Разное

Сократическая беседа: СОКРАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА это

действующие лица, вопросы, способы проведения. Другие особенности.

Сократ (470-399 гг. до н.э.)

Именно особенности личности Сократа обусловили успех его учения и учения его учеников, в первую очередь Платона.

Личность Сократа. Сократ родился в семье каменотеса и повитухи. Получил хорошее образование, интересовался натурфилософий, но вскоре отказался от нее, т.к. она не могла объяснить вопросы о причинах поведения человека – вопросы, которые интересовали Сократа всю жизнь. Сократ создал свою философию, непохожую ни на чью другую, ни по методологии, ни по методу.

Методология. Цель философии Сократа – сделать людей лучше, но такую же цель преследовали и софисты, с которыми он спорил. Софисты (Горгий, Протагор и др.): людей можно сделать лучше, если обучить их определенным практическим социальным навыкам; это – умение управлять своим домом, умение жульничать, мнемотехники, ораторское искусство и т.д. Сократ: прежде чем сделать человека лучше, надо понять, что есть человек. Девиз Сократа: «Познай самого себя». Нет относительного понимания, что есть добро и что есть зло; есть абсолютное знание этого! И это знание дано изначально, и цель – сделать человека лучше – может быть реализована только посредством поиска в себе самом этого знания. Средством этого служит метод, введенный Сократом.

Метод Сократа, сократическая беседа.

Сократ называл свой метод повивальным искусством – майевтикой – это беседа, в ходе которой с помощью вопросов собеседнику должна открываться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов. В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых собеседника (ученика) подводят к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знания в конечной форме, считая, что самое главное – привести человека к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рождает противоречие и, следовательно, необходимость выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, — всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться. Отсюда название метода – майевтика: сам Сократ говорил о себе, что он — «акушер мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.

Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, т.к. перед учеником ставили определенную проблему в виде вопроса-утверждения, а потом помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающей выстроить алгоритм решения данной проблемы.   

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

  • Реферат

    Сократическая беседа: действующие лица, вопросы, способы проведения. Другие особенности.

    От 250 руб

  • Контрольная
    работа

    Сократическая беседа: действующие лица, вопросы, способы проведения. Другие особенности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Сократическая беседа: действующие лица, вопросы, способы проведения. Другие особенности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Семинар сократовская беседа

Сократовская беседа как особая методика обучения

Определение 1

Сократовская беседа – это форма стимулирования познавательного процесса, применяемая на семинарских занятиях и нацеленная на определение границ знания и незнания учащегося в определенной области и совместного открытия рационального пути для решения имеющейся проблемы.

Данный метод представляет собой особую форму организации беседы, в ходе которой учащийся должен испытать сомнение в своей правоте, чтобы отыскать правильный ответ и познать истину. Без сомнения не может быть продуктивного познания.

Замечание 1

Применение данного метода учит мыслить диалектически, не применяя жестких, однозначных высказываний, не делая категоричных выводов и рассматривая вещи, процессы и явления во всей их сложности и многогранности.

Появление этого метода обучения связано с именем древнегреческого философа Сократа. Именно им была впервые введена в практику такая беседа, в ходе которой философом задавались самые разнообразные вопросы, порой каверзные, выдвигались возражения с целью навести собеседника на определение верного пути, помочь ему принять верное решение. Сам Сократ никогда не давал готовых ответов на вопросы. Он считал, что для продуктивности познания их необходимо отыскать самостоятельно.

По мнению Сократа, беседа должна строиться таким образом, чтобы вопросы, задаваемые учащимся, были тщательно продуманны и спланированы, обеспечивая тем самым, стимул для логического согласования своих мыслей и проведения оценки их верности.

Сократическая беседа нацелена не на получение конкретного знания, а на привитие любви к нему, развитие стремления к его поиску. Эта методика удобна в применении для любой возрастной категории, она не имеет ограничений и несет важное функциональное значение, выступая качественным инструментом в организации учебно-воспитательного процесса.

Рисунок 1. Сократовская беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сократическая беседа состоит из двух составных частей:

  1. Система подготовленных вопросов. Эти вопросы составляются таким образом, чтобы натолкнуть учащихся на поиск верного решения, поставленной задачи, дойти до истины. При этом учащийся должен выявить и осознать, имеющуюся проблему, которая ранее могла не вызывать сомнений в его сознании. Раскрывая противоречия, у учащегося постепенно происходит ликвидация ложного знания, что вызывает всплеск его эмоций, развивает беспокойство ума и заставляет его активизировать свою деятельность, чтобы найти истинно верное решение.
  2. Система «майевтики». Она предполагает грамотное, но скрытое подведение учащихся к верному решению путем применения тщательно завуалированных наводящих вопросов. При этом, у учащегося не возникает ощущения, что его подвели к этим выводам или решениям, поскольку его сознание работало над ними и ему кажется, что он пришел к этим выводам самостоятельно. Достижение такого результата обеспечивается созданием равноправного положения учащегося и педагога.

Рисунок 2. Сократовская беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Применение сократовской беседы в педагогическом процессе необходимо для решения различных проблемных вопросов, либо выбора того или иного варианта решения проблемы.

Практическое применение сократовской беседы в современном образовании

Семинары на основе использования сократического диалога ориентированы на то, чтобы заинтересовать учащихся в познании путем развития разносторонней дискуссии по какой-то исследуемой тематике, заменяя простое заучивание и пересказ материала. Если учащийся будет рассуждать на данную тему, защищать свою точку зрения в дискуссии, сомневаться в правильности своих взглядов, то это активизирует его мыслительную деятельность и заставит думать самостоятельно, а не просто заучивать информацию, которая может и не закрепиться в сознании.

Метод сократической беседы применяется для обсуждения какой-то книги или научной статьи. В диалоге могут принимать участие все желающие. Они заранее готовятся к нему, знакомясь с материалом, формируя тезисы, грамотно конструируя свои мысли и идеи по данному направлению диалога.

Ведущая роль в подобной беседе отводится педагогу. Однако, он не выступает здесь, как лектор и единственный авторитет. Ему отводится роль контролера и координатора процесса прохождения беседы. Он наблюдает за обсуждением учащихся, направляет их при необходимости и контролирует протекание беседы в нужном направлении и русле, а также следит за тем, чтобы каждый желающий высказался.

Также, педагог может составить вопросы, которые при обсуждении помогут учащимся придерживаться тематики диалога и увлечься беседой в полной мере.

Проведение подобных семинаров регулярно, помогает учащимся развить логическое мышление, что принесет положительные результаты в дальнейшем изучении дисциплины, обучении в целом и решении проблемных моментов в жизни.

Как правило, сократические беседы применяются для изучения таких дисциплин, как:

  • Философия;
  • Социология;
  • Психология;
  • Литература.

Замечание 2

Это объясняется тем, что методика сократического диалога плохо применима для точных естественных наук, в которых главную роль играют безальтернативные формулы, законы, теоремы.

Кроме того, методика позволяет устранить ненужные спорные моменты и используется на занятии в воспитательных целях. К примеру, педагогом было принято решение выгнать учащегося с занятия за нарушение правил поведения, что вызвало его агрессивную реакцию. Педагог может провести беседу с ним, задавая наводящие вопросы такого типа: «Ты понимаешь за что тебя выгнали?», «Как ты считаешь, твое поведение, шум, который ты устроил не мешает педагогу сосредоточиться и преподнести учебный материал?», «Ты не думал, что ты можешь помешать не только мне, но и своим товарищам?», «Если твое поведение причинило вред остальным, то справедливо было выгнать тебя?». Эти вопросы помогут учащемуся дойти по сути проблемы и осознать свое неверное поведение и, возможно принести извинения.

определение сократического+дискурса по Медицинскому словарю

Сократический+дискурс | определение сократического+дискурса по Медицинскому словарю

Сократ+дискурс | определение сократического+дискурса по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

сократический
дискурс

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • О концепции иронии с постоянной ссылкой на Сократа
  • Коллективный диалог
  • Александр Данлоп Линдсей, 1-й барон Линдсей из Биркера
  • Философские фрагменты
  • диалектика
  • атараксия
  • эпистема
  • Лахет (диалог)
  • элеаты
  • пафос
  • Знание предметной области
  • эристический
  • Симоне Луццатто
  • Г. Э. Р. Ллойд
  • Эпиктет

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер
?

  • Сократический диалог
  • Сократический дискурс
  • Сократический дискурс
  • Сократический дискурс
  • Сократический дискурс
  • Сократический эленчи
  • Сократовский эленх
  • Сократовское исследование
  • Сократовское исследование
  • Сократовское исследование
  • Сократовское исследование
  • Сократовская ирония
  • Сократовская ирония
  • Сократовская ирония
  • Сократовское обучение
  • Сократовское обучение
  • Сократовское обучение
  • Сократовское обучение
  • Метод Сократа
  • Метод Сократа
  • Метод Сократа
  • Метод Сократа
  • Метод Сократа
  • Задача Сократа
  • Сократовские головоломки
  • Сократический вопрос
  • Сократический вопрос
  • Сократический вопрос
  • Сократический вопрос
  • Сократовский допрос
  • сократический+дискурс
  • сократический
  • Сократически
  • Сократический вирус
  • Сократизм
  • Сократизм
  • сократически
  • сократически
  • Сократики
  • Сократики
  • Сократис Коккалис
  • Сократизм
  • Сократист
  • Сократист
  • СОКРЕ
  • Соцреализм
  • Соцреализм
  • Сотворит
  • Сотворит
  • СОКРЕБ
  • Сокред
  • Сокрет
  • Сокрет
  • Сокрет
  • Сокредс
  • СОКРЕЙ
  • СОКРИ
  • СОКРН
  • Сокроза
  • Сокроза
  • Сокроза

Сайт:
Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Как использовать метод Сократа в классе средней или старшей школы

После пяти лет отсутствия в классе я вернулся в свой нынешний округ и преподаю AP историю США группе второкурсников. Этот курс является частью более широкой инициативы, в соответствии с которой наши старшеклассники будут иметь возможность получить высшее образование как со своим аттестатом средней школы, так и со степенью младшего специалиста местного колледжа. Моя роль заключается в том, чтобы использовать AP History как средство подготовки студентов к чтению текстов на уровне колледжа и проведению анализа.

Вполне естественно, что я готовлю своих студентов, заставляя их изучать тексты по истории США на уровне колледжа как часть их классной работы. К счастью, у меня нет родителей, требующих, чтобы мои ученики не узнавали об определенных истинах прошлого Соединенных Штатов.

На самом деле, в штате Нью-Джерси государственные школы обязаны включать информацию о достижениях и вкладе чернокожих в американскую историю. В моем классе мы только что закончили Афроамериканская и латиноамериканская история Соединенных Штатов Пола Ортиса, и мы начинаем Цвет закона: забытая история о том, как наше правительство разделило Америку, Ричарда Ротштейна, следующий период маркировки. Кроме того, мы читали и продолжим читать рецензируемые журнальные статьи по истории США.

Что такое метод Сократа

Взволнованный возможностью снова преподавать, я вспомнил свое время, когда был студентом, и задался вопросом, что побудило меня закончить назначенные чтения, чтобы быть готовым к классу. Мои мысли вернули меня к тому короткому времени, когда я был студентом юридического факультета.

Я помню, как впервые сидел в лекционном зале на уроке гражданского процесса. Я не прочитала все предписанное для чтения перед уроком, но я полагала, что смогу кататься на коньках к этому дню, а затем подготовиться к ответам на вопросы к следующему уроку. Так было до тех пор, пока я не увидел, как профессор беспорядочно звонит студентам, задавая вопрос за вопросом за вопросом. В его безумии был метод. Действительно, Сократический метод к его безумию.

На двух занятиях мне удавалось обходиться без вызова. На третьем уроке была моя очередь, и, хотя я все еще нервничал, я был в состоянии заниматься, потому что я закончил чтение. Я не ответил на все вопросы правильно, но я был в драке. То же самое можно сказать и о старшеклассниках, когда они занимаются сократовским обучением.

Привлечение учащихся к взаимодействию с текстом

Метод Сократа – это тактика обучения, при которой вопросы задаются постоянно до тех пор, пока либо учащийся не даст неверный ответ или аргументацию, либо учитель не будет удовлетворен ответами учащегося. Юридические школы обычно используют эту тактику для развития у студентов навыков критического мышления, чтобы улучшить их интеллектуальное мышление о законе. Что касается меня, то все, что он сделал, это напугал меня до чертиков. Но он делал и кое-что еще: заставлял меня не только читать, но и взаимодействовать с тем, что я читал.

Я надеялся, что это произойдет с моими учениками.

В первый день, когда я опрашивал случайных студентов подряд, они были в ужасе. Как и на юридическом факультете, я разрешал им читать и делать заметки для справки, задавал им вопросы и искал обоснование. Они были напуганы. Некоторые дети были явно встревожены, а для некоторых стресс стал слишком сильным. Мы остановились. Я сказал своим ученикам перевести дух.

Я объяснил им, что этот метод вызывает стресс, а также предупредил, что некоторые используют этот метод обучения неуважительно, вредно и несправедливо. Однако я заверил их, что наш класс был тренировочной площадкой для строгого стиля обучения и требовательного характера текстовой экзегезы, которую они испытают после окончания средней школы.

Я также сказал им, что, по моему мнению, они более чем способны показать то, что знают. После этого мои ученики успокоились, и мы продолжили. На следующей неделе мы это сделали, было подготовлено больше студентов. У них были свои записи, их книги были выделены, и они ожидали, что их вызовут.

Я был горд. Но я предупредил их, что смысл чтения заключается в том, чтобы взаимодействовать с текстом не только для получения информации, но и для ее тщательного изучения, чтобы дать им информацию для анализа современности. Я сказал им, что дело не в том, чтобы получить ответы, а в том, чтобы провести анализ. Итак, я смешиваю вопросы, основанные на фактах, с вопросами, которые требуют от них анализа прочитанного.

Как они отреагировали? Некоторым это даже нравится. Другие, не очень. Но когда мы начинаем, все мои ученики готовы. Они готовы сейчас и когда войдут в любую комнату. Если и когда люди подвергнут сомнению свои идеи, свой интеллект или свою человечность… они тоже будут готовы.

10 рекомендаций, о которых следует помнить

Я бы не стал пробовать этот метод ни с одним классом младше восьмого, так как он может быть очень интенсивным. Однако, если это то, что вы хотите сделать в классе, вот несколько простых советов о том, как начать:

1. Подготовьте студентов, проинструктировав их о том, что такое метод Сократа, о причинах и намерениях, стоящих за ним, и о том, как изменится структура класса, когда вы будете его применять.

2. Позвольте учащимся держать все свои заметки и тексты на столе, чтобы помочь им, когда им задают серию вопросов.

3. Настаивайте на том, чтобы учащиеся опустили руки и чтобы вы позвали кого угодно, чтобы ответить на вопрос.

4. Обязательно сохраняйте очень прямой и серьезный тон. Это серьезное занятие, и ваше поведение должно сообщать об этом ученикам.

5. Ведите оценочный лист, чтобы отслеживать, кто был вызван и правильно ответил на вопросы. Это поможет вам отслеживать, кому звонить в следующий раз, к кому вернуться и на сколько вопросов каждый учащийся ответил правильно и/или неправильно.

6. Задавайте вопросы, основанные на фактах, и вопросы, анализирующие цитату из текста или концепцию, полученную в ходе изучения текста.

7. Пройдитесь по комнате. Вы не только используете близость, но ваша близость к ученику создает впечатление, что вы готовы его навестить. Это помогает убедиться, что они сосредоточены и вовлечены в деятельность.

8. Пусть вас не смущает молчание ученика, пытающегося найти ответ. Не спешите звать другого ученика или помогать ему.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *