Теория личности Юнга. Комплексы. Архетипы. — Психология 108
- К.Г. Юнг.
- Отход от психоанализа.
- Появление аналитической психологии.
- Структура личности по Юнгу.
- Архетипы.
Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.
Основатель направления «Аналитическая психология» Карл Густав Юнг родился в 1875 году в швейцарском городке Кесвиль в семье пастора. Окончив университет в Базеле, молодой врач около 6 лет проработал в психиатрической больнице Цюриха в качестве помощника известного психиатра Эйгена Блейлера, а начиная с 1910 года, Юнг входит в число учеников основателя психоаналитического направления Зигмунда Фрейда.
Довольно скоро Юнг становится одним из самых многообещающих учеников Фрейда и занимает ведущие позиции в психоаналитическом движении.
В период с 1909 по 1913 год, Юнг становится президентом Психоаналитического сообщества и редактором соответствующего журнала.
Отход от классического психоанализа
В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.
И хотя в общем, Юнг остается на позициях психоанализа, его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что приводит к непримиримым противоречиям.
Поводов для принципиального расхождения было два — собственный подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.
Появление аналитической психологии
Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.
Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.
Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.
В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.
В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.
Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.
Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.
Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.
Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.
Структура личности по Юнгу
Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но только на первый взгляд.
По Юнгу, личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).
Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.
Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.
Для индивида проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода его воли, в значительной степени нарушается, и индивид начинает вести себя, не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием (не актуальных в данный момент) внутренних причин из прошлого. Помимо этого, на поддержание статуса вытесненного материала в подсознании, тратится большое количество психической энергии личности, что само по себе, вызывает постоянное психологическое напряжение в жизни человека.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение, поэтому в значительной мере определяют его стиль жизни, его поведение и перспективы дальнейшего развития.
Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.
Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.
Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т.п., очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.
По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.
Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.
Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
Эти архетипы встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.
Далее на рисунке представлена структура личности по Юнгу
Важнейшие архетипы Юнга
Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.
Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).
МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.
ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути.
С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.
Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании.
Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.
АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.
Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.
САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ.
Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ — Личностные установки и функции. Типы личности. Развитие личности.
Теория личности Карла Юнга
Карл Юнг — один из самых выдающихся психологов и психотерапевтов современности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии, Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию личности.
Структура личности по Юнгу
Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).
Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.
Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека.
Коллективное бессознательное — самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным. Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.
Основные архетипы по К. Юнгу
В отличие от Фрейда, который считал главными динамическими силами развития личности подавленные сексуальные влечения и агрессию, Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам — глубинным образам, сформировавшимися во процессе эволюции. Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. Аниме и Анимус — две составляющие одного целого, где первая часть является воплощением женского бессознательного у мужчин, а вторая — мужского бессознательного у женщин. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов. Персону часто ещё называют Маской, так как этот архетип отождествляется с ролью человека в обществе и напоминает амплуа актёра в театре. Тень — это обратная сторона Персоны. Она скрывает все социально неприемлемые стороны личности, которые нельзя проявлять в данном обществе. Самость — центр личности, проявление её внутренней гармонии и целостности.
Типы личности: экстраверты и интроверты
Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.
Полная противоположность экстраверту — интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом. Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты — флегматическим или меланхолическим.
Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!
Читайте также:
Как выйти из треугольника Карпмана?
Сколько лет живет любовь
Психодинамическая теория личности З. Фрейда
Отношения ради отношений: нужны ли отношения без любви
Статистика по материалу: Теория личности Карла Юнга
Просмотров 80772 комментариев 5
Архетипы, личность и коллективное бессознательное
Карл Юнг был одним из первых сторонников Фрейда из-за их общего интереса к бессознательному. Он был активным членом Венского психоаналитического общества (ранее известного как Психологическое общество среды).
Когда в 1910 году была образована Международная психоаналитическая ассоциация, Юнг стал ее президентом по просьбе Фрейда.
Однако в 1912 году, во время лекционного турне по Америке, Юнг публично раскритиковал теорию Фрейда об Эдиповом комплексе и его упор на инфантильную сексуальность. В следующем году это привело к необратимому расколу между ними, и Юнг продолжил разработку своей собственной версии психоаналитической теории.
Большинство предположений Юнга о его аналитической психологии отражают его теоретические разногласия с Фрейдом. Например, хотя Юнг соглашался с Фрейдом в том, что прошлые и детские переживания человека определяют будущее поведение, он также считал, что наше будущее (стремления) также формирует нас.
Различия между Юнгом и Фрейдом
Содержание
Теория либидо
Юнг (1948) не согласился с Фрейдом относительно роли сексуальности. Он считал, что либидо — это не просто сексуальная энергия, а обобщенная психическая энергия.
Для Юнга целью психической энергии было мотивировать человека несколькими важными способами, в том числе духовно, интеллектуально и творчески. Она также была мотивационным источником индивидуума для поиска удовольствия и уменьшения конфликта. Тремя главными были эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Согласно Юнгу, эго представляет собой сознательный разум, поскольку оно включает в себя мысли, воспоминания и эмоции, о которых знает человек. Эго в значительной степени отвечает за чувство идентичности и преемственности.
Как и Фрейд, Юнг (1921, 1933) подчеркивал важность бессознательного по отношению к личности. Однако он предположил, что бессознательное состоит из двух слоев.
Первый слой, называемый личным бессознательным, по сути такой же, как и версия бессознательного Фрейда. Личное бессознательное содержит временно забытую информацию, а также вытесненные воспоминания.
Юнг (1933) выделил важную черту личного бессознательного, названную комплексами. Комплекс — это совокупность мыслей, чувств, отношений и воспоминаний, сосредоточенных на одном понятии.
Чем больше элементов присоединяется к комплексу, тем больше его влияние на личность. Юнг также считал, что личное бессознательное гораздо ближе к поверхности, чем предполагал Фрейд, и что юнгианская терапия меньше связана с подавленными детскими переживаниями.
Это настоящее и будущее, которое, по его мнению, было ключом как к анализу невроза, так и к его лечению.
Коллективное бессознательное
Однако наиболее важное различие между Юнгом и Фрейдом заключается в представлении Юнга о коллективном (или надличностном) бессознательном. Это его самый оригинальный и противоречивый вклад в теорию личности.
Коллективное бессознательное представляет собой универсальную версию личного бессознательного, содержащую психические паттерны или следы памяти, общие с другими представителями человеческого вида (Юнг, 1928).
Эти воспоминания предков, которые Юнг называл архетипами, представлены универсальными темами в различных культурах, выраженными в литературе, искусстве и снах.
«Форма мира, в котором [человек] рождается, уже врождена в нем, как виртуальный образ» (Юнг, 1953, с. 188).
Согласно Юнгу, человеческий разум имеет врожденные характеристики, «отпечатанные» в нем в результате эволюции. Эти универсальные предрасположенности проистекают из прошлого наших предков.
Примерами могут служить боязнь темноты или змей и пауков, и интересно, что эта идея недавно возродилась в теории подготовленного обусловливания (Seligman, 19).71).
Однако более важными, чем отдельные тенденции, являются те аспекты коллективного бессознательного, которые развились в отдельные подсистемы личности. Юнг (1947) назвал эти воспоминания и образы предков архетипами.
Юнгианские архетипы
Юнгианские архетипы определяются как образы и темы, происходящие из коллективного бессознательного, как это было предложено Карлом Юнгом. Архетипы
имеют универсальное значение в разных культурах и могут проявляться в снах, литературе, искусстве или религии.
Юнг (1947) считает, что символы разных культур часто очень похожи, потому что они возникли из архетипов, общих для всего человечества, которые являются частью нашего коллективного бессознательного.
Для Юнга наше примитивное прошлое становится основой человеческой психики, направляя и влияя на настоящее поведение. Юнг утверждал, что идентифицировал большое количество архетипов, но уделял особое внимание четырем.
Юнг обозначил эти архетипы как Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус.
Персона
Персона (или маска) — это внешнее лицо, которое мы представляем миру. Он скрывает наше истинное «я», и Юнг описывает его как архетип «конформизма». Это публичное лицо или роль, которую человек представляет другим как нечто отличное от того, кем мы являемся на самом деле (например, актер).
Анима/Анимус
Еще один архетип — анима/анимус. «Анима/анимус» — это зеркальное отражение нашего биологического пола, то есть бессознательной женской стороны у мужчин и мужских тенденций у женщин.
Каждый пол отражает отношение и поведение другого пола благодаря многовековому совместному проживанию. Психика женщины содержит мужские аспекты (архетип анимуса), а психика мужчины содержит женские аспекты (архетип анимы).
Тень
Следующая тень. Это животная сторона нашей личности (как Ид у Фрейда). Это источник как нашей творческой, так и разрушительной энергии. В соответствии с эволюционной теорией архетипы Юнга могут отражать предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.
Самость
Наконец, есть Самость, которая дает ощущение единства опыта. Для Юнга конечной целью каждого человека является достижение состояния самости (аналогично самоактуализации), и в этом отношении Юнг (как и Эриксон) движется в направлении более гуманистической ориентации.
Это, безусловно, было убеждением Юнга, и в своей книге «Неоткрытое Я» он утверждал, что многие проблемы современной жизни вызваны «прогрессирующим отчуждением человека от своей инстинктивной основы». Одним из аспектов этого являются его взгляды на значение анимы и анимуса.
Юнг утверждает, что эти архетипы являются продуктом коллективного опыта мужчин и женщин, живущих вместе.
Однако в современной западной цивилизации мужчинам не рекомендуется жить своей женской стороной, а женщинам — выражать мужские тенденции. Для Юнга результатом было то, что полное психологическое развитие обоих полов было подорвано.
Вместе с господствующей патриархальной культурой западной цивилизации это привело к обесцениванию женских качеств вообще, а преобладание персоны (маски) возвысило неискренность до образа жизни, не подвергаемого сомнению миллионами в их повседневной жизни. .
Критическая оценка
Идеи Юнга (1947, 1948) не были так популярны, как идеи Фрейда. Это могло быть связано с тем, что он не писал для неспециалистов, и поэтому его идеи не были так широко распространены, как идеи Фрейда. Это может быть также потому, что его идеи были немного более мистическими и неясными, и менее ясно объясненными.
В целом современная психология недоброжелательно отнеслась к теории архетипов Юнга. Эрнест Джонс (биограф Фрейда) говорит, что Юнг «спустился в псевдофилософию, из которой он так и не вышел», и для многих его идеи больше похожи на мистические спекуляции Нью-Эйдж, чем на научный вклад в психологию.
Однако, хотя исследование Юнгом древних мифов и легенд, его интерес к астрологии и увлечение восточной религией можно рассматривать в этом свете, также стоит помнить, что образы, о которых он писал, имеют, как исторический факт, оказали неизгладимое влияние на человеческий разум.
Кроме того, сам Юнг утверждает, что постоянное повторение символов из мифологии в личной терапии и в фантазиях психотиков поддерживает идею врожденного коллективного культурного остатка. В соответствии с эволюционной теорией может случиться так, что архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.
Юнг предположил, что человеческие реакции на архетипы подобны инстинктивным реакциям животных. Одна из критических замечаний Юнга заключается в том, что нет никаких доказательств того, что архетипы имеют биологическую основу или сходны с животными инстинктами (Roesler, 2012).
Более поздние исследования показывают, что архетипы не рассматриваются как чисто биологические, а возникают непосредственно из нашего опыта и являются отражением языковых или культурных особенностей (Young-Eisendrath, 1995).
Однако работа Юнга также внесла свой вклад в господствующую психологию, по крайней мере, в одном важном аспекте. Он был первым, кто выделил две основные установки или ориентации личности — экстраверсию и интроверсию (Юнг, 19).23).
Он также определил четыре основные функции (мышление, чувство, восприятие и интуиция), которые в перекрестной классификации дают восемь чистых типов личности.
Психологи, такие как Ганс Айзенк и Раймонд Кеттелл, впоследствии опирались на это. Таким образом, Юнг не только был культурной иконой для поколений студентов-психологов, но и выдвигал идеи, которые были важны для развития современной теории личности.
Ссылки
Jung, C.G. (1921). Психологические типы. Собрание сочинений К. Г. Юнга, Vol. 6 Боллинген Серия ХХ.
Юнг, К.Г. (1923). Об отношении аналитической психологии к поэтическому искусству 1 . Британский журнал медицинской психологии, 3 (3), 213-231.
Юнг, К.Г. (1928). Вклад в аналитическую психологию . Нью-Йорк: Harcourt Brace
Jung, CG (1933). Современный человек в поисках своей души.
Юнг, К.Г. (1947). О природе психики . Лондон: Ковчег в мягкой обложке.
Юнг, К.Г. (1948). Феноменология духа в сказках. Архетипы и коллективное бессознательное , 9 (Часть 1), 207-254.
Юнг, К.Г. (1953). Собрание сочинений. Том. 12. Психология и алхимия.
Рослер, К. (2012). Передаются ли архетипы культурой больше, чем биологией? Вопросы, возникающие в связи с концептуализацией архетипа. Журнал аналитической психологии, 57(2) , 223-246.
Селигман, MEP (1971). Готовность и фобии. Поведенческая терапия, 2(3) , 307-20.
Янг-Эйзендрат, П. (1995). Борьба с Юнгом: ценность неопределенности. Психологические перспективы, 31(1) , 46-54.
подробнее
- Прослушать радиопередачу BBC о Карле Юнге
- Существуют ли архетипы?
Карл Юнг и концепция коллективного сознания
Стивен Гимбел, доктор философии, Геттисбергский колледж
20
-й -й век стал свидетелем разрушения нашего представления о себе как о людях. Мы были не разделительной линией Великой Цепи Бытия, а не чем иным, как продуктом наших детских травм, предложенным трехчастной теорией разума Зигмунда Фрейда.
Согласно Фрейду, подсознание человека формируется через его отношения с определенными людьми в его жизни.
Он также считал, что организованная религия, подобно государству и культуре, работает как коллективное суперэго, которое контролирует и подавляет человеческое стремление быть собой. Это понятие коллективного суперэго было расширено Карлом Густавом Юнгом.
Понятие коллективного сознания было предложено Карлом Густавом Юнгом (Изображение: Lightspring/Shutterstock)
Теории Юнга о коллективном бессознательном
Карл Юнг был лучшим учеником и ближайшим учеником Фрейда, продолжившим психоаналитическое движение Фрейда. Юнг не соглашался с Фрейдом в отношении понятия организованной религии. Он считал религиозный импульс естественной и универсальной частью человеческого сознания. Его вера в универсальное сознание была центральным различием между ним и Фрейдом, которое навсегда разделяло их.
Зигмунд Фрейд не принимал концепцию коллективного бессознательного. (Изображение: Макс Хальберштадт/общественное достояние)
В то время как Фрейд не терпел никаких идей, противоречащих его, у Юнга были другие взгляды. Он соглашался с Фрейдом в отношении подсознания как хранилища первичных желаний. Он также верил в концепцию Фрейда о том, что многие формы неврозов являются результатом конфликтов между сознательным и бессознательным. Но он считал, что Фрейд не принял во внимание то, что он называл «коллективным сознанием» как расширение Оно. Человеческое подсознание является хранилищем не только личных переживаний и воспоминаний, но и всего человечества. Все люди имеют общее подсознание, в котором хранятся воспоминания обо всех людях, живых и мертвых.
Согласно Юнгу, мы храним воспоминания о наших предках в нашем подсознании. Мы используем это коллективное бессознательное, чтобы придать миру структуру и смысл.
Это стенограмма из серии видеороликов «Переосмысление реальности: интеллектуальные последствия современной науки». Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.
Что такое юнгианские архетипы?
Юнг наблюдал подобные закономерности в образах, персонажах и событиях, повторяющихся в мифах, религиях и культурных верованиях. Эти сообщества и общества вряд ли были в контакте друг с другом, но в их центральных историях фигурировали одни и те же элементы с одинаковыми ролями.
Юнг называет эти центральные элементы архетипами. Также он называл синхронистичностью повторные появления этих архетипов в культурах, изолированных друг от друга.
Карл Юнг обнаружил закономерности среди культур и обществ и назвал их архетипами. Мы получаем набор расплывчатых паттернов или архетипов. Наш разум интерпретирует мир и события, используя эти архетипы, и придает миру смысл.
Различия, которые мы видим в специфических чертах каждой культуры, связаны с тем, что каждая культура применяет эти общие архетипы на основе своих географических и исторических особенностей. Но центральные ценности необычайно общие, настолько, что мы не можем поверить, что эти культуры независимы друг от друга.
Согласно Юнгу, эти паттерны видны как в человеческом уме, так и во всем мире. Он называет их коллективными бессознательными ноуменами.
Узнайте больше о мудрости толпы.
Ноумены и явления
Ноумены были выделены Иммануилом Кантом в 18 веке от феноменов. Согласно этому немецкому философу, феномены — это опыт вещи человеком, а ноумены — реальная вещь.
Например, когда мы смотрим на ручку, мы получаем ее изображение и думаем, что знаем что-то о ручке. Но образ не имеет физического проявления; это только в нашем уме. Нет никакого способа узнать, что то, что находится в уме, похоже на реальную вещь, создающую этот образ. Действительно ли он имеет те же функции, или мы просто думаем, что функции одинаковы? Согласно Канту, метафизика бесполезна, поскольку мы имеем доступ только к явлениям. Мы никогда не можем выйти за пределы нашего разума. Поэтому мы не можем быть уверены в реальности.
Но у Юнга была другая идея. Для него коллективное бессознательное связывает разум с миром. Мы можем добраться до реальности через коллективное бессознательное, с которым связаны все человеческие виды. Юнг утверждал, что существуют любопытные совпадения, которые невозможно объяснить, хотя они и не являются полностью случайными. Они не могут происходить случайно и должны иметь какое-то объяснение. Мы воспринимаем их как сигналы, посланные нам Вселенной. Юнг считал, что эти синхронности показывают, что это коллективное бессознательное связывает нас.
Другое сходство между идеями Фрейда и Юнга состоит в том, что они оба изучают людей не в вакууме, а в отношении к другим существам. Для Фрейда отношения между отцом и ребенком определяют характер человеческого разума и поведения.
Последний шаг Юнга состоит в том, что он отвергает объект как индивидуальность и рассматривает его как единое целое. Объект не имеет значения сам по себе; это просто модус более широкой коллективной реальности.
Узнайте больше о том, откуда берутся характеры людей?
Общие вопросы о Карле Юнге и концепции коллективного сознания
В: Что такое теория Карла Юнга?
Теория Карла Юнга — это коллективное бессознательное. Он считал, что люди связаны друг с другом и со своими предками через общий набор переживаний. Мы используем это коллективное сознание, чтобы придать смысл миру.
В: В чем разошлись мнения Фрейда и Юнга?
Фрейд и Юнг расходились во мнениях по некоторым ключевым аспектам. Например, Юнг считал религию естественной частью человеческого сознания, а Фрейд рассматривал религию как форму коллективного невроза. Кроме того, Юнг верил в коллективное сознание, которое постоянно разделяло их.
В: Какое определение архетипа лучше всего?
Согласно Юнгу, архетипы — это сходные образы, персонажи и события, которые повторяются в мифах, религиях и культурных верованиях разных сообществ, которые вряд ли были в контакте друг с другом.
В: Что такое синхронизмы?
Юнг рассматривает синхронистичности как повторяющиеся появления архетипов.