Признаки деспотичного человека. Как строить отношения в семье?
16 сентября 2022
16.09
6 минут
6 мин.
30505
47
1
Обновлено: 16 сентября 2022
Обновлено 16.09
Вы наверняка в своей жизни сталкивались с агрессивными и мстительными людьми, для которых не существует понятий морали и чести. Такие люди не считаются с мнением окружающих, нервно реагируют на любое замечание, готовы лезть в драку и «вспыхивают» до состояния ярости за секунду.
Людей с таким складом характера называют самовластным и деспотичным человеком.
Из этой статьи вы узнаете, кто такой деспотичный человек, какое поведение для него характерно и как сохранить нормальные отношения, если они стали деспотичными.
Содержание статьи
- Кто такой деспот?
- Признаки деспотизма
- Причины такого поведения
- Как общаться с деспотом
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Кто такой деспот?
Деспотизм в психологии — это такое поведение человека, характеризующееся желанием жестко доминировать, контролировать другого, требовать беспрекословного подчинения и повиновения.
Деспот считает, что он прав во всем, его мнение является единственно верным, на желания, чувства и границы других людей деспоту наплевать.
Поведение деспота-мужчины и деспота-женщины сильно друг от друга не отличается. Склад характера такой личности бескомпромиссен и жесток — при этом женщины проявляют свою агрессию словесно, унижая другого человека вербально и морально, а мужчины проявляют физическую силу.
Деспотичная личность может встретиться вам в любой сфере и в любых отношениях — в профессиональных (о таких говорят, что «начальник — самодур»), в семейных, любовных и т.д. Деспотизм разрушает всякие отношения, потому что игнорирует желания, свободу, права и личные границы другого человека.
Пример
Светлана впервые встретилась с Михаилом на работе и сразу понравились друг другу. Михаил был галантен, учтив и мягок, а Светлане не хватало заботливого плеча рядом (недавно она рассталась с молодым человеком и до сих пор переживала). Отношения развивались стремительно, Светлане было приятно всеобъемлющее внимание Михаила и его ревность, значит — любит и дорожит мной, решила Светлана. Через некоторое время Михаил начал ревновать Светлану сильнее, запрещал надевать короткие юбки, критиковал внешний вид, запрещал пользоваться косметикой и делать бьюти-процедуры. Он говорил, что Светлана ему нравится естественной, и объяснял свои требования заботой о ней. В дальнейшем Светлана стала замечать деспотическое отношение к ней — былая радость от внимания и ревности испарилась. На разговоры Михаил не шел, на любое возражение Светланы он начинал кричать, вел себя агрессивно. К счастью, девушка вовремя поняла, что будущего с Михаилом ей не построить, и чтобы закончить такие деспотичные отношения Светлана обратилась к психологу.
Все деспотичные люди — искусные манипуляторы, они внушают «жертве» свою правоту, делают так, чтобы партнер чувствовал себя виноватым из-за конфликтов, беспрекословно подчинялся его воле. При этом свой деспотичный характер манипулятор прячет за «маской» заботы и любви.
Важно! Убеждать деспота в его агрессивности не стоит, так вы еще больше вызовите негатив. Деспотичные личности не воспринимают никаких аргументов, даже если они логичны и доказаны. Мнение окружающих его не интересует, при этом сам деспот свою жестокость, агрессию и деспотизм не замечает.
Признаки деспотизма
Конфликтный и деспотичный человек раскрывает свой характер не сразу. При первом знакомстве он может показаться заботливым и добрым, а спустя какое-то время проявления деспотизма будут только увеличиваться. Такой скверный характер у человека может проявляться только в какой-то одной сфере, например, на работе — это исполнительный и не конфликтный работник, а в семье — это абьюзер, агрессор и деспот.
Кратко обозначим характерные признаки деспотичного поведения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Причины такого поведения
Психологи отмечают, что деспотизм «просыпается» в человеке при определенных событиях и обстоятельствах. То есть это значит, что человек не рождается деспотом, а становится таким под влиянием внешних факторов — в большинстве случаев социума.
Приведем несколько причин, почему люди проявляют деспотизм, агрессию и желание доминировать:
-
завышенная самооценка и самоуверенность -
старые обиды и негативный прошлый опыт -
ошибки в воспитании и детско-родительских отношениях -
борьба за внимание взрослых (особенно если семья многодетная) -
травля, буллинг, частые унижения от сверстников -
насильственные действия в отношении ребенка или если ребенок стал свидетелем насилия -
детские травмы, сильные стрессы
Важно! Человек с адекватной самооценкой никогда не станет деспотом и не будет «играть по правилам» другого деспота. Попытки подчинить и доминировать над вами провалятся, потому что вы сразу увидите неадекватное отношение и деспотизм. Именно поэтому жертвами деспота становятся созависимые, несамостоятельные люди с низкой самооценкой.
Как общаться с деспотом
Если деспотом оказался случайный знакомый, то лучше всего, свести общение на минимальный уровень или вовсе его прекратить. Но если вы столкнулись с деспотом в семейных отношениях, то вам придется запастись терпением, чтобы не страдать от неадекватного поведения домашнего тирана.
-
Постарайтесь обходить «острые углы», не касайтесь самых «больных» тем, лишний раз не обостряйте ситуацию, если вы знаете о том, какие действия могут спровоцировать конфликт — не совершайте их. -
Научитесь отстаивать свои личные границы. Если вас начинают оскорблять, шантажировать, манипулировать вами, лучше всего спокойно сказать, что с вами так себя вести нельзя, вы сможете продолжить диалог только тогда, когда агрессор изменит свое поведение, а затем покинуть место конфликта (уйти в другую комнату, например). -
Сохраняйте спокойствие и не отвечайте агрессией на агрессию. Цель манипулятора вывести вас из себя, заставить проявлять нужные деспоту эмоции, стать уязвимым. Старайтесь быть невозмутимыми и тогда «буря» деспота вскоре утихнет.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если деспотизм в семье разрушает ваши отношения и вы не можете самостоятельно справиться с эмоциями. Наши психологи помогут вам прийти в эмоциональное равновесие, помогут вам избавиться от созависимости и научат вас ценить собственное мнение.
Частые вопросы
Значение слова «деспотизм»?
+
Определение деспотизма мы привели в начале статьи. Но если говорить простыми словами, то деспотизм в психологии — это такое свойство личности, которому характера агрессия, манипуляция, тотальный контроль, доминирование и беспрекословное подчинение.
Есть ли зависимость между поведением отца и сына? Деспотизм передается по наследству?
+
Да, есть. Если отец ребенка слишком требователен, властен и агрессивен, то сын перенесет такую модель поведения на себя и, скорее всего, тоже станет домашним тираном. Часто даже самые положительные черты характера перерастают в гипертрофированную форму и становятся признаками деспотичной личности.
Встречается ли детский деспотизм?
+
Да, встречается. Этим термином обозначают агрессивное поведение ребенка, который стремится за счет унижения других детей повысить свою значимость и «крутость». Часто такие дети издеваются над более слабыми сверстниками, задевают и провоцируют конфликты, избивают животных.
Заключение эксперта
Случайная встреча с деспотом в общественном месте может «выбить» из равновесия на несколько часов. Но если вы живете с домашним тираном, то такой «режим» жизни вредит вашему психологическому здоровью. Противостоять агрессии сложно, для этого нужно учиться отстаивать свои личные границы, четко знать свои желания, понимать свою ценность.
В редких случаях сам деспот готов встать «на путь исправления», чаще всего такие люди и вовсе не замечают, что своим отношением портят жизнь других. Психолог может помочь восстановить здоровые отношения, но если этого хотят оба партнера. Но если вам приходится биться в «глухую стену», то отношения с агрессором лучше закончить. Деспотизм никогда не приводил ни к чему хорошему.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 367
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
-
2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог -
2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог -
2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог -
2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог -
2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- …
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер. 1999. - . ..
Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - …
Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности — Психология, 2009.
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье
Беременность и роды
Про детей
ЗОЖ
Психология
Неврология
Гастроэнтерология
Уход за собой
Лекарства и БАД
Предыдущая статья
Тактичность в психологии
Следующая статья
Энергетический вампиризм
Другие статьи по теме
Есакова Екатерина Юрьевна
19. 09.22
Атония кишечника
Гастроэнтерология
Монахова Альбина Петровна
13.01
Внутриличностный конфликт
Психология
Монахова Альбина Петровна
15.04.22
Страх
Психология
что это такое, причины и признаки
Деспотизм – это приобретенное качество личности, проявляющееся в стремлении к неограниченной власти, достигается которая, не считаясь с мнением и потребностями других путем требования постоянного и полного повиновения. Деспотизм это в психологии проявление крайне неблагоприятных особенностей эго, его непомерное разрастание, что в итоге приводит к потере разумного контроля над своими жизненными проявлениями, а все действия подчиняются исключительно аффективной сфере.
Деспотизм в семье проявляется в качестве психологического и физического насилия, когда все методы становятся актуальны для достижения собственной власти. У деспотичного человека отсутствует понимание личных границ и свобод других, а те, кто считается его семьей, воспринимается им как собственность. Естественно при подобном восприятии от окружающих требуется постоянное исполнение воли деспота, а также полное соответствие его представлениям о жизни не только собственной и совместной, но и том, как должен себя вести и чувствовать другой человек. Среди обычных требований, могут быть такие, как запрет на слезы и необходимость постоянной радости. Такие посягания на чувственную сферу, не подлежащую контролю, указывают на отсутствие адекватного восприятия.
Подобное поведение неминуемо вызывает конфликты на самых различных уровнях. Жертвы деспота могут пытаться объяснять или ругаться, в ход может идти разбитая посуда и физические побои. Те, кто окончательно ощущает свое бессилие, оказывают молчаливое сопротивление молчанием, подстраиванием, чем необратимо нарушается психика не только жертвы, но и самого тирана.
Деспотичное поведение не может остановиться само по себе, и чем меньше сопротивления будет оказано, тем больше человек почувствует себя полубогом и начнет требовать невозможного, как должного. Нельзя сказать, что существуют люди, ни разу не превращавшиеся в деспотов, в попытках добиться от окружающих желаемого, но те, у кого данная линия поведения приобретает критические формы, нуждаются в помощи специалистов. Неконтролируемое насилие над окружающими, неадекватные требования и оценка ситуация являются главными признаками наличия психических отклонений. В лучшем случае, поможет исправить ситуацию длительная психотерапия, в худшем, потребуется специализированная медикаментозная терапия.
Что такое деспотизм
Деспотизм это в психологии поведение, включающее в себя такие проявления, как навязывание своей воли не аргументацией, а силой, проявление агрессии, использование мести, унижения, физического и сексуального насилия, газлайтинга. Обычно причинами подобного поведения становятся детские травмы, комплексы и страхи, которые человек пытается преодолеть подобным деструктивным путем, и обрести уверенность и цельность. Проблема заключается в том, что эта стратегия поведения не способствует установлению гармоничных отношений, где возможно исцеление личности на глубоких уровнях.
Чем большее количество страхов спрятано внутри психики деспота, тем изощренными становятся его способы управления и больше стремление к контролю чужой свободы. Неуверенность и сомнения в собственной привлекательности прикрываются агрессивностью, которая даже не дает возможности выбора другим.
Деспотизм в семье не дает ее членам выбора даже в собственном отношении, их буквально заставляют любить. Деспотизм часто соседствует с унижением и мстительностью, причем, если унижение окружающих имеет более-менее очевидные тенденции, поскольку, таким образом, человек начинает в собственных глазах выглядеть лучше, то месть рождается глобальная и беспричинная, направленная на всех и без повода. Глубокий смысл подобного мщения кроется в восстановлении подорванного самомнения и уважения.
Не смотря на силовую позицию и стремление к уважению и возвеличиванию себя, деспотичность исключает сотрудничество и уважение других. Со временем подобное отношение, провоцируя постоянные ссоры и конфликты, разрушает любые значимые и прочные отношения, а также психику участников контакта. Вместо недостающей любви и принятия, деспот получает страх, ненависть, месть, непонимание, враждебность и в итоге одиночество.
Проявляется деспотичность, как личностная черта у мужчин и женщин, только имеет небольшие внешние различия в выборе методов. Первоначально может показаться, что деспотизм является исключительно мужской чертой, точно так же, как когда речь заходит об изнасиловании все в роли жертвы сразу видят женщину. Однако, деспотичны во многом и женщины, просто это реже приобретает форму физического насилия. Женщины способны уничтожить мужчину морально ревностью, шантажом, постоянными истериками, угрозами суицида, упреками и унижением его достоинства. Арсенал моральных пыток более широк, чем физических, и самое страшное в том, что деспотичная женщина не будет раскаиваться в совершенном, т.к. ее действиями и словами руководит не только аффект, но и разум.
Также деспотичность свойственна пожилым людям и даже детям (первые проявления подобных тенденций возможны в возрасте трех лет и провоцируются началом кризисного периода).
Причины деспотизма
Деспотичность не является врожденной чертой и никак не зависит от особенностей нервной системы и других физиологических факторов, однако предпосылки ее формирования закладываются довольно рано. Мнение о том, что деспотизм передается по наследству, обусловлено тем, что воспитываясь властными родителями, которые не слышали потребностей ребенка, а лишь требовали беспрекословного повиновения, человек усваивает данную модель поведения, как норму. В детстве этому качеству особо негде проявиться, поскольку дети слабы, но по мере взросления, обретения физической силы и овладения моральными способами насилия, манипулирования и принуждения, человек начинает реализовывать деспотичную форму взаимодействия на всех уровнях.
Подсознательно формирует деспотизм желание мести окружающим за нанесенные обиды. Для этого не достаточно одного случая, обычно это пребывание в токсических отношениях или воспитание подобными методами. Оскорбления, унижения, жестокие наказания ребенка могут повлечь за собой стремление наказать не только родителей, но и весь мир, за то, что тот остался глух и слеп к его горю. Но не только плохое обращение может служить предпосылкой развития деспотизма, а также и излишнее внушении об уникальности, неповторимости личности ребенка, его превосходства над другими. Мнение родителей является очень важным и формирует самоотношение, выйдя в реальный мир, такой человек испытывает стресс от того, что не все ему поклоняются, а кто-то откровенно высмеивает недостатки. В таких ситуациях выбирается путь принуждения окружающего социума думать и воспринимать собственную личность в привычных рамках.
Подтверждение своего могущества для деспота становится навязчивой невротической идеей, не напитываемой потребностью, поскольку способы ее удовлетворения выбираются неадекватные. Психологические травмы необходимо бережно открывать в безопасных условиях, учиться смотреть на них без ужаса и боли, вырабатывать новые способы реагирования, признавая такую историю своей жизни. Попытки же деспота получить любовь и признание напоминают вбивание выпавших волос молотком – больно, бесполезно и требует колоссальных усилий.
Признаки деспотизма
В обществе, где нарушено восприятие насилия и границ личности, деспотизм может восприниматься, как проявление характера или даже уважаться. Люди, получившие травматизацию по зависимому типу в детстве, во взрослом возрасте влюбляются именно в деспотов и тиранов, опять же не замечая грубого нарушения своей свободы.
Одним из характерных признаков деспотизма является восприятие физического и психологического насилия, как нормы поведения и способа регулировки отношений. Подобные механизмы являются основными во взаимодействии с деспотом, он практически не умеет спрашивать, договариваться, искать компромиссы.
Применяется любой вид насилия при несоответствии поведения партнера желаниям деспота, причем вначале он может продемонстрировать свое недовольство и дать возможность другому исправиться, если это не происходит в кратчайшие сроки, то другого ждет наказание (удар по лицу или недельное молчание – не важно). Стоит отметить, что требования к поведению партнера часто бывают довольно странными, а недовольство будет вызывать то, что окружающими воспринимается, как норма. Все дело в том, что злость вызывает любое поведение или мнение, содержащее индивидуальность другого, а не его личную.
Часто проявляется такое поведение, как газлайтинг, когда деспот убеждает другого в том, что все плохое является плодом его фантазии. Могут долго рассказывать о том, что жестокое обращение было придумано. А грубость воспринята так из-за нестабильного психического состояния самой жертвы деспота. Свое влияние и вина никогда не признается, наоборот другой может обвиняться в манипулятивных истериках, когда на самом деле это слезы от боли. Унижения и оскорбления при других становятся нормой, а при попытке прояснить отношения, человека могут обвинить в отсутствии чувства юмора, объяснив подобные высказывания шуткой. Чтобы у человека не появилось сомнений в неадекватности партнера, его круг общения ограничивается, постепенно исчезают родственники и друзья, которые могли поделиться своим мнением.
Обычно деспоты пытаются полностью уничтожить самооценку другого человека, чтобы иметь еще больше рычагов для управления. Хотя на первых этапах отношений они наоборот будут вас воспевать. Механизм примерно такой: человек привыкает получать огромные дозы комплиментов, поэтому при первой критике сделает все, чтобы исправиться, потом критики становится больше, а желание исправить ситуацию сильнее. В итоге можно обнаружить идею, из которой очень просто манипулировать сознанием другого: «на самом деле я ужасен, просто остальные этого не замечают, а это великий человек все обо мне знает и продолжает оставаться рядом».
Важно, что все победы деспот присвоит себе, а все поражения повесит на партнера, при этом другого могут обвинить даже в собственных неприятностях на работе, испорченном настроении и том, что застрял в пробке. Попытки взывать к адекватному восприятию реальности, бесполезны.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Облажались, маленькие деспоты? | BPS
«Только дети» — это тема, которая возникает снова и снова, будь то статьи о семье и воспитании детей, дискуссии о наследии китайской политики одного ребенка или повседневные разговоры, в которых кого-то можно описать как «типичного единственного ребенка». Негативные слова и фразы, в том числе «не по годам развитые», «испорченные», «эгоистичные» и «маленькие императоры», часто упоминаются, несмотря на существование многочисленных исследований, развенчивающих такие мифы.
Впрочем, в таком отношении нет ничего нового. Негативное отношение только к детям можно проследить по крайней мере до 1850 года в Великобритании, а писатели, называвшие себя психологами, выражали озабоченность по поводу только детей еще в 1867 году. -классовые семьи, что вызвало тревогу у евгеников. Возросшая популярность идей Дарвина о важности окружающей среды (в отличие от врожденных «хороших» или «плохих») в определении человеческого поведения, возможно, также оказала влияние. Считалось, что единственные детские проблемы возникают дома, где они якобы испытывают слишком много взрослых и недостаточно контактируют с другими детьми. Неудивительно, что одним из результатов первого было чрезмерное баловство и переоценка единственных детей.
Будучи членом движения по изучению детей, Э. У. Бохэннон использовала методы исследования, немного отличавшиеся от методов других психологов рубежа веков, упомянутых в этой статье, которые основывали свои заявления на клиническом опыте. Протеже Дж. Стэнли Холла, который написал знаменитую фразу «быть единственным ребенком — это болезнь сама по себе», Бохэннон собирал информацию о единственных детях, распространяя анкету. Это был новаторский метод в середине 1890-х годов, хотя он фактически предлагал респондентам критиковать только детей — их просили выбрать и описать конкретных детей, которых они знали, и в одном вопросе «утвердить все, что вы можете подумать в связи с тем, что что они единственный ребенок, единственный мальчик, единственная девочка, младший ребенок или близнецы» (Бохэннон, 19 лет).12, с.10). Возможно, неудивительно, что Боханнон обнаружил, что в 191 из 266 случаев «чрезмерно» баловались только дети (Bohannon, 1898, стр. 493). Несколько других детских психологов согласились с этой оценкой: Сесил Уиллетт Каннингтон добавил, что слишком много родительского внимания приводит к тому, что только дети становятся «эгоистичными, невнимательными, со слабым самоконтролем» (Каннингтон, 1913, стр. 17), и Александра Адлер ( 1930, с.195–196), выявляя комплексы неполноценности только у детей, чьи родители все для них делали.
Еще одним опасением, высказанным детскими психологами конца 19-го и начала 20-го веков, было то, что слишком много времени, проводимое со взрослыми, делает только детей «не по годам развитыми» и «странными». И снова Боханнон возглавил обвинение, написав, что в результате постоянного присутствия взрослых и того, что они были посвящены в информацию, не подобающую их юным годам, только дети проявляли «особый» менталитет, язык, манеры и поведение, подражая взрослым вокруг них, оставаясь при этом незрелыми. другими способами (Bohannon, 1898, p.494; 1912, с.26). Это было подтверждено предостерегающей виньеткой, предоставленной Флоренс Халл Винтерберн. Единственный семилетний ребенок по имени Дейзи, частый свидетель личных разговоров своих родителей, случайно услышала, как ее отец высмеивал последнего поклонника ее тети как «палку», но, к сожалению, ей не хватило такта и понимания, чтобы держать это при себе (Уинтерберн). , 1899, с.26).
Быть единственным ребенком также было связано с беспокойством, и это могло принимать более одной формы. Беспокойство родителей единственного ребенка, «сложивших все яйца в одну корзину», может означать, что ребенок упустил важные свободы (Bohannon, 189).8, с.496). Точно так же Каннингтон писал, что только дети обычно становились ипохондриками со «сверхчувствительной нервной системой» в результате неразбавленной родительской заботы об их здоровье (Cunnington, 1913, стр. 19). Это безраздельное внимание также приводило к «сверхчувствительности» и «искаженным впечатлениям о тривиальных событиях», поскольку не было других детей, которые могли бы отвлечь единственного ребенка от «вчерашних ощущений» и «болезненных фантазий» (Каннингтон, 1913, с. 17). Альфред Адлер (1931/1992, стр. 132) чувствовал, что единственные дети родителей, которые ограничивали свою семью из-за финансовых проблем, серьезно пострадали от того, что выросли в такой атмосфере беспокойства.
Сообщалось, что влияние слишком малого количества контактов с другими детьми в раннем детстве проявилось в плохой адаптации единственного ребенка к школе. Хотя Бохэннон дал понять, что только дети нуждаются в компании так же сильно, как дети братьев и сестер, он сообщил, что половина единственных детей в его исследовании плохо ладила с другими, поскольку их особенности, порожденные их домашней средой, отличали их (Bohannon, 1898, стр. 489, 490, 495). Мэри Чедвик развила это, объясняя непопулярность детей в школе только их «недетскими манерами…, симпатиями и антипатиями… их обычным отношением превосходства, критики, а иногда и придирчивости, скопированным у взрослых, которые были их товарищами» (Chadwick, 1928, стр. 323).
Эти эффекты особенно проявлялись, когда дело касалось игр и спорта. Многие единственные дети, привыкшие к спокойной обстановке, казалось, предпочитали смотреть, как играют другие дети, оставаться в одиночестве или оставаться дома с учителем во время игры (Bohannon, 1898, p. 241). Чедвик описывал школьные годы как «обычно царство террора» только для детей, которые, привыкшие к победе, не любили игры и виды спорта, установленные правила которых они не могли исказить в свою пользу. Естественно, эти «маленькие деспоты» были непопулярны среди своих одноклассников за то, что всегда стремились к победе (Чедвик, 19 лет).25, с.37). Возможно, неудивительно, что только дети, как сообщается, выбирали младших друзей, над которыми они могли доминировать, или старших друзей, которые потворствовали им (Bohannon, 1898, p. 489).
Несмотря на их раннее развитие в некоторых отношениях, считалось, что только дети имеют школьную успеваемость ниже средней (Bohannon, 1898, p.494). Согласно исследованию Боханнона, только дети позже пошли в школу и посещали школу реже, чем другие дети, в то время как некоторые чрезмерно снисходительные родители позволяли своим единственным детям оставаться дома, когда им не хотелось идти (Bohannon, 189).8, стр. 476, 486). Если рассматривать как компонент предупреждения Альфреда Адлера о влиянии избалованности на детей, можно ожидать, что только дети не захотят покидать убежище дома, вообще не захотят ходить в школу и будут требовать внимания от учителя, постоянно задавая вопросы. за помощь или причинение неприятностей (Адлер, 1931/1992, с. 137, 147).
Считалось, что последствия только детства, если их не устранить должным образом, сохранятся и во взрослой жизни. Каннингтон призывал тех родителей единственных детей, которые по своему выбору ограничили свои семьи, представить себе будущее своего ребенка: «в более позднем возрасте он оказывается без братьев и сестер, страдает от слабого телосложения, неуравновешенного интеллекта, слабой нравственности или он может обнаружить, что одиночество его положения невыносимо для кого-то из его чувствительной натуры» (Каннингтон, 1913, стр.20). И Каннингтон (1913, стр. 20), и Альфред Адлер (1931/1992, стр. 229, 234) предполагали, что только дети заключают неудачные браки. В крайних случаях подразумевалось, что баловство только в детстве может привести к безумию во взрослой жизни. Генри Модсли рассказал историю о 38-летней единственной дочери, которая то побывала в различных приютах, то была «напоена», а также была «чрезвычайно агрессивной в поведении» и «[не]способной к любой самодеятельности». «сдержанность» из-за чрезмерной снисходительности родителей. Привычная лгунья, «когда не могла набраться духа, была ругательна, озорна, сварлива, полна жалоб на несправедливость, причиненную ей, и поистине невыносима», и она «была безнадежной пациенткой каждого врача, имевшего несчастье иметь к ней какое-либо отношение» (Maudsley, 1867, стр. 313–314).
Однако в начале 20-го века перспективы только для детей не считались столь уж мрачными. Начиная с 1927 г. стали появляться спорадические небольшие исследования, проводимые психологами из американских университетов. Скрытые в специализированных журналах, они, тем не менее, представляли собой поворотный момент как в методах (от анекдотических к статистическим методам), так и в установках.
В то время как более «традиционные» психологи неохотно допускают, что только дети имеют случайное преимущество – Бохэннон (1898, стр. 491) наделяли их в общей сложности четырьмя положительными характеристиками: «привязанностью, честностью, послушанием и щедростью», а Чедвик (1928, стр. 352) хвалил их «чудесные игры воображения» — в некоторых из этих новых исследований сообщалось что только дети демонстрировали превосходство над другими детьми в областях, в которых у них была плохая репутация. Упомянем пару примеров: Рут Б. Гилфорд и Д. А. Вустер (1930, стр. 420) сообщили, что единственные дети в их исследовании проявляли значительно лучший самоконтроль, чем другие дети, а Этель Мэри Абернети утверждала в 1940 (стр. 307), что только дети менее невротичны, чем другие дети.
Эти исследователи также подвергли сомнению старые методы и объяснения. Дж. Б. Маллер (1931/1992, стр. 16) предположил, что только дети плохо справлялись с определенными тестами характера, потому что их оценивали их учителя, у которых были предубеждения против их сородичей, а Росс Стагнер и И.Т. Katzoff (1936, стр. 345) критиковал «удобные» объяснения поведения некоторых детей, основанные на порядке рождения.
Как и следовало ожидать, эти новые исследования не были идеальными — можно, например, задаться вопросом, как измерялись такие характеристики, как «вежливость» и даже «неженка», и некоторые исследователи продолжали искать старые объяснения родительской снисходительности и чрезмерная защита при обсуждении своих выводов (Кэмпбелл, 19 лет). 33, стр. 203–204). Тем не менее, они проложили путь для более поздних исследований, таких как значительное исследование, проведенное Тони Фальбо, а также Джоном Клоди, которые обнаружили, что «единственные дети гораздо больше похожи на других детей, чем отличаются» (цитируется по Newman, 2011, p. .44).
Так почему эти стереотипы сохраняются? Книга Сьюзен Ньюман 2011 года, защищающая только детей, предлагает несколько объяснений того, почему только дети до сих пор считаются «одинокими, властными, эгоистичными, избалованными — короче говоря, испорченными» (стр. 39).). К ним относятся социальное и культурное ожидание иметь более одного ребенка, которое, я бы сказал, сохраняется; идея «исходной амнезии», при которой старые стереотипы сохраняются в сознании, несмотря на представление доказательств обратного; и связь между сильными негативными эмоциями и предметом только детей (Ньюман, 2011, стр. 40, 43).
Устные рассказы и автобиографии единственных детей, родившихся между 1845 и 1945 годами, предполагают, что, согласно более поздним исследованиям, в этот период не было типичного опыта «единственного ребенка». Представления психологов о единственных детях не мешали родителям останавливаться на одном ребенке и не отражали опыт многих настоящих единственных детей, которые сообщали, что с удовольствием ходят в школу, где они хорошо приспособились и завели друзей, и ведут полноценную жизнь во взрослом возрасте. Это хорошо согласуется с моим личным опытом: я сам единственный ребенок, я встречал и сталкиваюсь с другими единственными детьми с совершенно другим опытом, а также с братьями и сестрами, с которыми у меня много общего.
— Элис Вайолетт — студент-исследователь кафедры истории Университета Эссекса. 0). Дополнительные данные о личности и семейном положении. Журнал психологии 10, 303–307.
Адлер, А. (1930). Единственный ребенок. У Альфреда Адлера и соавторов (ред.) Руководство ребенком по принципам индивидуальной психологии. (стр. 195–209). Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
Адлер, А. (1992). Что может значить для вас жизнь (К. Бретт, пер.). Оксфорд: Единый мир. (Оригинальная работа опубликована в 1931 г. )
Bohannon, EW (1898 г.). Единственный ребенок в семье. Педагогическая семинария, 5, 475–496.
Боханнон, EW (1912 г.). Исключительные дети и единственный ребенок в семье.
Дулут, Миннесота. Кэмпбелл, А.А. (1933). Изучение личностных приспособлений единственных и промежуточных детей. Журнал генетической психологии 43, 197–206.
Чедвик, М. (1928). Трудности в развитии ребенка. Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
Чедвик, М. (1925). Психология для медсестер. Лондон: Уильям Хайнеманн.
Каннингтон, CW (1913). Детские заметки для мам. Лондон: Бальер, Тиндалл и Кокс.
Гилфорд, Р. Б. и Вустер, Д. А. (1930). Сравнительное исследование единственного ребенка и не единственного ребенка. Журнал генетической психологии 38, 411–426.
Маллер, Дж. Б. (1931). Размер семьи и личность потомства. Журнал социальной психологии 2, 3–27.
Ньюман, С. (2011). Дело единственного ребенка. Дирфилд-Бич, Флорида: HCI.
Стагнер, Р. и Кацофф, Э.Т. (1936). Личность в зависимости от порядка рождения и размера семьи. Журнал прикладной психологии 20, 340–346.
Винтерберн, Ф. Х. (1899 г.). С точки зрения ребенка: взгляды на детскую жизнь и природу. Нью-Йорк: Бейкер и Тейлор.
что это такое, причины и симптомы
Деспотизм — приобретенное качество личности, проявляющееся в стремлении к неограниченной власти, которая достигается, независимо от мнения и потребностей других, требованием постоянного и полного подчинения. Деспотизм в психологии есть проявление крайне неблагоприятных характеристик Эго, его непомерный рост, что в конечном итоге приводит к утрате разумного контроля над своими жизненными проявлениями, а все действия подчинены исключительно аффективной сфере.
Деспотизм в семье проявляется как психологическое и физическое насилие, когда все методы становятся актуальными для достижения собственной власти. Самодержавному человеку не хватает понимания личных границ и свобод других, а те, кто считается его семьей, воспринимаются им как собственность. Естественно, что при таком восприятии от окружающих требуется постоянное выполнение воли деспота, а также полное соответствие его представлениям о жизни, причем не только своей и разделяемой, но и о том, как должен вести себя и чувствовать другой человек. Среди обычных требований могут быть такие, как запрет на слезы и потребность в постоянной радости. Подобные атаки на сенсорную сферу, не поддающуюся контролю, свидетельствуют об отсутствии адекватного восприятия.
Такое поведение неизбежно вызывает конфликты на различных уровнях. Жертвы деспота могут пытаться объясниться или ругаться, в дело может вступить битая посуда и физические побои. Те, кто окончательно чувствует свое бессилие, оказывают молчаливое сопротивление молчанием, приспособлением, что необратимо нарушает психику не только жертвы, но и самого тирана.
Тираническое поведение не может прекратиться само по себе, и чем меньше будет оказываться сопротивления, тем больше человек будет чувствовать себя полубогом и начнет требовать невозможного, как должное. Нельзя сказать, что есть люди, которые никогда не превращались в деспотов, в попытках получить желаемое от других, но те, кто принимает эту линию поведения в критических формах, нуждаются в помощи специалистов. Неконтролируемое насилие над окружающими, неадекватные требования и оценка ситуации являются основными признаками наличия психических расстройств. В лучшем случае исправить ситуацию поможет длительная психотерапия; в худшем случае потребуется специализированная медикаментозная терапия.
Что такое деспотизм
Деспотизм в психологии – это поведение, включающее в себя такие проявления, как навязывание своей воли не аргументом, а силой, проявление агрессии, применение мести, унижение, физическое и сексуальное насилие, газлайтинг. Как правило, причинами такого поведения являются детские травмы, комплексы и страхи, которые человек пытается преодолеть подобным деструктивным путем, обрести уверенность и цельность. Проблема в том, что такая стратегия поведения не способствует установлению гармоничных отношений, при которых возможно оздоровление человека на глубинных уровнях.
Чем больше страхов скрыто в психике деспота, тем изощреннее его методы управления и тем сильнее желание распоряжаться чужой свободой. Неуверенность и сомнения в собственной привлекательности прикрываются агрессивностью, не дающей выбора даже другим.
Деспотизм в семье не дает ее членам выбора даже в собственном отношении, их буквально заставляют любить. Деспотизм часто соседствует с унижением и местью, и если унижение других имеет более или менее очевидные тенденции, потому что, таким образом, человек начинает лучше выглядеть в собственных глазах, то рождается месть глобальная и беспричинная, направленная на всех и ни за что. . Глубокий смысл такой мести заключается в восстановлении подорванной самооценки и уважения.
Несмотря на властное положение и стремление к уважению и возвышению себя, деспотизм исключает сотрудничество и уважение других. Со временем такое отношение, провоцируя постоянные ссоры и конфликты, разрушает любые значимые и прочные отношения, а также психику участников контакта. Вместо отсутствия любви и принятия деспот получает страх, ненависть, месть, непонимание, враждебность и, в конечном счете, одиночество.
Деспотизм проявляется как черта личности у мужчин и женщин, имеет лишь небольшие внешние отличия в выборе методов. Изначально может показаться, что деспотизм – это исключительно мужская черта, точно так же, когда речь идет об изнасиловании, все сразу видят в женщине жертву. Впрочем, женщины тоже во многом деспотичны, просто это реже принимает форму физического насилия. Женщины способны уничтожить мужчину моральной ревностью, шантажом, постоянными истериками, угрозами самоубийства, упреками и унижением его достоинства. Арсенал моральных пыток шире физических, и самое страшное то, что деспотичная женщина не раскается в своем совершенстве, ведь ее поступки и слова контролируются не только аффектом, но и разумом.
Деспотизм свойственен также пожилым людям и даже детям (первые проявления подобных тенденций возможны в возрасте трех лет и провоцируются наступлением кризисного периода).
Причины деспотизма
Деспотизм не является врожденным признаком и не зависит от особенностей нервной системы и других физиологических факторов, однако предпосылки к его формированию закладываются достаточно рано. Мнение о том, что деспотизм передается по наследству, связано с тем, что, воспитываясь у властных родителей, не слышавших нужд ребенка, а лишь требующих безоговорочного послушания, человек принимает эту модель поведения за норму. В детстве это качество не имеет места для проявления, так как дети слабы, но по мере взросления, обретения физической силы и овладения нравственными методами насилия, манипулирования и принуждения, человек вообще начинает осознавать деспотичную форму взаимодействия. уровни.
Деспотизм неосознанно формирует желание отомстить другим за обиды. Одного случая для этого мало, обычно пребывание в токсичных отношениях или воспитание такими методами. Оскорбления, унижения, жестокие наказания ребенка могут повлечь за собой желание наказать не только родителей, но и весь мир, ведь он остался глух и слеп к своему горю. Но предпосылкой развития деспотизма может служить не только жестокое обращение, но и чрезмерное внушение об уникальности и неповторимости личности ребенка, его превосходстве над другими. Мнение родителей очень важно и формирует отношение к себе, войдя в реальный мир, такой человек испытывает стресс от того, что не все его боготворят, а кто-то откровенно высмеивает недостатки. В таких ситуациях выбирается путь, чтобы заставить окружающее общество мыслить и воспринимать собственную личность в привычных рамках.
Утверждение своей власти для деспота становится навязчивой невротической идеей, не питаемой потребностью, так как способы ее удовлетворения выбираются неадекватными. Психологические травмы необходимо осторожно вскрывать в безопасных условиях, учиться смотреть на них без ужаса и боли, вырабатывать новые способы реагирования, узнавая такую историю своей жизни. Попытки деспота добиться любви и признания напоминают забивание молотком выпавшего волоса — это болезненно, бесполезно и требует огромных усилий.
Признаки деспотизма
В обществе, где нарушается восприятие насилия и границ личности, деспотизм может восприниматься как проявление характера или даже уважаться. Люди, получившие в детстве травмы зависимого типа, в зрелом возрасте влюбляются в деспотов и тиранов, опять же не замечая грубого нарушения своей свободы.
Одним из характерных признаков деспотизма является восприятие физического и психологического насилия как нормы поведения и способа регулирования отношений. Такие механизмы являются основными во взаимодействии с деспотом; он практически не умеет просить, договариваться, искать компромиссы.
Любой вид насилия применяется, если поведение партнера не соответствует желаниям деспота, и он сначала может продемонстрировать свое недовольство и позволить другому исправить себя, если этого не произойдет в кратчайшие сроки, то другой будет наказан (удар по морде или неделя тишины не важно). Стоит отметить, что требования к поведению партнера часто довольно странные, а недовольство будет вызывать то, что другие воспринимают как нормальное явление. Все дело в том, что гнев вызывает любое поведение или мнение, содержащее личность другого, а не его личное.
Часто проявляется такое поведение, как газлайтинг, когда деспот убеждает другого, что все плохое — плод его воображения. О том, что ругань выдумана, можно долго говорить. Но грубость воспринимается как таковая из-за неустойчивого психического состояния жертвы самого деспота. Его влияние и вина никогда не признаются, наоборот, другого могут обвинить в манипулятивных истериках, когда на самом деле это слезы боли. Унижение и оскорбления в других становятся нормой, а при попытке выяснения отношений человека могут упрекнуть в отсутствии чувства юмора, объяснив подобные высказывания шуткой. Чтобы у человека не возникало сомнений в неадекватности партнера, его круг общения ограничивается, постепенно исчезают родственники и друзья, которые могли бы поделиться своим мнением.
Как правило, деспоты пытаются полностью разрушить самооценку другого человека, чтобы иметь еще больше рычагов для контроля.