Моделирование (в психологии)
Главная > Справочник по образованию > Энциклопедия де-факто > Науки о человеке > Психология > Терминология > Моделирование (в психологии)
МОДЕЛИРОВАНИЕ (в психологии) (от франц. modele-образец) — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания. Первые попытки применения М. в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей (см. Психофизика) и процессов памяти.
Систематическое применение М. было характерно для гештальтпсихологии, стремившейся найти физические аналоги образования целостных структур (гештальтов) в процессах кристаллообразования, изменения натяжения пленок и т. д. Широкое распространение этого метода в психологии началось в 50-х гг. XX в., когда развитие кибернетики сделало возможным М. различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Это развитие было -в определенной степени предвосхищено в работах П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна, к-рые создали модели сложных физиологических функциональных систем человека» содержавшие все основные компоненты последующих кибернетических моделей поведения. За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. М. охватило также наиболее сложные виды интеллектуальной деятельности, такие, как игра в шахматы и решение разнообразных задач (А. Ньюэлл, Г. Саймон). Особенно перспективным оказалось понимание психических процессов по аналогии с процессами вычислений, осуществляемыми ЭВМ. Часть авторов пытаются найти структурное подобие между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства. Эта «компьютерная метафора» особенно распространена в современной когнитивной психологии.
Других привлекает не функциональная архитектура компьютера, а его вычислительные возможности. В этом случае М. фактически сливается с работами, ведущимися в таких разделах кибернетики, как искусственный интеллект и машинное зрение. Модели психических и психофизиологических функций представляют собой машинные программы, конкретная реализация к-рых во многом зависит от выбранного языка программирования. Несмотря на ряд примеров успешного М. психических и психофизиологических процессов (психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные роботы и т. д.), в целом преобладает мнение, что для создания полноценных психологических теорий использования одного этого метода принципиально недостаточно. С помощью формальных моделей, как правило, не удается дать однозначное описание имеющихся данных. Для того чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, необходимо использовать результаты качественного психологического анализа
Другие записи
10.06.2016.
Модификация поведения
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ (от лат. modificatiо — изменение) — предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма, метод регулирования социального поведения. Использовался сначала как клинический…
10.06.2016.
Мозг
МОЗГ-центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. У позвоночных животных и человека анатомически различают спинной М. (находится в позвоночном канале) и головной М. (в…
10.06.2016.
Мозговая атака
МОЗГОВАЯ АТАКА (брейнштор-минг) (от англ. brain storming — штурм мозга) — методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения…
10. 06.2016.
Мотив
МОТИВ (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность…
10.06.2016.
Мотивация
МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы…
Моделирование — Психологос
Модели́рование — метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Моделирование необходимо также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом. Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета. Моделирование объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое моделирование. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое моделирование: создаётся функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. Широко применяется моделирование на компьютерах.
Подробнее
Под моделированием понимается процессы как построения, так и изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими гносеологическими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и другими: процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Поэтому естественно задать вопрос: является ли моделирование особым методом научного познания, не является ли оно синонимом процесса теоретического исследования или процесса познавательной деятельности вообще?
Главная особенности моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей — моделей.
Виды моделирования
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:
- Компьютерное моделирование
- Математическое моделирование
- Математико-картографическое моделирование
- Цифровое моделирование
- Логическое моделирование
- Психологическое моделирование
- Статистическое моделирование
- Структурное моделирование
- Физическое моделирование
- Экономико-математическое моделирование
- Имитационное моделирование
- Эволюционное моделирование
- и т. д.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Процесс моделирования
Процесс моделирования включает три элемента:
- субъект (исследователь),
- объект исследования,
- модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.
Литература и ссылки
- Учебные пособия института математического моделирования РАН
- Художественное моделирование геометрических форм, статья
- Нефёдов С. А., Турчин П. В. Опыт моделирования демографически-структурных циклов // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.153-167. ISBN 978-5-484-01009-7.
- Деловая игра
- Сообщество свободного математического моделирования
Моделирование поведения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Моделирование поведения Определение
Моделирование — это один из способов обучения поведению. Когда человек наблюдает за поведением другого, а затем имитирует это поведение, он или она моделирует поведение. Это иногда называют наблюдательным обучением или социальным обучением. Моделирование — это своего рода косвенное обучение, при котором не требуется прямого обучения. Действительно, один может не осознавать, что другой моделирует его или ее поведение. Моделирование может научить новому поведению, повлиять на частоту ранее изученного поведения или увеличить частоту аналогичного поведения.
Компоненты моделирования
Моделирование поведения включает четыре этапа. Первое — это внимание. Прежде чем поведение можно воспроизвести, нужно обратить внимание на поведение. Следующий шаг — удержание. Нужно уметь запоминать или сохранять наблюдаемое поведение. Третий этап – размножение. Человек должен уметь переводить образы чужого поведения в свое собственное поведение. Короче говоря, нужно иметь возможность воспроизводить поведение. Завершающий этап – мотивация. В конце концов, человек должен быть мотивирован, чтобы подражать поведению. Пока не будет причины, человек не будет моделировать поведение.
Поведение, на которое влияет моделирование
Известно, что моделирование влияет на многие категории поведения. Одной из таких категорий поведения является помощь. Например, исследования показали, что дети, подвергавшиеся воздействию просоциальных моделей, были более полезными, чем дети, не подвергавшиеся воздействию таких моделей. Моделирование также влияет на агрессию. Дети, подвергшиеся воздействию модели, играющей агрессивно, позже имитировали ту же агрессивную игру, в то время как сверстники, не подвергавшиеся воздействию агрессивной модели, не играли так агрессивно. Исследования также показали, что когда дети наблюдали за агрессивным поведением, которое приводило к положительным результатам для модели, они вели себя более агрессивно. Похоже, что положительный результат для агрессивной модели усилил агрессивное поведение наблюдателя. Кроме того, моделирование влияет на полоролевое поведение. Дети учатся подходящему для пола поведению и предпочтениям, подражая моделям того же пола.
Эффективные модели
Многие факторы влияют на эффективность модели. Обычно, чем привлекательнее или желательнее модель для наблюдателя, тем больше вероятность того, что эта модель будет подражать. На желательность или привлекательность модели частично влияет престиж модели для наблюдателя. Это объясняет, почему родители и учителя часто служат моделями поведения. На эффективность модели также в некоторой степени влияет сходство. Чем больше модель похожа на наблюдателя, тем эффективнее будет модель. Это объясняет, почему сверстники предлагают такие сильные модели поведения. Кроме того, эффективные модели не обязательно должны быть людьми или живыми. Куклы и мультфильмы, а также персонажи телевидения и кино часто служат эффективными моделями поведения.
Ссылки:
- Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
- Бандура, А. (1989). Социальная когнитивная теория. В Р. Васта (ред.), Анналы развития ребенка (том 6, стр. 1-60). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
- Бандура А., Росс Р. и Росс С. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63, 575-582.
- Спрафкин, Дж. Н., Либерт, Р. М., и Пулос, Р. В. (1975). Влияние просоциального телевизионного примера на помощь детям. Журнал экспериментальной детской психологии, 20, 119-126.
Психология моделирования: определение, примеры и многое другое
Создайте невероятную жизнь, которую вы заслуживаете, вместе со специалистом по личным результатам уже сегодня!
Узнать больше
< Назад ко всем историям
Раскройте внутреннюю силу
Моделирование эффективных стратегий
Автор: Команда Тони
Чего ты хочешь больше всего в жизни? И вы учитесь — и учитесь — у людей, у которых это уже есть?
Это суть моделирования в психологии, мощная концепция, которую успешные люди используют каждый день.
Вы знаете, что должны предпринять масштабные действия, чтобы воплотить свои цели в жизнь. Хотя вам предстоит проделать большую работу самостоятельно, вы также можете обратиться к людям в вашей жизни, которые уже добились успеха. Чему эти люди могут вас научить? Чему вы можете научиться, изучая их путь к успеху?
Успех часто кажется подарком другим. Чем еще объясняется то, как легко они собирают достижения, пока вы смотрите на них? Каков ключ к успеху, который они подобрали, но вы, кажется, не можете найти?
Успех не зависит от удачи, судьбы или магии. Это происходит от тяжелой работы, голода и окружения себя правильными людьми. Это означает культивировать образ мышления победителя и всегда стремиться к большему.
Правда в том, что эти успешные владельцы бизнеса обращаются к моделированию, когда принимают решения. Но что такое моделирование в психологии? И как научиться им пользоваться?
«Мы окружаем себя тем, что лучше, или видим в других людях образец для подражания. Вы говорите: «Если они могут это сделать, то и я смогу» 9.0051 – Тони Роббинс
Что такое моделирование в психологии?
Моделирование означает обучение путем копирования поведения другого человека. Люди естественным образом моделируют друг друга — например, дети используют моделирование, чтобы научиться пользоваться посудой или завязывать шнурки на ботинках. Определение моделирования в психологии означает преднамеренное изменение поведения с целью улучшения вашего мышления и достижения ваших целей. Первоначально разработанное Альбертом Бандурой в 1960-х годах, моделирование в психологии стало основной теорией.
Моделирование — это техника, используемая теми, кто настроен на рост, — теми, кто считает, что так же, как мы учимся поведению, мы можем от него отучиться. Иногда мы должны разучить их, чтобы расти как люди. Потому что, как говорит Тони, «если ты не растешь, ты умираешь».
Примеры моделирования в психологии
Моделирование в психологии используется со всеми возрастными группами и людьми из всех слоев общества. Некоторые из наиболее популярных применений:
Воспитание :
Точно так же, как дети копируют плохие привычки родителей, они копируют и хорошие. Родители могут использовать это в своих интересах, моделируя позитивное поведение, такое как физические упражнения, здоровое питание, чтение и развлечения, расслабляющие мероприятия.
На рабочем месте :
Моделирование постоянно происходит на рабочем месте. Человек может моделировать задачу, чтобы научить кого-то, но часто моделирование происходит непреднамеренно. Если вы менеджер или владелец бизнеса, вы можете моделировать такое поведение, как трудовая этика, профессиональное общение и честность.
В отношениях :
Групповая терапия пар частично основана на моделировании: пары могут видеть, как другие борются и решают свои проблемы, и моделируют это для себя.
Использование моделирования для достижения ваших целей
Моделирование в психологии имеет множество применений, но его использование для достижения пикового состояния — будь то в бизнесе или в жизни — является одним из самых действенных. Чтобы добиться успеха, выберите человека, которым вы восхищаетесь, изучите методологию его успеха и создайте аналогичный путь для себя. Эта техника может быть успешно применена практически во всех аспектах вашей жизни. Вы можете узнать, как использовать концепцию моделирования в психологии в своих интересах, выполнив эти три шага.
1. Выберите подходящего человека
Найдите кого-то, кто уже добился успеха в выбранной вами области, или кого-то, кто создал именно такую жизнь, которой вы хотите жить. Нет необходимости изобретать велосипед. Загляните в их историю и их восхождение к вершине. Как они оказались там, где они сегодня? С какими препятствиями и неудачами они столкнулись и как они их преодолели? Какова их философия в отношении их жизни и работы? Используйте эту информацию, чтобы построить путь, отражающий их путь.
2. Обратитесь за помощью
Что бы вы ни искали, кто-то вас уже опередил. Если это кто-то, кого вы уже знаете или с кем у вас есть связь, даже лучше. Вам не нужно просто изучать их издалека, чтобы узнать, как они нашли ключ к успеху; вы можете попросить их поделиться с вами своим опытом или даже стать вашим наставником.
Поймите, что их время ценно, и предложите способ повысить ценность их жизни, пока они помогают вам. Если это друг, это может быть так же просто, как приглашать его на ужин каждый месяц. Если это знакомый, возможно, вы возьмете на себя дополнительную работу во дворе или окажете техническую помощь. Вы также можете рассмотреть возможность найма тренера по результатам, который поможет вам в этом.
3. Создайте стратегию
Те, кто добился успеха до вас, сделали это, потому что следовали плану, и вы можете сделать то же самое. Как говорит Тони Роббинс, «успех оставляет подсказки». Разработайте стратегию, которая работает, и следуйте ей. Ваша стратегия может быть такой же, как у человека, которого вы моделируете, или она может быть адаптирована к вашим нынешним обстоятельствам.
Что такое моделирование в психологии? Тони объясняет, как это связано с осуществлением всех ваших самых смелых желаний: