Разное

Танцевальная терапия это в психологии: Что такое танцевальная терапия? | Журнал Вестник Психологии

Содержание

описание, исторические факты, суть лечения

Танцевальная терапия – это совершенно уникальное явление. Что оно собой представляет? Это направление психотерапии, в котором движение и танец способствуют как физической, так и эмоциональной интеграции индивида. У данного метода богатая история. Да и вообще, он представляет собой определенный интерес. Так что данной теме хотелось бы уделить отдельное внимание.

О предпосылках

Всем людям, хоть немного знакомым с фольклором, историей и искусством, хорошо известно, что танец испокон веков был неотъемлемой частью различных ритуалов, общинной жизни и прочих практик. Это больше, чем просто движение под музыку. Танец нёс сакральную, коммуникативную, идентификационную, экспрессивную и рекреационную функции. Он помогал свободно выражать себя, контактировать с партнёрами, эмоционально разряжаться и снимать физическое напряжение. По сути, все перечисленные функции танец несёт и сегодня.

Целебные свойства танца в XX веке побудили специалистов в области психотерапии использовать их, как новый метод лечения. К тому же в то время появился модерн. Танец данного жанра стал совершенно особенным. Ведь именно в нём подчеркивалась индивидуальность каждого человека и важность личного. Первыми танцевальными терапевтами стали такие люди, как Айседора Дункан, Мэри Вигман и Рудольф Лабан.

И, конечно, рассказывая о предпосылках, нельзя не отметить вниманием учение В. Райха. Этот специалист уверял, что все невыраженные человеком переживания и эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в мышцах. И появляются своеобразные «блоки». В целом танцевально-двигательная терапия, упражнения которой будут отмечены вниманием чуть позже, обращается к учениям Райха. А точнее, к тому, как объясняет специалист работу психосоматических механизмов. Но методы его как таковые не используются.

В России

В нашей стране данное направление появилось не очень давно – в 90-х годах. И изначально даже не было обозначено такое понятие, как танцевальная терапия. Теория гласит: в России она изначально представлялась как метод личностного роста и развития. А вот в 1995-м понятие уже появилось. А вслед за ним – АТДТ (Ассоциация танцевально-двигательной терапии). Её организовали в Москве. И АТДТ работает при поддержке Американской, Европейской и Международной ассоциаций.

Сейчас ТДТ – это самостоятельное направление в психотерапии. И круг его применения очень широк. Танцевальная терапия направлена на борьбу со стрессами, болезнью Паркинсона, аутизмом, посттравматическими расстройствами и т.д.

О принципах

Как и любая другая лечебная методика, данный вид терапии опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении. Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации. И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.

Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности. Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса. Само осознание этого отражается на результате, преподнося нужный эффект. И ещё один важный принцип – в ходе практики танцевальной терапии специалист обращается к творческим ресурсам человека, как к бесконечному источнику созидательной энергии и жизненной силы.

Цели

Танцевальная терапия для детей и взрослых направлена на достижение одинакового результата. Главная цель заключается в расширении сферы осознания своего тела, а также его возможностей и особенностей. Важно, чтобы человек сумел развить доверие по отношению к самому себе и улучшил свою самооценку. Для этого врачи и занимаются развитием тела пациента, прививают ему любовь к этому делу.

Ещё одна цель заключается в совершенствовании социальных умений и интеграции внутреннего опыта. Важно, чтобы человек в ходе лечения установил особую связь между движениями, мыслями и чувствами.

Методы

Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам. Клиническая ТДТ может длиться долго – иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении). Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.

Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.

А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.

Инновация

Как уже было сказано в начале, ТДТ обрела популярность не так давно. Что не удивительно, ведь это инновация. В ходе занятий с пациентами врач использует умения, навыки и знания, которые относятся к психологии, творчеству, искусству, физиологии и терапии. Это важно. Ведь практически каждая болезнь является психосоматической. И до того момента, когда недуг начинает проявлять себя на телесном уровне, он появляется в подсознании. То есть на уровне психики.

ТДТ особенна тем, что в ходе её проведения уделяется огромное внимание не только мыслительным процессам и когнитивным методам реабилитации, но ещё и физической и творческой части. То есть, проще говоря, задействуются оба полушария. А это – то, что необходимо гармоничному и целостному человеку. И как бы то ни было, но самым неизученным аспектом нашего мира на сегодняшний день является именно человек. А именно то, как его тело взаимодействует с психикой.

Польза

Танцевальная терапия, история которой весьма интересна, действительно эффективна. Она как нельзя лучше сводит к минимуму физическое напряжение и увеличивает подвижность человека. Если верить пресловутой теории Райха, то получается, что тот самый мышечный «зажим» ликвидируется. Ведь человек начинается двигаться, выражать свои чувства и эмоции в ходе танца. И скопившаяся энергия, которая тратилась на поддержание мышечного «зажима», находит своё применение.

Ценность артистических переживаний очень велика. В танце они даже из бессознательного извлекают потребности и влечения, о которых пациент мог даже не догадываться. Иначе говоря, он просто избавляется от них.

К тому же ТДТ – отличный способ для невербального взаимодействия. Именно по этой причине в последнее время обрели популярность групповые занятия. Человек начинает контактировать не только с целителем, но ещё и с другими участниками. А это – дополнительный сброс напряжения и более расслабленная обстановка. Групповые занятия значительно улучшают эмоциональное и физическое состояние пациентов. А если они ещё и являются подростками, то ТДТ помогает им увеличить уровень своей самооценки и выработать более положительный образ собственного тела. Контактируя с другими участниками группы, молодые люди могут пробудить в себе новые, ранее неизведанные чувства.

Движения

Итак, методы танцевальной терапии мы рассмотрели максимально подробно. Теперь можно затронуть вниманием и упражнения. Каких-то ограничений и общепринятых стандартов нет. Ведь одна из целей, как уже говорилось ранее, заключается в демонстрации свободы и творчества. Самое главное, чтобы движения, исполняемые пациентом, были направлены на осознание им собственных же чувств в данный, конкретный момент. Его задача – танцем выразить свои переживания. И терапевт, наблюдая за ним, должен понять, что пытается донести пациент. Здесь вступает в действие психоанализ. В задачи врача входит обязанность максимально точно разобрать поведение пациента, что поможет понять его проблему.

Потом целитель вместе с человеком приступает к расширению ограниченного потенциала движений. Так удаётся раскрепостить пациента, направить его на преодоление комплексов и психологических проблем. На это и направлена танцевальная терапия.

Упражнения являются тем, на чем должен сконцентрироваться пациент во время занятий. Когда человек «тянется», то ему важно прочувствовать, что именно в данный момент он чувствует. А врач, в свою очередь, должен помочь ему прийти к осознанию своих физических ощущений. На последней стадии пациент обычно чувствует, что его душа едина с телом, и передает это своим танцем.

Что ещё стоит знать

Для ТДТ не существует преград. Никаких возрастных рамок или же ограничений по диагнозу. Сейчас существуют центры, работающие со взрослыми и детьми, которые принимают любых желающих, помогают справиться с личностными проблемами, тревогами, страхами, личным кризисом, непониманием себя и потерей смысла жизни. Имеет место быть и супружеская ТДТ.

Для детей разработаны особые программы, которые способны скорректировать дисгармоническое развитие (к чему относится аутизм, задержка развития, минимальная мозговая дисфункция). Для взрослых есть программа, помогающая справиться с навязчивым перееданием, анорексией и булимией. При помощи ТДТ можно даже наладить детско-родительские отношения.

И люди, которые решили заняться ТДТ (или им пришлось это сделать), уверяют, что эффект есть. Вся описанная теория подтверждается на практике. И терапия позволяет не только восполнить силы, но ещё и познать себя, ощутить свой свет, уникальность и ценность для этого мира, что подтверждают многие отзывы.

Обучение

Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов. Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа. Находится ИППиП в Москве.

Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.

В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.

Образовательные нюансы

Важно отметить, что это не 4-годичный курс, а профессиональная переподготовка, по окончанию которой учащимся выдают соответствующий диплом. Данный документ дает специалистам право вести профессиональную деятельность в области психотерапии и, конечно же, ТДТ.

Для поступления необходимо составить анкету и написать содержательное эссе (своеобразный творческий конкурс). Также каждый будущий учащийся обязан пройти вводный курс по ТДТ. Это необходимо для выявления способностей человека к данной деятельности. В программу включено 10 часов основ креативного танца и 50 – групповой ТДТ «Основные жизненные темы». После завершения курса человек проходит собеседование и принимается на обучение.

Кстати, на сегодняшний день есть ещё региональная программа обучения, пройти которую можно в центре исцеляющего искусства и творчества в Уфе, сотрудничающем с ранее упомянутым вузом (ИППиП).

Читать онлайн «Танцевальная психотерапия и глубинная психология» – ЛитРес

Луису Герберту Стюарту

посвящается

Предисловие автора к русскому изданию

Русский перевод книги «Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение» вызывает во мне детские воспоминания о прекрасных, согревающих душу звуках русской речи, а также о русских песнях и танцах. Единственный ребенок в маленькой семье еврейских иммигрантов из России и Польши, переехавших в Соединенные Штаты в самом начале 1900-х, я выросла в водовороте языков, в основном смеси английского с фразами и песнями на русском, идише, польском и украинском. Мой отец особенно любил читать, писать и говорить на русском, и, куда бы мы ни ходили, он всегда высматривал носителей этого языка. Если какой-то человек с особой внешностью или жестикуляцией привлекал его внимание, он подходил к нему и спрашивал (на русском): «Вы говорите по-русски?» Чаще всего лица людей освещались удивлением и интересом, и они отвечали на русском, представлялись, задавали вопросы и рассказывали истории.

Фамилия моих предков на английском пишется «Chodorow», но на русском она писалась как «Xoдopoв» и была унаследована от предков из маленькой деревушки в Карпатах. В английском языке практически нет звуков, эквивалентных славянскому «х». Когда мой дедушка приехал в Нью-Йорк в 1921, клерк-переводчик в порту при въезде записал его фамилию латинскими буквами. Так Хoдopoв стал «Chodorow», причем носители американского английского произносили фамилию как Чодороу. В предыдущие годы ряд моих работ переводился на русский и мою фамилию писали как Чодороу – так, как она звучит на английском. Сейчас, когда на русском впервые выходит книга «Танцевальная терапия и глубинная психология: танцующее воображение», я попросила вернуть то написание, какое имела фамилия моих предков – Xoдopoв или Xoдopoва. Возникает образ вспышек света – и огоньков горящих свечей памяти…

Мой отец родился и вырос в Меджибоже, украинской деревне, воспетой еврейской мистической традицией, так как ее избрал своим домом Бааль Шем Тов. Рассказывают, что Бааль Шем Тов, сирота, дитя природы, повзрослев, стал великим учителем и целителем. Он находится в одном ряду с теми людьми – принадлежащих разным религиозным традициям,– которые открыли танец и пение как форму молитвы, как непосредственный способ пережить, выразить, донести до других и трансформировать жизнь духа.

В самом глубоком смысле «Танцевальная терапия и глубинная психология» исследует мультисенсорную, целостную, саморегулирующую природу живущего тела, уделяя особое внимание эмоциям и воображению. Радость и интерес, эти два потока-близнеца инстинкта жизни, выражаемые через игру и любопытство, проникают, видоизменяют и трансформируют кризисные аффекты. В клинической практике работа поддерживается доверительными психотерапевтическими отношениями, которые служат и контейнером, и процессом. В любой момент живущее тело существует и в реальности, и в воображении. Любая спонтанная поза или жест содержат в себе мир чувственных переживаний и ассоциаций, связывающих настоящий момент с похожими позами и жестами из личной, семейной, культурной и экологической истории – включая естественные и воображаемые формы и ритмы,– так непрерывный процесс движения выстраивает мост к нашему будущему.

Формирование нейронных связей в мозге/душе/теле в большой степени зависит от движения, и не только в младенчестве и детстве, но и в течение всего жизненного цикла. Даже когда кажется, что мы неподвижны, каждый вздох, каждая мысль и каждое чувство имеют нейро-мышечный компонент. С момента первой публикации этой книги исследования процесса развития и нейробиологические исследования приобрели более широкий масштаб в связи с использованием неинвазивных методов для лучшего понимания пластичности мозга, внутренней (соматической) памяти, нейронной стороны действий, ощущений и эмоций (зеркальные нейроны), имитационного обучения; присоединения через аффект, регуляции аффекта, творческой и деструктивной сторон проекции и других телесных опытов. Жизнь сегодня – удивительна, ведь инсайты, возникающие в области неврологии, поддерживают и обогащают танцевальную терапию, глубинную психологию и близкие к ним области исследования.

С момента своей первой публикации на английском языке эта небольшая книга продолжает путешествовать по миру в переводах. Я очень рада, что теперь моя книга станет доступна и русскому читателю. Я в большом долгу у доктора Виктора Белопольского, директора издательства «Когито-Центр» и издателя русского перевода. Моя сердечная благодарность Ирине Бирюковой, Президенту Российской ассоциации танцевально-двигательной терапии, за ее помощь в публикации этой книги и за ее участие в роли умелого и добросовестного редактора и Ольге Шустовой – за ее хороший перевод. Российское издание имеет оригинальный текст и фотографии и дополнено этим предисловием, а также новой диаграммой – обзором системы архетипических аффектов (Приложение II).

Джоан Ходоров

Сан-Франциско

май 2008

Слова благодарности

Эта книга создана на основе диссертации. Я благодарна Стипендиальному комитету Института К. Г. Юнга в Сан Франциско за грант Стипендиального фонда Эрнста и Элеонор Ван Лобен Селз. Я получила наставления и одобрение выдающейся научной комиссии и выражаю свою сердечную благодарность каждому из ее членов: Джону А. Бюлеру, Пенни Макэлвин‐Хое, Кэрол МакРей, Кэролин Шроудс, Сюзэн Сноу и Филлис Стауэл. Также я хотела бы выразить глубочайшую признательность Джозефу Л. Хендерсену и Нише Зенофф, которые были моими консультантами.

Во время консультаций с доктором Хендерсеном мне открылась его концепция культурного бессознательного и его взаимоотношения с внешними формами культуры. Было интересно узнать, как он разрабатывал свои идеи, как познакомился с Юнгом. Он читал каждую главу диссертации, по мере того как я ее писала, и давал мне обратную связь, причем его высказывания отличались мудростью, остроумием, юмором и благожелательностью. Он отличный наставник. Я навсегда останусь перед ним в неоплатном долгу.

Я признательна Эндрю Сэмюэлсу за то, что, прочитав диссертацию, он подал ценную идею написать на ее основе книгу. Его мысли о тех изменениях, которые необходимо внести, совпали с моими собственными, дополнили и прояснили их. Кроме того, рукопись читали и другие мои коллеги, от которых я получала поддержку, одобрение и конструктивную обратную связь. Это Джанет Адлер, Кони Кук, Кэролин Грант Фей, Барбара Маклинток, Рената Оппикофер, Тина Стромстед, Дебора Томас, Венди Уайман и Джеймс Яндел – все внесли важный вклад в создание этой книги.

Особая благодарность Чарльзу Стюарту за то, что он предоставил мне для работы свой обзор основных теорий развития, а также исследований, которые связывают развитие с универсальными играми, в которые играют дети. Он обратил мое внимание на ряд наблюдений Пиаже, которые четко показывают, что развитие воображения и интеллекта идут нога в ногу. Я также хочу поблагодарить Питера Мадда, который не жалел для меня свого времени. Материалы его курса, в котором прослеживается эволюция концепций Юнга, для моей работы оказались бесценными.

Отмечу, что одним богатым источником вдохновения для меня были работы классиков и современных авторов. Другим – мои ученики. Особую благодарность я хотела бы выразить своим пациентам и анализандам. Они были моими самыми главными учителями, и я глубоко признательна им. Описания тем движений в активном воображении взяты из различных источников. Имена и обстоятельства изменены. Я благодарна тем, кто поделился своими историями, которые передают опыт движения, а также тем, кто дал мне разрешение написать о них. Некоторые из описанных здесь тем созданы на основе сопоставления материалов разных людей. Многие материалы публикуются здесь впервые, но часть взята мной из предыдущих публикаций. В книге я также цитирую моих коллег по танцевальной терапии, ссылаясь на них в тексте. Движущиеся и свидетели1 – спасибо всем вам!

Что касается фотографий, то я в долгу у Джанет Адлер, Кэролин Грант Фэй, Джейн Мэннинг, Кэтти Миллер, Ширы Мюзикант, Труди Шуп, Урсулы Уайс и Паулины Ван Пельт, которые одолжили мне драгоценные фотографии из своих коллекций. Особое спасибо фотографам: Кэролин Каддес, Анне Хардер, Хьюго Лотчеру, Ирвингу Мэннингу, Чаку Ньюману, Эрнсту Е. Решовски и Паулине Ван Пелт.

В книге цитируются следующие статьи и книги: «Тело как символ: танец/движение в анализе» из книги «Тело в анализе», © 1986 Chiron Publications; «Двигаться и быть движимым» в «Квадранте» (Quadrant), выпуск 17/2, 1984; «Интервью с Джоан Ходоров» Нэнси Зенофф в Американском журнале танцевальной терапии, выпуск 9, 1986; и «Танцевальная терапия и трансцендентная функция» в Американском журнале танцевальной терапии, том 2/1,1978. Я благодарна за разрешение воспользоваться данным материалом.

Кроме того, я признательна своей семье за теплую родственную поддержку. Моя любовь и признательность – Юджину и Лилиан Ходоров, Саре, Джону и Бенжамину Хоклинам, Розе Кляйдман, Чарльзу и Матильде Стюартам.

Самую горячую благодарность я хочу высказать Луису Г. Стюарту. Мне особенно приятно отметить его вклад, так как он не только мой глубокоуважаемый коллега, но и мой муж. Хотя за эту работу ответственность целиком и полностью несу я, в ее основу положены его теоретические обобщения. Эта книга появилась благодаря его горячему интересу к психике, преданности научному исследованию, любви, поддержке и веселью, а также острому взгляду и карандашу редактора.

 

Введение

Танец/движение и внимательное отношение к опыту тела не новые явления для глубинной психологии. Ранний интерес Юнга к аффектам как мосту между телом и психикой заставил его внимательно наблюдать за бессознательными двигательными феноменами. Работа с регрессивными пациентами ставила перед ним проблемы, решение которых в конце концов привело к открытию значения симптоматических, экспрессивных действий данных пациентов. В 1916 г. Юнг написал статью, в которой предполагал, что экспрессивное движение тела – один из многочисленных способов облачить бессознательное в форму. Описывая технику, которую он назвал активным воображением, он указывает, что ее можно использовать совершенно разными способами: при помощи танца, живописи, рисования, лепки из глины и других художественных методов. Такая многогранность его работы намного опережала время. Несомненно, идея использовать искусство в психотерапевтическом процессе была довольно смелой для 1916 г. Оригинальная статья распространялась среди некоторых учеников Юнга тайно и не публиковалась вплоть до 1957 г. (Jung, 1916, р. 67f). И только по прошествии времени различные формы психотерапии творчеством появились и были признаны психологическим сообществом.

Использование танца как ритуала исцеления уходит корнями в самую глубь истории человечества, однако танцевальный терапевт – относительно новая профессия. Американская ассоциация танцевальной терапии, основанная в 1966 г., определяет танцевальную терапию как психотерапевтическое использование движения. Танцевальная терапия основывается на представлении, что психика и тело находятся в постоянном взаимодействии, оказывая влияние друг на друга (Schoop, 1974, р. 44). Она базируется на психологических и физиологических концепциях, которые фокусируются на взаимоотношениях тела и психики. «Различия в теоретических концепциях и выводах могут изменить стиль или технику, но теории движения, лежащие в их основе, неизменны. Танцетерапия предоставляет альтернативный метод работы в контексте любой систематической теории человеческого поведения» (Chaiklin, 1975, р. 703).

В данной книге описаны результаты подробного изучения танца/ движения как активного воображения и представлены теоретические обоснования метода на основе классических и современных взглядов аналитической психологии Юнга. Работа основывается на двух традициях: глубинной психологии и танцевальной психотерапии. Они предоставляют друг другу богатые ресурсы. Глубинная психология обогащается за счет более полного понимания телесного опыта и языка выразительного движения. Танцетерапия обогащается за счет углубленного понимания психики в ее личностных, культурных и коллективных проявлениях. Психотерапия в целом обогащается ценной формой активного воображения, которую прежде в значительной мере игнорировали.

В первой части «Моя история» я рассказываю о своем пути из танца в психотерапию. Естественное течение жизни привело меня от изначальной зачарованности танцем в возрасте семи лет в профессию танцовщицы, затем я стала учителем танца, танцевальным терапевтом, психотерапевтом и юнгианским аналитиком. Я все больше осознавала, насколько танец/движение как форма активного воображения усиливает процесс излечения в психотерапии.

Во второй части «Глубинная психология и эмоции» я представляю теорию психики, которая подкрепляет и составляет мое понимание выразительного движения. Встревоженный человек, приходящий на психотерапию, страдает от эмоциональных реакций, которые причиняют беспокойство и не поддаются контролю. Поэтому терапевт должен понимать природу эмоций, их способы выражения и роль в психотерапевтическом процессе. В каком‐то смысле этот раздел представляет собой книгу в книге. Я рассматриваю исторический и современный взгляд на глубинную психологию, уделяя особое внимание наследию Юнга, Хендерсона, Томкинса и Стюарта.

Третья часть «Движущее воображение» иллюстрирует, как танец и движение используются в психотерапевтической практике. Я описываю различные уровни психики в сознательном и бессознательном и пытаюсь выделить возникающие темы движения. В конце я обсуждаю психотерапию и анализ в целом, уделяя особое внимание вопросам невербального выражения. Работая с выразительными движениями, совершенно естественно осознавать сексуальную энергию и беспокойство, связанное с сексуализацией психотерапевтических взаимоотношений. Правда, это беспокойство присуще любому типу психотерапии или психоанализа. Любой глубинный психологический процесс приводит к переживанию инстинктов и аффектов. Естественно, психотерапевт должен понимать силу переноса и сохранять четкие границы. Психотерапевтические взаимоотношения, по определению, не могут быть сексуальными. Разрешение этих взаимоотношений деструктивно и несет в себе предательство доверия. Эту плоскость терапевтических взаимоотношений недавно очень тонко описал Питер Раттер (Peter Rutter, 1989) в своей книге «Секс в запретной зоне».

При изложении я чередую описательный материал, который легко читать, с теоретическим материалом, который читать гораздо сложнее. Мне кажется, что читателю будет полезно, если я заранее обозначу определенные главные темы, которые появляются снова и снова на протяжение всей книги.

Во время работы с движением я неизбежно сталкиваюсь с проблемами таинственной области, служащей посредницей между телом и психикой. Юнг называет ее психоидным уровнем. Он описывает этот уровень как трансформирующую функцию в глубинах бессознательного, которая выступает посредницей между измерениями тела и психики, инстинктом и образом. Кажется очевидным, что эмоции формируют материю этого слоя. Эмоция, по определению, одновременно имеет и соматическую, и психическую природу. Соматический аспект формируется из телесных иннерваций и экспрессивных физических действий. Психический аспект состоит из образов и идей. При психопатологии имеется тенденция расщепления двух измерений. Наоборот, естественная эмоция подразумевает диалектические взаимоотношения – единство тела и психики.

Базовые эмоции: радость, возбуждение, горе, страх, гнев, презрение, стыд, удивление – врожденные паттерны выразительного поведения. О них речь идет во всех частях книги. В первой части я описываю их в контексте интенсивного опыта движения в активном воображении. Танец и хореография связаны со всеми базовыми эмоциями. Экспрессивные паттерны являются и индивидуальными, и универсальными одновременно. Называются эмоции или нет, они мотивируют и формируют то, как мы движемся. Я описываю неразрывную связь между изучением танцетерапии и выражением и трансформацией эмоций. Иногда насыщенные аффекты спонтанно выплескиваются в абсолютно интровертированном, ориентированном на себя процессе движения. В другом случае эмоции воплощаются в символах. В результате изучения танцевальной терапии и практической деятельности я увидела, что каждая эмоция имеет как определенную ценность для выживания, так и духовное измерение. Но те же эмоции, если их подавлять и отрицать, могут сковывать и искажать тело. Я попытаюсь описать сконцентрированные выражения базовых эмоций, словно застывшие на лице и в теле многих пациентов с хронической шизофренией, с которыми я работала.

Для понимания природы эмоций важно осознать то, что каждая из них обладает своим собственным спектром интенсивности. Например, нижняя степень интенсивности страха –предчувствие, легкое беспокойство и тревога. Самая высокая степень интенсивности страха – это паника и ужас. Читая этот материал, вспомните и представьте (если вы можете это вынести) телесные ощущения (сильно бьющееся сердце, сухой рот, холодный пот, трясущиеся коленки, волосы дыбом) и типичные выразительные действия (подпрыгивание, бег, дрожь, широко открытые глаза, тяжелое дыхание, отскакивание, съеживание, обездвиженность), которые являются частью универсального паттерна страха. Даже если вы просто представили, что проходите через все это, то, вероятно, все равно вы смогли почувствовать это в своем теле. Чтобы вернуться в нормальное состояние, вам, скорее всего, нужно попробовать сделать глубокий вдох и выдох (и отпустить это переживание). Потянитесь и зевните. Чтение, размышление и фантазирование о кризисных эмоциях отнимают много энергии. Некоторые люди могут отгораживаться от интенсивных чувств, принимая установку клинической отстраненности. Но к чему вы ни имели бы склонность – к поглощенности или отстраненности, прошу вас осознавать, что мы работаем с сильно эмоционально нагруженным материалом. В каком‐то смысле врожденные аффекты – самые первобытные. Даже когда мы просто произносим их название, они требуют нашего внимания, заботы и уважения.

В теоретическом разделе я покажу, как Юнг строил свою психологическую теорию на основе своих ранних исследований эмоционально заряженного комплекса. В то время как Фрейд считал источником человеческой мотивации влечения, Юнг придерживался мнения о примате эмоций. Я достаточно подробно рассматриваю структуру психики, включая концепцию культурного бессознательного Хендерсона, чтобы ввести базовые понятия для дальнейшего обсуждения тем движения. Очевидно, что в каждый момент движение приходит необязательно с какого‐то одного уровня психики. Каждое выразительное действие отражает попытку движущегося индивидуума динамически справиться с мириадами импульсов и образов, приходящих из разных источников. Процесс активного воображения в движении крайне сложен. Однако при внимательном изучении мы начинаем видеть определенные паттерны. Движение из личного бессознательного может выступать как материальная связь с прошлым человека. Движение из культурного бессознательного – мостик между нами и мифическими образами и созданием форм культуры. Движение из первичного бессознательного может на мгновение установить контакт между нами и полностью неизменными первичными аффектами. Движение из оси идентичности Эго – Самость дает нам опыт движения под влиянием упорядочивающего и центрирующего психического процесса.

После представления ряда базовых идей Юнга я рассматриваю ранние исследования базовых эмоций Дарвина (1872) и серьезный вклад, который почти век спустя внес в данные исследования Томкинс (1962, 1963). Исследование Дарвина удивляет тем, что подробно описывает все модели экспрессивного поведения у животных и человека. Умение наблюдать, описывать и анализировать двигательное поведение позволило ему в результате работы провести различие между базовыми эмоциями (являющимися врожденными) и сложными эмоциями. Дарвин указывает, что сложные эмоции лишены прототипного паттерна выразительного поведения. Это означает, что их нельзя «прочитать» только по выражению лица или экспрессии тела. Например, человек может переполняться самой черной ревностью, но она не сразу выливается в физическое действие. Обычно ревность хранится долгое время. Ее внешние проявления, как правило, идиосинкратичны2. Когда ревнивая страсть выливается в физические действия, она обычно становится яростью, вероятно, с колебаниями в сторону презрения, стыда и горя. Но невербальное выразительное поведение при ревности, как правило, неясно. На уровне тела сложные эмоции трудно распознать или описать, так что в большой степени мы руководствуемся нашим общим или интуитивным знанием ситуации.

Хотя Дарвин знал, что мы чувствуем и выражаем эмоции разной степени интенсивности, он не структурировал и не описывал их соответствующим образом в своей книге. Томкинс первым признал, что существует ограниченное количество врожденных аффектов, и он представляет каждый из них как континуум интенсивности. Я приводила пример континуума предчувствие – страх – ужас. Я помню, как на занятиях танцевальной терапии мы исследовали каждый базовый аффект и его спектр интенсивности, двигаясь в определенной последовательности по студии. Например, обычно мы начинали с жизненной ситуации, вызывающей раздражение, которое перерастало во фрустрацию и в итоге взрывалось яростью. Мы также делали то же самое в обратном порядке. Танцевальные терапевты годами работали с одними и теми же эмоциями, которые выделяет Томкинс, но пришли к ним через собственный опыт и работу с пациентами.

 

После обзора исследований индивидуальных эмоций я останавливаюсь на обобщении Стюартом теории Юнга и Томкинса. Отталкиваясь от предположения, что врожденные эмоции суть основание психики, Стюарт предлагает новую гипотезу специфических аффектов и специфических высших функций, которые, по‐видимому, развились из них. Он первым выделил аффективный источник либидо, который модулирует и трансформирует его (радость, интерес), аффективный источник процесса центрирования (удивление) и указал на аффективную природу высшей Самости (функция Эго и культурные установки). Этот материал лежит в основе формирования полного, целостного чувства Самости в ее бессознательном и сознательном аспектах, по мере ее развития из первичных, неизменных глубин в стремлении к конечной цели самореализации.

На протяжении всей книги я привожу свои примеры, подкрепленные исследованием Стюарта естественной, исцеляющей функции воображения и постоянных диалектических взаимоотношений между любопытством и воображением. Спонтанная, символическая игра детей становится моделью. Дети играют ради радости игры, но, как мы знаем, в содержании символической игры, как правило, обобщаются сложные, трудные или печальные события жизни. В игре дети преобразуют настоящую ситуацию, меняясь ролями, пробуя различные решения и обыгрывая бесконечное число вариантов и творческих решений в рамках данной темы. Эти театрализованные игры абсолютно добровольны. Как бы ни был расстроен ребенок, в норме он предпочтет проиграть опечалившее его событие любому другому знанию.

В состоянии игры мы способны быть самими собой. Играть и фантазировать означает быть открытым всему, что приходит нам в голову. Поэтому символическая игра и воображение могут столкнуть нас с мыслями, чувствами или фантазиями, которые подавлялись.

Первое, о чем следует помнить в психотерапии,– то, что она, как правило, приводит нас непосредственно к эмоциональному ядру наших комплексов. Это происходит, сидим ли мы в кресле и свободно говорим, не подвергаясь цензуре, рисуем ли картины, лепим ли скульптуры, играем с песком или двигаемся. Это также происходит, когда мы фантазируем о терапевтических взаимоотношениях или вовлекаемся в молчаливые диалоги с внутренними фигурами. Когда посредством тела мы выражаем то, что существует в нашем воображении, яркий и живой сенсомоторный опыт обычно приводит нас к комплексам, которые сформировались в младенчестве или раннем детстве.

Второе, что нужно помнить о природе воображения,– то, что это символический процесс. Воображение может привести нас к эмоциональному ядру комплекса, а может провести сквозь него. Но на этом этапе нам необходимо быть внимательными и испытывать интерес к тому, что мы представляем себе в воображении. Необходимо развитие способности выносить эмоцию, растревоженную при соприкосновении с комплексом, и в то же время представлять и символически исследовать образы, которые являются ее частью.

Все формы активного воображения вызывают этот сущностно важный диалог между любопытством и воображением. В таком диалоге переплетаются сознательное и бессознательное; это основной источник творчества. Творческий процесс, внутренне присущий детям и характеризующий детское развитие,– это тот процесс, который подкрепляет индивидуацию взрослого во время психотерапии. Конечно, Юнг обнаружил близкие взаимоотношения между игрой воображения и процессом индивидуации много лет назад. На основании личного опыта и опыта своих пациентов он установил, что обращение к игре и воображению с активной установкой на восприимчивость к бессознательным фантазиям запускает в движение процесс, понимаемый как дополнение к врожденному творческому процессу; он управляет развитием ребенка, является источником наших наиболее ценных достижений культуры, а в психотерапии – воссоздает ту целостную личность, которой мы пришли в этот мир.

Тема отзеркаливания, или отражения, затрагивается во всех частях этой книги. Младенцы и маленькие дети отзеркаливают все, что они видят, при помощи движений тела. Отзеркаливание как эмоциональная сонастроенность обращает наше внимание на сущностный элемент психотерапевтического процесса. Я говорю о диалектических взаимоотношениях, которые существуют между пациентом и терапевтом. Человек, которого что‐то беспокоит, ребенок или взрослый, страдает от блокировки или повреждения творческого диалога, который мы обсуждали выше. Страдающий нуждается в эмпатии человека, который может предоставить temenos – безопасное и защищенное место, где можно спокойно работать с бессознательными фантазиями и осознаваемыми дилеммами. Природа этой диалектики между пациентом и терапевтом усиливается эмпатическим отражением со стороны терапевта. Такие явления в самом широком смысле известны как перенос и контрперенос. Это огромная область, которая нуждается в дальнейших исследованиях. Однако лично я убеждена, что наблюдение за танцем/движением дает нам возможность как можно больше узнать о тонкостях диалектики выразительного движения, существующей между терапевтом и пациентом. В конце концов как психотерапевты мы умеем узнавать и эмпатически отражать экспрессивные реакции наших пациентов, что является основополагающим фактором успешной психотерапии. Юнг писал в этой связи:

«Одинокий человек лишен целостности, ибо он не может достичь целостности только посредством одной своей души, а душа не может существовать без своей второй половины, которой всегда является «Ты». Целостность есть сочетание Я и Ты, а они оказываются двумя частями трансцендентного единства, природу которого можно понять только при помощи символов…»

Часто задаваемые вопросы

Общие вопросы

Что такое танцевально-двигательная терапия?

Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA) определяет танцевально-двигательную терапию как психотерапевтическое использование движения для содействия эмоциональной, социальной, когнитивной и физической интеграции человека.

Танцевально-двигательная терапия:

  • Сосредоточен на двигательном поведении, возникающем в терапевтических отношениях. Экспрессивное, коммуникативное и адаптивное поведение рассматриваются как для группового, так и для индивидуального лечения. Движение тела, как основной компонент танца, одновременно обеспечивает средства оценки и способ вмешательства в танцевально-двигательную терапию.
  • Практиковал в сфере психического здоровья, реабилитации, медицины, образования и судебно-медицинской экспертизы, а также в домах престарелых, детских садах, профилактике заболеваний, программах укрепления здоровья и в частной практике.
  • Эффективен для лиц с нарушениями развития, медицинскими, социальными, физическими и психологическими нарушениями.
  • Используется с людьми всех возрастов, рас и этнических групп в формате индивидуальной, парной, семейной и групповой терапии.

Чем занимаются танцевальные/двигательные терапевты?

Танцевально-двигательные терапевты сосредотачиваются на том, чтобы помочь своим клиентам улучшить самооценку и образ тела, развить эффективные коммуникативные навыки и отношения, расширить их словарный запас движений, получить представление о моделях поведения, а также создать новые возможности для решения проблем. Движение является основным средством, используемым танцевальными/двигательными терапевтами для наблюдения, оценки, исследования, терапевтического взаимодействия и вмешательств. Танцевальные/двигательные терапевты помогают разрабатывать планы и цели лечения, документировать свою работу в медицинских записях и сотрудничать со специалистами из других дисциплин.

Где работают танцевальные/двигательные терапевты?

Танцевальные/двигательные терапевты работают в различных условиях, включая дома престарелых, школы, психиатрические, реабилитационные и медицинские учреждения, центры лечения наркомании, консультационные и кризисные центры, а также центры оздоровительного и альтернативного здравоохранения.

Как выглядит сеанс танцевально-двигательной терапии?

Широкий спектр методов танцевально-двигательной терапии, а также потребности и способности участников позволяют использовать широкий спектр двигательных действий на сеансах танцевально-двигательной терапии. Могут встречаться характеристики танца/движения, от тонких и обычных движений до выразительных, импровизационных танцев .

 

Чтобы узнать больше о том, как работают танцевальные/двигательные терапевты, перейдите на страницу ADTA на YouTube и в профили DMT.


Как я могу стать танцевальным/двигательным терапевтом?

Есть два способа стать танцевально-двигательным терапевтом. Подробное руководство по требованиям см. в Справочнике кандидата R-DMT.

№ 1: Утвержденная ADTA программа для выпускников
Выпускники утвержденных программ соответствуют всем профессиональным требованиям для получения сертификата зарегистрированного танцевально-двигательного терапевта (R-DMT). Пожалуйста, свяжитесь со школой напрямую, чтобы узнать о процессе подачи заявления, требованиях и т. д.

#2: Альтернативный маршрут
 Альтернативный маршрут определяется как степень магистра с обучением танцевальной/двигательной терапии под руководством квалифицированных преподавателей. Другие требования включают наблюдение и оценку движений, курсовую работу по психологии, полевые работы, стажировку и танцевальный опыт.

Какую степень/аккредитацию получают танцевальные/двигательные терапевты?

Сертификация танцевально-двигательной терапии присуждается выпускникам. Поэтому требуется степень магистра. После завершения утвержденной ADTA программы для выпускников или альтернативного маршрута и принятия Советом по сертификации танцевально-двигательной терапии выдается удостоверение зарегистрированного танцевально-двигательного терапевта (R-DMT). R-DMT представляет собой достижение базового уровня компетентности, что означает как первый уровень вхождения в профессию, так и готовность человека к работе в качестве танцевального/двигательного терапевта в клинической и/или образовательной среде. Удостоверение сертифицированного танцевального / двигательного терапевта (BC-DMT) можно получить после присуждения R-DMT с дополнительными требованиями и опытом. BC-DMT — это продвинутый уровень практики танцевально-двигательной терапии, означающий как второй уровень профессиональной компетентности, так и готовность человека проводить обучение и супервизию в танцевально-двигательной терапии, а также заниматься частной практикой.

Какую степень бакалавра мне следует получить?

На уровне бакалавриата не требуется специальной степени. Тем не менее, это хорошая идея, чтобы иметь существенное представление о темах, связанных как с танцами, так и с психологией. Чтобы узнать о конкретных предварительных условиях, свяжитесь с каждой программой для выпускников, утвержденной ADTA.

Где я могу найти информацию о том, как стать волонтером/тенью танцевального/двигательного терапевта?

Возможности стать волонтером/тенью танцевального/двигательного терапевта ограничены из-за характера работы и необходимости соблюдения конфиденциальности. Если вы заинтересованы в волонтерстве/слежке, обратитесь к члену по особым поручениям вашего региона или в местное отделение.

Какой опыт был бы полезен будущему танцевально-двигательному терапевту?

Настоятельно рекомендуется широко заниматься танцами, включая различные танцевальные стили и техники, хореографию, исполнение и преподавание. Для образования сосредоточьтесь на курсах психологии и курсе кинезиологии и анатомии. Полезный опыт будет включать работу или волонтерство с людьми в различных социальных условиях (например, в летних лагерях, школах, больницах, домах престарелых).

Сколько времени нужно, чтобы стать танцевальным/двигательным терапевтом?

Если вы посещаете утвержденную ADTA программу для выпускников, рассчитывайте, что будете учиться в течение двух-трех лет на дневном отделении. Для альтернативного маршрута продолжительность времени зависит от многих факторов, таких как занятость полный или неполный рабочий день, место проведения курсов (могут потребоваться некоторые поездки), когда предлагаются курсы, когда человек может их посещать и т. д.

Какую школу вы бы порекомендовали?

Посещение любой из утвержденных ADTA программ для выпускников позволяет получить глубокие знания и пройти обучение у выдающихся, опытных, сертифицированных танцевальных и двигательных терапевтов. ADTA предлагает связаться со школой и/или посетить ее, чтобы решить, подходит ли она вам.

Что означает одобрение программ магистратуры?

ADTA утверждает программы, отвечающие требованиям, изложенным в Стандартах образования и клинической подготовки ADTA. Выпускники утвержденных программ соответствуют всем образовательным требованиям для получения сертификата зарегистрированного танцевального / двигательного терапевта (R-DMT).

Где я могу найти список альтернативных маршрутов в моем регионе?

Текущие предложения курсов альтернативного маршрута можно найти в календаре курсов альтернативного маршрута и в документах курсовой работы выпускников альтернативного маршрута, содержащихся на странице альтернативного маршрута. Кроме того, проверьте раздел «Объявления» на форуме, ADTA на Facebook и ADTA LinkedIn.

Где я могу найти информацию о лицензионных требованиях?

Лицензионные требования варьируются от штата к штату. Свяжитесь с вашим государственным лицензионным советом напрямую. Найдите правление своего штата в Списке советов штата по лицензированию профессиональных советников.

Влияние танцевально-двигательной терапии и танца на психологические последствия, связанные со здоровьем. Обновление метаанализа

. 2019 авг 20;10:1806.

дои: 10.3389/fpsyg.2019.01806.

Электронная коллекция 2019.

Сабина С Кох
1

2
, Роксана Ф. Ф. Риж
3
, Катарина Тисборн
4
, Джаселин Биондо
5
, Лили Мартин
1
, Андреас Бильманн
3

Принадлежности

  • 1 Кафедра художественной терапии и терапевтических наук, Аланский университет, Альфтер, Германия.
  • 2 Школа терапевтических наук, Гейдельбергский университет SRH, Гейдельберг, Германия.
  • 3 Факультет психологии, Университет им. Фридриха Шиллера, Йена, Германия.
  • 4 Факультет психологии Бохумского университета, Бохум, Германия.
  • 5 Кафедра художественной терапии, Университет Дрекселя, Филадельфия, Пенсильвания, США.
  • PMID:

    31481910

  • PMCID:

    PMC6710484

  • DOI:

    10. 3389/fpsyg.2019.01806

Бесплатная статья ЧВК

Сабина С. Кох и соавт.

Фронт Псих.

.

Бесплатная статья ЧВК

. 2019 авг 20;10:1806.

doi: 10.3389/fpsyg.2019.01806.

электронная коллекция 2019.

Авторы

Сабина С Кох
1

2
, Роксана Ф. Ф. Риж
3
, Катарина Тисборн
4
, Джаселин Биондо
5
, Лили Мартин
1
, Андреас Бильманн
3

Принадлежности

  • 1 Кафедра художественной терапии и терапевтических наук, Аланский университет, Альфтер, Германия.
  • 2 Школа терапевтических наук, Гейдельбергский университет SRH, Гейдельберг, Германия.
  • 3 Факультет психологии, Университет им. Фридриха Шиллера, Йена, Германия.
  • 4 Кафедра психологии, Бохумский университет, Бохум, Германия.
  • 5 Кафедра художественной терапии, Университет Дрекселя, Филадельфия, Пенсильвания, США.
  • PMID:

    31481910

  • PMCID:

    PMC6710484

  • DOI:

    10. 3389/fpsyg.2019.01806

Абстрактный

Предыстория: Танец — это воплощенная деятельность, и при терапевтическом применении он может иметь несколько специфических и неспецифических преимуществ для здоровья. В этом мета-анализе мы оценили эффективность танцевально-двигательной терапии (ДМТ) и танцевальных вмешательств для результатов психологического здоровья. Исследования в этой области значительно выросли с 1,3 обнаруженных исследований в год в 1996-2012 до 6,8 выявленных исследований/год в 2012-2018 гг. Метод: Мы синтезировали 41 контролируемое интервенционное исследование ( N = 2374; с 01/2012 по 03/2018), 21 исследование ДМТ и 20 исследований танцев, изучая кластеры исходов качества жизни, клинических исходов (с — анализ депрессии и тревоги), навыки межличностного общения, когнитивные навыки и (психо-)моторные навыки. Мы включили недавние рандомизированные контролируемые испытания (РКИ) в таких областях, как депрессия, тревога, шизофрения, аутизм, пожилые пациенты, онкология, неврология, хроническая сердечная недостаточность и сердечно-сосудистые заболевания, включая данные последующего наблюдения в восьми исследованиях. Результаты: Анализы дали средний общий эффект ( d = 0,60) с высокой неоднородностью результатов ( I 2 = 72,62%). Отсортированные по кластерам исходов, эффекты были средними и значительными (от 90 217 д 90 218 = 0,53 до 90 217 д 90 218 = 0,85). Все эффекты, кроме воздействия на (психо-)моторные навыки, показали высокую противоречивость результатов. Анализ чувствительности показал, что тип вмешательства (ДМТ или танец) был значительным модификатором результатов. В DMT кластер общий средний эффект был небольшим, значимым и однородным/постоянным ( d = 0,30, p < 0,001, I 2 = 3,47). В кластере танцевальных вмешательств общий средний эффект был большим, значимым, но неоднородным/непоследовательным ( d = 0,81, p < 0,001, I 2 = 77,96). Результаты показывают, что ДМТ уменьшает депрессию и тревогу и повышает качество жизни, а также межличностные и когнитивные навыки, в то время как танцевальные вмешательства улучшают (психо)моторные навыки. Большие размеры эффекта были получены в результате наблюдений, что, возможно, указывает на систематическую ошибку. Данные последующего наблюдения показали, что через 22 недели после вмешательства большинство эффектов оставались стабильными или незначительно усиливались. Обсуждение: Стойкие эффекты ДМТ совпадают с выводами предыдущих мета-анализов. Большинство исследований танцевальных вмешательств проводилось в профилактических целях, а большинство исследований ДМТ проводилось в медицинских учреждениях с более серьезными клиническими нарушениями, где мы обнаружили меньшие эффекты, но с большей клинической значимостью. Методологические недостатки многих включенных исследований и неоднородность показателей результатов ограничивают результаты. Первоначальные данные о долгосрочных эффектах являются многообещающими.


Ключевые слова:

клиническое контролируемое исследование; художественная терапия; танцевальные интервенции; танцевально-двигательная терапия; интегративная медицина; метаанализ; рандомизированное контролируемое исследование.

Цифры

Рисунок 1

Схема процедуры выбора. В комплекте…

Рисунок 1

Схема процедуры выбора. Включенные исследования отображаются в обзоре характеристик исследований…


фигура 1

Блок-схема процедуры выбора. Включенные исследования отображаются в обзоре характеристик исследований (таблица 1).

Рисунок 2

Иерархия размеров эффектов. ЭГ,…

Рисунок 2

Иерархия размеров эффектов. ЭГ, экспериментальная группа; КГ, контрольная группа; d(c), средневзвешенное…


фигура 2

Иерархия размеров эффектов. ЭГ, экспериментальная группа; КГ, контрольная группа; d(c) — средневзвешенная величина эффекта на кластер; d(i) — средневзвешенная величина эффекта за исследование; d(i,c) — средневзвешенная величина эффекта на кластер в рамках одного исследования.

Рисунок 3

Включенные исследования в год с…

Рисунок 3

Включены исследования в год с ДМТ или танцевальным вмешательством.


Рисунок 3

Включены исследования в год с ДМТ или танцевальным вмешательством.

Рисунок 4

Воронкообразный участок.

Рисунок 4

Воронкообразный участок.


Рисунок 4

Воронкообразный сюжет.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Танцевально-двигательная терапия депрессии.

    Микумс Б., Каркоу В., Нельсон Э.А.
    Микумс Б. и соавт.
    Cochrane Database Syst Rev. 2015 Feb 19;2015(2):CD009895. doi: 10.1002/14651858.CD009895.pub2.
    Кокрановская система базы данных, ред. 2015 г.

    PMID: 25695871
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

  • Танцевально-двигательная терапия для клиентов с расстройством личности: систематический обзор и тематический синтез.

    Кляйнлох С.Т., Самариттер Р.А., ван Рейн Р.М., Куйперс Г., Стуббе Д.Х.
    Кляйнлох С.Т. и др.
    Фронт Псих. 2021 18 марта; 12:581578. дои: 10.3389/fpsyg.2021.581578. Электронная коллекция 2021.
    Фронт Псих. 2021.

    PMID: 33868071
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Эффективность танцевально-двигательной терапии при лечении взрослых с депрессией: систематический обзор с метаанализом.

    Каркоу В., Айтал С., Зубала А., Микумс Б.
    Каркоу В. и соавт.
    Фронт Псих. 2019 3 мая; 10:936. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00936. Электронная коллекция 2019.
    Фронт Псих. 2019.

    PMID: 31130889
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Эффекты танцевально-двигательной терапии при лечении депрессии: многоцентровое рандомизированное контролируемое исследование в Финляндии.

    Хювёнен К., Пюльваняйнен П., Муотка Дж., Лаппалайнен Р.
    Хювенен К. и соавт.
    Фронт Псих. 2020 12 авг; 11:1687. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01687. Электронная коллекция 2020.
    Фронт Псих. 2020.

    PMID: 324
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Танцевально-двигательная терапия для улучшения психологических и физических результатов у больных раком.

    Брэдт Дж., Шим М., Гудилл С.В.
    Брэдт Дж. и соавт.
    Cochrane Database Syst Rev. 7 января 2015 г .; 1 (1): CD007103. doi: 10.1002/14651858.CD007103.pub3.
    Кокрановская система базы данных, ред. 2015 г.

    PMID: 25565627
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Изнутри: Танцы между выгоранием и помолвкой в ​​тюрьме.

    Гарсия-Каллао Л., Энишанслин Б., Родригес-Хименес Р. М.
    Гарсия-Каллао Л. и др.
    Преподобный Эсп Санид Пенит. 2022 май-август;24(2):48-55. doi: 10.18176/соответственно 00050.
    Преподобный Эсп Санид Пенит. 2022.

    PMID: 36256556
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Использование кинестетической эмпатии со взрослыми, живущими с резистентной к лечению депрессией: обзорное исследование.

    Кристофер Н., Тамплин Дж.
    Кристофер Н. и др.
    Am J Dance Ther. 2022;44(2):115-142. doi: 10.1007/s10465-022-09371-4. Epub 2022 23 сентября.
    Am J Dance Ther. 2022.

    PMID: 36187342
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Сочетание танцевально-двигательной терапии с когнитивно-поведенческой терапией при лечении детей с тревожными расстройствами: факторы, объясняющие отношение терапевтов.

    Вайц Н., Опре А.
    Вайц Н. и соавт.
    Am J Dance Ther. 2022;44(2):186-209. doi: 10.1007/s10465-022-09369-y. Epub 2022 14 сентября.
    Am J Dance Ther. 2022.

    PMID: 36124161
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние танцевальных вмешательств на пациентов с неинфекционными заболеваниями легких: систематический обзор.

    Ниранджан В., Тарантино Г., Кумар Дж., Стоукс Д., О’Коннор Р., О’Реган А.
    Ниранджан В. и др.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 5 сентября; 19(17):11115. дои: 10.3390/ijerph291711115.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022.

    PMID: 36078841
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

  • Осуществимость, приемлемость и эффективность танцевально-двигательной психотерапии в школе для детей с эмоциональными и поведенческими трудностями.

    Мула З., Пауэлл Дж., Броклхерст С., Каркоу В.
    Мула З. и др.
    Фронт Псих. 2022 авг 22;13:883334. doi: 10.3389/fpsyg.2022.883334. Электронная коллекция 2022.
    Фронт Псих. 2022.

    PMID: 36072049Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. ° Алотаиби А. Каркоу В. ван дер Линден М.Л. Ирвин Л.М.С (2017). Программа двигательной терапии для детей с легкими трудностями в обучении в начальных школах Саудовской Аравии: связь между движением и эмоциями, в Оксфордском справочнике по танцам и благополучию, под редакцией Каркоу В., Оливера С., Ликуриса С. (Эдинбург: Университет королевы Маргарет, 479–492.

    1. °. Альразайн Б., Зубала А., Каркоу В. (2018). Терапия искусством, основанная на движении, для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в Королевстве Саудовская Аравия, в Art Therapies in the Treatment of Depression, eds Zubala A. , Karkou V. (London: Routledge, 84–100.

    1. °. Бурзинская А. З., Цзяо Ю., Кнехт А. М., Фаннинг Дж., Авик Э. А., Чен Т. и соавт. (2017). Целостность белого вещества снизилась в течение 6 месяцев, но танцевальное вмешательство улучшило целостность свода у пожилых людей. Фронт. Стареющие нейроски. 9:59 10.3389/фнаги.2017.00059

      DOI

      ЧВК

      пабмед

    1. °. Кросс К., Флорес Р., Баттерфилд Дж., Блэкман М., Ли С. (2012). Влияние пассивного слушания по сравнению с активным наблюдением за музыкальными и танцевальными представлениями на распознавание памяти и депрессию от легкой до умеренной степени у пожилых людей с когнитивными нарушениями. Психол. Представитель 111, 413–423. 10.2466/10.02.13.ПР0.111.5.413-423

      DOI

      пабмед

    1. °. Кох С., Келбель Дж., Колтер А., Саттел Х., Фукс Т. (2017). (Дис)воплощение при шизофрении: эффекты отражения самоощущения, эмпатии и благополучия, в Oxford Handbook Dance Wellbeing, ред. Каркоу В., Оливер С.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *