Родителям о сенсорной интеграции — Тверской реабилитационный центр для детей
Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.
Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности , развивается дисфункция обработки сенсорной информации. То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.
У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».
Признаки нарушения сенсорной интеграции.
По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?
- Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
- Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
- Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
- Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).
Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.
Занятия сенсорной интеграцией
В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.
Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.
Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)
Сенсорная интеграционная терапия дома
Идеи для вестибулярной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
При высокой сенсорной чувствительности.
— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.
Идеи для проприоцептивной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще
— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу
— прививайте правило «вытянутой руки».
-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.
При высокой сенсорной чувствительности.
Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.
Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.
При высокой сенсорной чувствительности.
— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.
— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.
При высокой сенсорной чувствительности.
— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
— солнцезащитные очки
— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
— используйте непроницаемые шторы
Идеи для слуховой системы
При низкой сенсорной чувствительности.
Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При высокой сенсорной чувствительности.
— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место
— беруши
— аудиоплеер
— создание огороженного рабочего места
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.
— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.
— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).
— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.
— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.
-Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет, человека — это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры — прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.
Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей в Новосибирске
Некоторых родителей беспокоит поведение ребенка: трудности в общении и играх со сверстниками, гиперактивность, невнимательность, рассеянность, частая смена настроения, возбудимость или заторможенность, плохой сон. Ребенок не может самостоятельно сделать уроки и организовать своё свободное время. Часто бывает, что родители подобное поведение принимают за черту характера или лень, но во многих случаях это признак нарушения сенсорной интеграции. Как помочь своему ребенку и изменить ситуацию к лучшему, рассказала Людмила Вячеславовна Ефимова, врач-невролог.
Ребенок рождается без опыта общения с окружающей средой. С первых секунд жизни различные ощущения начинают поступать в головной мозг через органы чувств. Череда ощущений позволяет нам получать информацию о состоянии тела и окружающего мира, накапливая сенсорный опыт, который нужен человеку для управления телом и мышлением.
Органы чувств, через которые поступает информация в нервную систему:
Органы чувств, их рецепторы, проводящие пути и отдел мозга, ответственный за обработку полученных сигналов, образуют вместе сенсорную систему. Самые известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Они помогают нам почувствовать физические свойства окружающего мира: температура, вкус, звук или давление.
- зрение, слух, обоняние, осязание;
- тактильные – полученные через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, боли;
- вестибулярные – полученные от внутреннего уха о состоянии равновесия, гравитационных изменениях, движении и положении тела в пространстве;
- проприоцептивные – полученные от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении.
Сенсорная система позволяет нам получить информацию от органов чувств, а сенсорная интеграция переработать её и в дальнейшем использовать как опыт взаимодействия с окружающим миром.
Сенсорная система у ребенка довольно хрупкая, поэтому неблагоприятные факторы могут привести к постепенному возникновению нарушений. Их можно заметить по следующим признакам:
- трудности с концентрацией внимания, «слышит» маму только с 3-го раза;
- ребенок беспокойный и неусидчивый, импульсивный, у него часто меняется настроение;
- быстро надоедают занятия, игрушки;
- игнорирует правила поведения;
- забывает и часто теряет вещи;
- плохо засыпает, часто просыпается по ночам;
- боится воды.
У младенцев
Симптомов нарушений сенсорной интеграции в таком возрасте еще нет, но можно создать некоторые предпосылки к их появлению, если ограничивать подвижность малыша. К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития. Для этого важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов.
Дошкольники
В дошкольном возрасте неспособность играть – это очень распространенный симптом нарушения сенсорной интеграции. У ребенка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику. Ребенок не чувствует своего тела и не знает как им управлять, у него страдает двигательная координация, он теряет равновесие, все время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы. В таком случае ребенку показаны занятия с физическим терапевтом.
Младшие школьники
В школьном возрасте у детей с нарушением сенсорной интеграции появляются проблемы с обучением. Это возникает либо из-за сложности освоить учебную программу, либо из-за нарушений поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены.
Ребенок пытается сконцентрироваться, но у него с трудом получается, на это тратятся все силы, отчего он сильно утомлен. На фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки, действия, его мозг перевозбужден и ребенок может начать «прыгать по всему классу» не потому что он хочет это делать, а потому что его мозг выходит из-под контроля.
Ребенок не может объяснить свои проблемы или понять и оценить происходящее, так как мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его выполнять непосильные задания. Но важно понять, что ни поощрения, ни наказания не могут повлиять на ситуацию, поэтому стоит при подобном поведении обратиться к неврологу.
Подростки
Одной из самых распространенных жалоб родителей подростков с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное. Подростку не по силам концентрировать внимание на таких задачах, как уборка комнаты или написание сочинения, ему трудно планировать серии задач, он не знает, с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что делал. Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.
Программа восстановления
Невролог и физический терапевт сначала проводят сенсорную диагностику, а по результатам составляют программу восстановления. Она включают в себя физическую терапию, массажи, висцеральную коррекцию.
Через две недели после окончания курса, улучшится концентрация внимания и сон, стабилизируется настроение, улучшится память, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта.
Это даст ребенку возможность лучше учиться, ладить со сверстниками и родителями, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации.
В Центре новых медицинских технологий
курсы восстановления ведут врачи-неврологи и физические терапевты Клиники восстановления здоровья.
Расстройство сенсорной интеграции — Lanc UK
Расстройство сенсорной интеграции — Lanc UK Расстройство сенсорной интеграции — Lanc UK
Многие нарушения развития нервной системы часто могут сопутствовать друг другу, но каждое из них можно лечить по-разному. На рисунке ниже показано, как условия перекрываются. Пожалуйста, используйте раскрывающееся меню для просмотра других условий.
Что такое расстройство сенсорной интеграции?
Расстройство сенсорной интеграции (SID), или, как его часто называют, расстройство сенсорной обработки (SPD), представляет собой неврологическое расстройство, возникающее в результате неспособности мозга интегрировать определенную информацию, полученную от сенсорных систем организма. Индивид экстремально реагирует на нормальные вещи, которые он или она испытывает.
Он различается у разных людей как по характеристикам, так и по интенсивности: дети могут родиться гиперчувствительными (чрезмерно реагирующими на раздражители) или гипочувствительными (недостаточно реагирующими на раздражители), что может привести к избеганию какой-либо деятельности. У людей могут быть проблемы с одной сенсорной модальностью, несколькими или всеми. Некоторые люди настолько легко поражены, что расстройство едва заметно, в то время как другие настолько ослаблены, что у них возникают проблемы с повседневным функционированием.
Каковы симптомы SID?
Общие проблемы — могут указывать на нарушения обработки, связанные с семью сенсорными системами:
Осязание: осязание. Чувствителен к текстуре одежды и этикеткам на одежде. Не любит расчесывать или мыть волосы. Плохо реагирует на неожиданное прикосновение. Необычайно чувствительны к тому, чтобы быть слишком горячим или холодным.
Зрение: зрение. Перегружен визуально в «занятой» обстановке. Сосредотачивается на мелких деталях изображения и упускает из виду все. Часто теряет место, когда списывает с доски.
Слуховой: чувство слуха. Плохая переносимость шума в целом, говорит, что шум «болит ушами» или вызывает у него/нее головную боль. Или, кажется, не регистрирует звук. Не реагирует на то, что зовется по имени.
Оральный: ощущение вкуса и текстуры. Суетливый или разборчивый едок с определенными предпочтениями в еде и ограниченным ассортиментом. Может лизать, пробовать на вкус или жевать несъедобные предметы. Не любит зубную пасту и чистку зубов.
Обоняние: обоняние. Беспокоит запах готовки, туалета или духов. Или может не замечать неприятных, вредных запахов или различать запахи/ароматы.
Вестибулярный аппарат: чувство движения. Избегает оборудования и оборудования для игровых площадок. Боязнь высоты. Или может жаждать движения, особенно быстрого или вращательного. Искатель острых ощущений.
Проприоцепция: ощущение положения тела. Трудности с пониманием того, где находится их тело по отношению к другим объектам, они могут казаться неуклюжими и натыкаться на предметы. Неверно оценивает вес предмета.
Кроме того, существует множество общих моделей поведения и черт, связанных с SID, например. возбуждение, разочарование, агрессия, низкая самооценка, трудности с расслаблением или сном, а также несогласованность с собой, другими людьми и окружающей средой.
Что вызывает SID?
Неврологическая дезорганизация, приводящая к SID, происходит тремя различными способами: мозг не получает сообщения из-за отключения нейронных клеток; сенсорные сообщения принимаются непоследовательно; или сенсорные сообщения принимаются постоянно, но не связаны должным образом с другими сенсорными сообщениями, что приводит к неэффективной моторной, языковой или эмоциональной продукции.
Как диагностируется SID?
SID обычно распознается в раннем детстве или в подростковом возрасте, но может наблюдаться на протяжении всей жизни. Оценка может быть проведена квалифицированным профессиональным или физиотерапевтом. Обычно это включает как стандартное тестирование, так и структурированное наблюдение за ответами. Информация от родителей и других специалистов также тщательно анализируется терапевтом.
Что такое лечение SID?
Основной формой лечения является терапия сенсорной интеграции, которую проводит эрготерапевт. Эта терапия основана на четырех основных принципах:
- Just Right Challenge (ребенок должен уметь успешно справляться с задачами, возникающими в игровой деятельности)
- Адаптивный ответ (ребенок адаптирует свое поведение с помощью новых и полезных стратегий в ответ на предъявляемые проблемы)
- Активное участие (ребенок захочет участвовать, потому что занятия доставляют удовольствие)
- Направлено на ребенка (предпочтения ребенка используются для инициирования терапевтического опыта в рамках сеанса).
Цель состоит в том, чтобы мотивировать и стимулировать изменения в том, как система обрабатывает сенсорную информацию, но не настолько, чтобы заставить его/ее отключиться или войти в сенсорную перегрузку. Также может быть введена «сенсорная диета» — график ежедневных занятий, направленный на развитие потребностей нервной системы человека.
Создан: Greaves Design
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Ознакомьтесь с нашим GDPR / Политикой конфиденциальности, дополнительная информация
Расстройство обработки сенсорной информации: причины, симптомы и лечение расстройства сенсорной обработки
Расстройство сенсорной обработки — это состояние, при котором мозгу трудно получать и реагировать на информацию, поступающую через органы чувств.
Ранее называвшаяся дисфункцией сенсорной интеграции, в настоящее время она не признана отдельным медицинским диагнозом.
Некоторые люди с нарушением сенсорной обработки сверхчувствительны к окружающим их вещам. Общие звуки могут быть болезненными или подавляющими. Легкое прикосновение рубашки может натереть кожу.
Другие люди с нарушением сенсорной обработки могут:
- Нарушать координацию
- Натыкаться на предметы
- Быть не в состоянии сказать, где их конечности находятся в пространстве
- Тяжело разговаривать или играть
Проблемы с сенсорной обработкой обычно выявляются у детей. Но они могут поражать и взрослых. Проблемы с сенсорной обработкой обычно наблюдаются при нарушениях развития, таких как расстройства аутистического спектра.
Расстройство сенсорной обработки не считается самостоятельным расстройством. Но многие эксперты считают, что это должно измениться.
Симптомы расстройства сенсорной обработки
Расстройство сенсорной обработки может затронуть одно чувство, такое как слух, осязание или вкус. Или это может повлиять на несколько органов чувств. И люди могут чрезмерно или недостаточно реагировать на то, с чем у них возникают трудности.
Как и многие болезни, симптомы расстройства сенсорной обработки разнообразны.
У некоторых детей, например, звук воздуходувки за окном может вызвать рвоту или нырнуть под стол. Они могут кричать при прикосновении. Они могут отшатнуться от текстуры определенных продуктов.
Но другие не реагируют ни на что вокруг. Они могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.
Многие дети с расстройством сенсорной обработки начинают суетливыми младенцами, которые становятся беспокойными по мере взросления. Эти дети часто плохо справляются с переменами. Они могут часто закатывать истерики или срывы.
У многих детей время от времени возникают подобные симптомы. Но терапевты ставят диагноз расстройства сенсорной обработки, когда симптомы становятся достаточно серьезными, чтобы повлиять на нормальное функционирование и нарушить повседневную жизнь. [Самопроверка] Есть ли у моего ребенка симптомы расстройства сенсорной обработки?
Причины нарушения сенсорной обработки
Точная причина нарушения сенсорной обработки не установлена. Но исследование близнецов, проведенное в 2006 году, показало, что гиперчувствительность к свету и звуку может иметь сильный генетический компонент.
Другие эксперименты показали, что у детей с проблемами сенсорной обработки наблюдается аномальная активность мозга, когда они одновременно подвергаются воздействию света и звука.
Другие эксперименты показали, что дети с проблемами сенсорной обработки будут продолжать сильно реагировать на поглаживание руки или громкий звук, в то время как другие дети быстро привыкают к ощущениям.
Лечение расстройства сенсорной обработки
Многие семьи с больным ребенком сталкиваются с трудностями при получении помощи. Это связано с тем, что в настоящее время расстройство сенсорной обработки не является признанным медицинским диагнозом.
Несмотря на отсутствие общепринятых диагностических критериев, эрготерапевты обычно наблюдают и лечат детей и взрослых с проблемами сенсорной обработки.
Лечение зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом это включает в себя помощь детям в том, чтобы они лучше справлялись с деятельностью, в которой они обычно не очень хороши, и помощь им в том, чтобы привыкнуть к вещам, которые они не могут терпеть.
Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной интеграцией. Цель сенсорной интеграции состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой игровой форме, чтобы он научился правильно реагировать и функционировать более нормально.
Один из видов терапии называется моделью развития, индивидуальных различий и отношений (DIR). Терапия была разработана Стэнли Гринспеном, доктором медицины, и Сереной Видер, доктором философии.
Основной частью этой терапии является метод «время ожидания». Метод включает несколько сеансов игры с ребенком и родителем. Игровые сеансы длятся около 20 минут.
Во время занятий родителей сначала просят следовать примеру ребенка, даже если поведение во время игры нетипично. Например, если ребенок трет одно и то же место на полу снова и снова, родитель делает то же самое.