Популярное

Щеке подставь другую: Библия говорит «подставь другую щеку». А если на меня напали?

Библия говорит «подставь другую щеку». А если на меня напали?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Письмо читателя:

Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?

Отвечаем:

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше — всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: „око за око и зуб за зуб“. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5:38-41).

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-философский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке — это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу — личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, — это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

«Несение креста». Иероним Босх (1490—1500)

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа — это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании — это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства — спасение и обновление личности — предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне — страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа — «не противься злому» — предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом — противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек — постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди «непротивления злому», еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

| Читайте также:

Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка

Должен ли верующий быть слабаком?

Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую » и что «всякая земная власть

Вопрос:

Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую » и что «всякая земная власть — от Бога» (Антихриста — тоже?).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.  А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

    Достижима ли эта заповедь?  Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее.  Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми,  а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

29 сентября 2003 г.

Что на самом деле означает «Подставить другую щеку»?

Иисус в том, что мы называем Нагорной проповедью, сказал собравшейся толпе: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому . Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую щеку» (Матфея 5:38-39). Толпа, вероятно, понимала, что имел в виду Иисус в контексте их времени; но сегодня люди интерпретируют выражение «подставь другую щеку» по-разному.

Изучение истории и Писания дает нам более глубокое понимание фразы «подставить другую щеку».

Что означает этот стих?

На первый взгляд, Матфея 5:29 может вызвать недоумение. Означает ли это место Писания, что Иисус хочет, чтобы Его последователи были тряпками, позволяя другим избивать их? Это призыв к покладистой и слабой капитуляции перед агрессорами? Пацифизм? Даже религиозный мазохизм? Хотя некоторые христиане придерживаются этих толкований, это не то значение, которое Иисус изложил в Своей проповеди на холме в северном Израиле.

Проще говоря, Иисус учил, что когда кто-то нападает на наше право на уважение или достоинство, мы не должны мстить за свои права. Мы не должны мстить. Защита достоинства верующего находится в руках Отца. Апостол Павел сказал это в Послании к Римлянам 12:18-19, где он призывал последователей Христа, насколько это возможно, жить в мире с другими и не мстить за себя. «Мне отомстить», — говорит Бог.

Понимание истории и контекста этого места Писания позволяет лучше понять высказывание Господа «подставить другую щеку».

Каков контекст Матфея 5?

Евангелие от Матфея 5–7, известное как «Нагорная проповедь», — важные главы для христианской жизни. 5-я глава Евангелия от Матфея начинается с того, что Иисус учит заповедям блаженства, определяя тех, кто «благословлен», и продолжается уроками для праведных учеников — краткими понятиями о влиянии, послушании, убийстве, прелюбодеянии, разводе, клятвах, мести и любви. Эти уроки продолжаются в главах 6 и 7, где Иисус учит о даянии, молитве, посте, непреходящих сокровищах, беспокойстве, осуждении других, истинных и лжепророках и учениках, а также о мудрых вложениях в Царство.

Иисус проповедовал соответствие духу закона, а не простое послушание букве закона, и некоторые из Его учений, вероятно, потрясли тех, кто его слушал. Например, Он призывал своих последователей делать все возможное для тех, кто жестоко обращается с ними, любить и молиться за своих врагов (Матфея 5:41, 44).

«Толпы» в Евангелии от Матфея 5:1 были больше, чем 12 учеников и ближайших последователей Иисуса. Вероятно, среди них были не только любопытные, но и те, кто стремился осудить Иисуса. Но Матфея 7:28-29говорят, что те же самые толпы были «удивлены», изумлены Его учением, потому что Он учил как власть имеющий.

Даже сегодня проблемы, к которым обращался Иисус, побуждают Божий народ становиться праведными учениками. Его учения о святости и лицемерии, подлинном преобразовании и поверхностном соблюдении правил, сострадании и уважении, противопоставляемом безразличию или ненавистническому предубеждению, справедливости в обществе и мстительном возмездии говорят о многих проблемах, с которыми христиане сталкиваются в современной культуре.

Какова историческая подоплека Матфея 5?

«Пощечина» в Евангелии от Матфея 5:39 может рассматриваться как неуважение к целому ряду личных прав, а не просто пощечина. В него входили оскорбления и оскорбления личного достоинства человека. Во времена Иисуса Израиль был оккупированной римлянами территорией. Если евреи, как подданные Рима, не выполняли просьбы римского солдата ни о чем, от глотка воды до передачи личного имущества, быстрый удар слева правая щека была обычной. Но зачем Иисусу велел Своим последователям подставлять и левую щеку ?

Пол Т. Пенли объясняет в книге «Подставь другую щеку»: мирный план Иисуса бросить вызов несправедливости: «Римские солдаты, как правило, были правшами. Когда они ударили равного кулаком, он пришел справа и коснулся левой стороны лица. Когда они ударяли низшего человека, они замахивались тыльной стороной правой руки, касаясь правой щеки. В средиземноморской культуре, которая проводила четкие различия между классами, римские солдаты били своих подданных тыльной стороной руки, чтобы доказать свою точку зрения. Евреи были второсортными». Римская пощечина была оскорблением личного достоинства евреев.

В статье «О подставлении другой щеки (и как это не значит то, что вы думаете)» Кори Фар объяснил, что шлепок по правой щеке означал, что солдат ударил тыльной стороной руки евреев, что было гораздо более унизительным шлепок. «Это было унизительно», — сказал он. «Это было то, что вы дали подчиненному или рабу». Не сломаться эмоционально и просто подставить другую щеку означало, что солдат не может снова ударить вас по правой щеке, и, по словам Фарра, «он не может ударить вас левой рукой, потому что это нечисто для обоих». ты.» Единственным выходом для солдата было шлепнуть ладонью, а «это был не способ шлепнуть раба. Это было зарезервировано для равных». Таким образом, подставив другую щеку, деградировавший человек утвердил свою человечность смелым ответным ходом — смиренным ответом, но также и актом мужества против репрессивной системы.

Евреи были хорошо знакомы с понятием «подставить щеку». В Плаче 3 Иеремия пишет о страданиях евреев в вавилонском плену. В Плаче 3:30 Он объяснил, что еврейские пленники должны «подставить щеку тому, кто ударит его» и «наполниться позором». Другими словами, они должны принять свое оскорбление — позор или унижение пощечины — мужественно, но смиренно, не мстя, ожидая своего оправдания от Бога.

Какие библейские персонажи иллюстрируют подставление другой щеки?

Подставить другую щеку в корне означает не мстить оскорблениям или оскорблениям, а, скорее, отвечать со смирением и мужеством в страхе Божием.

В то время как Иисус решительно противостоял любому злу, направленному против других, особенно против Своего Отца, Он не противостоял с отмщением любому злу, направленному против Него. Когда чиновники Синедриона или солдаты насмехались над Ним и оскорбляли Его, Иисус не мстил. Вместо этого Он либо говорил правду, либо молчал (Иоанна 18:19).-24; Иоанна 19:3; Матфея 26:62-68). Как и предсказал Исаия о Мессии, Иисус подставил свою спину и щеки своим обидчикам и «не отверзал уст Своих» (Исаия 50:6; 53:7) — часть Своего подчинения воле Отца для нашего спасения. Иисус являл собой мощный пример смирения и силы, когда его оскорбляли (1 Петра 2:20–23).

Иисус был не единственным библейским персонажем, который со смиренным мужеством реагировал на оскорбления. История Иосифа в Ветхом Завете также иллюстрирует, как человек может отказаться питать горький дух или позволить мести взять верх (Бытие 37-50). С великой мудростью и пониманием Джозеф признал, что все, что он перенес, было «во благо» по провидению Божьему (50:20).

Кроме того, хотя Давид был воином, он неоднократно щадил жизнь своего врага. Он действовал в страхе Божьем и предоставил отмщение Господу, когда сказал своим людям не прикасаться к помазаннику Божьему, царю Саулу (1 Царств 26:9-11).

Подставить другую щеку — это то же самое, что пацифизм?

На первый взгляд может показаться, что Иисус, говоря «подставь другую щеку», был пацифистом. Он также сказал: «Блаженны кроткие» и «любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас» (Матфея 5:5, 43-44). Похоже, что самым агрессивным поступком Иисуса было опрокинуть стол менялы. Он никогда не советовал евреям убивать римлян. Но Иисус не защищал пацифизм; Он также не хотел, чтобы христиане были пустяками.

В Гефсиманском саду Иисус велел Петру купить меч, и когда Он послал Своих учеников «как овец среди волков», Он признал, что следование за Ним принесет трудности и гонения, потому что Он не пришел принести мир, « но меч» (Матфея 10:5-36). Дело в том, что заявлять о том, что они христиане, становится опасно, и им нужно было подготовиться.

Иисус понимал, что есть времена, когда нужно подставить другую щеку из-за личных обид, и есть время, чтобы взять в руки оружие и сражаться. Например, в Притчах 24:11 мудрый Соломон сказал, что мы должны «спасать» тех, кого ведут на смерть, и «удерживать» тех, кто идет на бойню, и что спасение и сдерживание могут включать физическую силу. В Исходе 22:2 говорится, что можно убить вора в своем доме, чтобы защитить свой дом и имущество.

Также в справедливой войне солдаты и граждане должны сражаться, чтобы победить, не дать врагу разрушить жизнь. Война трагична, но пацифизм может дать злу свободу действий. Павел подтвердил право правительства использовать силу для сдерживания и наказания зла. Важно различать правительство и церковь; Христиане могут участвовать в войне, чтобы защитить свою страну, но должны помнить, что у правительства и церкви разные роли.

Первостепенная позиция христианина должна состоять в том, чтобы не платить злом за зло. Кроме того, в 5-й главе Евангелия от Матфея Иисус говорил с отдельными людьми, а не с правительствами. Характер и ответственность верующего должны заключаться в смирении и мужестве перед лицом оскорблений. Расположение и ответственность правительства должны заключаться в перевоспитании и наказании зла.

Как мы должны реагировать, когда нас обижают?

Многие места Писания дают нам представление о том, как мы можем реагировать, когда нас обижают.

1. Пример смирения

Мы можем помнить смирение Иисуса. Он принял образ раба и, хотя Его презирали и упрекали, Он смиренно предался воле Отца.

2. Будьте мудры и чисты

Когда «шлепают» грубость или оскорбления, христиане могут говорить правду — называть то, что происходит и, возможно, как мы относимся к несправедливости, — но мы не должны мстить. И мы не обязаны отвечать устно на каждую атаку. Молчание может говорить о многом. Если мы отвечаем устно, нам нужно быть мудрыми и сохранять свои мотивы чистыми. В том же отрывке, где Иисус сказал, что Он посылает Своих учеников, как овец среди волков, Он велел им быть «хитрыми, как змеи, и невинными, как голуби». Просите у Бога мудрости.

3. Сосредоточьтесь на Иисусе

В Евангелии от Матфея 5:39 сказано не сопротивляться злому человеку, но это не значит, что мы ничего не делаем. Мы не должны игнорировать зло, а скорее взирать на нашего Спасителя посреди ситуации. Когда мы сосредотачиваемся на злом человеке, мы не ищем Божью перспективу для поддержания мира или признания Его контроля над ситуацией (Римлянам 12:17-19).

4. Старайтесь быть миротворцем

Когда нас обижают, Иисус призывает нас не поддаваться грешным эмоциям и не прибегать к мелочности, преувеличивая мелкие обиды, а искать мира.

5. Любите, молитесь и ищите способ благословлять

Иисус призывал Своих последователей делать все возможное, чтобы любить врагов и молиться за гонителей (Матфея 5:44). Самоотверженная любовь оказывает благодать людям, которые ее не заслуживают, помня, что все грешат. Молитва успокаивает нас, чтобы мы могли слышать Божье руководство. Решимость благословлять, а не проклинать тех, кто плохо с нами обращается, — это один из способов показать силу Христа в мире.

6. Противостоять злу по-библейски

При всем при этом есть случаи, когда христиане нуждаются в мудром библейском совете и проницательности, например, в отношении жестокого мужа, беспокоящего начальника или других форм серьезного жестокого обращения. В этих случаях подставление другой щеки не означает: «Можно продолжать причинять мне боль» — это позволяет обидчику сорваться с крючка. Правильный ответ может означать установление границ, удаление себя из ситуации или изучение того, как лучше всего реагировать с позиции силы и достоинства во Христе.

Позиция сердца имеет ключевое значение, и христиане мудры, когда они смиренно передают болезненные ситуации Тому, Кто является Высшим Судьей.

Источники

Воспроизведение Пути «Подставить другую щеку»: мирный план Иисуса бросить вызов несправедливости.

Первые плоды Сиона — «Подставь другую щеку».

Христиане с красной буквой – «О подставлении другой щеки (и почему это не означает, что вы думаете)»

Желая Бога – «Учил ли Иисус пацифизму?»

Фото предоставлено ©Getty Images/iprogressmam

Дон Уилсон  служит в служении и миссиях пробуждения более 50 лет. Она и ее муж Боб живут в Южной Калифорнии. У них двое женатых сыновей и три внучки. Дон помогает автору и радиоведущей Нэнси ДеМосс Вольгемут в исследованиях и работает с различными отделами Revive Our Hearts. Она является основателем и директором Heart Choices Today, издает Upgrade with Dawn и пишет для Crosswalk.com.

В чем христиане ошибаются по поводу «подставь другую щеку»

Большинство из нас хоть раз в жизни слышали фразу «подставь другую щеку». Часто нам сообщают об этом после несчастного случая с кем-то. Лично я всегда думал о том, что означает эта фраза и почему так важно ей подчиняться.

В Писании есть два места, где Иисус говорит нам подставить другую щеку. Первое упоминание встречается в книге Матфея. Здесь мы читаем эти слова. «А Я говорю вам, не сопротивляйтесь злому человеку. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Второй раз этот стих встречается в Луки 6:29.. Сказано: «Если кто ударит тебя в одну щеку, подставь к нему и другую». Так что же означают эти стихи как для библейской аудитории Иисуса, так и для нас сегодня?

Фото: ©Getty Images/undefined undefined

Что означает выражение «Подставь другую щеку»?

На первый взгляд может показаться, что этот стих учит тому, что независимо от того, что кто-то делает с нами, мы должны смотреть в другую сторону. Мы не должны предпринимать никаких действий против наших агрессоров. Это не может быть дальше от истины. Этот стих не говорит, что мы должны позволять людям делать с нами все, что они хотят. Скорее, это говорит о том, что Бог справится с этим.

При более глубоком изучении Писания мы находим множество примеров того, что должны делать христиане, когда кто-то их обижает. В Иоанна 18 чиновник первосвященника ударил Иисуса по лицу. Его ответом был вопрос, почему его ударили по лицу. Он попросил чиновника сказать ему, что он сказал, что это неправда. В Иоанна 19:3 говорится, что Иисуса снова ударили по лицу, когда он был приговорен к распятию.

Оглядываясь назад в Ветхий Завет, мы видим, что Давид снова и снова щадит жизнь Саула. 1 Царств 26:9-11 говорит нам, что Давид оставил наказание Саула Господу.

Мы, христиане, столкнемся с преследованиями. Мы можем даже получить пощечину. Этот стих говорит нам, что мы не должны мстить. Мы не назначены наказывать людей, которые причинили нам зло. Мы должны любить их и позволять Богу делать с ними то, что Ему угодно. Бог имеет исключительную власть наказывать людей, которые грешат, а не нас.

Кто это говорит?

Жизнь Иисуса до этого момента в Писании была довольно насыщенной. Он был испытан самим дьяволом, узнал, что Иоанн Креститель был заключен в тюрьму, и поселился в Капернауме. Иисус начал проповедовать по всей Галилее и призвал своих двенадцать учеников.

Когда Иисус сказал людям, что они должны подставить другую щеку, он проповедовал во время знаменитой Нагорной проповеди. Эта часть Писания и есть то, что сегодня христиане называют заповедями блаженства. Это относится к заявлениям о блаженстве. Это призыв к нравственной жизни для всех, кто его слышит. Люди со всей Сирии, Иудеи, Галилеи, Десятиградия и областей за рекой Иордан приходили послушать Иисуса.

Фото: ©Getty Images/fizkes

Что христиане не понимают в этом стихе?

На христиан часто смотрят как на слабаков, потому что они используют этот стих как оправдание своих действий. Большинство дают словам Иисуса буквальный перевод и толкование. Вот где мы упускаем из виду то, что пытался донести Иисус. Есть несколько мыслей, которые нам нужно обдумать, чтобы лучше понять, что говорит нам Иисус.

1. Что мы думаем :

Христиане не должны никоим образом мстить, когда кто-то причиняет им зло.

Правда :

Мы не должны практиковать полное непротивление. Иисус не говорит нам позволять людям делать с нами все, что им заблагорассудится. Он не говорит, что пары должны оставаться вместе в жестоких отношениях. Он не говорит, что мы должны стоять в стороне и ничего не делать, когда нам или другим причиняют боль.

2. Что мы думаем :

Христиане не должны никак реагировать, когда им или другому человеку больно.

Правда :

Мы призваны реагировать, когда нам самим или другим больно. Этот ответ не должен заключаться в том, чтобы отомстить или «отомстить» кому-то. Но и наша реакция не должна состоять в том, чтобы стоять в стороне и смотреть шоу. Мы должны быть частью актерского списка. Христиане призваны распространять Евангелие до концов земли. Это невозможно сделать, когда мы стоим в стороне и ничего не делаем.

В этом стихе не говорится о том, что должны делать христиане, когда нас обижают. Это обращение к акту мести, которого захочет наша греховная природа. Христиане должны отстаивать то, во что мы верим. Мы должны продолжать делиться Божьим Словом и задавать вопросы тем, кто пытается его исказить. Мы не должны планировать акт мести. Месть отложена для Бога. В Притчах 20:22 говорится: «Не говори: я воздам тебе за это зло! Жди Господа, и Он избавит тебя».

Фото: ©Getty Images/Jupiterimages

Есть ли время отомстить?

Ответ на этот вопрос – твердое ДА! Будут времена, когда мы должны будем отомстить за проступок, но христианское возмездие будет выглядеть иначе, чем мирское возмездие. Отомстить кому-то — значит дать отпор или отплатить кому-то аналогичным образом. Это не то, что имел в виду Иисус.

Иисус призвал нас ответить ответом. В Бытие 37 мы начали читать рассказ об Иосифе, который был продан в рабство собственными братьями. Они завидовали ему и хотели, чтобы он ушел. Иосиф провел много лет в Египте, где он был порабощен и заключен в тюрьму, но также испытал благосклонность Бога. Когда на землю обрушился голод, Иосиф воссоединился со своими братьями. Он мог бы посадить их в тюрьму или убить, но не ответил ни тем, ни другим. В Бытии 50:21 говорится: «Итак, не бойся. Я обеспечу тебя и твоих детей. И он успокоил их и говорил с ними по-доброму».

В 1 и 2 Царств мы читаем рассказ Давида о том, как он переживает гнев Саула. Жизнь Давида была в опасности, и он мог убить Саула, но не стал этого делать. Опыт Иосифа и Давида говорит нам, что есть время сражаться и есть время подставить другую щеку. Возмездие Иосифа приняло форму прощения, в то время как возмездие Давида становилось царем Израиля.

Мы должны постоять за себя. Мы должны встать на защиту других, которым больно. Время от времени необходимо возмездие, но наше возмездие не должно принимать форму мести. Христиане могут задавать вопросы тем, кто их обидел. Мы должны практиковать самозащиту без желания личной мести.

Фото предоставлено ©Getty Images/Freedom007

Как должны реагировать христиане, когда нас обижают?

В какой-то момент вашего христианского пути вы неизбежно будете обижены. Кто-то может причинить вам физическую боль, солгать вам, украсть у вас или оскорбить вашего Бога. Когда это произойдет, вы захотите возмездия. Это часть нашей греховной природы. Наши мысли автоматически обращаются к тому, чтобы отплатить им за то, что они сделали с нами. Слово Божье говорит нам нечто иное.

Римлянам 12:19говорит: «Не мстите, друзья мои, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне мстить: Я воздам, говорит Господь». Это ясное указание, что мы не должны мстить в свои руки. Нам может не нравиться то, что с нами сделали, но мы не в силах свести счеты. Далее Бог наставляет нас в Римлянам 12:20, когда он говорит: «Если враг твой голоден, накорми его; если он хочет пить, дайте ему что-нибудь попить. Сделав это, ты соберешь горящие угли ему на голову».

Как христиане, мы должны следить за тем, чтобы, сталкиваясь со злом, не питать желания личной мести. В Деяниях 23:1-3 Павел дает нам прекрасный пример того, как мы должны поступать, когда с нами обижаются. Павел перед синедрионом восклицает о своем долге перед Богом, когда первосвященник Анания бьет его по губам. В ответ Павел сообщил Анании, что Бог поразит его. Затем он продолжает говорить о том, что Синедрион судит его по закону, который они также нарушают, когда бьют Павла.

Когда нас обижают, мы должны использовать слово Божие, чтобы отомстить. В милостивом упреке мы должны противостоять злу. Иисус не сказал, что мы должны стоять в стороне и ничего не делать. Он сказал, что мы должны противостоять злу мира, делясь Евангелием и молясь за наших врагов. Мы должны облечься в доспехи Божьи и сражаться со злом не ради личной выгоды, а во славу Божию.

Фото: ©Getty Images/Wavebreakmedia

Месть — это Божья

В Матфея 5:39 говорится, что мы должны подставить другую щеку. Это чрезвычайно трудно для большинства из нас, потому что мы хотим отомстить. Мы хотим, чтобы другие заплатили за то, что они сделали с нами. Даже будучи христианином, мы иногда жаждем мести.

Бог ясно сказал нам, что отмщение принадлежит Ему. Мы должны исправлять и запрещать зло Его словом. Мы должны любить наших врагов и ежедневно молиться за них. Мы должны противостоять злу и с любовью противостать тем, кто обижает не только нас, но и всех Божьих людей.

Фото: ©Sparrowstock


Эшли Хукер — писательница-фрилансер, которая занимается домашним обучением своих двоих детей, служит вместе со своим мужем, пастором сельской церкви в Западной Вирджинии, и пишет о своей вере. В настоящее время она является автором журнала Journey Christian. Она принимала участие в миссионерских поездках с баптистами Северной Каролины во время разрушительных ураганов Катрина и Харви в Миссисипи и Техасе.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *