыки преодоления».
Есть поговорка, что исследования в области психологии на самом деле являются «поиском себя», что означает, что некоторые люди отправляются в поле, чтобы понять себя и справиться со своими собственными проблемами психического здоровья. И в какой-то степени это может быть правдой. «Я думаю, что людей, которых привлекают такие профессии, как психолог, обычно их интерес исходит из чего-то очень личного», — говорит Рассел Федерман, доктор философии, директор службы консультирования и психологии в Университете Вирджинии в Шарлоттсвилле. «Это не потому, что у них была простая, позолоченная, чудесно обеспеченная жизнь».
Говорить или не говорить
Можно предположить, что программы для выпускников факультетов психологии будут приветствовать и учитывать людей, борющихся с проблемами психического здоровья. Однако так бывает не всегда, говорит Фостер. Она говорит, что неплохо скрывает свою тревогу, но у других участников ее программы есть проблемы с психическим здоровьем, которые труднее скрыть. «В целом предполагалось, что они будут плохими исполнителями», — говорит она. «Даже среди профессоров, которые все имеют докторскую степень в области клинической психологии, есть предубеждения против людей с психическими заболеваниями».
Все программы разные, говорит Федерман. В некоторых случаях преподаватели очень поддерживают. В других случаях преподавателям может казаться, что «их кафедра выпускает выдающихся личностей», — говорит он. Поэтому, если один из их учеников признается, что борется с психическим заболеванием, «это не вписывается в картину «Мы выпускаем лучших из лучших».
Сьюзи Луи*, которая долгое время тревожность, а совсем недавно у нее диагностировали обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), решила отложить учебу в аспирантуре более чем на десять лет, чтобы у нее было время справиться со своим психическим заболеванием, прежде чем справляться со стрессами докторской программы. Чтобы подготовиться, Луи начал работать волонтером в психологической лаборатории, которая исследует обсессивно-компульсивное расстройство. Недавно она рассказала о своем диагнозе одному из профессоров своей лаборатории, но сомневается, что расскажет об этом преподавателям в своей будущей аспирантуре, по крайней мере, не сразу. «Я не хочу, чтобы это стало моей личностью», — говорит она. «Я не хочу доказывать свое психическое здоровье, а также свою академическую компетентность». Она беспокоится, что с ней могут обращаться как с пациенткой, а не как со студенткой.
Это понятное беспокойство, но сохранение в тайне психических заболеваний имеет ряд явных недостатков, говорит Линда Форрест, доктор философии, психолог из Орегонского университета, изучающая, как преподаватели реагируют на стажеров, которым трудно развивать профессиональные компетенции. Она считает, что аспирантам, обучающимся по клиническим или консультационным программам, может быть полезно рассказать своим руководителям о любых проблемах с психическим здоровьем. Психическое заболевание может повлиять на работу психолога при работе с клиентами. И для обнаружения этих проблем с производительностью часто требуется сторонний наблюдатель.
«Исследования показывают, что наша способность точно оценивать себя очень ограничена, — говорит Форрест. Преподаватели могут помочь студентам научиться справляться со своими психическими заболеваниями в сложных ситуациях клиента — например, если вы работаете с пациентом, который пережил такую же травму, как и вы. По ее словам, студенты, которые не сообщают о своих проблемах с психическим здоровьем, упускают ценный контроль и обучение со стороны преподавателей, которые могли бы помочь им стать более сильными и лучшими практиками.
Непредоставление информации имеет и другие недостатки. «Попытка замаскировать чувство беспокойства, испытывая тревогу, не особенно весело», — говорит Фостер.
Если вы решите раскрыть информацию, подождите, пока вас не примут в программу, чтобы избежать какой-либо потенциальной предвзятости в процессе собеседования и приема, советует Norcross. В кампусе у аспирантов есть много доступных им ресурсов. Поговорите со своим консультантом и другими преподавателями. Кроме того, в большинстве университетов есть отдел студенческой жизни и офисы, предназначенные для поддержки женщин, меньшинств или студентов-ЛГБТ. «В этих офисах есть люди, которые заботятся о аспирантах, но не имеют над ними прямого академического контроля», — говорит Брандес. Если учащийся приходит к Брандесу и говорит: «У меня проблема с моим консультантом» или «Я не знаю, получится ли у меня это», она держит эту информацию в тайне, пока учащийся не попросит ее раскрыть Это.
Учащиеся с психическим заболеванием, которое мешает их учебе, могут иметь право на разумные приспособления в соответствии с Законом об американцах-инвалидах (ADA). Например, студенту с диагнозом депрессия может быть разрешено пройти программу психологии для выпускников в более медленном темпе. Norcross рекомендует посетить сотрудника по соблюдению требований ADA, даже если студент не хочет раскрывать информацию. «Вы говорите: «Я просто хочу, чтобы вы были частью моей системы поддержки и были доступны для меня», — говорит он. «Вы можете обратиться к этому человеку за поддержкой и рекомендациями».
Шаги по уходу за собой
Независимо от того, решат ли студенты рассказать о своей болезни преподавателям, они должны сделать уход за собой приоритетом, говорит Норкросс.
Одним из удобных мест, где можно обратиться за помощью, является консультационный центр кампуса, который обычно предлагает студентам как минимум несколько бесплатных сеансов терапии. Недостатком, особенно в небольших кампусах, является то, что вы, скорее всего, столкнетесь со студентами или профессорами, которых знаете. По словам Фостер, даже консультационные центры за пределами кампуса могут стать проблемой для студентов, стремящихся к анонимности. По ее словам, она и ее одноклассники «работают во всех клиниках района».
Но Фостер нашел способ получить помощь. Она встретилась с директором консультационного центра и попросила направления. «С тех пор я дала это имя трем или четырем другим аспирантам моей программы», — говорит она.
Надежная система поддержки не менее важна, чем хороший терапевт. Вам следует искать людей, «которых вы считаете заслуживающими доверия, надежными, чуткими и чуткими», — говорит Федерман. По словам Брандеса, особенно важно заводить друзей за пределами вашей программы. В Йельском университете она и ее коллеги стараются поощрять межведомственное взаимодействие. «У нас есть светские мероприятия, миксеры и спортивные мероприятия», — говорит она. Эти мероприятия позволяют студентам «выйти из пузыря своего факультета или программы».
Студенты, которые проводят слишком много времени в рамках своих программ, рискуют позволить программе стать их личностью, говорит Брандес. Затем, когда дела с учебой идут не очень хорошо, «ваше чувство идентичности будет сильно подорвано». По ее словам, наличие группы поддержки, в которую входят люди, разделяющие другие интересы, может «облегчить катание на этих низких волнах».
И независимо от того, страдаете ли вы психическим заболеванием или нет, все аспиранты должны заботиться о себе. Это означает достаточное количество сна, правильное питание, физические упражнения и установление границ, говорит Норкросс.
Луи не планирует поступать в аспирантуру еще несколько лет, но у нее уже есть план, как справиться с обсессивно-компульсивным расстройством. Как и Фостер, она собирается посетить терапевта, пока учится в аспирантуре. У нее также есть несколько мер безопасности, чтобы ее жизнь не стала слишком беспокойной. Например, ее муж согласился работать меньше часов, а родители обязались помочь. «Во время преодоления ОКР у меня родилось трое детей, — говорит она. «Я точно понимаю влияние стресса на мое ОКР, и я окружаю себя всеми формами поддержки, чтобы настроить себя на успех в обучении помогать другим. Не будет времени, чтобы позволить ОКР управлять шоу».
Для Фостер упражнения были важной частью ее выздоровления. Она начала заниматься тяжелой атлетикой в аспирантуре и обнаружила, что у нее это хорошо получается. Спорт дал ей «чувство компетентности и уверенности в чем-то, что не имело ничего общего со школой», — говорит она.
Фостер недавно прошла процесс подбора стажировки, возможно, самый тревожный опыт, который может быть у любого аспиранта-психолога. Она устроилась на стажировку в свой лучший выбор, больницу для ветеранов. «Впереди у меня еще год напряженной работы, — говорит она, — но одно лишь знание того, что я соответствую… я сбрасываю этот огромный груз с плеч».
Фостер наслаждается своим новообретенным спокойствием, но она также признает, что могла бы быть не там, где она сейчас, без тревожного расстройства. «Это часть меня и часть того, что заставляет меня двигаться вперед и быть действительно продуктивной», — говорит она. «Это палка о двух концах».
Кассандра Уилъярд — писательница из Нью-Йорка.
*Имена всех учащихся в этой статье изменены в целях защиты их конфиденциальности.
Вмешательство коллеги с инвалидностью
Майкл Ф. О’Коннор, доктор философии, при содействии членов Консультативного комитета Совета по профессиональным вопросам APA по помощи коллегам.
Одна из самых сложных проблем, с которой может столкнуться психолог, — это то, как действовать, когда коллега кажется неполноценным и/или ведет себя неэтично. Поуп (1994) сообщил, что получение доказательств сексуальных отношений коллеги с клиентом, например, было одним из самых стрессовых профессиональных событий для психологов.
Почему так напряжно?
Беспокойство о причинении вреда клиентам или студентам, о которых и о которых часто глубоко заботятся психологи, может быть очень тревожным.
Личные недостатки не часто обсуждаются на профессиональных форумах, что способствует распространению мифа о том, что люди с ограниченными возможностями — психологи другого типа, и способствует отрицанию реальных рисков и профессиональных рисков для профессионала, даже для коллеги, с которым мы обедали на прошлой неделе. .
В терапевтическом кабинете личные заботы или проблемы психолога активно подавляются, чтобы эффективно сосредоточиться на потребностях клиента. Эта этика «прежде всего благополучие других» лежит в основе страстного стремления многих психологов творить добро в мире — отчасти благодаря тому, что они лично безупречны. Таким образом, ухудшение состояния коллеги представляет угрозу на личном уровне и может поставить заинтересованного психолога в неудобную и незнакомую роль.
Профессиональная деятельность часто предполагает выполнение роли социального наблюдателя и комментатора, будь то академик или практик — кто-то вне схватки и, следовательно, способен помогать — интеллектуальным или эмоциональным — другим. Доказательства того, что психологи слишком человечны, могут показаться лично угрожающими.
Психологи склонны ценить независимость мыслей и действий, что во многих случаях затрудняет различение атипичного и неадекватного поведения. Желание видеть в людях лучшее и доверять другим также может быть проблематичным.
Совершенство является важной целью во всех аспектах работы психолога, а также является ожиданием потребителя. Следовательно, психологу или заинтересованному коллеге может быть трудно принять нарушение.
Во многих случаях психологи не могут действовать из-за правил, защищающих конфиденциальность тех, кто пользуется их услугами.
Психологи могут быть обеспокоены тем, как нарушения отражаются на профессии, к которой они принадлежат.
Психологи часто работают изолированно или без непосредственного надзора, что затрудняет выявление этических нарушений.
Заинтересованный коллега-психолог также может опасаться, что его неправильно поймут, оклеветают или каким-то образом отомстят. Существуют потенциальные профессиональные и юридические риски, а также риск того, что коллега с ограниченными возможностями может действовать иррационально или, например, попытаться помешать работе психолога.
Может возникать вопрос о наиболее эффективном способе обращения к коллеге.
Эти и другие факторы могут привести к уклонению от действий, преднамеренно или по умолчанию. Профессионально такое бездействие неприемлемо. Прагматически это не разумно. Психологи могут и иногда причиняют вред тем, кому они служат, и быстрое предотвращение или прекращение такого поведения может быть чрезвычайно важным.
Этическая ответственность
Психологи несут этическую ответственность за вмешательство, когда считается, что у коллеги-психолога есть нарушения. Нарушение в этом контексте относится к «…ухудшению способности практиковать в соответствии с приемлемыми и преобладающими стандартами медицинской помощи» (Административный кодекс штата Огайо). Таким образом, нарушение относится к обстоятельствам, когда профессиональные способности поставлены под угрозу, и может негативно повлиять на предоставление профессиональных услуг. психологом.
Ухудшение, хотя и повышает риск этических нарушений, не подразумевает таких нарушений. Тем не менее, психологи также несут ответственность за то, чтобы они были компетентны для предоставления услуг, которые они предлагают. Нарушение, как определено здесь, ставит под угрозу работу психолога и, следовательно, должно подразумевать необходимость тщательного контроля за работой, связанной с работой, чтобы предотвратить этические нарушения. Следующие разделы Этических принципов психологов и Кодекса поведения Американской психологической ассоциации (проект этического кодекса АПА, 21 октября 2001 г.) относятся к этому обстоятельству:
Относительно ответственности психолога, страдающего или ослабленного психолога:
Раздел 2.01 кодекса «Границы компетенции» требует, чтобы психологи практиковали в пределах своей компетенции.
Раздел 2.06a кодекса «Личные проблемы и конфликты» гласит:
а) «Психологи воздерживаются от деятельности, когда они знают или должны знать, что существует значительная вероятность того, что их личные проблемы помешают им выполнять свою деятельность, связанную с работой, компетентным образом».
б) «Когда психологи узнают о личных проблемах, которые могут помешать им надлежащим образом выполнять свою работу, они принимают соответствующие меры, такие как получение профессиональной консультации или помощи, и определяют, следует ли им ограничить, приостановить или прекратить свою деятельность». должностные обязанности».
Относительно ответственности заинтересованного коллеги:
Раздел 1.04 кодекса «Неофициальное урегулирование этических нарушений» гласит:
«Когда психологи считают, что другой психолог мог нарушить этические нормы, они пытаются решить проблему, доведя ее до сведения этого человека, если неформальное решение кажется уместным и вмешательство не нарушает никаких прав на конфиденциальность.
Раздел 1.05 кодекса «Сообщение о нарушении этических норм» гласит:
«Если очевидное нарушение этических норм нанесло существенный вред или может нанести вред лицу или организации и не подходит для неформального разрешения в соответствии со Стандартом 1. 04 или не разрешается должным образом таким образом, психологи предпринимают дальнейшие действия, соответствующие ситуации. Такие действия могут включать обращение в государственные или национальные комитеты по профессиональной этике, в государственные лицензионные органы или в соответствующие институциональные органы. Этот стандарт не применяется, когда вмешательство нарушило бы права на конфиденциальность или когда психологи были наняты для проверки работы другого психолога, чье профессиональное поведение вызывает сомнения.
Эти этические принципы ясно требуют, чтобы психолог с ограниченными возможностями и/или их коллеги предпринимали действия в ситуации, когда считается, что этические нарушения имели место. Решения о способе действия в значительной степени оставлены на усмотрение психолога. Например, определение того, является ли этическое нарушение «уместным» для «неформального разрешения», является обязанностью психолога. Точно так же коллега-психолог должен определить, «правильно ли разрешено» этическое нарушение. Эти обстоятельства потребуют судебного разбирательства. Таким образом, будет более полезным сосредоточиться на поведении подозреваемого специалиста, а не на его отношении или слухах. Поскольку такие решения могут иметь серьезные последствия, часто бывает целесообразно проконсультироваться с коллегами или экспертами в области практики, этики или закона. Эти варианты дополнительно обсуждаются ниже.
Модель вмешательства
VandenBos и Duthie (1986) описали шестиэтапный процесс противостояния и поддержки коллег, находящихся в бедственном положении. Их работа рассмотрена и дополнена ниже.
1) Оценка информации
Этот шаг включает сбор и оценку информации, связанной с вызывающим беспокойство поведением коллеги. Авторы предлагают составить список «поведений и событий», которые вызывают беспокойство, а также значение этих явлений для вас. Они также предполагают, что наблюдаемые явления более убедительны для обсуждения, чем отчеты третьих лиц. Кроме того, вы можете захотеть или нуждаться в дополнительной информации, что может повлечь за собой беседы с другими коллегами или консультации с «экспертами» в этой области, чтобы определить серьезность и правильность действий в сложившихся обстоятельствах.
2) Решите, кто должен противостоять человеку
Этот шаг предназначен для обеспечения надлежащего уровня вмешательства с коллегой с ограниченными возможностями. Авторы отмечают, что те, кто ближе всего к человеку, могут быть наиболее эффективными, но бывают ситуации — например, когда уже есть конфликт — что повышает вероятность успеха третьей стороны. Предлагается вариант группового вмешательства, возможно, более полезный в тех случаях, когда рассматриваемый человек сильно сопротивляется или отрицает. В обстоятельствах, когда профессиональные услуги населению оказываются серьезно затронуты, надзорный орган может быть наиболее подходящим для вмешательства.
Авторы также отмечают, что в ситуациях, когда существует дисбаланс власти, особенно когда коллега с ослабленным здоровьем является руководителем или начальником, следует принимать меры предосторожности. Они утверждают, что в этом случае заинтересованный психолог должен обратиться к человеку, равному по силе с коллегой. Поскольку супервизируемый по своей природе уязвим для негативной реакции своего супервизора, такого рода вмешательства следует избегать. С другой стороны, супервизор может вызывать у профессионала с нарушениями более оборонительную позицию, а подход коллеги в некоторых случаях может быть менее угрожающим. Тем не менее, в таких ситуациях у руководителей есть этические, а в некоторых случаях и юридические обязанности, которые нельзя игнорировать.
3) Подготовьтесь к встрече
Здесь авторы советуют заинтересованным коллегам организоваться, прежде чем обращаться к коллеге с ослабленным здоровьем. Будет полезно составить список из двух-трех вопросов, вызывающих наибольшее беспокойство, найти закономерности в поведении, которые можно выявить, и заранее разобраться со своими эмоциями по отношению к коллеге и задаче. Опять же, хорошей идеей может быть консультация с коллегами или экспертами. Важно быть готовым признать любые предубеждения, которые могут быть у вас, так как в противном случае они могут быть использованы коллегой для отрицания обоснованности ваших утверждений.
Авторы также советуют предвидеть и признать неотъемлемую «двойную роль» в ситуации — быть одновременно коллегой и интервентом (авторитетом), поскольку нужно будет искать другие альтернативы, если неформальное решение этой проблемы невозможно. быть найденным. Этот вид информированного согласия также подчеркивает серьезность обстоятельств.
Следует также попытаться оценить социальные аспекты обстоятельств. Если мужчина обращается к женщине или представитель меньшинства обращается к руководителю, любая из сторон может заподозрить негативные предубеждения или мотивы, независимо от того, имеют ли они место или нет. Психолог, который будет вмешиваться, должен предвидеть такого рода проблемы, чтобы их можно было решать открыто и не отвлекаться от обсуждаемого вопроса.
4) Подумайте, как вы будете обращаться к своему коллеге
Авторы советуют использовать простые предложения и «придерживаться конкретики» при первом обсуждении темы с неполноценным коллегой. Опишите доказательства и почему они важны. Сочувствие и сострадание необходимы, но они должны быть сбалансированы ясностью и фактами. Признание сложности разговора и вероятных чувств коллеги будет полезным, как и выраженное ожидание того, что коллега обязательно захочет исправить эти проблемы. Естественно, осуждающее или покровительственное отношение будет бесполезным.
5) Говорите, слушайте и обсуждайте
После того, как дело будет рассмотрено, психолог должен быть готов выслушать с сочувствием и рассмотреть любые дополнительные доказательства, которые может представить коллега.
Авторы советуют быть готовыми признать, что вы можете ошибаться, но вы также должны попросить объяснений несоответствий или уклонений. Признание вероятного дискомфорта коллеги будет полезным, как и напоминание ему или ей о том, что вы хотите помочь.
Многие навыки хорошего терапевта будут полезны на этом этапе, но важно помнить, что вы не действуете в роли терапевта. Нужно стараться удерживать внимание на представленных опасениях и вести дискуссию по курсу корректирующих действий. Таким образом, интервенция может восприниматься и происходить скорее как антикризисная интервенция с сокращенными целями и задачами, определением ресурсов и результирующим планом. Авторы предлагают обобщить варианты и план действий и назначить дату последующего наблюдения. Опять же, важно, чтобы человек понял, что вы предпримете дальнейшие действия, если неформальный план урегулирования не будет принят.
6) Последующие действия
Здесь авторы предлагают задокументировать встречу и любое соглашение, достигнутое с коллегой с нарушениями, хотя бы кратко. Эти заметки послужат справочной информацией для контакта с коллегой в будущем, а в случае дальнейшего ухудшения поведения коллеги предоставят документацию для связи с советом по этике или другим органом. Следует также четко указать время запланированной последующей встречи. Эта встреча, как и первоначальное вмешательство, должна быть сосредоточена на деталях. Важно, чтобы цели и задачи в плане обсуждались напрямую, и чтобы, оставаясь эмпатически гибким, человек не избегал установления ограничений, если ошибочное поведение не было исправлено.
Дополнительные соображения
Конфиденциальность
Этические принципы психологов и Кодекс поведения APA требуют соблюдения прав на конфиденциальность при подаче жалоб на психолога или против него. Права на конфиденциальность не позволяют психологу делиться информацией, полученной в конфиденциальной обстановке, с другими, включая коллег, лицензионные советы и комитеты по этике, а во многих случаях даже полицию. Таким образом, информация, полученная на сеансе психотерапии клиента или, например, на конфиденциальном сеансе с супервизируемым, не может быть разглашена без явного согласия источника. Правила информированного согласия в этом случае также, вероятно, будут применяться, а это означает, что источник должен быть проинформирован о рисках, связанных с раскрытием этой информации третьей стороне. Клиент, например, должен быть уведомлен о возможных последствиях обращения с жалобой на психолога. Во многих случаях клиент будет единственным, кому разрешено подать такую жалобу, если она касается действий, свидетелем которых он стал или которые он испытал, поскольку жалобы от третьих лиц часто не принимаются советами управляющих. Следует отметить, что штаты различаются в своих требованиях к сообщениям, и что другие правила могут иметь преимущественную силу по отношению к правилу конфиденциальности, такие как сообщения о жестоком обращении с детьми и пожилыми людьми или, например, требования Тарасова. Психологу важно ознакомиться с действующим законодательством штата, в котором он работает.
Риск
Очевидно, что определенные обстоятельства могут быть слишком рискованными, чтобы их допускать. Такие условия, как жестокое обращение с клиентами, преступное поведение или суицидальные наклонности, могут препятствовать поэтапному развитию вмешательства, как указано выше. Эти обстоятельства представляют собой неподходящий контекст для неформального урегулирования, и в некоторых случаях властям следует предпринять более прямые и немедленные действия. Как и в случае с психотерапевтическими клиентами, в некоторых случаях может быть важно сначала действовать для обеспечения безопасности, а уже потом задавать вопросы. Лица с нарушениями, в частности, под действием психоактивных веществ или психическими заболеваниями, подвергаются повышенному риску самоубийства. Следует также отметить, что психологи-мужчины, по данным OSHA, имеют самый высокий уровень самоубийств среди всех профессий (Ukens, 19 лет).95). Момент вмешательства может быть одним из самых болезненных для профессионала, попавшего в беду. Важно знать, что этот человек может подвергаться значительному риску причинения вреда себе или другим.
Коллега-психолог тоже потенциально рискует вмешаться. Коллега, который эмоционально или поведенчески нестабилен, может представлять опасность насилия, возмездия или других угроз. Они могут действовать, чтобы негативно повлиять на репутацию или практику. Они также могут подать в суд. Эти риски нельзя игнорировать, но они не исключают этической ответственности психолога. Такие обстоятельства следует тщательно оценивать. В некоторых случаях может быть более уместно выступать за семейное вмешательство, проводить групповое вмешательство или призывать к вмешательству власти. Опять же, консультация может оказаться полезной для определения наилучшего курса действий.
Консультация
К настоящему моменту должно быть ясно, что консультации — с коллегами, руководителями и/или экспертами — бесценны в процессе вмешательства с ослабленным коллегой. Консультация относится как к доверенным коллегам, так и к местным или национальным экспертам в вызывающих озабоченность обстоятельствах. Консультации по вопросам этики могут проводиться на местном уровне через местную окружную психологическую ассоциацию или на уровне штата через психологическую ассоциацию штата. Комитеты по этике и советы по психологии часто проводят анонимные консультации, а это означает, что имя человека с ограниченными возможностями не нужно называть. Эти органы могут предоставить полезную информацию по этическим и юридическим вопросам, а в некоторых случаях — представление о вероятной тенденции в конкретной ситуации.
Консультация может стать аргументом в пользу беспокойства, может предложить помощь в интерпретации поведения и может оказать поддержку в разработке стратегии и выполнении задачи вмешательства. Перефразирование вмешательства с соответствующими другими может помочь снять любое остаточное напряжение и убедить, что человек действовал разумно. Он также может указывать на ошибки и давать корректирующие указания. Психологи могут склоняться к независимости, но коллегиальная поддержка полезна всем, а не только инвалидам. Тем не менее, те, кто вмешивается, должны осторожно обращаться с собираемой информацией, чтобы коллега не стал объектом сплетен в профессиональном сообществе.
Власть и политика
Как отметили VandenBos и Duthie, различия во власти могут повлиять как на вероятный успех, так и на последствия вмешательства. В ситуациях с сильными расхождениями в мощности или в сложных ситуациях эти соображения могут быть очень важными. Неразумно ожидать, что студент будет спорить с кафедрой диссертации, новый сотрудник будет спорить с научным руководителем, а сбитый с толку клиент будет противостоять маститому терапевту. Наименее сильные в этих отношениях «один вниз» вряд ли добьются успеха во вмешательстве и подвергаются значительному риску политического, профессионального или личного вреда (VandenBos and Duthie, 19).86). Точно так же пребывание во власти может вызвать подозрительность и оборонительную позицию со стороны ослабленного психолога. В некоторых случаях может быть предпочтительнее начать обсуждение проблем с психологом с ограниченными возможностями через коллегу или сотрудника, не осуществляющего надзор. Политический климат и межличностные отношения между этими людьми должны быть тщательно оценены, насколько это возможно. Сверстники, которые в прошлом соперничали друг с другом или с тлеющим конфликтом, очевидно, не являются хорошими кандидатами для руководства успешным вмешательством. Когда вмешательство увенчается успехом Если рассматриваемый коллега принимает предложение о том, что он функционирует неадекватно, важно, чтобы его поддержали в процессе исправления проблемы. Это может или не может относиться к психологу, который привлек их внимание к проблеме. В дополнение к плану действий этому человеку, вероятно, потребуются или будут полезны дополнительные вмешательства в виде супервизии, психотерапии, групповой работы, обучения и так далее. Для человека может быть уместно сократить работу или сделать перерыв в работе на некоторое время. Имеет смысл разработать этот план совместно с коллегой, руководителем, терапевтом или другим лицом, которое может помочь человеку охватить все необходимые основы. В противном случае изоляция и отрицание могут оставаться проблемой. Следует сосредоточить внимание на поддержании или установлении регулярных, поддерживающих контактов с другими, уравновешенной жизни и плане решения конкретных проблем. Устоявшиеся стратегии самопомощи могут быть очень полезными (см. ниже).
Психотерапия
Потребность в психотерапии показана, когда человек не может оценить или скорректировать свое функционирование посредством самопомощи. Преимущество поддержки во время таких усилий имеет решающее значение и характерно для большинства методов лечения. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что психологи предпочитают психодинамическую терапию для личной работы, возможно, потому, что техники не так ценны лично, как сильный и поддерживающий союз в терапии.
При неудачном вмешательстве
Если психолог с ослабленным здоровьем не побуждается к соответствующим действиям после вмешательства, есть возможность повторить попытку с другой стратегией. При необходимости можно также продвинуться вверх по цепочке инстанций для получения рекомендаций или контроля. Однако важно, чтобы этот вопрос не был заброшен. Лучшее время для вмешательства с ослабленным психологом — до того, как будет причинен вред. Как отмечалось ранее, если усилия по поощрению изменений в профессиональной сфере не увенчались успехом, возможно, пришло время перейти к более формальным средствам, таким как обращение в местный комитет по этике или совет штата по психологии. Следует иметь в виду, что комитеты по этике могут больше поддерживать слабоумного психолога, чем совет по психологии. Основная роль советов по психологии состоит в том, чтобы защищать общественность, и они могут меньше заботиться о благополучии психолога с ограниченными возможностями. Тем не менее, в таких случаях следует быстро сообщать о вопиющих этических нарушениях и потенциально опасных состояниях в соответствующие органы, прежде чем будет нанесен еще больший вред.
Профилактика
Стратегии, которые предотвращают возникновение нарушений, когда они эффективны, явно предпочтительнее вмешательства постфактум. Были предложены стратегии самопомощи, направленные на обеспечение устойчивости перед лицом профессиональных и личных жизненных опасностей, с которыми в большей или меньшей степени сталкиваются все психологи. Психологи должны понимать, что все психологи могут быть подвержены нарушениям в определенных обстоятельствах. Это не проблема, которая затрагивает только ограниченную группу профессионалов ниже номинала. Имеются также данные о том, что профессия психолога может быть непреднамеренно выбрана для людей, склонных к определенным видам риска (O’Connor, 2001).
Уход за собой
Консультативный комитет Совета по профессиональным делам APA по помощи коллегам (ACCA) разработал следующие рекомендации по надлежащему уходу за собой:
Серьезно относитесь к риску профессионального стресса. Если вы не знаете о них, станьте информированными. Регулярно оценивайте свое эмоциональное, психологическое и духовное здоровье.
Позаботьтесь о своем физическом, психическом и духовном здоровье.
Устанавливайте и поддерживайте профессиональные связи, включая возможность обсудить специфику вашей работы и факторы стресса.
При необходимости обращайтесь за консультацией в случае возникновения профессиональных или личных проблем.
Понимание рисков заместительной травматизации и способов противодействия им
Обратите внимание на необходимость баланса в работе, отдыхе и игре. Сделайте заботу о себе приоритетом.
Использовать возможности для интеллектуальной стимуляции в профессии и за ее пределами.
Развивайте реалистичные и разумные ожидания относительно рабочей нагрузки и своих возможностей в любой момент времени.
Определите источники поддержки и используйте их.
Регулярные отпуска.
Избегайте изоляции.
Внимательно следите за тем, как вы используете вещества или процессы, используемые для расслабления или развлечения.
Профессия психолога может приносить огромное удовлетворение, но она не лишена опасностей. Психологи во многих случаях становятся образцами для подражания и на практике используют себя в качестве терапевтических инструментов. Эта очень личная роль не похожа на любую другую профессию, поскольку «я» человека так тесно вовлечено в работу. Этот инструмент должен быть хорошо настроен и поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы обеспечить наилучшие услуги населению и долгую и успешную карьеру профессионала.
Ссылки
Американская психологическая ассоциация (1992). Этические принципы и Кодекс поведения.
О’Коннор, М.Ф. (2001). Об этиологии и эффективном управлении профессиональным дистрессом и нарушением у психологов. Профессиональная психология: исследования и практика, 32 (4), 345-350.
Административный кодекс штата Огайо, 13 && 4731-15 и 4731-16 (Бэнкс и Болдуин, 1993 г.).
Поуп, К.С. (1994, август). О чем не говорят терапевты и почему. Документ представлен на церемонии вручения награды Division 12 за «Выдающийся профессиональный вклад в клиническую психологию», ежегодном съезде Американской психологической ассоциации в Лос-Анджелесе.