Разное

Принцип это в психологии: Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд

Содержание

Принципы общей психологии

Определение 1

Общая психология – это раздел науки, изучающий возникновение и формирование познавательных процессов, состояний и закономерностей психики человека, и обобщающий различные психологические исследования и знания.

Объектом изучения общей психологии является психика живых существ, то, как они взаимодействуют с окружающим миром, как они реализуют свои желания и побуждения. С точки зрения современной науки, психика является посредником между субъективным и объективным, а также дает знание о том, что такое внутреннее и внешнее, телесное и душевное.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

Задачей психологии является систематизация знаний и подача их в такой форме, чтобы каждый образованный человек мог самостоятельно изучать эту дисциплину.

С этой наукой сталкиваются представители разных профессий – не только психологи, но и социологи, юристы и так далее, так как многим необходимо знать закономерности развития психики человека, формирование внутренних процессов, свойства личности.

Общая психология обращает внимание на психическую активность человека, его характер, мышление, темперамент, испытываемые эмоции, восприятие, способности памяти. Эти данные рассматриваются не обособленно, а во взаимосвязи с жизнью человека и окружающего его мира. Важно то, что происходит внутри человека во время мыслительных и познавательных процессов, и как происходят взаимоотношения человека с людьми разных социальных групп.

Основные принципы общей психологии

Определение 2

Принципы психологии – это исходные положения, которые определяют понимание сути и истоков психики людей, особенности ее развития и формирования, механизмы функционирования и формы проявлений, а также способы подхода к ее изучению и изменению.

Принципы психологии содержат в себе основные закономерности, присущие психике человека. Эти принципы выявились в результате длительных и кропотливых исследований.

Принципами общей психологии являются:

  1. Принцип отражения. Данный принцип раскрывает понимание того, чем является сущность психика человека, ее характеристики и особенности.
  2. Принцип детерминизма. Данный принцип раскрывает причины возникновения и развития психики. Психика человека – это не самостоятельный «предмет». Она формируется в результате взаимодействия различных факторов биологического, природного, социального происхождения.
  3. Принцип активности. Данный принцип подразумевает, что при изучении психических явлений необходимо учитывать, что внешние и внутренние факторы влияют на формирование психики человека.
  4. Принцип развития. Данный принцип отражает развитие психики. Он объясняет, что она динамична, а не статична. Необходимо рассматривать психику человека, как результат социального взаимодействия, а также взаимодействия окружающего мира, в том числе межличностного отношения, на сознание человека
  5. Принцип единства и взаимосвязи. Данный принцип основывается на знании о том, что только субъективное (как человек мыслит, во что верит) и объективное (как человек поступает, реагирует на определенные события) проявление психики может дать полный ответ на вопрос, что такое психика человека.
  6. Принцип системного подхода. Данный принцип утверждает, что только системный подход в изучении психики человека может считаться верным. Необходимо учитывать не только психологические факторы, но и физиологические.
  7. Принцип относительной самостоятельности. Данный принцип указывает, что любое психологическое и физиологическое явление имеет свое разнообразие, закономерности и принципы развития.
  8. Принцип личностного подхода, учета общественных интересов. Данный принцип утверждает, что правдивые знания могут выявляться только в результате исследования интересов, потребностей, жизненного опыта и особенностей группы людей.

Методы общей психологии

Для того, чтобы воплощать существующие принципы в реальности, используют некоторые практические методы исследований. К ним относится:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • эксперимент;
  • тестирование;
  • вспомогательные и промежуточные методы исследования.

Процесс наблюдения подразделяется на следующие этапы:

  1. Постановка целей и задач.
  2. Определение ситуации, объекта и предмета.
  3. Определение способов, оказывающих на исследуемый объект наименьшее влияние и обеспечивающих получение необходимых знаний.
  4. Определение способа учета данных.
  5. Обработка полученных данных.

Беседа включает в себя общение исследователя и исследуемого с обсуждением проблем и вопросов, ответы на которые нужны как исследователю, так и исследуемому.

Эксперимент подразумевает искусственное создание необходимых условий для испытуемого и фиксирование результатов.

Тестирование – это процесс, заключающийся в ответе на короткие аналогичные для всех задания обычно с готовыми вариантами ответа. Тесты помогают определить наличие определенных психических качеств у испытуемой группы людей или отдельного человека. Некоторые тесты могут делать прогнозы развития или деградации болезни, а также устанавливать диагноз.

Школы общей психологии

Также существует множество школ, которые придерживаются вышеперечисленных принципов и используют методы исследования в своей практике. К таким школам может относиться:

  • психоанализ;
  • структурализм;
  • фрейдизм
  • трансперсональная психология;
  • бихевиоризм;
  • гештальтпсихология;
  • индивидуальная психология;
  • когнитивная психология;
  • функционализм;
  • гуманистическая психология;
  • аналитическая психология;
  • отечественная психология.

Основные принципы психологической науки

Выделяют три важнейших методологических принципа психологии — принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению.

В античности уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал, что «даже солнце не может нарушить Логос… » Таким образом, все, происходящее в природе и в душе человека, обусловлено определенной причиной, хотя мы и не всегда можем объяснить эту связь и найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека. При этом они вводили понятие детерминизма», считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идеей или общим понятием, отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется зарефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психике), и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики И. Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в. , например, в теории энергетизма, которую разделяли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное — ослабляет.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. Исходя из этой теории, развитие психики определяется стремлением к адаптации к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Этот же закон распространялся и на психику человека, и почти психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, отталкивается от того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации в реальной действительности — в общении, познании, деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя и как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, и как члена общества. детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Первые исследования тех связей, которые существуют между психическими явлениями, сенсорную мозаику, состоящую из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по заассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

Функциональный подход, который получил свое название от того, что психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом, было доказано, что психические процессы (память, восприятие, и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки могли действовать и законам механики (как отдельные части сложной машины), и по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т.е. каким образом недостатки в работе одних отделов, могут компенсироваться нормальной работой других, например плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений.

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

И, наконец, принцип развития, который говорит о том, что психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Определяя, какие виды развития присущи психическому, этот принцип подтверждает, что существует вида развития психики — филогенетическое и онтогенетическое, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

Американский психолог С. Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития не линеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания одинакова что при развитии человеческого рода, что при развитии отдельного человека.

Выделяются также и различные стороны психического развития — и развитие личности, и развитие интеллекта, и социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов — В. Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

Методологические принципы современной психологии

Методология — это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способах построения теории.

Существует методология различных уровней.

Общенаучная методология — система принципов и нормативов, общих для всех областей знания. Чтобы сделаться руководством для специальной науки, она должна быть конкретизирована применительно к ней — это уровень конкретнонаучной методологии.

Методологические принципы современной психологии в качестве общенаучных методов применяют диалектический подход; а в качестве конкретнонаучных — системно-деятельностный подход.

Основные принципы системно-деятельностного подхода;

  1. детерминизм;
  2. активность;
  3. единство сознания и доведения;
  4. системность;
  5. развитие.

1) Принцип детерминизма указывает причины психических явлений. Психические явления определяются факторами внешней действительности. (Напомним: психика есть форма отражения объективной реальности). Однако любое внешнее воздействие порождает тот или иной психологический эффект только преобразуясь, перерабатываясь внутренними условиями (такими как, например, настроение субъекта, его установки, потребности, опыт).

2) Т. е. психика — это активное отражение (принцип активности психического отражения). Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений (это проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям — например, повышенной чувствительности или, наоборот, игнорирования тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и функцию регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующему нуждам и интересам индивида).

Принцип активности имеет существенное практическое значение. Так, исследователь, проводящий психологический эксперимент, должен иметь в виду, что поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему. По словам видного русского психолога В. Н. Мясищева, любые возможности человека могут быть выявлены и изучены лишь при условии его положительного отношения к совершаемой деятельности.

3) Единство сознания и поведения. В истории психологии был период, когда психологи спорили о предмете этой науки. Одни считали таковым явления сознания, непосредственно данные субъекту наблюдения (психология сознания), другие — только то, что поддается объективному, внешнему наблюдению и фиксации -поведение (бихевиоризм). Деятельностный подход в качестве предмета психологии провозглашает деятельность — категорию, которая заключает в себе единство внешнего и внутреннего, единство сознания и поведения. Что означает такое единство? С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится. С другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует.

4) Принцип системности. Системой называется совокупность элементов, находящихся в связи друг с другом и образующих целостность, единство.

Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, изучение действительности, приспособление к условиям, общение с себе подобными и проч.). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое.

Различные специализированные направления психологии изучают свои определенные психические явления или группы психических свойств. (Так когнитивная психология изучает познавательные процессы, переработку информации у человека; психология поведения уделяет основное внимание зависимости поведения от условий среды и т. д.). При этом они с необходимостью выделяют, абстрагируют эти свойства от всех остальных. Однако, поскольку реальный объект обладает многими свойствами, взаимосвязанными и взаимно влияющими друг на друга, делать выводы о целом на основании его отдельного измерения «так же невозможно, как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной единственной его проекции на плоскость» (Б. Ф. Ломов). Забвение этого принципа приводит к редукционизму, т. е. сведению всего многообразия свойств и отношений объекта исследования к какому-либо одному, к упрощенной трактовке человека.

Типичным примером такого редукционизма может служить рефлексология, естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в нашей стране в период 1900 — 1930 гг. и связанное с деятельностью В. М. Бехтерева. Суть ее хорошо выражается в стихотворной форме:
Что такое человек? Разум? Чувства? Воля?
Сочетательный рефлекс — и не более.

Развитие всего многообразия психических свойств человека не может быть выведено из одного единственного основания (например только из биологического или только из социального). Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека.

5) Принцип развития. Развитием называется закономерное, направленное, необратимое изменение во времени.

Развитие психики реализуется в разных формах:

  • в форме филогенеза — становления структур психики в ходе биологической эволюции вида;
  • онтогенеза — формирования психических структур в течение жизни отдельного организма;
  • социогенеза — развития процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловленного особенностями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза являются различия мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;
  • микрогенеза — под ним понимается формирование и динамика образов, представлений, понятий и т. п., детерминируемые наличной ситуацией и развертывающиеся в относительно небольшие временные интервалы. Примером микрогенеза психического образования может служить освоение некоторого навыка, усвоение какого-либо понятия, динамика эмоционального состояния и т. п.

Высшие, генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. Однако это не означает, что различие между ранними и поздними формами психики чисто количественное, по формуле «раньше — проще, примитивнее, позже — сложнее». При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

Неучет того положения, что каждая ступень психического развития обладает своим качественным своеобразием, имеет свои закономерности, приводит к таким принципиальным ошибкам, как, например, возведение рефлекторных механизмов поведения животных на низших генетических ступенях в ранг универсальных законов поведении человека. Та же ошибка делается при приписывании обезьянам и др. животным интеллекта того же типа, что и интеллект человека или при попытках перенесения законов зрелого мышления на мышление ребенка. Мышление взрослого человека от мышления ребенка отличается не просто тем, что взрослый больше знает и умеет, но и тем, что он оперирует другими понятиями, иными логическими схемами, опирается на другую систему ценностей и т. д.

Кроме того, психика человека обладает генетической многоплановостью, т. е. в психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней — высших и низших. Так наряду с сознательной регуляцией собственного поведения сохраняются рефлекторные и импульсивные формы активности; наряду с логическим мышлением — патологическое, иррациональное. Этим-то и объясняется живучесть суеверий или детских страхов, которые иногда люди носят в себе всю свою жизнь.

Принципы развития




К оглавлению

Из книги: Психология развития: Учебник для студ. высш.
психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской.
– М., 2001 (стр.25-28)

 В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих
большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения
духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы
детерминизма, системности и развития. Принцип развития — ведущий
для той области психологической науки, которая описывает генезис
психики. Однако прежде чем обратиться к анализу роли и способов
влияния принципа развития, необходимо кратко остановиться
на описании двух других методологических принципов и их места
в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что
все психические явления связаны по закону причинно-следственных
отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то
причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет,
почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии
существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме,
о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет,
что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит,
который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал,
что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела
и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма,
доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены
исходя из законов механики. Так появилась идея и о механической
природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса.
Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его
влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя
ассоциативной психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации
и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах формируются
и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механического
детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например
в теории энергетизма, которую признавали многие известные
психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например
в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию,
а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биологический
детерминизм, который возник с появлением теории эволюции.
В этой теории развитие психики определяется стремлением к
адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено
на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось
к тем условиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся
на психику человека, и почти все психологические направления
принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим,
исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется
определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности,
когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку
силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души,
психики конкретного живого существа и определяет его стремление
к самовыражению и самореализации — в общении, познании, творческой
деятельности. Психологический детерминизм также исходит из
того, что среда является не просто условием, зоной обитания
человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания,
переживания, во многом изменяющие процесс становления личности.
Таким образом, культура считается одним из самых значимых
факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию
себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств,
а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме
того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут
быть направлены не только на приспособление к среде, но и
на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию
потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет
основные виды связи между разными сторонами психики, сферами
психического. Он предполагает, что отдельные психические явления
внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая
благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании
детерминизма, изучение психологами этих связей и их свойств
имеет длительную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между
психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную
мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений,
представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего
по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой.
Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как
набор отдельных функций, направленных на реализацию различных
психических актов и процессов (зрения, обучения и т. д.), появился,
так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией
эволюции. Биологические исследования показали, что существует
связь морфологии и функции, в том числе и психической функции.
Таким образом было доказано, что психические процессы (память,
восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены
как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации
эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части
сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая
в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял,
каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация,
т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут
компенсироваться нормальной работой других (например, плохой
слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет
психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой
связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает
ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция,
и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях
развития психики. Системность в понимании психики не противоречит
осознанию ее целостности, идее «хоризма», так как каждая психическая
система (прежде всего, естественно, психика человека) является
уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к принципу развития,
который утвержает, что тсихика постоянно изменяется, развивается,
поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является
исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Недаром к одному из наиболее распространенных психологических
методов относится именно генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо-югию
с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяется вместе
со средой и служит для адаптации организма к ней. Английский
психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития психики.
Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека
есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу,
а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности
живых существ. Исходная форма психической жизни — ощущение,
развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений
появились многообразные формы психики, представляющие собой
взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все
они являются своеобразными инструментами выживания организма,
частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

сознание – поведение,

ощущение – рефлекс,

чувства – инстинкт,

память – навык,

разум – волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное
значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи
низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное
приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики,
главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для
психологии развития в первой половине XX в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития
психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие
психики в процессе становления человеческого рода и в процессе
жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития
имеют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сходство
связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в
нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому
никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности
стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую
связь между фило- и онтогенезом, получила название теории
рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных
стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует
и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости
от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать.
Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит
от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В
то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживаемое
при сравнительном анализе процессов познавательного развития,
становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей
и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э.Клапаред, П.П.Блонский и др.),
изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом
соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления
психики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческого
рода и развитии отдельного человека.

К оглавлению

Жизненные принципы — Психологос

Неплохой жизненный принцип

Принцип — общее правило для круга более частных правил. Принцип регулирует поведение в кругу ситуаций, нечто предписывает и нечто запрещает. Принципиальный человек — человек, имеющий твердые принципы, придерживающийся своих принципов.

Жизненные принципы — принципы, принятые человеком в отношении его жизни в целом.

Например, «Все, что не запрещено, то разрешено». Более распространен плохо осознаваемый принцип «Все, что не разрешено, то запрещено».

У религиозных людей роль жизненных принципов выполняют заповеди. Можно сказать, что жизненные принципы — это заповеди нерелигиозных людей.

​​​​​​​​​​​​​​Осознанный человек аккуратно подбирает себе принципы, чтобы служили ему стержнем, направляли его, но не ограничивали без необходимости. Принципы не должны быть слепыми.

Многие деятели искусства принципиально отказываются выступать в странах с репрессивными режимами, какие бы деньги им ни предлагали. Однако если выступление в стране с репрессивным режимом может содействовать культурным связям с демократическими странами, артисты выступления проводят.

Многие тренеры из принципа не проводят тренинги в компаниях, занимающихся производством алкоголя или табака. Однако, если сотрудники таких компаний сами пришли на открытые тренинги, тренер работает с ними на общих основаниях, так же внимательно и с душой.

Пока принципы работают на жизненные ценности и цели, они нужны. Если начинают мешать — их необходимо корректировать, сверять с целями и формулировать как средства достижения тех или иных жизненных целей.

По жизни, люди с настоящими жизненными принципами — достаточная редкость. Соблюдать свои принципы — это значит их помнить, о них думать, принимать решение об уместности и способе их применения: все это требует включения головы и разума, в то время как большая часть людей привыкли жизнь чувствами, привычками, в целом бездумно. «Следовать принципам» более распространено среди мужчин, нежели среди женщин, однако и среди мужчин это встречается достаточно редко. Разговор о принципах — чаще придумка на скорую руку, ради красного словца либо ситуативной нужды. Люди часто ситуативно, на ходу, выдумывают себе принципы, чтобы оправдать импульсивно возникшее желание.

Например девушка, обидевшись на молодого человека, может сказать: «я из принципа не буду с ним разговаривать», хотя при изменении своего настроения она с такой же легкостью забудет про свой принцип, с какой его придумала.

Чтобы пользоваться принципами более разумно, имеет смысл формулировать их как цели. Например, «я из принципа не буду с ним разговаривать» может иметь два разных смысла. Первый: «Из-за происшедшего я готова разорвать отношения с ним. Извинится и изменит поведение — отношения с ним восстановлю, нет — нет». Второй: «Из-за происшедшего отношения рвать не хочу, но хочу изменить его отношение ко мне. Напрягу его своим молчанием, а если не поможет, буду пробовать что-то другое».

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ — это.

.. Что такое ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ?

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ (лат. principium — основа, начало и лат. realis — вещественный) — по Фрейду, один из руководящих принципов регуляции психической деятельности, обеспечивающий приведение бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в известное соответствие с требованиями внешнего мира, с объективной реальностью. П.Р. формируется в процессе и результате социального становления личности. Оттеснение и частичное замещение принципа удовольствия П.Р. побуждает человека к отказу от безраздельного стремления к скорейшему достижению удовольствия. Однако, в конечном счете, П.Р. действует против принципа удовольствия во имя и в интересах принципа удовольствия, поскольку он лишь отсрочивает удовлетворение и ведет к удовольствию длинным окольным путем. Единство и борьба принципов реальности и удовольствия обусловливает в некоторой части изначальную и извечную конфликтность психической жизни человека и психодинамику.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом.
А. А. Грицанов.
1999.

  • ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
  • ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

Смотреть что такое «ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ» в других словарях:

  • Принцип Реальности —  Принцип Реальности  ♦ Réalité, Principe de    Не противоположность принципа удовольствия и даже не совсем его дополнение. Скорее это разумная и трезвая форма принципа удовольствия, подразумевающая, что в стремлении к удовольствию необходимо… …   Философский словарь Спонвиля

  • принцип реальности — согласно З. Фрейду один из руководящих принципов регуляции психической деятельности, формирующийся в процессе становления личности; принцип регуляции психической жизни. Выражается в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ — – один из принципов регулирования психической деятельности, вносящий коррективы в первоначальную установку на получение немедленного удовольствия, преобразующий свободное, ничем не сдерживаемое протекание психических процессов и оказывающий такое …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • принцип реальности — Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Он образует пару с принципом удовольствия и видоизменяет его действие: как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск прямых и непосредственых… …   Словарь по психоанализу

  • ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ — (лат. principium основа, начало и лат. realis вещественный) по Фрейду , один из руководящих принципов регуляции психической деятельности, обеспечивающий приведение бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в… …   Социология: Энциклопедия

  • Принцип реальности — (reality principle) осознание того, что мы не можем всегда выражать или удовлетворять импульсы нашего Ид …   Общая психология: глоссарий

  • Принцип реальности — (Reality principle). Ориентация, которая предусматривает отсрочку удовлетворения инстинкта до тех пор, пока не будет найден подходящий объект и/или условие для удовлетворения данной потребности …   Теории личности: глоссарий

  • ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ — принцип, характеризующий бюджетную систему, который должен обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходов, включаемые в бюджеты… …   Большой бухгалтерский словарь

  • Фрейда принцип реальности — (S. Freud, 1856 1939, австрийский психиатр и психолог) положение учения Фрейда, согласно которому поведение человека, направленное на удовлетворение его влечений и желаний корригирует с требованиями окружающего реального мира …   Большой медицинский словарь

  • Фрейда принцип реальности — (Freud S.). Одно из положений теории S. Freud (см.), согласно которому поведение человека, направленное на удовлетворение его влечений и желаний, корригируется условиями окружающей действительности …   Толковый словарь психиатрических терминов

Книги

  • Принцип неопределенности, Дежнев Николай Борисович. Николай Дежнев (Попов) — выдающийся современный писатель. Российские критики часто сравнивают его с Михаилом Булгаковым, зарубежные — с Кастанедой или Маркесом. И это неслучайно: реальность в… Подробнее  Купить за 340 руб
  • Принцип хорошего шоу, Рэйн Т.. Софи Маршан – талантливая певица, воплощение женского идеала, эталон для подражания. Вся ее жизнь – красиво поставленное шоу, за которым наблюдают тысячи поклонников… Это шоу должно… Подробнее  Купить за 217 руб
  • Принцип хорошего шоу, Рэйн Тиана. Софи Маршан — талантливая певица, воплощение женского идеала, эталон для подражания. Вся ее жизнь — красиво поставленное шоу, за которым наблюдают тысячи поклонников… Это шоу должно… Подробнее  Купить за 214 руб

Другие книги по запросу «ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ» >>

Этический кодекс психолога

Преамбула

  1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
  2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
  6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
  7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

  1. Принцип уважения

    Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
    Принцип уважения включает:
    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
      1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
      2.  Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
      3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
      4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
    2. Конфиденциальность
      1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
      2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
      3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
      4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
      5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
      6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
      7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
      1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
      2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
      3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
      4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
      5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
    4. Самоопределение Клиента
      1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
      3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
  2. Принцип компетентности

    Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
    Принцип компетентности включает:
    1. Знание профессиональной этики
      1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
      2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
      3. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
      4. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
    2. Ограничения профессиональной компетентности
      1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
      2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
      3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
      4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
    3. Ограничения применяемых средств
      1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
      2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
      3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
    4. Профессиональное развитие
      1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
      2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
  3. Принцип ответственности

    Психолог должен помнить  о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
    Принцип ответственности включает:
    1. Основная ответственность
      1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
      2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
      3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
    2. Ненанесение вреда
      1. Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
    3. Решение этических дилемм
      1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
      2. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
  4. Принцип честности

    Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
    Принцип честности включает:
    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
      1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. 
    2. Честность
      1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.

        Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

        При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:

        – в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

        – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;

        – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;

        – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

        При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.
      2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
      3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
      4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
    3. Прямота и открытость
      1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
      2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
      3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
    4. Избегание конфликта интересов
      1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
      2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
      3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
      4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
    5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
      1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
      2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
      3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
      4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. 
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Этический кодекс в формате pdf (149.8 Кб)

Для обсуждение Этического кодекса Российского психологического общества присылать комментарии на адрес [email protected]

Использование «20 основных принципов»

Учителя сталкиваются с постоянным потоком методологий, которые обещают улучшить как учебные стратегии, так и обучение студентов в дни института, собрания команд, семинары и средства массовой информации. Хотя часть этой информации полезна, некоторые из предложений содержат мало или совсем не содержат эмпирических данных, подтверждающих их эффективность. Коалиция за психологию в школах и образовании (CPSE), группа психологов и учителей психологии в рамках APA, недавно объявила о публикации «20 лучших принципов психологии от дошкольного образования до 12 преподавателей и обучения.«Документ« Топ-20 »был создан психологами, представляющими широкий спектр подразделений, включая те, которые занимаются образованием, школой, развитием, социальным, когнитивным, психометрическим, медиа, консультированием и клинической психологией. Каждый из участников имеет некоторый опыт в применении психологической науки к раннему детскому, начальному, среднему, одаренному или специальному образованию; социальное / эмоциональное обучение; или школьный климат.

Принципы разделены на пять областей психологического функционирования: познание и обучение; мотивация; социальные и эмоциональные аспекты; контекст и обучение; и оценка.Каждый из отдельных принципов, перечисленных в документе, включает объяснение концепции, ее актуальность для обучения, конкретные советы для учителей и исчерпывающий список связанных ссылок.

Хотя 20 основных принципов разработаны для широкого применения психологической науки к обучению детей до 12 лет, их также можно использовать специально для улучшения учебной программы по введению в курсы психологии и помощи учащимся в развитии навыков, которые помогут им учиться более эффективно во всех областях. своих классов.Ниже приводится обзор принципов и потенциальных применений для их использования в преподавании психологии в средней школе.

Познание и обучение: как студенты думают и учатся?

Большое количество исследований в области когнитивной и педагогической психологии открыло, как можно улучшить мышление и обучение в классе. Первые восемь принципов выделяют некоторые из наиболее важных выводов о методах работы учителей, влияющих на рост учащихся.

1. Установка на рост

Убеждения или представления учащихся об интеллекте и способностях влияют на их когнитивное функционирование и обучение.

Исследования показывают, что учащиеся, придерживающиеся установки на рост, согласно которой интеллект податлив, а успех зависит от уровня усилий, с большей вероятностью будут оставаться сосредоточенными на целях и упорствовать, несмотря на неудачи. Отличный способ начать год на уроке психологии — это обсудить рост и фиксированное мышление, потому что это помогает студентам понять, как их убеждения в отношении интеллекта могут повлиять на их собственный академический успех. Для получения дополнительной информации о установках на фиксированное мышление и росте и о том, как они влияют на успеваемость учащихся, см. Выступление психолога Кэрол Двек на TED.Выступление Анджелы Ли Дакворт на TED обсуждает, как обучение учеников может быть изучено в контексте мотивации, и демонстрирует, как личностная черта упорства, которая коррелирует с успехом, может быть развита посредством обучения установке на рост. В дополнение к многочисленным конкретным идеям в документе Top 20 о том, как преподаватели могут побуждать студентов развивать установку на рост, существует также онлайн-модуль APA по похвале, который предлагает отличные примеры того, как преподаватели могут лучше всего организовать общение со студентами для содействия их росту. образ мышления.

2. Предварительные знания

То, что студенты уже знают, влияет на их обучение.

Исследования показывают, что предшествующие знания влияют как на концептуальный рост, так и на концептуальные изменения учащихся. С концептуальным ростом учащиеся расширяют свои существующие знания, а с концептуальным изменением учащиеся исправляют неправильные представления или ошибки в существующих знаниях. Содействие концептуальному росту или изменению требует сначала получения студентами базового уровня знаний до начала каждого раздела посредством формирующего оценивания.Один из способов оценить предыдущие знания заключается в том, чтобы начать блок с короткого списка из пяти-десяти истинных / ложных утверждений и провести в классе обсуждение результатов. Результаты этого обсуждения могут помочь в выборе заданий и действий, которые будут подходящими для содействия либо концептуальному росту, либо концептуальным изменениям. Предварительные знания могут быть использованы, чтобы помочь студентам включить базовые знания и установить связи между модулями во время курса.

3. Границы сценических теорий

Познавательное развитие и обучение учащихся не ограничиваются общими стадиями развития.

Исследования показывают, что когнитивное развитие и обучение не ограничиваются общими стадиями развития. Преподавателям, преподающим теорию когнитивной сцены Пиаже, важно также сослаться на ограничения этого подхода. Учебные программы по психологии должны подчеркивать значение теории Льва Выготского о зоне ближайшего развития и решающую роль, которую взаимодействие с более способными людьми может играть в обучении и росте. Преподаватели могут использовать это исследование для облегчения обучения, разрабатывая инструкции, в которых используются строительные леса, дифференциация и группирование со смешанными способностями.Также очень важно, чтобы наиболее продвинутые студенты имели возможность работать с другими, которые бросят им вызов, включая других студентов или инструктора.

4. Облегчение контекста

Обучение основано на контексте, поэтому обобщение обучения на новые контексты не является спонтанным, а, скорее, требует содействия.

Развитие студентов и более глубокое обучение развиваются, когда инструкторы помогают студентам переносить обучение из одного контекста в другой. Студенты также смогут лучше обобщать обучение в новых условиях, если преподаватели уделяют время сосредоточению внимания на более глубоком обучении.Один из методов развития этого навыка состоит в том, чтобы научить учащихся использовать свое понимание конкретной единицы для поиска потенциальных решений реальных проблем. APA «Учителя психологии в средних школах» (TOPSS) предлагают отличный пример такого типа заданий с помощью проблемно-ориентированного блока по детскому ожирению