Концептуализация и операционализация основных понятий
Сформулированная
в программе исследования проблема и
гипотеза представляет, исходную точку
программы исследования. Ее предстоит
наполнить конкретным содержанием.
Такими приемами, конкретизирующими
проблему и гипотезу, выступает процедура
концептуализации и операционализации
основных понятий.
Понятия, использованные
в изложении гипотезы, называются
основными понятиями, или – переменными.
Переменная –
это эмпирически наблюдаемое свойство
некоторого явления, которое может
принимать более одного значения.
Найдите переменные
в гипотезах:
Чем
выше интерес человека к материалам на
политические темы в СМИ, тем выше его
политическая активность.Политические
предпочтения горожан на выборах в
местные органы власти определяются
возрастом, полом, образованием, но в
наибольшей степени – родом занятий.Чем ниже уровень
правового просвещения и уровень
правосознания населения местного
сообщества, тем больше склонность
некоторых его членов к совершению
противоправных поступков и опасность
девиантного поведения.
Одни переменные
могут определяться качественно,
ступенчато, с перерывом постепенности
и поэтому могут принимать ограниченное
число значений. Другие переменные могут
определяться количественным измерением.
Например, переменные:
политическая активность, интерес к
политике, пол, национальность, образование,
род занятий, уровень правосознания,
степень девиантного поведения, уровень
толерантности определяются качественно.
Доход, возраст, можно измерить и определить
количественно.
Переменные,
которые рассматриваются как меняющие
свои значения в ответ на изменение
значения других переменных, называются
зависимыми переменными.
Их значение зависит от значения других
переменных.
Задание 1
Найдите
зависимые переменные в вышеприведенных
гипотезах.
Переменные, которые
воздействуют на значение других
переменных, меняя свои собственные
значения, называются независимыми
переменными.
Задание 2
Найдите независимые
переменные в вышеприведенных гипотезах.
Одна и та же
переменная может быть и зависимой и
независимой. Это определяется их
соотношением с гипотезой.
Задание 3
В вышеприведенной
гипотезе превратите политактивность
из зависимой в независимую переменную.
Работа с переменными
носит название концептуализации и
операционализации. В первую очередь,
этим процедурам подвергаются зависимые
переменные. Именно они представляют
собой исходные понятия – тощие
абстракции,
которые требуется наполнить конкретным
содержанием, используя зависимые
переменные.
Концептуализацией
называют логический анализ основных
понятий. Это определение смыслового,
гносеологического объема исследуемого
понятия.
Исследователь
активно использует при осуществлении
процедуры концептуализации научную
литературу, монографическую, справочную,
привлекает юридические акты.
Некоторые
понятия достаточно однозначны. Например,
понятие политические
предпочтения.
Другие понятия
имеют многозначные смысловые значения.
Тогда возникают сложности концептуализации.
Первая
причина этого – сложность самих
исследуемых понятий. Например, при
определении понятия политическая
культура в
исследовании путей ее формирования
средствами массовой коммуникации
исследователь сталкивается с ситуацией,
когда одних только определений понятия
культура
– около двухсот. При изучении массовых
коммуникаций в местном сообществе
потребуется уточнить понятие сообщество.
Причем таких определений также окажется
множество (какой главный признак положить
в основу определения сообщества:
локальная область расселения, общие
связи, основанные на экономическом
взаимодействии, общие связи, основанные
на психологическом чувстве идентичности?).
Вторая
причина неоднозначности трактовок
понятий – то, что в ряде случаев эта
трактовка зависит не от сложности
исследуемого явления, а от различной
мировоззренческой базы, от различной
идеологической концепции. Например, в
исследовании понимания в обществе
понятия свободы
СМИ или
социальной справедливости либеральная
и социалистическая идеология, по-разному
трактуют это понятие. Значит, исследователю,
в этом случае, следует выбрать концепцию,
описать ее в программе и затем – в
отчете.
Различие
в трактовках понятий может, также,
определяться разными проблемами, целями
исследования. Например, религиозность
мы можем трактовать как понятие,
характеризующее роль конфессий в
политическом укладе национального
государства. Но объектом исследования
может быть индивидуальная религиозность,
степень и направленность веры людей. В
этом случае определение понятия будет
иное.
Приведем
примеры определения понятий, наиболее
употребляемых в социологии массовых
коммуникаций.
Информационные
ориентации – устойчивые социо-психоло-гические
установки, обеспечивающие интерес
индивида к тем или иным источникам или
видам информации.
Информирование
населения о делах местного сообщества
и муниципалитета, департамента, фирмы
– сообщение сведений в виде определенным
образом обработанных фактов, воспроизводящих
образ объекта и его функции.
Доверие органам
власти – уверенность в соответствии
декларируемых этими органами намерений
последующим действиям и результатам
действий и субъекта деятельности.
Задание
4
Осуществите
концептуализацию понятия доверие
СМИ.
Следующий шаг –
операционализация основных понятий.
Операционализация
– это преобразование, или переформулировка
основных понятий, абстрактных в конкретные
термины. Задача операционализации –
перейти от концептуального, теоретического
уровня к конкретному, эмпирическому,
измеряемому. Таким образом, проблема и
гипотеза должны быть переведены на язык
измеряемых показателей. Эти показатели
называются индикаторами.
Это и есть операционализация основных
понятий, инструментами которой становятся
независимые переменные.
Переменные позволяют
переводить исследуемые абстрактные
понятия в утверждения с более точными
эмпирическими определениями, которые
могут быть измерены.
Например, команда
приобрела баскетболиста, обладающего
спортивным
мастерством.
Это абстрактное утверждение (косвенно
судит – что хороших командах раньше
играл). Как может судить тренер? Измеряет
количество набранных очков, передач,
блоков, перемещений на площадке. Подобно
этому происходит перевод абстрактных
понятий в эмпирически измеряемые
величины в ходе исследования
Например,
необходимо выяснить политическую
активность. Нельзя же просто подойти к
человеку и спросить: «Какова Ваша
политическая активность?». Любой
опрашиваемый затрудниться ответить на
такой вопрос. Тогда как установить
степень этой активности?
В вышеприведенной
гипотезе политическая активность
выступает зависимой переменной. Каковы,
в этом случае, будут индикаторы интереса
к политике? Это могут быть: просмотр
политических передач; чтение политрубрик
газет; обсуждение с друзьями политических
событий; участие в работе политической
организации, участие в митинге, обращение
с письмами в политические организации;
участие в выборах и т.д.
При изучении причин
девиантного поведения зависимой
переменной будет выступать правосознание,
а независимыми переменными, индикаторами
– знание законов, доверие правоохранительным
органам, убежденность в справедливости
правосудия, в неизбежности наказания.
При изучении
религиозности, если независимая
переменная определена как роль конфессии
в политическом укладе, то индикаторами
будут являться: количество церковных
приходов, воскресных школ, участие
церковных иерархов в работе законодательной
власти и т.д.
Если же религиозность
определена как индивидуальная, как
степень индивидуальной веры, то
индикаторами станут: частота участия
в церковных обрядах, степень веры в
спасение души, убежденности в существование
сверхъестественной силы, степень
интереса к астрологии и т.д.
Различают индикаторы
двух видов.
Эффект-индикаторы
характеризуются возможностью
взаимозаменяемостью зависимых и
независимых переменных. Например,
«интерес к местной политике» измеряется
с помощью индикатора «просмотр телепередач
местного телевидения». Но возможна и
обратная зависимость: интерес к
политическим передачам будет иметь тот
человек, который интересуется местной
политикой.
Или, например,
готовность участвовать в выборах
заставляет человека читать и смотреть
политические новости. Но и наоборот:
просмотр местных новостей заинтересовывает
человека в участии в выборах.
Число формативных
индикаторов, необходимых для определения
зависимой переменной точно не фиксируется.
Формативные
индикаторы.
Это индикаторы, значения которых
детерминируют, определяют значение
зависимой переменной. Их число точно
определено, отказ от одного из них ведет
к ущербности в определении основного
понятия – зависимой переменной.
Задание 5
Укажите формативные
индикаторы профессионального статуса
журналиста.
Существуют следующие
правила подбора индикаторов:
1. Использовать
индикаторы, уже применявшиеся в ранних
исследованиях.
2. Стремиться
проверить индикаторы в проверочных
исследованиях – пилотажных, в пробных
интервью.
3. Но главное
требование: индикаторы должны быть
направлены на проверку гипотезы.
Осуществляя операционализацию, следует
иметь ввиду конечный результат
исследования: что именно предполагается
анализировать в отчете по его результатам.
Таким образом,
результатом операционализации становится
создание системы индикаторов. Именно
независимые переменные, индикаторы
ложатся затем в основу вопросов анкеты.
Поэтому следующий шаг в проведении
количественного опроса по результатам
операционализации – подготовка опросного
листа, анкеты.
Концептуализация современных событий в СМИ
Аннотация. Статья посвящена способам и функциям концептуализации в СМИ. На материале двух новостных заметок показано, как воздействуют на читателя разные способы концептуализации одного события.
Ключевые слова: концептуализация, коннотативное значение, средства массовой информации.
Роль средств массовой информации в обществе очень высока. СМИ информируют о современных событиях, об общественных проблемах, позволяют налаживать контакт с аудиторией и снимать напряжение.
СМИ, воздействуя на сознание, имеют возможность формировать тот или иной взгляд на событие. Условно выделяются две основных цели воздействия: достижение идеологических задач и/или увеличение выгоды. Одним из способов воздействия является концептуализация.
Концептуализация – это процесс актуализации и/или переосмысления лексического значения слова и его коннотативной окраски.
Номинативные обозначения в СМИ продуцируют желаемую оценку явления, предмета, лица и постулируют осмысление читателем информации в заданном русле. Этим процессом руководит в СМИ автор публикации, отбирающий факты и слова.
Концепция – это свойство не только целого текста, но и его частей или фрагментов. Отметим, что разведение концепций внутри одной публикации способствует обострению конфликта. Рассмотрим, как это происходит, на примере двух новостных заметок, посвященных одному событию.
Концептуализация в тексте может происходить как за счет лексических и стилистических значений слов, так и благодаря актуализации коннотативных нюансов лексемы. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» под ред. В.Н. Ярцевой коннотация рассматривается в широком и узком смыслах [4]. Мы будем использовать термин в широком смысле: коннотация дополняет денотативное значение слова и придает ему экспрессивную функцию, опираясь на эмоциональную, оценочную или стилистическую окраску языковой единицы узуального или окказионального характера.
Цель статьи – выявить концептуализируемые понятия и слова, их репрезентирующие, и показать, как меняется восприятие события вследствие разных способов их концептуализации.
Рассмотрим, как происходит концептуализация в рамках сообщений об одном событии – об отстранении школьницы от учебы из-за проблем с формой. Для этого были взяты два материала из Интернет-ресурсов «Theuk.one» [7] и «Мел» [5].
Уже в названиях журналистских материалов видно разное отношение к событию. Название первого: «Школьницу из британского города Портчестер отстранили от занятий из-за того, что она не смогла найти себе подходящую по размеру школьную форму». В этом заголовке дается описательный оборот «подходящую по размеру», из которого не становится понятным, по какой причине не удается найти форму. Во втором заголовке: «Ученицу выгнали из школы за то, что она не помещалась в форму» – есть глагол с отрицанием «не помещалась». Это указывает на то, что форма девушке мала.
Заголовки демонстрируют разное отношение к проблеме и ее участникам: более мягкое в первом и более резкое во втором. Первое представление проблемы коррелирует с характером указания на ее решение: «отстранили от занятий» (мягкое) – «выгнали» (жесткое).
Обратимся к тексту статей и рассмотрим, как представлены в них две точки зрения на событие, две конфликтующие стороны: школьница и администрация школы – и как реализуется мнение создателя текста.
Автор статьи из Интернет-ресурса «Theuk.one» утверждает: «Девочке поставили ультиматум», а директор школы преподносит событие несколько иначе – он имеет «претензии».
Рассмотрим лексические значения слов «ультиматум» и «претензия» и покажем, в чем их отличие. В толковом словаре В.В. Лопатина «ультиматум» трактуется как решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа [6]. Согласно толковому словарю С.А. Кузнецова, претензия – это предъявление своих прав на получение чего-либо, требование чего-либо [1]. Основное отличие между словами – «угроза применения мер воздействия».
В данной статье мы видим разные способы концептуализации одного события: со стороны дирекции «претензия» означает, что администрация добивается выполнения школьных правил, а журналист представляет требование директора как «угрозу применения мер воздействия». Так автор статьи накаляет атмосферу, удерживая внимание читателей.
Так как материал «Theuk.one» заканчивается словами о выражении мнения директора, остается впечатление о неразрешенности конфликта.
Интернет-издание «Мел» представило девочку как «слишком крупную». Это точка зрения учителей в оценке девочки. В этом же материале вместо слов заголовка («она не помещалась в форму») появляются менее резкие: «ей была мала стандартная школьная форма». Это мнение учителей и администрации школы о девочке.
Другими словами, в данной заметке можно увидеть три полюса концептуализации: девочка, администрация школы и автор статьи. Наиболее резкие слова, представляющие собой авторскую характеристику, были вынесены в заголовок с рекламной функцией, для привлечения внимания.
Развитие конфликта в новостной заметке «Мела» прослеживается в описании такого отношения учителей к девочке, которое привело к результату, названному заголовком («выгнали»): «учителям это не понравилось», «они заявили», т. е. автор усиливает накал событий, подчеркивая возмущение учителей. При предложенных «Мелом» характеристиках девочки, учителей, событий неожиданной кажется концовка, в которой содержится указание на возможность разрешения конфликта: «дирекция школы ищет униформу».
В результате изучения языкового материала можно заключить, что от того, как представлены факты, зависит отношение читателя к событию, его участникам и возможности разрешения конфликта. При этом получается, что статьи не столько противостоят друг другу в общей оценке события, сколько актуализируют разные типы концептуализации события у двух противоборствующих сторон: администрации школы и самой школьницы. Таким образом, внешне разные статьи оказываются близкими по характеру концептуализации изображаемых событий: обе заметки накаляют события, хотя «Мел» и указывает на возможность разрешения конфликта.
Conceptualization of modern events in the media
Maslova O.I.
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Geymbukh Elena Yurjevna,
Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Professor.
Annotation. The article is devoted to the topic of conceptualization of modern events in the media. It discusses the basic concepts of research, goals, objectives. The article contains a practical part in the form of a concrete example, which presents different ways of conceptualization of one event in the media, affecting the reader’s perception.
Keywords: conceptualization, connotative meaning, mass media.
- Большой толковый словарь А.С. Кузнецова (дата обращения: 27.11.2019).
- Гурина Р.В., Пурышева Н.С. Структура образовательной концепции в педагогических исследованиях. М., Ульяновск, 2006. 12 с.
- Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. 245 с
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. 682 c.
- Мел (дата обращения 19.09.2019).
- Русский толковый словарь В.В. Лопатина (дата обращения: 27.11.2019).
- Theuk.one (дата обращения 19.09.2019).
- Big explanatory dictionary by A.S. Kuznetsov (date of the address: 27.11.2019).
- Gurina R.V., Purysheva N.S. Structure of educational concept in pedagogic studies. M., Ulyanovsk, 2006. 12 pages.
- Kubryakova E.S. Concise dictionary of cognitive terms. M., 1996. 245 pages.
- Linguistic encyclopedic dictionary / Ed. V.N. Yartseva. M., 1990. 682 pages.
- Mel (date of the address: 19.09.2019).
- Russian explanatory dictionary by V.V. Lopatin (date of the address: 27.11.2019).
- Theuk.one (date of the address: 19.09.2019).
Этап концептуализации — разработка опросов для оценки и исследований
ОбложкаОбзор использования опросаПроцесс проектированияЭтап концептуализацииАдминистрирование опросаПланирование Основы выборкиМетоды и процедуры выборкиОшибки опроса и проблемы систематической ошибки в ответахНаписание элементовВарианты ответовПроектирование шкалыДействия по предварительному анализу данныхОсновы анализа данныхАнализ данных Базовый примерАнализ данных Пример до поста
Перед созданием элементов опроса необходимо определить точную тему и цель исследования, а также вопросы исследования, на которые вы хотите ответить. Внимательное рассмотрение общей цели и вопросов исследования поможет определить, является ли опрос лучшим способом сбора данных, какие данные необходимы и кто должен участвовать в опросе.
Темы исследования
Хорошее исследование начинается с четкого и краткого определения конкретной темы, которая будет рассматриваться. Хорошая тема исследования будет интересной, важной и поддающейся исследованию. Тема может быть интересна просто потому, что вы являетесь экспертом в этой области, и это выбранная вами область обучения. Тем не менее, тема может также представлять интерес для вас и других, потому что текущие события определили тему как то, что нам нужно лучше понять. Еще одной характеристикой хорошей темы исследования является ее важность. Важность может быть несколько субъективным фактором; однако тема исследования имеет значение, если она может дополнить наше общее понимание теории и/или улучшить практику. Вопрос о том, является ли тема исследования подходящей для исследования, связан с объемом темы и степенью, в которой исследователь может управлять исследованием. Сужение темы делает ее более управляемой, что делает ее пригодной для исследования. Кроме того, обеспечение того, чтобы исследователь мог получить доступ к соответствующим данным или собрать их, также определит, может ли тема быть исследована должным образом.
Есть много способов найти хорошую тему. Тем не менее, обзор прошлых исследований, как правило, является хорошей идеей. Проведение обзора опубликованных исследований позволит определить потенциальные области для новых исследований или необходимость повторения предыдущих результатов. Например, в исследованиях может быть изучена конкретная тема в прошлом, но с течением времени и с учетом меняющихся обстоятельств исследование может потребоваться повторить, чтобы определить, что изменилось (если что-то изменилось), или проверить результаты. Хорошая тема может также исходить из личного опыта. Исследователь может обнаружить, что ему необходимо лучше понять некоторые аспекты своей работы, чтобы улучшить свою практику в определенной области.
Тема исследования может касаться отношений, восприятий или некоторых личных характеристик людей в определенной группе населения. Тема, которую предстоит исследовать, может включать в себя некоторые социальные условия или обстоятельства. Хорошо написанное изложение темы определит переменные, которые планируется изучить в рамках исследования, возможно, включая предполагаемую взаимосвязь между переменными. Постановка темы также должна определять масштаб исследования, описывая важные характеристики участников. В зависимости от сложности и знакомства с темой точное изложение темы в одном предложении может быть проблемой. Помните, что конкретные термины и определения не всегда понимаются повсеместно; вам может потребоваться дополнительное время для точного определения темы, как теоретической, так и практической, в рамках введения или более глубокого обзора предыдущих исследований.
Пример утверждения темы
Рассмотрим следующее утверждение темы. «В этом исследовании изучались консультационные услуги, доступные первокурсникам». В этом примере общая тема касается консультационных услуг, в частности доступности таких услуг. Контингент участников исследования сужен и включает студентов первого курса. Однако неясно, что имеется в виду под первокурсниками и какие виды консультационных услуг будут рассматриваться. В лучшем варианте заявления будет конкретно указан тип консультационных услуг (например, академический, эмоциональный или психологический). Это также позволило бы более четко определить сферу охвата учащихся (например, учащиеся первого класса начальной школы, старшей школы или университетов). Лучшей версией этой темы могло бы быть: «В этом исследовании изучались консультационные услуги для студентов первого курса университета, страдающих депрессией и тревогой». По желанию исследователя область может быть определена более узко, указав конкретный университет, тип университета, программу в университете или подгруппу студентов. Его можно расширить, включив в него студентов, не являющихся первокурсниками.
Цель исследования
После определения конкретной темы необходимо установить цель исследования. Цель исследования отличается от цели опроса. Проще говоря, целью опроса является сбор информации. Целью исследования будет решение конкретной проблемы или решение конкретной проблемы. Цель исследования тесно связана с вопросами исследования в том смысле, что ответы на вопросы исследования (полученные в результате опроса) помогут решить проблему или решить проблемы.
Четкое заявление о цели поможет сфокусировать опрос таким образом, чтобы опрос был сосредоточен на том, что необходимо, а не на сборе второстепенных и не относящихся к делу данных, которые могут отвлечь или увести в сторону от фактической цели исследования. Заявление о теме может включать цель; другими словами, утверждение может указывать на проблему, которую пытается решить исследование. Однако в зависимости от ситуации чаще всего приводится отдельное изложение цели.
Полное изложение цели должно включать объяснение важности проблемы (т. е. предоставление обоснования без простого указания важности исследования) и описание того, как лучшее понимание темы может способствовать обобщенной теории или конкретной практике (т. е. потенциальная выгода от проведения исследования). По сути, вам нужно определить, какая проблема решается, и как исследование, которое вы планируете провести, поможет решить эту проблему.
Целью научного исследования может быть
- описание распространенности определенного состояния в целевой группе населения,
- исследовать взаимосвязь между двумя переменными,
- установить, полезно ли (т. е. как и в какой степени) конкретное вмешательство или программа, или
- понять, какие факторы (т. е. независимые переменные) влияют на конкретную зависимую переменную (например, поведение, состояние или результат).
Доказательство и предоставление доказательств
Редко кто использует слово «доказать» при описании цели исследования. Даже при попытке установить потенциальную причинно-следственную связь или приписать какой-либо результат конкретному вмешательству, общая цель любого расследования состоит в том, чтобы собрать доказательства, которые помогут исследователям ответить на вопросы, поставленные в ходе исследования. Полученные доказательства либо поддержат, либо опровергнут выдвинутые гипотезы, но никогда не докажут их.
Цель исследования Пример
Вы помните, что в примере изложения темы консультационных услуг точная цель исследования не указана полностью. В этом примере целью могло быть просто определение осведомленности учащихся о доступных им услугах; однако более интересная цель могла бы включать потребность в таких услугах или их адекватность. Потенциальная постановка темы и цели исследования консультационных услуг может быть сформулирована следующим образом.
В этом исследовании изучались консультационные услуги, доступные первокурсникам университетов, страдающим депрессией и тревогой. Учитывая увеличение числа студентов, которые сообщают о стрессе при переходе из средней школы в университет, целью этого исследования было определить осведомленность студентов о консультационных услугах, а также адекватность и доступность этих услуг, предназначенных для снижения чрезмерного беспокойства. и депрессия. Лучшее понимание текущей ситуации будет использовано для определения политики университета и решения любых вопросов, которые необходимо решить.
Вопросы исследования
Хорошие вопросы исследования напрямую связаны с целью исследования. Ответы на вопросы исследования помогают решить проблему, рассматриваемую в исследовании. Хороший исследовательский вопрос позволяет получить содержательные и подробные ответы. Можно задать несколько вопросов, но вопросы должны относиться к общей цели исследования, а не к конкретным вопросам опроса. Перечисление слишком большого количества исследовательских вопросов может стать проблемой при составлении отчета, потому что составление отчета об исследовании уже займет много времени.
Невозможные вопросы
Есть некоторые исследовательские вопросы, которых следует избегать. Вопросы, касающиеся ценностей, морали или этики, могут быть трудными, особенно при попытке определить, какие моральные или этические позиции, основанные на ценностях, должны занимать все . На эти вопросы нельзя ответить с помощью эмпирических исследований, потому что, как и в случае с мнениями и чувствами, не существует общепринятого правильного способа думать или чувствовать. Различия в том, как мы думаем или чувствуем, являются неотъемлемой частью того, чтобы быть людьми и иметь свободу воли. Это не означает, что нельзя изучать темы, связанные с ценностями, моралью и этикой. Вопросы исследования могут касаться распространенности определенных моральных или этических позиций, основанных на ценностях, которых придерживаются люди в различных социальных группах. Можно спросить об обосновании или причинах, по которым люди занимают такие позиции. Можно даже исследовать результаты, возникающие в результате занятия определенных ценностных позиций, как преднамеренных, так и непреднамеренных. Ответы на вопросы таким непредвзятым образом могут предоставить информацию, которая может улучшить диалог по важным социальным, эмоциональным и религиозным вопросам. Однако при выборе исследовательских вопросов для исследования не следует спрашивать, какую моральную или этическую позицию люди0057 должен взять или мнение людей должен супруга. Это невозможные вопросы.
Вопросы исследования Пример
Продолжая пример с консультационными услугами, исследователь может спросить: «Ценят ли участники предоставленные консультационные услуги?» Однако ответом на этот вопрос является ответ «да/нет» (т. е. бинарный или дихотомический ответ). Ценности редко бывают дихотомическими по своей природе, скорее они попадают в континуум. Лучше задать вопрос: «В какой степени и каким образом участники ценят программы консультационных услуг?» Исследователь также должен будет решить, должны ли ценности быть в центре внимания. Вместо того, чтобы использовать термин «значение , « исследователи могут рассмотреть возможность определения восприятия участниками эффективности. Участники могут ценить доступ к консультационным услугам, но не чувствовать, что они особенно эффективны или доступны. В зависимости от цели исследования исследование может попытаться ответить на несколько вопросов исследования. Второй исследовательский вопрос может заключаться в том, чтобы лучше понять, какие услуги наиболее необходимы.Однако, как правило, рекомендуется держать исследовательский вопрос на более широком, более общем уровне, а не на конкретном, если только не установлено, что это приведет к могут быть необходимы для того, чтобы сузить масштаб исследования или непосредственно решить рассматриваемую проблему.Например, предоставление исследовательских вопросов, нацеленных на длинный список конкретных консультационных услуг, может быть нецелесообразным; было бы достаточно более общего исследовательского вопроса.Однако, если конкретные услуги действительно находятся в центре внимания исследования, это может и должно быть указано в заявлении о цели и раздел методов любого планируемого исследования.
Возможные вопросы исследования для примера исследования консультационных услуг могут включать.
- В какой степени учащиеся осведомлены о предлагаемых в настоящее время консультационных услугах?
- В каких дополнительных услугах, по мнению студентов, они нуждаются?
- Насколько учащиеся готовы пользоваться конкретными консультационными услугами?
- В какой степени учащиеся считают, что им доступны необходимые консультационные услуги?
- В какой степени учащиеся считают, что имеющиеся услуги адекватно отвечают их потребностям?
Резюме главы
- Прежде чем приступать к составлению пунктов опроса, необходимо четко определить и сформулировать тему, цель и вопросы исследования.
- Хорошая тема исследования должна быть интересной, важной и поддающейся исследованию.
- Целью исследования будет решение конкретной проблемы или вопроса.
- Никогда не следует предполагать, что целью исследования является доказательство чего-либо. Исследования могут предоставить только доказательства, которые либо подтверждают, либо опровергают гипотезу.
- Хорошие исследовательские вопросы напрямую связаны с целью исследования.
- Следует избегать исследовательских вопросов, касающихся морали, ценностей и этики, на которые вряд ли можно дать общепринятый правильный ответ. Это не означает, что эти темы не следует изучать, скорее рекомендуется переформулировать любые невозможные вопросы «следует» таким образом, чтобы они могли предоставить информацию, которая может улучшить диалог и понимание.
Вопросы для обсуждения
- Почему важно четко определить тему, цель и исследовательские вопросы до написания вопросов для опроса?
- Как связаны цель исследования и вопросы исследования?
Практические задания
Рассмотрим следующее утверждение темы: «В этом исследовании мы исследуем взаимосвязь между чувством безопасности старшеклассников и их усилиями в учебе».
Какая тема? Как утверждение сужает и очерчивает область? Какие конкретные переменные будут рассмотрены? Какой аспект переменных будет изучен? Как это можно улучшить?
Выберите потенциальную тему. Напишите предложение, которое четко и кратко излагает тему. Оцените тему, используя критерии интереса, важности и исследовательской жизнеспособности. Пересматривайте по мере необходимости.
- Для темы, которую вы выбрали в практическом задании 2, составьте формулировку цели и возможные исследовательские вопросы. Оцените их потенциальную адекватность, важность и полноту. Пересматривайте по мере необходимости.
Определение, структура, пример и преимущества
Концептуальное исследование определяется как методология, в которой исследование проводится путем наблюдения и анализа уже имеющейся информации по заданной теме. Концептуальные исследования не предполагают проведения каких-либо практических экспериментов. Это связано с абстрактными понятиями или идеями. Философы уже давно используют концептуальные исследования для разработки новых теорий или интерпретации существующих теорий в ином свете.
Например, Коперник использовал концептуальные исследования, чтобы разработать концепции звездных созвездий на основе своих наблюдений за Вселенной. В дальнейшем Галилей упростил исследование Коперника, сделав свои собственные концептуальные наблюдения, которые привели к более экспериментальным исследованиям и подтвердили предсказания, сделанные в то время.
Самый известный пример концептуального исследования — сэр Исаак Ньютон. Он наблюдал за своим окружением, чтобы концептуализировать и развивать теории гравитации и движения.
Эйнштейн широко известен и высоко ценится за его работу по концептуальным исследованиям. Хотя его теории были основаны на концептуальных наблюдениях, Эйнштейн также предлагал эксперименты, чтобы придумать теории для проверки концептуальных исследований.
В настоящее время концептуальные исследования используются для ответа на вопросы бизнеса и решения реальных проблем. Исследователи используют аналитические инструменты, называемые концептуальными рамками, чтобы проводить концептуальные различия и систематизировать идеи, необходимые для исследовательских целей.
Узнайте больше: Что такое исследование: определение, виды и цель
Концептуальная структура исследования
Концептуальная структура исследования представляет собой комбинацию предыдущих исследований и связанной с ними работы исследователя и объясняет происходящее явление. Он систематически объясняет действия, необходимые в ходе исследования, на основе знаний, полученных в ходе других текущих исследований, и точек зрения других исследователей на предмет.
Вот пошаговое руководство по созданию концептуальной основы исследования:
1. Выберите тему для исследования: Прежде чем приступить к сбору любого исследовательского материала, вы должны определиться с темой для исследования. Важно, чтобы тема была выбрана заранее и соответствовала вашей специализации.
2. Соберите соответствующую литературу: После того, как вы сузили тему, пришло время собрать по ней соответствующую информацию. Это важный шаг, и большая часть вашего исследования зависит от этого конкретного шага, поскольку концептуальное исследование в основном основано на информации, полученной в результате предыдущих исследований. Здесь сбор соответствующей литературы и информации является ключом к успешно завершенному исследованию.
Предпочтительно использовать научные журналы , научные статьи, опубликованные известными учеными, и аналогичные материалы. В интернете и публичных библиотеках можно найти много информации. Вся информация, которую вы найдете в Интернете, может быть неактуальной или правдивой. Поэтому, прежде чем использовать информацию, убедитесь, что вы проверили ее.
3. Определите конкретные переменные: Определите конкретные переменные, связанные с исследованием, которое вы хотите провести. Эти переменные могут дать вашему исследованию новый масштаб, а также могут помочь вам определить, как они могут быть связаны с вашим исследованием. Например, предположим, что вы хотите провести исследование о возникновении рака у замужних женщин. Здесь две переменные, на которых вы будете концентрироваться, — это замужние женщины и рак.
Собирая соответствующую литературу, вы понимаете, что распространение рака более агрессивно у замужних женщин старше 40 лет. Здесь есть третья переменная — возраст, и это важная переменная, которая может повлиять на конечный результат вашего исследования.
4. Создайте структуру: На этом шаге вы начнете создавать необходимую структуру, используя сочетание переменных из научных статей и других соответствующих материалов. Постановка проблемы в вашем исследовании становится основой исследования. Ваша попытка начать отвечать на вопрос становится основой вашего исследования. Исследование проводится для сокращения пробелов в знаниях и предоставления более актуальной и достоверной информации.
Узнайте больше: первичное исследование – пример, типы, методы и цель
Пример концептуальной основы исследования
Тезис/Цель исследования: Хроническое воздействие солнечного света может привести к предраковым заболеваниям (актинический кератоз), раковым ( базально-клеточная карцинома, плоскоклеточная карцинома и меланома) и даже поражения кожи (вызванные потерей иммунной функции кожи) у женщин старше 40 лет.
В исследовании утверждается, что постоянное воздействие солнечных лучей может вызвать предраковое состояние и в конечном итоге привести к раку и другим кожным аномалиям. У тех, кто страдает от этих симптомов, возникают такие симптомы, как усталость, мелкие или грубые морщины, изменение цвета кожи, веснушки, ощущение жжения на более открытых участках.
Обратите внимание, что в этом исследовании есть две связанные переменные: рак и женщины старше 40 лет на африканском субконтиненте. Но одна из них является зависимой переменной (женщины старше 40 лет на африканском субконтиненте), а другая — независимой переменной (рак). Кумулятивное пребывание на солнце до 18 лет может привести к симптомам, похожим на рак кожи. Если об этом не позаботиться, есть вероятность, что рак может распространиться полностью.
Предполагая, что другие факторы неизменны в течение периода исследования, можно будет сопоставить две переменные и, таким образом, подтвердить, что хроническое воздействие солнечного света действительно вызывает рак у женщин старше 40 лет на Африканском субконтиненте. Кроме того, корреляционное исследование может дополнительно подтвердить эту связь.
Преимущества концептуального исследования
1. Концептуальное исследование в основном сосредоточено на концепции исследования или теории, объясняющей явление. Что вызывает явление, каковы его строительные блоки и так далее. Это исследование, основанное на ручке и бумаге.
2. Этот тип исследований в значительной степени зависит от ранее проведенных исследований, не проводится никаких форм экспериментов, которые экономят время, усилия и ресурсы. Больше актуальной информации можно получить, проведя концептуальное исследование.
3. Концептуальное исследование считается наиболее удобной формой исследования. В этом типе исследования, если концептуальная основа готова, необходимо отсортировать только соответствующую информацию и литературу.
QuestionPro для концептуальных исследований
QuestionPro предлагает готовые концептуальные основы.