Разное

Трансакции по э берну виды: Трансакции по Берну | Журнал Вестник Психологии

Теория трансактного анализа Э.Берна основные эго-состояния и виды трансакций

Понятие трансакционного анализа

Определение 1

Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, которая описывает поведение человека как индивидуально, так и в составе группы. Данная модель включает в себя не только психологический и конфликтологический подход, но и философский.

Трансакционный анализ основывается на психоанализе и представляет собой особую модель, изложенную простым и доступным языком. Он основывается на положение о том, что один и тот же человек, находясь в определенной ситуации, может функционировать по-разному, исходя из нахождения в определенном эго-состоянии. Каждый человек может самостоятельно думать, обучаться, принимать решения, открыто выражать свои чувства, причем не только дома, но и на работе, в школе, при общении со сверстниками или соседями, т.к. в любых местах, где существуют люди.

Основы данной теории были разработаны и описаны Эриком Берном, а также рядом других психотерапевтов. Ученые в самых разных областях также занимались изучением трансакционного анализа. Первые исследования в данной области были опубликованы еще в 1960-х годах, однако пик общественного интереса к рассматриваемой проблеме пришелся на начало 1970-х годов.

Эго-состояния

Согласно теории трансакционного анализа в каждом человеке существуют три состояния, которые можно описать следующим образом:

  1. Родитель. Данное состояние содержит поведение и установки, которые переняты человеком извне, в основном, от родителей или наставника. Они выражаются в предубеждении, заботливом отношении к некоторым людям, возможности назидания, влияния на ребенка, в том числе и находящегося внутри нас.
  2. Взрослый. Данное состояние не зависит от возраста личности и ориентировано на восприятие человеком текущей действительности. Человек получает объективную информацию, организует свою деятельность определенным способом, являюсь хорошо приспособленным, стрессоустойчивым и находчивым. Также он способен спокойно рассуждать, без паники находить разрешение проблемных ситуаций.
  3. Ребенок. Данный тип содержит такие побуждения, которые имеются у ребенка и возникают естественным путем – это ранние детские переживания, реакция на проблемные ситуации и конфликты, выражаемые как в отношении себя, так и в отношении других. Данное состояние отвечает также за творческие качества личности.

Таким образом, когда личность чувствует, действует, думает, разрешает конфликты, она поступает по определенному сценарию. Если человек действует так, как действовали его родители в проблемных ситуациях, он действует в соответствии с эго-состоянием родителя. Когда человек соотносит свои действия с текущей реальностью, действует объективно – находится в состоянии взрослого. Когда он ведет себя подобно ребенку, задействуя модель детского поведения – это состояние ребенка.

Берн также выделял трансакцию как единицу общения. По его мнению, она состоит из стимула и реакции. Во время общения мы обмениваемся состояниями, которые имеются у нас. При этом трансакции бывают трех видов:

  • Дополняющие или параллельные трансакции – реакция одного человека непосредственно дополняется реакцией другого, при этом люди взаимодействуют в одинаковых эго-состояниях.
  • Пересекающиеся трансакции – стимул-реакция пересекается, что является источником конфликта. Например, муж выясняет, где находится его галстук, а жена берет данную ситуацию на свой счет, считая, что муж опять обвиняет в беспорядке в шкафу. В данном случае муж обращается к жене с позиции «от Взрослого к Взрослому», жена же воспринимает реакцию как «Ребенок», обращаясь к «Родителю».
  • Скрытые трансакции – человек говорит одну фразу, однако имеет в виду совершенно другое. В этом случае слова, которые произносит человек, не соотносится с его жестами, взглядами, эмоциями, действиями. Скрытые трансакции выступают в качестве повода для психологических игр, которые нередко затевает люди между собой. Анализ психологических игр является одним из интереснейших направлений исследования психологии и конфликтологии.

Рисунок 1. Теория трансактного анализа Э.Берна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структурирование времени

Эрик Берн предполагал, что люди способны по-разному проводить свое время, исходя из чего, структурировал его по видам. Он выделял следующие виды структурирования времени:

  • уход;
  • ритуалы;
  • времяпровождение;
  • деятельность;
  • игры;
  • интимность.

По мнению ученого, все вышеперечисленные способы способны удовлетворить запрос человека в тех или иных областях, в том числе удовлетворить практически все потребности человека.

Уход он рассматривал в качестве замкнутости, когда между людьми отсутствовала коммуникация, то есть человек уходит от общения с другим человеком, прекращает контакт.

Ритуалы – это привычные, повторяющиеся действия, которые не всегда несут смысловую нагрузку, однако важны для человека с той целью, чтобы наладить какую-либо сферу деятельности. При этом выделяют неформальные ритуалы, например, воспроизводимые дома, и официальные, например, дипломатический этикет.

Времяпровождение представляет собой разговоры между людьми о проблемах и событиях, в том числе носящих и ритуальный характер. Как правило, разговоры всегда запрограммированы, так как в конкретном коллективе можно говорить лишь на определенные темы, допускаемые людьми. При этом подсознательно люди понимают, на какую тему можно говорить в данном коллективе, а на какую нет.

Наиболее сложным видом общения являются игры, так как в них одна сторона всегда стремится добиться превосходства на другой и получить за это вознаграждение, то есть присутствует некая скрытая мотивация.

Совместная деятельность представляет собой реализацию деятельности между людьми, например, в офисе, на работе, дома при реализации бытовых функций и так далее.

Интимность также выступают в качестве особой формы взаимодействия людей. Например, между супругами возникает двухсторонняя близость, которая предусматривает свободное от игры общение, предполагающее заинтересованность между лицами и полную открытость. В качественных отношениях супруги предстают друг перед другом неприкрытыми, без лишних эмоций.

Психологические типы личности по Э. Берну

 

1.3 Структурный 
анализ

Личность каждого человека
наделена только ей присущим сочетанием
психологических черт и особенностей,
образующих ее индивидуальность, составляющих
своеобразие человека, его отличие 
от других-людей. Личность человека неповторима 
в своей индивидуальности. Она 
представляет собой совокупность Я-состояний.

На языке психологии состояние 
Я можно описывать как систему 
чувств, определяя ее как набор 
согласованных поведенческих схем.
По-видимому, каждый человек располагает 
определенным, чаще всего ограниченным
репертуаром состояний своего Я,
которые суть не роли, а психологическая
реальность. Репертуар этих состояний
можно разбить на следующие категории:

1) состояния Я, сходные 
с образами родителей;

2) состояния Я, автономно 
направленные на объективную 
оценку реальности;

3) состояния Я, все еще 
действующие с момента их фиксации 
в раннем детстве и представляющие 
собой архаические пережитки.  
Неформально проявления этих 
состояний Я называются Родитель,
Взрослый и Ребенок.

В транзакционном анализе 
важны результаты. С самого начала
врач стремится заключить с пациентом 
лечебный контракт. Начинается это 
с вопроса к пациенту: «Чего
же вы хотите?» или: «Вы пришли сюда
с некоторой целью; когда мы с 
вами будем считать, что эта цель
достигнута?» Хотя вопрос этот кажется 
довольно простым, в ряде случаев 
психотерапия проводилась годами, а 
только что указанный вопрос так 
и не был поставлен. Многие пациенты
начинают лечение, отрывают время от
работы, платят немалые деньги и 
затрачивают эмоциональные усилия,
а затем говорят врачу: «Не могу
понять, зачем я сюда хожу; а вы
как думаете?» Врач узнает в этом
вопросе Ребенка, спрашивающего 
Родителя, как ему лучше себя вести.
Если врач проявит небрежность и 
ответит какой-нибудь из родительских
сентенций, отсюда может возникнуть
игра. В этом случае Ребенок пациента
может в конце концов взбунтоваться. Такой
образ действия доставляет возбуждение,
но не лечит. Чтобы избежать подобных нежелательных
ситуаций, заключают контракт взрослого
типа, учитывая объективные потребности
пациента.

На раннем этапе транзакционного 
анализа не было никаких учебников,
потому что анализом этого рода никто 
не занимался прежде. Обсуждая истории 
болезни и прослушивая записанные
на пленку занятия терапевтических 
групп, участники семинара заметили,
что и сам врач проявляет тенденцию разыгрывать
те или иные игры. После тщательного обсуждения
этого, вопроса лечение удалось улучшить.
Чтобы у пациентов были лучшие шансы на
выздоровление, врач должен, как это обнаружилось
на семинаре, отдавать себе отчет в том,
что делают его собственный Родитель,
Взрослый и Ребенок в каждый момент группового
занятия. Отсюда развилась строгая программа
подготовки, включавшая посещение еженедельных
семинаров и период работы под руководством
опытного специалиста по транзакционному
анализу. Эта обширная подготовка длится
от года до трех лет или больше и завершается
устным или письменным экзаменом перед
особой экзаменационной комиссией из
старших специалистов. Лишь после такой
успешно завершенной подготовки квалифицированный
терапевт становится дипломированным
специалистом по транзакционному анализу.
Эта подготовка прибавляется к обычной
профессиональной подготовке, получаемой
общепринятым способом.

Таким образом, теория личности,
лежащая в основе транзакционного 
анализа, исходит из наблюдений, согласно
которым человек может нечто 
говорить, высказывая или подразумевая
в скрытой или замаскированной 
форме нечто совсем иное. Личность
индивида состоит из разных частей,
и одна из этих частей может вводить 
в заблуждение другую точно так 
же, как он вводит в заблуждение 
других людей в своей повседневной
жизни.

1.4 Характеристика 
Я – состояний

Состояния Я — это нормальные
физиологические феномены. Человеческий
мозг организует психическую жизнь,
а продукты его деятельности упорядочиваются 
и хранятся в виде состояний Я. Некоторые
работы американских ученых содержат
конкретные факты, подтверждающие эту
точку зрения. На разных уровнях существуют
и другие упорядочивающие системы, такие,
например, как память на факты. Однако
естественным образом опыт запечатлевается
в меняющихся состояниях сознания. Каждый
тип состояний по-своему жизненно важен
для человеческого организма.

Ребенок — это источник интуиции,
творчества, спонтанных побуждений и 
радости.

Состояние «Взрослый» необходимо
для жизни. Человек перерабатывает
информацию и вычисляет вероятности,
которые нужно знать, чтобы эффективно
взаимодействовать с окружающим
миром. Ему знакомы собственные 
неудачи и удовольствия. Например,
при переходе улицы с сильным 
движением необходимо произвести сложные 
оценки скоростей. Человек начинает
действовать только тогда, когда 
оценит степень безопасности перехода
улицы. Удовольствия, которые люди испытывают
в результате такого рода успешных
оценок, на наш взгляд, объясняют 
любовь к таким видам спорта, как 
горные лыжи, авиационный и парусный
спорт.

Взрослый контролирует действия
Родителя и Ребенка, является посредником 
между ними.

Родитель осуществляет две 
основные функции. Во-первых, благодаря 
этому состоянию человек может 
эффективно играть роль родителя своих 
детей, обеспечивая тем самым 
выживание человеческого рода. Важность
этой функции подчеркивается тем 
фактом, что люди, оставшиеся сиротами
в раннем детстве, испытывают гораздо
большие трудности при воспитании собственных
детей, чем те, которые росли в полных семьях
вплоть до подросткового возраста. Во-вторых,
благодаря Родителю многие наши реакции
давно стали автоматическими, что помогает
сберечь массу времени и энергии. Люди
многое делают только потому, что «так
принято делать». Это освобождает Взрослого
от необходимости принимать множество
тривиальных решений, благодаря чему человек
может посвятить себя решению более важных
жизненных проблем, оставляя обыденные
вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три 
аспекта личности чрезвычайно важны 
для функционирования и выживания.
Их изменения необходимы только в 
том случае, если один из этих аспектов
нарушает здоровое равновесие. В обычной 
ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый
и Ребенок — заслуживает одинакового 
уважения, так как каждое состояние 
по-своему делает жизнь человека полноценной 
и плодотворной.

На приведённой ниже диаграмме 
можно увидеть возможные варианты
взаимодействия Я — состояний людей 
при общении.

Диаграмма взаимоотношений (схема 1), на которой изображены
девять возможных векторов общения между
спрашивающим и отвечающим, обладает некоторыми
интересными свойствами.

1.5 Виды трансакций

Схема 1. Диаграмма взаимоотношений

 

Дополнительные трансакции
между «равными психологическими
состояниями» представлены линиями
(1-I), (5-5) и (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3)
и (6-8)

(8-6) тоже дополнительные.
Все остальные комбинации образуют 
пересекающиеся трансакции, и на 
диаграмме они тоже пересекаются:
например (3-7) (3-7), — двое людей, лишившихся
дара речи, свирепо уставились друг на
друга. Если никто из них не уступит, коммуникация
прекратится и они разойдутся в разные
стороны. Обычно один отступает на (7-3),
что приводит к игре «Скандал»; лучшим
решением было бы (5-5), при котором оба рассмеются
или обменяются рукопожатием.

Простые дополнительные трансакции
чаще всего встречаются при неглубоких
производственных или общественных
взаимоотношениях. Их легко нарушить
простыми пересекающимися трансакциями.
В сущности, поверхностные взаимоотношения 
можно определить как не выходящие 
за пределы простых дополнительных
трансакций. Такого рода взаимоотношения 
возникают в совместной деятельности,
ритуалах и времяпрепровождениях.

Более сложными являются скрытые трансакции,
требующие одновременного участия более
чем двух состояний Я. Именно эта категория
служит основой для игр. Продавцы, например,
весьма сведущи в так называемых «угловых
трансакциях», в которых участвуют три
состояния Я. Следующий обмен репликами
является ярким, хотя и несколько грубоватым
примером торговой игры.

Продавец: Эта модель получше,
но она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то
я и возьму.

Эта трансакция проанализирована
на схеме. Продавец на уровне Взрослого 
констатирует два факта: «Эта модель
лучше» и «Она вам не по карману».
На социальном уровне слова продавца
кажутся обращенными к Взрослому 
покупательницы, поэтому она должна
была бы ответить: «Вы, безусловно, правы 
и в том, и в другом». Однако
скрытый, психологический вектор был 
умело направлен опытным Взрослым продавца
к Ребенку покупательницы. Ответ, который
дал Ребенок, показывает, что наш анализ
правилен. Покупательница думает: «Несмотря
на финансовые последствия, я покажу этому
наглецу, что я ничуть не хуже других его
покупателей». Эта трансакция дополнительна
на обоих уровнях, поскольку продавец
как бы принимает ответ покупательницы
за чистую монету, то есть как ответ Взрослого,
решившего сделать покупку.

Дополнительные — при нормальных человеческих
отношениях стимул влечет за собой уместную,
ожидаемую и естественную реакцию. Например,
во время болезни ребенок с высокой температурой
просит пить, и ухаживающая за ним мать
приносит стакан воды.

Обратное правило состоит 
в том, что процесс коммуникации
прерывается, если происходит то, что 
называется пересекающейся
трансакцией. На схеме представлена наиболее
обычная пересекающаяся трансакция, которая
вызывает наибольшие трудности в процессе
общения, какой бы стороны человеческих
отношений она ни касалась: семейной жизни,
любви, дружбы или работы. Стимул рассчитан
на взаимоотношения Взрослый — Взрослый,
например: «Ты не знаешь, где мои запонки?»
Соответствующим трансакции Взрослый
— Взрослый в первом случае может быть
признан ответ: «Запонки лежат на столе».

Пересекающиеся 
трансакции.

 

Однако собеседник может 
вдруг вспылить. Тогда ответы будут 
другие, например, в первом случае: «Ты
как мой отец все время меня
критикуешь», — а во втором: «Вечно 
я у тебя во всем виновата!» Оба 
последних ответа соответствуют 
схеме Ребенок — Родитель, и, как видно 
из схемы, векторы трансакций пересекаются.

При подобных обстоятельствах 
следует временно отложить решение 
проблемы до тех пор, пока векторы 
не будут приведены в порядок.
Это может продолжаться несколько 
месяцев, несколько секунд, причем либо
игрок должен стать Родителем, дополняя
неожиданно проснувшегося в собеседнике
Ребенка, либо нужно активизировать в
нем Взрослого. Если, например, при обсуждении
с хозяйкой качества мытья посуды, вдруг
служанка вздумает взбунтоваться, то разговор
на уровне Взрослый — Взрослый будет закончен.
Возможным продолжением может стать коммуникация
на уровне Ребенок — Родитель или обсуждение
другой Взрослой проблемы: не следует
ли хозяйке уволить служанку?

Смысл высказываний о Я — состояниях
можно несколько подробно пояснить:

1. У каждого человека 
были родители (или те, кто их 
заменял), и он хранит в себе 
набор состояний Я, повторяющих 
состояния Я его родителей 
(как он их воспринимал). Эти 
родительские состояния Я при 
некоторых обстоятельствах начинают 
активизироваться. Следовательно, упрощая 
это понятие, можно сказать: «Каждый 
носит в себе Родителя».

2. Все люди (не исключая 
детей) способны на объективную 
переработку информации при условии, 
что активизированы соответствующие 
состояния их Я. На обыденном 
языке это звучит так: «В 
каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был 
раньше моложе, чем сейчас, поэтому 
он несет в себе впечатления 
прежних лет, которые при определенных 
условиях могут активизироваться.
Можно сказать, что «каждый 
таит в себе маленького мальчика 
или девочку».

Следовательно, всё выше
сказанное можно представить 
в виде диаграммы, отражающей все 
компоненты личности, выявленные на данном
этапе анализа. Диаграмма включает
состояния Родителя, Взрослого и 
Ребенка. Они четко отделены друг
от друга.

Для удобства, когда речь
идёт о состояниях Я, то слова будут
пишутся с заглавной буквы: Родитель (Р),
Взрослый (В), Ребенок (Ре).

Структурная диаграмма.

1. Никогда не употребляем 
слово «ребяческий», так как 
это понятие содержит негативный 
оттенок, поэтому от него следует 
избавляться.

Описывая Ребенка, будем 
употреблять слово «детский». Оно 
звучит более объективно и может 
быть использовано в биологическом 
смысле. Во многих отношениях Ребенок
— одна из наиболее ценных составляющих
личности, так как вносит в жизнь 
человека то, что настоящий ребенок 
вносит в семейную жизнь: радость, творчество
и очарование.

Если Ребенок нездоров
и обеспокоен, то последствия могут 
быть самыми неблагоприятными. Однако
определенные меры для улучшения 
ситуации могут и должны быть приняты.

2. Все вышесказанное касается 
и слов «зрелый» и «незрелый».
Есть люди, в которых Ребенок 
совершенно некстати и неумело 
берет на себя управление всей 
личностью, но в то же время 
у них есть и хорошо структурированный 
Взрослый, которого нужно только 
обнаружить и привести в действие.
У так называемых «зрелых людей»,
наоборот, контроль за поведением почти
все время осуществляет Взрослый, но и
у них, как и у всех остальных, Ребенок
может прорваться к власти, и тогда появляются
обескураживающие результаты.

3. Следует отметить, что 
Родитель может проявляться двояким 
образом — прямо или косвенно:
как активное состояние Я или 
как влияние Родителя. В первом,
активном случае человек реагирует 
так, как реагировали в подобных 
случаях его отец или мать («Делай, 
как я»). Если же речь идет 
о косвенном влиянии, то обычно 
реакция человека бывает такой, 
какой от него ждали («Не 
делай, как я; делай то, что 
я говорю»). В первом случае 
он подражает одному из родителей, 
во втором — приспосабливается к 
их требованиям.

4. Ребенок тоже может 
проявлять себя двумя способами: 
как приспособившийся Ребенок 
и как естественный Ребенок. 
Приспособившийся Ребенок изменяет 
свое поведение под влиянием 
Родителя. Он ведет себя так, 
как этого хотели бы отец 
или мать: например, очень зависимо 
от них или не по годам 
самостоятельно. Нытье или «уход 
в себя» — это тоже способы 
адаптации. Таким образом, влияние 
Родителя выступает как причина, 
а приспособившийся Ребенок —
как следствие. В то же время 
естественный Ребенок проявляет 
себя в спонтанном поведении: 
например, в непослушании, бунте 
или в проявлении творческого 
порыва.

PAI Partners приобретает Gruppo Coin

PAI Partners — европейская частная инвестиционная компания, которая инвестирует контрольный пакет акций в сделки по выкупу на сумму более 300 миллионов евро. PAI особенно заинтересована в «инвестициях в консолидирующиеся сектора и рынки, где рост может поддерживаться в течение экономических и финансовых рыночных циклов». Секторы, представляющие интерес, включают потребительскую розничную торговлю, профессиональную дистрибуцию, строительные материалы, инфраструктуру и коммунальные услуги, средства массовой информации, информационные технологии, связь, продукты питания, потребительские товары, здравоохранение, химическую промышленность, автомобилестроение, аэронавтику, бумагу и упаковку, электроприборы и бытовое оборудование (отопление, кондиционирование). -кондиционирование, безопасность). Фирмы инвестируют в диапазоне € 100 — € 300 млн сделки. ПАИ была образована в 1998 и базируется в Париже с дополнительными офисами в Мадриде, Милане, Мюнхене, Люксембурге, Копенгагене и Лондоне.


СТАТИСТИКА СДЕЛОК #
Комбинезон 19 из 82
Сектор ( Розничная торговля ) 1 из 5
Тип ( Выкуп (LBO, MBO, MBI) ) 17 из 30
Страна ( Италия ) 2 из 4
Год ( 2005 ) 4 из 9
ПРЕДЫДУЩАЯ СДЕЛКА
ДАТА ЦЕЛЬ ТИП СДЕЛКИ ЗНАЧЕНИЕ
01. 05.2005 FTE Автомобилестроение

Купить 368 млн евро
ПОСЛЕДУЮЩАЯ СДЕЛКА
ДАТА ЦЕЛЬ ТИП СДЕЛКИ ЗНАЧЕНИЕ
24. 06.2005 Квик-Фит

Купить 800 миллионов фунтов стерлингов

IFA Германия Право отказа

Право отказа клиента как потребителя:

Право отказа для потребителей

Потребители имеют право отказа в соответствии со следующими положениями, согласно которым потребители — это любые физические лица, которые заключают юридические сделки в целях, которые преимущественно не являются ни коммерческими, ни самостоятельными:

Право отказа

Право на расторжение Вы имеете право расторгнуть этот договор в течение четырнадцати дней без объяснения причин.

Срок аннулирования составляет четырнадцать дней со дня, когда вы или указанное вами третье лицо, не являющееся перевозчиком, завладели товаром.

Чтобы воспользоваться своим правом на отзыв, вы должны связаться с нами

IFA Germany International Football Academy GmbH
Томас Кастлер
Им Фрауэнгрунд 5
D-96106 Ebern

Электронная почта: kphqBkhcigtocp{0eqo

посредством четкого заявления (например, письма, отправленного по почте или электронной почте) о вашем решении отказаться от настоящего договора. Для этой цели вы можете использовать прилагаемую модель формы отказа, но это не является обязательным.

Последствия отмены

Если вы откажетесь от этого договора, мы перечислим вам все платежи, которые мы получили от вас, включая расходы на доставку (за исключением дополнительных расходов, возникающих в результате выбора другого типа доставки чем самая дешевая стандартная доставка, предлагаемая нами), подлежит немедленному погашению и самое позднее в течение четырнадцати дней со дня, когда мы получили уведомление о вашем расторжении этого контракта. Для этого погашения мы используем те же средства платежа, которые вы использовали для первоначальной транзакции, если с вами прямо не было согласовано иное; Ни в коем случае с вас не будет взиматься комиссия за это погашение.

Мы можем отказать в выплате до тех пор, пока мы не получим товар обратно или пока вы не предоставите доказательства того, что вы отправили товар обратно, в зависимости от того, что наступит раньше.

Вы должны вернуть или передать нам товар немедленно и в любом случае не позднее четырнадцати дней со дня, когда вы сообщили нам об аннулировании настоящего договора. Срок соблюдается, если вы отправляете товар до истечения четырнадцатидневного срока.

Вы несете прямые расходы по возврату товара.

Конец политики отмены

****************************************** ******** ************************************************* ******** ***

 

Типовая форма отказа

(Если вы хотите расторгнуть договор, пожалуйста, заполните эту форму и отправьте ее обратно.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *