Планы недели психологии в детском саду
Планы недели психологии в детском саду. В данных материалах педагогов-психологов содержатся планы недели психологии, разработки различных мероприятий , проведенные в рамках одной недели.
1. План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»
2. План недели психологии «С добром в сердце»
План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»
Доброта – это внутреннее качество каждого из нас. Люди, способные на на добрые поступки, редкое явление в современном мире и сегодня их по праву можно назвать волшебниками. Ведь они готовы на добрые дела и зимой, и летом.
Дети – это наша радость, но не всегда они в силах заметить, как сказали обидное слово друг другу, поссорились с кем — то и не могут помириться. Неделя психологии «Доброта нужна всем людям» направлена на развитие внимания к сверстнику, формирование представлений о добре и зле, формирование доброжелательного отношения к друг другу.
В пословицах русского народа говорится: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому девизом нашей недели стали слова: «Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет!»
План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»Планы недели психологии в детском саду
Понедельник «День доброты»
- Акция — мотиватор для педагогов и родителей воспитанников «Делай добро» — оформление коридора ДОУ высказываниями и пословицами о добре и добрых делах.
- Тренинг с элементами беседы «Что такое доброта?», психогимнастика «Ладошки», игры «Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы».
- Просмотр и обсуждение презентации с героями сказок.
- Рисование портрета доброго человека.
- Оформление выставки детских рисунков «Самый добрый человек».
- Флешмоб «Минута объятий». (весь детский сад)
- Акция для родителей «Продолжите высказывание» — «Добрый человек — это…»
Участники: воспитанники старших групп, педагоги, родители детей старших групп.
Вторник «День хорошего настроения»
- Акция «Добрые пожелания в шкатулке».
- Игры с детьми: «Волшебные руки», «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Добрые эльфы и люди», отгадывание загадок о добрых и злых героях сказок, упражнение «Узелок добрых дел».
- Просмотр мультфильмов о добрых поступках.
- Консультации для родителей «Посеять в детских душах доброту», «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Участники: воспитанники средних групп, педагоги, родители детей средних групп.
Среда «В гости к малышам»
- Акция «Зонтик предсказаний».
- Акция «Книжки для малышей».
- Дети — детям «Подарите радость малышам» — подарки сделанные своими руками для самых маленьких детей детского сада; игры с детьми ранней группы (участвуют педагоги и воспитанники старших групп).
- Мастер-класс для педагогов «Ангел добра».
Участники: воспитанники ранней группы, старших групп, педагоги, специалисты и родители ранней группы.
Четверг «День добрых дел»
- Акция «Полянка весеннего настроения».
- Тренинг для детей «Спешите делать добро».
- Дети — детям «Книжкина больница».
- Оформление коллажа «Наши добрые дела».
- Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
Участники: воспитанники подготовительных групп, педагоги, родители.
Пятница «Миром правит доброта»
- Акция для педагогов и родителей «Пожелания друг другу».
- Бесплатные объявления «Возьми немного счастья».
- Активизирующее общение «Добрым быть полезно».
- Дети — детям «Театр для малышей» — участвуют воспитанники средних групп и педагоги.
Участники: воспитанники младших и средних групп, педагоги, родители.
Итог недели
- Выпуск газеты «Доброта нужна всем людям».
- Оформление информационного плаката «Что такое доброта устами детей».
- Анкетирование — отзыв педагогов и родителей.
Тема: План Недели психологии «Доброта нужна всем людям».
Автор: Фролова Юлия Михайловна
педагог-психолог
МБДОУ Детский сад «Колобок»
Курганская область, г. Петухово.
План недели психологии «С добром в сердце»
Вводная часть
Участники проекта
Воспитанники, педагоги, родители.
Актуальность
Дошкольный возраст, это прекрасная пора, когда ребенок развивается, растет и старается идти в ногу со временем. Но, как известно, в наше нелегкое время, духовные ценности человека уходят на второй план, над ними преобладают материальные. Такое обстоятельство приводит к искажению представлений о мире, как таковом, стираются границы между добром и злом, исчезает понятие милосердие и справедливость, даже понятие «настоящий друг и дружба» теряют свой смысл.
Как известно, дети дошкольники, это чистый, открытый лист и то что мы запишем на нем, то и протянется за ним красной нитью, на протяжении всей его жизни. Поэтому формирование и закрепление представлений о нравственности, дружбе, добре и зле является актуальным.
Детский сад №299 «Лукошко» старается, чтит семейные традиции, делает акцент на дружбу, толерантность.
В саду каждый год проходят психологические квесты, посвященные дружбе, семье, добру, улыбкам. мероприятия.
Педагоги проводят нравственные беседы с детьми, организую выставки, ведут работу с родителями.
Поэтому было решено в этом году организовать «День добра», но так как день для большого сада, это маленькая частичка. Было решено создать краткосрочный проект « Добро в нашем сердце»
Цель: Формирование и закрепление представления о нравственных чувствах и эмоциях.
Задачи:
- Настроить детей на положительное отношение к окружающим.
- Закрепить у детей понятие добрые поступки в жизни и какова их значимость.
- Развить у детей чувство эмпатии.
Планируемые результаты:
- Сформируется понятие «Родственные отношения» и «Поколение».
- Закрепиться уважительное отношение к родным.
- Появится представление о семейной традиции и семейной истории.
Этапы проекта
Начальный
этап
- Определение целей и задачи.
- Написание плана работы.
- Подбор материала по данной теме.
- Подбор информации для родителей.
Основной этап
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Развитие чувства эмпатии у ребенка дошкольного возраста».
Работа с детьми:
- Социальная акция «День улыбки».
- Беседа «Что такое добро» Изготовление тропинки доброты.
- Занятие « Улыбнись, и друг с другом подружись» Вторые младшие группы.
- Изготовление гирлянды вторые младшие группы.
- Изготовление стендов пословиц о добре в группе, совместно с детьми.
- Изготовление веселой гирлянды (дети группы раннего возраста).
Завершающий этап 1-ая неделя
Развлечение «Добрые дела».
План деятельности по реализации проекта «Добро в наших сердцах»
Понедельник
Мероприятие:
- Памятка для родителей «Развитие чувства эмпатии у ребенка дошкольного возраста».
- Социальная акция «День улыбки».
Ответственный Ф. И. О.
Вторник
Мероприятие:
Беседа «Что такое добро» Изготовление тропинки доброты
Ответственный Ф. И. О.
Среда
Мероприятие:
Занятие « Улыбнись, и друг с другом подружись» Вторые младшие группы
Изготовление гирлянды вторые младшие группы
Ответственный Ф. И. О.
Четверг
Мероприятие:
Изготовление стендов пословиц о добре в группе, совместно с детьми.
Ответственный Ф. И. О.
Пятница
Мероприятие:
Изготовление веселой гирлянды (дети группы раннего возраста)
Ответственный Ф. И. О.
Также методические разработки педагогов-психологов.
Тема: План недели психологии «С добром в сердце».
Автор: Абрамова Юлия Михайловна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ№299 «Лукошко»
Месторасположение: г. Красноярск.
Дата изменения: 29.03.2021
Дата публикации: 20.12.2015
Неделя психологии в детском саду | Методическая разработка на тему:
«Неделя психологии»
в детском саду
«Здесь вас любят и ждут!»
Цель: создание условий для формирования психологической культуры педагогов, улучшение психологического микроклимата в дошкольном учреждении, вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность.
Задачи: Расширить знания педагогов о науке психологии; развивать самопознание детей, способствовать личностному росту педагогов.
Дата проведения: 21 – 25.11.2016 г.
Место проведения: спортивно-музыкальный зал ДОУ
Предварительная работа: ознакомление воспитателей и родителей с анонсом мероприятий «Недели психологии», изготовление информационных буклетов, памяток для родителей: «Правила позитивного общения с ребенком», разработка рекомендаций для воспитателей: «Психологические речевые настройки».
Ответственный: педагог-психолог Колосова В.П.
Понедельник
«День психологического здоровья»
Памятка для воспитателей
к проведению «Дня психологического здоровья»
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря присутствию взрослых, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним. Особая роль принадлежит нравственной атмосфере, которая существует в детском саду, характеру взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Главная задача воспитателей в этот день – создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологический, эмоциональный комфорт.
Во время приема детей необходимо обратить внимание на внутренний мир ребенка: его чувства и переживания, увлечения и интересы, способности, знания, его отношение к самому себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру (в форме беседы).
Во время прогулки детям 1 младшей группы предлагаются игры-хороводы, сближающие малышей друг с другом и воспитателем: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Солнышко».
Для детей 2 младшей и средних групп организовать рисунки на асфальте на тему «Я и мое настроение».
Детям средней группы предлагается поиграть в игры «Волшебный шар». Воспитатель говорит с детьми об их настроение, эмоциях. После беседы предлагается надуть воздушный шар, сложить в него плохое настроение и эмоции (гнев, страх, обиду, ярость, и запустить в небо. Тем самым происходит избавление от негативных эмоций.
А затем поиграть в другую игру «Комплимент». Дети становятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо! ». Затем дарит комплимент своему соседу и т. д., при этом можно подарить цветочек.
Во второй половине дня для детей средней группы педагог-психолог проводит развлечение «Путешествие в сказку»
Практикум «Профилактика утомления у воспитателей ДОУ»
Групповая консультация «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей».
Вторник
«День дружбы»
1. Игра «Я хочу с тобой дружить»
Цель – проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Инвентарь: клубок ниток.
Участие взрослого: обязательно.
Содержание: Взрослый говорит: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас я научу вас одной интересной игре с клубочком. Когда он попадет к вам, вы обматываете нитку вокруг пальца. Далее у каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать что-нибудь о себе. Может быть кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, или о тот, чем любит заниматься в свое свободное время. Рассказать о себе, вы передаете клубок. кому захотите. Но есть одно правило, передавая клубок, нужно сказать волшебные слова:
«Буду так я говорить:
— Я хочу с тобой дружить! »
Ведущий начинает игру:
«В руки я клубок возьму,
Пальчик обмотаю.
А кому его отдам –
Мы сейчас узнаем… »
Передает клубок ребенку со словами:
«Буду так я говорить:
— Я хочу с тобой дружить! ».
Далее ребенок проделывает то же самое с клубком, что и ведущий. Игра продолжается до тех пор. Пока клубок не вернется к ведущему.
Потом предлагается детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.
«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как это здорово, не так ли? »
Рефлексия. Подведение итогов.
Как вы чувствуете себя сейчас?
Трудно ли было рассказывать о себе?
Чьи рассказы заинтересовали больше всего?
2. Выставка рисунков и фотографий: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Предполагается организовать выставку «Рисуем всей семьей» коллективных творческих работ детей и родителей, выполненных в техниках: карандаш, фломастер, гуашь, акварель, коллаж, аппликация, а так же фотографий «Мой любимый детский сад», «Моя дружная семья».
Среда
Коллективный коллаж
«Дерево настроений», на котором ребенок вместе с мамой, приходя утром в детский сад, размещает ладошку в соответствии с настроением – в центре или по краям. Цвет ладошек позволяет взрослому диагностировать их настроение.
Цветопись настроения:
Красный – восторг
Оранжевый – радость
Зеленый – спокойствие
Синий – грустное настроение
Черный – унылое настроение
Белый – состояние страха
Анкета для родителей «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»
Тест для выявления синдрома эмоционального сгорания (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченко)
Четверг
«Вместе весело играть»
1. Воспитатели приглашают детей в музыкальный зал, где их встречают клоунесса. Она проводит игры, направленные на развитие навыков общения, сплочение коллектива, создание положительных эмоций у участников.
2. Педагог-психолог в конце мероприятия раздает информационные буклеты для родителей и педагогов.
1. «Давайте поздороваемся»
Цель – развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
Содержание: дети по сигналу начинают двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
• Один хлопок – здороваемся за руку;
• Два хлопка – здороваемся плечиками;
• Три хлопка – здороваемся спинками.
2. «Дракон»
Цель – формирование навыков общения, сплочение коллектива.
Содержание: Играющие становятся в колонну, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
3. «Детский футбол»
Цель – снижение агрессии, ослабление негативных эмоций, снятие двигательных и мышечных зажимов, развитие координации движений.
Содержание: играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Главная задача – забить в ворота гол. Вместо мяча – подушка. Играть можно руками и ногами.
4. Игра «Где мы были — вам не скажем, что мы делали – покажем! »
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какое-то действие (расчесывать волосы, чистить зубки, одеваться и т. д.) . Дети пытаются угадать, что он показал.
5. «Танцы? Танцы!»
Танец – прекрасный способ раскрепощения. Для выполнения упражнений важно демонстрировать и поощрять у ребенка свободу движений, осознание своего тела, двигательное и эмоциональное раскрепощение.
Пятница
«День улыбки»
Выпуск психологической газеты.
Подведение итогов Недели. Каждый из нас хорошо знает слова из детской песенки «От улыбки станет всем светлей – и слону, и даже маленькой улитке… », но почему-то иногда мы забываем о том. Как важно дарить друг другу хорошее настроение, да и просто чаще улыбаться. Ведь улыбка порой творит чудеса. Улыбка, являясь важны и мощным средством общения, отражает внутренний настрой. Так, оказавшись в незнакомом окружении, даже взрослый, а тем более ребенок мгновенно испытывает облегчение, увидев на лицах окружающих искренние теплые улыбки. И незнакомые люди тут же превращаются в друзей. Улыбка – легко читаемое послание. Которое говорит: «Не волнуйся, все в порядке, и ничто тебе не грозит! ». И малыш расслабляясь, улыбается в ответ. Он идет на контакт. Мы должны дарить другу улыбки всегда и всем, а особенно детям в детском саду!
В этот день в детском саду, девиз которого «Здесь вас любят и ждут! », каждый ребенок и родитель получить в подарок улыбку любящего воспитателя.
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С 21-25.11.16г.
День недели | Тема | Мероприятия | Участники |
Понедельник | День психологического здоровья |
2.«Путешествие в сказку»
| Педагоги, дети старших групп Воспитатели, дети ср. и мл. групп |
Вторник | «День дружбы» | Лестница дружбы (одна из лестниц детского сада оформлена надписями — высказываниями о дружбе, по мнению детей, «Что такое дружить?» Воспитатели проводят беседы о дружбе (старшие группы) Игра «Я хочу с тобой дружить» «Почему лисичка с зайчиком поссорились?» – игровая ситуация | Педагоги ДОУ, родители, дети старших групп Воспитатели и дети ст. и ср. гр. Воспитатели и дети мл.гр. |
Среда | Коллективный коллаж «Дерево настроений» | Заранее вырезанные ладошки детей (ребенок вместе с родителем выбирают и наклеивают цветную ладошку по настроению) | Воспитатели, дети, родители |
Четверг | «Вместе весело играть…» | Игровой калейдоскоп (музыкальный зал) — психолог мл. гр. и ср. гр — 9.00; старшая гр. – 9.30; подгот. гр. – 10.00. | Сотрудники ДОУ, педагоги, дети |
Пятница | «День улыбки» | Выставка рисунка «Как хорошо дружить…»; «Рисуем дружбу всей семьей!» Игры – потешки; Игра «Смешинки», «Фантазеры» | Дети и родители всех групп Младшая гр. Ср., ст., подгот. группы |
Игра в опасности
Как выглядел ваш детский сад? Большинству взрослых детский сад напоминает образы пластилина, кубиков и, возможно, учителя, читающего вслух.
Но детский сад примерно в 2009 году отличается, говорится в отчете, опубликованном некоммерческой группой психологов и педагогов под названием Alliance for Childhood. Дошкольники в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе тратят почти три часа в день на обучение чтению и математике, а также на подготовку к экзаменам и менее получаса каждый день на «время выбора» или игру, говорится в отчете 9.0005 Кризис в детском саду: зачем детям играть в школе .
У тех же детей, вероятно, не так много времени, чтобы играть в переодевания или притворяться вне школы. По словам психолога Дэвида Элкинда, доктора философии, психолога Университета Тафтса, сегодня у детей на восемь часов меньше неструктурированных игр в неделю, чем у них было 20 лет назад.
Теперь Элкинд и другие пытаются возродить репутацию игры среди родителей и политиков, которые часто рассматривают игру как пустую трату драгоценного учебного времени.
«Игра очень важна для маленьких детей для социального и когнитивного развития», — говорит психолог Кэти Хирш-Пасек, доктор философии, исследователь детского развития в Университете Темпл. «И все же мы забираем его».
Куда играть?
Исчезающие игры дома и в школах происходят из одного корня, говорит Хирш-Пасек: страха. «Как общество и как родители, мы считаем, что рискуем отстать», — говорит она.
Продавцы образовательных продуктов для младенцев и детей младшего возраста подчеркивают, что исследования развития мозга показывают «критический период» до 3 лет, когда нейроны растут и формируются связи, и призывают родителей использовать это особое время для обучения.
Эта забота проявилась в постоянно расширяющемся рынке «развивающих» игрушек, и такие продукты, как компьютеры для пополнения словарного запаса для малышей, стали самым популярным сегментом рынка игрушек. LeapFrog, одна из компаний, которая специализируется на таких игрушках, в период с 2000 по 2006 год увеличила свои продажи почти в четыре раза, что побудило таких гигантов индустрии, как Mattel, последовать за ними на рынок образовательных развлечений.
Национальный страх перед отставанием проявляется и в школах, говорит Хирш-Пасек, через более стандартизированное тестирование и стремление к тому, чтобы содержание преподавалось в более ранних классах — например, ожидание, что дети будут учиться читать в детском саду. , а не ждать до первого класса.
«Мы хотим убедиться, что наши дети готовы к глобализированному обществу. Так что же нам с этим делать? Мы продолжаем подсовывать им новые факты», — говорит Хирш-Пасек.
Проблема, утверждают Хирш-Пасек и Элкинд, заключается в том, что родители и педагоги игнорируют десятилетия доказательств того, что маленькие дети лучше всего учатся через активную исследовательскую игру (иногда под руководством взрослого), а не через прямое обучение в классе в виде лекций. флэш-карты и кнопочные компьютерные обучающие игрушки, которые могут подтолкнуть их к запоминанию фактов, которые они когнитивно не готовы понять.
«Настоящая проблема не в том, что мы не знаем, что такое хорошая педагогика для детей, — говорит Элкинд. «Дело в том, что мы не используем то, что знаем».
Маленькие ученые
Педагоги и исследователи давно знают или подозревают, что дети учатся в исследовательской игре. Итальянский педагог Мария Монтессори основала свои школы в 1907 году, где собственные интересы и способности детей определяют темп их обучения. А начиная с 1920-х годов Жан Пиаже изучал исследовательское обучение детей, внимательно наблюдая за своими и другими детьми.
За прошедшие десятилетия психологи расширили и усовершенствовали свои знания о том, как дети учатся через игру. Они обнаружили, что дети учатся пространственным навыкам и счету с помощью таких действий, как игра с кубиками, и они могут приобрести богатый словарный запас, просто слушая книги, читаемые вслух.
Воображаемая игра и игра понарошку также имеют множество преимуществ, давая детям возможность попрактиковаться в работе с другими людьми и заменяя один объект, например игрушечный молоток, другим, например, телефоном — знание символов, которое закладывает основу для чтения и математики .
Этот процесс обучения не является случайным, говорит Лора Шульц, доктор философии, психолог Лаборатории раннего детского познания Массачусетского технологического института. Она обнаружила, что дошкольники в некотором смысле являются рациональными маленькими учеными в своем подходе. Детям необходимо изучить свойства окружающих их предметов — духовка горячая, лед холодный и т. д. Разумно, они делают это, признавая, что предметы в сходных категориях имеют сходные свойства: если один кубик льда холодный, следующий, скорее всего, будет холодным. быть слишком.
В серии исследований Шульц исследовал, как нарушение этих правил путем удивления детей объектом, свойства которого не вписываются в его заранее определенную категорию, заставляет детей играть с объектом — и, таким образом, больше узнать о нем.
Например, в одном исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Developmental Psychology (Vol. 44, No. 5), Шульц показала 3- и 4-летним детям, как магнитный объект, который она назвала «бликетом», будет прилипать к стол. Когда затем она попросила детей поиграть со связкой «бликетов», которые не были намагничены, дети были удивлены, увидев, что «бликеты» не прилипают, и дольше играли с предметами. Однако, когда Шульц сказал детям, что немагнитные предметы называются «дакс», дети не удивились тому, что эти «новые» предметы не прилипали к ним, и они быстро потеряли к ним интерес, хотя «дакс» выглядел так же, как «дакс». бликеты».
Между тем, корреляционное исследование, проведенное Хирш-Пасеком и другими, подтверждает утверждение о том, что в ранние годы дети лучше всего учатся через игру. В одном исследовании она не обнаружила различий в успеваемости к первому классу между детьми, которые ходили в «академические» дошкольные учреждения, и теми, кто ходил в более ориентированные на игры дошкольные учреждения. Однако она обнаружила, что дети из академических дошкольных учреждений были более тревожными.
Хирш-Пасек, однако, подчеркивает, что дети в школах, ориентированных на игры, все же должны изучать содержание.
«Я думаю, что многие [исследователи] сказали бы, что у нас не может быть богатого образования, состоящего исключительно из свободной игры. Доказательства здесь очевидны. Дошкольники, которые знакомятся с решением социальных проблем, математикой и чтением, лучше подготовлены к переходу к школу и лучше учиться в начальной школе… Вопрос здесь не в том, должны ли у нас быть материалы для детей, а в том, как они должны быть представлены».
Она добавляет: «Случилось так, что между прямым обучением, которое имеет узкую направленность на чтение и математику, и обучением в игровой форме возникла противоборствующая фракция. Но эти два направления не являются несовместимыми. Обучение в игровой форме ведет к грамотности и математическим навыкам. .»
Поборники легкомыслия
Хирш-Пасек, Элкинд и другие исследователи, которые согласны с ними, считают, что они плывут против течения, когда дело доходит до убеждения родителей и политиков предоставить детям пространство для исследований и игр.
В 1981 году Элкинд опубликовал ставшую уже классической книгу «Спешащий ребенок», предостерегая от попыток слишком рано подтолкнуть детей к учебе и взрослой жизни. По его словам, за 28 лет, прошедших с момента первой публикации этой книги, спешка только ускорилась. Его последняя книга «Сила игры» (Da Capo Press, 2007) посвящена тому, как дети теряют свободное, неструктурированное игровое время, и важности игры для развития детей.
Хирш-Пасек также написала книги, в том числе руководство для родителей под названием «Эйнштейн никогда не использовал карточки для чтения» (Rodale Books, 2003), которые побуждают их откладывать карточки и вместо этого играть с детьми в кубики, читать к ним и поощрять выдуманную игру.
Но Элкинд беспокоится, что усилия, подобные его усилиям и усилиям Хирш-Пасека, являются «каплей в море» по сравнению с миллионами, которые продают производители образовательных игрушек. Тем временем Хирш-Пасек считает, что ее самым трудным противником является страх — страх родителей и общества перед отставанием детей.
«Никто из нас не хочет, чтобы ребенок остался», — говорит она. «Но мы должны спросить, какие навыки мы хотим, чтобы наши дети имели?»
Родители могут подумать, что самые важные навыки — чтение, письмо и математика — требуют раннего и интенсивного обучения. Но, по словам Хирш-Пасека, не менее важны креативность, критическое мышление и способность учиться на ошибках — все эти навыки лучше всего приобретаются в игре.
Детство: физическое и когнитивное развитие
Цели обучения
- Объясните физическое развитие, происходящее от младенчества до детства
- Объясните когнитивное развитие, происходящее от младенчества до детства
Физическое развитие
В младенчестве, дошкольном и раннем детстве физическое развитие тела происходит быстро (рис. 1). В среднем новорожденные весят от 5 до 10 фунтов, вес новорожденного обычно удваивается за шесть месяцев и утраивается за год. К 2 годам вес увеличится в четыре раза, поэтому мы можем ожидать, что 2-летний ребенок должен весить от 20 до 40 фунтов. Средняя длина новорожденного 190,5 дюйма, увеличиваясь до 29,5 дюймов к 12 месяцам и 34,4 дюймов к 2 годам (Многоцентровая исследовательская группа ВОЗ по эталонным показателям роста, 2006 г.).
Рисунок 1 . Дети испытывают быстрые физические изменения в младенчестве и раннем детстве. (кредит «слева»: модификация работы Керри Чешик; кредит «средний слева»: модификация работы Кристи Фаузель; кредит «средний справа»: модификация работы «devinf»/Flickr; кредит «справа»: модификация работы Роуз Спилман)
В младенчестве и детстве рост не происходит с постоянной скоростью (Carel, Lahlou, Roger, & Chaussain, 2004). Рост замедляется в возрасте от 4 до 6 лет: за это время дети набирают 5–7 фунтов и растут примерно на 2–3 дюйма в год. Когда девочки достигают 8–9 летлет их темпы роста опережают темпы роста мальчиков из-за пубертатного скачка роста. Этот всплеск роста продолжается примерно до 12 лет, совпадая с началом менструального цикла. К 10 годам средняя девочка весит 88 фунтов, а средний мальчик весит 85 фунтов.
Мы рождаемся со всеми клетками мозга, которые у нас когда-либо будут — примерно 100–200 миллиардов нейронов (нервных клеток), функция которых заключается в хранении и передаче информации (Huttenlocher & Dabholkar, 1997). Однако нервная система продолжает расти и развиваться. Каждый нейронный путь формирует тысячи новых связей в младенчестве и дошкольном возрасте. Этот период быстрого роста нервной системы называется расцветом. Нервные пути продолжают развиваться в период полового созревания. Затем за периодом цветения нейронного роста следует период обрезки, когда нейронные связи уменьшаются. Считается, что обрезка заставляет мозг функционировать более эффективно, позволяя овладеть более сложными навыками (Hutchinson, 2011). Цветение происходит в течение первых нескольких лет жизни, а обрезка продолжается в детстве и в подростковом возрасте в различных областях мозга.
Попробуйте
Размер нашего мозга быстро увеличивается. Например, мозг 2-летнего ребенка составляет 55 % от его размера взрослого человека, а к 6 годам мозг составляет около 90 % его взрослого размера (Tanner, 1978). В раннем детстве (3–6 лет) лобные доли быстро растут. Вспоминая наше обсуждение четырех долей мозга ранее в этой книге, лобные доли связаны с планированием, рассуждениями, памятью и контролем импульсов. Поэтому к моменту достижения детьми школьного возраста они в силу своего развития способны управлять своим вниманием и поведением. В начальной школе увеличиваются в размерах лобная, височная, затылочная и теменная доли. Всплески роста мозга, наблюдаемые в детстве, имеют тенденцию следовать последовательности когнитивного развития Пиаже, так что значительные изменения в функционировании нервной системы объясняют когнитивные достижения (Kolb & Whishaw, 2009).; Overman, Bachevalier, Turner, & Peuster, 1992).
Попробуйте
Моторное развитие происходит в упорядоченной последовательности, когда младенцы переходят от рефлекторных реакций (например, сосания и копания) к более развитым двигательным функциям. Например, младенцы сначала учатся держать голову, затем сидеть с посторонней помощью, затем сидеть без посторонней помощи, затем ползать, а затем ходить.
Двигательные навыки относятся к нашей способности двигаться и манипулировать объектами. Навыки мелкой моторики сосредоточены на мышцах пальцев рук и ног и глазах и позволяют координировать мелкие действия (например, хватать игрушку, писать карандашом и пользоваться ложкой). Навык крупной моторики s сосредоточен на больших группах мышц, которые контролируют наши руки и ноги и включают в себя более крупные движения (например, равновесие, бег и прыжки).
По мере развития двигательных навыков маленькие дети должны достичь определенных этапов развития (таблица 1). Для каждой вехи указан средний возраст, а также диапазон возрастов, в котором эта веха должна быть достигнута. Примером вехи развития является сидение. В среднем большинство младенцев сидят одни в возрасте 7 месяцев. Сидение требует как координации, так и мышечной силы, и 90% детей достигают этого рубежа в возрасте от 5 до 9 месяцев. В другом примере дети в среднем способны держать голову в возрасте 6 недель, а 90% детей достигают этого в возрасте от 3 недель до 4 месяцев. Если ребенок не держит голову к 4 месяцам, у него задержка. Если у ребенка наблюдаются задержки на нескольких этапах, это повод для беспокойства, и родитель или опекун должны обсудить это с педиатром ребенка. Некоторые задержки развития можно выявить и устранить с помощью раннего вмешательства.
Попробуйте
Попробуйте
Рисунок 2. Мужчина с ребенком.
Когнитивное развитие
В дополнение к быстрому физическому росту маленькие дети также демонстрируют значительное развитие своих когнитивных способностей. Пиаже считал, что способность детей понимать объекты — например, узнавать, что погремушка издает звук при встряхивании, — это когнитивный навык, который медленно развивается по мере того, как ребенок взрослеет и взаимодействует с окружающей средой. Сегодня специалисты по психологии развития считают, что Пиаже был неправ. Исследователи обнаружили, что даже очень маленькие дети понимают объекты и то, как они работают, задолго до того, как у них появляется опыт работы с этими объектами (Байаржон, 19 лет).87; Байаржон, Ли, Гертнер и Ву, 2011 г.). Например, дети в возрасте 3 месяцев продемонстрировали знание свойств предметов, которые они только видели и не имели с ними предварительного опыта. В одном исследовании трехмесячным младенцам показывали грузовик, катящийся по рельсам за ширмой. Коробка, которая казалась твердой, но на самом деле была полой, была помещена рядом с гусеницей. Грузовик проехал мимо коробки, как и следовало ожидать. Затем ящик поставили на гусеницу, чтобы преградить путь грузовику. Когда на этот раз грузовик покатился по трассе, он продолжил движение беспрепятственно. Младенцы проводили значительно больше времени, глядя на это невозможное событие (рис. 2). Байяржон (1987) пришли к выводу, что они знали, что твердые тела не могут проходить друг сквозь друга. Выводы Байяржона показывают, что очень маленькие дети имеют представление об объектах и о том, как они работают, что, по словам Пиаже (1954), выходит за рамки их когнитивных способностей из-за их ограниченного опыта в мире.
Рисунок 2 . В исследовании Байяржона младенцы наблюдали, как грузовик (а) катится по свободному пути, (б) катится по свободному пути с препятствием (коробкой) рядом и (в) катится и проезжает через то, что казалось препятствием.
Точно так же, как есть физические вехи, которых мы ожидаем от детей, есть и когнитивные вехи. Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев, а на словесные просьбы сделать что-то вроде «помашите рукой на прощание» или «поцелуйте» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.
Точно так же, как есть физических вех , которых мы ожидаем от детей, есть также когнитивных вех . Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев, а на словесные просьбы сделать что-то вроде «помашите рукой на прощание» или «поцелуйте» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.
Дети дошкольного возраста (т. е. 3–5 лет) также стабильно прогрессируют в когнитивном развитии. Они не только умеют считать, называть цвета и называть вам свое имя и возраст, но также могут самостоятельно принимать некоторые решения, например, выбирать наряд для ношения. Дети дошкольного возраста понимают основные концепции времени и последовательность (например, до и после), и они могут предсказать, что произойдет дальше в истории. Они также начинают получать удовольствие от использования юмора в рассказах. Поскольку они могут мыслить символически, им нравится притворяться, что они играют и изобретают сложных персонажей и сценарии. Одним из наиболее распространенных примеров их когнитивного роста является их расцветающее любопытство. Дети дошкольного возраста любят спрашивать «Почему?»
В этом возрасте у детей происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ). Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).
В этом возрасте у детей происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ) . Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).
Watch It
Задания на ложные убеждения полезны для определения усвоения ребенком теории разума (ТОМ). Взгляните на этот видеоклип, показывающий задание на ложное убеждение с использованием коробки цветных карандашей.
Вы можете просмотреть стенограмму теста «Ложное убеждение: теория разума» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Когнитивные навыки продолжают развиваться в среднем и старшем детстве (6–11 лет). Мыслительные процессы становятся более логичными и организованными при работе с конкретной информацией (рис. 3). Дети в этом возрасте понимают такие понятия, как прошлое, настоящее и будущее, что дает им возможность планировать и работать для достижения целей. Кроме того, они могут обрабатывать сложные идеи, такие как сложение и вычитание и причинно-следственные связи. Тем не менее, продолжительность концентрации внимания детей, как правило, очень ограничена, пока им не исполнится около 11 лет. После этого момента он начинает улучшаться во взрослом возрасте.
Рисунок 3 . Поскольку они понимают удачу и справедливость, дети среднего и позднего детства (6–11 лет) могут следовать правилам игр. (кредит: Эдвин Мартинес)
Одним из хорошо изученных аспектов когнитивного развития является овладение языком. Как упоминалось ранее, порядок, в котором дети изучают языковые структуры, одинаков для детей и культур (Hatch, 1983). Вы также узнали, что некоторые исследователи-психологи предположили, что дети обладают биологической предрасположенностью к овладению языком.
Еще до рождения у младенцев начинают развиваться языковые и коммуникативные навыки. При рождении младенцы, по-видимому, узнают голос своей матери и могут различать язык(и), на котором говорит их мать, от иностранных языков, и они отдают предпочтение лицам, которые движутся синхронно со слышимой речью (Blossom & Morgan, 2006; Pickens, 1994). ; Spelke & Cortelyou, 1981).
Дети передают информацию с помощью жестов задолго до того, как они говорят, и есть некоторые свидетельства того, что использование жестов предсказывает последующее развитие речи (Iverson & Goldin-Meadow, 2005). Что касается производства разговорной речи, дети почти сразу начинают ворковать. Cooing — это односложная комбинация согласного и гласного звука (например, coo или ba). Интересно, что младенцы воспроизводят звуки своего собственного языка. Ребенок, чьи родители говорят по-французски, будет ворковать другим тоном, чем ребенок, чьи родители говорят по-испански или на урду. После воркования ребенок начинает лепетать. Лепесток начинается с повторения слога, например, ма-ма, да-да или ба-ба. Когда ребенку около 12 месяцев, мы ожидаем, что он произнесет свое первое слово для обозначения и начнет комбинировать слова для обозначения значения примерно в 18 месяцев.
В возрасте около 2 лет малыш использует от 50 до 200 слов; к 3 годам их словарный запас достигает 1000 слов, и они могут говорить предложениями. В дошкольном возрасте словарный запас детей увеличивается быстрыми темпами. Это иногда называют «словарным всплеском» и, как утверждается, связано с расширением словарного запаса со скоростью 10–20 новых слов в неделю. Недавние исследования могут указывать на то, что, хотя некоторые дети испытывают такие всплески, они далеко не универсальны (как обсуждалось в Ganger & Brent, 2004). Было подсчитано, что 5-летние дети понимают около 6000 слов, говорят 2000 слов, могут определять слова и задавать вопросы об их значении. Они умеют рифмовать и называть дни недели. Семилетние дети бегло говорят, используют сленг и клише (Stork & Widdowson, 19 лет). 74).
Чем объясняется такое драматическое изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на подкрепление или обратную связь, например, благодаря одобрению родителей или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока. Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).
Чем объясняется такое драматическое изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на подкрепление , например, благодаря родительскому одобрению или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока.
Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).
Ежедневная связь: важность игры и отдыха
По данным Американской академии педиатрии (2007 г.), неструктурированная игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Это развивает творческие способности, навыки решения проблем и социальные отношения. Игра также позволяет детям развивать теорию мышления, поскольку они творчески воспринимают точку зрения других.
Игры на свежем воздухе дают детям возможность напрямую познавать и ощущать окружающий мир. При этом они могут собирать предметы, с которыми сталкиваются, и развивать интересы и хобби на всю жизнь. Они также получают пользу от увеличения количества упражнений, а участие в играх на свежем воздухе может фактически увеличить степень их удовольствия от физической активности. Это помогает поддерживать развитие здорового сердца и мозга. К сожалению, исследования показывают, что современные дети все меньше и меньше играют на свежем воздухе (Clements, 2004). Возможно, неудивительно, что снижение уровня физической активности в сочетании с легким доступом к высококалорийным продуктам с низкой питательной ценностью способствуют тревожным уровням детского ожирения (Karnik & Kanekar, 2012).
Несмотря на неблагоприятные последствия, связанные с сокращением игр, некоторые дети перевыполняют расписание и имеют мало свободного времени для участия в неструктурированных играх. Кроме того, в некоторых школах у детей отняли перемены, чтобы они лучше справлялись со стандартными тестами, и многие школы обычно используют потерю перемены как форму наказания.