Популярное

Статистическая норма это в логопсихологии: Представления о норме и отклоняющемся развитии

Понятие нормы. Виды нормы. Отклонения от нормы — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Понятие  «норма» (от латинского — правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния.

Понятие нормы динамично и складывается в обществе в результате экспертной оценки предметов, явлений, событий, исходя из знаний и потребностей, которые в этом обществе доминируют. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.

Анализ и обобщение работ А.Ф. Ануфриева, Б.С. Братусь, В.П. Захарова, Б.Д. Карвосарского, И.В. Сыромятникова и др. позволяют выделить ряд аспектов в понимании психической нормы:

1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование).

2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.

3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий).

4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).

Принято различать следующие виды норм:

1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развитияособенно важна на этапе первичной диагностики ребёнка, в момент выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого- либо качества или свойства расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного отклонения.

2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. Основным критерием для её определения служит выполнение или невыполнение функций какой-либо системой организма.

В основе концепции функциональной нормы лежат следующие представления:

а) о неповторимости пути развития каждого человека;

б) о том, что любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития человека.

3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы.

4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Этовысший уровень функциональной нормы. Её следует рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

5. Психическое здоровье — комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.

Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:

— соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;

— соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

— соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

— возможность адаптации в микросоциальных отношениях;

— возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;

— разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;

— критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.

Исследования нейропсихологов Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович и других, ввели понятие «отклоняющееся развитие». Авторы допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически (усредненной) нормы. Это легко объясняется присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая обусловлена индивидуальной программой развития и факторами социальной среды.

При этом под неравномерностью развития психических функций следует понимать то обстоятельство, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее, являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина).

Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может выйти за пределы «нормативного коридора». Нарушенная функция, при отсутствии своевременной и эффективной коррекционно-развивающей помощи, может запустить цепную реакцию патологического развития и спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.

Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Поскольку имеющиеся у таких детей функциональные нарушения создают риск их социальной дезадаптации, целесообразно данную категорию детей обозначить как «группу риска».

О.Н. Усанова предлагает обратить особое внимание на следующие социальные обстоятельства, способные стать кризисными и способствовать проявлению психологических проблем ребенка:

— поступление ребёнка в детский сад или школу;

— смена воспитателей или учителей;

— переход ребёнка к многопредметному обучению;

— интенсификация программ обучения и воспитания и некоторые другие.

Перечисленные условия, с одной стороны, способны усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой — «проявить» скрытые проблемы. Например, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях.

Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, недостатки фонематического слуха у ребенка-дошкольника при правильном звукопроизношении проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения.

В контекстобсуждаемой нами проблемы следует включить понятие культурный релятивизм – различия в восприятии и санкционировании поведения в разных культурах. Поведение, которое может считаться нормальным в одной культуре или социальной группе, в другой может представляться анормальным. Вместе с тем, отдельные виды анормального поведения представляются транскультурными: они считаются таковыми независимо от культуры и эпохи.

Основными показателями отклонений от нормы являются:

1) социальная дезадаптация;

2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям;

3) замедление темпов развития или регресс психики.

Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Понятия детально разработаны в трудах Л.С. Выготского.

Первичный дефект – повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса, акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребёнка с нарушениями психического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

– недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Он непосредственно не связан с первичным дефектом, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Понятие введено Л.С. Выготским.

Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребёнка. Это не сумма дефектов. Сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем.

Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности.

Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.

Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание.

Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.

Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.

Рекомендуемая литература по теме:

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.

Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2008.

Максимова Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии (учебное пособие) Ростов-на-Дону, 2000.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. -М., 1985.

Романова Р.С., Потёмкина О.Ф., Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1989.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1986.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. -СПб., 2003

Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. –М., 2005

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое психическая норма?

2. Какие виды норм выделяют в специальной психологии?

3. Что принято понимать под первичным и вторичным дефектами.

4. Что такое сложный дефект?

5. Что такое регресс? Какие виды регресса существуют?

6. Что такое распад психических функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы

16.09.2015

Прежде чем охарактеризовать аномальное развитие, следует определить понятие «норма». Понятие нормы очень неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной степени отклоняется от нормы. По-латыни норма означает: правило, образец, руководящее начало. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения). Примером трудностей в отделении нормы от патологии является эксперимент американского исследователя Розенхана. Чтобы проверить, могут ли психиатры отличить здорового человека от больного, каждый из 8 исследователей пришел в приемный покой какой-либо психиатрической больницы и пожаловался на то, что слышит голоса. Об остальном – об истории своей жизни, эмоциональном состоянии они говорили честно и никаких других симптомов не демонстрировали. Большинство из них получили диагноз «шизофрения» и провели в госпитале 2-3 недели. Позже Розенхан рассказал отдельным представителям персонала больницы, что в течение трех месяцев несколько псевдопациентов попытаются лечь в госпиталь. По прошествии 3 месяцев он попросил персонал догадаться, кто из 193 пациентов, госпитализированных за это время, притворялся. 41 человек из 193 были признаны нормальными хотя бы одним представителем персонала. В действительности среди пациентов не было ни одного здорового человека.

Различают следующие виды норм:

  1. Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов, т.е. определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Например, интеллект среднего уровня (IQ=80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта – 6%, умственную отсталость – 2-3%, повышенный интеллект – 9-12%.
  2. Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.
  3. Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.
  4. Нормативная норма – предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается нормальным, в другом признается отклоняющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Нормативные нормы присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.

Критерием нормы является целесообразное функционирование организма. Показатели отклонения от нормы:

  • социальная дезадаптация – невозможность взаимодействовать с другими людьми или сужение круга таких лиц;
  • затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;
  • замедление или деградация развития психики;
  • неадекватное поведение.

Тем не менее человек может считаться нормальным, несмотря на отклонения от нормы в его отдельных функциях, если социальная компенсация оказалась успешной. Например, слепой или глухой не обязательно дефективен, если он достиг того же результата в своем психическом и личностном развитии, что и большинство людей без дефекта.

Ключевые слова: Норма

Источник: Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.

Материалы по теме

Понятие и структура дефекта. Соотношение первичного и вторичного дефектов

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142…

Компенсация и ее факторы

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142…

Проблема нормы и патологии в детской клинической психологии

Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та…

Культура как система ценностей, норм, образцов поведения

Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007

Психология здоровья и психическая норма у детей

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Эмоции и чувства в норме

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Норма и языковая вариантность

Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б….

Логические нормы речи

Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б….

Как статистика может определить проблемы психического здоровья?

Статистические определения могут использоваться для определения того, отклоняется ли деятельность или психологический атрибут от нормы в обществе

© Coventry University. CC BY-NC 4.0

Что такое статистическая редкость и как это помогает нам определять проблемы психического здоровья?

Исследователи могут использовать статистику, чтобы определить, что является нормальным, а что ненормальным. Статистические определения можно использовать, чтобы определить, значительно ли деятельность или психологический атрибут отклоняются от статистической нормы в обществе.

Если кого-то классифицируют как нормального, его оценка соответствует статистической норме, тогда как если он «ненормальный», он демонстрирует атрибут, который редко появляется в статистике. Например, при рассмотрении умственной отсталости, если показатель IQ значительно ниже нормы 100, в прошлом это использовалось в качестве одного из критериев.

Вверху: график, показывающий распределение IQ среди населения. Статистическая норма 100 (пик графика). 68,26% населения имеют IQ от 85 до 1159.0017

Статистический подход может помочь нам определить пороговую точку с точки зрения диагноза, потому что все, что выходит за пределы кривой нормального распределения, является статистически редким поведением. Однако все еще существует ряд проблем с определением аномалии просто с точки зрения статистической редкости.

Прежде всего, это определение не различает желаемое и нежелательное поведение. Это касается только его частоты. Например, высокий IQ так же статистически ненормальен, как и очень низкий, но вполне может считаться весьма желательным.

Это определение также предполагает, что наличие аномального поведения у людей должно быть редким или статистически необычным, что не соответствует действительности. Чувства депрессии и тревоги, которые широко распространены при многих проблемах с психическим здоровьем, не являются статистически редкими (Davey, 2017). Это еще одна причина, по которой статистическое отклонение не является адекватным способом определения отклонений в психическом здоровье и проблем психического здоровья.

Субъективное суждение

Кроме того, определение аномалии, основанное на статистике, может ввести людей в заблуждение, полагая, что оно эмпирически объективно и поддается измерению. Однако всякий раз, когда проводится грань между тем, что считается ненормальным, и нормальным, делается субъективное суждение.

Кто решает, что является статистически редким, и как они это делают? Например, если пороговым значением является IQ 70, как мы можем оправдать утверждение, что кто-то с 69 ненормальным, а кто-то с 70 — нормальным? (Маклеод 2018).

Наконец, в какой-то момент часто проявляются те или иные формы продолжительного аномального поведения. Это определение не делает различия между редким, слегка странным поведением и редким, психологически ненормальным поведением (Faudemer et al. 2015).

Использование статистических методов для определения нормальности и аномалии может помочь нам понять, как модели поведения распределяются среди людей, но сам по себе этот метод может быть недостаточно детализирован, чтобы определить психическое здоровье человека как нормальное или ненормальное. Только потому, что поведение статистически необычное, является ли оно «ненормальным»?

Ссылки

Дэйви, Г., К. (2017) Психопатология. 2-е изд. Чичестер: Wiley

Фаудемер, К., Хайден, К., Макхейл, К., и Симсон, К. (ред.) (2015) Психология уровня A: AQA Complete Revision and Practice. Ньюкасл-апон-Тайн: CGP Books

Маклеод, С. (2018) «Аномальная психология» [онлайн]. доступно по адресу https://www.simplypsychology.org/abnormal-psychology.html [16 ноября 2018 г. ]

© Университет Ковентри. CC BY-NC 4.0

Статистическое нечастотное определение аномалии | Психология

Это математический метод определения ненормальности . Это определение работает на идее, что аномалия должна быть на основе редкости; если это происходит редко, то это ненормально.

Математический элемент определения связан с идеей о том, что человеческие свойства подпадают под нормальное распределение внутри населения.

Это означает, что существует центральное среднее или среднее значение , а остальная часть населения симметрично падает выше и ниже этого среднего значения. Стандартное отклонение как мера информирует нас о том, насколько далеко от среднего значения находятся оценки в обе стороны.

По характеристике или атрибуту, попадающему в нормальное распределение, например IQ, 68% населения попадают в пределы одного стандартного отклонения от среднего. 95% населения находятся в пределах двух стандартных отклонений от среднего. Поскольку среднее значение IQ равно 100, а стандартное отклонение IQ равно 15, это означает, что 68% населения наберут от 85 до 115 баллов в тесте IQ до 9 баллов.5% популяции будут иметь баллы от 70 до 130.

Это определение гласит, что 5% популяции, которые отклоняются более чем на два стандартных отклонения от среднего, являются ненормальными. Итак, в примере с IQ люди с показателем ниже 70 и выше 130 являются ненормальными.

Это показано на рис. 1 ниже.

Рисунок 1 Иллюстрация нормального распределения и процент населения, попадающего в разделы этого распределения

Сильные стороны определения

Интуитивный: Представление о том, что ненормальность возникает, когда что-то не происходит, как указано в этом определении, часто является общепринятым определением этого слова и имеет смысл.

Цель: Математическая природа этого определения означает, что ясно, что определяется как ненормальное, а что нет. Здесь нет мнения, а значит, нет предвзятости.

Полезный обзор: Это определение рассматривает полную картину, принимая во внимание всю совокупность, поэтому может дать полезное представление о полной картине конкретной характеристики.

Слабые стороны определения

Негибкость: Это определение имеет определенную степень негибкости. В нем говорится, что показатели верхних и нижних 2,5% населения являются ненормальными, но мы знаем, что есть некоторое поведение, которое считается ненормальным в руководствах по диагностике психических заболеваний, которое не подпадает под это определение. Например, считается, что 3% населения страдают от ОКР, но некоторые из этих людей могут не рассматриваться как ненормальные, потому что они находятся в пределах 2 стандартных отклонений от среднего значения. Это означает, что определение и текущие критерии определения проблем психического здоровья противоречат друг другу.

Аномальное поведение может возникать часто: Это не тот случай, когда ненормальное, бесполезное и болезненное поведение встречается редко.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *