Тест

Тест для дошкольников рисунок человека: Тест “Рисунок человека”

Тест «Рисунок человека» К.Маховер | Тест по коррекционной педагогике:

ТЕСТ «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» (К.МАХОВЕР)

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. 

Цель: определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. 

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти  к беседе.

Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

Краткая версия обработки графической информации.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:
У человека нарисована голова.
У него две ноги.
Две руки.
Туловище достаточно отделено от головы.
Длина и ширина туловища пропорциональны.
Плечи хорошо прорисованы.
Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
Шея ясно просматривается.
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
У человека нарисованы глаза.
У него нарисован нос.
Нарисован рот.
Нос и рот имеют нормальные размеры
Видны ноздри.
Нарисованы волосы.
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
Человек нарисован в одежде.
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
На руках изображены пальцы.
На каждой руке пять пальцев.
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
Большой палец достаточно хорошо выделен.
Хорошо прорисованы запястья.
Прорисован локтевой сустав.
Прорисован коленный сустав.
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
Длина и ширина конечностей пропорциональны.
На ногах можно различить пятки.
Форма головы правильная.
Форма тела в целом правильная.
Очертания конечностей переданы правильно.
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
Уши хорошо различимы.
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.
На лице прорисованы ресницы и брови.
Зрачки расположены правильно.
Глаза пропорциональны размерам лица.
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
Четко различимы лоб и подбородок.
Подбородок отделен от нижней губы.

 Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
5 лет – 10 очков
6 лет – 14 очков
7 лет – 18 очков
8 лет – 22 очк
9 лет – 26 очков
10 лет – 30 очков
11 лет – 34 очка
12 лет – 38 очков
13 лет – 42 очка
14 лет – свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина).

Анализ рисунка.

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.

Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.

Символическое значение фигуры человека.

Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее.

Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) – компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении.

Брови. Аккуратные брови – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность, высокомерие.

Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у подростка) – наличие нарциссических тенденций.

Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.

Шея – связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея – зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея – естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические нарушения.

Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки) – проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др. ).

Откровенное изображение гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий – нарушение поведения, агрессия, фобия.

Т.к. нарисованная фигура тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его, следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение.

Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения.

Другие особенности изображения. Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен).

Необязательные детали. Сигарета, трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука, шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность мастурбацией.

Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок.

Стирания. Факты стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности.

Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!

Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка семьи

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели


(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.

Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.

Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.

Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.

Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка семьи

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.

2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.

3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.

4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.

5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.

6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.

7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.

8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.

9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.

10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.

11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.

12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.

14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.

8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.

9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.

12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.

13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.

14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.

Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.

Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.

Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.

Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.

2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.

3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.

4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.

5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Психологический рисуночный тест


«Моя семья».


Читайте также:
Тесты для подростков.
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
А. Л. Венгер Психологические рисуночные тесты.

 

Тест «Нарисуй человека» (DAP) — отличный способ определить уровень интеллекта ребенка — Nucleus Learning

Недавно я ходил к врачу на ежегодное обследование сына. Наш доктор фантастический, и мне так повезло, что мне посчастливилось попасть к нему. Каждый раз, когда мы идем, я узнаю что-то очень интересное, этот раз не был исключением.

Доктор начал задавать стандартные медицинские вопросы: Якуб серьезно болел в прошлом году? Любые ушные инфекции? и т. д. Затем он обратился к своему умственному, социальному и физическому развитию. И он спросил меня:

«Якуб умеет рисовать человека?»

Я ответил, что, наверное, да, потому что он все время рисует динозавров, но я не могу вспомнить людей, которых он рисовал в последнее время… Итак, доктор дает Якубу (моему 4-летнему сыну) листок бумаги и просит его: «Нарисуй персона». После небольшого шока и застенчивости Якуб подчиняется и рисует человека. Он начал с головы, затем тела, рук, ног, нескольких глаз и рта на голове — в их правильном положении, а затем также некоторых волос. Ничего художественно приятного, а просто фигурка (к сожалению, я не смогла взять с собой снимок, так как доктор хотел сохранить его в своей документации — снимок выше тоже снимок Якуба, от февраля 2008 года — ему было 3 года и 10 лет). месяцев). Доктор сказал, что это интересно, и начал объяснять мне теорию теста «нарисуй человека».

Он сказал, что на тесте очень универсальный. Многие исследования показывают, что результаты одинаковы во всех уголках земли. То, как дети рисуют человека, определяет, на какой стадии умственного развития он находится. Вы можете в значительной степени проверить интеллект с помощью простого рисунка. В возрасте 3 лет дети начинают рисовать круги и линии, но обычно не могут сделать фигурку похожей на человека. В 4 года они должны начать рисовать людей более привычными для нас: голову, руки, ноги. Но в возрасте 4 лет (умственному возрасту 4 года) большинство детей рисуют руки и ноги, выходящие из головы, а не тело. Якуб этого не делал. На его картине было тело. Даже на картинке выше, нарисованной, когда ему не исполнилось 4 месяцев, Якуб нарисовал тело. Врач сказал, что это свидетельствует о том, что его стадия умственного развития больше похожа на 5-летнюю, чем на 4-летнюю (я всегда знала, что мой сын умный :)). В возрасте 5 лет дети начинают рисовать тела, руки и ноги, выходящие из тел. Затем, в возрасте от 5 до 5,5 лет, дети начинают рисовать больше деталей, в том числе 3 пальца (не 5), одежду и т. д. Доктор не стал вдаваться в подробности, полагая, что меня все равно больше не интересует возраст моего сына.

Но когда я вернулся домой, мне захотелось узнать больше об этом классном неинвазивном тесте: тесте «Нарисуй человека». На самом деле я не знал, что это так называется, пока не поискал информацию в Интернете. Якобы этот тест существует уже целое столетие, и он используется во всем мире, для детей разного возраста (до 13 лет, как я видел в тех немногих исследованиях, которые я читал), и психологами для анализа не только интеллект, но и эмоциональная устойчивость детей. Это идеальный тест, потому что он очень простой и неинвазивный, но в то же время так много говорит о ребенке.

Насколько я понимаю, процедура проведения теста заключается в том, чтобы сказать ребенку: «Нарисуй человека» без дополнительных объяснений. После этого психолог может присудить ряд баллов в зависимости от деталей изображения (есть ли шея? одежда? пропорции правильные? размер изображения? и т. д.). Затем, исходя из возраста ребенка и точек на картинке, можно дать эквивалент умственного возраста. Прохладный!

Через несколько дней после моего назначения, забрав Якуба из дошкольного учреждения, я нашел изображение двух фигурок в его школьной сумке. Руки и ноги выходили из головы. Я был в шоке… Это нарисовал Якуб? Он регрессировал всего за несколько дней? Я спросил его: «Это ты нарисовал?» Он сказал: «Нет, Эмили нарисовала эту картинку для меня». Он был так горд, что его друг нарисовал для него картинку, и я был рад видеть, что тест DAP настоящий.

Если вы хотите увидеть некоторые реальные исследования (не моего ребенка, а на статистическом уровне) этого теста DAP, вот несколько хороших сайтов, которые я нашел: сравнение за три десятилетия из Турции

  • Достоверность метода «Нарисуй человека: количественная система оценки с помощью WISC-R»
  • Вот некоторые выдержки из нескольких книг, которые я нашел по этой теме:

    • Использование рисунков в оценке и терапии : Руководство для специалистов в области психического здоровья
    • Ремесленные инструменты: Руководство терапевта по арт-терапевтической оценке

    Если вас интересуют подобные вещи, вы можете воспользоваться следующими замечательными ресурсами:

    • Использование рисунков в оценке и терапии
    • Интерпретация данных психологических тестов
    • Использование рисунков в оценке и терапии: руководство для специалистов в области психического здоровья
    • Измерение интеллекта с помощью рисунков (классика развития ребенка)
    • Серебряный тест рисования и нарисуй историю: оценка депрессии, агрессии и когнитивных навыков

    Обновление: Я только что получил руководство по подсчету очков для теста DAP. Я использовал его, чтобы отметить среднюю фигуру на картинке выше из рисунка моего сына в возрасте 3 лет и 10 месяцев. Он получил 8 баллов. Это соответствовало умственному возрасту 5 лет, который можно разделить на хронологический возраст моего сына 3,83 года, чтобы получить его IQ 130. Круто!

    Обновление: Когда мой сын учился в шестом классе, его в школе проверили на IQ. Его IQ был 145. Так что тест DAP был немного неверным.

    Тест по рисованию деревьев для определения характера детей

    С помощью рисунков дети сознательно и бессознательно передают эмоции, чувства и свое восприятие самих себя. В штрихах отражаются личность, характер, желания, заботы и даже страхи; поэтому такой инструмент, как тест по рисованию деревьев, удобен в педагогике и детской психологии. Это интересно!

    Немного о происхождении

    Первым, кто применил тест по рисованию деревьев, был Эмиль Юкер, швейцарский консультант, специализирующийся на консультировании детей и подростков. Позже его приняли различные психологи и графологи, такие как Карл Кох, который в 1957 году предложил его в качестве клинического метода работы с личностью и выражения конфликтов. Другие врачи, такие как Р. Стора и М. Пасси, также применяли его с отличными результатами.

    Что такое тест по рисованию деревьев?

    Можно применять как детям, так и взрослым с пяти лет. Возраст важен, потому что ребенок должен иметь базовые навыки рисования, чтобы тест был надежным. Трех- или четырехлетний ребенок обычно не улавливает деталей. Штрихи ожидаются непропорциональными, что больше связано с незрелостью в восприятии действительности, чем с личностью.

    Тест рисования дерева — это проективный тест глубокой личности; через его различное содержание мы будем исследовать области личности. Это широко используемый метод в клинической и производственной практике; мы разрабатываем некоторые понятия. Содержимое, анализируемое в тесте, следующее: ствол, крона, ветки, земля и другие вспомогательные элементы, которые иногда появляются.

    Как это осуществляется?

    Дайте ребенку чистый лист бумаги, карандаш и ластик. Попросите его нарисовать три дерева, как он хочет, но они должны быть настоящими. Убедитесь, что ему удобно и что в поле зрения нет деревьев, влияющих на его рисунок.

    Раздайте лист в горизонтальном положении. Обратите внимание, если он меняет позицию, потому что это говорит о его слабой приспособляемости и независимом суждении.

    Не забудьте упомянуть, что розыгрыш должен быть спонтанным; это не должно быть чем-то очень сложным. Сделав первое дерево, попросите его нарисовать два других по своему вкусу, но тоже настоящие.

    Не пропустите: Десять фильмов для детей, которые учат ценности дружбы

    Интерпретация

    Первое дерево представляет внутреннюю жизнь человека, который его нарисовал: травмы, воспоминания и способы взаимоотношений. Второе – это семья, а третье – внешний мир.

    Элементы анализа

    Туловище

    Это элемент, который больше всего ассоциируется с восприятием ребенка о самом себе. Это «я», его безопасность и уверенность, с которой он принимает вызовы внешнего мира. Узкие или неправильные слабые стволы показывают характер, находящийся под влиянием окружающих.

    Ширина туловища позволяет нам узнать аспекты его личности.

    Тонкий ствол: Они чувствительны или уязвимы к внешним воздействиям. Они склонны рассуждать о своих чувствах.

    Широкий ствол: Они импульсивны и руководствуются больше инстинктами, чем разумом.

    «Нормальный» туловище, ни широкий, ни тонкий: Это люди с эмоциональным равновесием.

    Ветви и крона

    Верхняя часть дерева образует ветви и крону. Его следует рассматривать как единое целое, символизирующее качество и интенсивность отношений ребенка с миром.

    След ветвей говорит нам о межличностных отношениях ребенка. Если веток нет, а есть листва, обычно трактуется, что он не любит спонтанности в отношениях с окружающими; вместо этого он любит думать и планировать.

    Верхние ветви ассоциируются с оптимизмом. Когда они проецируются в небо, они показывают желание расти и взаимодействовать с миром. Если они заканчиваются точкой или зубцами, то могут указывать на импульсивность или агрессивность.

    Нисходящие ветви показывают депрессивное, пессимистическое и беспомощное эмоциональное состояние. Когда в них есть детали (например, как плакучая ива), они ассоциируются с очень чувствительными людьми со склонностью к грусти.

    Восходящие и нисходящие ветви одновременно: Это непостоянные и покорные люди. Если они пересекаются с преобладанием угловатых форм, они импульсивны, склонны критиковать других, плохо переносят фрустрацию.

    Если крона мала по отношению к дереву, это часто связано с застенчивостью и замкнутостью.

    Если купол большой, он символизирует экстраверсию, воображение и интерес к миру. Это говорит о трудном контроле над фантазией, нарциссизме, эксгибиционизме и тщеславии, если оно слишком велико. Пропорциональная чашка указывает на баланс, реализм и рефлексивность. Плавные, волнистые штрихи на куполе говорят об адаптивности, терпении, понимании и вкусе к спокойным занятиям. Если верхушка кажется раздавленной, это говорит нам о чувстве стресса по отношению к давлению внешнего мира.

    Корень и почва

    Это бессознательное, обычно означающее стабильность. Если он есть, то это говорит о реальных критериях, а если его нет, то это указывает на беспристрастность, незащищенность и отсутствие поддержки. Если помимо земли в него входит трава или сад, это может указывать на внутренний конфликт, вызывающий дискомфорт.

    Многие корни говорят о положительной привязанности к матери или семье. Деформированные или непропорциональные корни указывают на поиск стабильности и любопытство к оккультизму. Отсутствие корней может быть признаком отсутствия безопасности.

    Другие элементы толкования

    Расстояние между деревьями говорит о привязанности или близости между ними.

    Необходимо также учитывать положение и размер рисунков. В центре изображен ребенок с сильной личностью; в углах или маленький размер, это показывает нам застенчивость.

    Хотя тест по рисованию деревьев очень интересен, педагоги и психологи всегда сопровождают его другими инструментами. Это упражнение нельзя интерпретировать как нечто абсолютное; это должно быть оценено с помощью других тестов.

    Помните, что все люди, особенно дети, меняются. Одно и то же упражнение может полностью меняться с разницей в несколько месяцев. Это во многом зависит от эмоционального момента, через который проходит ребенок.

    Этот и другие тесты являются лишь ориентиром. Если вы заметили что-то бросающееся в глаза, сходите к педагогу или психологу, чтобы оценить вашего ребенка. Всегда помните, что последнее слово за экспертом.

    Перевод: Лигия М.

    You may also like

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *