Состояние монотонии, механизм развития, влияние на деятельность
ВВЕДЕНИЕ
В психологической литературе одно из первых упоминаний о состоянии монотонии встречается в работе Г. Мюнстерберга (1912 г.). Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. И это не случайно. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности. Канадский ученый В. Герон, изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Даже животные инстинктивно избегают монотонной обстановки. Крыса, например, предпочитает использовать в лабиринте различные пути к пище, а не один и тот же, она стремится покинуть пространство, в котором провела много времени, и активно ищет новые или менее изученные участки. Это свидетельствует о том, что стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью.
Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается на производстве в учебной деятельности, в учебно-музыкальной и спортивно-тренировочной деятельности, да и просто в обычной жизни, так называемая «монотония быта». Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом.
1. Состояние монотонии
Психологическое объяснение состояния монотонии, данное Е.П. Ильиным, звучит как: «состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию напряжения. Состояние монотонии рассматривается мною как эмоциональное, а именно — как операциональное состояние» [3].
В отечественной литературе наиболее четко взгляд на монотонию как на операциональное состояние изложен М. И. Виноградовым и 3. М. Золиной. Их объяснение основывается на предположении И. П. Павлова, что «воздействие на одни и те же клетки длительно действующего раздражителя приводит к их быстрому истощению, к развитию запредельного охранительного торможения, которое иррадиирует по коре головного мозга и проявляется в фазах парабиоза» [4].
Психологическое объяснение состояния монотонии, данное Бартенверфером, состоит в том, что: «монотонная работа приводит к сужению объема внимания, нервному истощению и вследствие этого снижению психической активности мозга. По существу, это понимание состояния монотонии как психического утомления» [3].
В литературе первой половины XX в. существует неоднозначность понимания терминов «монотонность» и «монотония». Многие авторы под монотонностью понимают возникающее при однообразной деятельности состояние и заменяют этим термином понятие «скука». Другие называют монотонностью продолжительное и неприятное однообразие деятельности. В этом случае монотонность характеризует работу, а не состояние человека. Наконец, некоторые авторы характеризуют однообразие работы понятием «монотония». Как отмечал Е.П. Ильин: «Я считаю обоснованным использование В. Г. Асеевым (1974) термина «монотонность» только для обозначения характера труда, окружающей человека обстановки, а для возникающего при однообразной обстановке состояния — термина «монотония»»[4].
Н. Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. Это деление спорно. Скука может быть следствием как объективного и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), так и потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной.
Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, согласны в том, что это состояние является следствием однообразной деятельности (монотонности). Вопрос только в том, какую деятельность следует считать однообразной.
В ряде исследований, проведенных во Франции и США, было показано возникновение у водителей грузовиков дальнего следования галлюцинаций. После нескольких часов пути они начинают видеть различные образы, например больших красных пауков на смотровом стекле, несуществующих животных, перебегающих дорогу, и т. п. Об аналогичных явлениях у летчиков во время длительных ночных полетов сообщают Л. П. Гримак и В. А. Пономаренко (1971). Летчики перестают ощущать себя управляющим самолетом, видят себя вне кабины самолета, свободно плывущими в пространстве. Через несколько секунд они вздрагивали, приходили в себя и хватались за рычаги управления.
Итак, именно однообразие впечатлений и служит той побудительной причиной, которая вызывает состояние монотонии.
2. Механизмы развития
В.И. Рождественская и И.А. Левочкина (1972) связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Но конкретная причина развития именно этого вида торможения авторами не обсуждается. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей. Однако влияние привыкания на кору головного мозга осуществляется не прямо, а опосредованно, через ретикулярную формацию. Будучи местом конвергенции сенсорных путей, ретикулярная формация получает от всех афферентных путей потоки импульсов, которые здесь перерабатываются, суммируются и по неспецифическим афферентным путям передаются дальше в кору головного мозга.
Следует отметить, что в центральной нервной системе имеются специальные нейроны, обнаруживающие свойства угасания реакций, или привыкания. Они расположены и в коре головного мозга. Но больше всего этих «нейронов новизны» именно в ретикулярной формации. Показано, что большинство клеток ретикулярной формации обладают свойством быстрого привыкания к повторной стимуляции. Таким образом, имеется целый комплекс фактов, дающих основание связывать возникновение торможения (снижение уровня активации) корковых центров с уменьшением реактивности неспецифических структур ретикулярной формации и, как следствие, уменьшением ее активирующего влияния на кору головного мозга.
При исследовании механизмов развития монотонии во главу угла можно ставить субъективные переживания человека — апатию, скуку, эти непременные спутники однообразной работы. А они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т.е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу.
Как уже говорилось, в первых работах по изучению состояния монотонии оно рассматривалось авторами как состояние психического утомления. Однако некоторые наблюдения позволили ряду авторов разделить эти состояния. Так. Г. Верной писал, что чувство монотонности иногда не зависит от усталости и что монотония и утомление — два разных состояния. «Одна мысль о предстоящей монотонной работе приводит уже к ощущению монотонности, которое, таким образом, следует рассматривать как явление психологического характера и которое не обязательно связано с утомлением умственных центров» [1].
Необходимость отличать состояние, вызываемое однообразием деятельности, от утомления подчеркивал Н. Д. Левитов. Справедливость такого разделения была подтверждена в исследованиях Н П. Фетискина, Н. Е. Высотской. Если при монотонии увеличивается время только сложной сенсомоторной реакции, а время простой реакции либо остается неизменным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивается время и той и другой реакции. Если при монотонии сдвиг в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблюдается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах. При монотонии частота сердечных сокращений снижается, а при утомлении она увеличивается. При монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же энерготраты возрастают. Увеличение темпа работы при монотонии приводит к улучшению самочувствия, уменьшению скуки, а при утомлении оно лишь усугубляет отрицательные сдвиги, в том числе и чувство усталости. Наконец, состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление может возникнуть и без состояния монотонии.
Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.).
Следующим важным вопросом является выяснение изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить прежде всего субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания; чувства усталости, сонливости, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д.
Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено корреляции.
И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос: «Как же монотония влияет на деятельность?».
3. Влияние на деятельность
В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории:
1. Монотонность действия, или монотонность первого вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.
2. Монотонность обстановки ожидания, или монотонность второго вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации («сенсорный голод»), а также вследствие пассивного наблюдения и контроля за автоматизированным процессом.
При первой категории монотонных работ степень выраженности состояния монотонии зависит от следующих факторов трудового процесса: количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительности отдельных рабочих операций, степени сложности выполняемых операций, принудительного ритма и темпа, величины и интенсивности мышечных нагрузок и т. д. При этом, чем меньше количество элементов в однообразно повторяющихся рабочих операциях и чем эти операции короче, тем монотоннее труд. Кроме того, чем более просты по содержанию отдельные элементы операций и все операции в целом, тем в большей степени развивается состояние монотонии.
При второй категории монотонных работ, основу которых составляет малая величина информационной нагрузки, определяющими являются следующие факторы: малый объем полезной информации о ходе технологического процесса в единицу времени, небольшая степень ответственности за принимаемое решение, ограниченность поля наблюдения оператора, небольшое количество объектов наблюдения и активных действий оператора в единицу времени, бедность внешних раздражителей и др. При этом, чем меньше объем информации воспринимает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна и важна, тем в большей степени развивается состояние монотонии. Имеют значение также наличие и продолжительность интервалов, в течение которых полезная информация не поступает. Чем продолжительнее такие интервалы, тем монотоннее труд.
Степень влияния монотонных трудовых процессов на психофизиологическое состояния работника во многом определяется его индивидуальными особенностями и зависит от типа нервной системы, темперамента, свойств личности и др. При одинаковом уровне квалификации далеко не все лица одинаково устойчивы к действию фактора монотонности. Известно, в частности, что существуют люди монотонофилы и монотонофобы. По мнению некоторых исследователей, молодые люди (от 20 лет) более чувствительны к монотонности труда, чем люди более старшего возраста.
В процессе исследований также установлено, что людей, отличающихся большой устойчивостью к монотонии характеризует определенный типологический комплекс. Как правило, это люди со слабой нервной системой относительно процесса возбуждения, с более инертными нервными процессами. Устойчивость к монотонии соседствует также с низкой экстраверсией, замкнутостью, низким уровнем нейротизма, высокой эмоциональность и низкой тревожностью. Люди менее устойчивые к монотонии, как правило работники с более сильной нервной системой, с высокой подвижностью нервных процессов, общительные, сангвинического характера, эмоционально менее устойчивые, с высокой тревожностью (высокий уровень нейротизма).
Таким образом, среди прочих факторов психические особенности личности, несомненно, имеют важное значение при характеристике степени влияния монотонного труда на развитие симптомокомплекса, характеризующего состояние монотонии.
Важным является вопрос о методах борьбы с монотонией.
М.И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятии или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:
1. Объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.
2. Периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций.
3. Периодические изменения ритма работы.
4. Введение дополнительного перерыва.
5. Введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).
Несколько по-иному, можно сказать более «психологично», видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д Левитов.
1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние «монотонности».
2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.
3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.
4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.
5. Введение функциональной музыки.
Все эти приемы и другие позволяют отодвинуть наступление монотонии.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о трудности нахождения единых для всех видов деятельности критериев утомления. Правильнее будет искать их для конкретных видов деятельности, опираясь на анализ их специфических условий.
Другим важным фактором, влияющим на утомление, является отношение людей к выполняемой работе. В пределах одного и того же вида деятельности динамика изменения функциональных состояний нервной системы может быть различной в зависимости от наличия интереса у человека к работе, от его добросовестности и ответственности за ее результаты. Так, при напряженной умственной работе КЧМ может не только не снижаться, но даже повышаться у лиц, переживших в процессе работы сильное эмоциональное возбуждение или относящихся к работе с большим интересом и увлечением.
Влияния отношения субъекта к деятельности можно избежать, только применяя такие показатели, регистрация которых не связана с его активным участием. Но, по-видимому, совершенно избежать влияния субъективных отношений к процессу работы невозможно. Эта важная сторона проблемы утомления требует специальных исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время не раз доказано, что биологический (психофизиологический) фактор играет важную роль в профессиональной деятельности человека. Сейчас необходимо выяснить другой вопрос: в каком соотношении находится социальное и биологическое в каждом конкретном случае. Как известно, формирование и развитие человека происходит в результате сложного взаимодействия природных и социальных систем, воздействие которых неравнозначно и противоречиво. «В связи с этим роль типологических особенностей может быть в том или ином действии и поступке велика, а в других случаях — незначительна» [2].
Основной смысл изучения закономерностей связей типологических особенностей проявления свойств нервной системы с другими факторами, влияющими на эффективность деятельности, заключается в возможности прогнозирования. «Можно предсказать с определенной вероятностью, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие способности у него выражены больше, а какие — меньше, какой стиль деятельности ему более подходит и т.д.» [1].
При этом важно помнить, что типологические особенности выступают лишь как один из факторов успеха, облегчают его достижение, но не гарантируют его. И было бы ошибкой считать, что людям с «нетипичной» для данного вида деятельности типологией дорога к успеху заказана.
Таким образом, учет всех отмеченных выше закономерностей есть необходимое звено научной организации трудовой деятельности и предупреждения производственного травматизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Хрестоматия по инженерной психологии : учебное пособие / Сост. Б.А. Душков и др. — М. : Высшая школа, 1991. — 287с.
2. Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда, учебное пособие — Пенза, Издательство ПГПУ им. В.Г. Белинского, — 2000. — 168 с.
3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека : учебное пособие — СПб. : Питер, 2005. — 412 с: ил.
4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства : учебное пособие — СПб. : Питер, 2001. — 752 с: ил.
Развитие ребенка на разных возрастных этапах
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой
Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.
Причины, лежащие в их основе теории и многое другое
Навязчивое повторение или навязчивое повторение иногда также называют воспроизведением травмы. Это включает в себя повторение физически или эмоционально болезненных ситуаций, которые произошли в прошлом.
Воспроизведение может принимать форму повторяющихся снов и может различным образом влиять на отношения. У специалистов есть несколько теорий, объясняющих факторы, которые могут вызвать это явление.
Более раннее исследование 1998 года сообщает о некоторых из этих теорий от различных экспертов, включая Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Его точка зрения состоит в том, что неспособность человека обсуждать или вспоминать прошлые травмирующие события может привести к навязчивому повторению этих травм.
Одной из возможных стратегий преодоления навязчивого повторения является психоанализ, который состоит в изучении и выявлении ранней травмы, которая может быть ответственна за более поздние повторения.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о принуждении к повторению, в том числе о лежащих в его основе теориях о его причинах, о том, как оно влияет на отношения, и о стратегиях преодоления этого поведения.
Навязчивое повторение относится к бессознательной потребности воспроизвести ранние травмы. Человек с этим состоянием повторяет эти травмы в новых ситуациях, которые могут символизировать первоначальную травму.
Навязчивое повторение может действовать как барьер для терапевтических изменений человека. Терапия направлена на то, чтобы помочь человеку вспомнить травму и понять, как она влияет на его текущее поведение.
Примеры
Существуют различные формы воспроизведения, одним из которых являются сны. Согласно исследованию 1990 года, человек с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) может видеть повторяющиеся сны о пережитом или первоначальной травме, что может привести к тому, что они будут озабочены этим.
Исследования также отмечают, что многие люди переживают прошлые травмы в своей настоящей жизни. Например, люди, подвергшиеся сексуальному насилию в детстве, с большей вероятностью испытают его во взрослом возрасте.
Кроме того, тот, кто подвергался насилию в детстве, с большей вероятностью станет виновником насилия в дальнейшей жизни. Беспомощность, которую они чувствовали в детстве, может побудить их пойти на крайние меры и совершить насилие, чтобы избежать повторения этого. Такое поведение является формой воспроизведения.
Хотя эти примеры показывают негативные последствия навязчивого повторения, повторное воспроизведение также потенциально может быть положительным. Примером адаптивной реконструкции может быть случай, когда скорбящий человек неоднократно рассказывает истории о своем потерянном любимом человеке. Это позволяет им пережить потерю и может уменьшить боль, которая обычно приходит с горем.
Ниже приведены некоторые примеры повторяющихся компульсивных паттернов поведения в отношениях:
- Отстраненность: Человек, подвергшийся жестокому избиению в детстве, может использовать технику, называемую непривязанностью, в качестве механизма преодоления. Это может привести к отчуждению в последующих отношениях. Отрешенность относится к неспособности человека полностью погрузиться в свои чувства или чувства других людей.
- Знакомство: Люди могут искать утешения в знакомстве, даже если оно связано с чем-то негативным. Например, человек с отдаленным родителем или опекуном может искать партнера с отдаленной личностью.
- Ненависть к себе: Насилие в детстве может вызвать чувство ненависти к себе и заставить человека чувствовать, что он заслуживает плохого обращения. Во взрослом возрасте это может привести к тому, что они будут тянуться к другим, которые плохо с ними обращаются.
- Покинутость: После того, как в детстве человек был покинут, он может проявлять собственничество и цепляние в отношениях позже в жизни. Такое поведение проистекает из желания избежать еще большего отказа.
- Триггеры прошлых эмоций: Кто-то, чьи родители или опекуны пренебрегали им в детстве, может затаить чувство гнева по поводу этой ситуации. В результате человек может стать чрезмерно злым в более позднем возрасте, даже в ответ на незначительный инцидент. Например, они могут рассердиться, если друг не отвечает на телефонный звонок.
- Поведение, мотивированное страхом: В качестве примера можно привести связь между сексуальным насилием в детстве и проституцией во взрослом возрасте. В исследовании приводится конкретный пример, в котором женщина объяснила, что ее участие в проституции было попыткой контролировать противоположный пол после того, как в прошлом она стала жертвой жестокого обращения.
Некоторые возможные причины повторяющегося навязчивого поведения включают:
Жесткая защита
Люди могут иметь ригидный или негибкий способ защиты от повторения своей травмы, но наличие этих механизмов может непреднамеренно привести к воспроизведению в любом случае.
Например, человек, которого бросили в детстве, может вести себя собственнически в отношениях позже в жизни, чтобы избежать прошлого чувства одиночества или пренебрежения. Однако человек может рискнуть потерять своего партнера, если будет вести себя таким образом, и в конечном итоге может в конечном итоге испытать эти эмоции.
Аффективная дисрегуляция
Аффективная дисрегуляция связана с плохо регулируемыми эмоциональными реакциями в ответ на отрицательные стимулы. Например, люди, которые часто испытывают резкое неодобрение со стороны родителей или опекунов, могут иметь низкую самооценку. Они также могут быть очень чувствительны к критике. Следовательно, в более поздних отношениях эти люди могут считать критику резкой, даже если это не так, и реагировать враждебно.
Дефицит эго
Дефицит эго может относиться к ограничению умственных ресурсов. Это ограничение может проявляться в виде различных психосоциальных проблем у человека. 9Например, человек, выросший в агрессивной среде, может испытывать нежелание расставаться с жестоким партнером в более позднем возрасте. Это нежелание может быть связано с неспособностью доверять другим в оказании необходимой помощи.
Эксперты предлагают несколько теорий, объясняющих такое поведение. К ним относятся:
Теория Фрейда
Некоторые люди не могут говорить или помнить о прошлой травме, поэтому они выражают ее действиями, а не словами. Фрейд утверждает, что те, кто не помнит прошлой травмы, могут иметь стремление повторить вытесненный опыт в своей настоящей жизни.
Достижение мастерства
Мастерство в этом контексте может означать, что человек с травмирующим прошлым опытом воспроизводит свою травму, чтобы справиться с ней и исцелиться. Проблема с этой теорией в том, что реконструкция редко приводит к мастерству без лечения. Вместо этого травмированные люди часто ведут травмированную жизнь.
Теория гипервозбуждения
Более раннее исследование 1989 года добавляет, что физиологическое гипервозбуждение может играть роль в принуждении к повторению. Это означает, что человек проявляет повышенную реакцию на раздражители, которые напоминают ему о первоначальной травме. Гипервозбуждение может привести к широкому спектру симптомов, включая тревогу, учащение пульса и стресс. Этот тип реакции может препятствовать способности человека делать рациональные суждения.
Повторяющееся принуждение очень трудно поддается лечению.
Однако исследования 1998 года отмечают, что психотерапия может быть эффективной. Он включает в себя изучение прошлых травмирующих отношений и опыта человека, чтобы определить, как и почему он воспроизводит травму. Цель состоит в том, чтобы помочь человеку понять бессознательные силы, которые им движут.
Как только человек понимает влияние прошлого на настоящее, у него появляется возможность интегрировать травматический опыт. Это может привести к менее сильным чувствам и лучшему суждению. Цель лечения состоит в том, чтобы сломать паттерн повторения.
Некоторые люди могут не захотеть проходить углубленный психоанализ или психодинамическую терапию. Для этих людей более подходящим подходом могут быть другие виды разговорной терапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
Узнайте больше о психодинамической терапии.
Навязчивое повторение или воспроизведение травмы может возникнуть из-за различных болезненных переживаний в раннем возрасте, таких как физическое, сексуальное или эмоциональное насилие. Неспособность разрешить или интегрировать прошлую травму может привести к тому, что человек заново переживает обстоятельства.
Психоанализ и психотерапия могут помочь человеку справиться с травмой, что может помочь остановить ее повторение.
Навязчивое повторение: признаки, причины и лечение
Навязчивое повторение включает в себя повторение болезненных ситуаций, которые произошли в прошлом. Это способ снять напряжение, вызванное физической или эмоциональной травмой, но он не всегда срабатывает.
Навязчивое повторение или воспроизведение травмы включает бессознательное воссоздание ранней травмы. Кто-то, испытывающий это принуждение, повторяет эмоционально или физически болезненные ситуации.
Травма может включать в себя любой опыт, когда вы чувствуете себя переполненным безнадежностью или страхом. Возможно, вы захотите повторить, как все было в вашей жизни, даже когда это наносило ущерб вашему благополучию.
Изучение навязчивого повторения может помочь вам понять, как его преодолеть. Вы можете не осознавать, что делаете это, и понимание признаков и причин полезно. Как только вы поймете, с чем имеете дело, вы сможете справиться с компульсией и жить более здоровой жизнью.
Навязчивое повторение — это когда вы бессознательно желаете воспроизвести раннюю травму. Однако это принуждение не поможет вам преодолеть травму и может ухудшить ситуацию. Это происходит, когда вы повторяете травматическое поведение из своего прошлого, даже если вы знаете, что это вредно для вас.
Что такое навязчивое повторение в отношениях?
Неверность может быть связана с принуждением к повторению, если ребенок столкнулся с тем, что родитель изменил своему партнеру. Когда ребенок становится взрослым, он может повторять такое поведение, потому что считает его нормальным. Они могут изменять своему партнеру или постоянно оставаться с людьми, которые предают их доверие.
Подсознательно такое поведение может проявляться как способ сделать своего партнера жертвой боли от детской травмы. Пребывание с партнером, который изменяет, эмоционально или физически оскорбляет, также может быть способом справиться с травмой, которую они пережили в прошлом.
Согласно мысли Фрейда, нарциссизм также может играть роль в повторении и его влиянии на отношения. Вы можете рассматривать нарцисса как любящего, возможно, потому, что его поведение знакомо вам из вашего прошлого, заставляя вас жертвовать своим благополучием.
Ребенок нарциссического родителя может чувствовать постоянную вину из-за того, что его обвиняют в том, в чем он не виноват. Если это случилось с вами, вы, возможно, с большей вероятностью вступите в отношения с нарциссами во взрослом возрасте, потому что эта динамика вам знакома.
Например, вас может тянуть к самовлюбленным друзьям, коллегам, начальникам или партнерам, которые влияют на вашу повседневную жизнь.
Навязчивое повторение может возникнуть из-за нарциссической травмы как способ исправить кого-то. Это также может сделать вас более склонным оправдывать токсичное поведение, чтобы переписать прошлое. Однако это может привести к еще большей травме и чувству вины.
Навязчивое повторение может негативно повлиять на вашу жизнь и психическое благополучие. Оно проявляется в следующих формах:
- переживание повторяющихся снов
- участие во множественных оскорбительных или токсичных отношениях во взрослом возрасте
- участие в отношениях с эмоционально отдаленными людьми
- принуждение превалирует над удовольствием поведение без каких-либо изменений
- чувство обреченности на неблагоприятную судьбу
Некоторые более ранние исследования включают информацию Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Это указывает на то, что навязчивое повторение происходит, когда кто-то не может обсудить или вспомнить травму. Сами того не осознавая, эти люди повторяют травму на протяжении всей жизни.
Навязчивое повторение может возникнуть, когда вы не можете обсудить или вспомнить прошлую травму или детали ситуации. Когда это происходит, вы можете поставить себя в нездоровое положение, хотя вы можете и не осознавать, что повторяете прошлую травму.
Повторение прошлой травмы может произойти, потому что вы подсознательно хотите исправить то, что произошло. Вы можете, даже не осознавая этого, надеяться, что воссоздав свою травму, вы сможете найти выход и исправить то, что произошло в прошлом.
Некоторые эксперты указывают, что навязчивое повторение может не иметь цели. Вместо этого вы можете повторить травму, потому что это то, что вы знаете, даже если это не очень хорошая ситуация. Это также может быть методом связи прошлого с настоящим.
Эксперты указывают, что другие причины навязчивого повторения включают:
- возвращение в более раннее состояние
- стремление к пониманию и поиск ответов
- создание значимости
- мысленное представление о прошлой травме
- сохранение привычного поведения
- создание защитного механизма
- физическое или эмоциональное насилие
- свидетели неверности в детстве
- эмоционально отдаленные опекуны или близкие
- детская травма
Навязчивое повторение может помешать вашему благополучию и эмоциональному исцелению. Однако вы можете внести изменения, чтобы сломать этот шаблон и разработать более здоровые механизмы выживания.
Психодинамическая терапия
Одним из способов преодоления навязчивого повторения является психодинамическая терапия. Психодинамическая терапия включает в себя изучение и выявление прошлых травм, которые могут способствовать повторению. Это поможет вам понять любые подсознательные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь.
Психодинамическая терапия может помочь вам понять влияние вашего прошлого на вашу жизнь. Это позволяет вам обращаться и преодолевать травмирующие переживания, ведущие к менее интенсивным чувствам. Скорее всего, вы будете лучше ориентироваться в будущем, что позволит вам сломать шаблон навязчивого повторения.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) включает в себя распознавание дисфункциональных автоматических мыслей. КПТ может помочь избавиться от этих негативных мыслей, позволяя вам мыслить реалистично.
Если вы решите попробовать когнитивно-поведенческую терапию, вы будете работать с терапевтом, чтобы изменить модели мышления и поведения. Этот тип терапии более ориентирован на действия, чем психодинамическая терапия, поэтому вы потратите меньше времени на обсуждение своей прошлой травмы и больше времени на изучение новых навыков.
Групповая терапия
Многие люди, перенесшие травму, также любят заниматься групповой терапией. Групповая терапия травмы может быть способом не чувствовать себя одиноким со своей болью и почувствовать чувство солидарности с людьми, у которых есть похожий опыт.
Вы можете сосредоточиться исключительно на групповой терапии или дополнить ее индивидуальной терапией. Многие люди предпочитают групповую терапию не только из-за того, что она ориентирована на отношения, но и потому, что она более доступна.
Техники самопомощи
Исцеление от травмы — это первый шаг к избавлению от паттернов навязчивого повторения. Хотя, вероятно, лучше всего работать с травматологом, вы можете одновременно практиковать методы самопомощи дома.