Популярное

Духовность или материальность: Богатый и/или духовный: как сочетается духовность и материальность?

Содержание

Богатый и/или духовный: как сочетается духовность и материальность?

200.000+ человек сделали свой выбор и читают нашу рассылку

А

ты тоже веришь, что духовность и материальное благополучие не сочетаются? И поэтому надо выбрать что-то одно, пожертвовав другим?

Как ты считаешь (но только вот честно!), богатый человек может быть духовным?

Сегодня я решил затронуть эту непростую и многомерную тему: духовность и материальность.

Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите

Ctrl+Enter

Если ты чувствуешь противопоставление между этими двумя понятиями – духовное и материальное, то этот пост как раз для тебя – он может прояснить что-то в твоей голове и как следствие – изменить в твоей жизни.

Но будь осторожен, потому что этот пост может «подсветить» иллюзии – мягкое и уютное одеяло мнимой духовности, в которое так комфортно спрятаться с головой от реальных вызовов жизни.

Сразу скажу, что этот пост я писал как обращение к мужчинам, но девушкам его тоже рекомендую почитать, может, при удобном случае, ненавязчиво предложите почитать своему мужчине.

Тема противоречивая, я делюсь своим субъективным пониманием, основанным на моем опыте и наблюдениях. А в комментариях приглашаю тебя поделиться своим мнением.

Откуда вообще ноги растут?

Я много размышлял, откуда вообще пошло это противоречие?

Почему так много людей в нашей стране противопоставляют духовность и материальное благополучие?

В нашей стране сложилась уникальная ситуация – полнейшая неразбериха в головах в отношении духовности и материальности. Много путешествуя по миру, я такого лютого противопоставления больше нигде не встречал.

На то может быть много причин, но ясно одно – мы получили очень серьезную прививку к понятию «богатство», и эта прививка в значительной степени отравила наше сознание.

Во-первых, семьдесят лет социалистической идеологии не прошли бесследно. При социализме богатство однозначно считалось безнравственным качеством, стремиться к которому позорно, стыдно.

Поэтому до сих пор в нашей стране для многих слово «богатый» стало синонимом отрицательного: словосочетание «богатый человек» звучит скорее осуждающе, чем одобрительно.

В сознании многих людей богатый – это нечестный человек, вор, эгоист, аморальный тип. И понятное дело, богатый человек не может быть духовным по определению.

А если добавить сюда еще влияние Православной церкви, традиционно покровительствующей бедным – ведь кто из нас не слышал эту крылатую фразу: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»…

То все становится весьма однозначно – надо определиться и выбрать что-то одно: либо ты богатый, но бездуховный, либо ты духовный, но бедный.

Скажи, ты в это веришь?

Я много общаюсь с людьми и часто наблюдаю, что в голове человека «полная каша» по этому вопросу.

Ну например, я часто слышу мнения в духе, что:

  • «по-настоящему духовный человек не будет брать деньги за то, что он делает» или
  • «духовный человек не должен заботиться о своем материальном благополучии и зарабатывать деньги, он должен жить на пожертвования»
  • «духовный человек – это человек, который отказался от радостей и удовольствий мирской жизни, он живет уединенной и простой жизнью где-нибудь в пещере»

И все в таком духе.

Если простыми словами, в представлении таких людей «духовный человек» не может быть одновременно успешным и в миру.

Духовный – это человек сознательно и добровольно бедный: он ездит на метро, живет впроголодь на те крохи, что ему время от времени подкидывают люди добрые, а все свободное время – самопожертвенно проповедует духовные знания – за бесплатно разумеется, ведь духовные истины не могут продаваться за деньги, не так ли?

И мне тут хочется спросить:

ЧТО ЗА БРЕД? Откуда вообще люди это берут? Что за искаженное и ограниченное понимание духовности?

 

По моим наблюдениям, корни растут от мешанины в головах, от заимствованных и не проверенных на своем опыте убеждений и верований, от подмены понятий, от неверного понимания и толкования (возьми ту же притчу про верблюда и игольное ушко) и в целом – от нежелания глубоко разобраться для себя в этой теме.

Когда я спрашиваю у таких людей: «А почему вы так уверены, что духовные люди обязательно должны жить на подаяния? Неужели вы правда верите, что если человек ездит на метро, это его делает более духовным?» то обычно слышу в ответ что-то в духе:

«Потому что в Индии духовные люди – это монахи-отшельники, у которых ничего нет кроме миски для подаяний – они скитаются из одного места в другое и живут на милостыню. Вот это действительно духовные люди!»

Ну приехали.

Давайте разбираться.

Начнем с того, что во многих духовных традициях – будь то христианство, индуизм или буддизм – выделяют два пути духовного самосовершенствования: путь мирской жизни и отречение от мира – монашеский путь.

И коль скоро речь уже зашла об Индии, давай небольшой ликбез проведем.

В традиционной ведической культуре считалось, что человек за свою жизнь должен прожить четыре разных этапа становления и развития – каждый такой этап называется «ашрам»:

Согласно системе ашрамов, человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определённого ашрама.

  • 0-24 годы жизни – Брахмачарья (жизнь ученика). Жизнь под руководством гуру, посвящённая приобретению знаний, практике самоконтроля и полового воздержания, обучению действовать в согласии с принципами дхармы и практике медитации.
  • 25-49 годы жизни – Грихастха (семейная жизнь). Создание семьи, рождение детей, выполнение обязанностей домохозяина и служение обществу.
  • 50-74 годы жизни – Ванапрастха (уход от дел). После выполнения семейного долга человек постепенно оставляет все свои мирские обязанности, подготавливаясь к конечной стадии — полному отречению от мира.
  • 75-100 годы жизни Санньяса (жизнь в отречении). Уход от мирских дел, полное посвящение духовному развитию, практика медитации, подготовка к смерти и достижению мокши (освобождения).

Как видишь, эта система ашрамов наглядно показывает, что для гармоничного развития человек за свою жизнь должен последовательно прожить несколько различных этапов становления, причем на каждом этапе – свои задачи и свои обязанности, свои сложности и радости.

Это некая идеальная картина мира, как должна развиваться жизнь человека. Понятно, что на практике – в той же современной Индии – все обстоит иначе.

Например, если строго следовать этому предписанию, то на практике мало кто доживает до этого четвертого периода – полного отречения.

Но как бы то ни было, если мы посмотрим на различные культуры и традиции – и здесь я говорю не только про Индию, но и про Россию – то человек по факту выбирает для себя один из двух путей духовного развития – это либо путь отречения от мира (монашество, саньяса), либо путь семейной жизни (грихастха).

И когда кто-то ссылается на «настоящих духовных людей» в Индии, которые живут на подаяния – имеют в виду как раз таких садху – отреченных от мира скитальцев, которые в этой жизни выбрали такой путь духовного самосовершенствования. Таких людей в оранжевых одеждах ты встретишь в любом городе Индии:

Это выбор накладывает на них ряд обязательств:

Санньясины отказываются от имущества и становятся странствующими монахами, живут подаянием, беспрерывно пребывая в духовной работе. Они соблюдают половое воздержание, не общаются с женщинами и ходят в шафрановых (оранжевых) одеждах.

Но значит ли это, что только такие отреченные монахи являются духовными?

Вовсе нет.

Не надо забывать, что есть и другой путь духовного саморазвития – это грихастха: семейная жизнь и работа.

В православии, кстати, все то же самое – есть монашеский путь и есть мирской путь (брак, семья).

Несколько вопросов для размышления:

  • Какой из этих двух путей более духовный?
  • Какой быстрее приведет к Богу (освобождению)?
  • Какой из этих двух путей легче?

Вот об этом мы и поговорим сегодня.

Я встречал два разных мнения на первый вопрос: есть мнение, что отречение – это более высокая стадия духовного развития. Ну может быть, спорить с этим не буду.

Но в то же время есть много авторитетных мнений от духовных учителей, что оба эти пути – равнозначные, между ними нет «ниже и выше», «проще и сложнее», главное – честно выполнять свои обязанности (дхарму) на выбранном пути.

Вот почитай, что говорит православие на этот счет:

«Каждый человек, достигнув определенного возраста, оказывается на жизненном распутье и, порой, не знает, что ему выбрать: путь семейной жизни или монашества. Старец Паисий Святогорец старался помочь таким людям и напоминал, что в первую очередь необходимо для самого себя понять, каково предназначение человека. По его словам, всегда нужно помнить, что смысл жизни состоит в том, чтобы достичь Царствия Небесного, куда ведут два благословенных Богом пути. Оба эти пути разные, но ведут к одной цели. Самое главное, чтобы идущий по одной дорожке не осуждал того, кто идет по другой. Сами по себе монашество или семейная жизнь не делают человека святым, наследником вожделенного рая. На обоих этих путях встречаются свои горечи и беды. Только личное любочестие и усердное стремление подвизаться добрым подвигом освящают монаха либо семьянина. Отец Паисий говорил: «Ему хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усердием постарается стать добрым главой семьи и жить свято. Ему хочется принять монашество? Пусть уходит в монахи, но усердно старается стать монахом хорошим

Ты понимаешь, что это означает?

Второй путь – мирской семейной жизни, путь домохозяина – это не менее духовный путь, чем монашеский.

На самом деле, даже выбор не стоит – этот выбор определяется кармой человека, его предрасположенностью. Именно по этой причине кто-то уже в юном возрасте решает постричься в монахи, а кому-то такая идея даже в голову не придет за всю жизнь.

Но это не значит, что тот, кто стал монахом, автоматически более духовный, чем мирской человек.

Главный критерий духовного развития на любом из этих двух путей – это то, насколько качественно, тотально и честно ты проживаешь выбранный путь и выполняешь те обязанности, которые этот путь налагает на тебя. Именно это честное выполнение своей дхармы и приведет тебя к максимально быстрому развитию и продвижению на духовном пути.

И здесь очень важно уяснить для себя, что монашеский путь и мирской путь – накладывают совершенно разные обязанности на человека.

Поздравляю, ты свой выбор уже сделал!

Я не шучу. Если тебе уже 20+ лет, то с вероятностью 99% я могу сказать, что выбор своего духовного пути ты уже сделал.

Простой тест:

Посмотри сейчас, как ты одет. Ты видишь на себе монашеские одежды (неважно какой традиции)? Ты читаешь этот пост из своей монастырской кельи?

Если да, то прими мое почтение – я с большим уважением отношусь к пути отречения и чувствую, что в одной из прошлых жизней проходил этот путь. Дальше ты можешь уже не читать, потому что дальше мы будем говорить преимущественно о другом равноправном выборе – пути грихастхи.

Однако если ты вдумчиво изучив себя в зеркале, не заметил на себе монашеских одеяний, то поздравляю – в этой жизни, похоже, ты уже сделал свой выбор – и как ты догадываешься, твой выбор не в пользу отречения от мира и монашества.

Осознанно или нет, но в любом случае твоя карма привела тебя к другому пути – пути грихастхи.

Это путь мирской семейной жизни, путь домохозяина. И на самом деле этот путь – наиболее распространенный. Совершенно нормально, что ты выбрал этот путь.

Это не значит, что ты чем-то хуже монахов, менее духовный, будешь медленнее развиваться и т. д.

Сразу стоит сказать: ты сильно ошибаешься, если считаешь, что обязанности домохозяина легче, чем обязанности отреченного от мира монаха.

Старый церковный анекдот: «Послушник спрашивает духовника – “Отче а среди женатых были святые?” “Конечно, – отвечает авва, – причем большинство среди них – мученики”

Мы кратко уже упомянули основные обязанности отреченного от мира монаха-отшельника – отказ от имущества, жизнь на подаяния, брахмачарья (половое воздержание), постоянные странствия (нельзя иметь дом) и т.д.

Давай теперь поглубже разберем, в чем заключаются обязанности второго пути духовного самосовершенствования – мирской путь:

  • Мужчина обязан содержать свою семью и предоставить каждому из ее членов покровительство и защиту;
  • Мужчина обязан честно и достойным образом зарабатывать на жизнь семьи;
  • Мужчина должен стремиться к тому, чтобы избавить свою жену от необходимости зарабатывать на жизнь;
  • Мужчина обязан быть духовным лидером для своей семьи, вдохновляющим своим собственным примером;
  • Мужчина обязан принимать активное участие в воспитании детей;
  • Мужчина обязан проявлять заботу о старших и младших родственниках как со своей стороны, так и со стороны жены;

И так далее…

И разумеется, то, что идет по умолчанию – домохозяин, в первую очередь, должен создать семью – выбрать женщину, жениться на ней, взять ответственность и хранить ей верность.

Именно на грихастху (домохозяина) ложится бремя содержания всех тех слоев населения, кто сам себя содержать не может – это и старики, и дети, и больные, и те самые отреченные от мира отшельники. Ведь они живут на подаяния, а ты не задумывался – кто им эти подаяния дает?

Как видишь, обязанности домохозяина сильно отличаются от обязанностей монаха-отшельника.

И опять же повторюсь, это не значит, что монах-отшельник более духовный, чем семьянин, это равноправные пути и духовное развитие каждого зависит от того, насколько качественно они будут выполнять свои обязанности.

А теперь прочитай еще раз обязанности семьянина. К чему, по большому счету, сводятся его обязанности?

Обеспечивать семью, зарабатывать, заботиться о семье и родственниках, помогать нуждающимся – это обязанности, а не права.

Так что «хочу-не хочу, нравится-не нравится» – у тебя нет выбора, ты не монах.

Если ты семьянин, ты обязан зарабатывать, чтобы, во-первых, достойно содержать свою семью (в широком смысле – включая родителей и родственников), а во-вторых, чтобы своим благополучием делиться с окружающими людьми и обществом в целом.

И если ты этого не делаешь – ну извини, ты не исполняешь свою дхарму. А это уже называется адхарма – противоположность дхармы, то бишь неправедность, грех и зло.

Если выполнение дхармы ведет к духовному развитию, то невыполнение свой дхармы (адхарма) – наоборот тормозит духовное развитие.

Такие вот дела.

Какой главный практический вывод из всего этого?

Хватит морочить голову – как себе, так и остальным!

Если уж по карме ты выбрал путь домохозяина, то не надо тогда морочить голову своим близким «высокодуховными» басенками о бренности бытия, отречении от материального, аскетизме и добровольной бедности.

Потому что такие «высокодуховные» отмазки от своей дхармы как семьянина – это и есть адхарма – неверное понимание своего пути, своего долга и обязанностей.

Ты не монах, но выбрал для себя путь добровольной бедности?

Скажи, а твоя жена, дети, родители и другие близкие люди – они тоже выбрали разделить вместе с тобой этот «благородный» путь?

Сначала построй дом, достойно обеспечь семью, вырасти детей, работай на благо обществу, а после 75 лет, если доживешь, то ради Бога – путь санньясы и добровольной бедности открыт для тебя!

Но сначала – будь добр, выполни качественно свои обязанности перед семьей и обществом, иначе это чистой воды эгоизм, лень и бессилие, а не духовность.

Видишь, в чем дело – качественно выполнять обязанности на любом из двух путей – это очень сложно, это требует ежедневного труда, самоотдачи, преодоления своих низших качеств, работы со своим характером, очищения намерений.

И мирской путь он отнюдь не легче, чем монашеский. Если ты конечно, наберешься смелости идти по этому пути смело и тотально.

Но к сожалению, я вижу, что многие хотят «и рыбку съесть, и сковородку не помыть…»:

От мирского пути я возьму секс и прочие чувственные радости, а от монашеского пути я возьму презрение к материальному, инфантильное нежелание создавать семью и брать ответственность или «сливание» ответственности перед своей семьей и близкими.

Причем все это подается под соусом «высокодуховности»…

Это и есть адхарма – уродливое проявление слабости и неспособности честно выполнять свои обязанности на выбранном пути.

Все равно что монах бы вместо молитвы и медитации рассматривал бы с вожделением симпатичных прихожанок.

«Отреченный» семьянин и «чувственный» отшельник

Два самых уродливых явления рождаются от попытки скрестить несовместимое: так рождаются «отреченный» семьянин и «чувственный» отшельник

«Отреченный» семьянин – это когда муж говорит своей жене:

«Дорогая, ну я же духовный человек, вся эта материальная жизнь – не для меня. Какие деньги? Зачем нам деньги? Деньги – это грязь, недостойно, зачем все это? Давай будем довольствоваться малым, будем вести простую аскетичную жизнь. А чтобы дети с голода не померли, ты конечно, иди работай, если тебе это так нравится – это же тебе нужна вся эта «бренная материалка», ну а я в нашей семье за духовное развитие отвечаю, поэтому я остаюсь дома сидеть, буду мантры читать».

Кстати, само нежелание заводить семью и брать на себя ответственность за семью – это чистой воды адхарма (не выполнение своих обязанностей) для грихастхи.

Второе не менее уродливое явление – «чувственный» отшельник

Тут опять же надо для себя определиться – если ты монах, то забудь о женщинах на эту жизнь.

Если ты выбрал путь отречения от мира, санньясу, то тебе уже не надо думать о мирском и материальном, о противоположном поле тоже можно забыть, в этой жизни – целибат, то есть секса ни-ни.

А если ты уже пробовал, но забыть женщин что-то не получается, то опять же:

Перестань морочить всем голову!

Значит, ты не монах. Не в этой жизни, по крайней мере.

А раз так, то заново перечитай обязанности грихастхи – семья, дом, зарабатывать, обеспечивать, заботиться, служить и далее по списку.

Да, это сложно.

Гораздо проще и удобней быть «чувственным» монахом.

А то как бывает: человек не отказывает себе в чувственных удовольствиях, но жениться и создавать семью он не готов – ведь он же «духовный человек», почти монах. Ну-ну.

Практические выводы

Духовность проявляется и развивается в честном выполнении своей дхармы – тех обязанностей, которые накладывает на тебя выбранный путь духовного развития.

Свой выбор ты уже сделал – посмотри в зеркало и если не увидишь на себе монашеских одеяний, то поздравляю – ты грихастха. По своей карме ты выбрал путь семьянина и домохозяина, а не монаха.

Поэтому перестань пудрить мозги – как себе, так и окружающим, изображая из себя отреченного от мира монаха-отшельника и выдавая это за проявление духовности.

У тебя в этой жизни совсем другие обязанности – и тебе надо научиться их качественно выполнять, если ты хочешь духовно развиваться.

Если ты не монах, твоя прямая обязанность – создать семью, построить дом, научиться достойно зарабатывать честным трудом, чтобы обеспечивать свою семью, заботиться о своих родственниках, заботиться об обществе в целом, поддерживать нуждающихся, делать благие дела.

Причем твое духовное развитие напрямую зависит от того, насколько честно и качественно ты сможешь выполнять свои обязанности.

Теперь давай вернемся, с чего начали – как сочетается духовное и материальное?

Тут все зависит от того, какой путь ты выбрал.

Если ты монах и идешь по пути отречения от мира, то да, действительно, материальное тебя не должно заботить.

Но если ты не монах, то прости конечно, но формула «бедный, но духовный» тебе не подходит.

Потому что грихастха не может себе позволить быть бедным! Как он может быть бедным, если ему надо и свою семью обеспечить, и родственникам помогать, и нищих кормить, и обществу служить?

Домохозяин должен твердо стоять на ногах, достойно зарабатывать (причем честным трудом!) и разумно использовать свое благополучие на благо другим.

Если домохозяин бедный, то, извини за грубость, он хреново свою дхарму выполняет и гордую формулу «бедный, но духовный» будет справедливо заменить на совсем уж печальную: «бедный и при этом ленивый, слабый, не выполняющий свои обязанности». .

Богатый И духовный

Так уж моя карма сложилась, что в этой жизни я семьянин, иду путем мирской жизни. У меня есть жена, будут дети. У меня большая семья – родители, бабушка, два брата, сестра. У жены тоже большая семья – родители, две сестры и брат.

Моя дхарма в этой жизни – содержать и заботиться о своей многочисленной семье, быть в позиции силы и ресурса, чтобы я мог позаботиться о них, моя задача – построить дом для своей семьи, обеспечить достаток в семье. И это только первый шаг. Дальше идет помощь другим и служение обществу – участие в благотворительных проектах, делать что-то полезное для мира, передавать знания, обучать.

И видишь ли, я не хочу изображать из себя монаха-отшельника. Это принципиально другой путь, со своими горестями и радостями.

Для мирской жизни нужны деньги, их нужно уметь зарабатывать, причем делать это экологично, честно и саттвично, что само по себе уже огромное искусство.

Грихастха не может отрицать материальное – это просто одновременно абсурд, лицемерие и невежество в его положении.

Он должен стремиться к развитию в материальной области и честно заработать свое благополучие, потому что именно он – источник благополучия для своей семьи и всего общества.

Но в то же время, грихастха не должен полностью погрязать в суете мирских дел и забот, забывая о своей душе, забрасывая свою практику.

Выбор для меня самого очевиден:

Я сам выбираю баланс. Я считаю, что только баланс духовного и материального приводит человека к зрелости, к гармоничному развитию без крайностей и перегибов.

И богатый, и духовный – только так и никак иначе.

Разумеется, держать баланс – это гораздо сложнее, чем падать в крайности. Именно поэтому вокруг так много людей, кто живет в крайностях и так мало тех, кто научился тонкому искусству баланса.


В следующем посте я продолжу эту тему, мы будем говорить как раз о балансе духовного и материального: как держать баланс и не прыгать из одной крайности в другую?

Скажи, тебе эта тема интересна?

Поделись в комментариях ниже, что ты вынес из этого поста, на какие размышления он тебя направил, какие вопросы, сомнения, сопротивления возникли в процессе прочтения?

Всем этим делись в комментариях, мне интересно знать, что ты думаешь по этой теме.

И веришь ли ты вообще, что баланс достижим? Или ты все же считаешь, что либо богатый, либо духовный?

Делись постом с друзьями, особенно если среди них есть «отреченные» семьянины и «чувственные» отшельники.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Духовность и материальность едины! | Уроки и лекции

Праздник Песах

Праздник Песах

Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)

Праздник Песах во время Освобождения

Праздник Песах для народов мира