Разное

Первертные отношения: как перверт ведет себя в психоанализе?

как перверт ведет себя в психоанализе?

Как унижает, манипулирует и уничтожает перверт? Нарциссизм и перверсия имеют много общего, но есть особенности присущи именно первертам. Как ведут себя перверсные личности в терапии — обратимся к немецким коллегам и моим наблюдениям.

Мы находимся, в лечении первертов,  далеко от здорового и невротического поля, здесь действует «обессмысливание», которое несут эти пациенты. Важнейший вопрос терапии таких пациентов: насколько их хроническая потребность отыгрывать свою травму (садомазохизм, насилие, злоупотребление) может быть проанализировано и проработано? То есть эти пациенты одержимы лишь желанием повторять или доступны для вопросов об их способах существования? В первом случае терапевтические отношения  придут к безрезультатной конфронтации между аналитиком, который предлагает помощь, и пациентом, который использует энергию аналитика, чтобы побороть его усилия, таким образом, свою разрушительную способность. Во втором случае отношения могут перейти в позитивное русло, делается возможным развитие позитивного  переноса, который стремиться к облегчению и улучшению. Мы должны, однако, признать, что наши средства стимулировать второй вариант ограничены. Также социальная одобряемость перверсных форм ухудшает прогноз: насколько они актуально практикуются в повседневной жизни, например, на работе.

Мы должны признать, что терапевтические средства стимулировать возможность перверсных личностей к лечению ограничены. Перверсия далеко не всегда поддается лечению. 

Перверты, которые нас посещают, не дают нам распознать в себе первертов. Оба партнера применяют усилия ввести нас в заблуждение или, по крайне мере, представить ситуацию двойственно. «Так один из партнеров может ссылаться на любовь, чтобы легитимизировать свою перверсию. Эта якобы «любовь» создает, общую тему, в которой оба партнера себя находят. Этот союз настолько двусмысленный, что можно было опасаться этим интересоваться — так это сильно выглядит, как недоразумение. Такая склонность скрываться за «невротичным» фасадом была распознана также с помощью теста Роршаха: «Мы выбрали выражение «деформация отношений», т. к. речь идет об очень извращенном процессе отрицать знание другого. Двойная игра, которую перверты ведут в отношениях включает подчинение.

Есть опасность, что этот обман останется незамеченным, аналитики говорят об этом в литературе часто запоздало: «Через некоторое время пациент признался аналитику, что раньше рассказывал аналитику ложные воспоминания, истории о фрустрации и покинутости, так как такие историю аналитику нравятся». Не нужно недооценивать удовольствие, которое получают перверты обманывая и унижая аналитика, таким образом.

Парадоксальное желание терапии и перверсия

Парадоксы первертных отношениях проявляются, конечно, и в психоанализе. «Я прошу Вас о помощи, но ни в чем не нуждаюсь», «Я пришел к Вам, потому что Вы этого хотите», «Я прошу Вас о помощи, но не имею желания» — так звучат некоторые формулировки первертов.

ОНЛАЙН-КУРС «ЛЮБОВЬ, НЕНАВИСТЬ И НАРЦИССИЗМ:

Кто такой нарцисс? Какие признаки нарциссизма? Что такое депрессия и мазохизм? Как помогает психоанализ?

Иногда они принимают манипулятивную или грандиозную окраску. Они могут вводить аналитика в ситуацию, когда он может чувствовать себя почитаем, так как ему разрешено их лечить. Бывает, кто пациент меняет роли и пытается прочить нас: «Вы знаете доктора М.?» — спрашивает он нас по телефону еще до того, как представился. Если такие пары посещают психологов, они затаивают ненависть, бояться о себе размышлять и обдумывать прошлое. Их желание проходить психоанализ — с самого начала амбивалентно: «Помоги мне без того, чтобы меня понять или что-то изменить». Благодаря таким парадоксам пациент увертывается от утверждений, которые вынуждали бы их к персональной позиции.

Перверты не придают значения внутренней ценности сообщения, в нем он видит только чистую, больше или меньше соответствующую правде, очищенную от аффекта информацию. Коммуникация фальсифицируется и разрушается. Парадокс перверсных пар в терапии: «Мы коммуницируем, чтобы стало еще хуже, мы разговариваем, чтобы нас меньше понимали, мы ведем диалоги, чтобы нас разрушали».

Парадокс первертов в терапии: «Мы разговариваем, чтобы нас меньше понимали, мы ведем диалоги, чтобы нас разрушали»

Другая сложность, которая ограничивает доступ к первертам их дефицит любопытства к себе самим, к партнеру, другим и вообще к психическим процессам. Вероятно, эта способность была уничтожена еще тогда, когда будучи детьми, они подергались перверсным маневрам. Они могут сообщать о насильственных действиях, как о мелочах или анекдотах. Поиск причин, знаний о психических процессах, согласование с другими остаются недостижимыми задачами. «Я уже достаточно настрадался, теперь с этим покончено» — сказал нам однажды улыбающийся пациент.

В благоприятных случаях эта ненависть к мышлению может быть лишь анестезией психики, а при этом сохранилась здоровая часть, которая при благоприятных условиях может вновь ожить. И такой возможностью может стать психоанализ, в котором пациент почувствует экзистенциальную безопасность, в последствии чего способность к образному мышлению и символизации вернется.

Перверты могут испытывать сеттинг при помощи невербальных сообщений: жесты, другая невербальная коммуникация могут использоваться, чтобы другого поработать, унизить, подчинить. Аналитику неприятно обращаться к другому нейтрально, если другой осматривает его с полузакрытыми веками. Этими маневрами перверт переворачивает отношения и превращается в того, кто нас осматривает и анализирует. При помощи только взгляда у них получается вызвать у нас ощущение обесцененности. Они могут осознанно вальяжно развалиться на кресле, давая нам понять, какого они небольшого о нас мнения.

Сеттинг включает в себя идентичность как врача, как психиатра или как психотерапевта, которая разрушается. Например, пациент говорит аналитику: «Мне сказали посетить психолога». Эти неточности нужно сразу корректировать, иначе можем дать ему повод обвинить нас, что мы из-за своего молчания склонили его к ошибке.

В заключении скажем, что перверсия — это не обязательно сексуальные отклонения, под этим словом понимается, как в этой статье, определенную психологическую организацию личности. Многие аналитику перверсную структуру приравнивают к нарциссической, некоторые проводят между ними разницу. В этой статье использован второй вариант, к которому я лично также склоняюсь.

Я — Психотерапевт психоаналитической ориентации в Киеве, провожу психоанализ и психоаналитическую психотерапию. Смотрите мои лекции по перверсии и нарциссизму и записывайтесь на прием лично и по скайпу.

Читаем интересные материалы:

Социальные перверсии |

Социальные перверсии.

Термин перверсия (извращение), как правило, в наших ассоциациях неразрывно связан с сексуальностью. На ум нам приходят сексуальные перверсии, такие как: фетишизм, эксбиционизм, садомазохизм, зоофилия и педофилия.

Но бывают ли такие перверсии в социальной жизни?

Давайте начнем размышления на эту тему с определения сексуальной перверсии:

Перверсия (извращение) — это отклонение от норм сексуального поведения, характеризующиеся:

1) Отклонением в выборе сексуального объекта.

2) Отклонением в способе получения сексуального удовольствия.

3) Устойчивой и навязчивой природой такого поведения.

4) Невозможностью получения удовольствия от нормального сексуального поведения.

Как правило, сексуальные перверсии осуждаемы обществом, так как они мешают его нормальному развитию. Тема сексуальности часто оказывается табуирована в нашем обществе и сопряжена с чувством неловкости и стыда. Как говорится, в СССР секса не было. Так же как и сейчас наше общество одновременно и асексуально, и сексуализированно (эротизированно).

В групповой психотерапии критерием уровня развития группы является возможность спокойно обсуждать сексуальные проблемы, без чрезмерного чувства стыда и без перевозбуждения. У нас же в обществе люди с трудом находят корректные слова, чтобы поговорить о сексуальности с подрастающими детьми.

Как говорится: «О сексе или никак, или матом»…

В силу чувства стыда, сложности построения близких доверительных партнерских отношений, вершиной которых является сексуальная близость, в нашем обществе очень распространено смещение желаний, целей и удовольствий с сексуальной на социальную жизнь. Вместе с этим смещением происходит и перенос перверсий в социальную жизнь.

Давайте посмотрим, как это выглядит в социальной жизни:

Одна из главных социальных перверсий — это ссоры и склоки. (Именно склоки и ссоры, а не конфликты, так как конфликт несет в себе конструктивное взаимодействие и служит улучшению взаимопонимания и углублению отношений при его конструктивной разрешении).

По всем своим психоэмоциональным, да и физиологический показателям скандал является полным аналогом сексуального акта. Так же учащается пульс, поднимается давление, нарастает возбуждение, происходит кульминация (удар кулаком по столу, оскорбление, хлопанье дверью) от чего наступает разрядка (эквивалент оргазма).

Достаточно посмотреть, как люди скандалят, и сразу можно составить представление, какие они в сексе. При этом реальная сексуальная жизнь в таких случаях зачастую отсутствует или имеет малую субъективную значимость. В таких скандалах происходит моральное унижение, подчинение, садистическое давление, издевательство. Кто-то находится в активной роли садиста и преследователя, кто-то — в пассивной роли жертвы — провокатора.

Такие скандалы служат обоюдному удовольствию — приносят разрядку эмоционального напряжения, помогают избавится от лишних «плохих внутренних объектов», поместив их посредством обвинений (проекций) в своего партнера. Но эти удовольствия, как правило, отрицаются, и желание иметь такие первертные отношения объясняется вынужденностью. Как правило, это иррациональное чувство, как и все наши бессознательные чувства, которые являются мотором для нашего поведения.

Вынужденность очень похожа на связанность — а когда человек связан, он свободен от чувства ответственности, так как он не может контролировать ситуацию.

Я думаю, вы уже угадали, какую сексуальную перверсию, смещенную в социальный контекст, я описываю. Правильно, садомазохизм! И здесь возникает вопрос, что же является более здоровым: когда люди по обоюдному согласию закрываются в спальне, связывают, бьют друг друга, унижают, причиняют боль и признают получаемое от этого удовольствие, или же когда это происходит в социальной форме склок и скандалов?

Часто в жизни можно наблюдать и следующую картину: мужчина или женщина, достигшие определенного успеха и независимости, предпочитают жить одни, не создавая стабильных отношений. Целью их жизни становится покупка своей квартиры и шикарный ремонт в ней, покупка дорогих эксклюзивных брендовых вещей. «Безумный» тюнинг машины, бесконечное улучшение себя по средствам пластических операций. У таких людей радость и возбуждение от покупок или подарков превосходит радость от человеческих отношений и любви. И это очень поощряется современным обществом потребления, и патологичность такого образа жизни кажется практически незаметна.

Конечно, с вещью безопаснее, ее проще контролировать (ее можно застраховать, обменять по гарантии, сдать в ремонт) с ней не надо считаться, в отличие от живого человека. Вещи перестают выполнять свое истинное переназначение — улучшение качества нашей жизни, а превращается в цель, в объект, приносящий удовлетворение.

При какой сексуальной перверсии происходит все то же самое? Правильно, при фетишизме, когда предмет отрывается от объекта, которому он принадлежал, и теряет свою функциональную ценность, и сам по себе становится источником возбуждения и удовлетворения.

То, что касается эксгибиционизма, я думаю, Вы уже поняли, что речь пойдет о социальных сетях, в которые некоторые люди стремятся выложить всю свою жизнь, начиная от еды, заканчивая интимными фотографиями.

Как эксгибиционисту хочется получить реакцию окружающих, так и активным пользователям соцсетей хочется получать лайки и комментарии, как знак подтверждения, что их увидели, заметили, одобрили. Что они существуют и что-то значат для других.

На самом деле таким людям хочется показать не свой фасад, не свои гениталии, а свой внутренний мир, часто глубоко раненный и травмированный, обратный по содержанию радужным и красивым картинкам. Но это бывает трудно сделать, так как это связано с болью, печалью, грустью, принятию реальности. Не каждый сможет найти в себе силы прийти в психотерапию и принести свой настоящий внутренний мир терапевту, увидеть его самому и принять себя. Это действительно непросто и, когда человек обращается за помощью в психотерапию, это уже заслуживает большого уважения.

Еще одна социальная перверсия, кстати, очень распространенная в нашей стране это, когда женщина живет с алкоголиком или наркоманом.

С научной точки зрения это называется «созависимостью» (зависимостью от человека, имеющего химическую зависимость). Здесь, казалось бы, нет удовольствия, кажется, что есть только вынужденность. Но все же удовольствие здесь находится в следующем: рядом с алкоголиком можно чувствовать себя полноценным человеком: «Ну я же не пью и не деградирую».

Алкоголик — человек зависимый, и вряд ли он Вас покинет, скорее, он будет Вас терпеть и переваривать все сложности Вашего характера. С ним не нужно считаться, как с личностью, как с мужчиной… Вот и оно — удовольствие. Алкоголик или наркоман со временем теряет свой человеческий облик и превращается в животное. По сути это зоофилия. Часто жены алкоголиков не могут построить отношения со здоровым и трезвым мужчиной, к которому невозможно относиться, как к провинившейся собаке.

Ну, и напоследок социальная педофилия. Она очень распространена в нашей стране. Мы часто можем наблюдать, как матери заласкивают своих сыновей, как целуют их в губы, как маленькие дети трогают руками лицо мамы и ревностно относятся ко всем другим мужчинам в жизни своей матери. Часто недовольные своими мужчинами женщины или находящиеся в разводе бессознательно готовят на место своего мужчины сына. (А иногда и дочь).

Часто инцест разворачивается только в бессознательных фантазиях отца или матери. Часто отношения с ребенком приносят больше возбуждения и морального удовлетворения, чем со взрослым партнером. Конечно, такая социальная перверсия менее шокирующая, чем прямой инцест, но психологические последствия такого объюза (использования) для ребенка оказываются весьма и весьма тяжелыми…

Важно заметить, что бессознательные причины социальных перверсий и вторичные выгоды от них всегда свои, но я предлагаю все же попробовать разобраться в том, что стоит за социальными перверсиями.

Одна из основных причин смещения извращения с сексуальной в социальную сферу, мне видится, в бессознательном запрете на сексуальность, сильном чувстве стыда, табируемости и презираемости прямых сексуальных отклонений в нашем обществе. Социальные перверсии считаются приемлемыми и одобряются нашим обществом, в отличии от сексуальных. Жен алкоголиков жалеют. Тем, кто может все купить и подменяет отношения вещами, — завидуют. Теми, кто все свое либидо инвестирует в детей, — восхищаются. Ну, и так далее.

В психоанализе долгое время считалось, что первертное поведение — это форма защиты от психоза. Сейчас большинство современных аналитиков склоняются к мнению, что перверсия — это защита от депрессии.

В современном мире депрессия выходит на одно из лидирующих мест в сфере психических отклонений. Конечно, речь идет не только о клинической депрессии, а о широком понимании этого слова, о депрессии, как о психологическом состоянии. Часто депрессия имеет скрытую форму и социальные перверсии призваны маскировать ее, создавать псевдосмыслы, помогающие избежать контакта с болезненной реальностью.

Например:

При социальной педофилии:

Иллюзия: Я живу ради детей. Я люблю их больше всего на свете. Я все делаю только для них, и я счастлива!

Реальность: Я использую детей в своих интересах, я очень боюсь оказаться несостоятельной, нелюбимой (а дети и животные все нам прощают и всегда нас любят, какими бы мы не были). Я не могу признать, что моя жизнь не удалась, что я не могу построить уважительных отношений с мужчинами, потому что… (А это уже важно исследовать в психотерапии).

При социальном эксгибиоционизме:

Иллюзия: У меня все есть, я самая лучшая, я достойна всего этого, я строю свою жизнь так, как я хочу.

Реальность: Жизнь полна трудностей, одиночество в отсутствии близких человеческих отношений, мне не хватает внимания, я чувствую, что меня никто не любит и т. д.

И так далее и тому подобное…

Психотерапия — этот тот непростой путь, который помогает увидеть, заметить, принять и изменить ту оборотную часть внутреннего мира, которая скрывается за социальными перверсиями.

 

 Автор статьи: Дмитрий Басов

 ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ                    ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ      

© Официальный сайт психоаналитического психолога Дмитрия Басова, 2010 — 2022

Адрес: Москва, Ермолаевский переулок 22-26 строение 1. Тел: 8(926)256-20-78 с 10.00 до 23.00 ежедневно.

Извращенные отношения: точка зрения преступника

Отчеты о случаях

. 2005 г., июнь; 86 (часть 3): 755-73.

doi: 10.1516/gku9-etye-qe00-yexy.

Сандра Филиппини
1

принадлежность

  • PMID:

    16096074

  • DOI:

    10. 1516/gku9-etye-qe00-yexy

Отчеты о делах

Сандра Филиппини.

Int J Психоанал.

2005 июнь

. 2005 г., июнь; 86 (часть 3): 755-73.

doi: 10.1516/gku9-etye-qe00-yexy.

Автор

Сандра Филиппини
1

принадлежность

  • PMID:

    16096074

  • DOI:

    10.1516/gku9-etye-qe00-yexy

Абстрактный

Автор рассматривает тему извращенных отношений внутри пары, акцентируя внимание на проблеме жестокого обращения мужчин со своими партнершами, особенно в психологическом плане. Описаны различные аспекты личности преступника и стиля отношений. Автор берет за отправную точку и подробно обсуждает концепции «нарциссической перверсии» (Racamier, 19).92) и «извращение отношений» (Pandolfi, 1999), которые считаются полезными для понимания и выявления этого типа патологии. Она постулирует, что жестокое обращение на самом деле происходит от столкновения особенно неэмпатических стилей отношений, которые типичны для определенных личностей (главным образом, но не исключительно, для нарциссического расстройства) с «извращенностью», то есть извращением, понимаемым как черта характера. Автор проводит различие между «реляционной перверсией» и «садомазохистскими отношениями» и представляет клиническую картину, полученную в результате анализа мужчины, жестоко обращающегося со своей спутницей, чтобы пролить свет на вышеупомянутые аспекты, затрагивая некоторые аспекты. проблемы, возникающие при анализе таких пациентов. В заключении она рассматривает некоторые аспекты опыта жертв жестокого обращения.

Похожие статьи

  • Почему извращение?: «Ложная любовь» и извращенный договор.

    Стейн Р.
    Стейн Р.
    Int J Психоанал. 2005 г., июнь; 86 (часть 3): 776–99. doi: 10.1516/pfhh-8nw5-jm3y-v70p.
    Int J Психоанал. 2005.

    PMID: 16096075

  • О травмах, извращениях и «множественной личности».

    Бреннер И.
    Бреннер И.
    J Am Psychoanal Assoc. 1996;44(3):785-814. дои: 10.1177/000306519604400306.
    J Am Psychoanal Assoc. 1996.

    PMID: 8892188

  • Возбуждение аналитика при анализе перверсии.

    Перселл SD.
    Перселл СД.
    Int J Психоанал. 2006 г., февраль; 87 (часть 1): 105–23.
    Int J Психоанал. 2006.

    PMID: 16635863

  • Нарциссизм и мазохизм. Нарциссически-мазохистский характер.

    Купер А.М.
    Купер АМ.
    Психиатр Clin North Am. 1989 сен; 12 (3): 541-42.
    Психиатр Clin North Am. 1989.

    PMID: 2678021

    Обзор.

  • Депрессивный мазохистский пациент: вопросы диагностики и лечения — современная психоаналитическая перспектива.

    Фридман RC.
    Фридман РК.
    J Am Acad Psychoanal. 1991 Весна; 19(1):9-30. doi: 10.1521/jaap.1.1991.19.1.9.
    J Am Acad Psychoanal. 1991.

    PMID: 2061139

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Женский нарциссизм: оценка, этиология и поведенческие проявления.

    Грин А., Маклин Р., Чарльз К.
    Грин А и др.
    Psychol Rep. 2022 Dec;125(6):2833-2864. дои: 10.1177/00332941211027322. Epub 2021 22 июня.
    Psychol Rep. 2022.

    PMID: 34154472
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

Типы публикаций

термины MeSH