Популярное

Метод исследования гуманистической психологии: основные положения и методы, представители, интересные факты

Содержание

это что такое, представители, подход и направление

Содержание

  • Предмет изучения и задачи науки
  • Основоположники и последователи направления
  • История становления и развития науки
  • Основные принципы и методы исследования
  • Развитие науки в настоящее время
  • Полезное видео

Психология включает множество направлений, которые занимаются изучением разных аспектов жизни человека. Гуманистическая психология появилась в ответ на развитие бихевиоризма. Многие поддерживали это направление. Чтобы понимать почему оно было актуальным, нужно разобраться с его историей, принципами, методиками.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

  1. Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
  2. Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека. Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
  3. Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
  4. Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Основоположники и последователи направления

Представители гуманистической психологии:

  1. Карл Роджерс. Создал теорию личности, которая строится на положениях гум-ой. Основой жизни по его теории является желание реализовать врожденные возможности. Основой личности ученый считает реальность.
  2. Бюлер Шарлотта. Психолог из Германии, которая создала собственную периодизацию жизненного пути личности. Главный мотив — самореализация.
  3. Гордон Виллард Олпорт. Психолог из Америки, который изучал психологию личности. Ученый развивал собственную теорию личности, которая основывалась на самоактуализации, стремлении любого человека к тому, чтобы добиться чего-то существенного в жизни.
  4. Ролло Мэй. Еще один психолог из Америки, который выпустил множество работ, касающихся гуманистической психологии.
  5. Франкл Виктор. Психолог из Австрии. Разработал отдельное психологическое учение, главный постулат которого говорит о том, что развиваться личность начинает когда ищет смысл жизни.
  6. Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности.

Маслоу выделял такие потребности индивидов:

  1. Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом.
  2. Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны.
  3. Потребность в почитании. Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей.
  4. Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение.
  5. Потребности в любви. Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание.
  6. Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте.
  7. Потребность в новых знаниях. Это важно для саморазвития.

Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.

История становления и развития науки

Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.

Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:

  1. 1943 год — Маслоу сделал описание разработанной иерархии, которое описал в статье «Теория человеческой мотивации».
  2. 1951 год — была опубликована работа психолога Карла Роджерса — «Клиент-центрированная терапия».
  3. 1961 год — с этого времени начинает выпускаться журнал для последователей гуманистической психологии.
  4. 1971 год — американская ассоциация гуманистической психологии начинает входить в АПА.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Развитие науки в настоящее время

Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.

Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.

Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об особенностях гуманистической психологии.

Рейтинг автора

Написано статей

Об авторе

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология стала результатом серьезных размышлений американского общества, оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его потенциал и пути развития. Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и рассматривались представителями разных школ. Однако две мировые войны привели к глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых представлений и пониманий.

Что изучает гуманистическая психология?

Основной предмет изучения гуманистического направления в психологии — здоровые, зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию. Психологи гуманистического течения не противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью. Наоборот, по их представлению именно социальные успехи дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни.

Личность в гуманистической психологии

Основы гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных философско-религиозных системах.

Методология гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов:

  • А. Маслоу, К. Роджерса, С. Джурарда, Ф. Бэррона, которые высказывали свой взгляд на психически здоровую, полноценно функционирующую личность;
  • о развитии личности в гуманистической психологии, проблеме движущих сил в становлении и развитии личности, о потребностях и ценностях писали А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер;
  • проблема межличностных отношений и раскрытие себя в отношениях описаны К. Роджерсом, С. Джурардом, Р. Мэем;
  • о проблемах свободы и ответственности писали Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл.

В целом личность человека рассматривается в таких аспектах:

  • человек – это не набор составляющих, а целостная личность;
  • каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
  • человеческая жизнь – это единый процесс бытия и становления человека;
  • человек – активное существо, которому необходимо развитие;
  • главная психологическая реальность – это переживания человека;
  • человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.

Методы гуманистической психологии

Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:

  • арт-терапия – осознание себя через рисунок, музыку, движения;
  • аутотренинг по методу И. Шульца – погружение в себя, общение со своим внутренним Я;
  • визуализация по К. Симонтон – осознание желаний, построение целей через визуальное представление;
  • восточные техники, куда входит медитация, йога, хатха-йога, тайцзицюань, тантризм и др.
  • вегетотерапия по В. Райху, в основе которой лежит представление, что хронические заболевания являются результатом мышечных зажимов, вызванных стрессами;
  • нейро-лингвистическое программирование, основоположниками которого являются Дж. Гриндер и Р. Бэндлер. Они уделяли особое внимание словесным формулировкам, которые способны оказывать влияние на психику человека.

Было бы неточным называть гуманистическую психологию научной теорией. На момент появления она заняла важную нишу в понимании, что есть человек, и довольно быстро стала общекультурным явлением.

 


Статьи по теме:


Синдром дефицита внимания


В этой статье мы поговорим о синдроме дефицита внимания, которому подвержено около 5-10% детей и нередко данный синдром обретает иные очертания и сопровождает человека по жизни в виде различных расстройств.

Как перестать плакать?


Излишняя плаксивость доставляет массу неудобств и может стать причиной различных неприятных ситуаций. В этой статье мы поговорим о способах, помогающих научится не плакать тогда, когда это неуместно.

Как полюбить себя и повысить самооценку?

Низкая самооценка мешает не только достичь определенных жизненных и профессиональных высот, но и не позволяет жить в мире и согласии с самим собой. Эта статья посвящена проблеме заниженной самооценки и расскажет о способах поднять ее.

Как полюбить свою внешность?


Многие люди недовольны своей внешностью и слишком заостряют внимание на каких-либо недостатках и изъянах, которые зачастую даже не заметны для других людей. Эта статья расскажет, как полюбить себя и свою внешность.

 

Гуманистический подход в психологии (гуманизм): определение и примеры

Гуманистический, гуманизм и гуманист — термины в психологии, относящиеся к подходу, изучающему человека в целом и уникальность каждого человека. По сути, эти термины относятся к одному и тому же подходу в психологии.

Гуманистическая психология — это точка зрения, которая делает упор на взгляд на человека в целом и на уникальность каждого человека. Гуманистическая психология начинается с экзистенциальных предположений о том, что люди обладают свободой воли и мотивированы на реализацию своего потенциала и самореализацию.

Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии.

Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).

Гуманизм отверг допущения бихевиористской точки зрения, которая характеризуется как детерминистская, сосредоточенная на подкреплении поведения «стимул-реакция» и сильно зависящая от исследований на животных.

Гуманистическая психология отвергла психодинамический подход, потому что он также является детерминированным, с бессознательными иррациональными и инстинктивными силами, определяющими человеческое мышление и поведение.

И бихевиоризм, и психоанализ расцениваются психологами-гуманистами как бесчеловечные.

Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять по трем основным направлениям :

1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.

2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.

3) Он предложил более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.

Содержание

Сводная таблица

Основные характеристики
• Качественный подход
• Агентство Ide
0047 • Самоактуализация
• Субъективный опыт
• Холизм
Предположения
• Люди обладают свободой воли; это называется личным агентством.
• Все люди уникальны и обладают врожденным (врожденным) стремлением максимально реализовать свой потенциал.
• Правильное понимание человеческого поведения может быть достигнуто только путем изучения людей, а не животных.
• Субъективная реальность является основным ориентиром человеческого поведения
• Психология должна изучать индивидуальный случай (идиографический), а не средний результат группы (номотетический).
• Следует изучать человека в целом в контексте его окружения.
• цель психологии состоит в том, чтобы сформулировать полное описание того, что значит быть человеком (например, важность языка, эмоций и того, как люди стремятся найти смысл в своей жизни).
Методология
• Качественные исследования 907 Неформальные исследования 9007 • 4 Тематические исследования
Метод Q-сортировки (для соответствия)
• Контент-анализ
• Феноменологические рамки
Сильные стороны
-долгое обучение, самостоятельное обучение и обучение, ориентированное на студента)
• Иерархия потребностей Маслоу широко используется в здравоохранении и социальной работе в качестве основы для оценки потребностей клиентов.
Ограничения
• Ненаучные – субъективные понятия
• Этноцентрические (пристрастные к западной культуре)
• Вера в детерминированность науки в терминах свободы воли 7 • Субъективные объяснения будут искажены защитными механизмами Фрейда

 

Основные предположения

Гуманистическая психология начинается с экзистенциального предположения, что люди обладают свободой воли:

Личная свобода действий — это гуманистический термин, обозначающий осуществление свободы воли. Свобода воли — это идея о том, что люди могут выбирать, как им действовать, и что они самоопределены.

Поведение не ограничено ни прошлым опытом индивидуума, ни текущими обстоятельствами (детерминизм).

Личная свобода воли относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям. Люди свободны выбирать, когда они конгруэнтны (Роджерс) или самоактуализируются (Маслоу).

Хотя Роджерс гораздо больше верит в свободу воли, он признает, что детерминизм присутствует в случае обусловленной любви, потому что это может повлиять на самооценку человека. Таким образом, свобода воли и детерминизм до некоторой степени являются неотъемлемой частью гуманистической точки зрения.

Люди в своей основе хорошие, и у них есть врожденная потребность сделать себя и мир лучше:

Гуманистическая психология: более поздняя разработка в истории психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивном взгляде на людей, чем это предлагалось психоанализом или бихевиоризмом.

Люди от природы добрые, а это значит, что в них (людях) нет ничего изначально негативного или злого.

Таким образом, гуманистическая точка зрения принимает оптимистический взгляд на человеческую природу, согласно которой люди рождаются хорошими, но в процессе своего роста они могут стать злыми.

Гуманистический подход подчеркивает личную ценность человека, центральное место человеческих ценностей и творческую, активную природу человека.

Подход оптимистичен и фокусируется на благородной способности человека преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Люди мотивированы на самореализацию:

Крупнейшие психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считали, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить и обладают способностью управлять своей собственной жизнью.

Самореализация касается психологического роста, самореализации и удовлетворения жизнью.

И Роджерс, и Маслоу считали личностный рост и удовлетворение в жизни основными человеческими мотивами. Это означает, что каждый человек по-разному стремится к психологическому росту и постоянному самосовершенствованию.

Однако и Роджерс, и Маслоу описывают разные способы достижения самоактуализации.

Согласно Маслоу, у людей также есть потребности, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы самоактуализация стала возможной. Основные потребности, например. пища и вода должны быть удовлетворены прежде, чем высшие психологические и эмоциональные потребности. Это показано в иерархии потребностей Маслоу.

Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочно положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.

Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если это благоприятно, это поможет.

Поведение следует понимать с точки зрения субъективного сознательного опыта индивидуума (феноменология):

Психологи-гуманисты также считают, что наиболее фундаментальным аспектом человеческого бытия является субъективный опыт. Это не может быть точным отражением реального мира, но человек может действовать только с точки зрения собственного частного опыта субъективного восприятия действительности.

Психологи-гуманисты утверждают, что физическая объективная реальность менее важна, чем субъективное (феноменологическое) восприятие и понимание человеком мира. Таким образом, то, как люди интерпретируют вещи внутренне, является (для них) единственной реальностью.

Иногда гуманистический подход называют феноменологическим. Это означает, что личность изучается с точки зрения субъективного опыта индивида. Смысл – это цель или ценность, которую человек придает своим действиям или переживаниям

По словам Роджерса, каждый из нас живет в мире, созданном нами самими и сформированном нашими процессами восприятия. Он называл уникальное восприятие реальности человеком его или ее феноменальным полем.

Как однажды сказал Роджерс: «Единственная реальность, которую я могу познать, — это мир, который я воспринимаю и ощущаю в данный конкретный момент. Единственная реальность, которую вы можете познать, — это мир, который вы воспринимаете и переживаете в данный момент. И единственная уверенность в том, что эти воспринимаемые реальности различны. «Настоящих миров» столько же, сколько людей! (Роджерс, 1980, с. 102).

Для Роджерса в центре внимания психологии находится не поведение (Скиннер), бессознательное (Фрейд), мышление (Пиаже) или человеческий мозг, а то, как люди воспринимают и интерпретируют события. Поэтому Роджерс важен, потому что он перенаправил психологию на изучение себя.

Гуманистические теоретики говорят, что эти индивидуальные субъективные реальности следует рассматривать в трех одновременных условиях.

Во-первых, их нужно рассматривать как единое целое и осмысленно, а не разбивать на мелкие компоненты информации, разрозненные или фрагментарные, как у теоретиков психодинамики. Роджерс сказал, что если эти индивидуальные восприятия реальности не сохранить в целости и разделить на элементы мысли, то они потеряют свой смысл.

Во-вторых, это должны быть сознательные переживания здесь и сейчас. Не следует предпринимать никаких усилий для извлечения бессознательных переживаний из прошлого.

Феноменологический означает «то, что проявляется», и в данном случае это означает то, что естественным образом появляется в сознании. Не пытаясь свести его к составным частям – без дальнейшего анализа.

Наконец, весь этот опыт следует рассматривать через самоанализ. Интроспекция — это тщательный поиск своих внутренних субъективных переживаний.

Гуманизм отвергает научную методологию:

Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию психологической лаборатории для исследования поведения людей и животных.

Роджерс сказал, что объективное научное исследование, основанное на детерминистских предположениях о людях, имеет место в изучении людей (наука), но ограничено в том смысле, что не учитывает внутренние человеческие переживания (феноменология).

Изучение субъективного опыта человека является самой большой проблемой для научной психологии, которая подчеркивает необходимость того, чтобы ее предмет был публично наблюдаемым и поддающимся проверке. Субъективный опыт по определению сопротивляется таким процессам.

Гуманизм отвергает научную методологию, такую ​​как эксперименты, и обычно использует качественные методы исследования. Например, дневниковые записи, открытые анкеты, неструктурированные интервью и наблюдения.

Качественные исследования полезны для исследований на индивидуальном уровне и для углубленного изучения способов мышления и чувств людей (например, тематические исследования).

Чтобы по-настоящему понять других людей, нужно сесть и поговорить с ними, поделиться своим опытом и быть открытым к их чувствам.

Гуманизм отверг сравнительную психологию (учение о животных), потому что она ничего не говорит нам об уникальных свойствах человека:

Гуманизм рассматривает людей как принципиально отличных от других животных, главным образом потому, что люди являются сознательными существами, способными мыслить, рассуждать и говорить.

Для психологов-гуманистов исследования животных, таких как крысы, голуби или обезьяны, не имели большого значения.

Исследования таких животных могут рассказать нам очень мало о человеческом мышлении, поведении и опыте.

Историческая хронология

  • Маслоу (1943) разработал иерархическую теорию мотивации человека.
  • Карл Роджерс (1946) публикует Значимые аспекты клиент-центрированной терапии (также называемой личностно-центрированной терапией).
  • В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте были проведены две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и более гуманистическому видению.
  • В 1962 году при спонсорской поддержке Университета Брандейса это движение было официально основано как Ассоциация гуманистической психологии.
  • Весной 1961 года вышел первый номер Журнала гуманистической психологии.
  • Кларк Халл (1943) Принципы поведения был опубликован.
  • Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , в котором описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.

Проблемы и дебаты

Свобода воли против детерминизма

Это единственный подход, в котором прямо говорится, что у людей есть свобода воли, но его позиция по этой теме несколько непоследовательна, поскольку, с одной стороны, утверждается, что у людей есть свобода воли .

Однако, с другой стороны, он утверждает, что наше поведение определяется тем, как к нам относятся другие люди (чувствуем ли мы, что нас безоговорочно ценят и уважают окружающие).

Природа против воспитания

Подход признает как влияние природы, так и воспитание, воспитание – влияние переживаний на способы восприятия и понимания мира человеком, природа – влияние биологических влечений и потребностей (иерархия потребностей Маслоу).

Холизм против редукционизма

Подход целостный, поскольку он не пытается разбить поведение на более простые компоненты.

Идиографический против номотетического

Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не пытается установить универсальные законы о причинах поведения; это идиографический подход.

Используемые методы исследования являются научными?

Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не считает целесообразным научное измерение его поведения.

Критическая оценка

Сильные стороны

Гуманистический подход применялся к относительно небольшому количеству областей психологии по сравнению с другими подходами. Поэтому его вклад ограничен такими областями, как терапия, аномалии, мотивация, образование и личность.

Клиент-центрированная терапия широко используется в здравоохранении, социальной работе и промышленности. Эта терапия помогла многим людям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, что является значительным вкладом в улучшение качества жизни людей.

Гуманистическая терапия основана на идее о том, что психологические расстройства являются продуктом самообмана. Гуманистические терапевты помогают клиентам рассматривать себя и свои ситуации с большей проницательностью, точностью и принятием.

Основное убеждение в этом типе терапии состоит в том, что клиенты могут полностью реализовать свой человеческий потенциал, если они смогут достичь этих целей. Примеры гуманистической терапии включают клиентоцентрированную терапию и гештальт-терапию.

Терапия, ориентированная на клиента, направлена ​​на повышение самооценки клиентов и уменьшение несоответствия между Я-концепцией и идеальным Я.

Это недирективная терапия, в ходе которой клиенту предлагается найти собственные решения своих проблем в атмосфере поддержки, непредвзятости и безоговорочного положительного отношения.

Он фокусируется на настоящем, а не на прошлом, в отличие от психоанализа. Эта терапия широко используется, например. здравоохранение, образование и промышленность.

Взгляд Роджерса на образование рассматривал школы как в целом жесткие бюрократические институты, сопротивляющиеся изменениям. Применительно к образованию его подход становится «ориентированным на ученика обучением», в котором детям доверяют участвовать в развитии и брать на себя ответственность за свои собственные программы обучения. Его отношение к экзаменам, в частности, несомненно, найдет самую восприимчивую аудиторию среди многих студентов:

«Я полагаю, что проверка достижений студента, чтобы увидеть, соответствует ли он какому-либо критерию, установленному учителем, прямо противоположна к последствиям терапии для значимого обучения».

Гуманистические идеи были применены в образовании с открытыми классами. В открытых классах ученики сами решают, как должно проходить обучение (ориентация на ученика), они должны быть самостоятельными, они свободны выбирать, что изучать, а учитель просто действует как фасилитатор, который создает атмосферу. свободы и поддержки индивидуальных занятий.

Школа Саммерхилл в Великобритании, основанная А.С. Нил — одна из школ, которые с некоторым успехом полностью применили гуманистические идеи для повышения мотивации учащихся.

Школа имеет четкую структуру и правила, а ученики из Саммерхилла очень творческие, самостоятельные (свободный выбор предметов, учебных материалов и т. д.), ответственные и терпимые.

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Как и следовало ожидать от «антинаучного» подхода, гуманистической психологии не хватает эмпирических данных. Подход включает в себя непроверяемые концепции, такие как «самоактуализация» и «конгруэнтность».

Тем не менее, Роджерс попытался внести больше строгости в свою работу, разработав Q-сортировку — объективную меру прогресса в терапии. Q-сортировка — это метод, используемый для сбора данных о результатах терапии на основе изменений в представлениях клиентов о себе до, во время и после терапии, поскольку он используется для измерения фактических изменений на основе различий между собой и идеальным я.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии. Например, их вера в свободную волю прямо противоречит детерминистским законам науки.

Однако обратной стороной этого является то, что гуманизм может лучше понять поведение человека с помощью качественных методов, таких как неструктурированные интервью.

Этот подход также помог обеспечить более целостное представление о человеческом поведении, в отличие от редукционистской позиции науки.

Ограничения

Психоаналитическая критика утверждает, что люди не могут объяснить свое собственное поведение, потому что причины в значительной степени бессознательны. Следовательно, сознательные объяснения будут искажены рационализацией или другими средствами защиты.

Бихевиористы были самыми строгими критиками гуманистической психологии из-за феноменологического подхода, который они считают чисто субъективным и дуалистическим.

Таким образом, по мнению бихевиористов, теории лишены какой-либо эмпирической обоснованности, а научный метод отказывается в пользу самоанализа.

Возможная причина ограниченного влияния на академическую психологию, возможно, кроется в том факте, что гуманизм преднамеренно использует ненаучный подход к изучению человека.

Области, изучаемые гуманизмом, такие как сознание и эмоции, очень трудно поддаются научному изучению. Результат таких научных ограничений означает отсутствие эмпирических данных в поддержку ключевых теорий подхода.

Еще одним ограничением гуманистического подхода является то, что он этноцентричен. Многие идеи, занимающие центральное место в гуманистической психологии, такие как индивидуальная свобода, автономия и личностный рост, скорее ассоциируются с индивидуалистическими культурами западного мира, например, Соединенных Штатов.

Коллективистские культуры, такие как Индия, которые подчеркивают потребности группы и взаимозависимость, могут не так легко отождествляться с идеалами и ценностями гуманистической психологии.

Таким образом, возможно, что этот подход не будет хорошо распространяться и является продуктом культурного контекста, в котором он был разработан, и эмический подход является более подходящим.

Гуманизм предлагает позитивный взгляд на человеческую природу, однако можно возразить, что это может быть не очень реалистично при рассмотрении повседневной реальности, такой как насилие в семье и геноцид.

Кроме того, подход, направленный на удовлетворение наших потребностей и реализацию нашего потенциала роста, отражает индивидуалистический, эгоцентричный взгляд, который является частью проблемы, с которой сталкивается наше общество, а не решением.

Ссылки

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-96.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог , 1, 415-422.

Маслоу, А. Х. (1968). К психологии бытия (2-е изд.) . Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог 1, 415-422.

