Разное

Формирование самооценки в подростковом возрасте: Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Содержание

Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2. I would like a more contactless way of learning material delivery, so that the theoretical course can be studied independently, and the practical or laboratory-based part of the course — with a lecturer.

3. With supplementary vocational education, the retention is faster and deeper, if the curriculum has master classes and educational films, I would like to fill all subjects with such education materials.

Conclusion

Through the analysis of the interviews we can conclude that students as well as teachers believe that learning material may be presented for students in any form and changed to fit any academic subject, but, of course, it should fully reflect all components of the curriculum and meet the course steering document. Supplementary vocational education students are ready to study without a direct

Библиографический список

contact with the lecturer, if they are provided with a sufficient number of high-quality electronic educational resources, by means of which the convenient degree of knowledge assimilation adjusted directly for each student is achieved; the student can adjust the degree and the rate of learning, without reducing the effectiveness. So it is necessary to present such an opportunity to students. Thus, it should be noted that, in the opinion of both teachers and students, e-learning contributes to the motivation and self-development of the supplementary vocational education students due to the large amount of individual work or out-of-class activities. The student can independently choose the learning path, and the teacher has more free time to improve curricula, develop new laboratory-based and practical works, filling educational materials with high-quality multimedia content. /0/oD00/oB40/oD00/oBE0/oD00/oBA0/oD10/o830/oD00/oB C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7986/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7217/Prikaz_%C2%A6_1461_ot_14.12.2015.pdf

3. Сравнительный анализ действующего закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 и нового Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в рамках реализации высшего образования. Available at: http://www.muh.ru/content/ doc/2013/130131_zakon.pdf

4. Яцевич Т.А. Технология формирования компетенций преподавателей вуза в области электронного обучения. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.

5. Гнедых Д.С. Эффективность усвоения учебной информации студентами в условиях электронного обучения. Автореферат диссертации … кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2015.

6. Государев И. Б. Терминология электронных информационно-образовательных сред. Человек и образование. 2016; 1 (46): 122 — 126.

7. Гриншкун В.В. Применение мультимедиа технологий при обучении основам баз данных в вузовском курсе информатики. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2011; 2: 4 — 11.

8. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2000.

References

1. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.04 Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie (uroven’ bakalavriata), 2015. Available at: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_38.03.04.pdf

2. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.03 Upravlenie personalom (uroven’bakalavriata), 2016. Available at: https://minobmauki.гf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82%D1%8B/7986/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7217/Prikaz_%C2%A6_1461_ot_14.12.2015.pdf

3. Sravnitel’nyj analiz dejstvuyuschego zakona RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 № 3266-1 i novogo Federal’nogo zakona «Ob obrazovanii v RF» ot 29.12.2012 № 273-FZ vramkah realizacii vysshego obrazovaniya. Available at: http://www.muh.ru/content/doc/2013/130131_zakon.pdf

4. Yacevich T.A. Tehnologiya formirovaniya kompetencij prepodavatelej vuza v oblasti ‘elektronnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii … kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.

5. Gnedyh D.S. ‘Effektivnost’ usvoeniya uchebnoj informacii studentami v usloviyah ‘elektronnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii … kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.

6. Gosudarev I.B. Terminologiya ‘elektronnyh informacionno-obrazovatel’nyh sred. Chelovek i obrazovanie. 2016; 1 (46): 122 — 126.

7. Grinshkun V.V. Primenenie mul’timedia tehnologij pri obuchenii osnovam baz dannyh v vuzovskom kurse informatiki. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». 2011; 2: 4 — 11.

8. Egorova Yu.N. Mul’timedia kak sredstvo povysheniya ‘effektivnosti obucheniya v obscheobrazovatel’noj shkole. Avtoreferat dissertacii … kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2000.

Статья поступила в редакцию 16.02.18

УДК 371

Ayman Kashkush, postgraduate, Faculty of Education and Pedagogical Sciences, Novgorod State University n. a. Yaroslav the

Wise (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICITY OF FORMING SELF-ASSESSMENT IN ADOLESCENT AGE. Adolescence is one of the most important stages in the life of any person. The person’s self-esteem is most actively formed during this period of adolescence in contact with parents and peers. The article discusses the most important factors and causes that affect changes in the adolescents’ self-esteem: physiology, school, family and social system. The article reveals advantages of positive self-perception and the threat of negative self-perception. Adjusting for gender differences, the primary goal of adolescence is to assimilate the child with new social and personal skills designed to prepare for adulthood and social integration. The author considers the influence of the quality of relations of adolescents with their peers on their self-esteem, since this level directly depends on the acceptance and approval of the teenager by other children.

Key words: self-esteem, adolescence, self-perception, social system, social integration, social skills, physiological characteristics.

Айман Кашкуш, аспирант факультета «Образование и педагогические науки», Новгородский государственный

университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов в жизни любого человека. В том числе потому, что именно в этот период в контакте с родителями и сверстниками активнее всего формируется его самооценка. В статье обсуждаются наиболее важные факторы и причины, влияющие на изменения самооценки подростка: физиология, школа, семья и социальная система. В статье также приводятся преимущества положительного самовосприятия и угрозы отрицательного.

С поправкой на тендерные различия устанавливается главная задача подросткового возраста — усвоение ребёнком новых социальных и личных навыков, предназначенных для подготовки к взрослой жизни и социальной интеграции. Автор рассматривает влияние качества отношений подростков со сверстниками на их самооценку, так как её уровень напрямую зависит от принятия и одобрения подростка другими ребятами.

Ключевые слова: самооценка, подростковый возраст, самовосприятие, социальная система, социальная интеграция, социальные навыки, физиологические особенности.

Главная задача в подростковом возрасте — создать личную идентичность — опознавание человека, что он уникальный и отличается от остальных людей и базовое признание самого себя, даже если не всё идеально в его глазах. В этот период личность перестраивается и происходит переход от моделей детства к более взрослым образцам, передавая энергию от родителей к группам сверстников. Идентичность развивается в процессе непрерывного и динамического взаимодействия между собой и другим, из-за желания ощущать принадлежность к какой-то группе и строить положительное чувство собственного достоинства себя и группы [1].

Период подросткового возраста является значительным этапом в жизни, полным изменений в уровне самооценки индивидуума. Можно сказать, что этот период роста и развития является уникальным переходным периодом, который требует адаптации и изменений в самоопределении, которые подрывают чувство самооценки. Происходит также развитие сексуальной зрелости, переопределение социальной роли, когнитивное развитие, переходы между школами и появление сексуальности очень важны для формирования чувства самооценки подростка [2].

Несмотря на изменения чувств самооценки подростка в этот период, с глобальной точки зрения, образ индивидуума повышается в подростковом возрасте, при этом основное развитие чувства самооценки происходит между седьмым классом (13 лет) и двенадцатым классом (18 лет).

Для многих подростков чувство самооценки формируется значительно из чувств самоуважения и личного удовлетворения, которые возникают из-за опыта в школе и их семьях, когда высокая самооценка подростков, связана с самопринятием и чувством соответствия и адаптации, которые чувствует подросток при его достижениях в значительных областях. Подростковый возраст является чувствительным периодом с эмоциональной стороны, на основе многих изменений, которые они проходят (физиологическая, школьная, семейная и социальная система). Положительное и сильное самовосприятие поможет им пройти через этот период, когда они защищены от лишних и опасных соблазнов, и пережить свой подростковый возраст как положительный и развивающийся опыт. С другой стороны, отрицательное самовосприятие и низкая самооценка могут ухудшить их способность справляться с проблемами, с которыми они сталкиваются. Самооценка воспринимается и как предиктор, и как результат. Низкая самооценка помещает человека под угрозу эмоциональных и поведенческих расстройств, а также низкую самооценку, и также низкая самооценка связана с рискованным поведением, низкими достижениями и социальным отказом.

Одной из главных задач в подростковом возрасте является приобретение новых социальных способностей и личных навыков, предназначенных для подготовки подростка к роли взрослого [3]. Для многих подростков социальная интеграция и чувство принадлежности к группе сверстников являются основной потребностью в мире, и поэтому отношения с друзьями являются значительными пересечениями, которые подталкивают подростков к психологическому росту и социальной зрелости. В рамках перехода между школами в этот период, от начальной школы в среднюю, подростки расширяют социальную сеть группы свер-

стников и справляются с новыми межличностными вызовами. Друзья подростки разделяют друг с другом самые интимные мысли и чувства, и в результате они становятся чувствительными к потребностям и желаниям других. В рамках этого процесса они приобретают глубокое понимание другого и «самого себя». Социальное принятие группы сверстников является одной из наиболее значимых областей для подростков. Поэтому социальная поддержка в форме принятия и одобрения от других является мощным влиянием на самооценку.

Изучая качество отношений подростков со своими сверстниками, учёные обнаружили, что подростки, чьи отношения со сверстниками были более позитивными и менее негативными, сообщали о более высоких уровнях самооценки. С другой стороны, когда подросток в группе сверстников не получал положительного внимания и поддержки, подросток выражал негативное отношение к «себе», что способствовало низкой самооценке. Различные аспекты отношений с друзьями могут предоставить подросткам важную информацию о своих собственных неявных ценностях по отношению к другим и, таким образом, повлиять на их самооценку [4].

Девушки-подростки имеют низкую самооценку по сравнению с подростками-парнями. В исследовании Каутман и Ватсона (2001) гендерные различия были рассмотрены в восьми измерениях самооценки подростков: личная безопасность, отношения с родителями, популярность среди сверстников, академические способности, привлекательность, самоконтроль, психологическая уязвимость и спортивные способности. Было обнаружено, что глобальная самооценка мальчиков была выше, чем у девочек, когда они представляют более высокие уровни, чем девочки в шести измерениях, а остальные два не показывают гендерных различий. Возможное объяснение этого заключается в том, что озабоченность по поводу принятия группы сверстников и физической привлекательности, чувствительность к экологическим последствиям изменений в школе и конфликтов в отношении ожиданий социальной роли усложняет задачу развития «я» у девочек. Другое объяснение заключается в том, что с самого начала подросткового возраста, по крайней мере, и позже, от мальчиков и от девочек, ожидается поведение, в соответствии с согласованными половыми стереотипами и половыми ролями, определяемыми культурой. Когда девушка подросток осознает, что её роль женщины уступает по своему статусу и престижу по сравнению с ролью мужчины, её самооценка снижается, что приводит к низкой самооценке.

Исследования российскими учёными несовершеннолетних осужденных показали, что, как правило, большинство из них имеют неадекватную самооценку — или заниженную или завышенную [5 — 8].

Таким образом, самооценка играет огромную роль в формировании личности подростков. В этой связи необходимо оказывать помощь подросткам в её формировании. Прежде всего, это касается родителей подростков и учителей. Им необходимо помнить, что именно их влияние на подростков, как наиболее значимых для них взрослых, может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на самооценку, последствия чего могут ощущаться на протяжении всей последующей жизни.

Библиографический список

1. Бендес-Иаков А. & Фридман Й. (2000). Молодёжь алимов без родителей (НААЛЕ — МАБР). Иерусалим: Институт Генриетты Сольда.

2. Каутман Т. & Ватсон С.М. Половые различия в самооценке подростка: Исследование Доменов. Журнал генетической психологии. 2001; 162 (1): 93 — 117.

3. Ватерс Е. & Срооф Л.А. Социальная Компетентность в Качестве Конструкции Развития. Обзор развития. 1983; 3: 79 — 80.

4. Робертс и др. Воспринятыесемейныхдоговорённостей и договорённостей между сверстниками и самооценка среди городских молодых подростков. Журнал раннего подросткового возраста.2000; 20 (1): 68 — 92.

5. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Социологическое исследование несовершеннолетних осужденных. Ленинградский юридический журнал. 2017; 2 (48): 216 — 229.

6. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Стандарты ООН — правовая основа предупреждения преступности несовершеннолетних.Публичное и частное право. 2015; IV: 53 — 56.

7. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Традиции и обычаи несовершеннолетних осужденных. Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013; Т. 20; № 3: 73 — 77.

8. Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. Особенности личности несовершеннолетних осужденных. Библиотека уголовного права и криминологии. 2013; 3 (3): 109 — 113.

References

1. Bendes-Iakov A. & Fridman J. (2000). Molodezh’ alimovbez roditelej (NAALE — MABR). lerusalim: Institut Genrietty Sol’da.

2. Kautman T. & Vatson S.M. Polovye razlichiya v samoocenke podrostka: Issledovanie Domenov. Zhurnalgeneticheskojpsihologii. 2001; 162 (1): 93 — 117.

3. Vaters E. & Sroof L.A. Social’naya Kompetentnost’ v Kachestve Konstrukcii Razvitiya. Obzor razvitiya. 1983; 3: 79 — 80.

4. Roberts i dr. Vosprinyatyesemejnyhdogovorennostej i dogovorennostej mezhdu sverstnikami i samoocenka sredi gorodskih molodyh podrostkov. Zhurnal rannego podrostkovogo vozrasta.2000; 20 (1): 68 — 92.

5. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Sociologicheskoe issledovanie nesovershennoletnih osuzhdennyh. Leningradskijyuridicheskijzhurnal. 2017; 2 (48): 216 — 229.

6. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Standarty OON — pravovaya osnova preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnih. Publichnoe i chastnoe pravo. 2015; IV: 53 — 56.

7. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Tradicii i obychai nesovershennoletnih osuzhdennyh. VestnikSankt-Peterburgskojyuridicheskojakademii. 2013; T. 20; № 3: 73 — 77.

8. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Osobennosti lichnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh. Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2013; 3 (3): 109 — 113.

Статья поступила в редакцию 08. 03.18

УДК-37.01

Aliev T.I., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral Ushakov (Novorossiysk, Russia),

E-mail: [email protected]

PUBLIC-PATRIOTIC EDUCATION OF BORDER GUARD OFFICIALS OF FSB OF RUSSIA ON THE BASIS OF AXIOLOGICAL APPROACH: THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT. In the conditions of formation of democracy in Russia ideas of patriotism have once again become popular as the guarantor of social stability as a consolidating force in Russian society, which are able to effectively contribute to the development of the economic power, security and national defense, maintain political and economic independence and territorial integrity of the country. This feature causes the value of patriotism as the functioning and impact of boundary bodies of FSB of the Russian Federation. The article reveals the author’s view on the understanding of the terms «patriotism» and «state patriotic education» and summarizes the main results of the study.

Key words: axiological approach, education, state patriotic education, results, patriot, pedagogical experiment, members of border authorities, formation.

Т.И. Алиев, аспирант Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В условиях становления демократии в России патриотическая идея вновь стала востребованной как гарант социальной стабильности, как консолидирующая сила российского социума, способная эффективно содействовать развитию экономической мощи, укреплению безопасности и обороноспособности государства, сохранению политической и экономической независимости, территориальной целостности страны. Эта особенность обуславливает значение патриотизма как основы функционирования и результативной деятельности пограничных органов ФСБ Российской Федерации.

В статье обзорно раскрывается авторский взгляд на понимание терминов «патриотизм» и «государственно-патриотическое воспитание», приводятся основные итоги проведённого исследования.

Ключевые слова: аксиологический подход, воспитание, государственно-патриотическое воспитание, итоги, патриот, педагогический эксперимент, сотрудник пограничных органов, формирование.

Реализация пограничной политики Российской Федерации в современных условиях требует от сотрудников пограничных органов не только высокого уровня профессионализма, но и их готовности, и способности самоотверженно отстаивать жизненно важные интересы России, что предполагает сочетание компетентности, глубоких профессиональных знаний, навыков и умений с преданностью своему Отечеству, любовью к Родине. По мнению С.Н. Томилиной [1], А.Н. Томилина [2] и др. формирование и развитие таких высоких патриотических качеств личности возможно только путём организации и проведения соответствующего патриотического воспитания.

Анализ научной литературы [1 — 3] позволил установить:

— с момента своего зарождения идея патриотизма пограничников видоизменялась и совершенствовалась от личностного патриотизма, соединенного с идеей национального единства, основанного на православии и национальном достоинстве, последующем отождествлении с безоговорочной поддержкой деятельности государства по объединению и укреплению русских земель, восхождению к имманентному духовно-нравственному состоянию, «державному патриотизму»;

— для современного этапа характерен ренессанс патриотической идеи, объявление её в качестве объединяющей силы народов России;

— патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов осуществляется по такому направлению как «государственно-патриотическое».

Анализ монографий и проведённых исследований на патриотическую тематику, касающихся военной сферы показывает, что в основном они посвящены проблеме патриотического воспитания: а) призывной молодёжи, формированию готовности к воинской службе; б) курсантов военных вузов, их подготовке к будущей военно-профессиональной деятельности и воспитанию подчиненных.

Вместе с тем, фундаментальных исследований проблемы формирования патриотизма у сотрудников пограничных органов, не имеется. В современной воспитательно-патриотической работе не в полную силу использованы возможности аксиологического подхода. Сегодня органы военного управления и военные кадры ПС ФСБ России нуждаются в научном обосновании процесса государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов, наличия соответствующей педагогической модели и целевой программы воспитания патриотов.

С этой целью в одной из частей юга России было проведено диссертационное исследование на тему: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода». В экспери-

Формирование самооценки у подростков

Понятие и виды самооценки

Определение 1

Самооценка – это уровень понимания самого себя, оценивание своей личности, своих отрицательных и положительных качеств, часть Я-концепции.

У человека, который любит сам себя, самооценка будет выше и адекватнее. Самооценка является очень значимым показателем, оказывающим влияние на жизнь человека. Уверенность человека в собственных силах и своих достоинствах, помогает ему добиваться успеха и, наоборот, чувство вины и стыда, неоправданная стеснительность не дают проявляться и реализовываться внутренним потребностям.

В детстве идет формирование базовой самооценки, которая со временем изменяется и подлежит коррекции.

Самооценка оказывает влияние на поведение и развитие личности, на взаимоотношения с другими людьми, выполняя при этом регуляторную и защитную функции. Она создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха. Стабильность и автономность личности обеспечивает её защитная функция.

Как отмечает И.Я. Зимняя, самооценка развитой личности образует сложную систему – она определяет характер самоотношения человека и включает общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, принятие или непринятие себя, частные самооценки отдельных сторон своей личности.

Психология выделяет три вида самооценки:

  • адекватную,
  • неадекватную,
  • смешанную.

При адекватной самооценке человек трезво осознает свои слабые и сильные стороны, знает свои возможности и потребности, трезво определяет внутренний потенциал. Его самооценка совпадает с реальной действительностью. Личность с адекватной самооценкой способна к самокритике, устранению своих недостатков и культивированию сильных сторон.

Неадекватная, значит, искаженная самооценка, т.е. мнение человека о себе не совпадает с реальной действительностью. Самовосприятие при неадекватной самооценке может быть завышенным или заниженным. В первом случае, он полагает, что обладает не присущими ему качествами, а во втором случае, он не принимает себя совсем. В любом случае неадекватная самооценка мешает профессиональным достижениям и коммуникации.

Что касается смешанной самооценки, то в разные периоды жизни человек по-разному относится к себе – то проявляет уверенность, то становится слабым, закомплексованным. Например, можно быть уверенным в своей профессии и хорошо в ней реализоваться и считать себя в личной жизни недостойным своего партнера.

Поскольку самооценка закладывается с раннего детства, то большое значение при этом имеют родители, показывающие свою любовь ребенку. Безусловная любовь не зависит от хорошего поведения, ребенка любят за то, что он есть, а не потому что он убрал игрушки или получил хорошую отметку. В противном случае, будучи взрослым, он будет считать, что любить просто так нельзя, хорошее отношение надо заслужить.

В зрелом возрасте самооценка может упасть, например, человек много и хорошо работает, а карьерного роста не происходит. В этом случае, могут появиться сомнения в способностях. При нормальной изначально самооценке причина будет найдена, а если первоначально самооценка была невысокой, то она может упасть ещё ниже.

Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Как считает П. С. Немов, формирование самооценки зависит от особенностей конкретного возрастного периода.

В своем учебнике по психологии он отмечает, что активный процесс познавательного развития идет в детском и подростковом возрасте. Рост сознания и самосознания ребенка в эти годы становится особенно заметным.

Рисунок 1. Самооценка подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование самооценки рассматривается с различных точек зрения в целом ряде концепций.

Концепция Д.Б. Эльконина связывает подростковый возраст с возникающими новообразованиями из предшествующего периода. Особенности развития в этом возрасте проявляются в трудных отношениях с взрослыми – негативизм, упрямство, уход из школы, стремление в компанию сверстников.

Развитие самосознания выражается в изменении мотивации учения, общения, труда. «Детские мотивы» теряют свою побудительную силу, и на их место приходят новые «взрослые» мотивы. В результате происходит переосмысление содержания, целей и задач деятельности. На второй план отодвигаются или изживают себя те мотивы, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра. Начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте, с точки зрения М.А. Зимней, особое внимание уделяется самоконтролю деятельности. Сначала это контроль по результату, а затем процессуальный контроль, т.е. способность выбирать и избирательно контролировать любой шаг в деятельности. Способность планировать свою деятельность у многих ещё отсутствует, но есть стремление к саморегуляции и проявляется это в том, что интересная и захватывающая деятельность может удерживать внимание подростка в течение длительного времени и поддерживать высокий темп работы.

В подростковом возрасте, считает Л. И. Божович, развиваются процессы самосознания и самоопределения, ломаются и перестраиваются все отношения подростка к миру и к самому себе. В конечном итоге, подросток приходит к той жизненной позиции, которая будет началом его самостоятельной жизни.

Изменения в этом возрасте происходят в различных сферах психики, а кардинальные изменения касаются мотивации. На первом плане находятся мотивы, связанные с формированием мировоззрения.

Для структуры мотивов характерна иерархическая система. На основе ведущих, значимых, ставших для подростка ценными мотивами, есть определенная система соподчиненных различных мотивационных тенденций. В подростковом возрасте механизм действия мотивов возникает на основе цели, поставленной уже сознательно.

По мнению Л. И. Божович, главное новообразование подросткового возраста, который называют переходным, находится в мотивационной сфере, с которой связано нравственное развитие личности.

Особенности подросткового возраста, таким образом, обуславливают пути формирования самооценки в эти возрастные периоды.

Формирование самооценки в детском возрасте

Замечание 1

Важнейшим фактором развития личности ребенка является правильное формирование самооценки. На её формирование большое влияние оказывают окружение ребенка, его собственная деятельность и оценка результатов.

Когда ребенок свою деятельность не умеет анализировать, а со стороны взрослых оценка низкая, то возникают острые аффективные переживания, возникает много отрицательных форм поведения. Если ситуация сохраняется длительный период, то отрицательные формы поведения становятся устойчивыми качествами личности.

Активные действия ребенка, самонаблюдение и самоконтроль способствуют формированию самооценки.

Общение со сверстниками, игры и занятия ставят ребенка в ситуацию, когда он должен посмотреть на себя, оценить свои умения, проявить какие-либо свои качества.

На начальном этапе он оценивает свои физические возможности – «я большой», «я сильный», а затем начинает осознавать и оценивать поступки, практические умения, моральные качества.

До семилетнего возраста ребенок поступает в соответствии с переживаниями, которые для него являются в данный момент актуальными. Эта условная схема выглядит как «захотел-сделал».

Наивность и непосредственность говорят о том, что ребенок одинаковый как внешне, так и «внутри» и его поведение легко читается.

В старшем дошкольном возрасте в его поступки включаются интеллектуальные моменты, поведение становится осознанным. Он осознает, как окружающие относятся к нему и как он к ним, к самому себе.

Осознание своего социального «Я» – это важнейшее достижение старшего дошкольника. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать расхождение между своим положением среди других людей и реальными возможностями и желаниями. Возникает стремление занять более «взрослое» положение и выполнять важную деятельность для себя и других людей.

С осознанием своего места среди других начинает формироваться внутренняя социальная позиция, идет обобщение своих переживаний, формирование устойчивой самооценки.

В основе положительной самооценки лежит самоуважение, ощущение собственной ценности.

Отрицательная самооценка говорит о неприятии себя, негативном отношении к себе.

В старшем дошкольном возрасте видна способность анализировать свою деятельность, соотносить свое мнение с мнением окружающих, поэтому самооценка становится более реалистичной и приближается к адекватной.

Отклонением в развитии личности рассматривается заниженная самооценка у дошкольников.

У младших школьников учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью.

Учение с первых месяцев прихода ребенка в школу начинает корректировать формирование личности.

Самооценка подростка


Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983).
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.



Адекватность самооценки

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.
Половые различия.
В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания.
Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.
Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки
подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.
Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.
В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.
«Пограничное сознание» — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.
Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.
Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.
Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.
Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.
Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Физический облик и самооценка

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития.
Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка.
В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Мнение ученых
Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение.
С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость.
Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968).
Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.
Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).
Половые различия.
Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности.
В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.
Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Характер самооценки и качества личности

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Эмансипация самооценки

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения.
Развитие самооценки в процессе общения
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Влияние родителей на самооценку подростка.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-кон-цепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.).
Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.
Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.
Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.
Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.
Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.
Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

  1. тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  2. эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  3. ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.

Самооценка и педагогическая оценка

Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков.
В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.
Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика .
Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения.
Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.
Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др. ).
У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности .

Источник: Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

Самооценка ребенка в подростковом возрасте

Какие изменения происходят в психологии подростка, на что стоит обратить внимание родителям в этот период, как не сформировать ложную самооценку ребенка, рассказывает Марина Андреевна Жукова, психолог, специалист в области психического здоровья детей и раннего сопровождения детей и родителей.

Жукова Марина Андреевна

Психолог