5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка
Здоровая, нормальная самооценка — важное условие гармонии в личной и профессиональной жизни. Отношение к себе — это не собственный выбор человека: любая самооценка определяется объективными обстоятельствами. То, как мы относимся к себе, воспринимаем себя, напрямую зависит от атмосферы в семье, где мы росли. Как поведение мамы и папы влияет на формирование самооценки ребенка? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Самооценка и общение со взрослыми
Представление ребенка о себе, отношение к собственной личности возникают в ходе общения. Причем в первые семь лет жизни наиболее сильное влияние на это оказывает общение со взрослыми: родителями и педагогами. С одной стороны, это накладывает на нас, мам и пап, особую ответственность. С другой — одновременно открывает большие возможности для воспитания желательных качеств личности, которые связаны с особенностями представления ребенка о себе.
Общаясь с важными для него взрослыми, малыш получает два очень важных ресурса: уверенность в своей абсолютной ценности и оптимистический взгляд на мир. По словам известного психолога Натальи Николаевны Авдеевой, доброжелательное, теплое, заботливое отношение мамы или другого значимого взрослого формирует у ребенка надежную привязанность. Это, в свою очередь, дает ему так называемую позитивную рабочую модель себя и других людей. У малыша складывается базисное доверие к миру, желание активно исследовать окружающую действительность, устанавливать контакты с другими людьми.
По данным исследования, проведенного Натальей Николаевной, привязанность ребенка к матери напрямую влияет на его отношение к себе. Чем сильнее привязанность, тем выше уровень развития образа себя у малыша.
Важно и то, как воспринимает себя мама. Все то же исследование выявило две группы матерей. Одни — осознающие себя не очень счастливыми, удачливыми, хорошими матерями и хозяйками. Жизнь приносит им больше огорчений, нежели радостей. Другие — оценивающие себя как счастливых, благополучных, довольных собой и своим материнством. Они стремятся планировать свою жизнь и контролировать события, происходящие в ней. Мамы из первой группы больше отмечали умения и навыки ребенка («Пьет из чашки сам», «Может застегнуть пуговицы»), чем личностные качества (любознательность, интерес к творчеству). Они акцентировали внимание на трудностях в общении с ребенком, на негативных изменениях в его личности («Стал более упрямым»). Мамы из второй группы, напротив, были настроены позитивно: они положительно оценивали новые умения и способности малыша, отмечали, что по мере взросления ребенка общаться с ним все интереснее.
Как самооценка меняется с возрастом
Ребенок раннего возраста воспринимает отношение взрослого к себе как к личности. Ему сложно принять в расчет оценку отдельного, конкретного действия. Это значит, что похвалу или порицание за какие-то поступки он воспринимает как личное отношение взрослого к нему. В этом возрасте дети не сравнивают себя с ровесниками, они совершенно равнодушны к их успехам. Их самооценка все еще остается абсолютной, то есть отношение к себе зависит только от того, чувствуют ли они любовь своих мам, пап, других значимых взрослых.
Источники для построения образа себя от года до трех лет значительно изменяются по сравнению с младенческим периодом. Свои крохотные победы малыш переживает как триумф: подняться по ступенькам лестницы, создать куличик из песка — его гордость за себя не вызывает у нас сомнений.
В возрасте от трех до семи лет дети очень много и содержательно взаимодействуют и со взрослыми, и с людьми других возрастов. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок наблюдает за другими детьми, ревностно сравнивает свои достижения с достижениями товарищей. Начинает формироваться относительная самооценка, которая требует сопоставления себя с остальными.
Важнейшее достижение дошкольника — отделение общей самооценки (целостного восприятия себя как к любимому окружающими, важному для них или, напротив, незначимому существу) от конкретной (отношение к успеху своего отдельного, частного действия). Ярче всего она выражается в способности детей по-деловому — спокойно и открыто — относиться к замечаниям взрослого. Четкая и уверенная конкретная самооценка — важнейшее достижение дошкольного возраста, обеспечивающее готовность детей к обучению в школе. Без нее невозможно построение у детей учебных действий и рефлексии.
Если дошкольник окружен любовью и бескорыстной заботой старших, у него сохраняется общая положительная самооценка. Такие дети могут иметь завышенное представление о своих возможностях. Но это даже хорошо: оно поощряет их ставить перед собой трудные задачи, проявлять смелость и упорство.
Что нужно для адекватной самооценки вашего ребенка
Чтобы вырастить человека со здоровой самооценкой, родителям нужно не только быть внимательными к ребенку, но и работать над собой.
Уделите внимание себе
Если у вас есть трудности с восприятием себя, очень важно их осознать и обратиться за помощью к специалисту, чтобы достичь психологической зрелости. Это непростой путь, но его нужно пройти, чтобы не повторять ошибок собственных родителей.
Качественно общайтесь с ребенком с первых дней
Важно не то, сколько времени вы проводите с малышом, а то, как вы это делаете. Когда родитель эмоционально доступен и демонстрирует любовь и принятие, у ребенка появляется положительное самоощущение. А это приводит к переживанию своей ценности, уникальности, пониманию значимости для окружающих.
С самых первых дней разговаривайте со своим ребенком, улыбайтесь ему, берите на руки. Глядя на родителей и действия по отношению к себе, малыш начинает чувствовать самого себя. Взрослый смотрит на него, улыбается, говорит с ним, и так ребенок осознает себя. Вы в этот период — зеркало, в котором младенец видит и узнает себя.
Показывайте младенцу действия, которые можно совершать с различными предметами: погремушкой — трясти, кубики — трогать, матрешку — разбирать. Повторяя за взрослым, ребенок удовлетворяет свою потребность не только в доброжелательном внимании, но прежде всего в практическом сотрудничестве со взрослым, который становится для него партнером.
Радуйтесь победам ребенка
К трем годам у ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя, начинает гордиться своими достижениями. Признавайте эти победы ребенка, малейшие проявления самостоятельности, позвольте предпринимать попытки есть, одеваться, мыть руки, завязывать шнурки. Одобрение и похвала взрослого рождает чувство гордости и собственного достоинства. А огорчение — наоборот: ребенок переживает из-за того, что у него не получилось. Переживая стыд, радость, неуверенность, малыш присваивает отношение других к себе, начинает смотреть на себя глазами родителей.
Помогайте ребенку и уважайте его
В 3−5 лет дети стремятся познать мир и задают массу вопросов, и на этой дороге им нужен проводник. Отвечайте на вопросы ребенка, будьте источником знаний, помогайте ему установить закономерные отношения с миром. Аккуратно давайте обратную связь: в этом возрасте дети склонны воспринимать как личную обиду любое замечание. Уважайте личность ребенка.
В 5−7 лет ребенок стремится не просто к доброжелательному вниманию и уважению, но и к взаимопониманию и сопереживанию со стороны взрослого. Старайтесь отражать чувства ребенка словесно, разделяя их с ним.
Признайте право ребенка быть другим
Наши дети — это не уменьшенные копии нас самих. У них может быть другой характер, другие сильные и слабые стороны. Важно учитывать эти различия, уметь слушать и сопереживать, не требовать от них того, что им не по силам. Не возлагайте на ребенка груз собственных амбиций, даже из самых лучших побуждений.
Лучше понять своего ребенка, разобраться в ваших с ним отношениях вам помогут работы специалистов. Я рекомендую книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и три статьи: «Формирование личности ребенка в общении» Майи Лисиной, «Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве» и «Становление образа себя у детей первых трех лет жизни» Натальи Авдеевой.
Самое главное — любите ребенка и принимайте его, будьте для него опорой. Дайте ему понять, что любовь — это не то, что нужно заслужить, его любят просто за то, что он есть, без условий и оговорок.
Читайте также:
7 советов родителям, чьи дети быстро сдаются
Каждой маме обязательно надо разрешить себе сюсюкать, и вот почему
Братья и сестры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно
Фото: Rohappy/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com
детивоспитаниеразвитиесоветы психолога
Самооценка ребенка в разном возрасте
- Теги:
- Родительский лекторий
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- заниженная самооценка
Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.
Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает множество изменений.
Дошкольники
В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.
Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз — ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.
Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.
К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте самооценка становится всё более адекватной.
В первом классе самооценка, как правило, является адекватно завышенной. Во втором классе наблюдается тенденция к переоценке себя и самооценка снижается. В третьем — у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается.
Понять какая у ребёнка самооценка не сложно. Так дети с пониженной самооценкой склонны копаться в своей личности, выискивают в себе слабые стороны, цепляются за это и постоянно видят в себе, главным образом, плохое. А излишняя самокритичность ни к чему хорошему не приводит. У детей с завышенной самооценкой, напротив, блокиратором для развития личности является их пониженная критичность к своей персоне.
Формирование у детей адекватной самооценки зависит от учебно-воспитательного процесса, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают учителя, родители и сверстники. Поэтому, родители и учителя, должны понимать, что младшие школьники ещё очень похожи на дошкольников – взрослые для них являются авторитетом, и они безоговорочно верят в их оценки. Так что в этом возрасте из талантливого ребёнка легко сделать неудачника, и напротив легко вселить в ребёнка уверенность в своих силах.
Средний школьный возраст
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение объективно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.
Однако если в младших классах самооценка определялась учителем и родителями, то в средних классах становятся важным мнения одноклассников, и на первый план выходят не хорошие оценки, а те качества ребенка, которые проявляются в общении.
Поэтому в такой ситуации задача взрослого – помочь ребёнку понять собственные ощущения и желания, подчеркнуть его сильные стороны характера. А если у ребёнка начались небольшие неудачи в обучение, то не стоит делать из ошибок трагедию. В этом возрасте ребёнок не только должен получать новые знания, ему ещё приходиться и узнавать самого себя. В связи с этим, младшие подростки остро нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. Они ждут от взрослых одобрения и уважения. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Он хочет, чтобы родители не только проверяли дневник, но и были в курсе его новых интересов и увлечений. Если коротко – средние школьники хотят, чтобы их принимали всерьёз.
Интерес и поддержка мотивируют подростков учиться и развиваться. А тотальный контроль – снижает самооценку, потому что именно в этом возрасте дети обнаруживают в себе способность самостоятельно определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. И могут даже пойти на конфликт, если кто-то усомнится в их умении.
Старший школьный возраст
Старшеклассники очень ранимы – они чувствительны к критике родителей и учителей, к тому же ещё часто страдают от неразделенной любви, заняты поиском себя, а всё это может заметно понизить самооценку.
Чтобы поддержать самооценку старшеклассника на прежнем (адекватном) уровне или повысить — необходимо помнить, что излишняя сосредоточенность на проблеме не дает положительного результата. Подростку надо объяснить, что излишняя критичность и самобичевание могут только навредить. Кроме этого, родители не должны сравнивать ребенка с его друзьями, или просто сверстниками. Особенно, если это сравнение не в пользу ребёнка.
Да, подросток уже практически взрослый человек, но это не значит, что с ним нужно вести себя, как с сорокалетним коллегой по работе. Например, даже если родители сделали шуточное замечание о его внешности, то это может вырасти в трагедию для ребёнка. Так же остро подростки реагируют на замечания, касающиеся способностей, учебы, друзей.
Вырастить уверенного в себе человека сложно, но возможно. Главное не перебарщивать с критикой – она убивает самооценку, и не переусердствовать с похвалой – она может довести до нарциссизма.
Алла Краснова
Читайте также:
Формирование подростка
Самооценка у детей | Понимание
Самоуважение — это то, насколько люди ценят себя и насколько важными они считают себя в своем мире. Вы можете слышать, как люди говорят о важности самооценки у детей, в частности о «позитивной самооценке». Но что именно? И почему это так важно?
Проще говоря, положительная самооценка — это когда люди хорошо относятся к себе. Узнайте больше о положительной самооценке и о том, как помочь ребенку ее развить.
Почему для детей важна положительная самооценка
Дети с положительной самооценкой чувствуют себя уверенно и способны. Они ценят себя и свои способности. Они гордятся тем, что могут сделать, и хотят стараться изо всех сил.
Когда дети уверены в себе и уверены в том, кто они есть, у них больше шансов развить мышление. Это означает, что они могут мотивировать себя принимать новые вызовы, справляться с ошибками и учиться на них. Они также с большей вероятностью постоят за себя и попросят о помощи, когда они в ней нуждаются.
Как дети развивают положительную самооценку
Дети развивают положительную самооценку, усердно работая над достижением цели и видя, как их тяжелая работа окупается снова и снова. Достижение целей показывает им, что у них есть все необходимое для решения новых задач. Их успех заставляет их чувствовать себя хорошо, и они узнают, что даже потерпеть неудачу — это нормально.
Когда дети преуспевают в чем-то, это нравится и другим людям, например их друзьям и взрослым, которые заботятся о них. Эта обратная связь также заставляет их чувствовать себя хорошо. И со временем они продолжают формировать положительную самооценку.
Когда у детей положительная самооценка, они:
- Чувствуют уважение
- Стойкие и гордятся собой, даже когда совершают ошибку
- Имеют чувство контроля над действиями и событиями в своей жизни ответственность за свои действия
- Чувствуют себя комфортно и уверенно в построении отношений
- Имеют мужество принимать правильные решения, даже перед лицом давления сверстников
Влияние отрицательной самооценки на детей
У многих детей возникают проблемы с формированием и поддержанием положительной самооценки по многим причинам. Одной из распространенных причин является то, что дети плохо учатся в школе.
Если дети терпят неудачи в школе, они, вероятно, не получают много положительных отзывов от взрослых или одноклассников. Отзывы, которые они получают, часто негативны, потому что они постоянно слышат о том, что у них не получилось.
В некоторых случаях они могут получить неискренние положительные отзывы. Это может заставить их не доверять взрослым, которые должны им помогать. Или они могут опасаться детей, которые должны быть их «друзьями».
В результате они чувствуют себя менее уверенными в себе и своих способностях. У них может не быть мотивации пробовать то, что для них сложно, и им тяжело справляться с ошибками. В глубине души они могут не верить, что достойны хорошего обращения или успеха.
Дети с отрицательной самооценкой могут также:
- Чувствовать разочарование, злость, тревогу или грусть
- Потерять интерес к учебе
- Трудно заводить друзей и сохранять их
- С большей вероятностью будут дразнить или запугивать
- Стать замкнутым или поддаться давлению сверстников
- Разработать обреченные на провал способы решения проблем, таких как отказ от курения, избегание, глупость и отрицание
Детям с отрицательной самооценкой также может быть труднее постоять за себя . Другими словами, у них возникают проблемы с развитием сильных навыков самозащиты.
Как помочь ребенку развить положительную самооценку
Повысить самооценку возможно. Дети могут научиться улучшать то, как они видят и ценят себя. Быть поддерживающим, реалистичным – но не чрезмерно опекающим – родителем или опекуном – это ключ к успеху. Также важно просить учителей поддерживать, но быть реалистичными.
Важно хвалить детей таким образом, чтобы повысить самооценку и научить их гордиться своими усилиями и достижениями. Хвалите детей за их усилия, но не хвалите все, что они делают. Дети знают, когда они добились успеха и много работали, а когда нет.
Дружба также является важной частью формирования положительной самооценки. Это не означает, что дети должны иметь кучу друзей или быть популярными. Даже наличие одного друга, который принимает вас таким, какой вы есть, может изменить все. Прочтите о том, как помочь первоклассникам и учащимся средних классов общаться с другими детьми. И узнайте у эксперта, что делать, если ваш ребенок не «вписывается».
Помогите ребенку найти сильные стороны, на которые он сможет опереться. Вы даже можете помочь своему ребенку установить «якорь компетентности», чтобы повысить самооценку. Якорь компетентности помогает детям вызвать воспоминания о том, что они сделали хорошо в прошлом. Это позволяет им почувствовать радость и уверенность и взять это чувство с собой, когда они решают проблемы.
Основные выводы
Позитивная самооценка придает детям уверенность в преодолении трудностей.
Дети, которые ценят себя, с большей вероятностью обратятся за помощью, в которой они нуждаются.
Оказывая поддержку, но сохраняя при этом реалистичность, вы поможете ребенку развить положительную самооценку.
Связанные темы
Достоверность и самооценка
Воспитание
30+ Инструменты консультирования и деятельность
Самодотовая самооценка-это кресло для детей. отношения и, в конечном счете, их чувство благополучия.
Дети с низкой самооценкой, как правило, застенчивы и замкнуты, с самоограничениями и фиксированным мышлением. Те, у кого высокая самооценка, полны энтузиазма, активны, чувствуют себя более достойными и, что, возможно, важнее всего, чувствуют себя комфортно с тем, кто они есть (Keshky & Samak, 2017; Dweck, 2017).
Из этого следует, что поддержка ребенка по мере его роста и развития его самооценки может улучшить его психологическое благополучие и то, что он получает и вкладывает в жизнь.
В этой статье рассматривается самооценка в развитии ребенка и предлагаются консультантам, терапевтам и родителям инструменты для воспитания чувства собственного достоинства.
Прежде чем продолжить, вы можете бесплатно загрузить три упражнения на самосострадание. Эти подробные, основанные на науке упражнения не только помогут вам увеличить сострадание и доброту, которые вы проявляете к себе, но также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.
Эта статья содержит:
- Что такое самооценка в развитии ребенка?
- 5 причин низкой самооценки
- 7 способов повысить самооценку детей
- 6 полезных занятий
- 4 рабочих листа для повышения самооценки
- Как вести себя с ребенком с низкой самооценкой: 10 советов
- 4 книги по теме
- PositivePsychology.com Соответствующие инструменты
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое самооценка в развитии ребенка?
Самоуважение — это мера того, как мы видим себя, — наше чувство собственного достоинства.
Высокая самооценка заставляет нас чувствовать, что нас ценят, повышает нашу веру в себя, способность работать, субъективное благополучие и общее психологическое здоровье. Это способствует нашему личному росту и обеспечивает защиту от неудач и неудач (Ellis, 2019).; Джордан, Зейглер-Хилл и Кэмерон, 2017 г.).
Низкая самооценка имеет противоположный эффект, вплоть до того, что нам может даже не нравиться то, кто мы есть (Абдель-Халек, 2016; Орт, 2017).
И, далеко не фиксированная, самооценка « возрастает и ослабевает в течение жизни» (Robins & Trześniewski, 2005). Хотя он относительно высок у маленьких детей — возможно, из-за нереалистичной позитивной самооценки — он снижается по мере их взросления, возможно, частично из-за плохой самооценки.
Самоуважение затем поднимается во взрослом возрасте, достигая пика примерно в возрасте 60 лет, прежде чем окончательно снизиться в пожилом возрасте (Robins & Trześniewski, 2005; Orth, 2017).
Важность самооценки у детей
Самооценка играет решающую роль в счастье детей, чувстве собственного достоинства и общем развитии. Ведь дети с более высокой самооценкой чувствуют себя более уверенными и способными. Они гордятся тем, кто они есть и чего достигают, им комфортно просить о помощи и постоять за себя (Cunningham, 2019).
Более высокая самооценка в развитии ребенка способствует:
- Устойчивости – способности восстанавливаться после ошибок и неудач
- Чувство контроля, которое имеет решающее значение для внутренней мотивации (Ryan & Deci, 2018)
- Самостоятельная деятельность
- Чувство уважения
- Безопасность в построении отношений
- Способность принимать взвешенные решения, несмотря на давление сверстников
Отсутствие положительной обратной связи или соответствующей поддержки может привести к низкой самооценке и:
- Чувству разочарования, гнева, печали и беспокойства
- Потеря интереса к обучению
- Трудно заводить друзей и удерживать их
- Отстраненность и повышенная вероятность поддаться давлению сверстников
- Саморазрушающие навыки преодоления трудностей, например, избегание и ранний отказ от курения
К подростковому возрасту самооценка является фактором здоровья и благополучия, а также показателем успеваемости учащихся (Nguyen, Wright, Dedding, Pham, & Bunders, 2019). Действительно, повышенная самооценка приводит к более позитивным результатам – сейчас и позже – определяемым профессиональным успехом, лучшими социальными отношениями, улучшенными навыками преодоления трудностей, позитивным восприятием сверстниками и повышенным чувством благополучия.
С другой стороны, низкая самооценка связана с антиобщественным поведением, злоупотреблением психоактивными веществами и даже, что катастрофически, с самоубийствами.
Без сомнения, создание среды, способствующей росту самооценки, например, постановка целей, имеет далеко идущие преимущества. В случае успеха дети при соответствующей поддержке видят, что тяжелая работа окупается, и они готовы к новым вызовам. Когда они терпят неудачу, они приходят в норму и все еще чувствуют себя хорошо.
5 Причины низкой самооценки
Самооценка — очень сложная психологическая конструкция.
Как на уровне состояния, так и на уровне черты его влияние включает генетические, экологические и многие другие психологические факторы, которые повышают или снижают его эффективность (Bleidorn, Hufer, Kandler, Hopwood, & Riemann, 2018).
Однако, хотя его точный состав и взаимосвязь с другими элементами нашей личности остаются неясными, исследования выявили несколько причин низкой самооценки:
Похвала
Как ни парадоксально, похвала может быть важным фактором низкой самооценки (Brummelman, Nelemans, Thomaes, & Orobio de Castro, 2017). Полученные данные свидетельствуют о том, что « чрезмерно позитивная, преувеличенная похвала » устанавливает недостижимые стандарты для детей и может в конечном итоге снизить самооценку, усиливая нарциссические тенденции. Ответ, по-видимому, заключается в восхвалении усилий , а не способностей.
Виктимизация сверстников
Быть жертвой издевательств, агрессивного и враждебного поведения приводит к нескольким неблагоприятным последствиям, включая низкую самооценку. Эффект может быть длительным, и те, у кого уже нет чувства собственного достоинства, более восприимчивы, чем другие.
Высокий индекс массы тела (ИМТ)
Исследования показали, что высокий ИМТ у детей может быть предвестником низкой самооценки. Снижение ИМТ может положительно повлиять на чувство собственного достоинства (Hesketh, Wake, & Waters, 2004).
Академический стресс
Депрессия, тревога и академический стресс являются факторами низкой самооценки и низкого качества жизни (Nguyen et al., 2019).
Отрицательный отзыв
Комментарии и сообщения, которые дети получают от своих родителей или опекунов, оказывают большое влияние на самооценку. Например, безжалостная негативная обратная связь (вы глупы, бесполезны, ленивы и т. д.), внушение, что без них жизнь была бы лучше, игнорирование детей или обращение с ними как с раздражающими факторами, а также неблагоприятные сравнения с другими детьми — все это может повредить самоощущению ребенка. стоит.
Исследования также выявили несколько косвенных факторов, которые, по-видимому, влияют на самооценку ребенка, включая пол, успеваемость в школе, уровень образования и статус занятости родителей, а также социально-экономический статус (Nguyen et al. , 2019).
7 способов повысить самооценку детей
Самоуважение жизненно важно для уверенности детей в себе и их способности преодолевать трудности (Cunningham, 2019).
Участие и преодоление проблем, обращение за помощью и получение соответствующей поддержки — все это позитивные выводы, которые укрепляют самооценку и уверенность в себе, независимо от того, успешны они или нет. Задача опекуна состоит в том, чтобы найти баланс между поддержкой, чрезмерной защитой и реализмом.
Ниже перечислены все факторы, которые могут положительно повлиять на рост самооценки ребенка и побудить его поверить в себя:
- Хвалить
Хвалить детей за их усилия, а не за успешные результаты. - Друзья
Поощряйте их иметь небольшое количество друзей, которые принимают их такими, какие они есть, чтобы поддерживать чувство принадлежности. - Сильные стороны
Помогите детям определить и использовать свои сильные стороны, чтобы добиться значительных позитивных изменений в себе и в окружающих (Niemiec & McGrath, 2019). - Приемная любовь
Пусть ребенок знает, что его любят и ценят. Простое действие, когда вы говорите, что любите их, без какой-либо причины или повода для этого, может иметь большое значение. - Создать чувство принадлежности
Способствовать пониманию того, что вы являетесь частью чего-то большего — семьи или сообщества — путем обмена семейными фотографиями и историями, присоединения к группам, участия в общественных фестивалях и создания семейных ритуалов. - Пробуйте новые вещи
Поощряйте ребенка находить и пробовать новые вещи (независимо от того, успешны они или нет). - Решать проблемы
Поощряйте детей преодолевать трудности, думая спокойно, пробуя разные подходы, прося о помощи и проявляя доброту к себе, когда что-то не получается.
6 Полезные занятия
Самооценка не фиксирована; его можно изменить. Как родитель, учитель или терапевт, вы можете работать с детьми, чтобы повысить их специфическую, а со временем и глобальную самооценку (Brown, Dutton, & Cook, 2001).
Следующие упражнения не все связаны с самооценкой, но помогают детям сформировать гибкий, ориентированный на рост образ мышления, сосредоточившись на том, чтобы быть уверенными в том, кто они есть.
Адаптируйте каждое из следующих действий к возрасту ребенка и ситуации:
Создайте коробку воспоминаний
Найдите достаточно большую коробку для хранения сертификатов, картинок и предметов, которые они сделали в школе, дома или в молодежных группах.
Обсудите с ребенком, какие вещи положить в коробку. Предложите, чтобы он включал не только медали или награды за победу, но также сертификаты или признание, полученные за тяжелую работу или дополнительные усилия.
Поместите предметы в коробку в течение семестра или учебного года.
Верните и просмотрите содержимое коробки за прошедшие месяцы и попросите ребенка вспомнить, как усердно он работал, какие препятствия преодолевал и с какими трудностями сталкивался.
Подумайте, что было сложно. Как они это преодолели? Как это соотносится с вызовами сейчас?
Создание утверждений
Работайте с ребенком индивидуально или в группе над созданием утверждений. Запишите положительные утверждения в дневник или отдельно на карточках и прикрепите их к доске или дверце холодильника.
Поощряйте ребенка регулярно возвращаться к утверждениям — возможно, сначала каждый день — и составлять рассказ о себе, который повысит его самооценку.
Сила в различиях
Часто мы чувствуем необходимость выглядеть, вести себя, думать и чувствовать так же, как другие. Но хотя важно признавать сходство, которое мы все разделяем, мы также должны учитывать наши различия и определять наши сильные стороны.
Обсудите с ребенком, как важно быть собой, осознавая, что делает его уникальным.
Попросите ребенка:
- Напишите « Мои сильные стороны» вверху чистого листа бумаги.
- Ниже напишите список всего того, чем они отличаются от своих друзей, родственников, одноклассников, людей, которых они знают, и людей, которых они не знают.
- Спросите их: что делает вас вами?
- Рядом с каждой напишите, почему каждая способность или сила может быть полезна им сейчас или, возможно, в будущем.
- Нарисуйте горизонтальную линию под последней и попросите ребенка добавить любые новые способности или сильные стороны, которые он хотел бы иметь.
5 вещей, которые мне в себе нравятся
Объясните ребенку, что мы должны напоминать себе, какие мы все особенные, уникальные и удивительные.
Поработайте с ними, используя их слова и подсказки, чтобы выполнить упражнение «Что мне в себе нравится».
Попросите ребенка потратить некоторое время на просмотр списка и вернуться к нему в ближайшие дни и недели, чтобы подумать и повысить чувство собственного достоинства.
Мое «любовное письмо» самому себе
Основываясь на предыдущем упражнении, определите и отметьте сильные стороны ребенка, используя упражнение «Мое любовное письмо» самому себе.
Результатом является набор утверждений, каждое из которых начинается с «Я есть…», которые содержат положительные качества ребенка, то, как они приносят пользу себе и другим, и как развивать их в будущем.
Работайте вместе, чтобы понять, как ребенок может чаще использовать свои сильные стороны.
Журнал любви к себе
Ведение дневника может быть интересным и поучительным упражнением, которое может стать отличным способом подумать о себе, пережить прошлые успехи и поразмышлять о сильных сторонах и положительных качествах.
Используйте эти подсказки журнала «Любовь к себе», чтобы привнести в жизнь ребенка больше доброты и сострадания, направленных на себя. Просматривайте журнал в конце каждой недели и отмечайте успехи и достижения — большие или маленькие.
2 Рабочие листы для повышения самооценки
Следующие рабочие листы содержат инструменты, которые можно использовать с отдельными детьми и группами детей для повышения самооценки либо непосредственно, либо путем усиления других связанных психологических факторов:
Подготовить манифест для ВАС
В превосходном Dare to Be You Мэтью Сайед описывает план, который он придумал в юности, чтобы найти и следовать своему собственному пути, подвергнуть сомнению мир, в котором он оказался, и изменить то, что не срабатывало в его жизни. жизнь. Он описывает свой план как « — манифест смелости быть ME » (Syed & Triumph, 2020).
Работая с ребенком, используйте рабочий лист «Составьте манифест для ВАС» и создайте набор ценностей или утверждений, в соответствии с которыми они хотели бы жить.
Развить установку на рост
Установка на рост предполагает, что навыки и способности могут развиваться с течением времени с практикой и что существует несколько способов решения проблемы. Фиксированное мышление бесполезно принимает убеждение, что навыки и способности заданы, и определенные препятствия невозможно преодолеть (Dweck, 2017).
От того, примет ли ребенок фиксированное мышление или установку на рост, сильно зависит жизнь, которую он ведет, и то, каким взрослым он станет. Принятие установки на рост означает, что они готовы выйти из своей зоны комфорта, испытать изменения, принять их и учиться.
Используйте следующие вопросы (с изменениями из Dweck, 2017 г.), чтобы понять, как выглядит фиксированное мышление и мышление роста и какими преимуществами может обладать каждый из них:
Фиксированное мышление | Мышление роста |
---|---|
Хочу ли я выглядеть умным? | Хочу ли я учиться? |
Избегаю ли я вызовов? | Принимаю ли я вызовы? |
Я слишком легко сдаюсь? | Упорствую ли я, что бы мне ни бросили? |
Является ли усилия бесплодными и пустой тратой времени? | Является ли усилие путем к чему-то хорошему? |
Игнорировать полезные отзывы? | Слушаю ли я критику и учусь ли на ней? |
Мне угрожают чужие успехи? | Учусь ли я на успехах других и чувствую ли я вдохновение? |
Спросите ребенка, каковы преимущества и недостатки роста по сравнению с установкой на данность? Можете ли вы вспомнить примеры, когда вы демонстрировали как фиксированное мышление, так и мышление роста?
В этой статье вы найдете еще больше рабочих листов по самооценке, предназначенных для подростков и взрослых.
Что делать с ребенком с низкой самооценкой: 10 советов
Быть другим может быть источником низкой самооценки для многих детей.
Родители и опекуны должны проводить время со своими детьми, обсуждая сходства между всеми нами, отмечая при этом, что мы уникальны и обладаем сильными сторонами, присущими каждому из нас.
В конце концов, хотя мы можем выглядеть по-разному, у всех нас есть надежды, страхи и вещи, которые делают нас счастливыми.
Следующие советы предназначены для работы с ребенком с низкой самооценкой (с изменениями из Newman, 2020). Они пересекаются и дополняют друг друга, но иногда могут казаться противоречащими друг другу. Задача состоит в том, чтобы найти правильный баланс между ребенком и ситуацией:
- Выслушайте мысли, чувства и опасения ребенка.
- Создавайте среду и ситуации, в которых ребенок может добиться успеха, поддерживая его по мере необходимости.
- Дайте ребенку свободу совершать ошибки без осуждения или критики.
- Сохраняйте реалистичность ожиданий.
- Помогите ребенку справиться с неприятными мыслями без осуждения.
- Дайте ребенку почувствовать большее чувство контроля.
- Подчеркните, что ребенка любят таким, какой он есть; это не условно.
- Подавать пример; покажите, что вы вы положительно относитесь к себе.
- Сохраняйте чувство юмора.
- Объясните, что им не нужно копировать других людей, которые кажутся успешными или отличными от других; они ценны тем, что они сами.
4 Книги по теме
Чтобы оказать влияние на ребенка, борющегося с проблемами самооценки, на всю жизнь, вооружитесь литературой. Прочтите эти содержательные книги, которые расширят ваши знания и сделают вас более способными помогать тем, кто нуждается в повышении самооценки.
1.
Не бойтесь быть собой – Мэтью Сайед
Это красочная, содержательная и ценная книга, которую может читать ребенок старшего возраста в одиночку или вместе со взрослым и обсуждать с детьми младшего возраста.
Книга помогает детям (и даже родителям) осознать, что нормального не существует, что быть другим — это нормально и даже здорово.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Мой затаившийся шимпанзе – Стив Питерс
Эта книга помогает детям понять свои эмоции и поведение.
Он блестяще объясняет детям, что иногда мозг «шимпанзе» берет верх, но так не должно быть.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Мышление – Кэрол Двек
Эта книга уже стала известной классикой.
Психолог Стэнфордского университета Кэрол Двек написала книгу « Мышление ».
В книге разъясняется, что как родители мы должны воспитывать в детях мышление роста, которое будет способствовать устойчивости при мотивации.
Найдите книгу на Amazon.
4.
Книга, которую вы хотели бы, чтобы ваши родители прочитали – Philippa Perry
Хотя эта замечательная книга не сосредоточена на самооценке, она начинается с изучения психологии родителей, прежде чем обратить внимание на детей.
В нем есть отличные уроки для всех, кто пытается воспитывать ребенка, даже если он только учится разрывать негативные циклы и стереотипы.
Найдите книгу на Amazon.
PositivePsychology.com Соответствующие инструменты
Наш собственный мастер-класс по науке самопринятия© поможет вам и вашим клиентам прекратить нездоровый поиск самооценки. Вы научитесь формировать устойчивое ощущение того, что вы достаточно хороши, несмотря на неудачи, соответствие внешним стандартам или получение одобрения от других.
Журнал самооценки для детей — это простой в использовании и понятный ежедневник, разработанный для детей. Каждый день имеет разные подсказки, которые побуждают ребенка размышлять о положительных моментах, произошедших каждый день.
Эта статья об инструментах и занятиях по повышению самооценки может стать бесценным ресурсом для роста и развития ваших клиентов.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить сострадание к себе, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов для сострадания к себе для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим создать более добрые и заботливые отношения с самим собой.
Важная информация
Самоуважение имеет основополагающее значение для развития ребенка, его психологического благополучия и понимания себя.
Высокая самооценка связана с большей устойчивостью, большим чувством контроля, способностью действовать независимо, чувством безопасности и чувством собственного достоинства.
Возможно, самое главное, он предлагает ребенку комфорт и уверенность в том, что он чувствует себя другим и индивидуальным. Ведь каждый из нас уникален. Но по мере взросления дети (и даже взрослые) часто чувствуют потребность соответствовать стае, подвергаться давлению сверстников.
Самоуважение дает ребенку «разрешение» развиваться так, как он хочет; это обеспечивает психологическую поддержку, чтобы чувствовать себя комфортно в том, кто они умственно и физически. Только по этой причине, будь то родители, терапевты или консультанты, мы должны вкладывать время и деньги в воспитание чувства собственного достоинства у детей.
Попробуйте рабочие листы и инструменты с детьми — адаптируйте и окажите поддержку в зависимости от их возраста и способностей — и поощряйте их чувство собственного достоинства, давая им точку опоры для достижения положительных результатов.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать эти три упражнения на самосострадание.
- Абдель-Халек, А. М. (2016). Введение в психологию самооценки. Получено 09 сентября 2020 г. с сайта https://www.researchgate.net/profile/Ahmed_Abdel-Khalek/publication/311440256_Introduction_to_the_Psychology_of_self- ранга/ссылки/587e475308ae9a860ff53995/Introduction-to-the-Psychology-of-self-value.pdf.
- Блейдорн, В., Хуфер, А., Кандлер, К., Хопвуд, С.Дж., и Риманн, Р. (2018). Исследование самооценки в семье нуклеарных близнецов. European Journal of Personality , 32(3) , 221–232.
- Браун, Дж. Д., Даттон, К. А., и Кук, К. Э. (2001). Сверху вниз: самооценка и самооценка. Познание и эмоции , 15 , 615–631.
- Бруммельман, Э., Нелеманс, С.А., Томаес, С., и Оробио де Кастро, Б. (2017). Когда похвала родителей раздувается, самооценка детей падает. Развитие ребенка , 88(6) , 1799–1809.
- Каннингем, Б. (2019 г., 4 октября). Важность положительной самооценки для детей. Получено 14 сентября 2020 г. с сайта https://www.understood.org/en/friends-feelings/empowering-your-child/self-evaluation/the-importance-of-positive-self-dependency-for-kids.
- Двек, CS (2017). Образ мышления . Лондон: Робинзон.
- Эллис, П. (2019). Самоэффективность и выносливость. В C. Meijen (автор), Показатели выносливости в спорте: психологическая теория и вмешательства. Абингдон, Оксон: Рутледж.
- Хескет, К., Уэйк, М., и Уотерс, Э. (2004). Индекс массы тела и самооценка, о которой сообщают родители, у детей младшего школьного возраста: доказательства причинно-следственной связи. Международный журнал ожирения , 28 , 1233–1237.
- Джордан, Ч. Х., Зейглер-Хилл, В., и Кэмерон, Дж. Дж. (2017). Самооценка. В Zeigler-Hill, V. & Shackelford, T. (Eds.) Энциклопедия личности и индивидуальных различий. Спрингер, Чам.
- Кешки, М., и Самак, Ю. (2017). Развитие самооценки у детей: систематический обзор и метаанализ. Международный журнал психологии и анализа поведения , 3(1) .
- Литтл, Э. (2017, 7 июля). О самооценке: Дети 1-8 лет. Получено 14 сентября 2020 г. с сайта https://raisingchildren.net.au/toddlers/behaviour/understanding-behaviour/about-self-registration.
- Ньюман, С. (2020). Важность самооценки — NIU — Центр развития ребенка и семьи. Получено 14 сентября 2020 г. с сайта https://www.chhs.niu.edu/child-center/resources/articles/self-evaluation.shtml.
- Niemiec, RM, & McGrath, RE (2019). Сила сильных сторон характера: цените и зажигайте свою положительную индивидуальность . Цинциннати, Огайо: Институт характера VIA.
- Нгуен, Д. Т., Райт, Е. П., Деддинг, К., Фам, Т. Т., и Бандерс, Дж. (2019). Низкая самооценка и ее связь с тревогой, депрессией и суицидальными мыслями у вьетнамских учащихся средних школ: перекрестное исследование. Frontiers в психиатрии, 10.
- Орт, Ю. (2017). Развитие самооценки на протяжении всей жизни. В Дж. Шпехт (ред.), Развитие личности на протяжении всей жизни (стр. 181–195). Эльзевир Академик Пресс.
- Питерс, С. (2018). Мой скрытый шимпанзе: помощь детям в понимании и управлении своими эмоциями, мышлением и поведением с помощью десяти полезных привычек . Лондон: Studio Press.
- Робинс, Р. В., и Тржесневски, К. Х. (2005). Развитие самооценки на протяжении всей жизни. Современные направления психологической науки , 14(3) , 158–162.
- Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2018). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.