Роджерс, Ч. Р. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Том. 3: Формулировки человека и социальный контекст . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

Оливия Гай Эванс

Бакалавр (с отличием), психология, магистр психологии образования

Заместитель редактора журнала Simply Psychology

Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Манчестерский университет

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы и высшее образование.

Подход гуманистической психологии к благополучию: 3 теории

Несмотря на то, что могут изображать средства массовой информации, люди от природы добры.

Звучит неплохо, не правда ли? Давайте повторим это снова.

Люди от природы добрые.

Движущие силы, такие как мораль, этические ценности и благие намерения, влияют на поведение, в то время как отклонения от естественных тенденций могут быть результатом неблагоприятного социального или психологического опыта, согласно предпосылкам гуманистической психологии.

Что значит процветать как человек? Почему важно достичь самореализации? И вообще, что такое гуманистическая психология?

Гуманистическая психология способна дать людям самореализацию, достоинство и ценность. Давайте посмотрим, как это работает в этой статье.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое подход гуманистической психологии?
  • Краткая история гуманистической психологии
  • 10 реальных примеров из терапии и образования
  • Популярные гуманистические теории благополучия
  • Гуманистическая психология и позитивная психология
  • 4 техники для гуманистических терапевтов
  • 4 Общие критические замечания гуманистической психологии
  • Увлекательные книги по теме
  • Дополнительные ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое подход гуманистической психологии?

Гуманистическая психология — целостный подход в психологии, ориентированный на человека в целом. Гуманисты считают, что человек находится «в процессе становления», что ставит сознательный человеческий опыт в ядро ​​психологического становления.

Гуманистическая психология была разработана для устранения недостатков психоанализа, психодинамической теории и бихевиоризма. Основой этого движения является понимание поведения посредством человеческого опыта.

Этот раздел психологии занимает феноменологическую позицию, где личность изучается с субъективной точки зрения человека.

Основные направления гуманистической психологии

Принципы гуманистической психологии, которые также на самом базовом уровне разделяют трансперсональную и экзистенциальную психологию, включают:

  1. Людей нельзя рассматривать как сумму их частей или сводить к функциям/ части.
  2. Люди существуют в уникальном человеческом контексте и космической экологии.
  3. Люди сознательны и осознают свое сознание.
  4. Люди несут ответственность из-за своей способности выбирать.
  5. Люди ищут смысл, ценность и творчество, помимо стремления к целям и преднамеренного создания будущих событий (Aanstoos et al., 2000).

Таким образом, в центре внимания гуманистической психологии находится человек и его поиск самореализации.

Краткая история гуманистической психологии

Революция гуманистической психологии впервые началась в 1960-е годы.

В то время гуманистическая психология считалась третьей силой в академической психологии и рассматривалась как проводник движения за человеческий потенциал (Taylor, 1999).

Отделение гуманистической психологии как отдельной категории было известно как Подразделение 32. Подразделение 32 возглавлял Амедео Джорджи, который «критиковал редукционизм экспериментальной психологии и выступал за феноменологически обоснованную методологию, которая могла бы поддержать более подлинно человеческую науку о психологии». (Анстус и др., 2000, стр. 6).

Отдел гуманистической психологии (32) Американской психологической ассоциации был основан в сентябре 1971 года (Khan & Jahan, 2012). Гуманистическая психология полностью сформировалась только после эпохи радикального бихевиоризма; однако мы можем проследить его корни до философии Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.

Гуссерль подстегнул феноменологическое движение и предложил отложить в сторону теоретические предположения, а вместо этого философы и ученые должны описывать непосредственный опыт явлений (Schneider et al., 2015).

Кто основал гуманистическую психологию?

Первая фаза гуманистической психологии, которая охватывала период с 1960 по 1980 год, в значительной степени определялась программой Маслоу в отношении позитивной психологии. Он сформулировал представление о человеке как о неделимом, нуждающемся в связи, значении и творчестве (Khan & Jahan, 2012).

Первыми теоретиками гуманистических теорий были Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, постулировавшие, что бихевиоризм и психоанализ неадекватны для объяснения человеческой природы (Schneider et al., 2015).

До этих исследователей Олпорт, Мюррей и Мерфи протестовали против редукционистского движения, включая использование белых лабораторных крыс как метода сравнения человеческого поведения (Schneider et al. , 2015). Влиятельные женщины на развитие этой отрасли психологии включали Фриден и Крисвелл (Serlin & Criswell, 2014).

Работа Карла Роджерса

Карл Роджерс разработал концепцию клиент-центрированной терапии, которая широко используется уже более 40 лет (Carter, 2013). Этот тип терапии побуждает пациента к самореализации посредством принятия и чуткого слушания со стороны терапевта. Эта точка зрения утверждает, что человек полностью развит, если его «я» соответствует его организму (Роббинс, 2008).

Другими словами, полностью функционирующий человек — это тот, кто самореализовался. Эта концепция важна, поскольку она представляет потребность в терапии как тотальном опыте.

Вклад Роджерса способствовал повышению эффективности личностно-центрированной терапии, помогая клиентам достичь самореализации и полноценной жизни. При этом Роджерс сосредоточился на присутствии, конгруэнтности и принятии терапевтом (Aanstoos et al., 2000).

The Humanistic Theory Карла Роджерса – Mister Simplify

10 примеров из реальной жизни в терапии и образовании

Человеческий разум не просто реактивен; это рефлексивное, творческое, генеративное и проактивное (Бандура, 2001). При этом гуманистическая психология оказала большое влияние на терапевтические и образовательные учреждения.

Гуманистическая психология в терапии

Гуманистический, целостный подход к психологическому развитию и самореализации обеспечивает основу для индивидуального и семейного консультирования (Khan & Jahan, 2012). Гуманистическая терапия полезна, потому что она длиннее, больше внимания уделяет клиенту и фокусируется на настоящем (Waterman, 2013).

Маслоу и Роджерс были в авангарде клиент-центрированной терапии, поскольку они различали Я-концепцию как понимание себя, восприятие себя обществом и реальное Я. Этот гуманистический психологический подход представляет собой еще один метод психологического исцеления и рассматривается как более позитивная форма психологии. Роджерс «подчеркивал врожденное стремление личности к полной реализации своего потенциала» (McDonald & Wearing, 2013, стр. 42–43).

Другие виды гуманистической терапии включают:

  • Логотерапия — это терапевтический подход, направленный на то, чтобы помочь людям найти смысл жизни. Эта техника была создана Виктором Франклом, который утверждал, что для того, чтобы жить осмысленной жизнью, людям нужна причина для жизни (Melton & Schulenberg, 2008).
  • Основная цель гештальт-терапии

  • — восстановить целостность переживаний человека, которые могут включать телесные ощущения, движения, эмоции и способность творчески приспосабливаться к условиям окружающей среды. Задача этого типа терапии — предоставить клиенту инструменты осознания и осознания (Yontef & Jacobs, 2005). Это включает в себя использование реконструкций и ролевых игр для расширения возможностей осознания настоящего момента.
  • Экзистенциальная терапия

  • направлена ​​на то, чтобы помочь клиентам принять и преодолеть экзистенциальные страхи, присущие человеку. Клиенты учатся брать на себя ответственность за свой выбор. Методы экзистенциальной терапии не объясняют затруднительное положение человека, а включают исследование и описание конфликта.
  • Нарративная терапия направлена ​​на достижение цели, при этом изменения достигаются путем изучения того, как язык используется для создания и поддержания проблем. Метод включает нарративную интерпретацию клиентом своего опыта в мире (Etchison & Kleist, 2000).

Гуманистическая психология разработала ряд исследовательских методологий и практических моделей, направленных на содействие развитию и трансформации отдельных лиц, групп и организаций (Resnick et al., 2001).

Методологии включают нарративный, воображаемый и соматический подходы. Практика варьируется от персонального коучинга и организационного консультирования до творческой арт-терапии и философии (Resnick et al. , 2001).

Гуманистический подход в образовании

Мысли Дьюи и Брунера о гуманистическом движении и образовании сильно влияют на образование сегодня. Дьюи заявил, что школы должны влиять на социальные результаты, осмысленно обучая жизненным навыкам (Starcher & Allen, 2016).

Брунер был энтузиастом конструктивистского обучения и верил в то, что учащиеся могут стать автономными с помощью таких методов, как построение лесов и исследовательское обучение (Starcher & Allen, 2016).

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера (Resnick et al., 2001) утверждает, что существует восемь различных типов интеллекта: лингвистический, логический/математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, межличностный, внутриличностный и натуралистический. В образовании важно, чтобы преподаватели обращались к как можно большему числу этих областей.

Эти психологи вскоре задали тон для более интенсивного сосредоточения внимания на гуманистических навыках, таких как самосознание, общение, лидерские качества и профессионализм. Гуманистическая психология влияет на систему образования своими взглядами на самооценку и самопомощь (Khan & Jahan, 2012; Resnick et al., 2001).

Маслоу расширил эту перспективу, изучая характер (Starcher & Allen, 2016). Изучение характера — это средство для приобретения хороших привычек и создания морального компаса. Обучение маленьких детей морали имеет первостепенное значение в жизни (Birhan et al., 2021).

Популярные гуманистические теории благополучия

Юджин Тейлор провозгласил, что область гуманистической психологии должна отдавать приоритет сознанию, психотерапии и личности (Bargdill, 2011).

При концентрации на этих аспектах основное внимание уделяется будущему, самосовершенствованию и позитивным изменениям. Гуманистическая психология по праву обеспечивает людям самореализацию, достоинство и ценность.

Сильван Томкинс теоретизировал теорию сценариев, что привело к развитию психологии личности и открыло двери для многих нарративных теорий, включающих мифы, сюжеты, эпизоды, персонажи, голоса, диалоги и жизненные истории (McAdams, 2001).

Теория аффектов Томкинса следует этой теории и объясняет человеческое поведение как попадание в сценарии или паттерны. Похоже, что принятие этой теории привело к рассмотрению гораздо большего числа элементов опыта (McAdams, 2001).

Иерархия человеческих потребностей Маслоу внесла большой вклад в гуманистическую психологию и влияет на психическое и физическое здоровье. Эта пирамида часто используется в системе образования, особенно в целях управления классом. В 1960-х и 1919 гг.70-х годов эта модель была расширена за счет включения когнитивных, эстетических и трансцендентных потребностей (McLeod, 2017).

Фокус Маслоу на том, что хорошо с людьми, а не на том, что с ними не так, и его положительные описания человеческого поведения приносят пользу всем областям психологии.

Гуманистическая психология и позитивная психология

Хотя гуманистическая психология и позитивная психология разделяют основные идеи психологического благополучия — намерение реализовать индивидуальный человеческий потенциал и гуманистическую основу — их происхождение совершенно различно (Medlock, 2012). Гуманистическая психология добавляет к становлению позитивной психологии два важных элемента: эпистемологию и ее аудиторию (Taylor, 2001).

Гуманистическая психология и позитивная психология имеют много общего в тематическом содержании и теоретических предпосылках (Robbins, 2008).

Большая часть работ по позитивной психологии была разработана на основе работ по гуманистической психологии (Medlock, 2012). Позитивная психология также была впервые задумана Маслоу в 1954 году, а затем рассмотрена в статье Мартина Селигмана (Shourie & Kaur, 2016).

Цель позитивной психологии Селигмана заключалась в том, чтобы сосредоточиться на характеристиках, которые делают жизнь достойной жизни, а не только на изучении негативов, таких как психические заболевания (Shrestha, 2016).

4 Техники для гуманистических терапевтов

Существуют определенные техники, которые используют гуманистические терапевты, и мы обсудим четыре из них ниже.

Конгруэнтность

Конгруэнтность относится как к внутриличностным, так и к межличностным характеристикам терапевта (Kolden et al. , 2011).

Это требует, чтобы терапевт проявлял осознанную искренность и добросовестно делился своим опытом с клиентом.

Активное слушание

Активное слушание помогает создать благоприятную среду. Например, маркеры ответа, такие как «ага» и «мм-хм», являются эффективными способами побудить клиента продолжить диалог (Fitzgerald & Leudar, 2010).

Глядя на клиента, время от времени кивая, используя мимику, осознавая позу, перефразируя и задавая вопросы, вы также можете поддерживать активное слушание.

Рефлексивное понимание

Подобно активному слушанию, рефлективное понимание включает повторение и уточнение того, что говорит клиент. Эта техника важна, так как она привлекает внимание клиента к его эмоциям, позволяя им навешивать ярлыки. Использование сократовских вопросов обеспечит рефлексивное понимание в вашей практике (Bennett-Levy et al., 2009).).

Безусловное положительное отношение

Безусловное положительное отношение учитывает отношение терапевта к пациенту. Неизменная теплота и постоянное принятие терапевта показывают их ценность для человечества и, в частности, для их клиента.

Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

4 Общая критика гуманистической психологии

Некоторые могут утверждать, что гуманистическая психология не определяется исключительно чувствами или интеллектом (Taylor, 2001).

Гуманистическая психология также когда-то считалась психологией обидчивого типа. Вместо этого критики гуманистической психологии считают нарциссическими внутренние аспекты, такие как самопознание, интуиция, понимание, интерпретация своих снов и использование управляемых мысленных образов (Роббинс, 2008; Тейлор, 2001).

Кроме того, изучение внутренних условий, таких как мотивы или черты, одно время осуждалось (Polkinghorne, 1992).

Анстус и др. (2000) отмечают, что мысли Скиннера о гуманистической психологии являются барьером номер один в уклонении психологии от чисто поведенческой науки. Религиозные фундаменталисты также были против этого нового деления и называли людей гуманистической психологии светскими гуманистами.

Гуманистическую психологию иногда трудно оценить, и ее даже обвиняют в плохой эмпирической науке (DeRobertis, 2021). Это связано с необычным убеждением, что результат должен определяться в большей степени участниками, чем исследователями (DeRobertis & Bland, 2021).

Увлекательные книги по теме

Если вы находите эту тему интригующей и хотите узнать больше, взгляните на следующие книги.

1.

Становление экзистенциально-гуманистическим терапевтом: рассказы о путешествии – Джулия Фальк и Луи Хоффман

Если вы заинтересованы в том, чтобы стать экзистенциально-гуманистическим психологом или консультантом, вы можете обратиться к этой коллекции терапевтов и консультантов, которые уже прошли этот путь.

Возможно, вы студент, который рассматривает возможность изучения этого направления в психологии.

Тем не менее, эта книга содержит упражнения на размышления для людей, рассматривающих возможность карьеры экзистенциально-гуманистического консультанта или терапевта, а также упражнения для действующих терапевтов, чтобы они могли обдумать свой собственный путь.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Стать личностью: взгляд терапевта на психотерапию – Карл Роджерс

основоположники психологии.

В этом тексте Роджерс проливает свет на эту важную терапевтическую встречу и человеческий потенциал.

Найдите книгу на Amazon.

 


3.

Человек в поисках смысла – Виктор Франкл

Также один из основателей гуманистической психологии, Человек в поисках смысла дает объяснение логотерапии.

Пережив ужасный опыт в нацистских концлагерях, Франкл заявляет, что главное стремление человека в жизни — не удовольствие, а поиск и стремление к тому, что лично он считает значимым.

Найдите книгу на Amazon.


Дополнительные ресурсы на сайте PositivePsychology.com

Если вам интересно узнать больше об истории гуманистической психологии, наша статья «Пять отцов-основателей и история позитивной психологии » станет отличным справочником, поскольку корни гуманистической и позитивной психологии переплетены.

В гуманистической психологии важны самосознание и самоанализ. Попробуйте использовать наш рабочий лист самосознания для взрослых , чтобы узнать больше о себе и расширить свои знания о себе.

Ведение дневника — эффективный способ повысить внутреннее самосознание. Попробуйте использовать этот журнал благодарности и Кто я? Рабочий лист в качестве отправной точки.

Возможно, вам будет полезна наша наука и основанные на исследованиях 17 полезных упражнений для жизни . Используйте их, чтобы помочь другим выбрать направление своей жизни в соответствии с тем, что действительно важно для них.

Важная информация

Гуманистическая психология представляет собой комплексный пакет, поскольку включает в себя легенды в этой области, эмпирические исследования, прочные философские основания, а также связи с искусством и литературой (Bargdill, 2011).

Некоторые могут опровергнуть это утверждение, но до появления гуманистической психологии не существовало эффективного метода для истинного понимания гуманистических вопросов без отклонения от традиционной психологической науки (Kriz & Langle, 2012).

Гуманистическая психология предлагает другой подход, который можно использовать для положительного воздействия на вашу терапевтическую практику или улучшения вашей практики в классе. Мы надеемся, что эти теории и техники помогут вам в самореализации, самоутверждении и самоуважении ваших клиентов и студентов.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».

  • Анстус, К.М., Серлин, И. , и Грининг, Т. (2000). История отдела 32: Гуманистическая психология. В Д. А. Дьюсбери (ред.). История подразделений АПА (стр. 85–112). Книги АПА.
  • Бандура, А. (2001). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Ежегодный обзор психологии , 52 , 1–26.
  • Баргдилл, Р. (2011). Молодежное движение в гуманистической психологии. Психолог-гуманист , 39 (3), 283–287.
  • Беннетт-Леви, Дж., Туэйтс, Р., Чаддок, А., и Дэвис, М. (2009). Рефлексивная практика в когнитивно-поведенческой терапии: двигатель обучения на протяжении всей жизни. В R. Dallos & J. Stedmon (Eds.), Рефлексивная практика в психотерапии и консультировании (стр. 115–135). Издательство Открытого университета.
  • Бирхан, В., Шиферо, Г., Амсалу, А., Тамиру, М., и Тируе, Х. (2021). Изучение контекста обучения воспитанию характера детей в дошкольных и начальных школах. Общественные и гуманитарные науки Открыто , 4 (1), 100171
  • Картер, С. (2013). Гуманизм . Начало исследований: образование.
  • Корбетт, Л., и Милтон, М. (2011). Экзистенциальная терапия: полезный подход к травме? Обзор психологического консультирования , 26 (1), 62–74.
  • ДеРобертис, Э. М. (2021). Эпистемологические основы подхода гуманистической психологии к эмпирическому. Журнал теоретической и философской психологии . Предварительная онлайн-публикация.
  • ДеРобертис, Э.М., и Бланд, А.М. (2021). Гуманистическая и позитивная психология: продолжение повествования спустя два десятилетия. Журнал гуманистической психологии .
  • Этчисон, М., и Клейст, Д.М. (2000). Обзор нарративной терапии: исследования и полезность. Семейный журнал , 8 (1), 61–66.
  • Фальк, Дж., и Хоффман, Л. (2022). Стать экзистенциально-гуманистическим терапевтом: рассказы о путешествии. Издательство университетских профессоров.
  • Фицджеральд, П., и Леудар, И. (2010). Об активном слушании в личностно-ориентированной психотерапии, ориентированной на решение. Журнал прагматики , 42 (12), 3188–3198.
  • Франкл, В. (2006). Человек в поисках смысла. Маяк Пресс.
  • Хан, С., и Джахан, М. (2012). Гуманистическая психология: подъем позитивной психологии. Индийский журнал позитивной психологии , 3 (2), 207–211.
  • Колден, Г.Г., Кляйн, М.Х., Ван, К.С., и Остин, С.Б. (2011). Конгруэнтность/подлинность. Психотерапия , 48 (1), 65–71.
  • Криз, Дж., и Лангле, А. (2012). Европейский взгляд на позиционные документы. Психотерапия , 49 (4), 475–479.
  • МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Обзор общей психологии , 5 (2), 100–122.
  • Макдональд, М., и Уиринг, С. (2013). Реконцептуализация себя в гуманистической психологии: Хайдеггер, Фуко и социокультурный поворот. Журнал феноменологической психологии , 44 (1), 37–59.
  • Маклеод, Южная Америка (2017). Иерархия человеческих потребностей Маслоу . ПростоПсихология. Получено 22 февраля 2022 г. с сайта www.simplypsychology.org/maslow.html
  • .

  • Медлок, Г. (2012). Развивающаяся этика аутентичности: от гуманистической к позитивной психологии. Психолог-гуманист , 40 (1), 38–57.
  • Мелтон, А.М., и Шуленберг, С.Е. (2008). Об измерении значения: эмпирический вклад логотерапии в гуманистическую психологию. Психолог-гуманист , 36 (1), 31–44.
  • Полкингхорн, Д.Э. (1992). Методология исследования в гуманистической психологии. Психолог-гуманист , 20 (2–3), 218–242.
  • Резник С., Уормот А. и Серлин И. А. (2001). Связь гуманистической психологии и позитивной психологии: значение для психотерапии. Журнал гуманистической психологии , 41 (1), 73–101.
  • Роббинс, Б.Д. (2008). Что такое хорошая жизнь? Позитивная психология и ренессанс гуманистической психологии. Психолог-гуманист , 36 (2), 96–112.
  • Роджерс, К. (1995). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию. HarperOne.
  • Шнайдер, К. Дж., Пирсон, Дж. Ф., и Бугенталь, Дж. Ф. Т. (ред.). (2015). Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика (2-е изд.). МУДРЕЦ.
  • Серлин, И. А., и Крисвелл, Э. (2014). Гуманистическая психология и женщины. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика (стр. 27–40). МУДРЕЦ.
  • Шури, С., и Каур, Х. (2016). Благодарность и прощение как корреляты благополучия подростков. Indian Journal of Health & Wellbeing , 7 (8), 827–833.
  • Шреста, А. К. (2016). Позитивная психология: эволюция, философские основы и современный рост. Индийский журнал позитивной психологии , 7 (4), 460–465.
  • Старчер, Д., и Аллен, С.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *