Популярное

Смысл сказки о колобке: Смысл и мораль сказки «Колобок»

Смысл и мораль сказки «Колобок»

Содержание статьи

  • Главная мысль сказки
  • Чему сказка учит?
  • О необходимости слушаться родителей
  • О том, что не следует доверять незнакомцам
  • Об умении отличать добро от зла
  • О вреде хвастовства
  • О вреде хитрости
  • Избегать неприятностей
  • Уметь преодолевать любые препятствия
  • Вопросы для обсуждения сказки вместе с детьми

Родителям важно учить ребенка обращать внимание на то, чему учит то или иное произведение. Им важно учить его обращать внимание на то, какие поступки совершают сказочные герои. Школьнику необходимо уметь делать правильные выводы, а также рассуждать, что в сказке понимается под добром, а что под злом. Особенно важно детям понимать смысл сказки «Колобок», которую они все читают еще в дошкольном возрасте.

Главная мысль сказки

Кратко сюжет произведения можно изложить следующим образом. Главный герой убежал от бабы и деда, которые испекли его, и отправился в странствие. На пути ему встретилось несколько зверей. Всех из них он обманул. Но в итоге его перехитрила Лиса. Конец печален – Колобок был съеден хитрой Лисицей.

Основной смысл сказки в том, что никогда не стоит переоценивать свои силы. Если ты считаешь себя умнее других, то это неизбежно приведет тебя к беде. В жизни всегда может найтись тот, кто умнее и хитрее тебя. Отсюда вытекает следующая мысль: самонадеянность и зазнайство до добра не доводят.

Чему сказка учит?

В «Колобке» сразу много важных поучений, которые детям полезно усвоить. В произведении сразу несколько глубоких посылов.

 

О необходимости слушаться родителей

Первое, чему учит сказка «Колобок», — это необходимость уважать своих родителей. Непослушание часто приводит к беде. Главный герой не хотел слушать бабу и деда, самонадеянно убежав из дома. В конце сказки становится понятно, что идея убежать из дома была неправильной. Желание главного героя освободиться от опеки родителей дорого ему обошлось: его в итоге съела Лиса.

Если бы персонаж слушался своих бабку и деда, то с ним не случилась бы беда. Сказка учит детей уважать родителей, слушать их и не убегать из дома. Но в «Колобке» имеется и посыл к самим родителям. Им необходимо внимательнее следить за своими детьми. Из-за недосмотра подросток может оказаться в опасности.

 

О том, что не следует доверять незнакомцам

В сказке герою по пути встретилось немало лесных обитателей. Со всеми он вступал в разговор. При этом каждый из зверей имел недобрые намерения по отношению к главному герою. Колобок действовал самонадеянно, пытаясь разговаривать и дразнить зверей.

После прочтения можно сделать вывод о том, что ребенку не следует разговаривать с незнакомыми ему людьми. Никогда нельзя знать, что у них за намерения. Многие незнакомцы опасны и могут навредить ребенку. Важно также не верить всему тому, что говорят чужие люди. Так они могут пытаться втереться в доверие, чтобы потом обмануть.

 

Об умении отличать добро от зла

В сказке про Колобка заложена мысль о хорошем и плохом и о важности уметь различать эти понятия. Дед и бабка в произведении выступают добром. Они положительные персонажи, поскольку не желают зла Колобку, которого они сами испекли. Они относятся к нему как к ребенку.

Сам главный герой тоже рассматривается как положительный персонаж, но у него есть свои недостатки. Из-за них он и поплатился жизнью. Лесные звери являются олицетворением зла. Они сразу показывают себя с плохой стороны, поскольку хотят съесть главного героя.

Сказка учит детей видеть в других людях добрые и злые намерения. Она показывает, что может произойти, если связаться с теми, кто стоит на стороне зла.

 

О вреде хвастовства

Суть сказки кроется также во вреде хвастовства. Главный персонаж был слишком высокого мнения о себе. Его зазнайство погубило его. Произведение учит детей быть скромнее, не считать себя умнее других и не переоценивать свои возможности. В противном случае ребенка может постичь неудача.

 

О вреде хитрости

В «Колобке» хитрость преподносится как главное отрицательное качество не только Лисы, но и самого главного героя. Лисица в произведении выступает собирательным образом. В ней сочетаются и хитрость, и лесть, и лицемерие. Она обманула Колобка, усыпив его бдительность лживыми комплиментами. Главный герой поверил им и попал в беду.

Сам главный персонаж тоже хитер. Он обманул всех зверей, которые встретились ему до Лисы. Он наивно полагал, что хитрее всех. Но просчитался. Мораль в том, что хитростью не всегда удается добиться всех своих целей. Обязательно найдется тот, кто хитрее и проворнее. Сказка учит детей не верить лести. Часто все сказанное не является правдой, а многие люди, считавшиеся друзьями, на деле оказываются врагами.

 

Избегать неприятностей

По ходу всей сказки главный герой сильно рискует, общаясь со зверями, которые пытаются его съесть. В «Колобке» заложена большая мудрость. Она заключается в том, что не нужно хорохориться перед другими и нарываться на неприятности. Иногда лучше не создавать себе их, а при необходимости проявить сноровку.

Произведение учит и тому, что порой лучше воспользоваться своим преимуществом, если есть угроза опасности. Так, иногда в случае неминуемой беды лучше всего попытаться убежать от недоброжелателя.

 

Уметь преодолевать любые препятствия

В «Колобке» заложен еще один смысл. Главный герой хоть и поступает неправильно и безрассудно, но он смел. Сказка учит не бояться трудностей и при любой опасности сохранять самообладание.

 

Вопросы для обсуждения сказки вместе с детьми

По сказке можно задать ребенку много вопросов. Они должны быть составлены так, чтобы подросток смог ответить на них развернуто. Это разовьет воображение у него, а также даст ему возможность сделать правильные выводы по сюжету произведения.

Можно задать ребенку и затем обсудить вместе с ним следующие вопросы:

  1. Правильно ли сделал Колобок, решившись убежать от деда с бабкой? Почему он не послушался их?
  2. Что было бы, если герой не стал убегать из дома? Спасло ли бы это его от съедения Лисой?
  3. Нравится ли Колобок как главный персонаж сказки? Что в нем хорошего, а чем он не нравится?
  4. Почему именно Лисе удалось съесть Колобка? Какими качествами она обладает?
  5. Хороший или плохой персонаж Лиса?
  6. Почему Колобок считал себя умнее и хитрее всех? Правильно ли он делал, когда хорохорился перед зверями, которые попадались ему по дороге?
  7. Кто из персонажей больше всех нравится? Хотелось бы обладать такими же качествами?
  8. Кого в произведении можно считать добрыми персонажами, а кого злыми? Почему?
  9. Нравится ли финал? Что бы хотелось изменить в нем?
  10. Какое продолжение можно было бы придумать?
  11. Как сложилась бы судьба героя, если б его все же не съела Лисица?
  12. Можно ли считать главного героя слишком доверчивым и наивным? Хорошее ли это качество?
  13. Можно ли считать Колобка послушным? Надо ли в жизни быть таким?
  14. Можно ли так же, как это сделал Колобок, без спроса уходить гулять из дома?

Важно поинтересоваться у ребенка, понравилась ли ему данная русская народная сказка. Будет хорошо, если подросток сам сделает правильные выводы по всему сюжету и подробно аргументирует их.

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ СКАЗКА, КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА ЛУНЫ

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ СКАЗКА, КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА ЛУНЫ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Воробьёва С.А. 1


1

Кошевич О.А. 1Гудкова И.О. 1


1

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителяСвидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF


I. Введение


О, сколько мудрых мыслей в сказках скрыто!Не стоит сказками, друзья, пренебрегать.Советов жизненных не счесть. Но их услышав,Мы не спешим всерьёз всё принимать….(А. Морозов)



Во все века сказки сочинялись для того, чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.



К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.



В конце 19 и начале 20 века многие писатели специально переписывали их на новый лад, превращая мудрую историю в обычный приключенческий рассказ. После Октябрьской революции сказки и детские книжки в России вообще были запрещены. Но в устной форме сказки продолжали жить среди народа. Их снова и снова пересказывали люди своим потомкам.



Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта многовековая сказка рассказывает о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.



Существуют древние книги, написанные на славянском языке. В них рассказано остроении нашей Солнечной Системы, Вселенной и всей нашей Галактики. Ужемного тысяч лет назад наши предки знали о 9 планетах, вращающихся вокругСолнца. У древних славян был свой, очень удобный в обращении календарь (БогаКоляды дар),была своя письменность, азбука. Все это говорит о том, что древниеславяне обладали знаниями, которые сейчас, из-за сложившихся обстоятельств,почти забыты.



Цель работы: раскрытие изначального смысла сказки » Колобок» и понимание связи смысла сказок и природных явлений, окружающих человека



Задачи работы:



  • изучить литературу по данной теме;


  • рассмотреть происхождение древнеславянских слов из сказки «Колобок»;


  • рассмотреть законы движения Луны вокруг Земли и провести наблюдения за Луной;


  • провести анкетирование, проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы;


  • подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что, не смотря на широкую популярность русских народных сказок и знания их поучительного смысла, изначальный смысл остается незамеченным.


Актуальность работы заключается в том, что русская народная сказка «Колобок» рассматривается не с привычной точки зрения (когда выделяется поучительный смысл сказки), а исследуется ее изначальный смысл, что делает изучение фольклорных произведений интересным для детей.



Гипотеза:



Изначально в старославянских сказках, прежде всего, отражались знания славян о строении Солнечной Системы, явлениях природы и описывались законыокружающего нас мира.



Объект исследования:русская народная сказка «Колобок»



Предмет исследования: изначальный смысл русской народной сказки «Колобок»



Методы исследования:



  • изучение источников информации о сказке «Колобок»;


  • чтение и построчное размышление над русской народной сказкой «Колобок»;


  • анкетирование учащихся по анкете, разработанной автором;


  • наблюдение за Луной.


Новизна работы заключается в том, что древнеславянская сказка «Колобок» может служить пособием для изучения фаз Луны



Практическая значимость: сказка «Колобок» в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.Произведение может быть использована для изучения созвездий нашей Вселенной.



Было проведено занятие »Что мы знаем о Луне» с учениками 1-ых- 4-ых классов МБОУ » Гимназия № 24» г. Калуги с использованием материалов научной-исследовательской работы автора »Изначальный смысл сказки» Колобок». Древнеславянская сказка, какучебное пособие для изучения цикла Луны».



II. Основная часть1. Теоретическая часть

  1.  
    1.  
      1. 1.1. Возникновение древнеславянской сказки » Колобок» и ее изначальный смысл


Чтобы понять древние сказки и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказки.


Это были времена, когда по старинным преданиям наши предки жили на северном материке.



С давних времен известна поговорка:



«Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает — тем урок».



Как лучше всего сохранить и передать информацию (или «урок») потомкам?



Носители информации могут быть разными. Сказки, сказы, былины – один из видов передачи информации из поколения в поколение. Русские народные сказки — это наше наследие, наша культура. Сказки рассказывают и читают дедушки и бабушки своим внучатам, мамы и папы своим детям перед сном и на досуге.



Одной из первых сказок, которую родители рассказывают своим детям, является Колобок. Почему?



Сказка содержит яркие образы животных, легко и просто рассказывает о приключениях симпатичного для всех героя — Колобка. . Слушая сказки, дети учатся мыслить образно, что очень помогает им потом в жизни.Сказка проКолобка живет уже не одну тысячу лет. Из поколения в поколение рассказывают ее люди.



Существует английская народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка.А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США.Но в настоящее время рассказывается неполная и измененная версия старой русской народной сказки.



А какой же была полная версия сказки?



Главное отличие заключается в том, что в старой сказке убегает Колобок от зверей не целым. Каждый встреченный зверь откусывает от Колобка по куску. И до Лисы докатывается только его маленькая долька.



Вспомним сюжет сказки «Колобок» подробнее.История начинается, когда дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок.Дальше Колобок оживает и сбегает навстречу приключениям. По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.



Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:



Попросил Дед испечь Колобок.Она по амбарам по Сварожьим помела,По сусекам по Чертожьим поскребла,Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка,Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал,Медведь бок примял, Волк часть съел,Пока Лиса совсем не съела.



В этом тексте встречаются незнакомые нам слова и выражения. На сегодняшний день мы не употребляем их и не знаем их смысла. Раньше Сварожьимкругом называли круг зодиакальных созвездий. В нем было 16 созвездий, а сейчас их всего 12.И назывались они тоже по-другому. Это были созвездия в основном животных и птиц: Лебедя, Ворона, Вепря, Лисы– именабогов — покровителей этих созвездий.



Т



Теперь становится понятно, о чем рассказывается в приведенном нами отрывке сказки. Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».



Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем, что эта сказка о ней.



Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы:



  • полнолуние, когда Луна видна полностью;


  • убывание Луны, когда с каждым днем Луна становится меньше и превращается в серпик;


  • новолуние, когда Луна совсем не видна;


  • рост Луны, когда ее видимая часть постепенно увеличивается.


Каждой фазе Луны соответствует свое созвездие. Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть.



При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку воду. Луна еще увеличивается. Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечён – наступает полнолуние. Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он проходит созвездие Вепря, и Вепрь ему откусывает кусочек бока – Луна начинает убывать (начало 3 фазы Луны).



Затем Луна-Колобок попадает в созвездие Ворона, который тоже «отклевывает» от него кусочек. Луна продолжает уменьшаться (3 фаза Луны).



Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик. (4 фаза Луны). Таким он попадает в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).



Сказка поведала нам о циклах и фазах Луны, о ее движении через созвездия зодиакального круга.



1.2. Значение слов «колобок» и «сусеки»


Теперь рассмотрим, почему же наш герой носит имя Колобок.Перелистаемзнаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»В. И. Даля. Из него мы узнаем, что в ходу в те времена было старинное слово «коло», означающее «круг, окружность, обод, обруч; колесо».

  1.  
    1.  
      1. Было и слово «колобъ», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном». Колобок – уменьшительное от слова « колоб». «Скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста».
      2. В тверских говорах есть слова колобу́ха — «галушка, увалень», колоба́н — «толстая лепешка», околобе́ть — «сжаться». То есть, колобком называлась толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки.


Таким образом, имя главного героя сказки продиктовано его формой. Рассмотрим еще одно незнакомое нам слово – «сусеки».



СУСЕКИ — для хранения продуктов раньше часто использовали разного вида короба или«ящики» – так называемые сусеки, иногда короб делали из цельного пня.



СУСЕК (из словаря В. И. Даля) – засек, закром, сукром, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба


2. Практическая часть

  1.  
    1.  
      1. 2.1. Наблюдение


В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по



лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.



Выяснила, что:



  • в сентябре 2015 года новолуние наступило 13 числа в 09:42 , в созвездии Скорпиона;


  • солнечное затмение было тоже 13 числа, в 09:55;


  • полнолуние наступило 28 сентября в 05:52, в созвездии Овна;


  • лунное затмение было в тот же день, в 05:42;


  • в октябре этого года новолуние наступило 13 числа в 03:07, в созвездии Весов;


  • полнолуние наступило 27 октября в 15:06, в созвездии Тельца.


Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.



По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребятаотносятся к сказке.


  1.  
    1.  
      1. 2.2. Анкетирование и анализ полученных результатов


Диаграммы,построенные по результатам опроса учащихся 4-х классов(Всего было опрошено 63 человека)



1. Как вы считаете, какой смысл имеет сказка «Колобок»?



а) только поучительный



б) только познавательный



2. Интересна ли вам сказка «колобок» с познавательной точкизрения?



3.Предполагали ли вы, что сказка «Колобок» связана с представлениями древнихславян о цикличности смены фаз Луны?



4. Хотели бы вы узнать о других сказках древних славян, несущих научные знания?



Из приведенных диаграмм видно, что большинство учащихся 4-х классов нашей гимназии проявляют интерес к новой точке зрения на старую сказку и хотят узнать о других подобных сказках. И больше узнать о жизни и знаниях наших предков.


  1. III. Заключение


По результатам этой работы мы можем сделать следующие предположения выводы:



  • в старославянских сказках с высокой точностью и подробностью отражены явления природы и рассказано о законах окружающего нас мира;


  • сказка »Колобок» в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.


  • из сказки ребенок узнает о созвездиях нашего звездного неба: их расположение и названия. Ведь звери, откусывающие от Колобка кусочки — это названия созвездий, проходя через которые Луна меняет форму.


Мы узнаем о божествах, которым поклонялись наши предки, а так же о том, что сказка, знакомая и любимая всеми с детства, имеет совсем иной



смысл. Такая или аналогичная сказка есть почти у всех народов Земли. Такое



широкое распространение сказки говорит о том, что живет она на Земле уже не одно столетие.



У англичан есть народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка.



А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США.


  1. IV. Список используемой литературы


1. Русская народная сказка «Колобок».



2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка , 1978-1980г.



3. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов 2002 г.



4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.3 1987 г.



5. Зараев А. Большой астрологический календарь. 2015 г



6. Кононович Э. В., Мороз В. И. Общий курс астрономии: учебное пособие/ под ред. В. В. Иванова/.



7. Прокопенко И. Тайны древних цивилизаций


  1. V. Приложения


Приложение 1 В Европе и Америке дети читают сказку про пряничного или имбирного человечка,который подобно Колобку был испечен дедом и бабкой, а потом удрал от них. Также, как Колобок, он встречал на своем пути различных зверей и людей. И так жехвастался всем вокруг, что его невозможно поймать. Одинаков и финал сказок – пряничного человечка съедает хитрая лиса.


Пряничный человечек (английская сказка)



(сокращенно)



В маленьком домике на краю леса жили старик со старухой, у которых не было детей.



Однажды старуха пекла пряники и один из них решила сделать в форме мальчика. Она сунула пряник в печь, а когда открыла печку, готовый пряничный человечек выпрыгнул из неё и побежал.



Старуха позвала старика, но они не смогли догнать человечка. Он побежал дальше и встретил молотильщиков, которые тоже не смогли его поймать.



Далее он встретил жнецов в поле, затем корову и свинью. При встрече он заговаривал с каждым, перечисляя тех, кто не смог его поймать, и добавляя:«…И ты меня не поймаешь!»



Затем человечку встретилась лиса. Когда хитрая лиса, учуяв манящий запах, подбежала к Пряничному Человечку, он только самодовольно рассмеялся и опять затянул: «Не догнали баба с дедом, ни конь, ни корова. И ты, лиса, не поймаешь Удальца такого!».А рыжая хитрюга ему в ответ: «Да и не думала я бегать за тобой. За мной самой гонятся злые охотники. Они тебя съедят, если поймают. Давай спрячемся на другом берегу реки!» Пряничный Человечек согласился, и парочка устремилась к речке. На берегу лиса предложила Человечку: «Цепляйся за хвост, я переправлю тебя через реку!» Уселся тот на хвост плутовки, и они поплыли. Оглянулась лиса и говорит: «Какой ты тяжелый! У меня даже хвост устал. Перебирайся ко мне на спину!»



Человечек вскарабкался плутовке на спину. «Ой, да ты же сейчас в воду свалишься! Залезай скорее мне на плечи, чтобы не промочить ножки», предложила лиса. И беспечный Пряничный Человечек послушно забрался ей на плечи.



На середине реки лиса неожиданно заголосила: «Ой-ой, я, кажется, тону! Прыгай скорее мне на нос!» И глупышка запрыгнул ей на нос. Как только они вскарабкались на берег, лиса вскинула голову, подбросила Пряничного Человечка высоко в воздух, и он угодил ей прямо в зубастую пасть. Ням — ням, и нет Удальца-хвастунишки!


Приложение 2

  1. Презентация работы


«ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК»



Древнеславянская сказка, как учебное пособие для изучения цикла Луны».



Во все века сказки сочинялись не только для развлечения, но и чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.



К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.



Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта сказка существует много веков, а рассказывается в ней о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.



Вспомним сюжет сказки «Колобок». История начинается с того, что дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок. Дальше Колобок, которого сажают на окошко остыть, оживает и сбегает навстречу приключениям.



По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.



Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала совсем по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:



Попросил Дед Бабкуиспечь Колобок.Она по амбарам по Сварожьим помела,По сусекам по Чертожьим поскребла,Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка,Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал,Медведь бок примял, Волк часть съел,Пока Лиса совсем не съела.



Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».



Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем,



что эта сказка о ней.Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы.



Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе



из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть. При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку другие ингредиенты — Луна еще увеличивается.Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечён – наступает полнолуние.



Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он попадает в разные созвездия, проходя через которые начинает убывать. Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик.



Таким он оказывается в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.



Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.



По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребята относятся к сказке. Из приведенных диаграмм видно, что большинство учащихся 4-х классов нашей гимназии проявляют интерес к новой точке зрения на старую сказку и хотят узнать о других подобных сказках. И больше узнать о жизни и знаниях наших предков.



Кроме того, подсчитав голоса, я сделала вывод, что почти 90% анкетированных учащихся не знают и не предполагают, что сказка «Колобок» рассказывает нам о смене фаз Луны.



По результатам этой работы мы можем сделать следующие предположения выводы:



В старославянских сказках с высокой точностью и подробностью отражены явления природы и рассказано о законах окружающего нас мира. Сказка Колобок в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца. Как она убывает и растет.



Из сказки ребенок узнает о созвездиях нашего звездного неба.Их расположение и названия. Ведь звери, откусывающие от Колобка кусочки — это названия созвездий, проходя через которые Луна меняет форму. Узнавали о божествах, которым поклонялись наши предки.



Мы узнаем, что сказка, знакомая и любимая всеми с детства, имеет изначально другой смысл.



Такая или аналогичная сказка есть почти у всех народов Земли. Это говорит о том, что сказка «Колобок» является учебным пособием для изучения циклов Луны.



Спасибо за внимание!


Просмотров работы: 3274

История сказочного колобок. «Колобок»

Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались — их передавали из уст в уста, описывали, «выворачивали» детали, видоизменяли, в результате один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно в самых разных вариациях.

В то же время некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» не исключение. По классификатору сказочных сцен Сказка о дедушке, убежавшем от дедушки с бабушкой, относится к типу рассказов о «заправке блина», и это сказки не только славянских народов. Например, американский пряничный человечек — герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге оказывается съеденной. Эту историю можно найти среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.

Таким образом, «колобок» — это действительно люди, на протяжении веков пересказывающие друг другу эту историю. Однако последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И текст, опубликованный в них, действительно авторский.

Кто написал «Колобка» — автор общепринятого текста

Фольклинисты начали записывать русские сказки еще с середины XIX в. век. С этого времени в России активно издаются сборники сказок и легенд, записанных в России. разные уголки страны. Одни и те же сюжеты появлялись в них в самых разных вариантах. И каждая из версий, записанных со слов рассказчика, имела свои достоинства и недостатки.

А в конце 30-х годов 20 века Алексей Николаевич Толстой решил подготовить для детских книжных издательств несколько «стандартизированных» вариантов русских народных сказок. Он знакомился с народными нашивками, изучал множество вариантов народных сказок, записанных в разных уголках страны, выбирал из них «коренные», самые интересные — и добавлял яркие словесные обороты или сюжетные детали из других вариантов, «склеивая» воедино несколько текстов. , Редактирование, дополнение. Иногда в процессе такой «реставрации» сюжета ему приходилось что-то добавлять, но Толстой, очень тонко чувствуя поэтику русского народного творчества, работал в том же стиле. И сказка «Колобок» тоже вошла в число народных сказок.

На самом деле в данном случае речь шла об авторской обработке народных сказок, которую Алексей Толстой исполнил с блеском. Результатом его творчества стали два сборника народных сказок, выпущенные в сороковых годах, а также посмертное издание 1953 года. С тех пор русские народные сказки в большинстве случаев издавались в СССР (а затем и в постсоветской России) именно под его редакцией.

Поэтому Алексея Толстого с полным правом можно назвать автором сказки «Колобок» — или как минимум соавтором. Ведь, несмотря на то, что сюжет этой повести относится к народным, общепринятый (и очень популярный) текст ее написал.

Все знают народную сказку про Колобку, но мало кто знает, что это такое — « колобок » В сказке этот персонаж представлен в виде круглого хлеба. Он сбежал от бабушки с дедушкой, которые его испекли, добрался до зайца, волка и медведя, да еще съел лису. Так что же за персонаж этот колобок? Есть ли хлеб в форме шара?

Оказывается, колобок — это традиционный круглый пирог в Древней Руси. Другие названия Колобка — колобум , Калабушка, Жара . Колобуч или Колобок – это круглая лепешка, имевшая сферическую форму. Такая форма была достигнута в процессе приготовления хлеба из смеси муки различных сортов.

Если вы помните, как готовили Колобок «Бабка с Дедушкой», то вы можете узнать основной рецепт приготовления этого блюда — для приготовления дедушки бабушки «Вишневый ящик», в Суски Маленькой. Получается, что калабушки пекли именно из остатков разной муки (пшеничной, ржаной, овсяной и так далее) и остатков дрожжевого теста. Из-за того, что булочка представляла собой смесь различных сортов муки, доля фриски в колобкине по законам биохимии всегда превышали долю роев в хлебе из однородной муки.Дройненская мука давала необыкновенный эффект.Хлеб был на редкость пышный,неразборный,мягкий,заранный.Это было сочетание различных видов муки что способствовало поднятию лепешки, которая к концу приготовления превратилась в настоящий шарик.Такой хлеб имел особый вкус и долго не волновался.Именно на основе этого продукта и сказка про ожившего колобока был изобретен

Можно даже предположить, насколько популярна фэнтезийная мысль с оригинальным сюжетом во всем известном произведении. Вполне вероятно, что человек, впервые придумавший эту историю, готовил или был свидетелем приготовления колобучей. Из-за круглой формы Колобок мог, как живой, кататься со стола на пол, что привело к сочинению веселой сказки о том, как хлеб убегает от бабушки с дедушкой.

Интересно в сказке про Колобку и то, что, видимо, этот сюжет придуман очень и давно. Удивительно, но подобного сюжета о сбежавших круглых хлебцах нет во многих странах мира. Подобные сказки в узбекских, татарских, немецких, скандинавских, английских и других народных сочинениях. В сказках разных народов Мир, убежавший от хлеба, переживает разные приключения (в норвежском варианте его съедает свинья, а в немецком он сам дает себя съесть три сира), но основа у них довольно схожая (круглая хлеб убегает от пекущихся и долго сохраняет от разных зверей, пока они его не съедят), что может натолкнуть на мысль о том, что сказка о колобкине была придумана в очень древние времена и позже сохранилась от разных народов, образовавшихся с одной праноды.

Калобок мульт:

Любишь слушать любимую музыку в лучшем качестве? В таком случае наушники Monster BEATS — именно то, что вам нужно. Невероятные характеристики, идеальный звук и стильный дизайн.

написавший сказку колобок

  1. Люди..
  2. фамилию автора не называю. Колобок — русская народная сказка. Автор коллективен по величине.
  3. хм она любит фолк
  4. это сказка народная, тогда народ писал. Кто-то сказку сочинил, а потом раздал другим, а они еще никому. Сказка немного «видоизменилась», но смысл остался.
  5. дедушка для внуков
  6. придумали люди. И писал А. Н. Афанасьев.
  7. Это русская народная сказка
  8. Русская народная сказка
  9. это народная сказка, а значит кто-то из народа ее придумал
  10. у сказки колобка автор которой.
  11. человек. Это устное народное творчество. И гениальный 😉
  12. Сказку придумал народ.
  13. Люди-отцы.
  14. Русский традиционный.
  15. Народная сказка.
  16. «Это называется Народная.
    Раньше сказки только пересказывали, просто не умели писать.
    Позже даже люди, которые эти народные сказки собирали на писпских деревнях и в окраинах.
  17. колобок написал народ потому что это русская народная сказка
  18. Писала Лиза (перед завтраком), под диктовку самого колобеля. ..
  19. человек

    Колобо №769; К персонажу одноименной русской народной сказки, изображенному в виде небольшого, ходульного, шаровидной формы хлеба (в отличие от инрогенного жезла, жезла — фр. «палка»), но воспринят сказочный образ говорящего существа.
    Скалок, снижающийся из шарика, батона, хлеба 1). В Тверской области Колобуу №769; Ха Галушка, оснастка, стержень №769; н толстый пирог.

    Этимологический словарь Фасмера считает сомнительным происхождение слова Коло (Колесо).
    В 1610, 1613 годах в Москве создана картина Царским Кушаням. Картина содержала перечень блюд, подаваемых в разные дни к царскому столу. Список упоминается в блюде шара, состоящем из 3 лопастей решетчатой ​​муки, 25 яиц и 3 плечевых костей говяжьего сала. Клинок сейчас неизвестен.
    В сказке колобок будет создан стариком и старухой путем разбивания амбара и градов на рабов в виде сферической формы хлеба, который вдруг оживает и убегает из дома. Сюжет сказок представляет собой цепь однородных эпизодов, изображающих встречи с различными говорящими животными (представителями фауны), намеревающимися его съесть, но Колобок оставляет всех, кроме лисы. С каждым зверьком колобок вступает в обсуждение, в котором он является источником логической индукции? Аргументы твоей заботы: от бабушки ушел, от дедушки ушел, а от тебя, медведя (волка, зайца), уйду. Лиза обманом, притворяясь отчасти чутким слухом, ловит его на тщеславии и, пользуясь его любезностью (выражающейся в готовности повторить песню ближе к уху и пасти лисы), ест. В форме сказки восходит к новоевропейской морали, высмеивающей низкие душевные пороки источника? . Сказка о колобке построена по принципу кумуляции источника? .

    Образ колобка близок английскому пряничному человечку (ДР. Вариант: имбирь) (англ. Gingerbread Man), однако в печати русская версия сказки появилась гораздо раньше — в 1873 году, в первом томе «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева. В то время как «Пряничный мальчик» впервые был опубликован в 1875 году.

    В то же время в некоторых исследованиях института русского языка встречаются варианты сказок с семью персонажами, каждый из которых откусывает от колобкина по кусочку, а последний съедает его целиком. Однако переварить его невозможно, поэтому персонажи один за другим присоединяются к съеденным кусочкам, а бункер, снова собираясь по кусочкам, продолжает свой путь. Считается, что этот вариант сказки аллегорически описывает лунные фазы и их периодичность.

  20. Тоголок Молдо изобрел

— Русская народная сказка в обработке Толстого А.Н.

— Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.

Значение слова колобок

Колобок — Сокращение от слова «колоб», круглый хлеб или «колобух», толстая лепешка. Толстый, круглый пирог, изготовленный в виде хлебного кома, почти шара или шара, размазывающегося к концу выпечки.

Запеченная запеченная запеченная, но только при отсутствии запасов обычного хлеба.

На комбайне остатки разной муки, которая была в доме, и все царапины от Квашни. Таким образом, доля колокольчиков в колобоке всегда превышала обычную норму, а мука была не однородной, а смешанной.

Такой сборный характер бункерного теста не должен был давать особо качественный продукт. Однако, благодаря большому количеству горных пород и разнообразию сортов муки, получаются невероятно пышные, мягкие, затейливые и долго не растущие хлеба.

Крестьянин мог объяснить этот хлеб только чудом. Это послужило причиной создания сказочного персонажа — Колобки.

С общим улучшением жизненного уровня крестьян потребность в изготовлении колобков отпала. Совершенно непонятной для новых поколений стала причина возникновения сказок о Колобке.

Вся «чудесность» булочки была выпита до его вида — круглой формы. Это свойство отразилось в сказках о колобкине. Но забывать истинные причины пумбера и вкусного колобка — не следует.

Россия и Украина спорят о сказках

  • Опубликовано

места их предполагаемого рождения

Стив Розенберг

BBC News, Москва

Жила-была не так давно большая империя. Он назывался СССР. Однажды он внезапно исчез.

Среди советских государств остались два гиганта: Россия и Украина.

Спорить начали: о границах… о территории… даже о том, кому принадлежат газопроводы.

Сегодня они снова дерутся, но на этот раз уже из-за сказок.

Россия опубликовала скандальную карту национальных сказок, претендующую на звание одной из самых популярных народных сказок в русскоязычном мире.

На карте изображены три десятка сказочных персонажей, которые, как утверждается, имеют русские корни.

Жирная булочка

Подпись к изображению,

И Россия, и Украина считают Колобок своим

Среди них есть милый торт в стиле имбирного человечка Колобок — толстая булочка, которая скачет по лесу, преследуемая жадными зверями, отчаянно пытающимися сожрать его.

На карте-сказке Колобок показан родом из Ульяновской области (родины менее симпатичного, но более революционного Владимира Ленина).

Среди других персонажей — народный богатырь Илья Муромец и Курочка Ряба — русская курочка, которая, кстати, несет золотые яйца.

На самом деле, золотые яйца вполне могут иметь какое-то отношение к внешнему виду карты.

В конце концов, города, которые могут претендовать на звание родины народных сказок, могут рассчитывать на привлечение большего количества туристов и получение большего дохода.

«Этим летом мы увидим первые Сказочные туры в России», — предсказывает Алексей Козловский из Ассоциации русских общин, организации, изготовившей карту.

«Обязательно будут туры по Ярославской, Ульяновской и Кировской областям.»

Финансовое вознаграждение

Но Украина с оружием в руках.

Он имеет свою национальную карту-сказку и утверждает, что Колобок, Илья Муромец и Курочка Ряба имеют украинские корни.

Image caption,

Традиционные сказки до сих пор нравятся детям в России и Украине

В случае с Колобком украинские лингвисты утверждают, что «коло» — это украинское слово, означающее «круглый», что является доказательством того, что популярный кондитер Колобок был украинцем заграничный пасспорт.

«С такой логикой можно утверждать, что американский город Колорадо происходит от украинского слова коло», — отвечает г-н Козловский.

«Об этом можно говорить бесконечно. Вообще-то есть русское слово колоб, обозначающее круглое тесто.

«В Ульяновске, на родине Колобка, поднявшееся тесто традиционно называли колебяткой» .»

Все это звучит очень убедительно.

До тех пор, пока вы не вспомните, что во многих странах и культурах есть сказка, похожая на Колобка, в которой есть либо убегающий блинчик, либо пряничный человечек на свободе, либо убегающий рисовый пирог.

Россия, конечно, не первая страна, пытающаяся нажиться на народных сказках.

Немецкий совет по туризму составил карты со сказочными маршрутами, которые проведут туристов к башне Рапунцель, лесу Гензеля и Гретель и в Гамельн, где можно встретить Крысолова.

Похоже, Россия тоже поняла, что сказки могут быть финансово выгодными.

Этим летом в Ульяновской области должен открыться парк отдыха в стиле Диснейленда, посвященный известному беглому кондитеру Колобку.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *