от детского возраста до взрослого
Cамооценка – это базовые представления человека о себе, которые служат основой для формирования всех сфер его жизни: отношений, работы, уровня заработка, родительства и т.д. Долгое время было принято считать, что самооценка человека закладывается в детстве, до 5 лет включительно, и всё, что происходит с ним после уже не может её поколебать. Да, детский возраст очень важен для формирования личности человека, но сегодня мы поговорим о том, какие этапы взросления накладывают свой отпечаток на самооценку и в каком возрасте можно говорить о ней как о сформированной.
Прошлое и настоящее
В последние годы интерес к бытовой, доступной психологии усиливается, и это хорошо. Люди начинают понимать, что повышение качества жизни зависит от собственной осознанности, что за всё, что происходит с нами, мы ответственны сами. Ситуация, в которой человек находится прямо сейчас, на 90% является прямым следствием его поступков и выборов. Однако такое упрощение является поверхностным (может, поэтому оно так и популярно сегодня). Во-первых, постоянные мысли о том, как много было сделано и делается не так, ведут не к положительной динамике, а к неврозу. Во-вторых, помимо нас самих существуют некоторые объективные обстоятельства, неизбежно влияющие на ситуацию (наши дни – яркий тому пример).
Что же касается пресловутого выбора, то механизм, по которому этот выбор делается, целиком и полностью базируется на самооценке человека. Для наглядности приведём пример, знакомый многим – ревность. Женщина с адекватной самооценкой, заметившая, что её мужчина с нескрываемым интересом засматривается на другую, сосредоточится на себе, на том, чтобы конкурентного поля у неё не было в принципе и, вероятнее всего, добьётся желаемого. При низкой самооценке в ход пойдут уничижительные высказывания в адрес потенциальной соперницы, манипуляции, требования предъявить телефон для проверки, и, как следствие такого выбора, замученный всем этим партнёр, до сих пор хранивший верность, скорее всего, в самом деле изменит.
Решение о том, как себя повести, как отреагировать на ту или иную ситуацию, мы принимаем, опираясь на то, насколько сами представляем для себя ценность, и только потом – на свой опыт.
Этапы формирования самооценки
Восприятие себя действительно закладывается в детстве, но полноценно формируется оно в несколько этапов.
Малыш до 7 лет
До 7 лет мышление маленького человека линейно, его представление о себе формируется целиком и полностью на основании того, как к нему относятся значимые взрослые. Мама с папой называют меня принцессой, значит, я принцесса. Бабушка говорит, что я настоящее наказание, значит, я плохой, ведь наказание – это то, чего следует избегать.
При этом следует понимать, что формирование здоровой самооценки ребёнка – дело тонкое. Можно бесчисленное количество раз сказать ребёнку, что он любимый и самый лучший, но если при этом вы обесцениваете его эмоции и чувства как ненастоящие и незначительные, то он усвоит именно это, то, что он не важен.
Как сформировать здоровую самооценку у ребёнка – читайте в нашем блоге.
Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Младший школьник
В 7 лет малыш официально становится школьником, начинает активно социализироваться и в скором времени приходит к пониманию того, что мир не такой, как его дом. С этого момента особенно важно давать ребёнку поддержку, формировать у него убеждение в том, что дома его всегда любят и принимают. Именно в это время ребёнок начинает всерьёз воспринимать слова и поступки сторонних взрослых по отношению к нему. Авторитетный взрослый – будь то учитель в школе или тренер в спортивной секции – становится для формирующейся личности ориентиром, его мнение и демонстрируемое к ребёнку отношение существенно влияет на его самооценку.
Подростковый возраст
Всё это сказывается в подростковом возрасте (10-14 лет), когда социализация человека, его понимание своего места в мире происходит через общение со сверстниками. Так, если подросток подвергается травле со стороны одноклассников, являясь при этом бесконечно любимым родителями, выводы о себе он будет делать, опираясь на отношение к нему других подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст – время максимально критичного отношения человека ко всему, что он знал раньше. Окружающий мир подросток исследует опытным путём, постоянно находясь среди подобных себе, именно на их мнение и отношение он будет ориентироваться.
В это время особенно важно сохранять со своим ребёнком близкие и принимающие отношения, в которых он может рассказать о том, что с ним происходит. Ответ в духе «Да брось, это глупости!» – это вовсе не то, что нужно человеку, испытывающему сомнение. Самым грамотным здесь будет проговорить с ним, проанализировать ситуацию, помочь выработать линию безопасного и здорового поведения. Быть может, самому родителю обратиться за консультацией к психологу, имеющему квалификацию для работы с подростками.
Юность
Старший подростковый возраст и юность имеют свои нюансы. 15-20 лет – это период буйства гормонов, время, когда молодые люди склонны экспериментировать, влюбляться, создавать пары. В это время у юного человека, как правило, складываются его первые близкие отношения за пределами семьи, многие именно в этом возрасте получают первый интимный опыт. Как следствие новых переживаний, базой для восприятия себя и формирования самооценки становится отношение партнёра к человеку, то, какими глазами на него смотрят, как к нему относятся, что транслируют на словах.
Взросление
20-25 лет – это время, когда самооценка человека формируется полностью. На разных этапах жизни, в процессе получения того или иного опыта она может меняться: уверенный в себе ребёнок может превратиться в обесценивающего самого себя подростка, а потом снова стать убеждённым в своей ценности юношей. Однако именно в период перехода к молодости, в 20-25 лет, все полученные знания и сделанные выводы складываются для человека в целостную картину его представлений о себе.
Причина и следствие
Прохождение перечисленных этапов неизбежно для всех, но для взрослого человека важно осознать: то, как он воспринимал и в какой степени ценил себя год, два или десять лет назад никоим образом не определяет того, как он оценивает себя сегодня. Самооценка – понятие пластичное, с ним можно и нужно работать, но для того, чтобы к этой работе приступить и чтобы она была качественной, стоит признать важную вещь: в том, как было раньше, никто не виноват.
Простой пример: юная девушка (17-18 лет) оказывается в отношениях с регулярно обижающим её партнером. Скажется ли это на её самооценке? Разумеется! Без проработки себя в следующие отношения она также войдёт, будучи уверенной, что не стоит большего. Действительно ли дурное отношение к ней одного конкретного парня говорит о том, что она плохая/глупая/некрасивая? Конечно, нет!
Вернёмся к примеру с изменой. Для одной женщины немыслимо даже представить, что она цепляется за мужчину. Не потому, что она его не любит, а просто здоровая самооценка предполагает её непоколебимую уверенность в том, что её нельзя обманывать и обижать. Другая девушка, с низкой самооценкой, точно также не может вообразить себе ситуацию, в которой она перестаёт иметь дело с тем, кто сделал ей очень больно. В её представлении о себе ей просто не найти другого партнёра.
Работа с самооценкой – это работа в долгую, работа, которую нужно вести регулярно, но именно её результаты приводят к формированию осознанности. Помните, что не существует «ошибок молодости», есть лишь решения, принятые на основе имевшихся на тот момент знаний и представлений о себе. Избегайте тех, кто транслирует вам, что с вами трудно, что любить вас можно только за что-то – и то, и другое ложь. И самое главное: как можно чаще говорите себе вслух о том, что вы достойны только хорошего.
Сложный, болезненный, травматичный опыт есть у всех без исключения, и, если вы смогли пройти через то, что случилось в вашем прошлом, значит, вам однозначно есть за что себя хвалить. Если делать это сложно – это верный сигнал к тому, чтобы заняться работой над своей самооценкой прямо сейчас.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Формирование адекватной самооценки личности
Формирование самооценки личности включает в себя постепенное прохождение нескольких стадий развития. Первоначальный этап – это недифференцированное отношение малыша к оценке субъективного поведения взрослыми. На следующей стадии формирования самооценки зарождается дифференцированное отношение к оцениванию своих личных поступков взрослыми. Затем зарождаются способности и умения самостоятельно оценивать собственное субъективное поведение целиком. Однако на данной ступени формирования самооценки личности происходит оценивание лишь по принципу полярности: хорошо-плохо. Следующая стадия заключается в появлении способностей и умений к оцениванию не только лишь собственных поступков, но и различных эмоциональных состояний. Последний этап формирования самооценки у детей заключается в зарождении способностей к самосознанию, которые представляют собой умение осмысливать и оценивать свою персональную внутреннюю жизнь.
Формирование самооценки личности
Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.
Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.
Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.
Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания.
Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.
Формирование адекватной самооценки
Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.
М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.
Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.
Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности.
А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу. Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.
По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.
Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.
На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.
Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.
Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.
Формирование самоконтроля и самооценки
Современный социум нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной. Поэтому так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, склонности и стремления, индивидуальность каждой маленькой личности. Роль самооценки в формировании личности, которая будет отвечать современным требованиям общества, довольно важна наравне с формированием самоконтроля.
Индивид наделен редкостной способностью контролировать свою деятельность и управлять ею. Через персональный опыт, посредством общения с окружающим социумом и средой, у субъекта вырабатывается внутреннее приспособление – самоконтроль, позволяющий ему поступать логично и соответственно правилам.
Самоконтроль в качестве умения самостоятельно находить собственные ошибки, промахи, неточности, планировать способы ликвидации обнаруженных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развивающего и воспитывающего контроля. Контроль воздействует на образование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных свойств личности.
Самоконтролем принято считать понимание и оценивание индивидом персональных действий процессов психики, и состояний, которые предполагают наличие определенного эталона и возможности приобретения данных о подконтрольных действиях и состояниях.
Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у малышей понимания необходимости регуляции своего собственного поведения, основываясь на усвоенных правилах; формировании у детей умений предвосхищать результаты своих поступков во взаимосвязях с эмоциональными волнениями, которые возникают в связи с детскими представлениями о значимости будущих последствий для себя и окружающего социума на основе произведения анализа ситуаций из повседневной жизни; формировании у детей понимания личностной значимости действий, заключающих в себе нравственно-моральный смысл.
Формирование самооценки младшего школьника
Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением. Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности.
Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.
Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.
На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.
Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.
Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их. Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком.
Формирование самооценки учащихся
Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.
На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.
Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.
Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как развивается самооценка (возраст 0-14 лет, этапы развития самооценки)
Ваше окружение не создает вашу самооценку, но ваша самооценка также не является полностью вашей идеей.
Ваша самооценка — это оценка того, сколько вы заслуживаете, исходя из того, насколько привлекательным и способным вы себя считаете. Ваша нынешняя самооценка формировалась с детства.
Психологи говорят нам, что самоощущение человека начинает формироваться в детстве и кристаллизуется в подростковом возрасте. Какое бы самоощущение они ни несли с этого момента, оно становится основным самоощущением, которое они будут нести на протяжении всей жизни, если только не произойдет событие, которое решительно борется с этими глубоко укоренившимися убеждениями, формирующими их самоощущение.
Обзор развития самооценки в детстве
В детстве вы рождались без чувства собственного достоинства, без чувства правильного и неправильного и без чувства собственного достоинства. Вы делаете только то, на что побуждает вас ваш инстинкт. Но с ответами, которые вы получаете от своих родителей или своего окружения, вы начинаете понимать, что правильно и неправильно, приемлемо и неприемлемо.
Поскольку мозг младенца недоразвит, вы начинаете следовать этому образцу черного или белого, правильного или неправильного. Вы не пытаетесь выяснить, почему это правильно или неправильно, окружающие ситуации, когда это правильно или неправильно, и так далее.
Например, шестимесячный ребенок, которого отшлепали за ночное недержание мочи, не может понять, что неправильно мочиться в кровать. Сигнал, который он получает, это то, что его отшлепали за то, что он пописал. Зигмунд Фрейд в своей психоаналитической теории объясняет, что если не справиться с инстинктивным влечением детей до достижения ими 14-летнего возраста, они станут «фиксированными» и приведут к невротическим тревогам в будущем. Можно сказать, что низкая самооценка является одной из невротических тревог.
Теперь, поскольку вы видите только черное или белое, правильное или неправильное, вы принимаете то же ошибочное чувство суждения при формировании своего самоощущения. Таким образом, вместо того, чтобы говорить, что то, что вы сделали, является либо правильным, либо неправильным, вы начинаете говорить, что вы либо правы, либо неправы.
Каждый раз, когда вы слышите «нет» от родителей, без поясняющей/утверждающей среды, растет убеждение «Я не заслуживаю ничего получать».
(Это не означает, что детям нужно давать все, что они хотят. Наоборот, на каждое полученное «нет» им нужно помочь понять, почему это «нет» не означает, что они недостойны, но есть какие-то другие причины. Это нужно сделать потому что они не могут придумать это объяснение сами по себе).
Вера становится еще сильнее, когда вы выходите и видите, что другие сверстники получают то же самое, в чем вам было отказано. Это кристаллизует тот факт, что это вы не заслуживаете этого.
Другой пример: если вы просыпаетесь рано утром и собираете свои игрушки, а ваша мама шлепает вас, потому что она думает, что еще рано играть с игрушками, в то время как она пытается дать вам чувство ответственности, вы так думаете …
Вчера я видел, как Джонни играет с игрушками, когда был у него дома. Я вижу, как каждый ребенок по телевизору играет со своими игрушками, когда захочет. Это означает, что я не должен получать то, что получают все остальные. Они должны быть лучше меня.
Чем больше у вас опыта, который заставляет вас прийти к этому заключению, тем больше у вас будет развиваться низкая самооценка. Кроме того, чем больше у вас будет опыта, который заставит вас прийти к выводу о том, что вы достойны, любимы и важны, тем выше будет ваша самооценка.
Мы видим, что наша самооценка развивается не только на основе того, что происходит в окружающей среде, но и на нашей интерпретации того, что происходит. Если случится точно такой же опыт, который вызвал у вас низкую самооценку, но вам помогут лучше его интерпретировать, у вас разовьется высокая самооценка.
Например, вас заставили понять, что ваши родители поступили безответственно, не позаботившись о ваших потребностях, и что вы не заслуживаете заботы.
3 стадии развития самооценки
Я изучил стадии развития Эрика Эриксона и сравнил их с тем, как я заметил развитие самооценки у детей, и пришел к выводу, что существует 3 стадии развития самооценки. Три стадии самооценки: забота и любовь (0–3 года), способности (3–6 лет) и социальные сравнения (6–14 лет). На каждом из этих этапов ребенок использует разные показатели для восприятия своего чувства собственного достоинства.
Этап 1: Забота и любовь (0–3 года)
На этом этапе ребенок может осознать, насколько он достоин, через уровень внимания и заботы, которые он получает от окружающей среды, особенно от родителей. Согласно теории Эрика Эриксона, если уход за младенцем будет последовательным, предсказуемым и надежным, у него или нее разовьется чувство доверия, которое распространится на другие отношения, и они будут чувствовать себя в безопасности, даже когда им угрожают.
Недоверие, недоверие и беспокойство могут расти, если эти критерии не соблюдаются регулярно. Если забота была неравной, неожиданной и ненадежной, у младенца может появиться чувство недоверия, подозрительности и страха. В этой ситуации младенец потеряет веру в окружающий мир и в СВОЮ СИЛУ влиять на события.
Стадия 2: Способности (3-6 лет)
На этой стадии ребенок формирует чувство собственного достоинства на основе того, что он может делать, своей способности выполнять задания и определенного уровня автономии. Ключевой чертой ребенка в этот период является то, что он или она ежедневно взаимодействует с другими подростками в школе.
Игра имеет решающее значение в это время, потому что она помогает детям улучшить свои социальные навыки, инициируя действия. Дети планируют мероприятия, придумывают игры и проводят групповые мероприятия. Когда предоставляется шанс, дети развивают чувство инициативы и уверенность в своей способности руководить другими и принимать решения.
Если детей поощрять и поддерживать в их большей самостоятельности, они станут более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире. С другой стороны, дети, над которыми насмехаются, чрезмерно регулируют или лишают возможности самоутвердиться, приобретают чувство неадекватности своей способности к выживанию и могут стать слишком зависимыми от других, страдать от низкой самооценки и чувствовать стыд или сомнения в своих силах.
Этап 3: Социальные сравнения (6-12)
На этом этапе дети осознают свою значимость, сравнивая себя с другими детьми в окружающей среде. Они по-прежнему гордятся своими способностями и автономией, но на этот раз они начинают сравнивать, насколько эти способности соответствуют их сверстникам.
В этом возрасте группа сверстников приобретает большее значение и становится основным источником самооценки ребенка. Ребенок теперь чувствует давление, чтобы соответствовать, демонстрируя определенные таланты, которые ценит общество, и они начинают гордиться своими достижениями.
Когда детей хвалят и вознаграждают за инициативу, они становятся более продуктивными (компетентными) и оптимистичнее оценивают свои способности в достижении своих целей. Если они получат обратную связь о том, что они не подходят или не подходят друг другу, они начнут чувствовать себя неполноценными, сомневаться в своих способностях и, таким образом, не смогут полностью реализовать свой потенциал. Если ребенок не может развить навык, который, по его мнению, требуется обществу, он может чувствовать себя неадекватным.
Перестройка вашей самооценки
Теперь очевидно, что ваша самооценка состоит из убеждений, которых вы придерживаетесь в отношении себя, как я указывал ранее, эти убеждения, которые составляют ваше ощущение себя, не могут быть изменены, за исключением случаев, когда случается событие, решительно борющееся с ними.
Однако не стоит ждать, пока произойдет такое событие. Вы можете начать борьбу против своих убеждений. Если у вас низкая самооценка, вам следует воспользоваться этим трехэтапным планом лечения низкой самооценки, который подойдет любому.
Похожие посты автора:
Олусегун Иеджаре
Олусегун Иеджаре — карьерный коуч и сертифицированный консультант. Он помогает людям раскрыть и максимизировать свой потенциал, чтобы жить полноценной жизнью, несмотря на очевидные ограничения, сдерживающие их.
Как формируется самооценка | Социальная психология
Иногда ответ на этот вопрос может основываться на описании наших личностей: я добрый, я инициативен, я общителен, я умен. В других случаях описания ролей и отношений могут показаться наиболее соответствующими нашему пониманию того, кто мы есть: я учитель, я мать, я тренер, я не женат. В других случаях на вопрос «Кто я?» можно ответить, ссылаясь на личные достижения (или их отсутствие) или будущие амбиции, в то время как в других случаях первостепенное значение может иметь идентификация как члена определенных социальных категорий: национальность, когда проживание или путешествие за границу, или политическая принадлежность во время избирательной кампании.
Я-концепция чаще используется для обозначения убеждений людейOpens in new window о себе, своих собственных представлениях о том, кто они есть, и их личных характеристиках, способностях, опыте, эмоцияхOpens in new window и планах.
Я-концепция — это всеохватывающая теоретическая конструкция самого себя, включающая когнитивные и аффективные компоненты собственного образа. Психологи проводят различие между образом себя и самооценкой.
Я-образ относится к когнитивному компоненту Я-концепции, который включает в себя характеристики и качества, которые человек приписывает себе (например, «Я решительный и самомотивированный»), тогда как самооценка относится к аффективному компоненту Я-концепции. , чувства или мнения, которые человек поддерживает по отношению к себе как к объекту оценки (например, «Я чувствую себя хорошо, будучи целеустремленным и самомотивированным»).
То, как люди воспринимают себя, создает ментальный образ или я-концепцию, которую они имеют о себе. Этот образ часто отличается от представления о них других. Я-концепцию можно описать как все, что люди думают и чувствуют о себе. Таким образом, ваша самооценка представляет собой совокупность восприятий того, кто и что вы есть. Он включает в себя ваш внешний вид, физические и умственные способности, взгляды и убеждения, сильные и слабые стороны (ср. Verderber 19).90).
Действительно, я-концепцию можно определить как то, как человек воспринимает себя. На него влияют все наши знания о самих себе. Такие знания могут включать в себя воспоминания о конкретных событиях и переживаниях, чертах характера, атрибутах, привычках, предпочтениях, убеждениях, ценностях, планах, надеждах и страхах, а также наши знания о наших социальных ролях и отношениях.
Люди не рождаются с я-концепцией; скорее, оно формируется нашими отношениями с другими. Подумайте о влиянии на вас сообщений других людей, особенно тех, кого вы уважаете. Вы, вероятно, согласитесь, что позитивные сообщения заставляют вас чувствовать себя принятыми, достойными, ценными, привлекательными и значимыми, тогда как негативные сообщения, как правило, заставляют вас чувствовать себя маленькими, бесполезными, обделенными, нелюбимыми или незначительными.
Таким образом, все, что мы знаем о себе , есть наше я — наша я-концепция. Его можно разделить на три основные категории:
- Личностная я-концепция: собственное мнение о себе, например, «я умный»;
- Социальная концепция: представление человека о том, как его или ее воспринимают другие в этом обществе, например: «Мои коллеги считают меня привлекательным»; и
- Я-идеалы: собственное представление о том, кем человек хочет быть, например: «Я хочу быть успешным».
Я-концепция человека может быть положительной или отрицательной в зависимости от конкретных настроек. Например, кто-то, обладающий позитивной самооценкой, часто чувствует, что он или она добьется успеха в данном задании, потому что у него или у нее есть способность добиться успеха. Обратное происходит с теми, кто думает, что потерпит неудачу; то есть человек потерпит неудачу, потому что ему или ей не хватает врожденной способности добиться успеха.
В целом, чем более позитивно вы относитесь к таким факторам, как свой внешний вид, способности и впечатление о вас других, тем позитивнее ваша самооценка и ваше отношение к себе. Чем более негативно вы относитесь к себе и к впечатлению о вас других, тем негативнее ваша самооценка и то, как вы рассказываете о себе.
Зигмунд ФрейдОткрывается в новом окне , основатель психоанализа, утверждал, что, когда кто-то подчиняется сверхактивному Супер-Эго (сознанию), Эго (рациональная часть нашей личности) стремится к равновесию, включающему непрерывные битвы между Ид ( часть нашей личности, которая ищет удовольствия) и суперэго. Другими словами, человек хочет иметь возможность делать то, что, как он или она знает, является морально неправильным, но в то же время его или ее совесть предостерегает его или ее от любого противоправного поведения, поскольку оно аморально. Суперэго является доминирующим, поэтому оно заставляет человека подчиняться, и если человек поддается искушению, он или она чувствует себя виноватым, что, в свою очередь, приводит к негативной самооценке.
Развитие Я-концепции
Я-концепция никогда не перестает развиваться; скорее, оно начинается в младенчестве и продолжается до конца жизни человека. Когда родитель или другой значимый человек начинает проявлять интерес к развитию ребенка, проявляемые внимание и любовь влияют на ребенка, что влияет на его или ее развивающуюся самооценку. Пожалуй, самым важным периодом в жизни ребенка являются первые 2 года. Если ребенок получил сильную психологическую основу, он или она, скорее всего, будет обладать здоровой самооценкой.
То, как родитель ежедневно относится к своему ребенку, жизненно важно для будущего развития ребенка. Младенец учится доверять другим, потому что рядом с ним есть любящие опекуны, которые удовлетворяют потребности ребенка. По мере взросления ребенка родители должны следить за тем, чтобы ребенку разрешалось выполнять все больше и больше задач самостоятельно. По мере того, как ребенок растет, должны меняться и его или ее убеждения относительно своих способностей. Ребенок должен прийти к пониманию того, что он способен делать что-то новое, и это отношение со временем будет развиваться.
Эрик ЭриксонОткрывается в новом окне , знаменитый гарвардский психолог, считал, что каждый человек должен успешно завершить конфликт, присущий каждому этапу. То, как каждый человек справляется с конфликтами, может сильно повлиять на его или ее самооценку. Когда мы позитивно справляемся с кризисом и конфликтом, наша результирующая самооценка часто бывает позитивной, но верно и обратное; если мы относимся к конфликту негативно, наша самооценка может быть такой же.
Восемь стадий развития Я-концепции
Согласно Эриксону, люди проходят через свою жизнь восемь стадий. Каждый из этих восьми этапов (описанных ниже) характеризуется набором уникальных кризисов.
- Стадия младенчества (от 0 до 12–18 месяцев) характеризуется кризисом того, учимся ли мы доверять другим.
- Стадия малыша (от 18 месяцев до 3 лет) связана с кризисом того, чувствует ли ребенок, что он или она может исследовать свое окружение.
- На дошкольном этапе (от 3 до 6 лет) основное внимание уделяется кризису, связанному с тем, чувствует ли ребенок себя достаточно независимым, чтобы делать что-то новое, а также испытывает ли он или она чувство вины за то, что пробует что-то новое.
- Подростковый этап (от 6 до 12 лет) связан с тем, что ребенок осознает, что он или она отличается от других. В частности, ребенок думает, что он или она способны делать что-то самостоятельно; наоборот, ребенок думает, что ему или ей не хватает средств, чтобы попробовать что-то новое.
- Подростковое состояние (от 12 до 20 лет), следующее за подростковым периодом, характеризуется стремлением человека «познать», кто он или она. Успешный вывод ведет к лучшему самопониманию, тогда как неудача ведет к поиску идентичности. На этом этапе впервые появляются проблемы с алкоголем и наркотиками.
- Этап юношеской взрослости (от 20 до 35 лет) — на этом этапе человек чувствует, что он или она достоин привязанности, начинаются романтические встречи, которые обычно заканчиваются браком и отцовством. С другой стороны, если человек чувствует себя непривлекательным, эмоциональная изоляция от других является нормой.
- Стадия среднего возраста — на этапе среднего возраста (от 35 до 65 лет) человек, скорее всего, будет вести жизнь, полную деятельности, которую он или она находит полезной, если у человека есть позитивная самооценка.
- Пожилой этап — начиная с 65 лет люди переживают пожилой этап или последний этап жизни человека. Если у человека положительная самооценка, вполне вероятно, что он или она почувствует целостность; если человек обладает негативной самооценкой, он, вероятно, рассматривает свою жизнь как пустую трату своего потенциала.
Один из важнейших компонентов, влияющих на развитие самооценки человека, называется референцией, которая включает временную и социальную референцию .
Временная референция возникает, когда люди сравнивают себя с более ранним моментом своей жизни с более поздним временем, и обычно имеет место в детстве и пожилом возрасте, когда происходят относительно быстрые изменения из-за физических и когнитивных трансформаций.
Социальная референция возникает, когда люди сравнивают свою жизнь с жизнью других, и имеет тенденцию происходить во взрослом возрасте, когда любые изменения менее заметны.
Я-концепция может быть организована и организована абстрактным образом по отношению к чертам личности, что позволяет людям судить о себе по любому количеству черт, таких как лень, интеллект, привлекательность, жесткость и так далее. Каждый человек находит определенные уникальные черты личности особенно важными для концептуализации себя. Например, один человек может определить себя как привлекательного, а другой человек может подчеркнуть свой интеллект и способность решать задачи. Это явление называется я-схемами, которые представляют собой черты, которые люди используют для самоопределения.
- Цитаты