Как вылечить психологическую травму.Проработка — Психология Жизни
1 Переживание психотравмы
2 Симптомы психологической травмы
3 Формирование психологической травмы
4 Как пережить психологическую травму
4.1 Методы проработки психотравмы
4.2 Эмоциональная встряска
4.3 Положительный стресс
5 Задайте вопрос психологу
6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
6.1 ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
6.2 ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
6.3 ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
6.4 ТЕСТ удовлетворенности браком
6.5 Похожие записи:
В течение жизни, начиная от рождения человека и до самой его смерти, случается огромное количество событий, как радостных, так и не очень, как счастливых, так и трагичных. Сила некоторых из них бывает настолько велика, что травмирует человека, травмирует его душу. Это ситуации, с последствиями которых он не смог справиться самостоятельно, а эмоции, чувства, связанные с ними, оказались чрезмерно сильны. Подобная травматизация может произойти в любом возрасте, от младенческого до глубокой старости, причем болезненное событие может на первый взгляд казаться вполне «невинным» и рядовым.
Мы рассмотрим последствия острых эмоциональных травм, связанных с отношениями с другими людьми, с оскорблениями личности, нарушениями ее автономности и границ, а также с последствиями физических травм, то есть нарушений целостности тела, переживание которых сильно повлияло на дальнейшую жизнь человека. Это могут быть не только тяжелые травмы, с угрозой для жизни, но и незначительные – падения, порезы, медицинские вмешательства.
К сожалению, им нечасто уделяется должное внимание, несмотря на то, что телесная и душевная боль тесно переплетаются в нашей жизни и в нашем теле. Часто мы лечим пострадавшее тело, но не задумываемся, что где-то глубоко внутри нас спрятался маленький комочек эмоций – страха, гнева, отчаяния, напоминающий нам о прошлом в самый неподходящий момент. И часто мы пытаемся обрести душевное равновесие, но совершенно забываем, что наше тело хорошо помнит все события.
В психологии есть определение травмы – «мощный эмоциональный шок с разрушающим эффектом» [Colman, 2009]. Этот эмоциональный шок не всегда наступает сразу и не всегда быстро проходит. Если человек попадает в опасную ситуацию, которая может угрожать его жизни или здоровью, но не может отреагировать сразу или, наоборот, переживает ее слишком долго, то говорят о «посттравматическом стрессовом расстройстве». Так сложилось, что большинство научных знаний посвящено именно этому явлению, но мы постараемся рассмотреть разные вопросы, связанные также и с острой эмоциональной травмой.
Переживание психотравмы
Когда человек переживает психологическую травму, у него происходят изменения как на психологическом, так и на физиологическом уровне, на уровне тела. Целое событие как бы сжимается в один единственный образ – картинку, звук, запах, эмоцию, которые прячут в себе, как в кармашке, все, что происходило во время травмирующей ситуации. Например, при автомобильной аварии все, что происходило, может «сжаться» до образа разбитой машины или визга тормозов, звука, который будет обозначать всю ситуацию. В организме возникает очень высокое напряжение – сердце начинает биться очень часто, затрудняется дыхание, на теле выступает холодный пот, мышцы напрягаются, возникает наплыв мыслей, большое внутреннее беспокойство.
При переживании травмирующей ситуации возникает внутреннее расщепление, говоря научным языком – диссоциация: эмоции, телесные ощущения, воспоминания человека отделяются, перестают быть связанными друг с другом, происходить одновременно. Например, при тяжелом душевном потрясении человек может перестать «слышать», что ему говорят, и начать воспринимать происходящее просто как подвижную «немую» картинку, в других случаях он может внезапно «забыть» самую кульминацию травмирующей ситуации или эмоции, которые он испытывал в ней, в некоторых ситуациях нарушается координация движений или телесная чувствительность. Во всех случаях какая-то часть действительности отсекается или сильно искажается.
Терминология
Диссоциация – это естественная реакция человеческой психики на тяжелый стресс. Она позволяет пережить невыносимую боль и продолжать участвовать в жизни, хотя и за счет больших внутренних затрат.
Другая важная реакция человеческого организма, по которой узнается травма – это иммобилизация, или, как ее еще называют, реакция оцепенения, связанная с чувством беспомощности. Эта реакция досталась нам по наследству от животных – способность при опасности входить в состояние неподвижности и выходить из него. Она является одним из важных моментов, позволяющих избежать болезненных последствий травмы. Выход из этой реакции происходит через тело – дрожание, двигательную активность [П.Левин, 2007]. Если же этого выхода не произошло, и реакция осталась незавершенной, травматические переживания еще надолго остаются в глубине нашего сознания и тела.
Реакции диссоциации и иммобилизации – это основные, самые глубокие признаки эмоциональной травмы, но есть и другие. Практически сразу после переживания травмы появляются сверхбдительность, желание постоянно быть «начеку», навязчивые образы и наплывы картин, связанные с уже прошедшей травмирующей ситуацией, чрезмерная чувствительность к свету и звуку, очень высокая эмоциональная чувствительность, частые реакции испуга даже в достаточно безобидных на первый взгляд ситуациях. У человека, пережившего травму, часто возникают ночные кошмары, различные трудности со сном, резкие скачки настроения, ему сложнее справляться с повседневными стрессами [Левин, 2007].
Симптомы психологической травмы
Травматические симптомы проявляются у разных людей по-разному. Это зависит от того, какую травму им пришлось пережить, насколько она была тяжела, от ситуации, в которой она произошла. Также в большой степени это зависит от личных ресурсов человека, которые были ему доступны в момент травматизации.
При этом исследователи посттравматических стрессовых расстройств (возникающих, когда у человека не было возможности вовремя выйти из травмирующей ситуации, завершить ее) отмечают, что ни одна из стрессовых ситуаций не способна вызвать ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) абсолютно у всех людей. То есть, нет такого «универсального» стресса, события, переживания, которое окажется эмоционально травмирующим для каждого человека, столкнувшегося с ним [Perry et al. , 1992; Smith et al., 1990].
Теперь, уделив внимание описанию травмы и первичным психологическим и физиологическим признакам, по которым ее можно узнать, ответим на вопрос, почему вопрос травмы так важен. Это связано с тем, что наше переживание травматической ситуации широко задействовано на всех уровнях – физиологическом и психическом, охватывая эмоции, тело, гормональный фон, работу центральной нервной системы в целом и головного мозга в частности. Как правило, невозможно полностью завершить переживание травмирующей ситуации, обращая внимание только на что-то одно, а не на целостную систему человеческого организма. И последствия травмы, влияющие на переживание человеком чувства общего благополучия и счастья, могут проявляться на любом уровне – как психологическом, так и физиологическом.
Формирование психологической травмы
Все начинается с головного мозга, руководящего работой нашего организма. За наши эмоции в головном мозге отвечает так называемая лимбическая система, находящаяся в самой его глубине, ее еще называют «эмоциональным мозгом». Это древняя часть мозга – она формируется одной из первых как в развитии каждого современного человека, так и при взгляде на историю формирования мозга всего животного мира, к которому относится и человек.
В лимбическую систему входит несколько структур мозга (его частей, небольших по объему, но очень важных по значимости), сейчас нас будут интересовать только две из них – гиппокамп и амигдала. Гиппокамп – это центр памяти об эмоциональных событиях, в нем хранится информация о самом факте произошедшего события. Амигдала – ее еще называют миндалиной или миндалевидным телом, так как по форме и размеру она напоминает миндальное зернышко – хранит информацию об эмоциях, переживаниях, которые испытал человек в течение жизни.
Если какая-либо ситуация воспринимается как опасная или очень неприятная, информация о ней поступает сразу в амигдалу, и там возникает сильное возбуждение – повышается электрическая активность. Затем информация передается в гиппокамп, который сохраняет ее как сознательное воспоминание. Если неприятная ситуация длится слишком долго или возникает часто, то возбуждение в амигдале не успевает ослабнуть, ее активность остается высокой (эту ситуацию еще называют «повышенным уровнем активации») и является причиной неприятных последствий эмоциональной травмы – преследующие воспоминания о ней, проигрывание в воображении, нарушения сна, внимания.
Экстремальные ситуации
В случае, когда травматическая ситуация становится не просто неприятной, а экстремальной, если информация об опасности подтверждается амигдалой и эти эмоции чрезмерны, то она как бы «отказывается» передавать травмирующую информацию дальше. Связь между амигдалой и гиппокампом разрывается, и полученный опыт остается неосознаваемым, он остается в бессознательной (по-научному – имплицитной) памяти – гиппокамп лишен возможности предложить имеющийся опыт человека для решения этой тяжелой задачки.
Самым неприятным в этой ситуации являет то, что подобный «отказ» амигдалы может стать неоднократным, происходит «застревание» в переживаниях на ее уровне. Это приводит к тому, что при случайном напоминании о травмирующем событии ситуация воспринимается не как уже пройденная и пережитая, а с тем же эмоциональным зарядом, который был раньше. В амигдале происходит возбуждение прежней силы, связь с гиппокампом опять блокируется и повторяется инстинктивная реакция. Гиппокамп опять лишается возможности ответить на нее, и распознать ситуацию как ложную тревогу, только напоминающую о прежней травме.
«Напуганная» амигдала также может подавить активность зон мозга, отвечающих за речь, поэтому часто человеку бывает сложно рассказать, описать, что с ним происходило и что он чувствовал. Он может путаться в словах, неправильно произносить предложения, даже его способность говорить может оказаться на время подавленной.
Проблема переживания психотравмы
Таким образом, мы можем видеть, что при незавершенных переживаниях, связанных с травматической ситуацией, при застревании реакции пострадавшего человека на каком-либо этапе в организме возникают условия для постоянного возвращения к этим эмоциям. В жизни человека часто бывают ситуации, когда нет возможности преодолеть стресс за короткий промежуток времени. Этому может мешать шоковое состояние, чрезмерно сильные переживания во время травмы, ситуация, ограничивающая человека в проявлении своих эмоций и даже социальные стереотипы, предписывающие эмоциональную сдержанность (например, «мужчины не плачут», «надо сохранять лицо»).
По этим причинам у многих людей последствия травмирующей ситуации проявляются еще долгое время, внося в жизнь тревожные нотки из прошлого. И далеко не всегда человек может знать, что та или иная реакция – это «нотка» той самой истории, которой когда-то не придали значения или которая почти стерлась из памяти.
Однако, несмотря на наше тревожное описание, у человека есть возможность преодолеть тяжелые последствия негативных переживаний. Если после травмирующего события состояние их участника своевременно приходит в норму, то состояние головного мозга также восстанавливается. Поэтому, особенно важны поддержка других людей и, возможно, профессиональная поддержка и сопровождение специалистов, работающих с травмирующими переживаниями.
Клинический психолог Людмила Захирина
Как пережить психологическую травму
Человек, столкнувшийся с психологической травмой, ведет постоянную борьбу с негативными эмоциями, пугающими воспоминаниями и чувством тревоги. Часто он отрывается от реальности, перестает доверять людям. Чтобы мы снова почувствовали себя в безопасности после пережитых неприятностей, требуется определенное время, но правильное поведение и поддержка близких людей помогут значительно ускорить процесс выздоровления. Неважно, когда произошла травма – 3 года назад или вчера – Вы в силах справиться с ней и идти дальше.
Методы проработки психотравмы
Перечня признаков, по которым можно определить, пора ли идти к психологу, не существует. Конечно, если долгое время мучает бессонница, если человек не справляется вообще ни с чем, то ресурсность потеряна настолько, что самостоятельно возобновить ее уже очень трудно. В этом случае необходим специалист, и, возможно, медикаментозные методы лечения. Если человек не будет достаточно отдыхать, то он с большой вероятностью нацепляет разных инфекционных заболеваний, потому что иммунная система начнет ослабевать очень быстро.
Модель работы с психологической травмой одна, вне зависимости от причины. Если обращаться к практической психологии, то существуют три основных способа самопомощи в кризисной ситуации.
Первый — не изолироваться от окружающих. Нельзя долгое время находиться в одиночестве, отказываться от общения, важно не замыкаться в себе, а находить силы и общаться с людьми, ходить на выставки, на дни рождения и другие мероприятия. Не обязательно вести себя очень позитивно, если до этого ты был живчиком. Также важно, чтобы рядом находились близкие и родственники, с которыми всегда можно поговорить по душам.
Второй способ – это постоянный контакт с реальностью. Необходимо готовить еду, спать, делать зарядку, ходить на работу, в тренажерный зал — в общем, делать то, чем занимаются все люди вокруг. В то же время это не означает, что надо постоянно гнать от себя неприятные воспоминания, которые стали причиной психологической травмы, но и специально доставать их из памяти тоже не стоит.
Обыденные действия помогают человеку немного отвлечься. Когда ты лежишь и смотришь в потолок, сложно устоять и не начать размышлять о проблемах, а когда ты занят рутиной, отправляешь по электронной почте сообщения, общаешься с людьми, то ты не даешь воспоминаниям полностью заполнить свое сознание. Также желательно, насколько это возможно, избегать стрессовых ситуаций.
Чем заместить психотравму
Нужно ли в этом случае стараться пробовать что-то новое? Или же это будет только дополнительным стрессом для человека с травмированной психикой?
К примеру, если человек никогда не занимался спортом, то ему стоит начать делать зарядку. Иногда появляется эффект замещения, при котором тревожащая человека проблема вытесняется на второй план, такое тоже возможно. И, как известно, во время занятий спортом наш организм выделяет огромное количество гормонов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека.
Опираясь на личный опыт, могу сказать, что когда на душе не очень хорошо, изменить настрой помогает боксерская груша – стоит поколотить ее как умеешь, и становится легче, выплескивается какой-то негатив. Кроме этого, надо плотно заняться собой, обратить внимание на питание, что-то не очень полезное исключить, разобраться с личной жизнью. Конечно, если тебе было интересно попробовать что-либо, то можно попробовать. Но если у человека не было подобных желаний, навязывать их не стоит: «Ну, давай, пойдем прыгать с парашютом!» Если он когда-то сообщал о своем намерении, то можно ему напомнить и на этой почве договориться попробовать что-то новое.
Это должно его всколыхнуть, немного перекрыть боль?
Возможно. В любом случае, это заставит человека находиться в реальности, как-то проводить свое время здесь и сейчас, а не лежать на кровати в одиночестве и съедать себя изнутри. Было время, когда я испытывала страх перед вечером: мне не хотелось, чтобы он наступал. Начинало темнеть, и я испытывала жуткие ощущения. Приходилось отвлекаться, я старалась замотать себя днем настолько, чтобы к вечеру у меня не оставалось сил на переживания: «Ну, вечер и вечер, скоро ляжем спать».
Конечно, травма не забудется, да и совсем забывать о ней стоит, потому что у человека может произойти вытеснение чувств, и сработает блокировка – это не есть хорошо. Например, если человек любил и стал обманутым, он может так сильно перекрыть чувство любви, что впредь не разрешит себе его испытывать. Потом от этого тоже начинают лечиться. В общем, все хорошо в меру.
Эмоциональная встряска
Осознав травму, лучше работать с ней аккуратно и постепенно, нежели стараться пережить эмоциональную встряску, которая имеет позитивный оттенок?
Необходимо смотреть на свои ощущения. Вряд ли, когда человек потерял ресурсность, и ему ничего не хочется, он сможет сам себе создать эмоциональную встряску. Здесь не обойтись без помощи близких людей. И если у человека реально когда-то было желание прыгнуть с парашютом, то почему бы и нет?
Можно ли в принципе делить стресс на позитивный и негативный?
Возможно, такое разделение имеет место. Я сейчас подумала о выходе из зоны комфорта. Все мы боимся выйти из зоны комфорта, но для чего-то мы это делаем? Для того чтобы пойти дальше, расширить свои горизонты или добиться чего-то большего, чем эта зона нам позволяет. Хороший пример — переезд в другой город, особенно если у тебя там ничего нет: ни квартиры, ни друзей, ни хорошей работы.
Несмотря на колоссальный стресс, это положительно влияет на личностные характеристики человека. Поэтому, наверное, говорить о таком разделении можно, но в каждой конкретной ситуации нельзя однозначно сказать, испытывает человек положительный стресс или отрицательный. Когда я во время тренировок повышаю нагрузку, увеличиваю веса, и на следующий день болят мышцы, для меня это определенно положительный стресс: я люблю, когда болят мышцы. А кто-то скажет: «Да ну, ерунда какая-то, мне это не нравится». Все индивидуально.
Положительный стресс
В процессе работы с психологической травмой положительный стресс нежелателен?
Желательно избегать разных стрессовых ситуаций, потому что человек и так слаб, он еще не готов к кардинальным переменам. Но если ты видишь выход только в этом, значит надо делать. Я, например, переехала в другой город из-за очень серьезной психологической травмы — у меня случился развод с супругом, и я сказала: «Все – мне здесь делать нечего, я уезжаю».
Соответственно, у меня произошло наложение одной травмы на другую. Но я этого хотела, я осознанно подвергала себя стрессу, а не избегала его. Я ни в коем случае не говорю, что надо в подобных ситуациях действовать так, нет, но мне стало немного легче. Опять же, моя травма никуда не ушла, я о ней не забыла и не вычеркнула этот период из жизни: я-то осталась прежняя, поменялось только место. Но мне кажется, такие перемены к лучшему, потому что есть хорошие амбициозные цели и появилась энергия для их достижения.
Обычно психологическую травму получают в детстве, или это не зависит от возраста?
На самом деле происходит по-разному. Я предпочитаю в детстве особенно не копаться, потому что это очень долго, энергозатратно, и в этом не всегда есть необходимость – таким способом можно тоже причинить человеку сильную боль. Очень часто люди, например, к 30-ти годам как-то научились жить с травмой, забыли о ней, и тут я, такая вероломная, начинаю в ней ковыряться.
Часто в этом нет острой надобности. Конечно, если человек сам хочет разобраться, изъявляет такое желание – то мы будем в этом разбираться. Более того, на любом этапе психотерапии он может это прекратить, если ему станет не комфортно.
Психолог Юлия Чекрыгина
Статью прочитали 12 409 чел.
Задайте вопрос психологу
На этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
- Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи
- Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены
- Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ удовлетворенности браком
Разработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
- Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Верно, Неверно, Трудно сказать». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить»
Как выбрать хорошего психолога
Может ли психолог помочь за один час
Когда консультация психолога не помогает
Стереотипы о скайп-консультациях с психологом
В чем заключается работа психолога онлайн
Семейные конфликты и пути их разрешения
Жизненный сценарий в семейной психологии
Сколько нужно консультаций психолога
Как понять чего я хочу
Cложная простота психотерапии: возможности самоосознавания //Психологическая газета
Столетию публикации «триады Ясперса» посвящается.
Если ситуация не прожита полностью, она повторится снова.
Будда.
В психотерапии мы восстанавливаем полноту переживания человеком потока бытия, которая нарушается в связи с перенесенными им психотравмами. Причем психотравмы эти могут лежать далеко в детстве и проявлять себя в похожих ситуациях нынешней реальности.
От чего возникают психотравмы? От слишком сильной погруженности в жизнь. От заигрывания с обстоятельствами и «залипания» в своей идентичности. Скажем, если ребенок играет, представляя в песочнице войну, то он осознает, что это игра. Но если он станет слишком серьезно относиться к своей роли, то будет страдать, когда что-то пойдет не так, как хотелось бы. В принципе, с детьми такое случается. Взрослые проблемы – эта некая разновидность чрезмерной увлеченности бытием, причем начинаются они в детстве.
С одной стороны, такая погруженность в переживания того, что мы считаем собой и внешним миром, необходима. Она создает насыщенность восприятия. С другой стороны, именно из-за идентичности себя с «собой» и иллюзии существования «другого» возникают травмирующие ситуации.
Этот взгляд можно считать профессиональным, он отличается от бытового взгляда на ситуацию и, конечно, пронизан сочувствующим отношением к клиенту. Если клиент потерял мать в раннем возрасте, трудно объявить его «слишком идентифицированным» со своим «Я» и считать, что «матери» «не существовало» и он имеет дело со своей жесткой картиной мира. Конечно же, мы разделяем его горе и переживания. Но если остановиться на этом, то можно попасть в психотерапевтический тупик и обречь человека на пожизненные страдания. Но так ли все на самом деле? Есть примеры людей, переживших подобную ситуацию, и, тем не менее, нашедших в себе силы жить и быть счастливыми. А это значит, что все-таки, даже в этом случае, мы можем искать и находить в состоянии клиента те ресурсы и потенциалы, которые могут проявиться и помочь ему преодолеть этот тупик.
Еще Юнг говорил о том, что иногда о человеке можно больше сказать не по тому, что было в его жизни, а по тому, чего в ней не было. По тому, о чем он мечтал или мечтает, чего стыдится, чего хочет – то есть по непроявленным потенциалам.
В случае с ребенком мы можем работать с его образами матери, которую он никогда не видел, с его представлениями и отношением к ней. А также, на пути символического, с архетипом матери во всех его проявлениях.
Например, клиентка, отказываясь работать над отношениями с отцом, взяла в качестве ресурса образ огромного ангела, явившегося ей во сне, и поняла, что ей нужно искать духовного учителя. Примеры из жизни других людей показывают, что в этом случае духовный отец может заменить в душе физического и стать опорой для личного развития и самореализации, которая приводит в итоге к тому, что биологический отец также принимается со временем и отношение к нему меняется на положительное. В данных случаях человек освобождается от идентичности со своим физическим «Я», нуждающимся в биологических родителях, и находит опору в другой идентичности – «человека на духовном пути».
Таким образом, никакая проблема не является приговором для клиента, и всегда есть возможность выйти за пределы психотравмирующего восприятия ситуации. Такой широкий взгляд выводит психотерапию на другой уровень: от технической модели проработки детских психотравм на уровень пространства осознавания различных непроявленных потенциалов, существующих во внутренней реальности. Клиент сам становится осознаванием, творящим свой собственный мир, и эта «идентичность без идентичности» является тем максимумом, который должен быть заложен как возможность в психотерапевтическую модель и опыт психотерапевта для его эффективности в работе с самыми разными случаями клиентов.
По сути дела, речь идет об открытости и вере в возможности самоосознавания клиента, в его бесконечные и всегда достаточные терапевтические ресурсы. Психотравма в таком случае может рассматриваться как не пройденная инициация клиента на пути его духовного развития. И потенциал клиента может быть раскрыт в кабинете психотерапевта.
В случае с потерей матери в непроявленном лежит сначала принятие ситуации со всеми чувствами в ней (а, точнее, с осознанием ощущений, эмоций, образов и мыслей, связанных с этой ситуации). Затем может последовать понимание ситуации с точки зрения причин, к ней приведших. Дело в том, что дети часто воспринимают неприятные, трагические – психотравмирующие ситуации, как направленные лично против них. В этом, собственно, и состоит главная причина психотравм, к которым не приводят события, воспринимаемые как естественные и природные. В процессе взрослого анализа произошедшего обнаруживаются «пружины и механизмы», становится понятной причинно-следственная связь. Это становится вторым этапом облегчения состояния. На третьем этапе мы можем поискать непроявленные возможности и проявить их в сознании клиента, а именно: любовь матери, которой так недоставало, но которая была априори.
Практическая психология и психотерапия сегодня обладают ресурсом и техникой мысленного диалога с матерью, восстановлением связи с ней, даже если клиент её никогда не видел. Такое открытие связи с матерью на самом глубинном уровне её сути позволяет клиенту открыть в своей ситуации ресурс, возможно даже более общий и сильный, чем тот, который могла бы дать клиенту его реальная мать, останься она живой и общайся с ним.
Кстати, описанная ситуация произошла в жизни знаменитого человека – исторического Будды, Гаутамы Шакьямуни, который потерял мать в младенчестве. В зрелом возрасте он испытал сильный экзистенциальный кризис: среди полного внешнего благополучия он страдал от отсутствия смысла жизни. Поиск смысла своего существования он начал с аскетических практик. Это привело его к крайнему истощению. Однажды изможденного путника заметила сострадательная девушка (образ матери!) и покормила. После этого он вознамерился достичь просветления посредством самоосознавания. В своих видениях Будда узрел «мать всего сущего» – великую Праджняпарамиту – Переправу мудрости – мудрости пространства и пустоты, из которой появляется все.Сегодня Будду можно описать как великого невротика, решившего свои проблемы, и силой своей личности указавшего путь для решения их другими. Изображение Будды является символом освобождения от невротических проблем силой осознавания.
Почти сто лет назад (в 1913 году) К.Ясперс сформулировал диагностические критерии реактивных состояний в виде триады.
Она гласит:
-
Реактивные состояния развиваются вследствие психотравмы. -
Психотравма проявляется в картине состояния. -
При дезактуализации психотравмы состояние проходит.
Если использовать эту схему с точки зрения задач психотерапии, то они выглядят так: нам нужно найти психотравму, имеющую отношение к состоянию клиента, и дезактуализировать ее. Найти эту психотравму можно в клинической картине состояния клиента.
Эта схема кажется мне чрезвычайно точным описанием большей части того, чем занимается психотерапия. Понимание её делает психотерапию чрезвычайно простым занятием с точки зрения понимания её сути. Это не отменяет сложности каждого конкретного случая, сталкивающего нас с горем и страданием клиента. Как эту схему применить на практике?
Если мы исследуем всё, что входит в понятие «состояние» клиента, связанное с его запросом (ощущения, эмоции, образы и мысли), то в процессе изучения ассоциаций, возникающих с этими проявлениями, всплывает история, связанная с запросом. Эта история может быть проблемной или ресурсной. Проблемную историю мы прорабатываем, а ресурсную интегрируем, точнее, ре-интегрируем в опыт клиента, поскольку она была забыта.
В процессе психотерапии часто складывается впечатление, что что-то внутри клиента, его внутренняя мудрость, разговаривает с нами на языке образов, выдавая подсказки в виде симптомов о каком-то забытом и неинтегрированном опыте, который оказался отторгнутым на пути личного развития.
Ресурсный опыт «отрезан» опытом негатива, точнее тем, что воспринималось, как негатив личным сознанием клиента.
Можно говорить даже о «потерянных частях души», которые мы оставляем на жизненном пути, не имея времени и возможности пережить всё, с ними связанное, и оставляя это на потом. Часто время для этого «до-переживания» наступает либо при доведении до крайности отторжения себя, либо, наоборот, при достижении определенного уровня личного и духовного развития и благополучия, когда появляются ресурсы для этого занятия.
Приведу пример. Рассказывая о своей проблеме, клиентка чувствует комок в горле. Этот комок представляется в виде образа жвачки, которую привозил папа, когда ей было 5 лет и… и далее разворачивается история воспоминаний, включающая в себя отношения с папой и одноклассниками, первую влюбленность и другие переживания детства, которые никогда и ни с кем не были разделены, а некоторые из них только сейчас допускаются в сознание самой клиентки. И тогда работа по запросу превращается в ре-интеграцию потерянного опыта детства и восполнение его в сознании. Мы переживаем все, что переживалось тогда, понимаем мотивы действий всех участников ситуации, ищем то, что скрывалось за этими действиями (непроявленную любовь папы, например). Этот процесс приводит с одной стороны, к расширению опыта детства, а с другой — к полному исчезновению комка в горле в настоящем. Складывается впечатление, что этот симптом «вел» нас в это воспоминание и «настаивал» на его проработке и реинтеграции.
В итоге не только проблема, с которой пришла клиентка, выглядит иначе и ее запрос оказывается удовлетворенным, но также жизнь клиентки обогащается новым восприятием отношений с папой – важнейшей частью в жизни любого человека. Жизнь её становится полнее и счастливее от этого. Симптом выполнил свою функцию – привёл нас в нужное место опыта, который нужно было вспомнить и осознать. Поддержка терапевта, его широкий взгляд на происходящее и возможное, профессиональное понимание этапов терапии играет при этом решающую роль.
Таким образом, проработка психотравм включает, во-первых, сочувственное принятие этих случаев. Во-вторых, понимание их. Помогает включение взрослой оценки «здесь и сейчас» в ситуацию «там и тогда», использование взрослых ресурсов для до-проживания «той» ситуации. Это достигается вопросами: «А что вы сейчас об этом думаете?», «Есть ли какое-то новое отношение к той ситуации у вас сейчас?».
На первом этапе очень важно достичь полного принятия ситуации в сознании клиента, не повторяя опыт игнорирования, который был в жизни. Часто клиентам свойственно недооценивать свои переживания, и в этом случае психотерапевт играет роль «адвоката опыта».
На втором этапе мы пытаемся добавить понимание причин поведения персонажей ситуации, включая себя самого. Очень важным на этом пути является осознание, что вред, причиненный клиенту в детстве, не был злонамеренным действием родителей (или других значимых персонажей), как воспринималось это детским сознанием на эмоциональном уровне реагирования. Понимание мотивов других людей позволяет принять их действия. Очень важно, что это понимание приходит изнутри, на пути все большего осознавания клиентом ситуации, более широкого и ясного её видения.
Третий этап проработки заключается в открытии непроявленного позитивного потенциала в состоянии клиента сейчас, часто через проработку связанной с ним психотравмы. Это достигается вопросами «А что хотелось тогда?», «Что было бы лучше?», «Что или кто мог бы помочь?» и, в конце концов, «Как бы ты сам мог помочь себе, если бы оказался сейчас взрослым в той ситуации?». В последнем случае клиент работает над изменением детского состояния в себе настоящем через представление его в прошлом – «там и тогда», когда оно возникло.
За счет открытия этих непроявленных аспектов бытия происходит освобождение клиента от ограничений, которые наложила на его восприятие жизни психотравмирующая ситуация, и открытие его потенциалов для настоящего и будущего.
Важно понять, что мы не выдумываем новое прошлое, а лишь стремимся осознать то, что потенциально присутствовало в ситуации, но не было явно. Как правило, у клиента возникает ощущение правдивости и возможности этих открытий. В каком-то смысле, оно даже более реально чем то, что было «на самом деле». Психотерапия в этом случае выходит в широкое восприятие психического, подразумевая, что ничего нет, как такового, все есть наше восприятие этого. И, таким образом, мы можем владеть им и изменять его, развивая к лучшему.
Возвращаясь после этого к состоянию в настоящем, мы находим его уже совсем другим. Запрос, как правило, теряет актуальность, больше не воспринимается как проблема или даже перестает существовать вообще. Обнаруживается новое видение жизни и себя в ней. Происходит внутреннее развитие и рост за пределы проблемы. Клиент достигает «просветления» по отдельно взятому запросу.
Как показывает опыт, в проработке психотравмирующих случаев действует принцип «домино» – когда проработана одна психотравмирующая ситуация, то все аналогичные ей прорабатываются клиентом самостоятельно – он научается работать с этим на пути самоосознавания. Во многом это зависит, конечно, от того, насколько клиент развивается в настоящем времени, насколько его взгляд сейчас на психотравмирующие ситуации может отличаться от детского. Люди в этом, к сожалению, очень различны.
Также эффективность терапии определяется потребностью клиента в поддержке. Иногда терапия становится длительной, потому что клиенты используют, в основном, её поддерживающий, а не развивающий аспект.
Иногда ресурсы клиента проецируются через его желания будущего и терапия становится в большей степени коучингом на пути достижения целей.
Таким образом, можно рассматривать любую проблему психологического характера как напоминание о каком-то опыте, который нужно до-прожить в прошлом, настоящем или будущем. Выход на этот опыт происходит через полноценное исследование клинической картины состояния клиента, связанного с запросом, в настоящем времени. Полнота эта достигается за счет включения всех сфер субъективного опыта, а именно: ощущений, эмоций, образов и мыслей. Можно считать, что при этом происходит полное включение всех отделов нервной системы в работу над проблемой (правое и левое полушария – образный и логический интеллект, подкорка – эмоции, спинной мозг – ощущения в теле). А также исследуется итог всех этапов онтогенеза (развития телесного, эмоционального, образного и логического интеллектов).
Терапия в этом случае представляется помощью клиенту в до-прожитии прошлых жизненных ситуаций и до-открывании тех потенциалов и возможностей, которые оказались не открыты в свое время в силу разных обстоятельств, но могут быть открыты в настоящем и будущем.
Общая суть этих обстоятельств – увлеченность видимостями в ущерб сути.
Терапия – это развитие людей, помощь им в сознательной эволюции.
Подобная схема психотерапии, заключающаяся в восполнении опыта клиента в трех временах (прошлом, настоящем и будущем), с использованием четырех сфер целостного опыта (ощущения, эмоции, образы и мысли) и трехуровневой модели его проработки, ведёт к надежным результатам этой терапевтической работы.
Игорь Борисович Канифольский — врач-психотерапевт, автор психотерапевтического подхода, основанного на глубоком целостном осознавании, специалист в области гипноза (Бехтеревская школа), NLP(практик) и телесно-ориентированной терапии, автор и ведущий программы «Психологическое консультирование: секреты профессионального мастерства».
Что такое травма? — Определение, симптомы, реакция, типы и терапия
Травма Определено
Травма – это реакция на глубоко тревожное или тревожное событие, которое подавляет способность человека справляться, вызывает чувство беспомощности, снижает его самоощущение и его способности испытать всю гамму эмоций и переживаний.
Он не дискриминирует и распространяется по всему миру. Всемирное исследование психического здоровья, проведенное Всемирной организацией здравоохранения, показало, что по крайней мере треть из более чем 125 000 опрошенных в 26 разных странах пережили травму. Это число выросло до 70%, когда группа была ограничена людьми, страдающими основными расстройствами, как это определено в DSM-IV (классификация, найденная в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 4-е издание ). Но эти цифры приведены только для случаев, о которых сообщалось; фактическое число, вероятно, намного, намного выше.
Хотя нет объективных критериев для оценки того, какие события вызывают посттравматические симптомы, обстоятельства обычно включают потерю контроля, предательство, злоупотребление властью, беспомощность, боль, замешательство и/или утрату. Событие не должно подниматься до уровня войны, стихийного бедствия или личного насилия, чтобы глубоко повлиять на человека и изменить его опыт. Травматические ситуации, вызывающие посттравматические симптомы, сильно различаются у разных людей. Действительно, это очень субъективно, и важно иметь в виду, что оно определяется скорее своей реакцией, чем своим триггером.
Общие реакции и симптомы травмы
Реакция людей на травмирующее событие значительно различается, но есть некоторые основные, общие симптомы.
Эмоциональные признаки включают:
- печаль
- гнев
- отказ
- страх
- позор
Это может привести к:
- ночным кошмарам
- бессонница
- трудности с отношениями
- эмоциональные всплески
Общие физические симптомы:
- тошнота
- головокружение
- измененный режим сна
- изменения аппетита
- головные боли
- желудочно-кишечные проблемы
Психические расстройства могут включать:
- ПТСР
- впадина
- тревога
- диссоциативные расстройства
- проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами
Острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство
Не у каждого травмированного человека развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). У некоторых людей появляются некоторые симптомы, подобные перечисленным выше, но они проходят через несколько недель. Это называется острым стрессовым расстройством (РАС).
Если симптомы сохраняются более месяца и серьезно влияют на способность человека функционировать, он может страдать посттравматическим стрессовым расстройством. Некоторые люди с посттравматическим стрессовым расстройством не проявляют симптомов в течение нескольких месяцев после самого события. А некоторые люди всю оставшуюся жизнь справляются с симптомами посттравматического стрессового расстройства. Симптомы посттравматического стрессового расстройства могут перерасти в панические атаки, депрессию, суицидальные мысли и чувства, злоупотребление наркотиками, чувство изоляции и неспособность выполнять повседневные задачи.
Терапия травм
Лица, пережившие травму, получают пользу от работы с терапевтом или терапии, ориентированной на травму или информированной о ней. Большинство травма-информированных терапевтов будут использовать комбинацию вмешательств и модальностей.
Одним из примеров является Safe and Sound Protocol (SSP), разработанный всемирно известным ученым и главным научным консультантом Unyte-iLs доктором Стивеном Поргесом. SSP использует слуховую систему и ее непосредственную связь с нервной системой, чтобы восстановить способность мозга и тела находить состояния спокойствия, безопасности и регулирования.
Протокол Safe and Sound предназначен для снижения стресса и слуховой чувствительности, а также для повышения социальной активности и устойчивости. Успокоив физиологическое и эмоциональное состояние, открывается дверь для улучшения общения и более успешной терапии.
Исследования показали, что SSP может дать значительные результаты всего за пять дней в следующих областях:
- Социальные и эмоциональные трудности
- Слуховая чувствительность
- Проблемы, связанные с тревогой и травмой
- Невнимательность
- Стрессовые факторы, влияющие на социальную активность
SSP представляет собой 5-часовую программу слухового вмешательства, которую ведет и поддерживает обученный специалист.
Поскольку SSP представляет собой программу вмешательства для «перезагрузки» или «перезагрузки» нервной системы, она обычно интегрируется в качестве поддерживающей или «дополнительной» терапии и продемонстрировала, что дальнейшая терапия усиливается или даже ускоряется.
Поговорите с консультантом
Наши консультанты по программе помогут решить, какая программа подходит для вашей клиники. Связаться!
Я медицинский работник
Программы Unyte-iLs представляют собой дополнительные методы лечения, предназначенные для интеграции в целостный подход к сенсорному, физическому, когнитивному и/или психическому здоровью.
Заказать звонок
Сожалеем, что скучали по вам! Наши офисы сейчас закрыты. Вы можете написать по электронной почте [email protected] или позвонить нам по телефону 1-866-594-9453 в рабочее время с понедельника по пятницу с 9.00.-18:00 по восточноевропейскому времени.
Запишитесь на встречу прямо сейчас!
Онлайн-чат
Используйте значок чата в правом нижнем углу экрана, чтобы отправить сообщение консультанту Unyte-iLs.
Обратите внимание, чат доступен с понедельника по пятницу в рабочее время.
Я член семьи или физическое лицо
Программы Unyte-iLs могут использоваться дома семьями и отдельными лицами под руководством сертифицированного врача.
Начало работы с программой Unyte Home
Чат сейчас
Щелкните значок чата в правом нижнем углу этого окна, чтобы поговорить с консультантом Unyte-iLs.
Обратите внимание, чат доступен с понедельника по пятницу в рабочее время.
Найдите поставщика услуг Unyte-iLs в вашем регионе
Травма | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Что такое травма?
Травма — это эмоциональная реакция человека на неприятный опыт. Немногие люди могут прожить жизнь, не столкнувшись с какой-либо травмой. В отличие от обычных трудностей, травматические события, как правило, бывают внезапными и непредсказуемыми, сопряжены с серьезной угрозой жизни, например телесными повреждениями или смертью, и ощущаются вне контроля человека. Самое главное, события являются травмирующими в той степени, в какой они подрывают чувство безопасности человека в мире и создают ощущение, что катастрофа может произойти в любой момент. Потеря родителей в детстве, автокатастрофы, физическое насилие, сексуальное насилие, военные действия, неожиданная потеря любимого человека обычно являются травмирующими событиями.
Содержимое
Типы травм
Последствия травмы
Лечение травм
Споры о травме
Типы травм
Острая травма отражает интенсивный дистресс сразу после разового события, и реакция носит кратковременный характер. Общие примеры включают автомобильную аварию, физическое или сексуальное насилие или внезапную смерть любимого человека.
Хроническая травма может возникнуть в результате повторяющихся или длительных вредных событий. Он может развиться в ответ на постоянные издевательства, пренебрежение, жестокое обращение (эмоциональное, физическое или сексуальное) и насилие в семье.
Сложная травма может возникнуть в результате повторяющихся или множественных травмирующих событий, от которых нет возможности избежать. Ощущение того, что вы попали в ловушку, является особенностью этого опыта. Как и другие виды травм, она может подрывать чувство безопасности в мире и порождать повышенную бдительность, постоянный (и изматывающий!) мониторинг окружающей среды на предмет возможности угрозы.
Вторичная или заместительная травма возникает в результате воздействия страданий других людей и может поражать тех, кто занимается реагированием на травмы и разрушения, в частности, врачей, лиц, оказывающих первую помощь, и сотрудников правоохранительных органов. Со временем такие люди подвержены риску усталости от сострадания, из-за чего они избегают эмоционально вкладываться в других людей в попытке защитить себя от стресса.
Неблагоприятные детские переживания (ACE) охватывают широкий спектр трудных ситуаций, с которыми дети либо непосредственно сталкиваются, либо становятся свидетелями их взросления, прежде чем они разовьют эффективные навыки преодоления трудностей. ACE могут нарушать нормальный ход развития, а эмоциональная травма может длиться долго во взрослом возрасте. потеря родителя; пренебрегать; эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; и развод являются одними из наиболее распространенных типов неблагоприятных детских переживаний.
Последствия травмы
Тревожные события активируют миндалевидное тело, структуру мозга, отвечающую за обнаружение угроз. В ответ он посылает сигнал тревоги нескольким системам организма, чтобы подготовиться к защите. Симпатическая нервная система начинает действовать, стимулируя высвобождение адреналина и норадреналина, а также гормонов стресса, которые подготавливают организм к реакции «бей-беги-или-замри». Кратковременный страх, тревога, шок и гнев/агрессия — все это нормальные реакции на травму. Такие негативные чувства рассеиваются по мере того, как кризис стихает, а пережитое стирается из памяти, но у некоторых людей тревожные чувства могут сохраняться, мешая повседневной жизни.
У страдающих длительной травмой могут развиться эмоциональные расстройства, такие как крайняя тревога, гнев, печаль, чувство вины выжившего, диссоциация, неспособность чувствовать удовольствие ( ангедония ) или ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Миндалевидное тело становится гиперактивным, его чрезмерная реакция на незначительные возмущения приводит к излиянию гормонов стресса. Живя в режиме защиты и постоянно бдительно реагируя на возможность угрозы, люди могут испытывать постоянные проблемы со сном или физическую боль, сталкиваться с турбулентностью в своих личных и профессиональных отношениях и ощущать снижение чувства собственного достоинства.
Положительные психологические изменения после травмы также возможны, когда люди признают свои трудности и считают себя выжившими, а не жертвами неудачного опыта. Они могут включать повышение устойчивости, развитие эффективных навыков преодоления трудностей и развитие чувства самоэффективности. Некоторые люди могут пережить посттравматический рост, выстраивая более прочные отношения, переопределяя свои отношения с новым смыслом и/или духовной целью и получая более глубокое понимание жизни. Это может показаться противоречивым, но посттравматический рост может сопутствовать посттравматическому стрессу.
Лечение травм
Оставленная без внимания или лечения травма может подорвать отношения и нанести ущерб личной и профессиональной жизни. Есть несколько способов лечения, доступных для людей, испытывающих кратковременные или длительные симптомы травмы.
Изменение образа жизни — это ранний вариант лечения, который следует рассмотреть. Здоровое питание, физические упражнения, отказ от алкоголя и наркотиков, достаточное количество сна, регулярные встречи с близкими и забота о себе могут помочь облегчить симптомы травмы.
Психотерапия может помочь человеку повысить устойчивость, развить навыки совладания и справиться с неразрешенными чувствами, которые мешают ему. Экспозиционная терапия и когнитивная переоценочная терапия — два наиболее надежных метода лечения травм и посттравматического стрессового расстройства.
Лечение с учетом травм направлено на человека в целом, распознает прошлую травму и неадекватные механизмы выживания, которые человек мог использовать, чтобы пережить свой неприятный опыт. Когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на травму, часто используется для устранения деструктивных последствий ранней травмы, оказывается особенно полезным для молодежи с посттравматическим стрессовым расстройством и расстройствами настроения, вызванными жестоким обращением, насилием или неразрешенным горем.
Психоделическая психотерапия с использованием МДМА (экстази или Молли) является многообещающей формой лечения глубоко укоренившейся травмы. Под наблюдением и поддержкой терапевта пациентам с посттравматическим стрессом дают МДМА, чтобы помочь им подробно рассказать о тревожных травмирующих переживаниях и научиться контролировать свою реакцию. МДМА, по-видимому, ускоряет терапевтический процесс для пациентов.
Кетамин (специальный K) также можно использовать для ускорения выздоровления. Он вводится под наблюдением терапевта перед сеансом разговорной терапии. Исследования показали его эффективность.
Споры о травме
Существует множество мифов о травмах, которые мешают пониманию и уходу. Например, распространено мнение, что все детство травматично, из-за чего люди ошибочно принимают обычные трудности или страдания за настоящую травму. Хотя поначалу такой взгляд на травму может показаться подтверждением тяжелого опыта, он может быстро заставить людей усомниться в собственном опыте взросления и адекватности тех, кто за ними ухаживает.
Еще одно распространенное заблуждение о травме состоит в том, что она навсегда разрушит вашу жизнь.