Надо ли просить прощения у детей
Комсомольская правда
Дом. СемьяМама и малышМама и малыш: Воспитание и развитиеМама и малыш: Детский психолог отвечает на вопросы родителей
Анна ГЕРАСИМЕНКО
14 сентября 2010 14:16
Родитель всегда прав? Или родитель имеет право на ошибку? И стоит ли ошибку признать? Обсуждаем с детским психологом Амиром ТАГИЕВЫМ
Отругала свою дочь. Жестко и нервно. За то, что она испортила клавиатуру на папином ноутбуке. Она, конечно, кричала, что это не она, и слезы у нее фонтаном лились. Но я-то знала, что это ее рук дело! Кого ж еще? Разругались в пух и прах. А вечером пришел муж и посетовал, как обидно, что у него кнопочки сломались. САМИ СЛОМАЛИСЬ. От старости.
Я бросилась к дочери просить прощения. Обнимать, целовать, прижимать к себе ее маленькую, несчастную, рыдавшую полдня и несправедливо осужденную. Потратившую кучу нервных клеток из-за меня, безумной обличительницы.
Знаете, когда я ее обняла, когда сказала «Машк, прости меня, прости, я была так не права, я так зря тебя отругала. Я так тебя люблю!» Знаете, в этот момент у нее глаза стали такие чистые-чистые, такие счастливые! И мы с ней стали на целый километр ближе друг к другу.
Я уверена в том, что нужно просить прощения у своих детей. Просить прощения, если мы не правы, если незаслуженно накричали, если, не разобравшись, наказали. Просить прощения, если сказали гадость в порыве плохого настроения, если опоздали на концерт в музыкалке, где наследник играл на гуслях, просить прощения, если не отпустили подростка ночевать к другу, потому что боялись за него, а он пропустил очень важную тусовку… Просить прощения, если ударили, не сдержавшись. Потому что щека у ребенка будет гореть долгие годы.
Когда мама признает ошибку, она становится ближе…
Когда я высказала такие вот свои мысли мужу, он удивился и не согласился. Зачем просить прощения у ребенка? Ребенок должен знать, что родитель всегда прав. Ведь родитель — это неприрекаемый авторитет. И если этот авторитет сначала ругает, а потом извиняется, то где правда? Ребенку нужен уверенный в себе взрослый, а не размазня, которая опускается до извинений.
Не согласна. Поэтому и решила обсудить это с детским психологом и отцом двоих сыновей Амиром Тагиевым:
— Для ребенка родитель — это своего рода бог. И каждый ребенок на определенном этапе жизни смотрит на родителя, как на супер-человека, который все может, все умеет. А мы, супер-люди, частенько бросаем их, подавляем, обманываем и разбиваем иллюзии. Мы раздражаемся, ругаемся и перестаем быть надеждой и опорой, всепонимающими, всепрощающими, любящими. А нужно иногда вспоминать про то, что мы прежде всего любящие! И как делал Иисус Христос, мыть ноги своим ученикам. Своим детям.
Родитель растет вместе с ребенком. Учиться и раскрывается, меняется. Он имеет право ошибиться, а потом исправиться. Тогда накричал, тогда ругал, а потом переосмыслил, все понял и искренне сказал: ПРОСТИ МЕНЯ! Да, меня занесло, да, было жуткое настроение, а на ночную вечеринку не отпустил, потому что слишком боялся за тебя…
Неотпущенные обиды
Когда моей подруге было 14 лет, мама очень строго наказала ее не по делу. Несправедливо. И, если тогда мама считала, что права она, а подруга — что мама несправедлива, то по прошествии лет все осознали, что прав тогда был ребенок. Но мама так и не попросила прощения, решила: ну, что уж теперь к этому возвращаться? Большая девочка уже, и так все понимает.
Малыша обидеть легко. А зачем?
А девочка помнит. Помнит всю жизнь. И в 30 лет ждет, что мама вспомнит и попросит прощения.
— Когда мы в детстве ссоримся с родителями, мы наказываем себя, — объясняет Амир Тагиев. — И очень важно простить маму, чтобы ПРОСТИТЬ СЕБЯ! Неотпущенные, непрощенные обиды сильно влияют на человека во взрослой жизни. От этого часто зависит, станет ли он уверенным в себе человеком, будет ли он всего добиваться, или так и останется непрощенным, так и будет винить себя в чем-то. И не бойтесь признать по прошествии времени, что тогда, 10 лет назад, вы были не правы. Возможно тогда вы наказали ребенка потому что не понимали чего-то. А сейчас вы тоже выросли. Вы изменились, и вы все поняли. И скажите об этом самому дорогому и самому близкому своему человеку — сыну или дочке.
Я думаю, если мы живем на стороне ребенка, и иногда вдруг под влиянием эмоций или обстоятельств с этой самой стороны перешагиваем на другую, то нет ничего зазорного и унизительного в том, чтобы просить прощения…
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ Кира: Считаю, это лишнее. Вот сами подумайте: родитель, который просит прощения, — он же слабак! А ребенку нужно на примере родителя учиться быть сильным. Мишель: Обязательно нужно! Тем самым мы даем понять ребенку, что видим в нем ЛИЧНОСТЬ, мы учим его вести себя в подобной ситуации уважительно по отношению к человеку, перед которым не прав. Я ВСЕГДА извинялась перед детьми, за исключением самого раннего возраста. Результат, как мне кажется, — все дети умеют признавать свои ошибки, истина у нас рождается в спорах, мы СЛЫШИМ друг друга. basliva: Однажды несправедливо обидела дочку, потом попросила у нее прощения. Спустя некоторое время после какого-то очередного конфликта она с детским ехидством заявляет: «Потом будешь просить у меня прощения!» Я тогда усомнилась в необходимости просить прощения у ребенка. Но спустя много лет уже со взрослой дочерью я поделилась своими прежними сомнениями. Меня поразил ее ответ: «Мама, да ты что! Для меня это тогда было таким потрясением, что взрослый человек извиняется передо мной». Справедливость — одна из основ воспитания. Поэтому извиняться надо, но искренне, по делу и без фанатизма. Marina: Моя мама НИКОГДА не признавала своих ошибок. А со своим ребенком я поступаю так, как мне бы хотелось, чтобы моя мама поступала со мной. Моему сыну уже 22 года, и я всегда просила у него прощения. Иногда я кричала на него от усталости, а потом извинялась и старалась сдерживаться. Взрослела вместе со своим сыном. Зато сейчас мы очень близки. Ляля: Извиняться за свои ошибочные поступки, нанесенные другим обиды, незаслуженные наказания, свое невнимание нужно всегда, перед любым человеком независимо от возраста и степени родства! А дети — это самые лучшие из людей!
А как вы думаете? Надо ли просить прощения у детей?
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp. ru
Нужно ли просить прощения у людей стоящих на исповедь?.
Аудио | Скачать .mp3 |
Некоторые люди совершают бессмысленные вещи: подходят к исповедующему священнику, поворачиваются к нему задом и наклоняются. Это они так просят прощения у других стоящих к исповеди. Когда я спрашиваю, чем же он так согрешил перед этими людьми, и знает ли он их вообще, человек отвечает, что видит их в первый раз. То есть, он делает совершенно бессмысленное действие. Если же снять его на пленку и показать, то он увидел бы, что это выглядит крайне оскорбительно по отношению к священнику.
Человек очень многие вещи делает совершенно бессмысленно, считая при этом, что это проявление его «правильной религиозности». Люди любят участвовать в бездумных ритуалах, большинство из которых совершают сами, потому что вникать в то, что есть христианство им не хочется, ведь они даже текст не воспринимают, какие-то барьеры в мозгу, в сердце.
Протоиерей Димитрий Смирнов.
Поделиться:
Нравится:
Tweet
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Подписной индекс: 32475 Сайт газеты
4 ноября 2022 г.
«Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса АхалашвилиТихое чудо веры
4 ноября 2022 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Великие битвы России
html»>4 ноября 2022 г.
«Путь к храму» (Новосибирск)Путь к храму. 4 ноября
4 ноября 2022 г.
Православный словарьПравославный словарь. Стихира
4 ноября 2022 г.
Дайджест Православной службы милосердия (Екатеринбург)
Дайджест Православной службы милосердия. Выпуск 31
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Ответ:
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
Ответ:
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
Ответ:
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
Ответ:
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Должны ли христиане постоянно просить прощения за свои грехи?
Должны ли христиане постоянно просить прощения за свои грехи? | GotQuestions.org
Узнать
Как попасть в рай
Как примириться с Богом
ГлавнаяМатериалыСпасениеИстины спасения Христианский грех
Вопрос
Ответ
Часто спрашивают: «Что произойдет, если я согрешу, а затем умру, не успев покаяться в этом грехе перед Богом?» Еще один распространенный вопрос: «Что произойдет, если я совершу грех, но потом забуду о нем и никогда не вспомню исповедовать его перед Богом?» Оба эти вопроса основаны на ошибочном предположении. Спасение заключается не в том, что верующие пытаются исповедаться и покаяться в каждом грехе, который они совершают перед смертью. Спасение не зависит от того, исповедал ли христианин каждый грех и раскаялся в нем. Да, мы должны исповедовать свои грехи перед Богом, как только осознаем, что согрешили. Однако нам не всегда нужно просить у Бога прощения. Когда мы возлагаем нашу веру в Иисуса Христа для спасения, все наши грехи прощаются. Это включает в себя прошлое, настоящее и будущее, большое или маленькое. Верующим не нужно постоянно просить прощения или каяться, чтобы получить прощение своих грехов. Иисус умер, чтобы заплатить за все наши грехи, и когда они прощены, они все прощены (Колоссянам 1:14; Деяния 10:43).
Что мы должны делать, так это исповедовать свои грехи: «Если исповедуем свои грехи, Он верен и праведен и простит нам наши грехи и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Этот стих говорит нам «исповедовать» наши грехи перед Богом. Слово «признаться» означает «согласиться с». Когда мы исповедуем свои грехи перед Богом, мы соглашаемся с Богом, что мы были неправы, что мы согрешили. Бог прощает нас через исповедь на постоянной основе, потому что Он «верный и справедливый». Как Бог «верен и справедлив»? Он верен тем, что прощает грехи, что Он обещал сделать для всех тех, кто принимает Христа как Спасителя. Он просто применяет Христову плату за наши грехи, признавая, что грехи действительно были искуплены.
В то же время 1 Иоанна 1:9 указывает на то, что прощение каким-то образом зависит от нашего признания своих грехов перед Богом. Как это работает, если все наши грехи прощены в тот момент, когда мы принимаем Христа как Спасителя? Кажется, что апостол Иоанн описывает здесь «относительное» прощение. Все наши грехи прощаются «позиционно» в тот момент, когда мы принимаем Христа как Спасителя. Это позиционное прощение гарантирует наше спасение и обещание вечного дома на небесах. Когда мы предстанем перед Богом после смерти, Бог не откажет нам во входе на небеса из-за наших грехов. Это позиционное прощение. Концепция относительного прощения основана на том факте, что, когда мы грешим, мы оскорбляем Бога и огорчаем Его Дух (Ефесянам 4:30). Хотя Бог в конечном итоге простил нам грехи, которые мы совершаем, они по-прежнему блокируют или препятствуют нашим отношениям с Богом. Мальчика, согрешившего против отца, не изгоняют из семьи. Благочестивый отец безоговорочно прощает своих детей. В то же время хорошие отношения между отцом и сыном не могут быть достигнуты, пока отношения не будут восстановлены. Это может произойти только тогда, когда ребенок признается в своих ошибках отцу и извиняется. Вот почему мы исповедуем свои грехи перед Богом — не для того, чтобы сохранить свое спасение, а для того, чтобы вернуться в близкое общение с Богом, который любит нас и уже простил нас.
Вопросы о спасении
Должны ли христиане постоянно просить прощения за свои грехи?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
- Свяжитесь с нами
- Цитата
- Служите с нами
- О нас
© Copyright 2002-2022 Got Questions Ministries. Все права защищены. Политика конфиденциальности
Последнее обновление этой страницы: 4 января 2022 г.
Прощение и просьба о прощении
Снисходя друг ко другу и, если кто имеет жалобу на другого, прощайте друг друга, как и Господь простил вас, так и вы должны прощать
(Кол. 3:13)
Прощение лежит в основе Евангелия. Все христианское послание вращается вокруг Божьего прощения через крест Христа и побуждает нас, как Его учеников, давать или просить прощения всякий раз, когда это необходимо. Повиноваться в этом вопросе или не повиноваться становится основным испытанием для оценки нашей христианской зрелости.
Чему учит Слово Божье о прощении? Нам нужно сначала узнать, что такое прощение, а затем мы рассмотрим его практические последствия.
Прощение выходит за рамки покоя. Мир не всегда возможен. Несмотря на все шаги и усилия и несмотря на лучшее расположение духа, которое мы можем проявить, бывают ситуации, когда восстановить разорванные отношения не представляется возможным. Апостол Павел призывал нас жить в мире: Если возможно, насколько это от вас зависит, живите в мире со всеми
(Рим. 12:18). Тем не менее Пол, человек довольно хорошо знакомый с конфликтами, начинает свое выступление с двух предыдущих замечаний: Если возможно
и насколько это зависит от вас
. Эти две небольшие оговорки придают необходимый штрих реализма, освобождая нас от ошибочных ожиданий. Мир не всегда возможен просто потому, что он предполагает две стороны, а не только одну. Наша обязанность – чего от нас ждут – стараться жить в мире, проявлять инициативу, делать все возможное для того, чтобы «жить в мире со всеми». Как только мы это сделали, результаты оказываются в других руках, а не в наших.
Отец, прости им, ибо не ведают, что творят
(Луки 23:34). Пример Господа Иисуса весьма красноречив. Он никогда не жалел усилий, чтобы при любых обстоятельствах быть в мире со своими ближними, которых любил до самого момента своей смерти. Однако, несмотря на святость его характера и безупречность, он жил в окружении врагов, которые в конце концов поставили его на крест. Как можно объяснить такой парадокс? Мы живем в мире, где дьявол всеми способами пытается разделить, разъединить и возвести стены между людьми. Это одна из его специальностей. По этой причине, несмотря на все наши усилия сохранить мир, бывают случаи, когда они будут напрасны. Мы не можем полностью понять тему примирения, пренебрегая реальностью греха.
Тем не менее прощение не зависит от примирения, оно идет дальше восстановления отношений. Опять же, пример нашего Господа устанавливает стандарты. Пригвожденный к кресту, осмеянный, замученный врагами, на грани мучительной смерти, он произносит незабываемые слова, которые становятся глубоким резюме Евангелия: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят
( Луки 23:34)
Хотя примирение невозможно, всегда есть что-то, что христианин может и должен сделать: прощающий .
Практика прощения
Превращение ран в шрамы. Простить означает устранить любое негативное отношение, мысль или чувство к кому-либо. Вся горечь, ненависть, жажда мести и обиды должны исчезнуть как естественный результат искреннего прощения. В этом смысле прощение влечет за собой процесс, аналогичный заживлению раны: сначала это открытая рана, она легко кровоточит и болит. Но, однажды превратившись в шрам, он перестает болеть или кровоточить. Прощать — все равно, что превращать открытые раны в шрамы. Из этой иллюстрации мы можем сделать несколько важных выводов:
Долгий и дорогостоящий процесс. Готовность прощать может и должна быть немедленной; это воля Божья. Тем не менее завершение эмоционального и морального процесса прощения обычно требует времени. С того момента, как человек решает простить, и до завершения этого процесса путешествие может длиться долго. Давайте вспомним опыт Иосифа в Ветхом Завете. Ему удалось простить своих братьев (ср. волнующие отрывки из Бытия 45 и Бытие 50), но не без длительного периода (месяцы точно), в течение которых он боролся со своими собственными реакциями. Но важно с самого начала заявить: «Я решил простить, хотя заживление моих ран может продолжаться дольше».
Вы можете сделать это в одиночку. Прощение может быть односторонним процессом: я могу и должен прощать, даже если другой человек не хочет прощать или получать прощение. Я могу простить тайно, в своем сердце, чтобы другой человек не знал об этом. Так было со Стефаном, который перед смертью сказал: Господи, не вмени на них этого греха
(Деяния 7:60). Мы должны быть готовы прощать, даже если нас об этом не просят, даже если против нас все еще грешат.
Снова друзья? Главной целью прощения является не восстановление когда-то общей дружбы, а устранение яда в сердце. Иногда отношения никогда не могут быть такими, как раньше, например, после серьезного оскорбления. Бог не требует от нас мазохистского представления, чтобы восстановить невозможные отношения. Примирение является желательным результатом, но, как мы уже говорили ранее, оно никоим образом не гарантировано. Тем не менее, Бог требует от нас любить нашего обидчика сверхъестественной любовью, которая есть плод Духа, агапе Христа. Кто-то сказал, что прощение — лучший способ освободиться от врагов. Это именно то, что Павел говорит в Римлянам 12:20–21.
Прощение требует забвения? Наш человеческий разум подобен набору воспоминаний, от которых не так просто избавиться. Мы не можем ожидать, что прощение сотрет наши воспоминания. Это было бы недостижимой целью. Прощение — это не удаление наших воспоминаний, а устранение яда наших воспоминаний. Когда мы прощаем, память о болезненном опыте остается, но она уже не передает горькие чувства или ненависть. Понять это помогает концепция шрама: шрам — это воспоминание о прошлой травме; он остается там навсегда, хотя не болит, не кровоточит и не заражается. Мы не можем стереть воспоминания нашего разума, но мы действительно можем удалить яд из этих воспоминаний. На самом деле, память может быть положительной вещью, потому что она позволяет нам избежать повторения одних и тех же ошибок или грехов. Ссылаясь на еврейский холокост, кто-то сказал, что помнить — это лучшая вакцина, которую нельзя повторять.
Проблема с утверждением «Я прощаю, но не забываю», которое часто слетает с уст некоторых людей, заключается в том, что они продолжают питать чувство мести и горечь в своем сердце. Они не просто вспоминают о событии, воспоминания еще нагружены хорошей дозой яда. Такое отношение греховно.
Бог единственный, кто может прощать и забывать одновременно, потому что он вне времени, Я, Я тот, кто изглаживает ваши прегрешения… и я не буду помнить ваши грехи
(Ис. 43:25)
Учимся прощать
Старая пословица гласит: Ошибаться свойственно человеку, прощать — божественному
. Если прощение имеет божественное происхождение, как мы можем продвигать такую первостепенную практику в человеческих отношениях? Обучение прощению основано на двух реальностях:
Осознавать наши грехи
Чтобы простить, необходимо осознать собственные ошибки. Если мы не сможем сначала увидеть «бревно» в собственном глазу, нам будет трудно простить ближнего. Иисус разработал этот принцип в доме Симона Фарисея (Луки 7:36–50). Саймон мог точно видеть прошлые грехи этой женщины, но он был слеп к своим собственным недостаткам. По этой причине Иисус открывает их, ты не дал мне воды на ноги… ты не дал мне целования… ты не помазал мне голову маслом
(Луки 7:44-46). Примечательно, что это были грехи бездействия ; Иисус упрекает Симона не в том, что он сделал плохо, а в том, чего он не сделал хорошего. В глазах Бога наши грехи бездействия столь же серьезны, как и наши грехи совершения. Упрек Иисуса Симону намекает на ключевую мысль: сущность греха заключается прежде всего не в зле, которое мы делаем против нашего ближнего, а в добре, которое мы не делаем Богу: пренебрежение воздать Ему честь и славу, которых он заслуживает, становится первый шаг ко всем остальным грехам (как это ясно описано в Римлянам 1:21).
Поэтому, чтобы простить, нужно сначала осознать, через Божий свет, темные потаенные уголки в нашем собственном сердце. Нам нужно обнаружить тонкость греха, который «живет во мне» (по словам Павла): эгоизм в наших мотивах, высокомерие, гордость, лабиринт наших страстей, наша склонность к насилию, тщеславие и длинный список «дела плоти». Все это становится очевидным, когда мы смотрим в зеркало Божьего Слова. Мы склонны видеть соринку в глазу брата нашего, но страдаем от близорукость , когда речь идет о выявлении наших собственных недостатков.
Неспособность признать свои грехи является большим препятствием для прощения, потому что приводит к высокомерию и гордыне . Гордый человек склонен выносить суровые суждения о других, в то время как он снисходителен к себе. Это была проблема Симона в частности и проблема фарисеев в целом. Наоборот, признание собственных недостатков ставит нас в положение смирения , заставляет нас чувствовать себя «нищими» перед Богом и побуждает нас взывать к Богу последнее предложение молитвы Господней: прости нам долги (согрешения) наши, как и мы простили должникам (согрешениям) нашим
(Мф. 6:12).
Переживание прощения Христа
Симону было трудно принять и полюбить грешную женщину не только из-за своей гордыни, но и потому, что он не испытал на себе настоящего прощения. Иисус сказал ему , кому мало прощается, тот мало любит
(Луки 7:47). Насколько я чувствую себя должником перед Богом – сознающим свой грех – и прощенным им, я смогу простить ближнего.
Каждый человек может и должен прощать, но христианин находится в лучшем состоянии для этого, потому что он уже прощен. Христово прощение мотивирует и заставляет нас нравственно прощать. Как христиане мы хотим прощать не только потому, что это наш моральный долг, но и потому, что мы хотим следовать примеру Христа: прощая друг друга, как и Господь простил вас
(Кол. 3:13). Какая великая привилегия и вызов! Благодать помогает нам в нашей слабости, и мы, безусловно, полагаемся на достаточность Божьей благодати, чтобы прощать, когда это необходимо.