Разное

Инициация в психологии: Инициация в психологии — что это?

ИНИЦИАЦИЯ — Аналитическая психология — Психология и социология


ИНИЦИАЦИЯ

(Initiation от лат. initio — начинать, посвящать) — переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т. п.), и обряд, оформляющий этот переход; обряды или ритуалы инициации также называются переходными или посвятительными. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. Ритуалы инициации известны с древнейших времен, они готовили человека к серьезным изменениям в его жизни, в частности сопровождали достижение им половой зрелости. Сложность обрядовых церемоний предполагает переключение психической энергии от рутинных занятий на новое и необычное дело. С инициируемым происходит онтологическое изменение, что позднее находит свое выражение в осознанной перемене внешнего статуса. Важно отметить, что в процессе инициации субъект приобщается не к знанию, а к тайне.Инициация подразумевает отмирание менее адекватных и неактуальных условий жизни и возрождение обновленных и более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи. Обряд инициации предполагает жертву, и именно она является главным источником страдания. Для его облегчения предусматривается некое переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. В соответствии с этим инициируемый сопровождается или патронируется кем-то, например священнослужителем или наставником (шаманом), мана-личностъю, способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому. Отношения между инициируемым и инициатором носят глубоко символический характер. В психической жизни индивида инициация занимает важное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или обряды попросту оберегают человека и общество от дезинтеграции, в особенности когда в них происходят глубокие внутренние и всеобъемлющие изменения.«Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые, тем не менее, в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией» (CW 11, par. 854).«Единственным процессом инициации, который живет и фактически практикуется сегодня на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях» (там же, par. 82).Юнг отмечал тот факт, что инициация тесно связана с исцелением; т. е. когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему.



Аналитическая психология.
2012


Что такое женская инициация, и для чего она нужна?. Статья. Гендерная психология. Самопознание.ру

Каждая женщина проходит одни и те же этапы взросления. Сперва это маленькая девочка, потом юная девушка и, наконец, прекрасная Женщина. Но не каждая чувствует себя Женщиной… Почему?

Стать Женщиной — это не про сексуальный опыт, не про вступление в брак и рождение ребёнка. Как много есть женщин, формально прошедших все эти этапы, но не получивших психологическую инициацию, настоящее Посвящение, застрявших в стадии Девочки или перепрыгнувших в стадию Бабушки, так и не познав, что такое Настоящее Женское Счастье.

Инициация — это психологический переход из состояния девочки в состояние женщины, и первую естественную помощь в этом переходе осуществляет для взрослеющей девушки её мама. Но что делать, если мама сама не инициирована, не чувствует себя женщиной, и у неё нет опыта передачи знаний, потому что и самих знаний о том, как это — быть Женщиной, у неё нет? Зачастую в сказках именно такую неинициированную мать описывают как мачеху.

В любой семье изначально существует набор социальных ролей: Отец-Мать-Ребёнок (Дочь). По мере взросления дочери эти роли меняются, и в подростковом периоде они выглядят как Мужчина (отец) — Женщина (мать)-Девушка (дочь, она же юная женщина, претендующая на мужчину). Самый близкий мужчина, самый любимый мужчина на тот период — это отец. И тогда мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину — отца. Получается уже не столько семейный сценарий, сколько один мужчина и две женщины-соперницы.

У женщины-матери в семье две функции: мать и жена. Как мать, она любит свою дочь и желает ей добра, а, как жена, она является соперницей своей дочери. Именно этот переход описывается как комплекс Электры, когда неинициированная мать, воспринимая дочь как молодую конкурентку, становится для неё злой мачехой. Вместо того, чтобы принять расцветающую молодость и помочь девушке совершить переход, ослабить свои материнские функции, отпустить дочь и позволить искать своего мужчину, мать вписывает дочь в невротический треугольник.

Именно на этом этапе задача матери — передать дочери сакральный опыт женственности. Если мать — инициированная женщина, то она не скрывает от дочери тему секса. Она даёт своей дочери разрешение стать женщиной (даёт Инициацию) и идти в мир выбирать своего мужчину, строить отдельную семью. Инициированная мать сама чувствует себя полноценной женщиной и живёт насыщенной жизнью.

Если же мать не инициирована сама, то тема секса в семье табуирована.

Мать психологически не отпускает дочь из семьи, оставляет её в роли ребёнка, не даёт разрешение стать женщиной, манипулирует. В результате дочь видит только один «треугольник», который мать ей показывает: отношения Отец-Мать-Ребёнок. Другой «треугольник» (Мужчина-Женщина-Девушка) мать сознательно или бессознательно скрывает.

Что же происходит с девушкой, не прошедшей Инициацию, не получившей материнского разрешения стать Женщиной? Вариантов развития сценария здесь несколько, в зависимости от материнской манипулятивной стратегии, и все они до боли узнаваемы в нашем обществе:

  1. Изоляция себя от отношений с мужчинами (Синий Чулок, Бабушка, Монашка). Материнские послания: «Секса не существует», «Ты должна посвятить себя детям (родителям, воспитанию младших братьев и сестёр, учёбе, работе, науке, Родине, Богу и т.д.)».

Такие женщины изолируются от свой женственности путём ухода в работу (Синий Чулок), им свойственен трудоголизм (особенно если они выросли без отца и заменяли матери мужа), или уход в науку, или же они посвящают себя фанатичному религиозному служению (Монашка).

Другой вариант — Бабушка. Это женщины, перескочившие этап «Женщина», и из девочек сразу превратившиеся в добрых тётенек, в Бабушек. Они посвящают себя детям, причём не своим, а чужим (либо воспитывают приёмных детей, либо детей родственников). Как правило, Бабушки страдают от лишнего веса. У тех и других асексуальная внешность, только первые берут пример с мужчин, а вторые — с бабушек.

  1. Протест (Шлюха). Материнские послания: «Если ты занимаешься сексом — значит, ты шлюха», «Секс — это грязно», «Поцеловалась с мужчиной — иди в ЗАГС», «Попробуй только принеси в подоле!». В этом сценарии у девочки наблюдается частая смена партнёров, несколько браков как протест против материнских посланий.

У этих женщин повышенное внимание к своей внешности, тема секса для них подменяется суррогатом — нарочито яркой внешней сексуальностью. Но, несмотря на этот образ, внутри женщина ощущает свою женскую несостоятельность, неспособность жить счастливо с одним партнёром.

Это или женщины, вступившие в ранний брак (как правило, по беременности), либо имеющие много партнёров (частая смена партнёров), либо женщины с темой насилия, либо содержанки. В общении с мужчинами для них характерны кокетство, сексуальные провокации и авансы по отношению к мужчинам и конкуренция с женщинами.

  1. Подчинение (Вечная Девочка, Наивная Дурочка). Материнские послания: «Если ты потеряла девственность, ты больше непривлекательна для мужчин», «Ты у меня под колпаком, вижу тебя насквозь».

Ярко проявляется несоответствие внешности и возраста: например, женщина под сорок одевается как девочка, говорит тоненьким голосочком, в манере поведения присутствует детскость, инфантильность, безответственность.

Какой бы из этих сценариев женщина ни выбрала, смысл один — естественная женская сексуальность подменяется асексуальным поведением, потому что природная сексуальность нераскрыта, присутствует сексуальная неудовлетворённость, женственность мертва.

Но не всё так печально. Неинициированная женщина может получить психологическое разрешение быть Женщиной, если ей поможет в этом другая женщина, Инициированная, которая добровольно на некоторое время возьмёт на себя функцию заместителя матери, поможет пройти Инициацию и обрести долгожданное Женское Счастье.

С любовью, автор.

Статьи автора

Женщины так устроены, прочитала я в нескольких «ведических» книгах, что могут составить мнение о себе и осознавать себя, только отталкиваясь от мнения окружающих. Как луна светит отражённым светом солнца, так и женщина формирует себя по тому образу, который о ней описывают. И чаще всего женщина становится… Читать дальше

После публикации в группе заметки «У неуважения к мужу высокая цена» ко мне на почту стали приходить письма с благодарностью за то, что я открыла глаза на отношения. Письма от женщин, которые не замужем, но считают, что они замужем, и готовы вкладываться в такие «отношения». Поэтому теперь хочу «открыть… Читать дальше

Интуиция — истинно женское качество. У женщин интуиция развита намного сильнее, чем у мужчин. И связано это с биологическими особенностями, о которых чуть позже. Но как часто можно слышать от женщин: «Я не знаю, какое решение принять», «Я не уверена в своём выборе». Или ещё хуже: «Моя интуиция меня… Читать дальше

Обожаю темы про настоящих и ненастоящих женщин и мужчин. Для начала хочу обрадовать (а может, огорчить) сторонников этой теории: в природе не существует ненастоящих мужчин и женщин. Мы все — настоящие с точки зрения биологии. Мы отличаемся гениталиями на биологическом, природном уровне, поэтому у нас… Читать дальше

Другие статьи автора

Читайте также

Я смотрю на людей, которые пришли ко мне.

Они что-то рассказывают. Разводиться хотят. Вернее, он хочет разводиться, а пришёл ко мне с таким посылом: «Сделайте с ней что-нибудь, как нибудь облегчите что ли её состояние, а то плачет она всё время, а я всё равно не буду с ней!»
Она разводиться не хочет… Читать дальше

Я сейчас опишу вам жизнь среднестатистической женщины, назовём её, ну, например, Людой (чтобы ни кого ни обидеть, я дала ей своё имя, я ведь тоже была когда такой).
И вот Люда встретила того самого мужчину, мужчину своей мечты, он сильный, смелый, добрый, заботливый, красивый, в общем, он именно тот… Читать дальше

Решила написать эту статью в помощь девушкам, которые испытывают беспокойство по поводу отсутствия отношений. Всё больше и больше девушек в возрасте от 27 до 35 лет обращаются к психологам, астрологам и экстрасенсам за помощью разобраться с причинами, мешающими построить серьёзные отношения. К этому… Читать дальше

«Если человек не живёт реальной жизнью, то он склонен к постоянной идеализации. Мы ищем в пар­тнёре совершенства, искажая тем самым его человеческую сущность». Валерио Альбисетти.

Партнёрские отношения — одна из самых важных и сложных тем человече­ской жизни. Они могут приносить большое количество… Читать дальше

  • ВКонтакте

Психология обрядов инициации

Обряды инициации являются неотъемлемой частью традиционных обществ. Обряд инициации — это ритуал или церемония, знаменующая вступление или принятие в группу или общество. В современном обществе церемонии инициации обычно отмечают переход во взрослую жизнь, установленный сообществом. Примеры таких церемоний включают христианское крещение, еврейский бар и бат-мицву, посвящение в банду, посвящение в армию, принятие в братство или тайное общество или окончание школы. Однако антропологи склонны сосредотачиваться на обрядах инициации в традиционных обществах, поскольку эти церемонии сохраняют гораздо более высокий уровень значимости для этого общества, чем для нас. В современном обществе, хотя мы можем наряжаться для церемоний инициации и относиться к ним как к поводу для празднования, в традиционных обществах такие церемонии имеют гораздо более глубокое значение и служат укреплению групповой принадлежности.

Осмысленная инициация

Известный историк религии Мирча Элиаде писал об этом различии в своей книге Обряды и символы инициации (1958). Как он пишет, «…в современном западном мире значимая инициация практически не существует». Элиаде определяет инициацию как «совокупность обрядов и устных учений, целью которых является произвести решительное изменение в религиозном и социальном статусе инициируемого. С философской точки зрения инициация эквивалентна фундаментальному изменению экзистенциального; новичок выходит из своего испытания наделенным существом, совершенно отличным от того, которым он обладал до посвящения…» «Инициация полового созревания» особенно важна в традиционных обществах, потому что только через такие обряды подросток будет принят как взрослый и, следовательно, как ответственный член этого общества.

Для многих людей, живущих в современном обществе, религиозные обряды инициации, такие как крещение и бар-мицва, лишены своего первоначального сакрального значения и проводятся исключительно во имя традиции. С другой стороны, обряды инициации в традиционных обществах играют ключевую роль в ознакомлении посвящаемого с духовными ценностями сообщества. Он или она изучает священные мифы и традиции племени, имена богов и историю их творений. Посвященный также узнает о том, что племя обладает мистической связью с этими богами, связью, которая была установлена ​​в начале времен. Таким образом, эти церемонии знакомят посвященного с ощущением мира как «священного», тогда как для современных обществ наши эквивалентные церемонии более поверхностны, проводятся ради традиции, без реального ощущения «священного», связанного с ритуалом.

Мифы и психология

Не только преподавание священной истории группы наполняет новичка чувством священного, но и ряд испытаний, через которые ему предстоит пройти. Как выразился Элиаде, «И именно эти испытания в первую очередь составляют религиозный опыт инициации — встречу со священным». Испытания чаще всего символизируют чью-то смерть, за которой следует воскресение или возрождение. Обряды инициации символизируют смерть новичка (отмечая конец детства, невежества и мирского), а также возрождение новичка (отмечая его возвращение в племя с другим образом существования). Этот ритуал смерти-возрождения также является символическим микрокосмом мифа о сотворении общества — символическое повторение мифа о сотворении призвано способствовать присутствию богов. В обрядах инициации «смерть» соответствует временному возвращению в изначальный Хаос, из которого была рождена вселенная, а «возрождение» соответствует рождению вселенной. Из этого символического воспроизведения мифа о творении рождается новый человек.

Элиаде подчеркивает, что «инициатическая смерть необходима для начала духовной жизни. Его функцию следует понимать в связи с тем, к чему он готовит: рождение к более высокому способу бытия». Обряды инициации можно рассматривать как выражение мифа о смерти-возрождении, укоренившегося в человеческой психологии. Почти в каждой древней культуре вы найдете миф об «умирающем и воскресающем боге» — Иисусе, Будде, Кришне, Кецталькоатле (ацтекском), Осирисе, Исиде, Горе, Ра, Таммузе (вавилонском), Бальдре (скандинавском). , Идзанами (японец), Дионис, Адонис, Персефона – все умерли и возродились. Известный социальный антрополог Джеймс Фрэзер в своей фундаментальной работе утверждал Золотая ветвь (1890 г.), что эти мифы о смерти-возрождении являются отголосками сельскохозяйственных циклов: смерть растительности зимой и ее возрождение весной. Все религии зародились как культы плодородия, утверждает Фрейзер. Однако, поскольку эти культы плодородия были заброшены, мифы о смерти-возрождении остались, отражая психологическую потребность людей символически умереть и возродиться в духовной жизни. Обряды инициации служат средством для достижения этого.

Швейцарский психоаналитик Карл Юнг утверждал, что смерть и воскресение являются архетипическими (универсальными) процессами, которые являются частью коллективного бессознательного (врожденного царства человеческого разума, содержащего архетипы — универсальные символы, которые формируют наш личный опыт). Для Юнга архетипические процессы смерти и воскресения могут быть использованы в задаче психологической трансформации и роста. Именно это, по-видимому, и происходит в обрядах инициации.

Путешествие героя

Обряды инициации, особенно те, которые связаны с болью и борьбой, также можно рассматривать как выражение идеи Джозефа Кэмпбелла о «путешествии героя». «Путешествие героя» или «мономиф» — это базовый паттерн, который, как утверждал Кэмпбелл, можно найти во многих мифах по всему миру. Эта универсальная закономерность была подробно описана в его знаменитой книге «Тысячеликий герой » (1949). Кэмпбелл резюмирует мономиф следующим образом: «Герой отправляется из мира будней в область сверхъестественного чуда: там встречаются невероятные силы и одерживается решающая победа: герой возвращается из этого таинственного приключения с силой даровать блага своему ближнему».

Путешествие героя также включает в себя ряд отдельных этапов, которые можно применить к бесчисленным древним мифам, а также к современным рассказам и фильмам. Два важных этапа, имеющих отношение к нашему обсуждению обрядов инициации, — это «Дорога испытаний» или «Испытание» и «Пересечение порога возвращения». Дорога Испытаний включает в себя серию испытаний, заданий или испытаний, которые должен пройти герой, чтобы достичь трансформации. Преодоление порога возвращения включает в себя сохранение мудрости, полученной в путешествии, интеграцию этой мудрости в свою жизнь и обмен этой мудростью с остальным сообществом. Обряды инициации вписываются в повествование о путешествии героя, потому что посвящаемый должен пройти испытания, чтобы достичь духовной и психологической трансформации.

Рост через борьбу

Многие традиционные обряды инициации могут показаться варварскими и жестокими с западной точки зрения, но в свете архетипа мономифа легко понять, почему они практикуются. Вот несколько примеров особенно болезненных обрядов инициации . Это, конечно, весьма крайние примеры. Однако требование претерпеть физическую боль или испытать свою храбрость — очень распространенная черта обрядов инициации в традиционных обществах. Современным аналогом этого могут быть «ритуалы дедовщины», связанные с посвящением в братство, хотя такие ритуалы сейчас запрещены во многих кампусах колледжей. Хороший документальный фильм об этом виде дедовщины Общежитие .

Легко провести сравнение между борьбой и проверкой мужества, происходящей из-за такого рода крайних издевательств, и аналогичной борьбой, связанной с традиционными церемониями инициации. Оба также кажутся сильной групповой принадлежностью и «братством». Посвящение в банду часто связано с избиением со стороны других членов банды. Тот факт, что обряды инициации все еще существуют в современном обществе, хотя и лишены сакрального смысла, предполагает, что они занимают центральное место в человеческой психологии. Нет сомнений в том, что посвящение в братство, банду или тайное общество укрепляет групповые связи и чувство общности. Это исследование, озаглавленное Поступление в колледж и распаковка дедовщины (2005) , например, показало, что дедовские церемонии инициации вызывают конформизм среди новых членов, что способствует групповой солидарности. Другое исследование под названием «Предвкушение серьезной инициации » (2005 г.) показало, что инициация усиливает чувство группового влечения, но только у мужчин.

Что касается второго важного этапа путешествия героя, Пересечения Порога Возвращения, посвященный возвращается в общество с вновь обретенным чувством священного и принадлежности. Именно эта вновь обретенная мудрость позволяет посвящаемому действовать как ценному члену этого общества. Ритуалы инициации являются выражением мономифа, нарратива, который является универсальным, потому что он отражает что-то универсальное и глубокое в человеческой психологии — стремление к личной трансформации, росту, овладению своей судьбой и принятию в группу.

Нужны ли современному обществу осмысленные обряды инициации?

Будучи социальными животными, люди зависели от групповой принадлежности для выживания, и сегодня мы зависим от этого для нашего собственного благополучия. Тогда легко понять, почему обряды инициации так широко практикуются и почему они до сих пор существуют в современном обществе. Однако, возможно, можно было бы возразить, что утрата значимых обрядов инициации в современном обществе отчасти объясняет, почему так много людей чувствуют себя изолированными и отрезанными от любого чувства общности. Некоторые писатели, такие как Дэниел Пинчбек, утверждали, что нам необходимо восстановить осмысленные обряды инициации. Сам Пинчбек интересуется обрядами инициации с участием психоделических растений. В своей книге Breaking Open the Head (2002), он объясняет, как такие культуры, как культура бвити в Габоне, используют галлюциногенное растение ибога в обрядах, которые позволяют молодым людям стать ответственными членами общества. (Сам Пинчбек участвовал в одной из таких церемоний ибоги). Опыт с ибогаином (психоактивным химическим веществом в ибоге) часто связан с тяжелыми физическими и психологическими переживаниями, которые соответствуют физической и психологической борьбе на пути героя. Преодоление этой борьбы знаменует принятие посвящаемого в группу.

Рам Дасс аналогичным образом написал о том, какую пользу современному обществу могут принести такие обряды, в своем эссе  Психоделические обряды перехода . Он утверждает, что мы лишены общества с точки зрения духовных ритуалов, и использует пример своей собственной бар-мицвы, которую, по его словам, он совершал механически и поверхностно, чтобы подчеркнуть это. Он также объясняет, как отсутствие психоделических обрядов посвящения является одной из причин, по которой вообще могут происходить бэдтрипы: у многих людей первый психоделический опыт происходит в неконтролируемой и неподходящей обстановке без заботы и поддержки группы. Кроме того, многие люди не входят в опыт с подготовленным мышлением, что требуется от любого посвященного в традиционном обществе.

Олдос Хаксли исследует идею психоделических обрядов инициации в своем романе « Остров » (1962), где молодые люди на воображаемом острове Хаксли готовятся к психоделическому путешествию и выходят из него ответственными взрослыми. Еще в 60-х годах Рам Дасс, Тимоти Лири и Ральф Мецнер написали книгу под названием «. Психоделический опыт » (1964). Они черпали влияние из Тибетской Книги Мертвых как основы для руководства психоделическим путешествием смерти и возрождения, тема, которая, как мы знаем, имеет параллели с обрядами инициации в традиционных обществах. Молодым людям, которые в любом случае будут экспериментировать с психоделиками, возможно, нужно больше таких книг. Наличие надлежащих психоделических обрядов инициации может свести к минимуму риск негативного опыта, а также позволить молодым людям совершить переход во взрослую жизнь.

Эксперименты с церемонией инициации — Британское психологическое общество

Тема весьма сомнительных церемоний инициации была бесцеремонно втянута в вежливые обсуждения за обеденным столом по всей стране, да и во всем мире, благодаря заявлению лорда Эшкрофта о том, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон «поместил часть своего тела» в голову мертвой свиньи в рамках церемонии посвящения в Общество Пирса Гавестона в Оксфордском университете.

Независимо от правдивости этого утверждения, очевидно, что церемонии инициации все еще широко распространены в современном обществе. Данных о том, насколько распространены обряды инициации в британских университетах, достоверно не собрано, но 1999 исследование случайно выбранных спортсменов из Национальной студенческой спортивной ассоциации в США показало, что 98 процентов из них участвовали в инициациях. Вред очевиден: в крайнем случае было бесчисленное количество смертей, приписываемых церемониям инициации, хотя официального списка нет, а список в Википедии смертей от «дедовщины» в США показывает разнообразие различных способов, которыми люди умирали во время «дедовщины» на протяжении десятилетий. Только в прошлом месяце 37 человек были обвинены в смерти студента, который скончался после того, как ему завязали глаза и неоднократно врезали в промерзшую землю с рюкзаком, полным песка. Ясно, что церемонии инициации не являются прерогативой какого-либо одного класса или культуры. От коренных племен до банд байкеров, от спортивных команд до элитных студенческих обществ, от основных религиозных групп до культов, от братств до женских клубов; во всем человечестве церемонии инициации повсюду, куда бы вы ни посмотрели, стоит только заглянуть под поверхность.

Много было написано о повсеместном распространении неприятных церемоний инициации в различных частях общества и культур по всему миру. Существует множество спекуляций о различных целях и обоснованиях, слишком много и слишком разнообразных, чтобы приступить к подробному рассмотрению здесь. Но что экспериментальная психология может сказать нам о причине, по которой людей так влечет к часто отвратительным и варварским действиям, столь типичным для церемоний инициации?

Экспериментальное исследование

Один из первых психологических экспериментов по изучению психологического воздействия церемоний инициации был проведен Эллиотом Аронсоном и Джадсоном Миллсом в 1959 году. группы повысить их симпатию к группе; то есть они находят группу более привлекательной, чем люди, которые становятся ее членами, не пройдя серьезного посвящения».

Исследователи взяли 63 студенток колледжа и заставили их принять участие в том, что, по их мнению, было групповым обсуждением секса, в котором участникам была предоставлена ​​конфиденциальность через систему внутренней связи. На самом деле это была иллюзия, и обсуждение было предварительно записано, чтобы каждый участник в каждом состоянии переживал одно и то же. Сначала участники были подвергнуты «тесту на смущение», разработанному для имитации церемонии инициации, которую им сказали, что другие участники не проходили, и что она была введена только потому, что экспериментатору нужно было убедиться, что участники могут свободно говорить о сексе. . Если студенты не проходили тест на смущение, они не попадали в дискуссионную группу.

Во время «теста на смущение» учащимся сказали, что экспериментатор наблюдает за ними на наличие признаков смущения, таких как колебания и покраснение, в то время как они зачитывают список непристойных слов, прежде чем читать вслух яркие описания сексуальной активности из современных романов. . В «легком» состоянии участники читали слова, связанные с сексом, но не считавшиеся непристойными и, следовательно, не смущающими.

Затем студентам сказали, что они примут участие в групповом обсуждении книги под названием «Половое поведение животных», которую экспериментаторы произвели на студентов впечатление, что они должны были ее прочитать. Конечно, никто из участников не читал рассматриваемую книгу, поэтому экспериментаторы сказали участникам, что из-за этого они могут только слушать обсуждение, но им запрещено участвовать.

Сама дискуссия была задумана как можно скучнее и банальнее, чтобы сделать участников группы как можно менее симпатичными: «Участники говорили сухо и сбивчиво… «ненароком» противоречили себе и друг другу, бормотали несколько непоследовательностей, начинали фразы, которые так и не кончили, кашляли, бормотали и вообще вели одну из самых никчемных и неинтересных дискуссий, какие только можно себе представить».

После того, как все закончилось, студентов спросили, нравятся ли им участники группы, которых они слышали. Аронсон и Миллс обнаружили, что те студенты, которые прошли через весьма неловкую церемонию инициации самих исследователей, с гораздо большей вероятностью решат, что им нравятся члены группы.

Аронсон и Миллс пришли к выводу, что этот эффект возник из-за когнитивного диссонанса. Согласно их теории, произошел диссонанс между переживанием неловкой задачи, чтобы получить доступ к группе, и осознанием того, что группа оказалась сборищем довольно ужасных людей. Вместо того чтобы сделать правильный вывод о том, что члены группы действительно были ужасными людьми, участники, пытаясь оправдать перед собой свое участие в неловкой задаче, через которую они только что прошли, пришли к противоположному выводу.

Однако в эксперименте Аронсона и Миллса была серьезная проблема, и многие вопросы не были решены их объяснением. Как вы могли заметить, их фиктивная церемония инициации даже близко не соответствует неприятностям типичной церемонии инициации. Кроме того, существует множество альтернативных объяснений их результата. Могло ли быть так, что откровенные рассказы возбуждали женщин сексуально, заставляя их реагировать на группу иначе, чем те женщины, которые читали менее откровенные слова? Или, может быть, откровенные истории заинтриговали женщин настолько, что у них появилось больше желания присоединиться к группе? Возможно, сексуальные истории вызывали у женщин беспокойство по поводу группового обсуждения, и открытие того, что обсуждение было совершенно банальным, принесло им огромное облегчение. Другая интерпретация состоит просто в том, что опыт группового обсуждения казался более приятным после «суровой» инициации, чем после «мягкой» инициации, из-за большего контраста между двумя переживаниями.

Чтобы исключить эти альтернативные объяснения и создать гораздо более реалистичную смоделированную церемонию инициации, Джерард и Мэтьюсон (1966) воспроизвели эксперимент Аронсона и Миллса, несколько повысив ставки. Вместо того, чтобы читать вслух сексуальные истории, чтобы доставить участникам неудобство, участники получали мощные удары током. Чтобы убедиться, что участники действительно хотят присоединиться к группе и, таким образом, воспроизвести настоящую церемонию инициации группы, половина участников была набрана для «дискуссионного клуба», а половина была набрана как обычно для «психологического эксперимента». Половина участников в каждой группе подвергалась ударам электрическим током, которые были настолько сильными, что большинство из них оценили их как «крайне неприятные», а другая половина получила только слабые удары.

Процедура эксперимента многое говорит об эпохе, в которой проводился эксперимент — она больше похожа на последовательность из Заводной апельсин , чем на современный психологический эксперимент. Действительно, было немного психологических экспериментов, которые так раздвинули границы исследовательской этики, за исключением, возможно, тюремного эксперимента Зимбардо, который произошел пятью годами позже. Электрошок применялся к участникам группы «инициации» под предлогом того, что они были частью теста, чтобы убедиться, что участники будут объективными членами дискуссионной группы (см. группа «посвящение»).

  Box A

«В прошлом у нас были серьезные трудности с некоторыми девушками, которые присоединились к этим дискуссионным клубам. Проблема в том, что некоторые люди не могут сохранять объективность во время обсуждения. Когда это происходит, естественно, обсуждение имеет тенденцию ухудшаться, а эмоции накаляются до предела. Чтобы избежать этой трудности в будущем, мы только что ввели отборочный тест, чтобы отсеять тех девушек, которые, как правило, дают волю своим эмоциям во время обсуждения. Вы первый человек, которому мы проведем тест, очень хороший тест, которым психологи пользуются уже много лет. Он состоит в определении вашей физиологической реакции на ряд раздражителей. Мы делаем это, подключая вас к этим электродам [экспериментатор показывает испытуемому пару муляжей КГР-электродов], которые фиксируют изменения сопротивления вашей кожи во время теста, проводимого с помощью этого самописца [экспериментатор показывает испытуемому небольшой ленточный самописец]. По вашему ответу на этой диаграмме мы можем сказать, насколько объективным вы, вероятно, будете в условиях, представленных обсуждением морали».

Затем участники были подвергнуты причудливой последовательности событий, состоящей из распыления духов из пульверизатора, расположенного на потолке, а затем им была показана серия картин Пикассо, Матисса, Клее, Воллара и Руаля, спроецированных на стену. . Затем участникам проигрывали аудиозапись сцены стрельбы из Билли Кида, а затем им наносили серию из трех ударов током с интервалом в 15 секунд. Эта причудливая последовательность событий, вероятно, является самым близким лабораторным психологическим экспериментом, который когда-либо приближался и действительно когда-либо придет к воспроизведению комбинации причудливых и болезненных действий, которые могут присутствовать на реальной церемонии инициации.

После завершения инициации участникам сообщали, что они либо прошли, либо провалили «проверочный тест». В эксперименте Аронсона и Миллса всем участникам сказали, что они прошли скрининговый тест, из-за чего невозможно было с уверенностью сказать, что истинной причиной был опыт инициации, а не удовлетворение от сообщения об успешном прохождении. за обнаруженные эффекты.

Наконец, участники Джерарда и Мэтьюсона прослушали записанную групповую дискуссию группы, к которой им было сказано присоединиться, на тему списывания в колледже. Подобно эксперименту Аронсона и Миллса, дискуссия была задумана как совершенно бесполезная, состоящая в основном из «хмыканья, отхаркивания, откашливания и пауз».

Результатом эксперимента стало то, что чем сильнее удар током, тем выше оценка, которую посвященные давали как членам группы, так и качество обсуждения, подтверждая первоначальный вывод Аронсона и Миллса. Любопытно, что сообщение участникам о том, что они «прошли тест», на самом деле уменьшило мнение посвященного о дискуссии и членах группы. По словам Джерарда и Мэтьюсона, это развенчивает «гипотезу послесвечения» — что удовольствие, полученное от прохождения посвящения, переносится на групповое обсуждение. Тот факт, что сильные потрясения вызывают симпатию только у посвященных, а не у тех, кто только что думал, что они принимают участие в психологическом эксперименте, решительно ставит под сомнение гипотезу облегчения, согласно которой участники просто испытали облегчение, когда инициация закончилась.

Репликация обеспечила мощную поддержку гипотезы «страдание вызывает симпатию» и, как утверждали авторы, исключила основные возможные альтернативные интерпретации классического эксперимента Аронсона и Миллса. Кроме того, эксперимент с электрическим током дал гораздо более сильные результаты, чем первоначальный эксперимент, по-видимому, потому, что опыт в этом эксперименте был намного более реалистичным и неприятным.

За годы, прошедшие после эксперимента Джерарда и Мэтьюсона с электрошоком, по очевидным этическим причинам было мало исследований, которые были бы настолько близки к имитации реальной церемонии инициации. Проведенные исследования несопоставимы. Например, в 2012 году исследование (Kamou, 2012) попыталось повторить выводы Джерарда и Мэтьюсона, Аронсона и Миллса, но не смогло, используя церемонию инициации, состоящую из математических задач на вычитание. Ясно, что эта задача посвящения просто не соответствует реальной церемонии посвящения.

Из-за этической проблемы экспериментального воссоздания церемонии инициации, столь же неприятной и реалистичной, как те, которые используются в реальном мире, поэтому мы в значительной степени полагаемся на это раннее исследование, чтобы прийти к выводам о практике церемоний инициации.

Исчезнут ли когда-нибудь обряды инициации?

Один из популярных ответов на вопрос о церемониях инициации — запретить их. Помимо предотвращения вреда, могут быть и преимущества: согласно отчету Спортивной ассоциации британских университетов, в Саутгемпонском университете наблюдалось 27-процентное увеличение участия в спорте после запрета церемоний инициации (и, кстати, впоследствии он достиг рекордно высокого балла в рейтинг университетов).

Однако прямой запрет на них может создать вакуум и загнать их в подполье, как это произошло в США, где «дедовщина» по-прежнему широко распространена и часто чрезвычайно сурова, несмотря на законы о борьбе с дедовщиной в 44 из 50 штатов США. . В ходе одного опроса более 11 000 американских студентов колледжей, из 55 процентов, которые подвергались «издевательствам», только 10 процентов на самом деле считали, что их подвергали издевательствам, и только 5 процентов сообщили об этом. Нежелание сообщать о дедовщине было вызвано социальными факторами, такими как нежелание создавать проблемы для других или быть исключенным из группы. Они также рассматривали участие как выбор, минимизировали вред, рационализировали выгоды и оправдывали его как «обряд посвящения» и традицию, частью которой они хотели быть. Возможно, в этом есть смысл: тотальные запреты могут устранить возможность для групповых связей, которые, похоже, мы каким-то образом пытаемся воссоздать.

Существуют безопасные альтернативы, которые могут выполнить ту же задачу по объединению групп, не прибегая к ритуальному унижению. В книге: Создание команды: внутри мира спортивной инициации и дедовщины Джей Джонсон и Патрисия Миллер предлагают ряд альтернатив, которые позволяют использовать некоторые преимущества церемоний инициации в безопасной среде, не вызывая боли, сексуальной деградации или вред. Предложения включают игры, включающие решение задач, немного воображения, веревки, повязки на глаза и командную работу. Тем не менее, тимбилдинговые игры не решают проблему притяжения к незаконным действиям и не дают чувства сопричастности, которое, кажется, возникает в результате перенесения чрезвычайно ужасного опыта. Поэтому мы, вероятно, можем ожидать, что церемонии инициации будут продолжаться и в будущем, независимо от усилий по их предотвращению.

 — Саймон Оксенхэм – научный писатель из Бристоля: следите за @neurobonkers и найдите больше его работ на http://www.bigthink.com/neurobonkers. Он очень хочет услышать о дополнительных психологических исследованиях церемоний инициации.

Ссылки

Аллан, Э. Дж. (2009). Дедовщина в поле зрения: студенты колледжа в опасности: первоначальные результаты Национального исследования дедовщины среди студентов . Издательство ДИАН.

Аронсон, Э., и Миллс, Дж. (1959). Влияние серьезности инициации на симпатию к группе. The Journal of Abnormal and Social Psychology , 59 (2), 177.

Джерард, Х. Б., и Мэтьюсон, Г. К. (1966). Влияние серьезности инициации на симпатию к группе: репликация. Журнал экспериментальной социальной психологии , 2 (3), 278-287.

Гувер, Северная Каролина (1999) Национальное исследование: обряды инициации и легкая атлетика для спортивных команд NCAA.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *