Популярное

Кто погонял рабов: Рабство — все самое интересное на ПостНауке

История рабства и причины, по которым развитые страны от него отказались

Источник:&nbspАнтонина Мацулевич

«Мы живем в XXI веке, какое рабство?» — спросите вы и окажетесь не правы. До сих пор в разных уголках цивилизации люди рождаются и умирают рабами, несмотря на десятки международных конвенций и запретов. Как так получилось, почему одна страна узаконила рабство в 1975 году, а другая отменила свой рабовладельческий строй лишь в 2013 году, выгодно ли использование бесплатного труда с точки зрения экономики — все это читайте в материале Onlíner.

Рабство в США отменили лишь спустя 250 лет после продажи последнего раба — в 2013 году

Прежде всего, рабство подразумевает нахождение одного человека в собственности у другого (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Большинство современных государств на официальном уровне запрещают использовать человека в качестве собственности, но неофициально рабство продолжает существовать и обретает самые разные уродливые формы — сексуальное рабство, попрошайничество, детский труд, трудовое рабство. Мы остановимся подробнее на последнем виде.

На протяжении как минимум последних 5 тысяч лет рабство существовало почти повсюду. Наиболее известные примеры — Древняя Греция и Рим, которые поначалу использовали рабов в качестве работников тяжелого труда (военной силы, строителей), а потом поняли, что те могут хорошо рисовать, танцевать или играть в театре. В новое время рабство существовало в основном на территории США и Бразилии, а также (куда меньше) в Европе. Европейцы во время освоения Африки быстро смекнули, что могут получить неограниченное количество бесплатной рабочей силы с помощью коренных африканцев. Причем усилий для этого не надо было: «белые господа» платили одним африканцам, чтобы те вербовали других, грузили на корабли и отправляли морским путем в один конец.

Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX века

Рабами были не только темнокожие, но и европейцы, азиаты, индусы. Однако для работы на южных плантациях наибольшим спросом пользовались именно выходцы из Африки: они были физически выносливыми и легче переживали изнурительный труд в жарком климате, а также были менее склонны к побегам — не знали ни языка, ни куда бежать. Еще один немаловажный фактор — относительная устойчивость к трехдневной малярии, от которой бы большинство белых рабов отходили бы несколько лет. Все это делало темнокожего раба на рынке примерно вдвое дороже белого.

В США рабство фактически действовало более 250 лет, пока Авраам Линкольн не отменил его своим указом в 1862 году. Правда, плантаторы южных штатов запрет не признали, и до окончания гражданской войны в 1865 году отмена рабства де-факто не вступила в действие. Затем в ходе долгой борьбы с нелегальным рабовладением справедливость восторжествовала.

Поправка XIII в Национальном архиве с подписью Авраама Линкольна

Поправка звучит так: «В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено».

И хотя последний официальный раб был привезен в США в 1860 году, официально страна отменила рабство лишь в 2013 году. Оказалось, власти штата Миссисипи еще в далеком 1865 году ратифицировали 13-ю поправку к Конституции, но не отправили копию подтверждающего документа в Федеральный реестр США. Поэтому формально на территории штата эта поправка принята не была, а обнаружили это случайно.

Почему трудовое рабство изжило себя?

Стоит сделать оговорку, что не во всех странах в принципе было развито рабство или оно шло своим собственным путем. Азия африканских пленных практически не покупала, но у них уже тогда было «импортозамещение» в виде местного населения, которых называли «кули». В Канаде рабство за все время тоже не очень прижилось: урожайных плантаций с таким климатом не наделаешь, непокорные пленные индейцы считались так себе рабами, к тому же они быстро обращались в христианство и примыкали к остальным жителям. В исламских странах сдерживающим фактором стал Коран, который говорил, что мусульманин рождается и умирает свободным.

Картина «Рабы в ожидании продажи», Ричмонд (1853 год)

А вот католическая церковь в 1452 году разрешила обращение в рабство жителей африканских земель для «приобщения их к истинному Богу и ценностям христианского мира».  Спустя 540 лет дико извинялись за такие «благословения».

В отличие от южных стран с почти полным отсутствием зимы и плодородной почвой, северные европейские страны изначально не нуждались в таком количестве рабов, поэтому в большинстве своем занимались именно работорговлей. Здесь было не так затратно содержать и кормить пленных работников зимой, когда сажать и убирать нечего. Север пошел по другому пути, сделав упор на сельхозтехнологии XIX века и культуры, способные расти в суровом климате. Часто этим занимались фермеры, а рабов отправляли на строительство инфраструктуры — дорог, рек и каналов, которые позволяли организовать доставку продукции на рынки. В итоге торговля в Северной Европе развивалась куда быстрее, чем на юге.

Идеальная торговая страна того времени — Голландия, полностью состоящая из водных каналов. Не нужно даже высаживать плантации — просто бери налоги с приплывающих судов да продавай свою рыбу во все концы света.

Рыбный рынок на берегу моря, Голландия. Картина Яна Брейгеля Старшего

Теперешние европейские страны долго пытались избавиться от рабства: его то запрещали, то снова вводили. Например, Ирландия отменила работорговлю в 500 году, но спустя три века снова ее ввела. Многие страны запрещали работорговлю, но оставляли принудительный труд и не наделяли свободой уже проданных рабов.

Англия запретила работорговлю в далеком 1102 году, но спустя почти 600 лет снова разрешила, пусть только для частных лиц. Спустя еще столетие судебных споров и метаний, в 1833 году, рабство в стране официально запретили. Правда, сделав оговорку для Индии, где рабство признали частью «национальной культуры». В итоге оно кое-где вытеснялось экономическими причинами, но в большинстве своем отмена была политическим решением: северяне выступали против рабства по религиозным мотивам. Южане такой подход, конечно, не разделяли.

А это вообще выгодно с точки зрения экономики?

Если попытаться отбросить мораль (сложно, но допустим) и рассмотреть работорговлю как экономический механизм, то изначально она была сверхвыгодным делом. С использованием самого рабского труда все обстоит сложнее. Изначально может показаться, ну в чем проблема: купил раба, отправил его на плантации — и пожинай плоды. Но на деле понадобится еще целый список сопутствующих трат: транспортировка, охрана от побегов, жилье и еда (а зимой — полное содержание «безработных» рабов), медицинская помощь, теплая одежда (опять же, мыслим корыстно — умрут и не окупят себя).

Большинство экспертов сходятся во мнении: рабство принесет больше прибыли, чем наемный труд, но только на короткой дистанции. Если же теоретически представить, что сейчас во всех странах узаконят бесплатный рабский труд, то человечество откатится в своем развитии на много лет назад.

Рынок в Мавритании. Фото: flickr.com/Magharebia

Дело в психологии: человек не будет выкладываться в работе на 100%, если ему это не интересно или не принесет какие-то выгоды в будущем. Раб не видит смысла в своем труде и не будет работать усердно, так как не получает за свою работу ничего. Его основная задача — провести рабочее время, минимально напрягаясь, поэтому качества от такой работы не ждите.

Если во времена грубого ручного труда это, может, и имело неплохой профит, то сейчас рабы практически бесполезны: если вы вывезете из далекой глуши раба и посадите его за сложный станок или компьютер, вреда от этого будет больше, чем пользы.

Что имеем в итоге? Незамотивированных людей низкой квалификации, которых нужно охранять, содержать, кормить и лечить. Идея нанять свободных работников за хоть какую-то зарплату кажется куда выгоднее. Все это также подрывало институт рабства, и первым исчез класс рабов-земледельцев.

Но сейчас-то рабства уже нет? Как бы не так!

Некоторые страны даже в XX веке заново вводили рабство после его официальной отмены. Так, к примеру, сделали красные кхмеры, пришедшие к власти в Камбодже в 1975 году и за последующие четыре года устроившие в стране невиданный геноцид. Рабство официально ввели для большей части интеллигенции (для этого хватало просто носить очки или знать иностранный язык), а также национальных меньшинств, священников (а потом и всех остальных, кто не разделял идеи власти).

В раскопанной братской могиле в Камбодже обнаружены скелеты казненных (1981 год). Фото: Дэвид Аллен Харви/National Geographic Creative

Один из выживших тогда детей — основатель образовательного фонда Килонг Унг в своей книге «Золотой лист» вспоминает, как одетые в черное солдаты заставили миллионы людей работать в сельской местности в качестве рабов, копая каналы и ухаживая за посевами. Семьи разделили, а детей «предателей» отправили в мобильные трудовые бригады, безжалостно убивая даже за невинную кражу кокоса. В итоге за долгие четыре года от убийств, голода и обезвоживания по разным оценкам умерло до трети населения Камбоджи. Потом пришли вьетнамцы и сменили один террористический режим на другой.

Фотографии сбежавшего из рабства Килонга Унга (крайний справа), его сестры и друга сделаны в лагере для беженцев перед иммиграцией в США

Сбежавшие из трудовых лагерей Северной Кореи также говорят о легализованном государством трудовом рабстве. Согласно многочисленным источникам, включая ООН, в лагерях «кванлисо» в стране находится около 200 тысяч заключенных, а самый большой из них занимает площадь более 560 кв. км. Правительство КНДР долго отвергало любые обвинения, но в 2014 году признало существование в стране трудовых учреждений, назвав их перевоспитательными учреждениями. При этом широкую практику получили коллективные наказания — вместе с «преступниками» в лагерь увозят их родителей, супругов, детей и внуков.

Если не брать в расчет США с ее англосаксонской системой права, в которой путаются даже матерые юристы, последняя страна, которая официально отменила у себя рабовладение и работорговлю, — Исламская республика Мавритания. Произошло это в далеком 1981 году, но с тех пор мало что поменялось, и 20% населения страны вполне официальные рабы. В 2007 году рабство в стране отменили повторно, но рабы снова не заметили никаких улучшений. Как такое вообще возможно? Основных причин несколько, и все они тесно взаимосвязаны.

Рабы в Мавритании. Фото: flickr.com/Magharebia

Мавритания — одна из беднейших стран африканского континента. По статистике, ниже уровня бедности живут 40% мавританцев, каждый второй занят сельским хозяйством, 40% — в сфере обслуживания, а каждый десятый вообще безработный. Более половины территории — пески Сахары, а экономика держится едва ли не на двух продуктах — рыбе и железной руде.

Еще одна причина — существование каст рабов, когда родители-рабы рожают нового раба, который принадлежит их хозяевам. Немаловажное значение при этом имеет неверное толкование ислама, распространенное в мусульманской Мавритании, из-за которого многие рабы по рождению верят, что могут попасть в рай, только если принадлежат своему хозяину, а их судьба была решена еще до рождения и противиться ей бессмысленно.

Мавритания отменила рабство последней в мире, в 1981 году. Но фактически в стране продолжает существовать рабовладельческий строй. Фото: flickr.com/Magharebia

Винить людей в этом сложно — многие из них живут в изоляции и нищете и не знают, что в мире уже давно можно быть свободным, потому освобождению противятся. Другие хотят свободы, но получить ее не могут — у них нет средств к существованию, а бежать в окружающую пустыню опасно, к тому же их семья остается в плену рабовладельца.

Третьи же хотят свободы любой ценой, но и против них начинают работать законы страны.

Например, именно пострадавший должен доказать, что попал в рабство, и подать об этом лично в органы власти письменную жалобу. То есть доказать это становится невозможно — люди не умеют писать, а правозащитникам не дали возможности им помочь.

Данные спутников в 2016 году подтвердили существование трудовых лагерей в Северной Корее

Увы, и сейчас торговля людьми занимает третье место по доходности, после торговли наркотиками и оружием. По данным глобального индекса рабства, в разных формах рабства на 2018 год находилось более 40 млн человек, 7 из 10 попавших человек — женщины.

Также данные ООН и правозащитных организаций свидетельствуют о наличии фактически легализованного рабства в других бедных странах: Судане, Сомали, Анголе, Пакистане, Индии, Непале и Мьянме.

Даже в XXI веке каждый военный конфликт неизбежно приводит к всплеску работорговли не только в отсталых странах. По мнению правозащитников, наибольшему риску подвергаются одинокие люди, люди с невысоким образовательным уровнем, молодые неопытные девушки, мигранты, приехавшие из регионов за заработком или бежавшие от военных действий, а также люди в сложных жизненных ситуациях — бездомные или зависимые. Но стоит сделать оговорку: здесь речь идет о мошенничестве, а не о санкционированном государством трудовом рабстве.


Onlíner рекомендует

Беспроводная колонка JBL Flip 6 (черный)

7 отзывов

Bluetooth колонка, мощность 30 Вт, питание от аккумулятора, BT 5.1, влагозащита IP67, время работы: 12 ч.

Купить

Беспроводная колонка JBL Clip 4 (черный)

10 отзывов

Bluetooth колонка, мощность 5 Вт, питание от аккумулятора, BT 5.1, влагозащита IP67, время работы: 10 ч.

Купить

Onlíner рекомендует

Беспроводная колонка JBL Charge 5 (черный)

20 отзывов

Bluetooth колонка, мощность 40 Вт, питание от аккумулятора, BT 5.1, влагозащита IP67, время работы: 20 ч.

Купить

Беспроводная колонка SVEN PS-650

25 отзывов

Bluetooth колонка, мощность 50 Вт, BT, AUX

Купить

Беспроводные колонки в Каталоге

«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. [email protected]

«Черная обезьяна» Фрагмент новой повести Захара Прилепина: Культура: Lenta.ru

В середине мая в издательстве АСТ выходит новая повесть Захара Прилепина «Черная обезьяна». Главный герой — преуспевающий писатель и журналист — оказывается персонажем сразу нескольких странным образом связанных между собой историй: массовое убийство в подмосковном городке, легенда о нападении на древний город жестоких недоростков и история о безжалостных солдатах-подростках в Африке. Эта книга, по словам самого Прилепина, «о темных сторонах человеческой психики». В преддверии выхода «Черной обезьяны» «Лента.ру» публикует фрагмент новой повести, предоставленный издательством АСТ.

Больше всего мальчик любил ходить в мясные лавки. Сестру от этого запаха мутило, его нет.

Впрочем, он и сестре не до конца доверял — она отворачивалась от мясных туш с тем же видом, с каким отворачивалась от молодых людей на вечерних играх.

Сестра говорила, что юноши пахнут мясом, печенью, почками, потом, кровью, что вместе они похожи на псарню, и ещё у них на плечах угри, но он явственно видел: тут что-то не так, и молодое живое мясо куда более любопытно, чем противно ей, и собачьи повадки, скорей, привлекают, чем отталкивают; да и угри, ну что…

У сестры на руке красовался браслет. Она крутила его пальцами, когда думала. Иногда казалось, что если она перестанет крутить браслет — она не сможет думать.

Мясные лавки были на большом рынке, неподалёку стояли хлебопекарни, давильни, амбары. За рынком была тюрьма для рабов. Пройдя через рынок и своровав сливу или мандарин, он выбегал к тюрьме.

Рабы-мужчины и женщины-рабы находились раздельно, но видели друг друга. Казалось странным, что живущие в пахучих клетках, почти таких же, как в зверинце, многие рабы вовсе не тоскуют, но, напротив, на разных языках весело ругаются, иногда дерутся или жестами зовут рабынь.

На пыльной площадке меж клетками всегда сидели четверо солдат, играли в кости или, притомившись игрой, лежали, приладив под головы щиты. Солдаты, казалось, не замечали криков из клеток. Но порой, когда кто-то из солдат всерьёз проигрывался в кости – он мог вскочить и со злобой броситься на кричавших, ударить щитом по клетке или напугать рабов, размахивая копьём и делая выпады меж железных прутьев. Рабы тогда отстранялись, скорей изображая испуг, чем испытывая его. Они знали, что никто из солдат не убьёт и даже не рискнёт нанести рану любому из них – рабы стоили денег; солдаты не имели столько монет.

Когда солдат отходил от клетки — ему могли вслед плюнуть или прокричать что-то обидное. Но тут у рабов был другой риск: однажды обидевшийся солдат во время разноса еды подошёл к той клетке, откуда кричали обиднее всего, и будто случайно задел чан с едой. Чан упал на бок, еды осталось мало. Тогда рабы стали сами бить того, кто обидел солдата, хотя час назад смеялись его шуткам и плевкам.

Рабы бывали с маленькими, как у сусликов, глазами и с глазами большими, как у коров, безбородые, с курчавыми бородами, либо со смешными, как лисий хвост, бородками, с жёлтой кожей и тёмнокожие, с кожей такой, словно на неё светило солнце и дул ветер и в морщинах прижилась жёсткая пыль, со временем ставшая новой кожей.

Ещё была рабыня с белой шеей, и с большой и твёрдой, как две детские головы, грудью. Её никак не могли продать – она стоила дорого. Её не продавали даже на час — иначе её цена при покупке насовсем сразу упала бы. Иногда приходили покупатели — но даже он, мальчик, сразу понимал, что пришедшие не готовы купить её, а просто им нравится трогать её рот, груди, спину.

Служка, проводивший покупателей, тоже это понимал, но не подавал вида, а только кивал, улыбался скользкой улыбкой, смотрел меткими зрачками. Мальчик знал служку — они жили на одной улице; однажды служка вывозил навоз на тележке, подскользнулся и упал туда лицом; когда он поднялся — был виден только открытый рот, даже глаза пропали; вся улица смеялась.

У входа в тюрьму тоже сидели солдаты, и опять совсем не страшные — они были из провинции и, как многие пришедшие из провинции, казались глупыми.

Мальчик помнил, как зовут одного солдата по имени.

Солдат повторял одни и те же особые солдатские шутки — не смешные, но очень грубые, сам себе смеялся; и всё говорил: принеси зажаренную мясную кость, даже лепёшки не надо — я отдам тебе за кость нож. При этом показывал большой, красивый клинок.

Мальчик знал, что солдат обманет — возьмёт еду, а клинок не отдаст. Никто не отдаст такой клинок за еду, которую можно сразу съесть.

Солдат мог пойти в лавки к менялам, постучать рукоятью в ставни — и обменять клинок сразу на три ноги, жареную, сырую и копчёную, баранью, телячью и гусиную, тут же выпить молодого вина, забрать с собой большой хлеб, масло в виноградных листах, сладостей — и даже в таком случае быть немного обманутым.

Но солдат не делал этого, ему, быть может, просто нравилось хвастаться клинком. Наверное, когда он уходил из своей деревни — клинок ему отдал отец, чтобы сын вернулся, приведя лошадь, раба и принеся много разных блестящих монет в мешочке на груди.

Откуда отец знал, что сын глупец и хвастун.

Солдат говорил мальчику, кивая на белую рабыню:

— Эта женщина тоже ходила в пурпуре, она имела прислугу, а теперь она ходит в общую лохань на виду у всех. Скоро она перестанет стесняться себя, и будет вести себя хуже, чем обезьяна.

Мальчику казалось, что солдат говорит так из обиды. Ему трудно вынести, что у рабыни такая белая грудь, и ему проще было бы сторожить обезьяну.

Солдат говорил:

— Я был как-то в походе — видишь, какая у меня нога? Она обморожена. Там снег идёт на равнине, и выпадает его столько, сколько лежит в наших горах. Там такие снега, что лошади не могут идти, а солдаты умирают от холода, не успев найти, кого бы убить. Если развести костёр — то жарко будет только лицу, а на спине нарастут ледяные доспехи. Если повернуться спиной — то доспехи растают, а лицо покроется коркой, и пока в этой корке есть дырка для рта — человек жив, а когда дырка зарастает — значит, он не дышит.

Мальчик не мог представить такую корку и всё вспоминал служку с навозным ртом.

Служке никак не могли найти невесту, потому что у него и кличка была «навозный рот». И лицо у него было таким, словно он смыл навоз, а налёт всё равно остался. И этим налётом он пах.

Солдат вставал и показывал, как ходит его обмороженная нога — она ходит хуже, чем не обмороженная. Сначала обмороженная делает такой шаг, словно боится наступить сама на себя, а потом не обмороженная ловко пристраивается рядом. И так всё время.

Солдат мог врать про ногу.

Здесь стоял небольшой гарнизон — город находился не так близко к границам, чтоб опасаться кого-либо; и последние враги приходили сюда, когда отец мальчика был юн. Настолько юн, что ему не дали оружия.

Мальчика это всегда сердило, как будто отец был виновен в своём возрасте.

Хотя последнее время мальчик не очень доверял словам отца. Ему стало казаться, что отцу не дали копья, оттого что он с юности служил составителем бумаг и переписчиком.

В городе их было всего несколько — и, видя друг друга ежедневно и даже выпивая иногда вместе в старом городе, где всё было дешевле, они всё равно за глаза говорили друг о друге плохо.

Отец говорил, что буквы у него сидят как петушок и курочки — три, четыре или пять — на одной жёрдочке. А у другого переписчика буквы такие, словно дурак зашёл в курятник и ударил по насесту изо всех сил палкой.

В следующий раз, разглядывая чужую рукопись, отец пожаловался, что видит здесь буквы расползшиеся, как виноград, на который наступили ногой. К тому же в каждом третьем слове не хватает столько же букв, сколько недостаёт зубов у составлявшего текст писца при улыбке. Лишённое нужных букв слово смешит, а всякая хорошо снаряжённая мысль к окончанию фразы добирается без сандалий, распоясанная и с лёгкой придурью на личине.

Если почти у всех других отцов с их улицы обрастали мозолями обе ладони, то у отца мальчика были намозолены только пальцы на правой руке — три, кроме безымянного и мизинца. Иногда мать готовила отцу раствор из масел, и он там держал руку.

Отец говорил, что этой рукой кормит всех, и мальчику тогда казалось, что его вот-вот заставят облизывать грязное масло с мозолистых и окривевших в письме пальцев.

У матери тоже часто были сырые руки — но у неё сырость запястий, ладоней и пальцев была такая, словно она только что черпала рукой арбуз.

А отец за что бы ни брался — всё было масляным. На одежде у него тоже всегда были жирные следы, но он и ел неопрятно, и пил словно куда-то в бороду, а не в рот. Отчего так скоро пьянел, непонятно.

Про отца же говорили, что он не гнёт линию письма, которую нужно гнуть как ветвь, — но, напротив, у него каждая черта торчит как копьё, оттого, что все мысли у него, смеялись другие переписчики, о своём копье.

Отец в это время выходил из питейной, — а когда возвращался, все делали вид, что говорили не о нём.

Мальчик думал, что раз так, отец хотя бы умеет бросать копьё. Но однажды, хмельные, отец и его друзья, возле деревянной стены амбара решили испробовать в метании свои силы. Они упросили солдата дать им копьё, отец бросил первым, оно воткнулось в землю, не долетев, но даже в земле не удержалось.

Вчера ранним утром мать и отец отвратительно ругались.

Мать кричала:

— Ты был писец, а станешь подонок черни, худший из прокажённых. На тебе уже ползают паразиты!

Мальчик увидел впервые, что отец плакал и драл ногтями сырое, как телячий язык, лицо.

— Хоть бы кто-нибудь пришёл и убил нас всех! – повторяла мать каким-то чужим, невыносимым голосом.

Мальчик выбежал на улицу, и здесь его поймал за рукав служка с навозным ртом:

— Ты знаешь, что твой отец больше не писец? — спросил он с ехидством. — Он работает при нечистотной канаве на вельможных дворах! Знаешь? А знаешь, что по нему ползают такие насекомые, что его больше не пустят в питейную? Пока ты воруешь сливы и смотришь на мясо, свои монеты он тратит на рабынь!

Мальчик вырвался и плюнул в сторону навозного рта.

Он прибежал к тюрьме, но рабам ещё не приносили еды — их кормили раз в день — и поэтому они спали, всегда уставшие от голода.

Если пройти дальше тюрьмы, то увидишь старый город.

Туда лучше не ходить одному — могут обидеть живущие там.

Безбоязненно по старому городу бродит только потерявший рассудок сын лекаря. Если в него кинуть камнем, он не заметит, только пробежит немного на танцующих ногах, а потом опять перейдёт на мелкий, суетливый шаг.

Но лучше не кидать камень, потому что кто-нибудь нажалуется лекарю, и тот не придёт лечить домашнюю скотину.

Сегодня, впрочем, было всё равно — можно было идти в старый город, можно было кинуть камень в безумного — какая разница, если у тебя отец подонок черни, покрытый паразитами?

В старый город ведёт мост. Река течёт через город, из неё берут воду. Под мостом растут лилии. Если опустить лицо в лилию — запах будет ласковый и неотвязный, как от недавно умершей кошки, лежащей где-то в кустах.

Сразу за мостом расползлись виноградники, но их сторожат. А жаль: там растёт виноград тяжёлый, как речной песок, не то что дикий. Если сорвать одну гроздь и взять из дома лепёшку – то этим можно насытиться.

В старом городе улицы гораздо уже, и на них выливают больше помоев.

Труба для стока нечистот на весь город только одна – её провели от вельможных дворов, где живут самые главные люди. Навозный рот сказал, что там, у трубы, теперь работает отец мальчика.

Если по старому городу едет повозка – она может застрять в помоях.

Тяжёлые вещи горожане перевозят на мулах. Некоторые ездят на ослах. На лошадях передвигаются только богатые люди. Слон в городе только один, он в годах и туп.

В старом городе живёт юноша, которого отец приковал цепью к гончарному кругу, потому что он умеет делать из глины пузатые горшки, царственных всадников и весёлые свистульки. Раньше юноша всё время сбегал из дома, а теперь ходит на цепи, руки в глиняной корке, ногти коричневые. Кажется, его зовут Исай.

Прыгая через колеи, полные помоями, и стараясь не смотреть по сторонам, чтобы не привлекать ничьё внимание, мальчик спешил в сторону крепостных стен.

На крепостную стену может взойти любой. Лестницы там давно уже шатаются, не хватает многих ступеней, а дозорные часто пропадают у местных вдов. Зато со стены видно, куда из города уходит река, и как за городом рыбаки ловят сетями рыбу. Ещё видны большие луга, на которых пасутся стада овец. Видна старая сигнальная башня: с неё, говорят, заметна другая сторожевая башня, не различимая отсюда, с крепостных стен.

Выходить из города мальчику запрещала мать: к вечеру ворота закрываются, и ещё помнился случай, когда не попавшие в город юноши были ночью разодраны в лугах хищниками. Часовые слышали их вопли, но не решились помочь.

Мальчик сначала смотрел, как бродят по воде рыбаки. Мысленно он играл в рыбу, которая уходит из сетей. Сначала рыба металась вдоль берега, затем пробовала затаиться в корягах, но потом, поняв, что круг замыкается, стремительно прорывалась в глубину меж ног крайнего рыбака. Рыбак, почувствовав лодыжкой щекотное движенье хвоста большой рыбы то ли огорчился, то ли рассмеялся, со стены было не рассмотреть, да и рыбе всё равно, что там у рыбака на лице.

Потом мальчик смотрел, как собаки гоняют глупых овец, и некоторое время думал, в кого ему играть: в пса или в волка, который затаился в овраге и смотрит прищуренными глазами, чуть процарапывая каменистую землю лапами, которым не терпится сделать прыжок.

Всякий пёс слабее волка, но пёс понимает человеческую речь, а волк нет.

У мальчика возле дома жила большая собака, которая говорила одно слово из человеческой речи. Разевалась огромная чёрную пасть, и вдруг раздавалось: «Мама!»

Даже навозный служка забегал посмотреть на это чудо.

Из оврага вышли невысокие люди с оружием. Когда пастух поднялся им навстречу — он оказался выше их всех и смотрел на пришедших сверху вниз, но это продолжалось недолго, потому что пастух упал наземь. Куда и как его ударили, мальчик не понял, но явственно увидел, что во второй раз пастуху быстрым движением воткнули меч куда-то в лицо; это было так странно, словно он спрятал монету во рту и ему захотели разжать зубы. Пастух в ответ на это взмахнул руками, пытаясь хлопнуть в ладоши, но сил на хлопок не хватило и руки его опали на траву.

Мальчик вскрикнул и сделал шаг назад, словно его попытались подцепить железным когтём за тонкую ноздрю. Он оглянулся по сторонам, и увидел на стенах лишь одного солдата, но до него было далеко. Остальные спали внизу, под стеною, разомлев на солнце и сняв доспехи.

Никак не умея придумать, что делать, мальчик вновь обернулся к стаду, истекающему кровью пастуху и пришедшим людям.

Рыбаки, стоя по колено в воде, тоже смотрели на упавшего пастуха.

Пришедшие двинулись к реке. Бросив сети, рыбаки сначала побежали, а затем поплыли к другому берегу. Только один рыбак, тот самый, меж ног которого юркнула рыба, запутался в сетях и упал. Ему никто не помог.

Когда рыбаки почти уже доплыли до другого, высокого берега – там тоже появились низкорослые люди, несколько из них держали в руках луки.

Рыбаки кинулись было обратно, но с той стороны, где так и путался в сетях и, кажется, что-то кричал их собрат, уже начали пускать стрелы.

Почти всех рыбаков убили очень быстро, лишь один всё время нырял, и выныривал в неожиданных местах, но и ему, наконец, попала стрела в голову, и он сначала утянул её за собой на дно, но вскоре труп вынесло на отмель, и стрела вновь показала оперенье, которое чуть пошатывалось от движения воды. На стрелу села стрекоза.

В городе неожиданно начал бить набатный колокол на проездной башне, и в это же мгновение стрекоза взлетела.

Низкорослые люди шли отовсюду: поднимались из оврага, бежали вдоль берега, многие были уже возле самых стен, и только сейчас мальчик заметил, что на далёкой сигнальной башне, оказывается, горел огонь, но его никто не увидел вовремя.

Ворота успели закрыть: когда мальчик оглянулся вокруг, на стенах неожиданно оказалось много солдат и необычайно встревоженных городских людей. Иные из солдат были голые по пояс — они спешно натягивали свои чешуйчатые рубахи и шлемы. Кто-то, уже одетый, метался в поисках потерянного оружия. Кто-то искал сотника, крича и расталкивая столпившихся вокруг.

Только сейчас мальчик осознал, какой грохот, крик и звон поднялся.

— Это неведомый народ! Ни с юга и не с севера! – сказал кто-то неподалёку, — Это неведомые малые люди!

Чудно — но в этом гвалте было слышно, как несколько раз кто-то тихо свистнул. Мальчик оглянулся вокруг, желая увидеть недоумка, нашедшего время свистеть, но бежавший мимо солдат нарочно сшиб его и упал рядом сам:

— Лежи! Зачем ты стоишь тут? Надо прятаться! – зашипел он безбожно шепелявя на каждой шипящей букве.

Сначала мальчик видел только деревянный настил, и чувствовал хриплое дыхание солдата, потом вывернулся из-под его рук и увидел в нескольких шагах сидящего человека со стрелой в горле. Тот пытался вздохнуть и оглядывался вокруг так, словно что-то потерял.

Снова раздался свист, мальчик задрал голову и увидел, как несколько стрел промелькнуло в небе, совсем невысоко над стеною.

У многих бойниц уже стояли стрелки и били из луков в тех, кто топтал луга и шёл вдоль реки к городу.

Солдат, пролежавший рядом с мальчиком чуть дольше, чем было нужно, наконец, вскочил и побежал по лестнице вниз, к воротам. Там, толкаясь и падая, суетились люди, укрепляя запертые ворота деревянными балками. Солдат смешался с толпою, больше мешая, чем помогая, но его заметил десятник, и злобно крича, отправил обратно на стену.

Мальчик всё никак не решался посмотреть в бойницу, уверенный, что ему в лицо немедленно вонзится стрела. Сидя, он всматривался в городские постройки, уверенный, что пока он находится спиной к опасности — опасность не взглянет на него.

С городских складов, бешено погоняя мулов, уже волокли старую машину, метавшую камни, когда-то привезённую войском из чужого города и прозванную горожанами «жабой». Её давно убрали от стен за ненадобностью.

Под крепостью разжигали костры и тащили к огню огромные чаны.

Рядом кто-то засмеялся. Мальчик поднял глаза и увидел того солдата, что пытался торговать ножом в обмен на мясную кость. Он смотрел в бойницу и, указывая рукой, кричал:

— Это же недоростки! Чада кривоногие! Их копья короче руки! Они же без доспехов! Потому что нет доспехов для младенца, зайца и черепахи! Посмотрите, они никак не могут поднять свои лестницы — им не хватает сил!

На излёте, в шлем солдата попала стрела, и он поймал её, когда она падала ему под ноги.

— Их стрелы еле летят! — закричал он, озираясь по сторонам и потрясая пойманной стрелой.

— Еле летят! Еле впиваются! Еле убивают! — ответили ему со злобой.

У бойниц уже лежали раненые и убитые, из них текла кровь.

Не зная кому верить, мальчик всё-таки поднялся и сделал шаг к той бойнице, где безбоязненно стоял знакомый ему солдат.

Солнце ослепило глаза, но, щурясь, мальчик увидел, что малые люди были уже повсюду — их копошащееся, червивое множество заполнило весь луг и оба берега реки.

Овец они отогнали назад: мальчик увидел белые, мятущиеся, курчавые овечьи пятна среди другого убойного скота, который малые люди пригнали за собой.

Было видно, что пока идущие впереди уже бьются в ворота и пытаются поднять на крепостные стены лестницы, иные из малых людей просто уселись в траву и что-то едят, или сосут молоко прямо из козьего вымени, или меняют обувь. Несколько десятков или даже сотен малых людей пило воду из реки и купалось прямо в одежде.

Их низкорослые лучники, впрочем, выстроились то здесь, то там, неподалёку от стен.

— Нет, ты посмотри, — смеялся солдат. — Их стрелы засыпают на лету!

Здесь он пригнулся, надавив и мальчику на темя, потому что многие стрелы всё-таки помнили, куда они летят.

— Только недоростков всемеро больше, чем всех жителей города, вместе с нашими кошками, курами, собаками и скотом, — добавил солдат, весело жмурясь всем лицом.

— Если бы они были чуть быстрее, — радостно кричал он, — они бы уже вошли в город.

На головах кое-кого из пришедших были надеты, несмотря на жару, войлочные шапки.

Присмотревшись ещё, мальчик увидел, что встречались также простоволосые, несколько были в шлемах, но большинство малых людей украсили свои головы цветочными венками. Просто поначалу в многотысячном копошении казалось, что это луговые цветы то собираются в букеты, то разбегаются в разные стороны.

Теперь цветы, покачиваясь, плыли к городу.

Знамён у недоростков не было вовсе.

Неподалёку от мальчика и солдата раздался грохот — в первую минуту никто не смог понять, что случилось. Кус стены выломало, и стрелок, который стоял на этом месте, куда-то исчез.

Поозиравшись, солдат догадался, в чём дело: то ли камень, заряженный в старую метающую тяжести жабу, оказался слишком маленьким, то ли саму жабу поставили слишком далеко — но в итоге выстрел угодил в городскую стену и куда-то в луга выбросил стрелка с переломанной в студень грудиной и конечностями как у тряпичной куклы.

Страшно ругаясь, жабу сдвинули. Нашли камень больше — он полетел далеко, пронёсся над поднимавшимися на приступ малыми людьми в цветочных венках и, пропахав борозду, задавил лишь телка, отбившегося от стад убойного скота.

Показалось, что пришедшие к городу смеются, указывая пальцами в камень и животного под камнем, вытягивающего голову и мычащего — хотя мычанья не было слышно с крепостной стены.

Тут же малые люди бросили на камень пышный ковёр. Появился красиво одетый юноша и уселся там. В руке он держал конец длинной и лёгкой цепи. Присмотревшись, мальчик увидел, что на цепи у него пантера и она рвёт ляжку ещё живого телка, попавшего под камень.

Кто-то на стене закричал, что этого юношу нужно убить.

Жаба выстрелила ещё раз, но этот камень упал много ближе, а следующий камень — гораздо дальше.

Пришедшим к городу удалось поставить лестницу возле наугольной башни, но её сбросили длинными рогатинами. Малые люди попадали с лестницы в ров. Во рву были деревянные колоды со вбитыми в них заостренными прутьями. Мальчик лёг животом в бойницу и увидел, как, проткнутые прутьями, кривятся несколько тел, а один мёртвый, со светлыми волосами, с которых не упал венок, сидит, запрокинув голову и глядя куда-то вверх.

Другая лестница вытянулась там, где срединная башня, её тоже сбросили, но следом появилось ещё три.

Кто-то за ноги вытянул назад мальчика из бойницы, и он грохнулся об пол. И ещё долго лежал, видя только ноги: босые или в сандалиях, топчущиеся или перебегающие туда и сюда. Потом к лицу стала подтекать чья-то медленная кровь.

Костры разгорелись, в чанах забурлила смола. Первый чан спешно потащили вверх, но хрустнула ступень, и варево опрокинулось на несших его.

Мальчик зажмурился, но всё равно успел заметить, как лицо одного человека стало чёрным… а когда с него отекло, на пористой, как сыр, голове остались смотрящие в пустоту два глупых, выпученных, словно бы обезьяньих глаза. Зрачки у ошпаренного двигались, а рот молчал, и в нём подрагивал ставший отчего-то тонким и длинным, как жало варана, язык.

Чан с грохотом скатился вниз. Через минуту его снова поставили на огонь.

Раненых оттаскивали или уводили прочь от стен: своими воплями они заглушали начальственные команды.

Чтобы никому не мешать, мальчик какое-то время сидел, прижавшись спиной к стене, и, не моргая, смотрел на свой город: крыши построек, виноградники, пыльное марево над рынком, где уже принесли в жертву быка и ягнёнка, мирты и кипарисы, скрывавшие невидимый отсюда дом, где металась перепуганная мать, а сестра сидела, вцепившись пальцами левой руки за браслет на правой, словно удерживая себя от бегства, купол храма, где шло молебствие о спасении, мост, на котором смешались люди и повозки, и откуда, выломав ограду, страшно мыча, обрушился в воду мул, утянувший за собой груз — и вскоре этот груз утянул под воду мула, и даже отсюда, со стены, казалось, можно услышать, как мычит, захлёбываясь и надрываясь, животное под водой.

Через минуту мул, отекающий водой и грязью, волоча за собой переломанные оглобли, вдруг вышел из воды и, сшибая людей, кинулся в сторону крепостных стен.

Мальчик услышал жуткий вой: словно тысячи и тысячи младенцев заголосили от голода и ужаса в своих колыбелях.

«Неужели это грязный вол так напугал всех младенцев в городе?» — тараща глаза, думал мальчик.

Так и не поняв, откуда раздаётся вой, он встал и, заглянув в бойницу, увидел, что на лугах уже никто не был без дела, не купался и не лежал — но все шли к городу и кричали.

Никого из недоростков не осталось даже возле убойного скота — и животные перебегали с места на место в испуге, что остались одни.

— Они идут, — сказал, смеясь, солдат мальчику. — А с обеих сторон от них мечется убойный скот. С той стороны — рогатый и поросший шерстью убойный скот, а с этой стороны — безрогий и голый — мы!

Камни, пущенные жабой, падали и катились по самой гуще малых людей, оставляя пятна, как от раздавленной грозди красных ягод, из которых торчали острые черенки. Но пятна быстро исчезали, и цветочные головы плыли и плескались о стены.

…Где они набрали столько цветов?..

— Боги мои, у них даже осадные навесы есть, — не переставал хохотливо удивляться солдат. — Но как же они будут раскачивать таран? Нужна тысяча этих мелких мясных насекомых, чтобы сдвинуть его!

Возле соседней бойницы зашатался и упал на спину солдат, держащий стрелу в глазу.

Могло показаться, что он вовсе не ранен, а просто желает в упор рассмотреть наконечник — как дети рассматривают, полусжав кулак, интересных жуков.

Мальчик бросился к опустевшей бойнице и увидел, что в одном месте ров под крепостью уже полон малыми людьми. И, падая с поставленных и сброшенных рогатинами лестниц, иные из них не калечатся, а заново поднимаются и хватают любое лежащее поблизости оружие.

Том. I, 1500-1865, Первичные ресурсы по истории и литературе США, Библиотека Toolbox, Национальный гуманитарный центр


4.

Драйвер

Джордж Скипвит, Алабама, письма своему хозяину, 1847-1848 (PDF)
Мозес и Генри [Петтигрю], Северная Каролина, письма своему хозяину и от него, 1856-1857 (PDF)

На больших плантациях человеком, который руководил повседневной работой рабов, был надзиратель, обычно белый, но иногда и порабощенный чернокожий — «погонщик», — назначенный на эту должность своим хозяином. На некоторых плантациях был и белый надсмотрщик, и черный возница, особенно на глубоком Юге или на плантациях, где хозяин часто отсутствовал. О белых надзирателях бывшие рабы рассказывают неприятные воспоминания (см. повествования в № 1: Жизнь порабощенного человека). Воспоминания чернокожих погонщиков более разнообразны, отражая двойственное состояние между властью и бессилием, в котором жил черный надсмотрщик. Как чернокожие погонщики относились к своим хозяевам и к своим собратьям-рабам, над которыми они имели власть? Как они приспособились к уязвимому (и, возможно, расширяющему возможности) положению между хозяином и рабом? Задумайтесь над этими вопросами, когда будете читать два набора писем.

  1. Джордж Скипвит был надзирателем/водителем в 1840-х годах на плантации в Алабаме, принадлежавшей Джону Хартвеллу Коку, который остался в Вирджинии на своих семейных плантациях. У Скипвита было бурное пребывание в должности надзирателя, и в 1848 году он был понижен в должности до водителя. В этих семи письмах с мая 1847 г. по октябрь 1849 г. мы следуем отчетам Джорджа об урожае хлопка (мрачно), строительстве зданий (устойчиво), здоровье и поведении рабов (тревожно), его борьбе с алкоголем (неудачно) и его конкуренции. с белым надсмотрщиком, который окончательно заменил его в 1848 г.
  2. Мозес и Генри [Петтигрю] были водителями Уильяма Петтигрю, владельца двух плантаций в восточной части Северной Каролины, на каждой из которых было около сорока рабов. В летние месяцы, когда Петтигрю отдыхал в Вирджинии, Мозес и Генри практически единолично управляли плантациями. Здесь мы читаем письма двух лет, 1856 и 1857, между Петтигрю и его водителями (чьи письма были продиктованы и написаны белым соседом). Письма шоферов, хотя и пронизанные обязательными фразами почтения и пропущенные рукой белого человека, многое раскрывают о представлении этих людей о себе в рабстве. Письма Петтигрю показывают, что ему неудобно быть рабовладельцем, вынужденным зависеть от инициативы и прямолинейности мужчин, чей порабощенный статус требует, чтобы они изолировали те же самые черты.

В дополнение к сравнению писем этих водителей обязательно сравните письма Джорджа Скипвита с письмами, написанными Коку братом Джорджа Пейтоном, который был освобожден и отправлен в Либерию более десяти лет назад (см. Тема V: ЭМАНСИПАЦИЯ, № 4: Либерия). ). (16 стр.)

Вопросы для обсуждения

  1. Какие новости, формы уважения, просьбы и вопросы и т. д. повторяются в письмах водителей?
  2. Какой тон вы узнаёте в письмах рабов своим хозяевам? в письмах Петтигрю своим водителям?
  3. Какое построение действительности — сведения и впечатления — прямо излагают водители в своих письмах?
  4. Какую информацию и впечатления они передают «между строк»?
  5. Какую информацию и впечатления они передают неосознанно?
  6. Как бы далекий хозяин прочитал и истолковал бы эти буквы? Чему бы он научился?
  7. Как мастера осуществляют управление издалека? Насколько они эффективны в качестве отсутствующих хозяев?
  8. Какие формы инициативы и власти разрешены водителям?
  9. Чем драйверы отличаются в использовании или замещении этой силы?
  10. Какие слова авторы письма, раб и господин, используют вместо «раб»? Почему?
  11. Как чернокожие погонщики относятся к своим собратьям-рабам, над которыми они имеют власть?
  12. Как они приспосабливаются к своему уязвимому (или расширяющему возможности) положению между хозяином и рабом?
  13. Какие впечатления у вас от Джорджа, Мозеса и Генри? Не могли бы вы сказать, о каком человеке у вас сложилось наиболее точное впечатление? Почему?
  14. Какие различия наиболее заметны между письмами Скипвита и письмами водителей Петтигрю? Что может объяснить эти различия?
  15. Почему шофер Генри говорит своему хозяину, что он должен подождать, чтобы лично рассказать ему «некоторые секреты»? Какова может быть природа секретов?
  16. Как в рассказах о рабах в этом наборе инструментов бывшие рабы судят своих белых надзирателей и черных водителей? Чем их критерии отличаются от тех, которые они применяют к своим хозяевам?


Формирующие вопросы

    Как порабощение в Америке повлияло на африканцев и их потомков?
    Как порабощенные народы сохраняли самость в отношениях рабовладельцев?
    Какие аспекты рабства подчеркивали освобожденные мужчины и женщины, рассказывая о своем опыте?
    Как человек реагировал на то, что был рабом другого?
    Какое влияние рабство оказало на белых людей?


Печать

Джордж Скипвит:   8
Мозес и Генри [Петтигрю]:   8
ВСЕГО 16 страниц
Дополнительные сайты

Водитель и надзиратель, краткий обзор, в онлайн-энциклопедии американской истории, с сайта Answers. com

Письмо чернокожего надзирателя/водителя своему хозяину, 1840 г., в Рабстве и создании Америки (PBS)

Питер, Раб на плантация Чарльза Петтигрю (брата Уильяма), Северная Каролина, из Исторического музея Северной Каролины

Общие ресурсы по истории и литературе афроамериканцев, 1500-1865


Изображение: Подпись Джорджа Скипвита воспроизведена с разрешения Библиотеки Университета Вирджинии, Библиотеки малых специальных коллекций Альберта и Ширли
*PDF файл — Вам понадобится программное обеспечение на вашем компьютер, позволяющий читать и печатать файлы Portable Document Format (PDF), например Adobe Acrobat Reader. Если у вас нет этого программного обеспечения, вы можете загрузите его БЕСПЛАТНО с веб-сайта Adobe.
ПОРАБОТАНИЕ
1. Жизнь порабощенного человека 2. Продажа 3. Плантация 4. Водитель
5. Труд 6. Господин/раб 7. Сопротивление 8. Беглецы
НАБОР ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВ: Создание афроамериканской идентичности: Том I, 15:00-18:65
Свобода | Порабощение | Сообщество | Личность | Эмансипация
Свяжитесь с нами | Руководство по сайту | Поиск

Библиотека Toolbox: основные ресурсы по истории и литературе США
National Humanities Center
Комментарии и вопросы на веб-сайте: [email protected]
Copyright © 2007 National Humanities Center. Все права защищены.
Пересмотрено: март 2007 г.
nationalhumanitiescenter.org

Трансатлантическая работорговля | История и факты

трансатлантическая работорговля

См. все СМИ

Связанные темы:
работорговля

Просмотреть весь связанный контент →

трансатлантическая работорговля , сегмент глобальной работорговли, в ходе которой от 10 до 12 миллионов порабощенных африканцев переправились через Атлантический океан в Америку с 16 по 19 века.век. Это был второй из трех этапов так называемой треугольной торговли, в ходе которой оружие, ткани и вино доставлялись из Европы в Африку, порабощенные люди — из Африки в Америку, а сахар и кофе — из Америки в Европу.

К 1480-м годам португальские корабли уже перевозили африканцев для использования в качестве порабощенных рабочих на сахарных плантациях на островах Кабо-Верде и Мадейра в восточной Атлантике. Испанские конкистадоры увезли порабощенных африканцев в Карибское море после 1502 года, но португальские купцы продолжали доминировать в трансатлантической работорговле еще полтора века, действуя со своих баз в районе Конго-Анголы вдоль западного побережья Африки. Голландцы стали ведущими торговцами порабощенными людьми в течение части 1600-х годов, а в следующем столетии английские и французские купцы контролировали около половины трансатлантической работорговли, привозя большой процент своего человеческого груза из региона Западной Африки между Сенегалом и и реки Нигер. В 1713 году соглашение между Испанией и Великобританией предоставило британцам монополию на торговлю порабощенными людьми с испанскими колониями. Под Asiento de negros , Великобритания имела право поставлять этим колониям 4800 порабощенных африканцев в год в течение 30 лет. Контракт на эту поставку был передан компании Южных морей, в которой британской королеве Анне принадлежало около 22,5% акций.

Изучите историю африканской работорговли и ее экономического влияния на Западную Африку, где прибрежные государства становились богатыми и могущественными, а государства саванн дестабилизировались, поскольку их жители были взяты в плен

Посмотреть все видео к этой статье

Вероятно, до 1600 года в Америку было вывезено не более нескольких сотен тысяч африканцев. Однако в 17 веке спрос на порабощенный труд резко вырос с ростом сахарных плантаций в Карибском бассейне и табачных плантаций в Чесапикском регионе в Северной Америке. . Наибольшее количество порабощенных людей было вывезено в Америку в XVIII веке, когда, по оценкам историков, было осуществлено почти три пятых всего объема трансатлантической работорговли.

Работорговля имела разрушительные последствия для Африки. Экономические стимулы для военачальников и племен заниматься торговлей порабощенными людьми способствовали созданию атмосферы беззакония и насилия. Депопуляция и постоянный страх перед неволей сделали экономическое и сельскохозяйственное развитие почти невозможным на большей части западной Африки. Большой процент людей, взятых в плен, составляли женщины детородного возраста и молодые мужчины, которые обычно создавали семьи. Европейские поработители обычно оставляли после себя пожилых людей, инвалидов или иных зависимых людей — группы, которые меньше всего могли способствовать экономическому благополучию своего общества.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *