Авторизация
Размер:
AAA
Цвет:
C
C
C
Изображения
Вкл.
Выкл.
Обычная версия сайта
Сведения об образовательной организации
Контакты
Старая версия сайта
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Южно-Уральский государственный медицинский университет
- Университет
- События
- Новости
- ЮУГМУ сегодня
- Историческая справка
- Руководство
- Выборы ректора
- Лицензия, аккредитация и сертификаты
- Организационная структура
- Противодействие коррупции
- Первичная профсоюзная организация ЮУГМУ Профсоюза работников здравоохранения РФ
- Абитуриенту
- Новости для абитуриентов
- Центр довузовской подготовки
- Поступающим на специалитет
- Поступающим в ординатуру
- Поступающим в аспирантуру
- Поступающим в медицинский колледж
- Документы на право ведения образовательной деятельности
- Положения о приемной, экзаменационной и апелляционной комиссиях
- Информация об общежитиях
- Часто задаваемые вопросы
- Результаты приема студентов
- Информация для инвалидов
- Обучающемуся
- Факультеты
- Кафедры
- Медицинский колледж
- Ординатура
- Аспирантура
- Научная библиотека
- Образовательный портал
- Расписания
- Совет обучающихся ЮУГМУ
- Этический кодекс студентов медицинских вузов
- Совет студентов Минздрава России
- О допуске студентов к работе в медицинских организациях
- Иностранным обучающимся
- Медицинское обслуживание
- Информация об общежитиях
- Стипендиальное обеспечение
- Порядок перехода обучающихся с платного на бесплатное обучение
- Часто задаваемые вопросы
- Анкетирование
- Студенческие отряды
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Специалисту
- Институт дополнительного профессионального образования
- Аккредитация специалистов
- Пациенту
- Клиника ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
- Профилактика новой коронавирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, вакцинация
- Здоровый образ жизни
- Нет наркотикам!
- Научная работа
- Управление по научной и инновационной работе
- Экспериментально-биологическая клиника (виварий)
- Отдел международных связей
- НИИ иммунологии
- Центральная научно-исследовательская лаборатория
- НОЦ «Проблемы фундаментальной медицины»
- НОЦ «Клиническая фармакология»
- Конференции и другие мероприятия
- Диссертационные советы
- Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука»
- Студенческое научное общество
- Совет молодых ученых и специалистов
Основные понятия гештальттерапии.
Гештальт
— терапия
(нем. Gestalt
(«Gestalt» в переводе с немецкого — фигура,
образ, целостность, личность (как роль)
то, что «из ничего» стало «чем-то»)) —
направление психотерапии, основные
идеи и методы которого разработал
Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой
вклад в развитие методологии и теории
гештальттерапии внесли также Изидор
Фром, Ирвин и Мариам Польстеры, Джозеф
Зинкер, Джон Энрайт, Серж Гингер и др.
Основными принципами являются актуальность
(работа в настоящем), стремление к развитию
осознанности, и развитие способности
принимать ответственность за свою
жизнь. Гештальт-терапия в современной
практике — подход, построенный на основе
философской феноменологии и
гештальт-психологии (теории поля).
Создатели
гештальттерапии считали это направление
психотерапии одним из трёх современных
ему направлений экзистенциальной
терапии, наряду с экзистенциальным
анализом Л. Бинсвангера и логотерапией
В. Франкла. Её базовая идея основана на
способности психики к саморегуляции,
на творческом приспособлении организма
к окружающей среде и на принципе
ответственности человека за все свои
действия, намерения и ожидания. Основная
роль терапевта заключается в том, чтобы
фокусировать внимание клиента на
осознавании (awareness) происходящего «здесь
и сейчас» (а в интерпретации Ф.Перлза:
«здесь и как»[1]), ограничении попыток
интерпретировать события, внимании к
чувствам-индикаторам потребностей,
собственной ответственности клиента
как за реализацию, так и за запреты на
реализацию потребностей. Отдельные
гештальттерапевты[2] считают, что при
правильной постановке гештальттерапия
(в отличие от психоанализа) не вызывает
сопротивления клиента.
Более
того, некоторые исследователи [3]
указывают, что борьба терапевта с
сопротивлением не принесет ничего,
кроме увеличения интенсивности симптома.
В связи с этим сопротивление клиента,
неизбежно возникающее в терапии, стоит
использовать как способ поиска реальной,
но не осознаваемой, потребности клиента.
Ф.Перлз
разрабатывал гештальттерапию, опираясь
на практику психоанализа, экзистенциализм,
феноменологию, восточную философию,
теорию поля и теорию гештальтпсихологии.
Концептуально гештальттерапия близка
гуманистической и экзистенциальной
психологии.
Основной
аспект философии гештальт терапии –
аспект актуальности, поскольку
ответственность и осознанность неотделимы
от настоящего времени. [7, c. 43-44]
Соответственно,
одна из основных техник в гештальт
терапии – концентрация на настоящем,
«здесь и сейчас». И, по сути, это
основа технологии гештальт терапии.
Для того чтобы выделить этот термин и
сделать его отличимым, в гештальт-терапии
вводится новый термин – Презентификация:
«Как и в случае с мечтами и фантазиями
о будущем, в гештальте существует свой
подход и к прошлому, который я предложил
называть презентификацией (восприятие
прошлого с точки зрения настоящего).
Посредством обыгрывания пациент снова
ставит себя в ситуацию, воспоминания о
которой преследуют его и управляется
с ней, как если бы она была в настоящем»
[7, c. 157]
Существует,
по крайней мере, два пути, в которых
концентрация на настоящем отражена
техническим репертуаром гештальт-терапии.
Один – это откровенная просьба к пациенту
следовать его намерениям, здесь выражается
то, что выходит в его теперешнее поле
сознания. Чаще всего это сопровождается
наставлением воздержаться от осмысливания
во имя чистого самонаблюдения. Другой
путь – это презентификация прошлого
или будущего (или фантазии в целом).
Гештальттерапевт
фокусирует внимание клиента на осознании
процессов протекающих в «здесь и теперь»,
в каждый момент настоящего времени.
Посредством этого гештальттерапия
развивает осознанность, ответственность
и восстанавливает способность к
переживанию своих реальных эмоций и
чувств. Методы гештальттерапии направлены
на развитие целостного образа человека
в пяти сферах его жизни (пентаграмма С.
Гингера) :
1.
Физическая. Включает в себя все аспекты
материальной и физической жизни человека
(материальное благополучие, физическое
здоровье, сексуальная зрелость).
2.
Эмоциональная. Сфера эмоциональных
переживаний, чувства (любовь, радость,
грусть, восторг…) и способность к их
выражению и пониманию.
3.
Рациональная. Способности к рациональному
мышлению, планированию, анализу,
способности к творчеству, умение
предвидеть и создавать себя и окружающий
мир.
4.
Социальная. Отношения с другими людьми,
(друзьями, коллегами, близкими) культурное
окружение, весь комплекс социальных
отношений человека.
5.
Духовная. Место и знания человека о
самом себе и окружающем космосе. Знание
законов жизни и духовные ценности и
смыслы, на которые опирается человек.
Основные
приемы работы и техники гештальттерапии
— осознавание, фокусировка энергии,
принятие ответственности, работа с
полярностями, монодрама. Некоторые
приемы работы пересекаются с другими
направлениями психотерапии, например,
известная техника работы с клиентом
«горячий стул» или «пустой стул».
Несмотря
на свою иррациональность, «Гештальтмолитва»
Ф.Перлза хорошо отражает сущность
гештальттерапии:
Я
делаю свое дело, а ты — свое.
Я в этом
мире живу не затем, чтоб отвечать твоим
чаяниям.
Впрочем и ты совсем не затем,
чтоб отвечать моим.
Ты — это ты, а
я — это я, и коль повезло нам друг
друга найти, это прекрасно.
А если
нет — с этим ничего не поделать.
Молитва
широко известна не только в гештальттерапии,
но и в психотерапии вообще. Кроме того,
иногда она выступает в качестве отправной
точки при дискуссиях по вопросам
индивидуальности и взаимозависимости.
Четыре столпа гештальт-терапии • Наставник по консультированию
Предыстория
Практики гештальт-терапии – разработан Лаурой и Фридрихом («Фриц») Перлз в 1940-х и 1950-х годах и определен как «особый метод консультирования и терапии». …которая подчеркивает непосредственность, переживание и личную ответственность» (Feltham and Dryden, 1993: 75) – руководствуются четырьмя теоретическими столпами:
- феноменология
- диалогические отношения
- теория поля
- эксперимент
При комплексном использовании в терапии эти четыре столпа взаимосвязаны и поддерживают друг друга.
Феноменология
Гештальт-терапия фокусируется на здесь и сейчас, то есть на непосредственном опыте клиента. Хотя прошлое, безусловно, влияет на то, как мы воспринимаем мир, гештальт-терапевт хочет понять, что происходит с клиентом в данный момент. Таким образом, терапевт просит клиента описать свои чувства, а не пытаться анализировать или интерпретировать. Этот метод известен как «феноменология»; это повышает осведомленность и глубину отношений.
Зародившись в философии, феноменология — «подход к психологии (и другим наукам), основанный на изучении непосредственного опыта» (Tudor & Merry, 2006: 107) — признает, что для каждого человека его собственный опыт имеет гораздо большее значение, чем что-нибудь еще. Наряду с гештальт-терапией феноменология также лежит в основе трансактного анализа и личностно-ориентированного консультирования.
Основные идеи, лежащие в основе феноменологии, восходят к греческому философу Платону, хотя конкретное историческое движение было развито в первой половине 20-го века такими философами и мыслителями, как:
- Эдмунд Гуссерль
- Мартин Хайдеггер
- Морис Мерло-Понти
- Жан-Поль Сартр.
Диалогические отношения
Терапевтические отношения нуждаются в рабочем союзе и диалогических отношениях. В гештальте диалогические отношения — это когда терапевт должен приложить все свое «я» к реляционному контакту с клиентом. Консультант должен быть полностью присутствующим, понимающим, подтверждающим и искренним. При этом они обеспечивают присутствие, подтверждение, включение и открытую коммуникацию. Диалогические отношения требуют, чтобы терапевт обращал внимание не только на свой ежеминутный контакт с клиентом, но и на свой собственный внутренний процесс, будучи максимально аутентичным, внимательным и присутствующим.
Йонтеф и Джейкобс (2005: 320) пишут:
Диалог является основой гештальт-терапевтических отношений. В диалоге терапевт практикует включение, эмпатическую вовлеченность и личное присутствие, т.е. самораскрытие. В процессе этого терапевт подтверждает существование и потенциал пациента, терапевт воображает реальность опыта пациента и тем самым подтверждает существование пациента.
Теория поля
Теория поля исследует модели взаимодействия между отдельными людьми и «полем», то есть окружающей средой. Тюдор и Мерри (2006: 56) определяют «теорию поля» как «взгляд, развитый Левином (1952) и подхваченный, в частности, гештальт-терапией, согласно которому психологические отношения могут — и действительно только могут — изучаться и пониматься с точки зрения окружающее их «поле».
Теория поля лежит в основе целостного взгляда клиента. Существует три типа полей: поле опыта, поле отношений и более широкое поле, которые взаимосвязаны. Поле будет находиться в постоянном движении, поэтому консультанту необходимо гибко фокусироваться на фигуральном, а также переключаться между тремя полями, чтобы понять, как клиент придает смысл переживаниям.
Экспериментирование
Гештальт-терапия исследует человека не только через то, что он говорит, но и через то, как он действует. Люди общаются разными способами, не только устно; часто большая часть этого общения бессознательна. Гештальт-эксперименты предлагают клиентам возможность принять участие в упражнениях, основанных на действиях, которые повышают их осознанность, когда они вступают в контакт с окружающей средой. Например, терапевт может прокомментировать повторяющиеся физические паттерны, помогая клиенту изучить их и решить, полезны они или нет.
Из-за того, что гештальт-терапия сосредоточена не только на разговоре, но и на действии, она считается эмпирическим подходом. У клиентов есть возможность с помощью экспериментов опробовать новое поведение — сначала в безопасности терапевтических отношений (даже просто рассказывая о них), а затем (где уместно) во внешнем мире. Это может помочь клиентам выразить свое поведение.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Четыре столпа гештальт-терапии
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Ссылки
Feltham C and Dryden W (1993) Dictionary of Counseling , Whurr Publishers
Lewin (1952) Теория поля в социальных науках , Harper & Rowe
9007 Diction2 (
Tudor Merry) of Person-Centred Psychology , PCCS Books
Yontef G and Jacobs L (2005) ‘Gestalt Therapy’ in Corsini R and Wedding D, Current Psychotherapies , Thomson Brookes/Cole
Основные принципы гештальта Коулса И УЧЕБНЫЙ ИНСТИТУТ АНН-АРБОР
youtube.com/embed/KvX5lf17wMo?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>
Фрицу Перлзу приписывают большую часть развития «теории осознания». В его работах подчеркивался феноменологический и субъективный подход к терапии, основанный на представлении о том, что многие из нас отделяют свой опыт (мысли, ощущения, эмоции), которые доставляют дискомфорт. Основная цель его терапевтического стиля заключалась в том, чтобы побудить людей владеть своим опытом, что помогло бы преобразовать их фрагментарное представление в здоровый гештальт (или целое). Книга Перлза, Гештальт-терапия Verbatim, — интересное описание этого подхода, взятое из расшифровок его работы.
Гештальт Определенный
Гештальт:
Конфигурация, настолько унифицированная в целом, что ее свойства не могут быть получены из простого суммирования ее частей.
Гештальт-терапия:
Психотерапевтический подход, поддерживающий процесс
развития осознания внутренней природы своего Истинного Я.
«Гештальт-терапия является экзистенциальной, эмпирической и экспериментальной. Но какие техники вы используете для ее реализации и применения, это в наибольшей степени зависит от вашего образования, вашего профессионального опыта, вашего жизненного опыта, ваших навыков и чего бы то ни было. Гештальт-терапевт использует себя и себя с тем, что у них есть, и с тем, что кажется применимым в данный момент к реальной ситуации: с пациентом, группой, стажером, кем угодно». Лаура Перлз, соучредитель гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это эмпирическая терапия, в которой особое внимание уделяется тому, что происходит здесь и сейчас, чтобы помочь людям лучше осознать себя и научиться нести ответственность за мысли, чувства и действия и интегрировать их.
Роль терапевта
Гештальт-терапия основывается на представлении классической гештальт-психологии о том, что все стимулы (данные), представленные нам окружающей средой, по существу являются «сырыми» или нейтральными. Затем необработанная масса данных организуется и формируется воспринимающим в «целостности», которые мы называем «гештальтами». Эти субъективно структурированные целостности (гештальты), а не необработанные данные, составляют то, что затем называют «опытом». Все, что переживается через мысли, чувства, воспоминания, ощущения, ассоциации, культуру, пол, аппетит, желание, импульсы, потребности и т. д., влияет на то, как человек воспринимает реальность. Таким образом, весь опыт становится сотворчеством. Поскольку люди настолько уникальны, гештальтисты считают, что никакие два человека никогда не будут относиться к одному и тому же опыту одинаково.
Гештальт-терапевт рассматривает жизнь (то, как мы играем, работаем, живем, занимаемся любовью, умираем и т. д.) как «творческий процесс». Терапия становится способом объективного изучения того, как люди, пары, группы и системы творчески адаптируются к окружающей среде. Изменения происходят за счет повышения осознания и изменения поведения, препятствующего процессу эффективной адаптации
Ценности и принципы
* Гештальт-терапия признает творческие процессы, присущие всей жизни.
* Терапия — это процесс трансформации и трансцендентности. 90–110 * Отношения между терапевтом и индивидуумом/парой/группой являются отношениями взаимной трансформации.
* Индивидуум рассматривается как объединение разума, тела и духа в процессе контакта с окружающей средой и творческого приспособления к ней. Он уважает индивидуальную защиту (сопротивление) как процесс «творческого приспособления».
* Пара представляет собой систему с многоуровневым явлением, одновременно действующим и синергетически взаимодействующим.
* Система развивается с течением времени, проходя последовательные фазы, которые можно определить операционно.
* Индивидуальные и системные изменения, как процесс роста, требуют инсайта (осознания) и эмпирического действия, которое является конкретным и сфокусировано на образном напряжении, чтобы интегрироваться в системные паттерны и процессы.
* Изменение на одном уровне системы будет иметь «волновой эффект» на других уровнях.
* Системные процессы голографичны, и настоящее событие является современным проявлением множества уровней прошлого.
* Контакт — необходимый опыт для роста и изменения.
* Осознание процесса — лучшая надежда на перемены.
* Цените настоящий момент.
Основополагающие убеждения гештальт-терапии
Теория поля
Теория поля первоначально возникла из работы Курта Левина (1951) и является нашим основным взглядом на мир. Проще говоря, вся реальность рассматривается в контексте суммы многих подмножеств (желаний, окружающей среды, экономики, отношений и т. д.), и считается, что все эти переменные влияют, воздействуют и перекрываются голографически.
Как психотерапевты и проводники изменений, мы смотрим на то, как система, будь то человек, пара, семья или культура, организует себя. Мы учимся рассматривать явления как в широком, так и в узком смысле… без суждений и, насколько это возможно, без предубеждений. Наш хрусталик может перейти от точного обозначения мерцания века к широкой социальной и даже глобальной перспективе (Мельник).
Феноменология
Гештальтисты верят, что можно знать только то, что переживаешь. «Феноменология» отражает различные уровни осознания и степень сосредоточенности, которой люди уделяют внимание, придавая смысл своей жизни. Кроме того, концепция признает уникальность каждого человека и считает законными все точки зрения.
При феноменологическом подходе к терапии также используется метод, в котором наблюдение и описание данных (феноменов) становятся первостепенными для терапевтического процесса. Насколько это возможно, терапевт избегает интерпретаций и предположений и полагается на процесс обратной связи как на инструмент, обеспечивающий осознание и последующие изменения или адаптацию
Диалог
Поскольку гештальтисты считают, что весь опыт создается совместно, диалог используется как метод поощрения открытого взаимодействия двух феноменологий (терапевта и клиента). Соответствующее самораскрытие терапевта посредством диалога помогает поощрять подлинность в отношениях, а также служит для создания общего языка смысла. Намерение состоит в том, чтобы обеспечить рост через поле межличностных транзакций.
Фигура/фон
Хотя гештальт-психологи говорили о фигуре и фоне в связи с явлениями восприятия, гештальт-терапевты применяли их более широко. Они считают, что это имеет отношение ко всем функциям личности, к интимным системам, таким как пары и семьи, и к более крупным системам, таким как организации и культуры.
По сути, когда мы воспринимаем окружающую среду, первичная форма, или «фигура», выделяется и организуется на ее фоне, или «фоне». Фон в отличие от фигуры безграничен и бесформен (Польстер и Польстер, 1973). Он включает в себя прошлый опыт, физиологию, убеждения, конструкции, культуру и т. д., при этом его основная функция заключается в предоставлении контекста.
Когда фигура появляется из-под земли, она привлекает внимание на различный, но всегда конечный период времени. В конце концов, когда он больше не удерживает фокус (из-за какой-то формы завершения или, возможно, конкуренции со стороны другой фигуры), он отступает обратно в землю, где он, как можно надеяться, реинтегрируется таким образом, чтобы создать новый смысл. Гештальт-терапевты потратили много времени на описание этого процесса формирования и разрушения фигуры (Perls et al., 19).51).
Сопротивление как творческое приспособление
В гештальт-терапии каждый симптом или защита рассматривается как попытка решить проблему посредством творческого приспособления. Однако, когда эти корректировки, изначально спонтанные, подходящие и правильные с точки зрения развития, становятся контекстуальными и хроническими, процесс фигура / фон искажается. Эти паттерны реакции (известные как сопротивление) включают проекцию, ретрофлексию, интроекцию, слияние и эгоизм. В отличие от некоторых других подходов, гештальт-терапия не стремится удалить или интерпретировать их, а вместо этого стремится довести их до сознания с целью поддержки новой организации и саморегуляции человека. Совсем недавно некоторые гештальт-терапевты предпочли использовать фразу «стили контакта», которая включает в себя старый ярлык сопротивления и вместо этого подчеркивает индивидуальные модели контакта с собой, другим или окружающей средой (Wheeler, 19).