Разное

По мнению эрика берна игры третьей степени: 2.1.1. Игры и анализ игр. Виктимология [Психология поведения жертвы]

Трансактный анализ — метод «считывания» личности

Транзактный анализ ответит на главный вопрос вашей жизни: почему у меня ничего не получается. Бывало ли у вас так, что стараетесь, прикладываете усилия, но так и не можете добиться желаемого? Обвинять можно что угодно. Это могут быть обстоятельства, окружающие люди, обстановка в стране и многое другое. Но что если проблема в вас самих? Об этом и расскажет транзактный анализ. Его создатель Эрик Берн считал, что вся наша жизнь запрограммирована еще в детстве. Так ли это на самом деле?

Содержание

  • Сущность транзактного анализа по Эрику Берну
  • 3 эго-состояния
    • Родитель
    • Ребенок
    • Взрослый
  • Как определить, в каком состоянии вы находитесь
  • Трансакции
  • Поглаживания
  • Анализ психологических игр по Берну
    • Характеристики игр по Э. Берну
  • О понятии «жизненный сценарий»
  • Литература о транзактном анализе
  • Заключение

Сущность транзактного анализа по Эрику Берну

Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным или трансактным анализом. Применяется для лечения сложных психологических проблем. Его автор – психотерапевт Эрик Берн.

Трансактный анализ Э. Берна появился в 60-е годы прошлого столетия и сразу же приобрел популярность. Отчасти из-за своей простоты, доступности.

ТА преследует несколько целей:

  1. Найти, устранить стереотипы в поведении.
  2. Определиться с ценностями, научиться принимать решения, учитывая при этом свои возможности и потребности.
  3. Понять свой внутренний мир.
  4. Разобраться во взаимоотношениях с окружающими людьми.
  5. Научиться не скрывать чувства.
  6. Поверить самому себе.

Интересно, что проводить трансактный анализ Эрика Берна можно в любом месте: дома, в школе, на работе. Его применяют в бизнесе и в общении. Но многие психологи считают, что все же лучше пройти консультирование у специалистов. Без их помощи добиться существенных улучшений не получится.

3 эго-состояния

Согласно трансактному анализу, на протяжении всей жизни человек находится в одном из 3 состояний: родитель, ребенок, взрослый. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Родитель

Новорожденный ребенок еще ничего не знает о мире. До более-менее сознательного возраста, когда он может получать информацию и формировать опыт (3 года), знания дают находящиеся рядом взрослые. На них лежит серьезная ответственность. Детей нужно научить безопасности, рассказать о чувствах и эмоциях, объяснить, что хорошо и что плохо. Причем часть этих знаний взрослые передают осознанно, часть неосознанно. К тому же, в этом процессе участвуют жесты, мимика, эмоциональное состояние.

Наблюдая за родителями, ребенок создает внутри себя их образ. В психологии это называется интроектом. У каждого человека в сознании множество таких интроектов. Среди них могут быть не только родители, но и бабушки, дедушки, старший брат или сестра, друзья семьи.
Эго-состояние родителя — это и есть внутренние образы взрослых. Они бывают 2 видов:

  1. Контролирующий. Это внутреннее «Я», которое постоянно критикует. Оно обесценивает все ваши поступки, постоянно ругает. И это еще не все. В состоянии «контролирующего родителя» вы замечаете любые недостатки в окружающих людях, злитесь на них за это. Для этого состояния характерно наличие запретов, ограничений, указаний. Есть здесь и система наказаний за проступки.
  2. Заботливый. Это родитель, который проявляет любовь, доброту, заботу. Как и в предыдущем случае, это образ кого-то из детства. Находясь в таком состоянии, человек расслабляется, отдыхает, заботится о других. И это несмотря на возможные трудности на работе или какие-либо другие проблемы. Здесь тоже есть наказания за провинности. Но «заботливый родитель» менее категоричный, известен своей дипломатичностью.

Эго-состояние родителя — важная часть личности. Оно помогает находить общий язык с окружающими людьми, взаимодействовать с ними. Но бывают случаи, когда «родитель» доминирует. Тогда случается внутренний конфликт. Человек живет не своей жизнью. Он руководствуется опытом взрослых, чей образ остался в его подсознании. Делать так не стоит. Чужой опыт, конечно, пригодится. Но слепо следовать ему не стоит.

Ребенок

В трансактном анализе Берна эго-состояние «ребенок» — это эмоциональный опыт. Ребенок получает его, находясь еще в утробе. После рождения его передают родители. И не важно, как они это делают. Главное, какие чувства и эмоции они испытывают и показывают в этот момент. Дети не умеют мыслить рационально. Но они тонко чувствуют смену эмоционального состояния мамы или папы.

В отличие от «родителя», для которого характерны указания и запреты, для «ребенка» характерны чувства, эмоции, удовлетворение потребностей. Сюда же относятся мечты, желания, фобии. «Родители» — это образы взрослых. Эго-состояние «ребенок» — это дети в разный период времени.
Эго-состояние «ребенок» бывает 3 видов:

  1. Адаптивный. Эмоциональный опыт, идущий с того времени, когда на вас влиял «контролирующий родитель». В этом состоянии вы испытываете страх, подавленность, не разрешаете себе спорить, соглашаетесь на любую ответственность и обязанности. Главная фобия — быть отверженным. Это состояние, в котором сильно падает ваша самооценка. Вас преследуют стыд, страх, обида.
  2. Бунтующий. Разновидность «адаптивного ребенка». Это человек, который от всего устал. Пример – подросток-неформал. Чаще всего неформальность — это всего лишь попытка избавиться от влияния слишком строгих родителей. Лет до 13-14 такие дети ведут себя безукоризненно. Но в какой-то момент выходят из-под родительского контроля и пускаются «во все тяжкие». Внутри них живет злоба, страх. Они выливаются в протест. Обычно он случается в 3 года, когда ребенок становится излишне самостоятельным, в подростковом возрасте и после каждые 10 лет.
  3. Свободный. Такое эго-состояние развивается у тех детей, которые жили во вседозволенности. Но не в прямом понимании этого слова. Им можно было делать все, что не представляет опасности. Для этого состояния характерно творческое мышление, креативность, жизнерадостность. «Свободный ребенок» в любой момент может сорваться с места и поехать на прогулку в другой город. Или неожиданно заняться изучением китайского языка. Новые идеи в нем просто бьют ключом.

Главное достоинство «ребенка» — эмоциональность, свобода. Но есть у него и недостаток: как в случае с «родителем», он далек от реальности. Реагирует только на те ситуации, которые когда-то с ним уже происходили.

Взрослый

Это состояние при трансактном анализе считается чем-то средним между «ребенком» и «взрослым». Человек не настолько эмоциональный, как дети, но при этом и не подчиняется установкам и ограничениям родительских образов. «Взрослые» могут адекватно воспринимать мир вокруг себя, принимать взвешенные решения, руководствуясь при этом здравым смыслом.

Впервые осознанность появляется в возрасте 3 лет. Ребенок осознает себя как личность, понимает, что он не похож на маму и папу. Его, конечно, сложно назвать полноценным «взрослым», но задатки уже есть.

Согласно теории трансактного анализа, в этом состоянии человек проводит большую часть своей жизни. Но время от времени он может быть кем-то другим. Чаще всего это случается в стрессовых ситуациях.

Как определить, в каком состоянии вы находитесь

Достаточно немного понаблюдать за поведением. Каждое эго-состояние имеет свои характерные черты:

  1. «Ребенок» часто говорит такие фразы: «Я хочу», «Меня это сильно злит», «Мне нет до этого дела». Эмоции отображаются на его лице. Это может быть взгляд куда-то под ноги, дрожащие губы, выражение восторга.
  2. «Родители» постоянно что-то запрещают, указывают, напоминают о чувстве долга. Они качают головой, принимают грозный вид, скрещивают руки на груди.

И, наконец, «взрослые». Они во всем ищут пользу, предлагают посчитать выгоду, обсудить целесообразность того или иного действия, решения. Они постоянно о чем-то думают.

Трансакции

В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция.
Существует несколько видов трансакций:

  1. Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
  2. Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».

Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.

Поглаживания

В трансактном анализе это еще один вид взаимодействия между эго-состояниями «ребенка» и «родителя». Дети всегда ищут одобрения от мамы или папы. В психологии эти одобрения называются поглаживаниями. Они бывают 3 видов:

  1. Вербальные. Проявляются в комплиментах, похвале.
  2. Невербальные. Сюда относятся жесты, мимика, подмигивания.
  3. Физические. Это рукопожатия, похлопывание по плечу.

«Поглаживать» человека можно безусловно (за то, что он есть) и условно (за какие-либо действия). При этом посыл может быть позитивным и негативным.

Анализ психологических игр по Берну

Что такое игры в психоанализе? Это неосознанный поведенческий стереотип, состоящий из нескольких частей. Речь идет о слабости, ловушке, ответе, ударе, расплате и вознаграждении. Действия провоцируют появление чувств. Причем они усиливаются к концу игры. Еще с каждым действием идет вышеописанное поглаживание. Его интенсивность также увеличивается.

В отличие от обычных развлечений и каких-либо ритуалов, игры имеют скрытые мотивы, выигрыш, конфликт. Они бывают нечестными и драматическими.

По мнению Эрика Берна, существует 6 видов психологических игр. Каждый из них имеет свои подвиды:

  1. На 2, 3, 5 игроков. Участников может быть и больше. Пример – «Фригидная женщина», «Алкоголик», «Почему бы тебе не».
  2. С использованием слов, денег, частей тела. Это «Психиатрия», «Должник», «Мне требуется операция» соответственно.
  3. С разными клиническими типами: истерический, навязчивый, параноидальный, депрессивный. Примером являются игры «Насилуют», «Растяпа», «Почему со мной всегда так», «Опять я за старое».
  4. В зависимости от зон. Бывают оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Подеритесь») игры.
  5. Психодинамические. Делятся на 3 подвида: контрфобия («если бы не ты»), проекция («Родительский комитет»), интроекция («Психиатрия»).
  6. Отличающиеся инстинктивными влечениями. Выделяют 3 подвида: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).

Стоит отметить, что игры имеют 3 качественные характеристики:

  1. Гибкость. В некоторых играх используется только один вид материала. В других же проявляется гибкость.
  2. Цепкость. Некоторые люди без труда прекращают игру. Но есть и те, кто не может отказаться от них.
  3. Интенсивность. Игры могут быть легкими и тяжелыми. Игроки также бывают разными: расслабленными, напряженными, агрессивными.

Независимо от вида, игры оказывают мощное влияние на жизнь каждого человека.

Характеристики игр по Э. Берну

Рассмотрим подробнее некоторые игры из трансакционного анализа Эрика Берна. В психотерапии они имеют цель, роль, динамику, социальную и психологическую парадигму, ходы, выгоду.

 «Алкоголик»«Попался»«Посмотри, что я сделал из-за тебя»
ЦельСамокритика, самообвинениеОправданиеКак и во втором случае, оправдание
РольНепосредственно Алкоголик, его Преследователь, Спаситель, ПростакЖертва и Агрессор
ДинамикаОральная депривация (лишение человека чего-то важного, влекущее за собой разрушение)Гнев ревностиДинамика игры может быть мягкой и жесткой, сопряженной с гневом
Социальная парадигмаОдин «взрослый» просит другого высказать ему всю правду или помочь побороть пагубную привычку. Второй обещает быть откровеннымОдин «взрослый» указывает другому на его проступок. Второй соглашается, что был не прав
Психологическая парадигмаЧеловек в состоянии «ребенка» играет в догонялки, надеется, что его не поймают. «Родитель» в это время приводит веские причины, почему нужно бросить пить«Взрослый» предупреждает «ребенка», что видит все его действия. «Ребенок» понимает, что был пойман. «Взрослый» сообщает о своем недовольстве, наказанииУчастники стремятся избежать ответственности. Они считают, что обвинять их попросту не в чем
ХодыСначала идет провокация, потом обвинение и, наконец, прощение. Либо в другом порядке: снисходительность-гнев-разочарованиеЕсть 3 варианта: провокация-обвинение, защита-обвинение и защита-наказание
ВыгодаЧеловек утешает себя, удовлетворяет сиюминутные желания. Алкоголь используется как возможность избежать различные формы близости. Часто это вызов окружающим людям: «Попробуйте меня остановить»Это возможность оправдать свой гнев, какие-то недостатки характера.
Такой стиль поведения позволяет двум людям (преимущественно одного пола) обменяться гневными тирадами.
Некоторые люди после такой игры решают, что никому нельзя доверять
Угроза сексуальной близости ускоряет игру. Так называемый «оправданный» гнев помогает ее избежать

В других играх Э. Берн выделял только тезисы и антитезисы. Возьмем, к примеру, «Ударь меня». Обычно ее участники совсем этого не хотят, но намеренно провоцируют других игроков. И часто они достигают своей цели. К таким людям относятся те, кого не принимают в обществе, изгои, женщины легкого поведения, а также люди, которые никак не могут найти постоянное место работы. Когда они добиваются логичного результата своего поведения, у них возникает всего один вопрос: «Почему со мной всегда так?».

О понятии «жизненный сценарий»

В методе трансактного анализа есть понятие «жизненный сценарий». О нем Берн пишет в своей книге «Люди, которые играют в игры». По мнению автора, программа жизни людей формируется в дошкольном возрасте. В эпоху Средневековья этого правила придерживались учителя и священники. Они даже предлагали забрать ребенка на обучение и после 6 лет отдать его обратно родителям.

Берн говорил, что сценарий — это план жизни, хранящийся глубоко в подсознании. На его формирование влияют, в первую очередь, мать и отец. По его словам, к действию человека побуждает некая внутренняя сила. И как бы он не старался ее победить, финал часто отличается от желаемого. Так, например, многие люди стремятся заработать много денег, но продолжают терять их. Другие же в это время достигают успеха.

Интересно, что первые 2 года сценарий ребенка в большей степени зависит от мамы. Заложенная ею программа в психотерапии считается его первичным протоколом, жизненной позицией.

За первый год после рождения в сознании ребенка формируется или доверие, или недоверие к окружающему миру. У него появляются некоторые убеждения относительно себя самого себя и тех, кто находится рядом. Он понимает, что он хороший, у него все в порядке или наоборот.

То же самое и в отношении других людей. Они хорошие, у них все в порядке или они плохие и у них не все в порядке. Это жизненные позиции. Обозначим их Я и Ты. «Все в порядке» — «+», «не все в порядке» — «-». Сочетание этих позиций является основой сценария жизни каждого человека. Рассмотрим подробнее:

  1. Я+, Ты+. Это безусловный успех. Признак здоровой личности, которая уверенно идет к победе. Такую позицию можно усвоить в раннем детстве или добиться, усердно работая над собой.
  2. Я+, Ты-. Осознанно или неосознанно человек играет в психологическую игру «Ты виноват». Он видит в окружающих врагов. Более того, он стремится от них избавиться. Это касается не только посторонних людей, но и родственников, друзей, даже детей. В особо серьезных ситуациях человек с такой позицией становится убийцей.
  3. Я-, Ты+. Позиция депрессивности. Человек занимается самоуничтожением. И, что самое страшное, передает этот сценарий детям. Такие люди в большинстве своем меланхолики, неудачники, которые всю жизнь проводят в одиночестве.
  4. Я-, Ты-. Полная безнадежность. Как в предыдущем случае, это сценарий неудачника.

Отказаться от жизненной позиции и изменить сценарий жизни очень сложно. Это похоже на попытки вытащить фундамент, не разрушив дом. Но такая возможность все же есть. Помощь окажет опытный психолог или психотерапевт.

Стоит сказать, что от жизненных позиций зависит то, как будут складываться взаимоотношения с окружающими людьми. Позиция собеседника бросается в глаза еще при первом знакомстве. А подобное, как известно, привлекает подобное. Если вы счастливый, жизнерадостный человек, то и круг общения у вас такой же. Вряд ли вы захотите общаться с вечными нытиками.

Литература о транзактном анализе

Лучше понять основы и преимущества трансактного анализа в психотерапии поможет специализированная литература:

  1. «Трансакционный анализ и психотерапия», Эрик Берн.
  2. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», Эрик Берн.
  3. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Эрик Берн.
  4. «Игры, в которые играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии», Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  5. «Техники транзактного анализа и психосинтеза», Ирина Малкина-Пых.

Возможно, поначалу эти книги покажутся сложными. Но их чтение – отличная возможность заглянуть внутрь себя.

Заключение

Трансактный или трансакционный анализ под руководством специалиста поможет понять, почему ваша жизнь складывается именно так, а не по-другому. Согласно его создателю, Эрику Берну, еще в детстве в подсознании каждого человека закладывается его жизненный сценарий. И ему вы следуете на протяжении многих лет. Вот в чем кроется корень многих проблем. Если вам кажется, что что-то идет не так, не бойтесь обратиться к психологу. Возможно, сеанс транзактного анализа поможет вам исправить ситуацию.

Теория игр Эрика Берна

Кирилл Карпенко

Теория игр описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди».

Главный принцип общения

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.

Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.

Зачем нужны игры?

Игры удовлетворяют естественную потребность в структурировании времени. Это означает, что можно не беспокоиться о том, что говорить и что делать после обмена приветствиями.

Основные понятия транзактного анализа.

Теория игр Эрика Берна.

Почему игры называются играми?

В межличностных играх обычно нет ничего забавного, они могут быть драматичны и даже иметь фатальный исход. Наиболее существенной чертой игр является их управляемость, наличие правил. Именно поэтому рассматриваемая форма взаимоотношений называется «игрой». Нарушение правил игры почти всегда вызывает протест и недовольство других участников: выход из игры чреват социальным осуждением.


Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.

Структурный анализ

Для понимания феномена игр необходимо проводить структурный и транзакционный анализ ситуаций взаимодействия. Структурный анализ состоит в выявлении состояния Я, в котором находится человек. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребёнок (Ре), причём эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.

Транзакционный анализ

Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:

а) «поглаживание» — любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;

б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;

в) транзакционный стимул — «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;

г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;

д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои запонки?». «На письменном столе», — реакция также направлена от Взрослого Взрослому;

Дополняющая транзакция

е) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении запонок следует реакция: «У тебя я всегда во всём виновата» («поглаживание» от Ребёнка Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («поглаживание» от Родителя Ребёнку).

Математически возможны 72 разновидности пересекающихся транзакций. Но, к счастью, в повседневной жизни и в клинической практике обычно происходят только четыре из них. Это две описанные выше транзакции: первый тип (ВВ-РеР) – реакция переноса; второй тип (ВВ-РРе) – реакция контрпереноса; плюс третий тип (РеР-ВВ) – «раздражительная реакция», когда человек, ожидающий сочувствия, получает вместо неё сухие факты; и четвёртый тип (РРе-ВВ) – «дерзость», когда человек, ожидающий услышать жалобу, получает ответ, который кажется ему наглым и самоуверенным и который заключается в обращении к фактам.

Пересекающаяся транзакция

ж) первое правило коммуникации: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго;

з) обратное правило: в случае пересечённой транзакции коммуникация прерывается.

и) скрытые транзакции — в них участвуют одновременно более двух состояний Я. Скрытые транзакции являются основой для юмора, флирта, манипуляций и игр.

Пример манипуляции:

Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы её себе позволить.

Домохозяйка. Вот её-то я как раз и возьму.

Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: «Эта вещь лучше» и «Вы не можете позволить её себе». На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: «Вы правы в обоих отношениях». Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребёнка домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребёнка, который, в сущности, говорит: «Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов». На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.

Пример флирта:

Парень. Приходи в гости: чаю попьём.

Девушка. С удовольствием.

На социальном уровне речь идёт о чаепитии, на психологическом — об интимных отношениях.

Скрытая транзакция

Формы общения

Необходимо видеть место игр в структуре человеческих взаимоотношений и отличать их от других форм общения.

Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых транзакций, направленных на изменение действительности. Обычно имеет место на работе.

Ритуал — повторяющаяся серия простых дополняющих транзакций, заданных внешними социальными условиями. Может быть как религиозным, так и светским, например, прослушивание гимна страны.

Времяпрепровождение — серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начинается и кончается этот интервал обычно процедурами и ритуалами. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний. Времяпрепровождение может принимать форму «болтовни», а может превратиться в более серьёзное, аргументированное обсуждение.

Игра — серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием «выигрыша», конечного вознаграждения, ради которого ведётся игра.

Операция — простая транзакция или набор транзакций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью. Если кто-то откровенно просит утешения и получает его, это операция. Но если кто-то просит утешения, а получив его, тут же обращает его против дающего, это игра.

Близость — спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живёт в настоящем, сознавая происходящее, свободно, воспринимая мир глазами неиспорченного Ребёнка.

Кирилл Карпенко. Игры, в которые играют в школе

Зачем знать правила игр?

Практическая значимость анализа игр огромна, поскольку всякая игра имеет свой алгоритм и правила. Если игра деструктивна, её можно разрушить через нарушение правил игры, с помощью пересекающихся транзакций.

Выгоды игр

В ходе игры Водящий получает целый комплекс выгод, которые описываются по схеме:

1. Внутренняя психологическая выгода – заключается в укреплении внутренней психологической стабильности.

2. Внешняя психологическая выгода – избегание тревожных ситуаций или ситуаций близости.

3. Внутренняя социальная выгода – описывается типичной фразой, которая используется в игре с близкими.

4. Внешняя социальная выгода – описывается типичной фразой, используемой при игре не с близкими людьми или при времяпрепровождении, производном от данной игры.

5. Биологическая выгода – получение поглаживаний определённого типа участниками игры.

6. Экзистенциальная выгода – утверждение жизненной позиции, исходя из которой игроки участвуют в данной игре.

Литература

  1. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.
  2. Кирилл Карпенко. Игры, в которые играют в школе.

Интерактивные транзакции



Рапо: Сексуальная игра | Из книги «Игры, в которые играют люди» доктора Эрика Берна MD

Оригинальное первое издание «Игр, в которые играют люди» из личной библиотеки Эрика Берна.

Диссертация . Это игра между мужчиной и женщиной, которую можно было бы более вежливо назвать, по крайней мере, в более мягких формах, «Поцелуями» или «Негодованием». В нее можно играть с разной степенью интенсивности.

1. «Рапо» первой степени или «поцелуй» популярен на светских мероприятиях и состоит в основном из легкого флирта. Белый сигнализирует, что она свободна и получает удовольствие от преследования мужчины. Как только он примет решение, игра окончена. Если она вежлива, она может совершенно откровенно сказать: «Я ценю ваши комплименты и большое спасибо» и переходит к следующему завоеванию. Если она менее щедра, она может просто уйти от него. Умелый игрок может продлить эту игру на большое общественное собрание, часто перемещаясь, так что мужчине приходится выполнять сложные маневры, чтобы следовать за ней, не будучи слишком заметным.

2. В «Насилии» второй степени или «Негодовании» белые получают лишь вторичное удовлетворение от достижений черных. Ее основное удовлетворение кодируется отказом от него, так что эта игра также известна в просторечии как «Buzz Off, Buster». Она ведет Блэка к гораздо более серьезному обязательству, чем легкий флирт «Рапо» первой степени, и любит наблюдать за его конфузом, когда она отталкивает его. Блэк, конечно, не так беспомощен, как кажется, и, возможно, ему пришлось немало потрудиться, чтобы вмешаться. Обычно он играет какую-нибудь вариацию «Kick Me».

3. «Рапо» третьей степени — жестокая игра, которая заканчивается убийством, самоубийством или залом суда. Здесь Уайт приводит Блэка к компрометирующему физическому контакту, а затем заявляет, что он совершил преступное нападение или нанес ей непоправимый ущерб. В своей наиболее циничной форме Уайт может фактически позволить ему завершить половой акт, чтобы она получила это удовольствие, прежде чем противостоять ему. Столкновение может быть немедленным, как в случае незаконных криков об изнасиловании, или оно может быть отложено на долгое время, как в случае самоубийства или убийства после продолжительной любовной связи. Если она решит разыграть это как преступное нападение, ей не составит труда найти корыстных или болезненно заинтересованных союзников, таких как пресса, полиция, советники и родственники. Однако иногда эти посторонние могут цинично отвернуться от нее, так что она теряет инициативу и становится орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние выполняют другую функцию. Они навязывают игру противному Белому, потому что хотят сыграть в «Давай ты и он сразитесь». Они поставили ее в такое положение, что для того, чтобы сохранить свое лицо или свою репутацию, она должна кричать об изнасиловании. Это особенно часто случается с девочками, не достигшими совершеннолетия; они могут быть вполне готовы продолжать связь, но поскольку она обнаруживается или становится проблемой, они чувствуют себя обязанными превратить роман в игру «Насилие» третьей степени.

В одной хорошо известной ситуации осторожный Иосиф отказался быть вовлеченным в игру «Изнасилование», после чего жена Потифара переключилась на классическую игру «Давай ты и он сразитесь», отличный пример того, как реагирует жесткий игрок. к антитезису и об опасностях, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры. Эти две игры объединены в хорошо известную «Игру с барсуком», в которой женщина соблазняет Блэка, а затем кричит об изнасиловании, после чего ее муж берет на себя ответственность и оскорбляет Блэка с целью шантажа.

Одна из самых неудачных и острых форм «Рапо» третьей степени относительно часто встречается между гомосексуальными незнакомцами, которые в течение часа или около того могут довести игру до уровня убийства. Циничные и криминальные варианты этой игры составляют большой объем сенсационных газетных копий.

Детский прототип «Рапо» такой же, как и у «Фригидной женщины», в которой маленькая девочка побуждает мальчика унижаться или пачкаться, а затем насмехается над ним, как это классически описано Моэмом в О человеческом рабстве и, как уже отмечалось, Диккенсом в Большие надежды . Это вторая степень. Более сложная форма, приближающаяся к третьей степени, может быть использована в неблагополучных районах.

Антитезис . Способность человека не вовлекаться в эту игру или держать ее под контролем зависит от его способности отличать подлинные выражения чувств от ходов в игре. Если он таким образом способен осуществлять социальный контроль, он может получить большое удовольствие от легкого флирта «Поцелуй». С другой стороны, трудно придумать безопасную противоположность маневру «Жена Потифара», кроме выезда до закрытия без адреса для пересылки. В 1938 этот писатель встретил в Алеппо стареющего Иосифа, который уехал из Константинополя тридцать два года назад после того, как одна из дам султана загнала его в угол во время делового визита в гарем Йылдыз. Ему пришлось покинуть свой магазин, но ему потребовалось время, чтобы собрать свой запас золотых франков, и он так и не вернулся.

Родственники . Мужские версии «Rapo», как известно, встречаются в коммерческих ситуациях: «Casting Couch» (и тогда она не получила роль) и «Cuddle Up» (а затем ее уволили).

Описание этой игры на этой странице неполное. Полное описание этой игры см. в разделе  Игры, в которые играют люди.

7 различных типов психологических игр разума

Почему люди играют в игры разума? Как понять, что кто-то играет с вами в интеллектуальную игру?

В своем классическом произведении 1964 года « Игры, в которые играют люди, » доктор Эрик Берн теоретизирует, что игра в интеллектуальные игры является частью психологического развития, через которое все люди должны пройти. Он разделил интеллектуальные игры на семь различных категорий: 1) псевдосветская беседа, 2) игры для пар, 3) сексуальные игры, 4) карьерные игры, 5) криминальные игры, 6) терапевтические игры и 7) позитивные игры.

Давайте посмотрим на предложенные Берном категории психологических игр разума, в которые люди играют друг с другом.

Берн дает несколько способов классификации психологических игр разума. Ниже мы переработали схему Берна и обновили его примеры.

1.

Псевдо-светская беседа

Псевдо-светская беседа развивается из светской беседы, когда друзья группы сближаются. Эти игры часто начинаются как светская беседа, а затем приобретают какой-то контрпродуктивный или нездоровый характер. Из письма Берна неясно, как происходит это изменение.

Например, в игре «Кулер с водой» двое обычных взрослых выражают недовольство своим начальником. В игровой версии они могут начать бормотать оскорбления в пределах ее слышимости, надеясь вывести ее из себя. Это подтвердит их убеждение в том, что она властная, хотя может привести к увольнению (помните, что многие игры саморазрушительны).

(Краткое примечание: интересно отметить, что, как описывает это Берн, ранее безобидная светская беседа может стать нездоровой игрой, когда люди становятся ближе. Почему это так? лицо», чтобы не скрывать свои менее замечательные качества. Однако, как только мы начинаем доверять кому-то, мы открываемся больше, что, с одной стороны, может привести к более искренним отношениям, а также к разоблачению наших мерзостей. Берн мог бы сказать что после того, как вы поговорите с кем-то достаточно долго, вы можете сказать, в какие игры они будут играть.Так что, если у вас есть общие игры, вы можете играть в них только тогда, когда вы уверены, что не потеряете лицо, действуя потенциально неприятным образом.)

2. Парные игры

Парные игры — это нездоровые привычки, которые часто развиваются между двумя людьми в близких, преданных отношениях. Они могут длиться годами и серьезно негативно сказаться на жизни игроков. Некоторые из них сегодня мы бы назвали насилием.

Скажем, например, мужчина бессознательно убежден, что «женщины не заслуживают уважения». Он плохо обращается со своей партнершей, постепенно нанося ущерб ее психическому здоровью. Через некоторое время наступает депрессия, и она начинает набирать вес. Тогда ее партнер приходит в ярость: «Не могу поверить, что ты так позволил себе уйти». Его вера привела его к созданию ситуации, которая «доказала» его веру, а он все это время не осознавал этого, как говорил Берн.

(Берн говорит, что слово «игра» как таковое не предназначено для упрощения этих ситуаций. Вместо этого оно относится к регулируемому характеру такого взаимодействия — за ним следует различимая закономерность.)

(Краткое примечание Вопрос о том, осознают ли обидчики свое поведение или нет, остается предметом споров. что они делают, и даже изучают стратегии, чтобы стать лучше. С другой стороны, люди, не осознавая того, что они делают, часто подвергаются эмоциональному насилию. Это может привести к трудным ситуациям, когда, например, эмоционально «Недоступный партнер едва ли осознает, что делает. Автоматизм, явление, при котором привычки становятся бессознательными и становятся второй натурой, может помочь объяснить это. Если Берн прав в том, что наши игры развиваются в детстве, то они, несомненно, должны быть оматик к взрослой жизни.)

3. Секс-игры

Секс-игры флиртуют вокруг сексуального взаимодействия, но вместо этого перекладывают «удовлетворение» здоровой сексуальности в награду за игру, по словам Берна. Другими словами, люди, которые играют в них, получают удовольствие от обмена, который не заканчивается настоящим сексуальным взаимодействием.

Берн приводит пример «Kiss Off», когда игрок А может считать: «Другие люди должны хотеть меня, но не могут иметь меня». В клубе или на вечеринке она слегка дразнит и флиртует с другими людьми. Кто-то преследует ее, играя в ее игру, но она отказывается от авансов, кроме первоначального флирта.

(Краткое примечание: это довольно мягкий пример того, как сексизм Берна, кажется, повлиял на то, как он описал некоторые игры. Эта категория также демонстрирует одну из слабых сторон подхода Берна: большинство игр ссылаются на психосексуальные стадии Фрейда, которые больше не пользуются большой поддержкой. Например, бесполезно описывать женские кокетливые наклонности как производные от бессознательных «фаллических» фрустраций. Берн непоследователен в выборе языка — с одной стороны, он утверждает, что простой язык, как и в его названия игр, помогает понять. С другой стороны, он по-прежнему использует непрозрачный фрейдистский жаргон для диагностики многих игр. Это может отражать конкурирующие желания Берна сделать TA доступной через Игры, в которые играют люди, , а также борьба за авторитет в академическом сообществе.)

4. Карьерные игры

Карьерные игры — это долгосрочные игры, которые могут поглотить жизнь игрока. В серьезных карьерных играх образ жизни, характер, здоровье и финансовое положение игрока могут развалиться по ходу игры.

«Наркоман», например, может длиться годами и часто портит жизнь игроку. Скажем, игрок А придерживается какого-то убеждения, например, «я ничего не стою». Различные сложные обстоятельства (помните, что каждый экземпляр игры имеет уникальную историю) приводят Игрока А к злоупотреблению психоактивными веществами. Это запускает разрушительный цикл, который наносит ущерб ее здоровью и положению в обществе.

Люди могут попытаться помочь ей — вероятно, играя в «Доброго самаритянина», — но, согласно модели Берна, игрок А найдет способ увековечить свою игру. Она может чувствовать себя более бесполезной, потому что люди хотят помочь. Это подтверждает ее веру, укрепляя ее игру.

Этот игровой цикл может отнять у игрока годы жизни и остаться неразрешенным без эффективного вмешательства.

(Краткое примечание: хотя он и не относит его к этой категории, Берн характеризует гомосексуальность как патологический образ жизни: он называет геев «профессиональными гомосексуалистами», как бы намекая на то, что это карьерная игра. И, как и карьерные игры, он утверждает, что игра «гомосексуальность» тратит время впустую и препятствует способности человека жить хорошей жизнью. Психиатрия исторически рассматривала гомосексуальность как болезнь, которую нужно лечить. На самом деле это шаг назад по сравнению с Фрейдом, который писал, что однополое желание не «Эго-синтонный гомосексуальность» с тех пор был удален из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, хотя вопиющая гомофобия Берна живет в Игры, в которые играют люди. )

Карьерные игры иллюстрируют еще один тезис Берна: люди играют в свои игры с разной интенсивностью. Он сравнивает их с тяжестью преступления: первой, второй и третьей степени.

  • Игры первой степени обычно легкие или доброкачественные. Многие из нас играют «Morning Joe», очень мягкую форму «Addict», которая в лучшем случае включает сварливое бормотание.
  • Игры второго уровня предпочтительно держать в секрете. «Дневной пьяница», например, может включать фляжку, обеспокоенного партнера и ухудшение здоровья.
  • Игры третьей степени приводят к серьезным юридическим или фатальным последствиям. «Человек из Флориды» — мем, высмеивающий необдуманные преступления, совершенные мужчинами во Флориде, — может, например, включать автомобильные погони на метамфетамине, которые заканчиваются убийством и арестом преступника.

5. Криминальные игры

Криминальные игры являются незаконными действиями с точки зрения концепции Берна. Эти игры происходят в криминальном подполье и в тюрьмах.

Примером Берна является «Want Out», которую играют заключенные, которые, кажется, хотят смягчения приговора. Скажем, игрок А — заключенный, который считает: «Мир нестабилен, а неопределенность пугает». Он ведет себя так, как будто хочет уйти пораньше, но когда появляется возможность, он разваливается. Его скрытый страх, говорит Берн, заставляет его саботировать свои шансы, потому что тюрьма неизбежна, а значит, безопасна.

(Краткое примечание: Психиатрическая помощь не была широко доступна заключенным, по крайней мере, до середины 20-го века, несмотря на то, что психические заболевания гораздо более распространены в тюрьмах. ТА Берна была одной из первых используемых терапий, частью Программа Asklepieion в Марионе, штат Иллинойс. В этой спорной программе терапевты и обученные заключенные агрессивно использовали «игры», чтобы заставить заключенных думать и вести себя по-другому, требуя, чтобы они признали свои игры и отказались от них. Asklepieion добился ограниченного успеха и распространился как минимум в десять дополнительных тюрем, прежде чем несколько инцидентов с применением насилия в терапевтических группах привели к завершению программы.)

6. Терапевтические игры

Терапевтические игры, в которые играют специалисты в области психического здоровья и их пациенты. Берн говорит, что они могут помешать реальной терапии, потому что создают иллюзию прогресса.

Например, в «Теплице» участвуют обученные участники групповой терапии, которые чрезмерно сосредотачиваются на чувствах. Игрок А может полагать: «Мои чувства — драгоценные, деликатные вещи, с которыми нельзя обращаться неправильно». Он представляет каждого из них как редкий цветок, и группа действует с подобающим благоговением. Берн говорит, что таким образом они создают оранжерею, в которой почитают эмоции, но реального прогресса не происходит. По его словам, игрок в «оранжерею» просто строит эгоцентричную сосредоточенность на собственных эмоциях, подкрепляемых участием группы.

(Краткое примечание: неэффективная терапия — это реальная проблема, и она может даже ухудшить состояние пациентов по сравнению с тем, когда они ее начали. Частично проблема аналогична тому, что описывает Берн: хорошо образованные, обученные клиницисты переоценивают собственную эффективность и склонны чтобы сопротивляться изменениям, которые могли бы улучшить результаты лечения пациентов. Это случай, когда эго мешает эффективной терапии, и подчеркивает тот факт, что наличие лицензии на терапию не означает, что вы разрешили свой собственный психологический диссонанс (одно исследование, например обнаружили, что около двух третей клиницистов испытывали проблемы с психическим здоровьем) 9.0003

7. Позитивные игры

Позитивные игры обычно продуктивны, а не разрушительны. Поскольку игры обманчивы по определению, Берн говорит, что трудно определить полностью положительные игры. Вместо этого эти игры имеют положительный эффект, который компенсирует их отрицательные стороны.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *