Агрессия у ребенка. Эмоционально волевые нарушения у ребенка признаки, причины, лечение
Эмоционально волевые-нарушения у детей.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.
Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.
Агрессия у детей.
Поговорим о самом распространенном признаке даного нарушения — агрессии у ребенка, разберем подробно: Причина агрессии у детей. Откуда агрессия у ребенка? Признаки агрессии у детей. Как происходит лечение агрессии у детей!
Проявления агрессии могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе, но чаще сверстникам. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
Агрессия у ребенка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Детская агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемый восторг и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между родственниками и друзьями по школе, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность — это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают только как игру и получают от этого удовольствие, соответсвенно никакого физического насилия в ней нет. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью, но чаще всего происходит жесткий тактильный контакт.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивность у детей, пожалуй, самая важная проблема, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет из года в год.
Признаки агрессии у детей
Ребенок может чувствовать свои эмоции, но не всегда он способен осознать их и понять причины своего поведения. Но как правило родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что то происходит. Зачастую признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:
- Истерят, зачастую напоказ.
- Не признают своих ошибок.
- Щипаются.
- Гневаются.
- Обзываются.
- Отбирают игрушки. .
- Отказываются выполнять поручения.
- Злятся (топая ногами и стуча руками).
- Плюются
- Используют оскорбительные слова.
- Бьют сверстников
- Замахиваются на других.
- Мстят.
Если в семье родители в воспитании ребенка всячески подавляют его, соответственно ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Но как мы можем догадаться они никуда не уходят, а копятся как снежный шар и в ближайшем будущем происходит «взрыв эмоций».
Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Такой ребенок либо боится остаться в одиночестве, он думает, что никто не сможет его полюбить, никто не позовет его погулять и т.д. Все дети хотят, чтоб ими интересовались, звали с собой на любые мероприятия, говорили добрые слова. Того же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия еще больше отталкивает от него людей.
Соответственно, если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет агрессию и злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.
Причины агрессии.
У детей есть свои уникальные причины агрессии. Если одного ребенка могут беспокоить «занятые родители», а именно конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время, а второго – банальная невозможность иметь дорогущие игрушки, которые приносят в школу и садик сверстники, то причин для агрессии у ребенка с не выявленным нарушением предостаточно.
Причины агрессии у ребенка могут быть скрыты под:
- Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
- Копирование поведения родителей, показывая пример агрессивности как дома, так и в социуме. Равнодушное отношение родителей к жизни.
- Привязанность к одному родителю, где второй выступает объектом агрессии.
- Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы, ссоры перед детьми.
- Высокая возбудимость.
- Недостаточная развитость интеллекта.
- Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
- Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
- Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.
Лечение агрессии у детей.
Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке. Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции.
Групповая терапия является перспективным методом лечения агрессии у детей с поведенческими проблемами. У детей более младшего возраста получены положительные результаты на фоне терапии, направленной на достижение контроля над гневом. Обучение навыкам решения проблем включает моделирование ситуации, ролевую игру и практические занятия, помогающие детям более успешно строить межличностные отношения. Этот метод иногда эффективен для модификации патологического стиля взаимоотношений и поведения.
Хорошие результаты получены при применении программ для родителей, в рамках которых они обучались непосредственно установлению норм поведения в семье и разумных ограничений на нежелательные деструктивные формы поведения. В случаях пассивно-агрессивного поведения родителям предлагается, например, установить четкие ограничения и ожидания по отношению к ребенку и достигнуть соглашения с ребенком в отношении важных для него заданий и ответственности
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВЫМ НАРУШЕНИЯМ!
Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный).
Микротоковую рефлексотерапию для лечении агрессии и агрессивного поведения ребенка проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.
Старческая агрессия: причины, что с ней делать?
Старческая агрессия: причины, что с ней делать? | Клиника Панацея
Медицинский центр Панацея
+7 (495) 373-20-18
Обратный звонок
- Главная
- Полезная информация
- Старческая агрессия: почему возникает, что с ней делать?
org/ListItem»>Психические заболевания
- Записаться на консультацию
- Заказать выезд врача на дом
Агрессия в пожилом возрасте может быть одним из признаков нарушения эмоционального контроля и социального поведения. Эти симптомы часто могут указывать на развитие деменции. Агрессия может быть вызвана и другими причинами: возрастными изменениями характера, приемом некоторых препаратов, личными проблемами. Такое состояние можно и нужно корректировать: предупреждать, устранять, однако для этого важно установить какими причинами вызвано агрессивное поведения.
Записаться на консультацию
Причины агрессивного поведения в пожилом возрасте
Можно выделить три большие группы.
Биологические:
- постоянный физический дискомфорт, боли, вынужденная поза, плохое самочувствие, общее недомогание;
- побочный эффект от приема некоторых лекарств;
- внешние раздражители, к которым чувствителен пожилой человек: жара или холод, сквозняки, шум, яркий свет;
- снижение слуха и зрения, из-за которого ухудшается ориентация в пространстве, повышается уровень тревожности, напряженности;
- • нарушения мышления (бред, галлюцинации), которые сопровождаются агрессивной самозащитой от вымышленной угрозы;
- деменция, при которой происходят возрастные изменения тканей головного мозга и меняется поведение человека.
Социальные:
- одиночество, недостаточный объем общения, контакта с другими людьми;
- постоянное бездействие, отсутствие занятий, интересов, увлечений, регулярных обязанностей; пожилой чувствует себя бесполезным, ненужным и у него может появляться протестное поведение, сопровождающееся агрессией;
- недоверие к опекуну, врачу, посетителю, провоцирующее вспышку агрессии, может быть связано с ростом подозрительности при деменции;
- нежелание информировать окружающих о своем состоянии, эмоциональных проблемах, нарушениях здоровья. Пожилой человек не хочет становиться «обузой» — использует агрессивное поведение, чтобы близкие или врачи не вмешивались в его жизнь.
Психологические:
- постепенная дезадаптация и связанные с нею эмоции: расстройство, тревога, страх, депрессия; человек осознает, что не может справляться со все большим количеством задач; это ухудшает его психическое состояние, провоцирует агрессию;
- стеснительность, нежелание принимать помощь при умывании, переодевании, посещении туалета;
- отсутствие самоконтроля, постепенная утрата представлений о нормах поведения;
- усиление негативных черт характера;
- чувство уязвимости: внешний мир кажется незнакомым, угрожающим, может пугать пожилого, если он дезадаптирован;
- проблемы в отношениях с близкими; провоцировать агрессию может как равнодушие со стороны родственников (обычно кажущееся) или, напротив, их озабоченность состоянием здоровья пожилого человека.
У вас есть вопросы?
Мы перезвоним в течение 30 секунд
Отправить
или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Как предупредить приступ агрессии?
Стоит проанализировать ситуации, в которых появляется такое поведение, выявить его причины и, по возможности, убрать их. Консультация психиатра-геронтолога поможет вам справиться с этой задачей.
Родственникам пациента придется менять свое поведение и отношение к нему:
- принять возрастные изменения, смириться с тем, что человеку требуется больше времени даже на простые дела, с тем, что он может многое забывать, что-то делать неправильно, особенно важно, не раздражаться, не реагировать негативно, чтобы не провоцировать ответную агрессивную реакцию;
- учитывать состояние здоровья: постоянные боли, а также снижение слуха или зрения искажают восприятие окружающей обстановки, человек начинает остро реагировать на раздражители;
- стараться не критиковать, не делать лишних замечаний; стараться не создавать ситуаций, в которых больной может сделать что-то неправильно, а если он допустил ошибку, не заострять на этом внимания;
- если пожилому человеку нужна помощь при посещении туалета, переодевании, в гигиенических процедурах, она должна быть деликатной, а действия того, кто помогает, не должны причинять дискомфорт;
- следить за эмоциональным состоянием: при появлении «предвестников» агрессивного поведения (тревожность, беспокойство, страх, боль), постараться как можно быстрее вызвать врача- геронтолога, своевременно назначенное медикаментозное лечение предупредит развитие приступа агрессии.
Как реагировать на агрессивное поведение?
Не нужно принимать его на свой счет. Важно понимать, что пожилой человек начинает по-другому реагировать на раздражители, возникающие эмоции, происходящие события, и агрессия — одна из форм таких реакций.
Чтобы легче справляться с негативным поведением, нужно:
- продумать и отрепетировать свой ответ на агрессию, стараться, чтобы она не была неожиданной для вас;
- в начале конфликта не поддаваться первым эмоциям. Лучше отстраниться, выйти из комнаты на некоторое время, глубоко вдохнуть, попытаться для начала успокоиться самому;
- нельзя отвечать эмоционально, вступать в конфликт, терять самообладание. Это только усилит агрессию со стороны пожилого человека;
- вместо участия в «перепалке» стоит попробовать переключить внимание пациента, продемонстрировать дружелюбие, заговорить о чем-то другом. При деменции внимание становится рассеянным, и пожилой человек может отвлечься от фактора, который спровоцировал агрессивное поведение.
Когда приступ гнева закончился, лучше вести себя так, будто ничего не произошло. Не нужно пытаться «наказать» больного, отказываться от общения с ним, демонстрировать ему обиду. Вероятнее всего, он уже забыл о вспышке агрессии, и поэтому ему будут непонятны причины изменившегося отношения.
Приступы агрессии тяжело переносятся и самим пожилым человеком, они могут ухудшать его самочувствие, провоцировать головную боль, повышение артериального давления, проблемы с сердцем. Важно, чтобы такие «встряски» происходили как можно реже.
Если агрессивное поведение повторяется регулярно, нужно обратиться за помощью к психиатру. В ряде случаев контролировать эмоциональный фон удается, используя лекарства. Геронтолог или психиатр подберет препараты, которые помогут улучшить состояние больного, выявят причины, провоцирующие агрессию, уменьшат частоту таких приступов.
Заказать выезд врача-геронтолога
Опытные врачи. Лечение в стационаре или на дому. Круглосуточный выезд по Москве и области. Профессионально, анонимно, безопасно.
- Онлайн-консультации о деменции
- Факторы, провоцирующие деменцию
- Факторы, провоцирующие алкоголизм в пожилом возрасте
- Деменция с тельцами Леви
- Психозы в пожилом возрасте
- Возрастные изменения личности
- Лечение депрессии у пожилых
- Можно ли остановить старческое слабоумие?
- Лечение старческого слабоумия
- Лечение деменции
- Симптомы болезни Альцгеймера
- Лекарственная терапия пациентов с деменцией
- Диагностика деменции
- Проявление болезни Альцгеймера
- Виды деменции
- Болезнь Паркинсона
- Галлюцинации и бред
- Сосудистая деменция
- Психодиагностика пожилых пациентов
- Возможности лечения болезни Паркинсона
- Ранняя диагностика психических расстройств у пожилых людей
- Старческая агрессия: почему возникает, что с ней делать?
- Алкогольная деменция
- Алкоголизм в пожилом возрасте
- Психические нарушения в пожилом возрасте
- Болезнь Пика
- Факторы риска развития деменции
- Дифференциальная диагностика при болезни Альцгеймера
- Поведенческие и психические нарушения при деменции
- Нарушения памяти в пожилом возрасте
- Депрессия у людей старшего возраста
- Мифы о лечении депрессии
- Тревожное расстройство
- Виды расстройств пищевого поведения
- Нарушения сна
- Как распознать депрессию?
- Невротические расстройства
- Факторы риска и причины депрессии
+7 (495) 373-20-18
Наверх
Я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности сайта. Подробнее.
Только до конца этой недели!
Врач осмотрит вас и поставит диагноз. Вы получите план лечения со сроками и стоимостью. Если устроит, сможете сразу начать лечение.
30-40 минут
бесплатно
Или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Мы свяжемся с вами, подберем удобное для вас время и высококвалифицированного врача.
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18
Мы свяжемся с вами, подберем удобное для вас время и высококвалифицированного врача.
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
-
24/7 — круглосуточно и без выходных -
100% — гарантия анонимности -
15 минут — среднее время выезда врача по Москве и области -
12 лет — средний опыт работы наших врачей наркологов -
ЛО-77-01-010680 — Государственная Лицензия Департамента Здравоохранения г. Москвы
10.2 Биологические и эмоциональные причины агрессии – Принципы социальной психологии
Эбби, А., Росс, Л.Т., Макдаффи, Д., и МакОслан, П. (1996). Алкоголь и факторы риска свиданий для сексуальных посягательств среди студенток. Psychology of Women Quarterly, 20 (1), 147–169.
Андерсон, Калифорния, и ДеЛизи, М. (2011). Последствия глобального изменения климата для насилия в развитых и развивающихся странах. В Дж. Форгас, А. Круглански и К. Уильямс (ред.), Социальный конфликт и агрессия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.
Андерсон, К.А., Андерсон, К.Б., Дорр, Н., ДеНив, К.М., и Фланаган, М. (2000). Температура и агрессия. В MP Zanna (Ed.), Успехи экспериментальной социальной психологии (Том 32, стр. 63–133). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
Арчер Д. и Гартнер Р. (1976). Насильственные действия и жестокие времена: сравнительный подход к послевоенным показателям убийств. Американское социологическое обозрение, 41 (6), 937–963.
Бэнкс, Т., и Даббс, Дж. М., младший (1996). Слюнный тестостерон и кортизол в преступной и жестокой городской субкультуре. Журнал социальной психологии, 136 (1), 49–56.
Барон Р.А. и Болл Р.Л. (1974). Тормозящее агрессию влияние невраждебного юмора. Журнал экспериментальной социальной психологии, 10 (1), 23–33.
Бартолоу, Б.Д., и Хайнц, А. (2006). Алкоголь и агрессия без потребления: Алкогольные сигналы, агрессивные мысли и предвзятость враждебного восприятия. Психологическая наука, 17 (1), 30–37.
Бег, Л., Субра, Б., Арверс, П., Мюллер, Д., Брику, В., и Зорман, М. (2009). Послание во флаконе: Экстрафармакологическое действие алкоголя на агрессию. Журнал экспериментальной социальной психологии, 45 (1), 137–142.
Берковиц, Л. (1989). Гипотеза фрустрации-агрессии: проверка и переформулировка. Психологический бюллетень, 106 (1), 59–73.
Берковиц, Л. (1993). Агрессия: ее причины, последствия и контроль . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
Берковиц, Л. (1993). Боль и агрессия: некоторые выводы и выводы. Мотивация и эмоции, 17 (3), 277–293.
Берковиц, Л., и Хеймер, К. (1989). О построении опыта гнева: аверсивные события и негативный прайминг в формировании чувств. В Л. Берковице (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (том 22, стр. 1–37). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
Берман, М.Э., Макклоски, М.С., Фаннинг, Дж.Р., Шумахер, Дж.А., и Коккаро, Э.Ф. (2009 г.). Увеличение серотонина снижает реакцию на атаку у агрессивных людей. Психологическая наука, 20 (6), 714–720.
Бушмен, Би Джей (ред.). (1997). Воздействие алкоголя на человеческую агрессию: достоверность предложенных объяснений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Бушман, Б.Дж., и Купер, Х.М. (1990). Влияние алкоголя на агрессию человека: интегративный обзор исследований. Психологический бюллетень, 107 (3), 341–354.
Бушман, Б.Дж., Баумайстер, Р.Ф., и Филлипс, К.М. (2001). Агрессируют ли люди, чтобы улучшить свое настроение? Убеждения катарсиса, воздействующие на возможность регулирования и агрессивное реагирование. Журнал личности и социальной психологии, 81 (1), 17–32.
Бушман, Б.Дж., Баумайстер, Р.Ф., и Стэк, А.Д. (1999). Катарсис, агрессия и убеждающее влияние: самоисполняющиеся или саморазрушающиеся пророчества? Журнал личности и социальной психологии, 76 (3), 367–376.
Бушман, Б.Дж., Ван, М.К., и Андерсон, К.А. (2005). Является ли кривая зависимости температуры от агрессии линейной или криволинейной? Нападения и температура в Миннеаполисе пересмотрены. Журнал личности и социальной психологии, 89 (1), 62–66.
Басс, Д.М., и Дантли, Д.Д. (ред.). (2006). Эволюция агрессии . Мэдисон, Коннектикут: Психосоциальная пресса.
Кэшдан, Э. (2003). Гормоны и конкурентная агрессия у женщин. Агрессивное поведение, 29 (2), 107–115.
Каспи, А., Макклей, Дж., Моффит, Т., Милль, Дж., Мартин, Дж., Крейг, И. В.Каспи, А., Макклей, Дж., Моффит, Т., Милль, Дж., Мартин , J., Craig, I.W., et al. #8230; Poulton, R. (2002). Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука, 297 (5582), 851–854.
Коэн, Д., Нисбетт, Р. Э., Босдл, Б., и Шварц, Н. (1996). Оскорбление, агрессия и южная культура чести: «экспериментальная этнография». Журнал личности и социальной психологии, 70 , 945–960.
Кои, Дж. Д., и Додж, К. А. (1998). Агрессивное и антиобщественное поведение. В N. Eisenberg & W. Damon (Eds.), Справочник по детской психологии (5-е изд., Том 3, стр. 779–862). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Dabbs, JM, Jr., Hargrove, MF, & Heusel, C. (1996). Различия в тестостероне среди студенческих братств: благовоспитанные и буйные. Личность и индивидуальные различия, 20 (2), 157–161.
Дейли, М., и Уилсон, М. (ред.). (1998). Эволюционная социальная психология семейного насилия . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Дейли, М., и Уилсон, М. (ред.). (1999). Эволюционно-психологический взгляд на убийство . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Дэвидсон, Р. Дж., Джексон, округ Колумбия, и Калин, Н. Х. (2000). Эмоции, пластичность, контекст и регулирование: перспективы аффективной нейробиологии. Психологический бюллетень, 126 (6), 890–909.
Дэвидсон, Р. Дж., Патнэм, К. М., и Ларсон, К. Л. (2000). Дисфункция нейронных цепей регуляции эмоций — возможная прелюдия к насилию. Наука, 289 (5479), 591–594.
Доллард Дж., Миллер Н. и Дуб Л. (1939). Фрустрация и агрессия . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Дубоу, Э. Ф., Хьюсманн, Л. Р., и Боксер, П. (2003). Теоретические и методологические соображения в межпоколенческих исследованиях родительского поведения и агрессивного поведения детей. Journal of Abnormal Child Psychology, 31 (2), 185–192.
Гибсон, К.Р. (2002). Эволюция человеческого интеллекта: роль размера мозга и умственного строения. Поведение и эволюция мозга, 59 , 10–20.
Gladue, B.A., Boechler, M., & McCaul, K.D. (1989). Гормональный ответ на конкуренцию у мужчин. Агрессивное поведение, 15 (6), 409–422.
Грэм, К., Осгуд, Д. В., Уэллс, С., и Стоквелл, Т. (2006). В какой степени опьянение связано с агрессией в барах? Многоуровневый анализ. Журнал исследований алкоголя, 67 (3), 382–390.
Гриффит, В., и Вейтч, Р. (1971). Жарко и многолюдно: влияние плотности населения и температуры на межличностное аффективное поведение. Журнал личности и социальной психологии, 17 (1), 92–98.
Ито, Т.А., Миллер, Н., и Поллок, В.Е. (1996). Алкоголь и агрессия: метаанализ сдерживающего действия тормозных сигналов, запускающих событий и сосредоточенного на себе внимания. Психологический бюллетень, 120 (1), 60–82.
Круези, М.Дж., Хиббс, Э.Д., Зан, Т.П., и Кейсор, К.С. (1992). Двухлетнее проспективное динамическое наблюдение детей и подростков с деструктивными расстройствами поведения: прогноз по 5-гидроксииндолуксусной кислоте, гомованилиновой кислоте в спинномозговой жидкости и вегетативные показатели? Архив общей психиатрии, 49 (6), 429–435.
Лагерспец, К.М., и Лагерспец, К.Ю. (1971). Изменения агрессивности мышей в результате селекции, обучения и социальной изоляции. Скандинавский журнал психологии, 12 (4), 241–248.
Маркус-Ньюхолл, А., Педерсен, В.К., Карлсон, М., и Миллер, Н. (2000). Смещенная агрессия жива и здорова: метааналитический обзор. Журнал личности и социальной психологии, 78 (4), 670–689.
Мазур, А., Бут, А., и Даббс, Дж. М. (1992). Тестостерон и шахматы. Social Psychology Quarterly, 55 (1), 70–77.
МакГрегор, Х.А., Либерман, Дж.Д., Гринберг, Дж., Соломон, С., Арндт, Дж., Саймон, Л., и Пищински, Т. (1998). Управление террором и агрессия: доказательства того, что значимость смертности мотивирует агрессию против других, угрожающих мировоззрению. Журнал личности и социальной психологии, 74 (3), 590–605.
Миллер, Н., Педерсен, В.К., Эрливайн, М., и Поллок, В.Е. (2003). Теоретическая модель спровоцированной вытесненной агрессии. Обзор личности и социальной психологии, 7 (1), 75–97.
Моррис, Дж. С., Фрит, К. Д., Перретт, Д. И., и Роуленд, Д. (1996). Дифференциальный нейронный ответ миндалевидного тела человека на испуганное и счастливое выражение лица. Природа, 383 (6603), 812–815.
Фелпс, Э. А., О’Коннор, К. Дж., Каннингем, В. А., Фунаяма, Э. С., Гейтенби, Дж. К., Гор, Дж. К., и Банаджи, М. Р. (2000). Показатели косвенных показателей оценки расы предсказывают активацию миндалевидного тела. Journal of Cognitive Neuroscience, 12 (5), 729–738.
Рейн, А. (1993). Психопатология преступности: Преступное поведение как клиническое расстройство . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
Рейфман А.С., Ларрик Р.П. и Фейн С. (1991). Характер и температура на ромбе: отношение тепла и агрессии в высшей бейсбольной лиге. Бюллетень личности и социальной психологии, 17 (5), 580–585.
Рассел, Г. В., Армс, Р. Л., и Бибби, Р. В. (1995). Вера канадцев в катарсис. Социальное поведение и личность, 23 (3), 223–228.
Сеген, Дж. Р., и Зелазо, П. Д. (2005). Исполнительная функция при ранней физической агрессии. В RE Tremblay, WW Hartup и J. Archer (Eds.), . Происхождение агрессии, связанное с развитием, (стр. 307–329). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Субрие, П. (1986). Согласование роли центральных серотониновых нейронов в поведении человека и животных. Поведенческие и мозговые науки, 9 (2), 319–335.
Стил, К.М., и Саутвик, Л. (1985). Алкоголь и социальное поведение: I. Психология опьянения. Журнал личности и социальной психологии, 48 (1), 18–34.
Tellegen, A., Lykken, D.T., Bouchard, T.J., Wilcox, K.J., Segal, N.L., & Rich, S. (1988). Сходство личности у близнецов, воспитанных раздельно и вместе. Журнал личности и социальной психологии, 54 (6), 1031–1039.
Вирккунен, М., де Йонг, Дж., Бартко, Дж. Дж., и Линнойла, М. (1989). Психобиологические сопутствующие истории суицидальных попыток среди насильственных правонарушителей и импульсивных поджигателей. Архив общей психиатрии, 46 (7), 604–606.
Вирккунен, М., Нуутила, А., Гудвин, Ф.К., и Линнойла, М. (1987). Уровни метаболитов моноаминов в спинномозговой жидкости у мужчин-поджигателей. Архив общей психиатрии, 44 (3), 241–247.
Зиллман, Д., Хойт, Дж. Л., и Дэй, К. Д. (1974). Сила и продолжительность влияния агрессивных, насильственных и эротических коммуникаций на последующее агрессивное поведение. Communication Research, 1 (3), 286–306.
Зиллман Д., Катчер А. Х. и Милавски Б. (1972). Перенос возбуждения с физической нагрузки на последующее агрессивное поведение. Журнал экспериментальной социальной психологии, 8 (3), 247–259.
агрессивное поведение | Определение, причины, примеры и факты
благородный олень (Cervus elaphus)
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Конрад Лоренц
Альфред Адлер
Альберт Бандура
- Связанные темы:
- запугивание
гипотеза фрустрации-агрессии
насилие
язык ненависти
борьба
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
агрессивное поведение , поведение животного, которое наносит реальный или потенциальный вред другому животному. Биологи обычно различают два типа агрессивного поведения: хищническую или противохищную агрессию, при которой животные охотятся на других животных разных видов или защищаются от них, и внутривидовую агрессию, при которой животные нападают на представителей своего вида. Внутривидовая агрессия широко распространена в животном мире и наблюдается у таких разнообразных существ, как морские анемоны, тряпичные черви, пауки-волки, полевые сверчки, омары, лосось, древесные лягушки, ящерицы, певчие птицы, крысы и шимпанзе. Учитывая, что так много разных видов животных дерутся, агрессия принимает самые разные формы. Морские анемоны бьют друг друга щупальцами, вооруженными стрекательными клетками, тряпичные черви бьют друг друга хоботками, которыми они роют норы, омары используют свои большие клешни для ударов и захватов, древесные лягушки борются, малиновки клюют, благородные олени используют свои рога. толкать и колотить друг друга, и один шимпанзе, прославившийся благодаря работе британского специалиста по поведению Джейн Гудолл, запугал соперников, стукнув двумя масленками друг о друга. Обычно в драках участвуют две или несколько особей, но бывают случаи, когда участвуют и более крупные группы животных. Впечатляющими примерами являются смертельные бои, которые происходят между соседними муравьиными колониями весной, и смертельные набеги коалиций самцов шимпанзе на более мелкие соседние группы.
Эта статья следует обычной практике биологов, рассматривая только внутривидовые нападения под заголовком агрессивное поведение . Акцент здесь делается на биологическом контексте, то есть на корнях агрессии в борьбе за пищу и партнеров; влияние нервной системы, гормонов, генетики и окружающей среды; и научные модели для анализа вероятного результата агрессивных взаимодействий.
Агрессия иногда возникает, когда родители защищают своих детенышей от нападения представителей своего вида. Самки мышей, например, защищают своих детенышей от враждебных соседей, а самцы колюшек защищают икру и мальков от нападения каннибалов. Однако чаще животные дерутся из-за таких ресурсов, как пища и кров — например, стервятники дерутся за доступ к тушам, а крабы-отшельники дерутся из-за пустых раковин. Еще один важный ресурс, из-за которого обычно происходят конфликты, — это потенциальные партнеры. В этом случае на агрессивное поведение влияет биология производства гамет: поскольку яйцеклетки самки крупнее, их меньше и для производства требуется больше энергии, чем для спермы самца, конкуренция между самцами за самок обычно более частая и интенсивная, чем у самцов. конкуренция среди самок над самцами. В результате самые зрелищные бои среди животных, будь то сверчки, лососи, квакши, зяблики или олени, происходят между самцами из-за плодовитых самок.
Агрессия может быть сосредоточена на определенной области, например на защищенной территории, из которой соперники решительно исключены. Ярким примером являются илистые прыгуны, литоральные рыбы, которые защищают небольшие территории, где они питаются микроскопическими растениями. Рыбы строят грязевые стены вокруг границ своих территорий, и во время отлива вода задерживается внутри стен (что, кстати, позволяет наблюдателю-человеку визуализировать мозаику территорий в колонии этих рыб). Территориальное поведение демонстрируют также тряпичные черви и крабы-скрипачи, когда они защищают свои норы, самцы стрекоз и колюшек, защищающие места размножения, самцы древесных лягушек, шалфейных тетеревов и угандийских кобов, защищающих высококачественные места для ухаживания и спаривания, и пауки. , рифовые рыбы и гиены, когда они защищают места кормежки.
Общей чертой агрессии у большинства видов является то, что драки, как правило, начинаются с относительно безобидных действий или поз. Например, агрессивные взаимодействия между двумя благородными оленями начинаются с обмена глубоким ревом, за которым следует демонстрация «параллельной ходьбы», когда олени расхаживают бок о бок, оценивая свой относительный размер. Затем агрессия может перерасти в прямые атаки, во время которых олени набрасываются друг на друга, нанося удары рогами и борясь с ними. Большинство столкновений разрешаются на ранней стадии во время демонстрации, но многие другие продолжаются вплоть до напряженных и опасных боев.
Вопреки предыдущим предположениям, травмы и смерть во время драк животных не редкость. Однако у видов, у которых животные живут установленными группами, открытая драка часто заменяется набором отношений, в которых подчиненная особь постоянно подчиняется доминирующей. Волчьи стаи, например, известны своими четкими иерархическими отношениями.