Методы оценки и самооценки — Мегаобучалка
Методы оценки и самооценки связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание. Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.
Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С. Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.
Однако оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.
Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительную оценку, своего рода заряд, а также намечает хорошую перспективу для личности.
Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить: за то, что получено от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же достижение; из-за жалости; из-за желания понравиться.
Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать.
По словам психотерапевта В. Леви, по-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.
Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.
Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Однако следует помнить, что нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания в процессе воспитательной работы. Использовать поощрения и наказания эффективно только в комплексе с убеждением, поручением примером, требованием. Метод поощрения должен быть ведущим, а наказание — вспомогательным.
Поощрение и наказание должны быть индивидуальными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуацию.
Наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.
В научной педагогике есть разные классификационные схемы методов воспитания. Помимо диалога можно выделить следующие методы:
метод убеждения;
метод упражнений;
метод оценки и самооценки.
Диалог как метод воспитания тесно связан с другими методами. Все приведенные в этой главе методы основываются на диалогическом общении. Учитель строит диалог, воздействует, совершенствует способы действия, поощряет или наказывает при помощи диалога с учащимся. Но все же имеются и различия. Так, методы убеждения служат для формирования взглядов, которых в сознании школьника ранее не было, или для упрочнения имеющихся знаний. Методы упражнений в воспитании реализуются через поручения. Поручения создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. Методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.
Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Однако следует помнить, что нельзя переоценивать значение всех вышеперечисленных методов в процессе воспитательной работы. Использование данных методов эффективно только в комплексе.
Заключение
Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога со школьниками, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровня воспитанности конкретных коллективов.
Когда говорится о взаимопонимании и эмоциональном контакте между учителем и учеником, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого. Диалог как метод воспитания.
Главное в установлении такого диалога — это совместное достижение общих целей, совместное видение и понимание происходящего.
Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется взрослый в общении с ним.
Учителю необходимо осознавать, что каждая негативная оценка личности ребенка наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность, что его любят.
В структуре диалога существенное значение имеет включение диагностических методик, которые, поворачивают ребенка «на себя», создают условия для осмысления своего личностного «Я», также позволяют увидеть себя со стороны и сравнить свое мнение с мнением других. Они стимулируют и активизируют мысль, выводят на анализ, на вывод, на самооценку.
Истоки диалога как метода восходят еще к Афинским школам, диалог стал основным литературным жанром в античности. В советское время А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский продолжили традиции диалога.
Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса — Мн, 1990.
2. Бахтин М.М. «Жить значит участвовать в диалоге».
. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.
. Грищенко Л.И. » Теория и методика воспитания», изд-во «Академия», 2005.
. Интернет — источники: Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, Православный образовательный портал «Слово».
. Макаренко А.С. О воспитании — М.; Политиздат, 1990.
. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.
. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.
. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.» Педагогика», 2008.
. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т., К.: Рад. Школа. 1979 — 1980. Т.1.
. Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. — М., 2000.
Методики диагностики самооценки личности
Понятие и сущность самооценки
Определение 1
Самооценка – это оценка самого себя, собственных возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка имеет для человека большое значение, так как она оказывает влияние на эффективность и успешность его деятельности, а также развитие человека как индивидуальной личности. По своей природе самооценка является субъективным личностным образованием психики человека. Она выполняет защитную и регуляторную функции, оказывает определенное влияние на деятельность, поведения и развитие личности, успешность ее взаимодействия с окружающими людьми, а также она в некоторой степени взаимосвязана с уровнем притязаний личности.
Выделяют несколько видов самооценки личности:
- самооценка способностей;
- личностная самооценка;
- общая и частная самооценка;
- стабильная и плавающая самооценка;
- адекватная и неадекватная самооценка;
- низкая, средняя и высокая самооценка;
- завышенная и заниженная самооценка и др.
Самооценка является одним из важнейших компонентов целостного самосознания личности. Она выступает одним из необходимых условий гармоничного развития человека, выстраивания адекватных взаимоотношений с окружающими.
В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных диагностических методик, направленных на исследование самооценки личности.
Замечание 1
Современная психология располагает обширным кругом экспериментальных методов, каждый из которых направлен не просто на выявление и исследование самооценки, но и на предоставление качественной и количественной характеристики полученных результатов.
Выбор исследователем диагностической методики или комплекса методик, зависит от поставленной цели исследователя. Успешность применения методик во многом зависит и от навыков самого исследователя.
Характеристика основных диагностических методик самооценки личности
Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие методы.
Методика Дембо-Рубинштейн – методика направлена на исследование представлений о счастье у человека. На основании полученных результатов, осуществляется их проекция на уровень самооценки. В первоначальном виде методика включала в себя лишь четыре шкалы (ум, здоровье, счастье и характер), позднее методика была модернизирована П. В. Яньшиным и добавлены еще две шкалы (оптимизм и удовлетворенность собой). Еще позднее А.М. Прихожан расширил и модифицировал методику, включив в нее дополнительно три шкалы (умение что-то делать своими руками, авторитет среди сверстников, внешность), а шкала «счастье» была заменена на «уверенность в себе».
В настоящее время данная методика имеет несколько разнообразных модификаций, однако принципы ее проведения остаются неизменными. В ходе проведения тестов исследователь получает представление о самооценки личности испытуемого на основании трех параметров: реалистичность, устойчивость и высота.
Важным для этой методики является то, что необходимо регистрировать все комментарии испытуемого. С этой целью, после прохождения тестирования проводится беседа.
Методика Будассии – является одной из самых популярных в современной психологии, так как дает возможность провести количественное исследование самооценки личности, выявить уровень адекватности, соотношения у человека реального и идеального «Я».
В качестве стимульного материала данной методики выступает набор из 48 свойств личности (мечтательность, вдумчивость, развязность и т.д.). Основной методики выступает ранжирование. Целью обработки полученных результатов является определение взаимосвязи между ранговыми оценками личности, которые входят в состав представления «Я реальное» и «Я идеальное». Уровень взаимосвязи устанавливается посредством коэффициента ранговой корреляции.
Методика предусматривает самооценивание испытуемого, которое может быть осуществлено двумя способами. Первый способ – человек сопоставляет свои притязания с объективными, реальными показателями собственной деятельности. Второй способ заключается в сравнении себя с окружающими людьми.
Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – представляет собой один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуальных и психологических особенностей личности. Данная методика популярна не только в нас в стране, но и за рубежом.
Опрос ориентирован на установление 16-ти относительно независимых факторов личности. Каждый из факторов представляет собой определенные поверхностные черты личности, которые объединены вокруг одной основной черты.
Методика позволяет не только установить уровень самооценки личности, но и дать комплексную оценку зрелости личности.
Методика «Лесенка», автор В.Г. Щур – может быть использована и среди взрослых, и среди детей. Направлена на выявление системы представлений ребенка о самом себе, о том, как его оценивают другие люди, а также соотношение данных представлений между собой.
Методика представлена в двух вариантах:
- групповой вариант методики «Лесенка» — позволяет оперативно определить уровень самооценки личности;
- индивидуальный вариант методики «Лесенка» — позволяет выявить причину, по которой был сформирован тот или иной уровень самооценки;
Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка — применяется для диагностики самооценки таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Стимульный материал методики Г.Ю. Айзенка представлен в виде перечня психических состояний, присущих или не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний.
В целом же методики диагностики самооценки личности направлены на выявление уровня самооценки, определение ее адекватности, на исследование общей и частной самооценки, а также на определение соотношения «Я реального» и «Я идеального».
методов самооценки
методик самооценки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМООЦЕНКИ в
КЛАСС:
Обоснование и предлагаемые методы
Christine Coombe &
Кристин Каннинг
ДОМ | ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЯ | ИСПЫТАНИЯ |
1. Введение
За последние 10 лет наблюдается всплеск интереса к самооценке
методологии обучения иностранному/второму языку. Работа была проведена
во многих частях мира и несколько докладов о теоретических и практических
появились последствия использования методов самооценки (см.
1997). В этой статье изложено обоснование использования методов самооценки.
в преподавании языков, изучении и оценке и представляет некоторые практические
идеи, которые иллюстрируют многие происходящие события.
2. Зачем использовать самооценку?
Согласно Блу (1994), интерес к самооценке развился из
более общий интерес к области автономного обучения или независимости учащегося.
Тем не менее, это рассматривается как одна из наиболее проблемных областей самостоятельного управления.
обучение. Общепризнано, что учащиеся могут не обладать необходимым
опыта, чтобы делать выводы подобного рода. Несмотря на эти критические замечания,
есть ряд причин, по которым следует поощрять самооценку в языке
классы.
Матс Оскарссон (1989), известный ученый в области самооценки, дает
шесть различных причин, по которым самооценка может быть полезной для изучения языка.
Во-первых, он подчеркивает, что самооценка способствует обучению, просто и ясно.
Это дает учащимся обучение оценке, что приносит пользу обучению.
процесс. Во-вторых, это дает как ученикам, так и учителям повышенный уровень осведомленности.
воспринимаемых уровней способностей. Обучение самооценке, даже в самом простом
форме, например, спрашивая: «Чему я научился?» поощряет учащихся
смотреть на содержание курса более проницательно. В-третьих, это очень мотивирует.
с точки зрения целеустремленности. В-четвертых, за счет использования методологий самооценки,
на уроке расширяется спектр методов оценивания. Как результат
Используя самооценку, учащийся расширяет диапазон своего опыта
в сфере оценки. В-пятых, практикуя самооценку, учащиеся
участвовать в собственной оценке (Дикинсон 1987). Они, по сути, разделяют
оценочная нагрузка с учителем. Наконец, успешно вовлекая студентов
по их собственной оценке, положительный эффект после курса будет иметь место.
3. Методы и процедуры самооценки
Несмотря на критику, направленную против самооценки
с точки зрения валидности и надежности педагоги успешно использовали
следовать методам и процедурам самооценки в классе.
3.1 Карточки успеваемости учащихся
Оскарссон (1984) описывает карточки успеваемости учащихся как простую самооценку.
инструменты, которые использовались в различных образовательных учреждениях по всему миру.
Проще говоря, карточки успеваемости учащихся определяют ряд краткосрочных функциональных показателей.
целей и группировать их вместе в градуированные блоки на различных уровнях сложности.
В этом мероприятии могут участвовать как студенты, так и преподаватели. Студент может
отметьте (в колонке учащегося) каждый языковой навык или действие, которое он/она
уверен в успешном выступлении. Позже учитель может поставить галочку (в
колонка) действие после того, как учащийся овладел им. Ниже приводится пример деятельности:
Способность | Студент | Учитель |
Читать и понимать тексты на тему путешествий. | ||
Прослушайте и поймите отрывки на тему путешествий. | ||
Расскажите о прошлых и будущих поездках или отпусках. | ||
Составьте план предстоящего отпуска. |
3.2 Рейтинговые шкалы, контрольные списки и анкеты
Популярным методом самооценки является использование
рейтинговые шкалы, чек-листы и анкеты. Эти три техники были
используется как средство, с помощью которого учащиеся могут оценить свое предполагаемое общее владение языком
или уровень способностей. В этой области была проделана большая развивающая работа.
использование «утверждений о способностях», таких как «Я могу читать и понимать
газетные статьи, предназначенные для носителей языка» (Coombe
1992; Оскарссон, 1984).
Рассмотрим следующий пример прослушивания, взятый из Raasch (1979).
Для выполнения задания учащийся указывает свою предполагаемую способность справиться с
с ситуациями, отметив описанный уровень производительности.
Я понимаю язык так же, как носитель языка | 5 |
4,5 | |
Я понимаю большую часть того, что говорится на языке, даже когда говорят носители языка, но испытывают трудности с пониманием диалектов и сленг. Также мне трудно понимать речь в неблагоприятных условиях (т. е. через плохие громкоговорители на улице и т. д.) | 4 |
3,5 | |
Я могу следовать и понимать основные моменты, касающиеся бытовые и общие вещи, когда говорят нормально и ясно, но не понимать носителей языка, если они говорят очень быстро или используют сленг или диалект | 3 |
Я совсем не понимаю язык | 1 |
3.3 Дневники и диалоги учащихся
Журналы
В качестве одного из способов
систематизация самооценки учащихся (Oscarsson, 1984; Dickinson, 1987).
Учащихся следует поощрять писать о том, что они узнали, о своем восприятии.
уровень владения содержанием курса и то, что они планируют делать со своими
приобретенные навыки.
3. 4 Видеокассеты
В сегодняшнюю технологическую эпоху никакие другие аудиовизуальные средства не могут сравниться с
потенциал видеорегистратора. Видео можно использовать разными способами
способствовать самооценке на уроке. Например, студенты могут быть
записаны на видео или они могут снимать друг друга на видео, а затем оценивать свои языковые навыки.
Очевидным преимуществом использования видео для самооценки является то, что учащиеся
могут оценить не только свои коммуникативные или языковые навыки, но и свои паралингвистические
(например, язык тела).
4. Заключение
Подводя итог, можно сказать, что использование самооценки дает ряд преимуществ.
в классе. Это позволяет учащимся отобразить свои знания языка.
на различных этапах курса и/или семестра. Он также помогает студентам
в развитии критических способностей. Самооценка также позволяет учащимся
смотреть на язык более конкретно. С помощью приемов
упоминается в этой статье, самооценка побуждает студентов смотреть на свои
сильные и слабые стороны и стать более автономными учениками, что является фундаментальным
частью учебного процесса.
Ссылки
Синий, G. (1994). Самооценка владения иностранным языком: так ли это
Работа? Рабочие документы CLE. 3 р. 18-35 (ED 396 569.
Coombe, C. (1992) Связь между оценками самооценки
результатов тестирования навыков функциональной грамотности и базовых навыков английского языка у взрослых
Изучающие английский как беженец. Кандидат наук. Дисс. Университет штата Огайо.
Дикинсон, Л. (1987). Самостоятельное обучение языку. Кембридж:
ЧАШКА.
Оскарссон, М. (1984). Самооценка владения иностранным языком: опрос
исследований и разработок. Страсбург: Совет Европы.
Оскарссон, М. (1997) «Самооценка владения иностранным и вторым языком».
Владение «. В Энциклопедии языка и образования, том 7. Клувер.
Academic Publishers, стр. 175–187.
Оскарссон, М. (1998). «Самооценка языковых навыков учащимися».
Информационный бюллетень IATEFL TEA SIG, 19 ноября98.
ДОМ | ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЯ | ИСПЫТАНИЯ |
Стратегии самооценки учащихся
При использовании самооценки учащихся в классе существует ряд стратегий, которые могут сопровождать и дополнять этот процесс. Это позволяет учащимся контролировать, размышлять и брать на себя ответственность за собственное обучение и может быть свидетельством их усилий, прогресса и достижений.
Стратегии и инструменты
Доступен ряд стратегий и инструментов, чтобы вовлечь учащихся в самооценку.
Инструменты, такие как учебные журналы, портфолио и конференции, предполагают, что учащийся размышляет о своей успеваемости и представляет доказательства своего прогресса и достижений в соответствии с критериями успеха.
Журналы обучения или журналы обучения
Журналы обучения или журналы обучения могут использоваться учащимися для:
Советы по использованию учебных журналов
Портфолио — это целенаправленная коллекция работ учащихся, в которой рассказывается об усилиях, успехах или достижениях учащегося в определенной области (областях).
Привлечение учащихся к сбору доказательств, предоставлению отзывов и обмену информацией об их обучении побуждает учащихся брать на себя ответственность, владеть своим обучением и следить за своим прогрессом.
При составлении портфолио студентам необходимо:
Советы по использованию портфолио
Студенческие конференции
Студенческие конференции отражают всю ценность самооценки.
Как и в случае с самооценкой, учащиеся должны получить подробные инструкции об их роли в конференциях.
Советы по использованию конференций
- Моделирование учителем — эффективный способ показать учащимся, что требуется.