В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад: мнение психолога
ВоспитаниеРазвитие
- Фото
- Andrey_Kuzmin/Getty Images/iStockphoto
А на самом ли деле ребенку нужен детский сад с точки зрения этого самого социума? Мы задали вопрос популярному психологу, автору книг о детской психологии Людмиле Петрановской.
Основатель Института развития семейного устройства, автор книг «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка», «Если с ребёнком трудно», «#selfmama. Лайфхаки для работающей мамы»
«Действительно, общение со сверстниками ребенку необходимо примерно с трех лет. Но это не обязательно должен быть детский сад. Это могут братья и сестры, если семья большая. Или друзья-сверстники во дворе, если есть возможность играть с ними часами.
Ребенку нужна свободная ролевая игра со сверстниками. Это значит, что дети делают что хотят. Они играют сами, придумывая игру, развивая ее. Взрослый может предлагать что-то, взрослый может направлять, вмешиваться когда какие-то конфликты, особенно с маленькими детьми. И чем они старше, тем реже взрослый вмешивается. Вот это необходимо».
Для 3-4-летки это может быть маленькая компания, еще один-два ребенка. В 5-6 лет хорошо, когда вместе играют от 2 до 6 детей. Для подростка круг общения может быть еще больше.
Еще раз подчеркнем: первые три года малыш больше нуждается в маме, нежели в коллективе. Поэтому ясли, куда крох отдают в 1,5-2 года — это скорее безысходность, нежели польза. Да, за ними присматривают, но детям такая ранняя «социализация» дается очень тяжело. И если у вас иных вариантов нет, предъявляйте к яслям, куда пойдет ваше чадо, очень высокие требования.
«Если мы не хотим, чтобы ребенок страдал, то в группе должно быть не больше трех детей на одного взрослого, если мы говорим про детей до двух лет, — объясняет Петрановская. — И небольшая группа, если это дети от двух до трех. Чтобы взрослый имел возможность, если ребенку сейчас тяжело, плохо, страшно, носить его на руках, посидеть с ним, покачать, поговорить с ним, покормить с ложки каждого. Этого он не может делать с группой 15-20 человек».
- Фото
- Getty Images
А вот начиная с трехлетнего возраста, дети должны общаться друг с другом. Не полчаса в конце дня, на детской площадке, когда закончились все занятия, а много часов в день. Общение в этом возрасте должно быть основным занятием ребенка.
«Прекрасно, когда в детском саду есть такая возможность, — говорит психолог. — Но чаще бывает наоборот — ребенок целый день в группе, но практически не общается с другими детьми, потому что весь день расписан: занятия, развивалки с утра до вечера. Основное взаимодействие ребенка там — с педагогом. И это совсем не хорошо».
Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «Каждый родитель желает знать»
Любовь Высоцкая
Сегодня читают
Возраст любви не помеха: 25 фото Камиллы и Карла III, от которых невозможно оторвать глаз
Копия папы: вдова Градского вывела в свет старшего сына
Находятся в тени и редко выходят в свет: как выглядят дети и внуки королевы Камиллы
Онлайн-трансляция и похороны на закате: 8 особенностей погребения Елизаветы II
Новое доказательство: папарацци засняли нежные объятия Ирины Шейк и Брэдли Купера
Не хочу, не буду: стоит ли ребенку идти в детский сад
Общество
01 марта 2017, 10:45
Публичное достояние
Читать 360tv в
—
Еще до рождения ребенка у родителей встает вопрос — отдавать ли малыша в детский сад? С одной стороны, он будет более самостоятельным, сможет легче адаптироваться к школе, а родители будут больше заниматься своими делами. А с другой — есть же бабушка, она лучше присмотрит, вкуснее накормит, да и ребенок бранных словечек не нахватается. Редакция «360» побеседовала с детскими психологами и попыталась разобраться, стоит ли отдавать ребенка в детский сад, и если да, то как избежать проблем и ошибок.
Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости
Не торопитесь «пристроить» ребенка
Как только ребенок немного подрастет, многие родители стремятся побыстрее отдать его в ясли или детский сад. Причины могут быть разными — от желания поскорее вернуться к работе до «они педагоги, им виднее». Однако детский педагог и психолог Татьяна Шишова считает, что спешить с отправлением в сад ни в коем случае нельзя, иначе вместо гармонично развитого вы рискуете получить проблемного ребенка.
«Если у семьи есть возможность в первые годы жизни, а лучше до школы — самим заниматься ребенком, то лучше семьи ничего для ребенка нет. Тем более сейчас полно всяких студий, кружков, секций для дошкольников, так что развитие можно обеспечить весьма разностороннее», — считает Шишова.
По ее словам, совсем маленьком ребенку важнее не социализация, а родительское тепло, чувство семейного очага, ощущение дома — для укрепления привязанности, о которой так много говорят психологи.
Многие дети от раннего похода в детсад страдают — они еще бывают совершенно не готовы ни физически, ни психологически. Многие начинают болеть, становятся нервными. У них развивается протестное поведение, истеричность, страх чего-то нового. Я и мои коллеги часто сталкиваемся с тем, что у малыша начались проблемы именно после того, как его отдали в детский сад.
Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости
Учитывайте темперамент и особенности развития
Если ребенок проявляет активность и желание общаться, то, вероятно, он готов к распорядку и частому общению с другим детьми, считает Шишова. Обычно такое наступает в возрасте четырех с половиной-пяти лет, но ситуация индивидуальна.
«Есть такие дети, которым становится скучно дома. Чаще это бывает не в три года, а позже, когда ребенок уже хочет общаться и иметь друзей. Если ребенок „дозрел“, то можно отдавать в детский сад», — говорит Шишова.
Другой психолог и педагог Людмила Петрановская согласна, что нужно обращать внимание на темперамент ребенка, на его желание общаться. Если это желание слабо выражено — не нужно навязывать общение.
«Есть дети очень застенчивые, интровертированные. Для них просто пребывание в группе, где детей много, где постоянно шумно, где он все время должен быть вовлечен в какую-то совместную деятельность, оказывается слишком большой нагрузкой. Вообще это не значит, что такого ребенка нужно запереть дома: для таких детей могут быть оптимальны мини-детские сады с небольшими группами, где он может хорошо всех знать, со всеми постепенно сблизиться», — рассказывает Петрановская.
Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости
Найдите по-настоящему хорошего воспитателя
По мнению Петрановской, одним из ключевых критериев для подбора детского сада является хороший воспитатель. Если воспитатель груб и не слишком любит работать с детьми, то хороший ремонт и новые игрушки вряд ли спасут ситуацию.
«Сейчас детские сады больше ориентированы на родителей, на их пожелания и особенности воспитания. Но по-прежнему все очень сильно зависит от личности воспитателя. Дети очень тонко чувствуют, нравится ли им общаться с детьми или нет. Бывает, воспитатель просто „отбывает“ рабочее время — детей будет тошнить. Если воспитатель добрый и заботливый — дети быстрее привыкают и лучше себя чувствуют», — считает педагог.
Если вы заняты, но не можете найти хорошего воспитателя, тогда лучше воспользоваться услугами няни или оставлять ребенка с бабушкой, полагает Петрановская.
Другими словами, если сад вызывает у вас малейшее недоверие и вы думаете, что к ребенку будет недостойно относиться или он «напитатается чем-то дурным» — поищите другой вариант.
Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости
Дайте детям больше свободы
Обучение в детском саду осуществляется по определенным правилам, но порой воспитатели «перегибают палку», стараются стандартизировать детей, лишая их свободы и не обращая внимания на их особенности. Это совершенно недопустимо, считает Петрановская.
«Главный минус детских садов в том, что они пытаются все время детьми заниматься, не оставляя им время для ролевой игры. Необходима свободная ролевая игра в безопасной обстановке под присмотром взрослых — но без тотального контроля, без регламентации. Не нужно, чтобы все делали одно и то же по команде. С этим беда сейчас», — говорит педагог.
Шишова отмечает, что баланс контроля и свободы действительно необходим.
Детей не стоит во всем ограничивать и пытаться делать их одинаковыми, но и слишком много свободы в семье тоже может привести к проблемам. Например, ребенок вырастет избалованным и не будет уметь или хотеть делать совершенно элементарные вещи — одеваться, соблюдать гигиену и убирать за собой.
«Такое может произойти под влиянием семьи, под действием излишней опеки. Но под влиянием детского коллектива он начинает быть более самостоятельным», — заключает Шишова.
Авторы:
Анастасия Лежепекова
Воспитатель детского сада рассказывает о родительских заботах
Катя скучает по маме в детском саду, Саид отказывался от полдника, а Ярослав утром плакал и не хотел идти в садик. Их матери встревожены, а вдруг у их детей психологическая травма? А воспитательница, утешавшая детей днем, утешает их родителей и на родительском собрании. Таисия Попова рассказывает о родительской вине и тревоге.
Почему учитель утешает мам?
Когда в детском саду назначено родительское собрание, воспитатель репетирует большое выступление, планирует повестку дня, вывешивает основные вопросы на доску перед партами и на всякий случай прикалывает сообщение о собрании на топ в специальной группе в социальных сетях. Это делается для того, чтобы участники говорили кратко и по делу во время встречи.
Понятно, что коротко и по существу на встрече с родителями младшей группы говорить нельзя. Мамы трех-четырехлетних детей смотрят на вас большими испуганными глазами. Или вместо этого на вас свирепо пялятся, готовы протестовать и бомбардировать вас, размахивая книгами Петрановской, приговорами своего психотерапевта и даже угрожая написать заявление в районное управление народного образования или в прокуратуру (делают это от страха я тоже это понимаю, нападение — лучшая защита).
Родители старательно что-то записывают на свои планшеты, телефоны, бумажные блокноты и, на всякий случай, некоторые снимают видео. Либо иметь доказательства, потому что в материалы дела слова не впишешь, а с видео это можно сделать легко, либо они не хотят ничего упустить, иначе им покажется, что все пропало и детский сад опыт обернется для их детей одной большой психологической травмой.
Родители тоже приносят сладости, но им неудобно, потому что они не знают, на диете я или нет, не ем ли я сладости, не возьму ли я это за взятку. Поэтому они как-то ненавязчиво выносят эти сладости, но так, чтобы я их видела, и в то же время могла всех угостить.
Так что такие встречи вообще целый ритуал, замкнутый круг беспокойства. И мы обсуждаем не новые государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которые стоят на повестке дня, а родительскую тревогу. Их тревога и вина.
Так же, как днем я утешаю их детей, я должен утешать их матерей на таких встречах.
» Катя скучает по мне, а я страдаю!»
С каждым годом тревога матерей растет все больше и больше. Они прочитали тонну книг по детской психологии, помнят свой детский опыт, знают кучу умных терминов и уверены, что их ребенок ежеминутно рискует получить какую-нибудь душевную травму, последствия которой поставят крест на его или ее дальнейшего развития.
«Саид сказал, что Эдуард не хочет сидеть с ним за одним столом, и теперь он два дня не ел в садике! Он говорит, что ничего не ел! Это расстройство пищевого поведения?»
«Марионелла сказала, что над ней смеялись в туалете, а дома она на горшок не садилась! А утром она тоже этого не сделала! Было ли это издевательством?»
«Вечером Ярослав сказал, что снова хочет в садик, а утром он начал плакать! Там он потребовал какую-то футболку, которая была дома, и вообще это была футболка его брата, а он без нее в комнату идти отказался! Я знаю, что должна была быть твердой и не баловать его, но у меня не было бы времени забрать эту футболку из дома. Или я не должен был быть таким твердым? Или это значимый объект привязанности и выражение его свободной воли, а я его подавила, и теперь он видит мое невнимание и равнодушие?»
«Катя сказала мне, что соскучилась по мне! В детский сад! Она говорила тебе, что скучала по маме? Я даже представить себе не могу, как она должна была страдать! У меня по утрам слезы, как я могу провожать ее в садик? Я даже не могу больше ложиться! Наверное, мы пошли в садик слишком рано, надо было ждать еще год?»
Все эти вопросы на первый взгляд кажутся разными, но в какой-то момент я понял, что источник всего один. Это огромное родительское беспокойство. Страх матерей, которые в детстве пережили все травмы своего поколения, не умели относиться к детям иначе, чем относились к ним самим, а теперь строят свой авторитет, родительский контроль и режим по книжкам.
Они свято верят каждому слову своих детей, забывая, как много они фантазировали в собственном детстве и сколько раз сами врали, ведь это было весело и интересно.
Первая любовь и мыло в раковине
Так что работаем с тревогой.
Саид сказал, что Эдвард не хочет сидеть с ним за одним столом. Да. Он сказал, что потому, что Эдуард влюбился в девушку (они могут это сделать, да. Мы тоже прогрессивные преподаватели, изучившие труды Петрановской, Ньюфельда и все теории привязанности в мире. Мы распознаем и произносим все чувства дети). Итак, эта девушка сидит за другим столом. И конечно же, Эдвард предупредил всех, что больше не хочет сидеть за его столом, и учителя разрешили ему сесть рядом с девушкой.
И Саид потом не ел, это правда. На полдник был творожный пудинг, который он не любит, а мы никого не заставляем есть, потому что мы прогрессивные педагоги, см. выше. Сегодня он завтракал и обедал как обычно. Что касается полдника, то вы отвели его до того, как столы были накрыты, потому что вам нужно было отвести его к логопеду. Поэтому он не ел полдник два дня подряд.
С каждым годом мамы тревожатся все больше. Они прочитали тонну книг по детской психологии, помнят свои детские переживания и уверены, что каждую минуту их ребенок рискует получить душевную травму.
Марионелла сказала, что над ней смеялись в туалете. Да, у нас есть пара комментариев. Обожает наливать жидкое мыло из дозатора так, чтобы получилась целая раковина из пены, потому что это очень забавно. А когда Марионелла смеется, знаете, ее разделит любой. Она лучше всех заставляет людей смеяться над группой. Поэтому она намеренно вылила мыло в раковину и пригласила всех посмотреть, как это смешно. Так что смеялись вчетвером в туалете, наливая мыло, подтверждаю. Особенно сильно смеялись, когда пена из раковины ползла на пол и запенивала все вокруг, в том числе и вентиляцию.
А на горшок она садиться не хочет, потому что, естественно, это не детская, горшков у нас нет. У нас есть туалеты, поэтому она пользуется туалетом. Если вы поможете ей научиться пользоваться туалетом дома, как это делают взрослые, ведь он, наверное, полноразмерный, не такой, как в детском саду, то результат вы получите через 24 часа, как в рекламе. Это продвинутая педагогика, см. выше.
Ярослав вечером сказал, что хочет в садик. Я это понимаю. Вечером я тоже представляю, как мы будем завтра в садике, рисовать белых медведей на синей бумаге ватой, пропитанной гуашью, и это будет выглядеть все пушистое и взлохмаченное. Потом мы сделаем большую выставку наших мишек. Но утром, когда в 5:44 у меня звонит будильник в кромешной тьме зимним утром… Знаете, мне тоже как-то не очень хочется в садик, хотя мне не три годика, а садик не означает для меня разлуки с мамой, и вообще мне платят за то, что я туда прихожу.
В три года ты все еще очень хочешь быть с мамой, сколько бы медведей тебя ни ждало на следующий день. Медведи появятся позже, а твоя мама уходит прямо сейчас. Как здесь не плакать? А так как Ярослав не умеет сообщать такие сложные мысли в трехлетнем возрасте, потому что рефлексия еще не развита и он не в состоянии сделать это в его возрасте, то он цепляется за предлог, чтобы законно лить слезы: Т. -рубашка не та, которую он хочет. Кроме того, он недоволен тем, что его брат, который учится в школе, сейчас в отпуске и остался дома. Да, он это видит, не стоит недооценивать наблюдательность трехлеток. Представьте, ваш муж остался дома, а вы встаёте темным зимним утром, и вас куда-то ведут, хотя бы ватой медведей рисовать. И снег падает на лицо. Но кому-то разрешили остаться дома и поспать под теплым одеялом.
Фото: Rudolf Hein / Pixabay
Призрак материнской вины
Главной заботой всех матерей, не только Катиной, является следующее. Катя скучает по маме и говорит об этом! Что делать родителям?
Уважаемые родители, если ваш ребенок говорит воспитателям, что скучает по вам в садике, а вам потом говорит, что ему было скучно, значит, с ним все в порядке!
Это всего лишь означает, что у вас доверительные отношения с ребенком, он может говорить о своих чувствах, он знает, что у него есть чувства и у них есть имена (не смейтесь над этим, куча взрослых этого не знает и не знают, что они чувствуют, и учатся распознавать свои чувства за большие деньги позже в психотерапии). Он не боится доверять вам свои уязвимые чувства. Он также не боится делиться ими с нами. Он нам тоже доверяет, вы выбрали отличный детский сад. Мы прогрессивные педагоги и признаем чувства детей, см. выше.
И не думайте, что признаться в чувствах детей — значит упасть на колени и с чувством вины посмотреть им в глаза: вы страдали? ты ужасно страдал? я сделал тебе больно? Давайте поговорим об этом!
В случае с Катей это выглядит так. Катя увлеченно играет в привидений с Лизой и Яном («это не ты привидение, это я! Я привидение! Отдай сейчас мою наволочку!»). Минут через десять, пробегая мимо меня в наволочке, она высовывает голову и страстно говорит:
«Я скучаю по маме!»
«Ты скучаешь по маме», — отвечаю я, потому что я продвинутый педагог и умею сдерживать чувства, см. выше. — Конечно, ты можешь скучать по своей маме.
«Очень скучаю по ней!» Катя подтверждает.
Затем она надевает наволочку и бросается пугать Лизу и Яна, ведь она самое страшное привидение. Это почти как призрак вины матери, только в наволочке и днем.
Детский сад в частной школе округа Пинеллас, Флорида
Совместное обучение, самостоятельная, PK3-12 класс школы в Санкт-Петербурге, Флорида.
727-522-2111
Список из 8 членов.
Джесси Акоста
Помощник воспитателя в детском саду
Посмотреть биографию
Стефани Джонсон
Воспитатель детского сада
Кэтрин Джонстон
Помощник воспитателя в детском саду
Посмотреть биографию
Джоанн Минке
Воспитатель детского сада
727-522-2111 x413
Посмотреть биографию
Джейд Квик
Помощник воспитателя в детском саду
Просмотреть биографию
Ши курайши
Джон Скиапарелли
Воспитатель детского сада
Посмотреть биографию
Алисса Виг
Воспитатель детского сада
727-522-2111 x411
Посмотреть биографию
Подробнее
День в детском саду
youtube.com/embed/wFDwATYRGvo» frameborder=»0″ allow=»autoplay; encrypted-media» allowfullscreen=»»>
Подготовительная школа Shorecrest
5101 First Street Northeast
Санкт-Петербург, Флорида 33703
Телефон: (727) 522-2111 | Факс: (727) 527-4191
[Карта]
Политика конфиденциальности | Факультет
СОЕДИНЕНИЕ
Shorecrest Preparatory School — это частная, несектантская, с совместным обучением дневная школа для подготовки к колледжу для учащихся от дошкольного до старшего школьного возраста, расположенная в Санкт-Петербурге, Флорида.