Тема материнства в творчестве художника Ашота Мелконяна — Армянский музей Москвы и культуры наций
Искусство, ЖивописьМарианна Манучарянживопись, искусство, картины, художник
Искусство, ЖивописьМарианна Манучарянживопись, искусство, картины, художник
В мировой культуре женщина — источник вдохновения, муза. С древних матриархальных времен образ женщины был в основе культа — плодородия, любви, дома. Женский божественный образ воспринимался предками в первобытном искусстве как пещера, колодец, фонтан, сосуд или таинственное существо, которое сохраняет и питает эту жизнь. Итак, женщина наделена нежностью, безусловной любовью, а также переменчивым настроением. А каков образ женщины, матери в современном армянском искусстве? Ответ нашла в творчестве художника Ашота Мелконяна искусствовед Марианна Манучарян, исследовав созданный им цикл картин о материнстве.
Ашот Мелконян. Автопортрет. Иллюстрация из открытых источников
Давайте отвлечёмся от божественного женского образа, спустимся на землю и обратимся к обычной женщине, ведь только так мы увидим какая она. Слабая и открытая, когда речь идёт об отношениях с сильным полом. И невероятно сильная, когда нужно защитить, например, своего ребенка.
Сложная, противоречивая и непредсказуемая, женщина была, есть и остается символом вечной жизни. Мужчина видит в женщине смысл своей любви и цель в борьбе за продолжение бытия.
Тайна женщины побуждает человечество искать разгадку в её красоте на протяжении всей истории мира. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый, конечно, открывал по-своему. И всё-таки главными и неизменными в этом поиске оставались ключи: идеал материнства, священные узы любви и связь между матерью и ребенком.
Самое дорогое у каждого человека связано с мамой. Земля, родина, природа, красота, любовь — каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век единство матери и ребенка неразрывно — тому свидетельство живопись художников разных народов.
Армянские художники тоже часто обращались к теме материнства. Не остался равнодушным и Ашот Мелконян — художник с богатым и тонко устроенным внутренним миром. Мелконян прошёл сложный творческий путь, но при создании почти каждой из своих картин, он неизменно обращался к теме материнства, к женщине, несущей в себе божественную благодать.
Реалистично-объективное мышление Мелконяна позволило ему создавать работы в самых разных жанрах. Будучи современным художником, что отражалось в выборе средств выражения, Мелконян всё-таки выделялся из профессиональной среды братьев по кисти своим неповторимым стилем. Он обладал умением восхищаться красотой жизни, людей, природы и весь свой восторг излил в живописи.
Мелконян отмечал, что в своих работах хотел выразить мир человеческой мечты, разнообразие психологических состояний современников, передать настроения своих героев, раскрыть бездонный внутренний мир человека. Его работы отличаются простотой и ясностью композиции, целостностью выражения цвета.
В центре внимания работ Мелконяна — человек, близкий природе и традициям, но в то же время обращенный в будущее, к новому миру. Художник стремится не столько к сложной психологической интерпретации персонажей, сколько к передаче основных черт их духовного мира. Все эти приёмы нашли органичное обобщение в картинах Мелконяна, посвященных материнству. Но автор не называл их «материнство» или «мать с ребенком», а дал картинам названия, характеризующие состояние человека и природы — «Любовь», «Ожидание» и «Отдых».
«Любовь», 1962 г. Из собрания Национальной галереи Армении || Источник: страница Facebook А. Мелконяна
В картине «Любовь» художник гармонично соединил мать и дитя с аллегорией матери-природы. Женщина изображена на фоне природы, недалеко от только что посаженного дерева. Мать показана привставшей на колени. Одной рукой она закрывает часть лица своего ребёнка. Сын как бы выглядывает из-за материнской руки как из-за дерева. Композиция выстроена так, что мать сама кажется частью дерева. У верхней границы полотна — теплая пейзажная сцена. Это молодой город-стройка, который, как и только что посаженное дерево, и находящаяся в центре картины женщина, и её ребёнок, символизирует новую жизнь и надежду на светлое будущее.
«Мать с ребенком: отдых», 1971 г. Из собрания Третьяковской галереи || Источник: страница Facebook Ашота Мелконяна
Произведение «Отдых» наполнено самыми искренними и тёплыми чувствами. Поза женщины, сочетание рук, лица, шеи и полуголых ног, оттеняемых тёмно-синим платьем — всё это исполнено гармонии. На заднем плане открывается вид на новые городские постройки. Призрачные облака поднимаются над домами. Летняя жара окутала все вокруг, и в этом нереальном мареве мирный, сияющий образ женщины, обнимающей своего спящего обнаженного младенца, передает безграничную любовь и тепло, исходящее из глубины сердца матери.
«Ожидание», 1975 г. || Источник: страница Facebook Ашота Мелконяна
Картина «Ожидание» окутана светлой грустью. Работа дышит любовью, надеждой и верой, но и наполнена сильным предчувствием. Глядя на полотно, зрителя окутывает тайна ожидания. Мать, держащая ребенка, стоит к зрителю спиной и смотрит на фотографию молодого солдата, висящую на стене. Атмосфера неопределённости, кажется, мгновенно исчезает под воздействием света, проникающего через окно. Благодаря уникальному сочетанию света и тени наблюдается невидимая и загадочная борьба света и тьмы, что превращает комнату на картинке в «святилище», где молодая женщина молится о возвращении своего любимого. Свет же становится залогом надежды любящей женщины, а цветы на подоконнике ассоциируются с её ребенком, так как принято говорить, что «дети — это цветы жизни».
«Весна», 1983 г. Из собрания Национальной галереи Армении || Источник: страница Facebook А. Мелконяна
Картина «Весна» являет гармоничное сочетание образа матери и образа природы. Молодая женщина прижимает к себе ребенка. От полотна веет простотой и уютом сельской жизни. Небо — голубое, деревья — цветущие. Сцена проникнута настроением спокойствия, домовитости и уюта. Однако в тонких чертах лица и глазах молодой женщины скрывается легкая благородная усталость. Но безграничная любовь, исходящая от героини картины, покрывает этот момент утомления. Видно, что тёплое чувство, которое она испытывает к ребенку, заставляет её забыть обо всем на свете и помогает наслаждаться материнством.
Матери, которых изображал Мелконян, — нежные и хрупкие. Однако автору удалось передать в их позе и взгляде почти сверхъестественную силу, с помощью которой они способны преодолеть препятствия ради детей и семьи. Уверенность матерей сливается с бесконечной нежностью. Кротость исходит из материнских глаз и все эти чувства передаются детям. Душевное равновесие и гармонию транслируют героини Мелконяна.
Работы художника объединяет одна общая важная мысль: будущее поколений в руках матерей. Молодые мамы на его полотнах не смотрят на зрителя, всё их внимание сосредоточено на ребенке. Исследователи называли Мелконяна поэтическим художником, но материнский цикл убеждает нас в том, что он был художником-реалистом, для которого поэзия была лишь источником вдохновения, инструментом для придания лирического настроения реалистическим изображениям.
Марианна Манучарян, исполняющий обязанности директора музея С. Параджанова в Ереване специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована работа Ашота Мелконяна «Весна»
Марианна Манучарян
Тема материнства в творчестве художника Ашота Мелконяна
Тема материнства в творчестве H. А. Некрасова
1. Образ матери в литературе.
2. Сыновья любовь Некрасова.
3. Обобщенный образ матери.
Будешь жить ты в памяти людской, Пока в ней жить моя способна лира.
Н. А. Некрасов
Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань и русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не слишком часто, и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Обычно образ матери упоминался вскользь или возникал где-то на заднем плане, и его присутствие ограничивалось кругом семейных обязанностей. Исключением можно считать лишь казачью колыбельную М. Ю. Лермонтова. В ней мать открывает для сына мир, в котором видит его воином и героем. Говорит поэт в этой песне и об извечном уделе матери томиться тоской, ждать и молиться за сына.
Более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Некрасова. До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Но все они говорят о том, что Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.
Мать, по всей видимости, была восприемницей и его первых литературных опытов. Первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, Некрасов, по его собственному признанию, «посвятил матери в день ее именин». Он тосковал по ней в годы учебы в ярославской гимназии и впоследствии в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни, хранил в сердце ее светлый образ. Некрасов был убежден, что именно мать оказала решающее влияние на становление его личности, его поэтической и человеческой совести:
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою.
В стихотворении «Рыцарь на час», ожидая своей скорой кончины, он призывает усопшую мать явиться к нему:
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою залозила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь…
В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой»:
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах
Пред грозой величаво — безгласная…
Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих:
Но лишний раз не сжало чувство страха
Его души — ты то дала рабам, —
Но лишний раз из трепета и праха
Он поднял взор бодрее к небесам…
А когда над ней самой разразилась гроза, она, не дрогнув, приняла удар, с мужеством и смирением, беспокоясь лишь о будущем своих детей:
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость Бога звала.
В произведениях Некрасова мы видим образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская — жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, — отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но в конечном счете она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее. Более того, она считает, что если не поедет к тому, кому она сейчас нужнее, сын со временем, разобравшись в ситуации, будет презирать ее за то, что она лишила отца утешенья:
Зачем не пошла ты за бедным отцом?
И слово укора мне бросит.
По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.
Таким же примером является и мать-крестьянка Груша из стихотворения «В дороге». Несчастная женщина, по воле барина воспитанная как барышня, обученная грамоте, игре на фортепиано и прочим «дворянским манерам и штукам», по воле нового барина стала женой мужика и была обречена на тяжелую и безрадостную крестьянскую жизнь. Но она уже не может вернуться к прежнему укладу жизни. Героиня не приучена к тяжелому труду, ей неловко в крестьянской одежде и невыносимо попрание всех ее духовных запросов. Ее муж — добрый по характеру человек — глубоко сочувствует жене (и даже почти не бьет!), но ничем не может облегчить ее долю. Единственной отрадой для Груши становится сын, которого она не только не бьет сама и не позволяет бить мужу, но и прививает ему полученные навыки и знания:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет.
Бить не бьет, бить и мне не дает.
Да недолго пострела потешит.
Образы матерей-крестьянок мы видим во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное — силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.
Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны. ..», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Поэту больше всего жаль мать. Потому что именно для нее гибель сына — величайшая трагедия. Друзья и жены, как бы ни была велика их скорбь, рано или поздно утешаться и забудут. И лишь один человек на свете «одна душа», «до гроба» будет помнить и скорбеть о погибшем. Слезы матери — единственные, по-настоящему искренние слезы. Некрасов поэтично сравнивает облик скорбящей матери с обликом плакучей ивы:
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.
Радости материнства: Темы
Влияние колониализма
Семья Овулум и их опыт находятся под сильным влиянием
силы колониального мира, в котором они живут. Эмечета изображает
колониализм неоднозначно в Радости материнства . Это
вынуждает коренное население принимать и придерживаться чужих систем и верований.
к своим. Капитализм, христианство и европейские представления об образовании
и все действия эффективно изменяют и угрожают традиционной нигерийской культуре.
Последствия в конечном итоге затрагивают все слои общества, разрушая традиции и
просачивается вниз, чтобы навредить как семьям, так и отдельным лицам. Без изменений
колониализм и его сторонники, радость Нну Эго как матери и
сплоченная и взаимозависимая семья, о которой она так мечтала, могла бы остаться
неповрежденным и бескомпромиссным. Трагедия истории Нну Эго в том, что она не может
распознавать и принимать изменения — и что сами эти изменения, принятые или
нет, не являются полностью положительными силами.
Индивидуальное против коллективного
В традиционном видении семьи Nnu Ego индивидуальные заботы
вторично по отношению к жизнедеятельности группы. Несколько раз в романе
Эмечета изображает семью как маленькую корпорацию, в которой каждый член
вклад в успех и благополучие «компании» в целом.
молодое поколение, однако, совершенно по-другому смотрит на устройство семьи.
Любовь Ошиа к учебе и желание получить образование заводят его дальше всего
из семейной складки. Он делает серьезный разрыв с традицией, когда принимает
стипендию на обучение в Соединенных Штатах, где он в конце концов женится на
белая женщина. Адим, по своему праву, мстит строгому
иерархии, заложенные в семейной структуре. Традиционно в качестве второго
сына, его собственные интересы и желания подавляются так, что старший и старший
семью в целом можно поддержать и поднять. Адим так же скидывает
мантию традиции и идет по пути, очень похожему на путь Ошиа. Изменение
столь же драматично проявляется у одной из дочерей Нну Эго, Кехинде, которая
желание порвать с традиционными и социальными табу. Вместо того, чтобы принять
курс, который был бы лучшим для ее семьи, она отстаивает свое право на
счастье и ее право выбирать себе пару по своему выбору.
Опасность сопротивления переменам
В быстро меняющемся мире Лагоса традиционная культура ибо
изо всех сил пытается продолжаться, и Нну Эго должен найти новую и иную форму
удовольствие от своего почетного статуса матери. Образование ее детей и
достижения теперь становятся критерием хорошего воспитания, а не
угрозы репрессивным традициям, которые требовали от следующего поколения
отказываются от своих собственных целей ради служения семье и уважения к ней.
традиции и ритуалы прошлого обеспечивают баланс, порядок и безопасность в
меняющийся мир, но те, кто не хочет или не может пойти на компромисс или принять
изменение в конечном итоге сломлен и одинок. Ннайфе буквально наказывают,
тюремное заключение, когда он не может допустить, чтобы его дочь вышла замуж за йоруба
семья. Наказание Нну Эго более психологическое и эмоциональное,
кульминацией чего стала ее смерть в одиночестве на обочине дороги.
Неоднозначные награды материнства
В Радости материнства материнство является источником
не только о величайших радостях Нну Эго, но и о ее величайших поражениях. Как
девушку, ее учат, что ее единственные функции — рожать и воспитывать детей.
Ее первоначальная борьба за зачатие и ее полное саморазрушение, когда она
не в силах проиллюстрировать, насколько сильно она верит в эту уникальную женскую
судьба, которую предписала ей культура. Идея материнства сообщает ей
фантазии и ее мечты. Но когда Нну Эго действительно становится матерью и
изо всех сил пытается воспитать свою растущую семью, ее идеализм начинает меняться. Нну
Эго в конечном итоге сожалеет о том, что у него так много детей и что он вложил в нее так много.
жизнь в них, так как они, кажется, мало заботятся о ее благополучии. Она
заставляет себя принять представление о материнстве, которое было радикально
изменены идеи, которые она когда-то лелеяла. Вместо заслуженного и
почитаемая фигура, Нну Эго становится жертвенным агнцем, тем, кто дал ей
семье самоотверженно, получая мало, если не ничего, в
возвращаться.
Материнство в литературе
Дейл Салвак, автор книги
Писатели и их матери
Матери были в центре внимания многих художественных произведений на протяжении всей истории литературы. Писатели могут преклоняться перед ними или противостоять им, уважать или анализировать, отвергать или принимать их, но в попытках их понять было написано бессчетное количество страниц. Каждая женщина по-своему реагирует на тяготы материнства. Каждая имела свою судьбу, связанную с конкретным мужчиной. Каждая из них отражает социальные реалии времени и места автора.
Известный пример связи между матерью и ребенком описан в ветхозаветной книге 3 Царств (3:16-28), в которой рассказывается история двух проституток, родивших сыновей. Один младенец умирает, и его мать меняет своего мертвого ребенка на другого. Оба претендуют на право собственности, и спор передается Соломону, царю Израиля, для разрешения. С мечом в руке он провозглашает: «Разрубите живого ребенка пополам». Одна женщина умоляет: «Пожалуйста, отдайте ей живого ребенка, только не убивайте его». Другой остается стойким: «Разрежьте его пополам». Из их ответов Соломон усматривает истину: «Отдай ребенка первой женщине. Она его мать». Благодарная мать выходит с младенцем на руках. Эта архетипическая история, богатая оттенками жестокости и эгоизма одной матери и любви и самопожертвования другой, раскрывает две крайности материнства, которые авторы с тех пор переработали. Польская героиня Софи должна принять похожее решение, кого из детей спасти в романе Уильяма Стайрона «9».0025 Выбор Софи .
В классической литературе мы находим немного хороших матерей, в основном потому, что боги, сами по себе аморальные, наказывают трагических женщин, подвергшихся жестокому обращению со стороны мужчин. Медея Еврипида убивает двух своих детей, потому что ее муж Ясон бросает ее ради принцессы. Эсхил изображает Клитемнестру, которая убивает своего мужа Агамемнона, когда узнает, что он принес в жертву богам их дочь Ифигению. Шекспир создает несколько суррогатных матерей, которые поддерживают и защищают, как Медсестра в 9.0025 Ромео и Джульетта , но настоящие матери отсутствуют, доминирующие, неустойчивые, даже впечатляюще ужасные, как Гертруда в Гамлет или Леди Макбет, соблазненная тремя ведьмами, чтобы совершить гнуснейшее убийство.
В дальнейшем матери часто бывают наивными, некомпетентными, даже глупыми. Миссис Беннет в «Гордости и предубеждении » Джейн Остин больше заботится о социальном статусе и приличиях, чем о борьбе своих дочерей с ограничениями устаревших условностей. Миссис Джеллиби в Диккенсе Холодный дом настолько поглощена собой и своими собственными благотворительными планами, что ее разношерстные дети чувствуют себя обделенными и отрезанными от материнской заботы.
В викторианский и современный периоды матери сталкиваются с темными проблемами индустриального общества, где нищета, глобализация и войны разрушают старые представления об отношениях и воспитании детей. Анна Каренина Толстого следует за своим возлюбленным и бросает своих детей. Эмма Бовари Флобера не находит радости в своей дочери, в конце концов проглатывает мышьяк и оставляет дочь работать на мельнице. Ундина Спрагг Эдит Уортон в Обычай страны так легко и бессердечно выходит замуж и разводится в своем стремлении к восхождению, что игнорирует и бросает своих детей.
Гертруда Морель в романе Д. Г. Лоуренса « сыновей и любовников» — преданная и жертвенная мать, которая также пожирает своего сына Пола своей эмоционально калечащей любовью. Морально испорченная миссис Шеридан в «Вечеринке в саду» Кэтрин Мэнсфилд подкупает свою маленькую дочь новой шляпкой, чтобы она могла провести запланированное торжество, несмотря на недавнюю смерть близкого соседа. В «Солдатском доме» Эрнеста Хемингуэя, когда собственнический родитель восклицает: «Я твоя мать. Я держал тебя рядом с сердцем, когда ты был крошечным ребенком», герою «было плохо, и его слегка подташнивало». Бренда Эвелин Во последняя в Горсть пыли выпаливает: «Слава Богу», услышав, что умер ее сын, а не возлюбленный с таким же именем, как она думала. В романе Тони Моррисон « Beloved » мать Сете убивает свою дочь, чтобы освободить ее из рабства. Поскольку мы склонны идеализировать материнство, нас шокируют женщины, которые отклоняются от этого образа.
Противоположной крайностью являются матери, воспитывающие моделей. Понимающие, бескорыстные, духовные, нежные, защищающие, обнадеживающие или самоуверенные, они демонстрируют героические качества, с которыми читатели могут себя идентифицировать. В качестве примера яростной любви, терпения и защиты, которые бросают вызов социальной структуре ее времени, Эстер Принн Натаниэля Хоторна в The Scarlet Letter рассматривает свою дочь Перл, рожденную вне брака, как «дорогую модель младенца» и «единственное удовольствие». Мы видим преданность Хелен Грэм своему сыну в «» Анны Бронте «Житель Уайлдфелл-Холла » и превращение Мариллы Катберт из «узкой» и «жесткой» в любящую, эмоциональную, открытую личность по отношению к сироте Анне в Л. М. Монтгомери. Энн из Зеленых Мезонинов . Неутомимая и неизменно добрая миссис Марч в романе Луизы Мэй Олкотт « маленьких женщин 9».0026 — квинтэссенция матери, когда она сентиментально и «тихо скользит от кровати к кровати, разглаживая одеяло здесь, подкладывая подушку там», объединяя свою семью, пока ее муж служит капелланом во время Гражданской войны. Несмотря на то, что миссис Беннет, как уже отмечалось, является «женщиной подлого понимания, малоинформативной и неуверенной в себе», ее беспокойство о том, что ее пять дочерей выйдут замуж за богатых мужчин, а не столкнутся с унижением старой девы и нищетой, одновременно и корыстно, и хорошо. намеренный.
Литературные матери, хорошие или плохие, запоминающиеся персонажи. Плохие становятся поучительными историями о том, до каких глубин могут дойти люди; хорошие становятся символом любви, которой мы все жаждем.