Классификация способностей
Существует несколько классификаций способностей человека. Во-первых, различают природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные; и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Примером таких способностей является способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, и формируются на их основе при наличии жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.
У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. К числу специфически человеческих способностей относятся общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, а также теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.
Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Общие и специальные способности у человека сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям.
Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности необходимы для создания предметов материальной и духовной культуры, производства новых идей, открытий и изобретений.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п. Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.
Для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимы не отдельные способности, а их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью.
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.
76. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. Шпаргалка по общей психологии
76. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Существует много видов способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.
Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и др. В свою очередь, под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.
Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
К числу общих способностей человека можно также отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.
Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных.
Помимо разделения способностей на общие и специальные, принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Общая психология — Понятие о способностях. Виды способностей
Понятие о способностях. Виды способностей
Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.
Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:
1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;
2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;
3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам
Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.
Классификация способностей.
1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).
Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.
К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.
В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.
Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:
1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;
2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;
3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;
4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;
5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.
2. Общие и специальные способности.
Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.
3. Теоретические и практические способности.
Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.
4. Учебные и творческие способности.
Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.
5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.
Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.
Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.
Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ
Махиня П.П., Гуртовенко А.А.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
[email protected]
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
С целью выявления особенностей развития профессиональных способностей курсантов охарактеризуем понятие «профессиональные способности». Термин «профессиональные» имеет в основе слово «профессия». Профессия (лат. professio, от profiteer – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки и опыта работы; являющихся обычно источником существования [1].
Профессиональные способности курсантов – показатель наличия задатков, склонностей, целенаправленного интереса, мотивации и стратегия поведения к проявлениям себя, своего мышления, знаний, умений, навыков в достижении эффективной деятельности, свойственной военной профессии.
Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Диагностика некоторых способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень способностей выражается понятиями таланта и гениальности [там же].
Термин «способности», как пишет Р.С. Немов, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является и наиболее узким и наиболее точным их всех трёх.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б.М. Теплов. Он и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М. Теплова.
В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [2].
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
«Одной из важнейших особенностей психики человека, ? писал Б.М. Теплов, ? является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [2].
Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например ? у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые ? к конкретным, практическим действиям.
Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые ? создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом ? индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности ? в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.
Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.
В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.
С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.
С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуко-высотного слуха ? развитием тембрального слуха.
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.
В условиях военного вуза мы наблюдаем формирование, становление и дальнейшее развитие специальных способностей к профессии военного. Существенное влияние на них оказывает учебная деятельность и служебная практика. Особое влияние на формирование профессиональных особенностей оказывает «воинский уклад» в военном университете. Это выполнение Устава, законов института, традиций.
Важным моментом в развитии способностей к военной профессии выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимосвязанных способностей. Например, курсант проявляет способности к математике или физике, истории, физкультуре. Это способности особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются знания по этим направлениям.
Существенным моментом в развитии способностей для будущего офицера является речь. Умение пользоваться речью, совершенное владение речью может рассматриваться как относительно самостоятельная способность.
Особое место в деятельности офицера занимает его интеллект, умение успешно организовывать межличностные взаимоотношения. Это органично перекликается с деятельностью военного.
Таким образом, многоплановость и многообразие видов деятельности, в которые одновременно включается курсант в военном вузе, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его профессиональных способностей. В связи с этим необходимо особое внимание уделить основным требованиям, которые проявляются в деятельности в военном вузе, развивающие творческие способности курсантов. К таким требованиям можно отнести: выполнение военного устава, творческий характер познавательной деятельности. Всё это заставляет курсанта мыслить и учебно-воспитательный процесс в военно-учебном заведении становится более целеустремлённым, привлекательным. Всё это является средством проверки и развития профессиональных способностей курсантов. Деятельность, где присутствует творчество, всегда связана с открытием для себя нового знания, обнаружением новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий на преодоление возникающих трудностей.
Такая деятельность курсанта в военном вузе укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости достигнутыми успехами.
Литература
1. Словарь «Профессиональное образование». М., 1994.
2. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
Психология способностей | Диплом по психологии
Понятие способностей
Способности – это индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности (Теплов).
Общая характеристика способностей
- Способности – это индивидуальные свойства личности. У разных людей способности различаются.
- Способности обусловливают успешность выполнения деятельности. Но успешность выполнения деятельности определяют не только способности, но также мотивация и черты характера, такие как трудолюбие.
- Способности определяют легкость и скорость формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности.
- Способности характеризуются такой чертой, как помехоустойчивость, т.е. способности проявляются вопреки неблагоприятным обстоятельствам.
- Способности связаны с интересами и мотивами личности.
- Большинство способностей проявляются в раннем онтогенезе.
Природа (происхождение) способностей
Способности не определяются однозначно ни наследственностью, ни обучением. Однако нельзя отрицать неравенство людей от рождения по данному критерию. Поэтому способности, в первую очередь, носят биологически обусловленный характер, определяемый связью способностей с задатками.
Задатки – это природные предпосылки возникновения и развития способностей. Это анатомо-функциональные особенности организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения).
Задатки не определяют развитие способностей. Для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.
Виды способностей
Способности делятся на две большие группы:
- Общие способности – способности, от которых зависит успешность выполнения любого вида деятельности. К общим способностям относятся (по Дружинину):
- Обучаемость – способность к усвоению нового;
- Интеллект – способность к применению усвоенного;
- Креативность (способность к творчеству) – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.
- Специальные способности – способности, от которых зависит успешность выполнения конкретного вида деятельности. Разновидностей специальных способностей столько же, сколько видов деятельности.
В основе каждого вида способностей лежит мотив: в основе обучаемости – познавательный, в основе интеллекта – адаптации и достижения, в основе креативности – самоактуализации.
Структура интеллекта
В современной психологии нет однозначного ответа на вопрос о структуре интеллекта. Из существующих моделей наиболее общими являются следующие:
- Двухфакторная модель Спирмена, включающая общий (генеральный) фактор интеллекта G и специфические (вспомогательные) факторы S – вербальный, числовой и пространственный. Сущность фактора G неизвестна.
- Модель Векслера, включающая общий, вербальный и невербальный факторы интеллекта.
Свойства креативности
- Преобладание бессознательного начала над сознательным в творческом процессе. Творческий процесс связан с особыми состояниями сознания (сон, алкогольное или наркотическое опьянение и т.п.).
- Неконтролируемость творческой деятельности при помощи сознания.
- Разноуровневость – замысел и окончательное решение осуществляются на сознательном уровне, гипотезы, идеи и способы – на интуитивном (структурно-уровневая модель творческого процесса Пономарева).
Исследования креативности ведутся в двух направлениях: изучаются интеллектуальные и личностные корреляты творчества, в том числе связь творчества и патологии. Ни на один вопрос однозначного ответа нет.
Уровни способностей
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Кроме того, различают следующие уровни способности (другая классификация):
- Одаренность – врожденная склонность к успешному выполнению определенной деятельности. Одаренным называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности.
- Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.
- Гениальность – высочайший уровень способностей человека. Предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.
Ответы на вопрос «20.Способности: понятие, виды, структура.»
Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё «не хочу» за «не могу». Под этим «не хочу» может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим «не могу» (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.
Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности — качественная и эффективная деятельность, низкие способности — некачественная и неэффективная деятельность.
Виды способностей различают по их направленности, или специализации:
— общие способности — индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
— специальные способности — свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Как считал Б. М. Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности:
— наука,
— музыка,
— техническое творчество,
— художественное творчество,
— литература,
— математика,
— спорт.
Тезис о необходимости развития способностей может иметь и биологический подтекст. Как показывают исследования, гены людей и животных могут находиться в активированном или не активированном состоянии. Условия среды обитания, образ жизни влияет на то, будут ли активизированы гены или не будут. Это ещё один механизм адаптации, придуманный природой для живых существ.
Классификация способностей
Успешность выполнения деятельности обычно зависит не от какой-либо одной, но от сочетания различных способностей. Что характерно, разные сочетания способностей могут дать близкий результат. В случае отсутствия необходимых задатков их дефицит может быть восполнен за счёт более высокого развития других задатков и способностей.
Б. М. Теплов утверждал, что «Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
Близость способностей друг к другу, способность их взаимозаменяться, позволяет классифицировать способности. Однако неоднородность проблемы способностей привела к тому, что классификации значительно отличаются друг от друга.
Первое основание классификации
Одно из оснований классификации — степень естественности способностей:
— природные (естественные) способности (то есть биологически обусловленные),
— специфические человеческие способности (имеющие общественно-историческое происхождение.
Естественными элементарными способностями являются:
— восприятие,
— память,
— основы коммуникации.
Задатки человека и задатки животного — не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. Формирование способности происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.д.
Специфически человеческие способности:
— общие,
— специальные способности,
— высшие интеллектуальные способности.
Общие способности свойственны большинству людей и определяют успех человека в различных видах деятельности:
— мыслительные способности,
— тонкость и точность ручных движений,
— память,
— речь и др.
Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:
— музыкальные способности,
— математические способности,
— лингвистические способности,
— технические способности,
— литературные способности,
— художественно-творческие способности,
— спортивные способности и др.
Интеллектуальные способности могут подразделяться на:
— теоретические способности,
— практические способности,
— учебные способности,
— творческие способности,
— предметные способности,
— межличностные способности.
Данные виды способностей тесно связаны друг с другом, переплетаются. Наличие у человека, скажем, общих способностей не исключает развития специальных способностей, как и наоборот. Общие, специальные и высшие интеллектуальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, друг друга дополняют и обогащают. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определённым видам деятельности.
Практическая ориентированность
Другим основанием классификации способностей является степень их практической ориентированности:
— теоретические способности,
— практические способности.
Теоретические способности обеспечивают качество и эффективность абстрактно-теоретических размышлений, практические — конкретные предметные действия. Развитие того или иного вида способностей здесь тесно связано со склонностями человека: что он любит, теоретизировать или действовать. Поэтому часто можно наблюдать, что у одних людей хорошо развиты только теоретические способности (разные), у других — только практические.
Учебные — творческие
Другое основание деления способностей — по характеру работы с информацией:
— учебные способности,
— творческие способности.
Учебные способности — это академические способности, то есть то, насколько человек качественно и эффективно усваивает учебный материал. Творческие способности — способности что-то сотворить, свершить, придумать, реализовать. Творческие способности это не только способности в области «изящных искусств», но изобретательство, рационализаторство и т.п.
Классификация способностей
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т. д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Способности
Важной характеристикой личности являются также ее способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Б.М. Теплов предложил разделять задатки и способности. При этом задатки определяются исследователем как врожденные, физиологические особенности человека, которые служат природной основой развития способностей. Они представляют собой условия развитияспособностей, но не предопределяют одаренности. В процессе психического развития личности задатки преобразуются и изменяются.
Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах деятельности.
На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности.
!!! Теория котелка
Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с деятельностью. Способности всегда развиваются в деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека.
В отличие от характера и всех других свойств личности способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Менялась производственная техника — менялся и характер деятельности рабочего, а вместе с этим изменялись и требования к его способностям: от косаря требовались одни способности, от комбайнера — совсем другие.
Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.
( понятие относится ко всей личности, а не к отдельным психическим процессам)
Большой вклад в понимание единства способностей и качеств личности сделан Ананьевым,. В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:
1) Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
2) Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
3) Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.
Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.
Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.
Классификация способностей
Для классификации способностей используют несколько критериев.
По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на
сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные
Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями.
Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных). Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.
Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы ( Платонов)
1) Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.
2) Элементарные частные способности, присущие уже не всем людям, это более сложные свойства личности, такие, например, как глазомер, музыкальный слух, критичность мышления. Все эти и другие более сложные свойства личности проявляются в соответствующей деятельности и влияют на качества этой деятельности
3) Сложные общие способности присущи в той или иной степени всем людям. Это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с друго. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Поэтому в отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном числе — «способность критически мыслить » и т. д. — о сложных способностях говорят во множественном числе: способности к творчеству, коммуникативные способности
4) Сложные частные способности присущи в разной степени и не всем людям,. Их называют профессиональными, специфическими, специальными. (ораторское мастертво, художественные способности, музыкальные способности)
.
Уровни проявления способностей:
Одаренность — это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.
Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности — особенность таланта. Те свойства личности которые определяют талант, одновременно являются и чертами характера, так что талант сближает способности с характером . Талантливый человек создает что-то новое в своей работе. Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости.
Гениальность — высшая степень одаренности, выражающаяся в творчестве. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Потому гениальность — явление не психологическое, а социологическое.
Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности.
Классификация навыков — Континуумы
Существует множество видов спорта, каждое из которых требует определенного набора навыков.
изменяются в разных ситуациях, что затрудняет их классификацию.
Признавая, что навыки не могут быть четко обозначены, мы помещаем их в
континуум.
Системы классификации навыков основаны на том мнении, что моторная
на навыки влияют три фактора:
- насколько точен механизм
- , имеет ли движение определенное начало и конец
- , влияет ли окружающая среда на производительность
навык
Грубая и тонкая континуум
(Дэвис 2000)
[3]
Этот континуум связан с точностью движения.
— грубые и тонкие навыки.
Грубые навыки : задействовать большие мышечные движения, которые не очень точны и
включают множество основных моделей движений, таких как ходьба, бег и
прыжки. Толкание ядра — это пример грубого навыка.
Тонкие навыки : задействуйте сложные, точные движения, используя малые
группы мышц и обычно вовлекают
уровни координации. Стрельба из снукера или игра на пианино — примеры прекрасных навыков.
Открытый и закрытый континуум
(Галлиган 2000)
[2]
Этот континуум связан с эффектами
среда по навыкам (Knapp 1967) [1]
Открытые навыки : такие виды спорта, как нетбол, футбол и
Хоккей предполагает открытые навыки. Окружающая среда
постоянно меняется, поэтому движения приходится часто адаптировать. Навыки преимущественно перцептивны и регулируются внешним темпом, так как
Например, пас в футбол.
Закрытые навыки . Эти навыки возникают в хлеву,
предсказуемая среда, и исполнитель знает, что и когда делать.
На навыки не влияет окружающая среда, а движения следуют установленным шаблонам и имеют четкое начало и конец. Навыки
имеют тенденцию быть самостоятельными, например, свободный бросок в баскетболе и подача в
Сквош или теннис.
Кнапп (1967) [1] предполагает, что навыки могут соответствовать континууму
между открытым и закрытым.
Внешний и внутренний темповый континуум
(Галлиган 2000)
[2]
Этот континуум связан с синхронизацией движений (часто используется с континуумом открытый-закрытый) — внутренние и внешние навыки ритма.
Навыки с внутренним или самостоятельным обучением : исполнитель
контролирует скорость выполнения навыка. Эти навыки обычно
закрытые навыки. то есть метание копья, метание диска.
Навыки внешнего темпа : среда, которая может
включает противников, контролирует скорость выполнения навыка.Исполнитель
должен обращать внимание на внешние события, чтобы контролировать скорость
движение. Эти навыки включают реакцию и обычно являются открытыми навыками. т.е. в
игры с мячом, исполнитель должен согласовывать свои действия с действиями других
игроки и мяч.
Дискретный, последовательный и непрерывный континуум
(Галлиган 2000)
[2]
Этот континуум связан с тем, насколько четко определено начало
и окончание навыка — дискретные, последовательные и непрерывные навыки.
Дискретные навыки — это короткие, четко определенные действия с четким началом и концом. Это отдельные особые навыки, которые составляют действия, связанные с различными видами спорта, такими как нанесение ударов и метание. Хоккей. то есть штрафной удар.
Серийные навыки — это группа отдельных навыков для создания нового и сложного движения. то есть последовательность навыков для
тройной прыжок.
Непрерывные навыки не имеют очевидного начала или конца.Конец
одного цикла движений является началом следующего, а навык
повторяется как цикл. Эти навыки можно было остановить в любой момент во время
выполнение навыка. То есть плавание, бег, езда на велосипеде.
Индивидуальные, совместные и интерактивные навыки
(Дэвис 2000)
[3]
Индивидуальные навыки — это навыки, выполняемые изолированно. например высокий прыжок.
Коактивные навыки — это навыки, выполняемые одновременно с
другие, но без конфронтации.например плавание.
Интерактивные навыки — это навыки, выполняемые там, где другие
исполнители принимают непосредственное участие. например регби, нетбол.
Простые и сложные навыки
(Галлиган 2000)
[2]
A простой навык простой навык, требует немного
концентрация и познавательные способности.
Сложный навык требует большого внимания, потому что он сложен и многократно отрабатывается, чтобы облегчить выполнение на соревнованиях.
Низкая и высокая организация
A низкая организация Навык легко и несложно
как езда на велосипеде. Фазы, составляющие навык, обычно
дискретный и может быть отработан отдельно, чтобы улучшить вашу технику.
Навык высокой организации имеет сложное количество этапов
вовлеченных, которые не могут быть разбиты и практиковаться отдельно, поскольку они
тесно связаны между собой.Они требуют большого внимания.
Самостоятельные и внешние навыки
(Дэвис 2000)
[3]
Навыки самостоятельного обучения инициируются исполнителем, а навыки внешнего обучения — это навыки, в которых время
выполнение навыка контролируется не исполнителем, а
внешнее влияние.
Вариативная и фиксированная практика
(Галлиган 2000)
[2]
Основным фактором, влияющим на развитие навыка, является
Практика которых бывает двух основных типов:
- Переменная — отработка навыка в различных контекстах и испытание всего диапазона ситуаций, в которых
техника или тактика могут быть использованы на соревновании. Навык применяется
на практике во многих различных средах, позволяя
развитие навыка и способность адаптировать навык к ряду
возможные ситуации. Это жизненно важно для открытых и интерактивных навыков. - Fixed — отрабатывается определенное движение
неоднократно, часто упоминается как дрель. Этот тип практики идеально подходит для
навыки, которые всегда выполняются одинаково. Закрытые, интерактивные и коактивные навыки требуют
фиксированная практика, позволяющая усовершенствовать моторную последовательность.
Массовая и распределенная практика
(Галлиган 2000)
[2]
Организация практического занятия будет во многом зависеть от
вовлеченных лиц и выполняемой деятельности. В зависимости от количества
опыт, уровень мастерства и физическая подготовка исполнителя, практика может быть
организована двумя способами (Galligan 2000):
- Массовый — навык практикуется до тех пор, пока не будет изучен без
сделать перерыв. Эти занятия подходят спортсменам с высоким уровнем физической подготовки.
и опыт и подходит для фиксированной практики. - Распределенный — практика перемежается с перерывами,
может быть либо отдыхом, либо другим навыком. Эти занятия подходят спортсменам с
более низкий уровень физической подготовки и опыта и подходит для различных
упражняться.
Список литературы
- КНАПП, Б. (1967) Спортивные навыки: привлекательность профессиональных навыков .Рутледж и Кеган Пол
- GALLIGAN, F. et al. (2000) Приобретение навыков в: GALLIGAN, F. et al., Advanced PE для Edexcel . 1-е изд. Ванна: Пресс для ванны, стр. 102-108
- DAVIS, B. et al. (2000) Природа и классификация навыков. В: DAVIS, B. et al. Физическое воспитание и изучение спорта . 4-е изд. Лондон: Harcourt Publishers, стр. 284-285
Ссылка на страницу
Если вы цитируете информацию с этой страницы в своей работе, то ссылка на эту страницу:
- МАККЕНЗИ, Б. (2001) Классификация навыков [WWW] Доступно по адресу: https://www.brianmac.co.uk/continuum.htm [доступ
]
Классификация способностей | бесплатно5911
Мы часто используем термины «способность» и «умение» одинаково, но на самом деле они совершенно разные…
Характеристики способности
- врожденные / генетически определенные -способности естественны, они определены вашими генами.
- Стабильные — устойчивы к значительным изменениям
- Стойкость — Способности долговечны, и на них могут повлиять опыт и взросление.
- Базовые навыки -Способности позволяют нам эффективно применять навыки
Характеристика навыка
- Выучил — вы не рождены с навыками, вы должны развивать их на практике
- Цель направлена — Навыки выполняются для достижения цели
- Соответствует технической модели -Существует особый способ выполнения навыка, в то время как способности не могут быть изменены
Максимальные двигательные способности (физические способности)
Крупные двигательные способности обычно связаны с движением и связаны с физической подготовкой. Психолог по имени Флейшман определил 9 основных двигательных способностей:
Динамическая сила — многократное приложение мышечной силы в течение определенного периода времени
Выполнение отжиманий — пример того, где может потребоваться динамическая сила.Вы постоянно задействуете множество различных мышц: трицепс, большую грудную мышцу, малую грудную мышцу, трапециевидную мышцу … Если бы у вас был низкий уровень динамической силы, вы не смогли бы повторно использовать эти мышцы и, следовательно, не смогли бы выполнять серию отжиманий.
Статическая сила — максимальная сила, которая может быть применена к внешнему объекту
Статическая сила будет использоваться при поднятии тяжестей, потому что вам нужно отталкиваться от веса со всей своей силой.Вам нужен высокий уровень статической силы для тяжелой атлетики, потому что без него вы не сможете поднимать вес и, следовательно, не добьетесь успеха в этом навыке.
Взрывная сила — энергия, эффективно используемая для короткого мышечного усилия.
Вертикальный прыжок требует взрывной силы, чтобы набрать высоту. Вам нужно много силы, чтобы противостоять гравитации, и навык должен быть взрывным, чтобы набрать достаточную скорость, чтобы ваша скорость, превышающая гравитацию, тянула вас вниз.
Выносливость — способность выдерживать максимальное усилие, затрагивающее сердечно-сосудистую систему.
У марафонца будет очень высокий уровень выносливости, во время марафона вам необходимо, чтобы ваша сердечно-сосудистая система постоянно снабжала ваши работающие мышцы кислородом, чтобы вы не страдали от усталости и накопления молочной кислоты.
Степень гибкости — сгибание и растягивание туловища (тела человека за исключением конечностей и головы) и мышц спины
Многие навыки в гимнастике полагаются на высокий уровень гибкости, без максимальной гибкости вы не смогли бы растянуть спину достаточно, чтобы перевернуться назад или вперед.
Динамическая гибкость — способность совершать несколько быстрых изгибающих движений
Динамическая гибкость также является жизненно важной способностью в гимнастике и прыжках на батуте. Для выполнения упражнений на прыжках на батуте вам необходимо уметь выполнять множество различных навыков за короткий промежуток времени.
Общая координация тела — Организация действий нескольких частей тела во время движения тела
В баскетболе вам нужно бегать, ведя мяч, а также держаться подальше от соперников, это требует большой концентрации и будет невозможно, если у исполнителя не будет сильной координации тела.
Общее равновесие тела — способность поддерживать равновесие с помощью внутренних органов чувств
Все навыки требуют общего равновесия тела, однако некоторые из них делают больше, чем другие, во время катания на сноуборде вам нужно иметь много баланса, чтобы оставаться на доске при движении на высокой скорости, отсутствие баланса приведет к тому, что вы не сможете выполнить навык, но это также может привести к травме.
Сила туловища — Сила мышц живота
Каждый человек нуждается в определенной силе туловища в повседневной жизни, однако для некоторых навыков требуется гораздо больше, приседание требует большого количества силы брюшного пресса, чтобы подтянуть вас. Люди с очень низкой силой туловища не смогут сидеть, потому что сокращение брюшных мышц не будет достаточно сильным, чтобы подтянуть их.
Психомоторные способности
Психомоторные способности возникают из единства когнитивных и физических функций, все здоровые люди развивают некоторые психомоторные способности в раннем развитии, но некоторые люди предпочитают развивать эти способности в основном в спорте.
Координация нескольких конечностей — способность организовать движение нескольких конечностей одновременно
Танцевальная программа требует большого количества координации между конечностями, потому что множество разных частей тела одновременно двигаются по-разному.
Ориентация ответа — быстрый выбор позиции, в которой должно быть выполнено действие
В нетболе вам нужно быстро решить, бросить или пасовать, в зависимости от вероятности удачного броска и способности ваших оппонентов помешать вам добиться успеха.
Время реакции — способность быстро реагировать на раздражитель
Быстрое время реакции жизненно важно для выполнения некоторых навыков, в начале спринтерской гонки вам нужно как можно быстрее реагировать на оружие, чтобы вы могли хорошо стартовать и, надеюсь, победить своих противников.
Скорость передвижения — способность совершать грубые быстрые движения
В крикете котелок должен иметь высокую скорость движения руки, чтобы иметь наибольший возможный шанс попасть мячом в калитку, прежде чем противник сможет по ней ударить.
Ловкость пальцев — способность работать с крошечными предметами пальцами
Лучнику потребуется высокая ловкость пальцев, чтобы он мог точно натянуть тетиву и отпустить ее, чтобы она двигалась с идеальной скоростью и попадала в центр цели.
Ловкость рук — способность совершать точные движения руки / кисти с объектами на скорости
Игроку в дротик потребуется высокий уровень ловкости рук, чтобы он мог бросить дротик с правильной скоростью, чтобы он попал в центр цели. Точное сочетание скорости и точности позволит исполнителю набрать как можно больше очков.
Контроль скорости — возможность точно изменять скорость и направление реакции
В командных играх, таких как футбол, вам нужно иметь возможность быстро менять направление, если на вашем пути стоит противник, и вам также нужно будет увеличивать или уменьшать скорость в соответствии с положением ваших противников. Если у исполнителя плохой контроль скорости, он не сможет перехитрить своего соперника и, следовательно, даст ему больше шансов забить гол и победить.
Прицеливание — способность точно прицелиться в небольшой объект
Игрок в гольф должен уметь направлять мяч в лунку, чтобы забить, если игрок в гольф плохо прицеливается, ему потребуется много выстрелов, прежде чем он попадет в лунку, и он не сможет забить максимальное количество очков. количество очков и, следовательно, они не будут успешным игроком в гольф.
Нравится:
Нравится Загрузка . ..
Связанные
Классификация моторных навыков — видео и стенограмма урока
Классификация двигательных навыков
Теперь, когда мы понимаем две большие категории двигательных навыков, давайте поговорим о движениях немного подробнее.Во-первых, дискретные движения, — это виды навыков и действий, которые имеют наблюдаемые начало и конец. Другими словами, вы можете идентифицировать их как навыки, с помощью которых вы можете видеть, когда человек начинает и заканчивает их. Так, например, стрельба в баскетбол — это дискретное движение. Вы стоите, целитесь, бросаете мяч, и готово!
Последовательные движения при выполнении выглядят немного иначе, но в основном представляют собой серию отдельных моторных навыков, связанных между собой. Например, артисту балета, выполняющему упражнение, требуются серийные моторные навыки.Вы можете видеть, когда она заканчивает пируэт или когда заканчивается прыжок, но все эти движения связаны в серию.
Непрерывные движения выглядят иначе, чем дискретные и последовательные действия, и у них нет легко идентифицируемого начала или конца. Думайте об этом как о прогулке или беге по трассе. Трудно наблюдать, когда человек начинает и заканчивает это занятие.
Открытые и закрытые движения
Теперь, когда мы знаем, как выглядят различные виды двигательных навыков, мы можем дополнительно различать открытые и закрытые движения или навыки.Эти определения во многом связаны с окружающей средой, в которой происходит движение.
Открытые движения происходят в средах, где у нас нет большого контроля. Возьмем, к примеру, серфинг. Вы можете забраться на доску в воду, но волны, ветер, солнце и температура воды — все это факторы окружающей среды, которые влияют на ваше завершение этого навыка. В тот день волны могут быть слишком большими для вас, или же из-за низкой температуры воды будет сложно выполнять трюки на доске для серфинга.
Открытая моторика также встречается в таких ситуациях, как командные виды спорта. Если вы играете в футбольной команде, вы полагаетесь на других своих товарищей по команде, чтобы выиграть игру. Возможно, вы не сможете предсказать их движения, что сделает ваши движения более сложными.
Закрытые движения противоположны открытым движениям и относятся к навыкам, которые выполняются в более предсказуемых или стабильных условиях. Так, например, балерина, исполняющая сольный танец в танцевальной студии, — это закрытое движение.Маловероятно, что этой танцовщице нужно будет учитывать внешнюю среду, и ей не нужно беспокоиться о товарищах по команде.
Краткое содержание урока
Двигательные навыки , использование наших мышц, чтобы заставить наше тело двигаться и выполнять действия, которые мы хотим делать, имеют решающее значение в нашей повседневной жизни. Они позволяют нам делать все, от ходьбы и разговора до более сложных задач, таких как письмо или занятия спортом. Общая моторика — это навыки, необходимые для работы с большими мышцами нашего тела, например, когда мы используем руки и ноги. Они развиваются в раннем детстве. Мелкая моторика — это небольшие движения и действия, в которых задействованы более мелкие мышцы нашего тела, такие как пальцы рук или ног.
Давайте вспомним некоторые из используемых нами типов двигательных движений. Когда мы выполняем навык или задачу, у которых есть очень четкая начальная и конечная точки, например, стрельба стрелой по цели, это называется дискретным перемещением . Серийный механизм представляет собой серию отдельных движений, связанных между собой, как танец.Непрерывный механизм более плавный и не имеет легко идентифицируемого начала или конца. Непрерывные движения — это такие действия, как плавание или ходьба.
Нам также нужно подумать об окружающей среде, в которой выполняются движения. Открытые движения происходят в средах, где у нас нет большого контроля; таким образом, это может быть трудно завершить. Игра в хоккей — это открытое движение, поскольку мы не можем контролировать действия наших товарищей по команде. Закрытые движения случаются, когда мы действительно контролируем окружающую среду, например, когда мы играем на пианино в удобной комнате.
Оказывается, многое уходит в движение! В следующий раз, когда вы будете смотреть спорт, играть в спектакль или даже просто ставить свою подпись, вспомните об этих различных видах моторики и о том, как мы их классифицируем.
% PDF-1.4
%
819 0 объект
>
эндобдж
xref
819 78
0000000016 00000 н.
0000002874 00000 н.
0000003043 00000 н.
0000003701 00000 п.
0000003844 00000 н.
0000003993 00000 п.
0000004138 00000 п.
0000004282 00000 п.
0000004394 00000 п.
0000004421 00000 н.
0000005021 00000 н.
0000005048 00000 н.
0000005162 00000 н.
0000005755 00000 н.
0000005782 00000 н.
0000006273 00000 н.
0000007700 00000 н.
0000008902 00000 н.
0000009368 00000 п.
0000009752 00000 н.
0000010993 00000 п.
0000012634 00000 п.
0000012848 00000 п.
0000013222 00000 п.
0000017430 00000 п.
0000017613 00000 п.
0000019189 00000 п.
0000020665 00000 п.
0000020864 00000 п.
0000021094 00000 п.
0000024784 00000 п.
0000025143 00000 п.
0000028432 00000 п.
0000028795 00000 п.
0000029571 00000 п.
0000030882 00000 п.
0000030952 00000 п.
0000031033 00000 п.
0000040029 00000 н.
0000040310 00000 п.
0000040752 00000 п.
0000040822 00000 п.
0000040903 00000 п.
0000047643 00000 п.
0000047925 00000 п.
0000048306 00000 п.
0000048587 00000 п.
0000057691 00000 п.
0000057772 00000 п.
0000058222 00000 п.
0000058467 00000 п.
0000058550 00000 п.
0000058605 00000 п.
0000058675 00000 п.
0000058767 00000 п.
0000058864 00000 п.
0000059010 00000 н.
0000062363 00000 п.
0000062433 00000 п.
0000062503 00000 п.
0000062584 00000 п.
0000066077 00000 п.
0000066364 00000 п.
0000066598 00000 п.
0000066625 00000 п.
0000066968 00000 п.
0000067125 00000 п.
0000067228 00000 п.
0000067349 00000 п.
0000067460 00000 п.
0000067589 00000 п.
0000113512 00000 н.
0000141522 00000 н.
0000169637 00000 н. (mJ? J&T @ //: G! e
Обучение и жизненные навыки: Классификация — навык мышления
«Одно из основных различий в успеваемости одаренных детей и других учащихся — это набор стратегий, которые одаренные дети развивают и правильно используют.Многие ученики никогда спонтанно не выработают стратегию для более эффективного выполнения задачи, но они могут изучить и использовать стратегию, которой их учат ». Туэль, Ф.С. И Баллард Р. 1993. Развитие мышления высшего порядка в областях содержания K-12
Я призываю родителей активно обучать своих детей этим стратегиям, напрямую обучая их навыкам рассуждения более высокого порядка. В следующих нескольких столбцах мы рассмотрим некоторые из основных навыков мышления, которые считаются предиктивными для успешной учебы в школе — важные навыки и стратегии для воспитания более внимательных детей.В этой статье мы начнем с навыка классификации.
И OLSAT (тест школьных способностей Отиса-Леннона), и CogAT (тест когнитивных способностей) состоят из подразделов, которые оценивают классификационные способности учащихся. Оба содержат подразделы, которые оценивают классификацию с использованием форм (фигуральная классификация) и слов (вербальная классификация). OLSAT также включает подраздел, озаглавленный «Классификация изображений». Эти оценки широко используются для измерения когнитивных способностей, которые считаются важными строительными блоками обучения и прогнозирования успеваемости в школе.Студенты, демонстрирующие высокий уровень владения этими навыками, получают доступ к программам для одаренных и талантливых, благодаря которым у них будет возможность расширить их использование. Учащиеся, демонстрирующие низкий уровень владения этими навыками, часто будут идентифицированы как нуждающиеся во вмешательстве.
Классификация — это один из навыков, необходимых для получения и упорядочивания информации для понимания. Классификация определяется как систематическая группировка предметов по видам. Развитие способности классифицировать то, что мы видим, переживаем и изучаем, помогает нам понять и осмыслить наш мир. Эти навыки классификации также помогают нам организовать то, что мы знаем, способами, которые имеют для нас более глубокое личное значение, или дают нам новое понимание.
Большинство из нас помнят несколько систем классификации из школьных лет, например, в биологии — классификацию организмов и в математике — классификации или классы действительных чисел. Дети имеют возможность работать с системами классификации с самого раннего возраста. Примеры систем классификации, общих для детей младшего и младшего возраста: цвет, размер и форма.
Родители могут развивать и укреплять классификационные способности своего ребенка в любом возрасте. Вот несколько предложений для вас:
При работе с классификациями потребуйте более высокого уровня мышления, попросив не только, чтобы ваш ребенок идентифицировал фигуру и группу фигур, к которой он принадлежит, но также чтобы он объяснил конкретные атрибуты группы, в которую эта фигура классифицируется. , а также характеристики группы, которая делает предметы, изображения или слова похожими. Если вы внимательно прислушаетесь, вы услышите, как ваши дети проводят собственные классификации. Некоторые из них будут правильными, а другие будут ошибочными — часто потому, что ребенок не учел все атрибуты. Когда вы слышите, как продвигается такая умственная работа, прежде всего — признайте, признайте и хвалите ее. Не так важно, правильно ли ребенок понимает это, как то, что он «думает» и пытается организовать свое понимание своего мира. Это начало ее школьных успехов.Аплодисменты!
После аплодисментов обсудите с ней, чем похожи предметы или вещи, которые она классифицирует, чем они отличаются. Приведите примеры похожих, но не «совпадающих» предметов и помогите ей определить атрибуты этих предметов для определения «соответствия». Сделайте это игрой и попросите ее провести викторину, придумывая собственные тестовые задания, которые могут подходить, а могут и не соответствовать классу.
Например, если вы работаете с ребенком над классификацией по фигурам, спросите ребенка, показывая ему прямоугольную форму, в чем его сходство с набором квадратов; в чем его отличия? Или, другими словами: что делает их одинаковыми и чем они отличаются? Затем помогите ребенку определить, на каком основании прямоугольник «впишется» в квадраты, если вообще будет. Подсчитывая и измеряя стороны, дети могут научиться понимать, что делает квадрат квадратом и как квадрат может быть прямоугольником, но прямоугольник нельзя классифицировать как квадрат. Этот тип обучения гораздо интереснее, чем более распространенные методы, которые определяют определение квадрата, а затем требуют, чтобы ребенок запомнил это определение, не имея возможности открыть его для себя.
Используя набор блоков атрибутов, различные измерения, от которых зависит классификация, могут расширяться в геометрической прогрессии.С блоками атрибутов будут возможности создавать наборы на основе различий в размере, форме, цвете и толщине. Родители должны учить как можно больше словарного запаса характеристик, и делать это с течением времени — более толстый, самый толстый, тонкий, самый тонкий, названия цветов, названия форм, расширение синонимами и более продвинутый словарный запас по мере того, как больше времени тратится на упражнение.
Родители, приложив немного усилий, могут расширить словарный запас своих детей, просто играя с синонимами. Ребенка можно научить, что есть несколько слов, называемых синонимами, которые можно использовать вместо слова «квадрат»: четырехсторонний, прямоугольный, прямоугольный, четырехугольный, четырехугольный. Или для описания толщины: широкий, толстый, широкий. И, возможно, вы захотите расширить их словарный запас некоторыми синонимами «красный» — румяный, румяный. Затем подумайте, как использовать антонимы, чтобы вещи не наскучили! И, пока вы это делаете, представьте основы измерения, взяв линейку, чтобы измерить стороны квадрата, прямоугольника и треугольника.
Наконец, научите ребенка мыслить словарю вместе с навыками. Навык классификационный. То есть мы группируем похожие вещи по характеристикам (классу) — форме, цвету, размеру, толщине. Когда мы соединяем вещи так, как они похожи, мы можем понять о них больше: рыбы плавают и живут в воде. Мы можем предсказать, как они будут действовать: птицы откладывают яйца, млекопитающие рожают живых детенышей. Или мы могли бы понять, что элемент или вещь, которая не отнесена к этой группе, скорее всего, не будет вести себя так же, как эта группа.
Что ж, я надеюсь, что это дало вам некоторые идеи и некоторую мотивацию, чтобы побудить вашего ребенка углубиться в использовании классификации в качестве стратегии и навыка для размышлений о своем обучении.
5.1 — Характеристики и классификация навыков
5.1.1 — Определите термин «навык»
- Конкретное действие / уровень эффективности отдельного человека
- Выученное движение с заранее определенной целью
- Это не действие, которое человек может делать естественным образом
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВЫКА
- Использование навыка приведет к конечному результату
- Вставка мяча для гольфа в лунку
- Спасение в футболе
- Достижение поставленной цели с максимальной уверенностью
- Сохранение равновесия при езде на велосипеде
- Выполнение 90% бросков в баскетбольном матче
- Достижение цели производительности с минимальными затратами энергии
- Сохранение плавности в воде во время гонки фристайлом
- Катание на лыжах параллельно спуску
- Требуется некоторый опыт, повторение или обратная связь от учителя или тренера
5. 1.2 — Опишите различные типы навыков
ВИДЫ НАВЫКОВ
- Умение пользоваться чувствами и равновесием
- Читая грин в гольф
- Интерпретация стимулов окружающей среды
- Ведение мяча в футболе
ОТЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
- Имеет четкое начало и конец
- Обычно кратко и четко
- Бросок вперед в гимнастике
- Качели для гольфа
- Штрафной удар в хоккее на траве
- Каждый из этих навыков четко определен и очевидно, когда движение начинается и останавливается
- Включает в себя объединение навыков для создания длинных и сложных движений.
- Серия сальто и сальто в гимнастике
- Тройной прыжок — прыжок, прыжок, прыжок
- Где конец одного цикла движения является началом следующего
- Они повторяются, ритмичны и происходят в течение длительного периода мелодии
- Расстояние или установленное время обычно определяет время, в течение которого выполняется навык.
5.1.3 — Описание различных подходов к классификации двигательных навыков
- MAGILL (1998) — Предлагает 3 критерия классификации навыков на основе:
- Отличительные характеристики механизма
- Дискретная моторика, Серийная моторика, Непрерывная моторика
- Стабильность окружающей среды
- Закрытая моторика, Открытая моторика
- Размер задействованной мускулатуры
- Мелкая моторика, Общая моторика
ПРОДОЛЖЕНИЕ НАВЫКОВ
- Используется для классификации навыков, когда нет определенной дискретной переменной, и навык может постепенно размещаться по линии 2 типов навыков
ПРОСТОЙ ПРОТИВ КОМПЛЕКСНОГО
РАЗМЕР УЧАСТВУЮЩЕЙ МЫШЦЫ
СТАБИЛЬНОСТЬ СРЕДЫ
ОТЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
КОНТИНУУМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НАВЫК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕР |
Индивидуальный | Навыки, которые выполняются изолированно от других — только один исполнитель задействован в определенное время | |
Коактивный | Навыки, которые выполняются с кем-то другим, но нет прямого противостояния | |
Интерактивный | Когда другие исполнители принимают непосредственное участие и могут вызвать конфронтацию — это потому, что существует активное противодействие, и это напрямую влияет на навыки |
5. 1.4 — Сравните профили навыков для противоположных видов спорта
НАВЫК | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПРИМЕР |
Брутто | Движения с участием крупных групп мышц: рук и ног | |
тонкий | Движения с участием небольших групп мышц и более точные движения | |
Открыть | Влияет на координацию окружающей среды: переменная и непредсказуемая: соответственно адаптирует движение |
|
Закрыт | Стабильная и предсказуемая среда: внутренние шаблоны | |
Дискретный | Движения от начала до конца |
|
Серийный | Связывает вместе навыки сложных движений: выполните серию движений |
|
Внешний | Окружения включают противников: нужно обратить внимание: контроль скорости движения | |
Внутренний | Исполнитель контролирует скорость выполнения навыка на | |
Индивидуальный | Навыки, выполняемые изолированно от других | |
Когнитивный | Навыки, выполняемые с другими, но без прямого контакта |
5. 1.5 — Наброски способности
- Черты, с которыми мы родились
- Это перцептивные и моторные атрибуты, унаследованные от наших родителей, которые позволяют нам реализовывать навыки
- Способности дают нам возможность проявлять навыки
5.1.6 — Различать физические способности Флейшмана (физические факторы) и перцепционные двигательные способности (психомоторные факторы)
ЛИЧНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ | ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ |
Точность управления (контроль быстрых и точных движений, требующих больших участков тела) | Степень (или статическая) гибкость |
Координация между конечностями | Динамическая гибкость |
Ориентация отклика (выбор соответствующего отклика) | Статическая прочность |
Время реакции | Динамическая прочность |
Скорость движения руки | Взрывная сила |
Скорость контроля (совпадение-ожидание) | Прочность ствола |
Ловкость рук | Общая координация тела |
Рука — устойчивость кисти | Общее равновесие тела |
Скорость запястья — палец (координация быстрых движений запястья и пальцев) | Выносливость (сердечно-сосудистая система) |
Прицеливание | |
Дискриминация позы (координация при нарушении зрения) | |
Интеграция отклика (интеграция сенсорной информации для создания движения) |
5. 1.7 — Определите термин техника
- ТЕХНИКА — Способ выполнения определенной задачи, особенно выполнение или выполнение художественного произведения или научной процедуры
5.1.8 — Укажите взаимосвязь между способностями, навыками и техникой
СРОК | СУММИРОВАНИЕ |
Навык |
|
Способность |
|
Техника |
|
КОМБИНИРОВАННЫЕ УСЛОВИЯ / НАПИСАННАЯ ФОРМУЛА
НАВЫК = СПОСОБНОСТЬ + ВЫБОР ПРАВИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ |
5. 1.9 — Обсудите различия между опытным и начинающим исполнителем
Квалифицированные исполнители
- Выглядит легко
- Умеет достигать целей
- Эффективный и стабильный
- Энергия не потрачена зря
NOVICE PERFORMERS
- Неэффективный и непоследовательный
- Отсутствие координации
Нравится:
Нравится Загрузка…
Связанные
Классификация навыков — скачать ppt
Презентация на тему: «Классификация навыков» — стенограмма презентации:
1
Классификация навыков
Что такое классификация навыков? Распределение навыков по определенным группам на основе общих характеристик
2
Какие группы вы можете придумать?
3
Категории всегда противоположны Спорт помещен в континуум
Какие уровни мотивации у вас есть, чтобы завершить подготовку? Мы размещаем наши навыки в континууме. Это помогает, если у нас есть навык, который не находится ни в одной, ни в другой категории, а находится в середине из двух категорий.
4
Зачем вообще классифицировать навыки?
Потому что, если мы знаем об общих характеристиках каждого навыка, нам будет легче обучать / планировать практики
5
Влияет ли окружение на навык?
Открытые / закрытые навыки Влияет ли среда на навык?
6
Открытый навык Закрытый навык
Навык, применяемый в изменяющейся среде (НЕ погоде) E.грамм. Закрытый навык теннисного ралли Навык, применяемый в стабильной среде. Погружение
7
Включает ли навык много движения мускулов тела?
Грубые / тонкие навыки Включает ли навык много движения мускулов тела?
8
Gross Skill Движение, которое требует движения больших групп мышц E. грамм. Баскетбольный бросок Fine Skill Движение, требующее небольших точных движений. Метание дротика
9
Навыки с самостоятельным / внешним темпом
Кто решает, когда начинать / время выполнения навыка?
10
Навык с внешним темпом
Навык с самостоятельным темпом Навык, при котором исполнитель решает, когда начать движение / темп навыка E.грамм. Навык гимнаста с внешним темпом Навык, в котором другие факторы (например, люди) определяют, когда начинать / темп выполнения навыка. Хоккеист
11
Дискретные / последовательные / непрерывные навыки
Сколько движений составляет навык?
12
Дискретный навык Серийный навык Непрерывный навык
Навык с четким началом и концом, одно короткое движение E.