Индивидуально-типологический опросник (ито) л.Н.Собчик
Методика
представляет собой инструмент исследования
индивидуально-типологических свойств.
В ее основе заложена теория ведущих
тенденций и выше описанная типология.
Надежность методики подтверждена
статистической обработкой данных,
полученных на основании проведенных
исследований в рамках изучения
личностных особенностей психически
здоровых людей разного пола, возраста
и разной профессиональной направленности
(свыше 1000 наблюдений) и при обследовании
больных с пограничными психическими
расстройствами преимущественно
ситуативного генеза (более 450 наблюдений).
Достоверные связи показателей ИТО (г
= +0,73)
подтверждены данными корреляционного
анализа в процессе сопоставления баллов,
отражающих степень выраженности
типологических тенденций, с данными
объективного наблюдения и результатами
психодиагностического исследования
тестами СМИЛ (MMPI),
МЦВ (цветовой тест), МПВ (Сонди) и ДМО
(Лири). Наиболее сильные связи
обнаружены по факторам интроверсии,
экстраверсии, тревожности, агрессивности,
спонтанности и сензитивности (г
= +0,84),
несколько ниже показатели корреляции
по факторам ригидности и лабильности
(г
=
+0,68).
Опросник отличается
от большинства других-малым количеством
(всего 91) и простотой включенных в него
утверждений, не вызывающих настороженности
со стороны испытуемых, а также наличием
шкал достоверности (Ложь и Аггравация),
позволяющих судить о надежности
полученных результатов. Занесенные на
регистрационный лист ответы испытуемого
легко обрабатываются с помощью
специального ключа-шаблона, после чего
выявляются количественные оценки
степени выраженности каждого
индивидуально-типологического
свойства и их сочетаний. Графическое
изображение соотношений этих свойств
позволяет также понять степень
компенсированности выплеснувшихся
за границу нормы тенденций,
трансформировавшихся в дезадаптивные
проявления в виде клинических симптомов.
Кроме того, схема психограммы позволяет
судить о преобладающих социально-психологических
тенденциях, выводимых из максимальных
баллов соседствующих индивидуально-типологических
свойств, а также об индивидуальном
когнитивном стиле обследуемого
человека. Методика успешно применяется
с 1996 года и уже послужила основой для
целого ряда научно-исследовательских
и практических работ в сфере изучения
профессионально важных личностных
свойств и толерантности к
стрессу на
контингенте лиц, профессиональная
активность которых проходит в рамках
особо сложных и опасных видов деятельности.
Прочитав каждое
утверждение, зачеркните «В (верно)»
перед номером соответствующего
утверждения, если согласны с утверждением,
или «Н (неверно)», если не согласны.
В Н 1. Я постараюсь
отнестись к исследованию ответственно
и быть максимально искренним(ей).
В Н 2. У меня очень
сложный и трудный для окружающих
характер.
В Н 3. Я лучше
справляюсь с работой в тиши и одиночестве,
чем в присутствии многих людей или в
шумном месте.
В Н 4. Решая
серьезные проблемы, я, как правило,
обхожусь без посторонней помощи.
В Н 5. Я очень редко
заговариваю первым (первой) с незнакомыми
людьми.
В Н 6. Для меня
важно, что подумают другие о моих
высказываниях и поступках.
В Н 7. Если будет
нужно, я разрушу все преграды на пути к
достижению цели.
В Н 8. Я часто
тревожусь по пустякам.
В Н 9. В моих
неудачах виноваты определенные люди.
В Н 10. Для меня
важно иметь общее мнение с теми людьми,
с которыми я обычно общаюсь.
В Н 11. Меня мало
касается все, что случается с другими.
В Н
12. Мне интересны яркие личности.
В Н 13. Мне нет дела
до чужих страданий: хватает своих.
В Н 14. В шумной
компании я чаще всего выступаю только
в роли наблюдателя.
В Н 15. Для меня
невыносимо наблюдать страдания других
людей.
В Н 16. Я человек
абсолютно правдивый и искренний.
В Н 17. Все мои беды
связаны с собственным неумением ладить
с людьми.
В Н 18. Меня часто
тянет к шумным компаниям.
В Н 19. Принимая
важное решение, я всегда действую
самостоятельно.
В Н 20. Мне всегда
приятно заводить новых знакомых.
В Н 21. Берясь за
какое-либо дело, я не стану долго
раздумывать, прежде чем начать
действовать.
В Н 22. Меня раздражают
люди, пытающиеся изменить мое мнение,
когда я уверен (уверена) в своей правоте.
В Н 23. Я часто
волнуюсь за близких мне людей даже без
серьезного повода.
В Н 24. Я не могу
терпеть, когда кто-нибудь меняет
заведенный мною порядок.
В Н 25. Я умею
привлекать к себе внимание окружающих
меня людей.
В Н 26. В жизни я
твердо придерживаюсь определенных
принципов.
В Н 27. Люблю посещать
компании, где можно танцевать или петь.
В Н 28. Я чрезвычайно
чувствителен (чувствительна) к изменениям
в настроении окружающих меня людей.
В Н 29. Я могу не
смущаясь дурачиться в веселой компании.
В Н 30. Я спокойно
отношусь к тому, что кто-то рядом
переживает по поводу своих неприятностей.
В Н 31. Я никогда не
поступаю как эгоист (эгоистка).
В Н 32. Часто бывает
так, что из-за меня у окружающих портится
настроение.
В Н 33. Интересные
идеи приходят мне в голову чаще, когда
я один (одна), а не в присутствии многих
людей.
В Н 34. Я могу взять
на себя ответственность за целую группу
людей для пользы дела.
В Н 35. Мне трудно
преодолеть застенчивость, когда нужно
говорить перед группой людей.
В Н 36. Мнение старших
по возрасту или положению большого
значения для меня не имеет.
В Н 37. Мне не трудно
заставить других людей действовать
так, как я считаю нужным.
В Н 38. Я так сильно
переживаю неудачи, что у меня ухудшается
самочувствие.
В Н 39. Я всегда
бываю упрям (упряма) в тех случаях, когда
уверен (уверена) в своей правоте.
В Н 40. Если в компании
я не нахожусь в центре внимания, мне
становится скучно и неинтересно.
В Н 41. Никто не
может навязать мне свое мнение.
В Н 42. Мне нравится
путешествовать с разными, каждый раз
новыми попутчиками.
I
В Н 43. Я могу изменить свое мнение под
давлением окружающих.
В Н 44. В поезде я с
удовольствием провожу время в беседе
с попутчиками.
В Н 45. Я никогда не
вру.
В Н 46. Я никогда не
откладываю на завтра то, что следовало
сделать сегодня.
В Н 47. Я вечно всем
недоволен (недовольна).
В Н 48. Я люблю
одиночество, позволяющее мне сосредоточиться
на своих мыслях.
В Н 49. Я умею
заинтересовать людей и повести их за
собой.
В Н 50. Мне нравится
командовать другими.
В Н 51. Я умею дать
отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
В Н 52. Мне бывает
неловко за высказывания и поступки моих
близких.
В Н 53. Мне нередко
приходилось в драке защищать свои права.
В Н 54. Я испытываю
чувство вины (или даже стыда), если меня
преследуют неудачи.
В Н 55. Мое настроение
находится в сильной зависимости от
настроя тех, кто меня окружает.
В Н 56. Я добиваюсь
своего упорством и настойчивостью.
В Н 57. Мне часто
бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
В Н 58. Мое грустное
настроение легко исправляется, если я
смотрю в кино или по телевизору
комедийное представление.
В Н 59. Ради сохранения
добрых отношений я могу отказаться от
своих намерений.
В Н 60. Я всегда
придерживаюсь общепринятых правил
поведения.
В Н 61. Меня любят
все мои друзья.
В Н 62. У меня
трагичная судьба.
В Н 63. У меня много
близких друзей.
В Н 64. Я самый
несчастный человек на свете.
В Н 65. Мне проще
надеяться на других, чем брать на себя
ответственность, даже если речь идет о
моих проблемах.
В Н 66. Я стараюсь
быть таким (такой), как все, не выделяться
среди других.
В Н 67. Я человек
спокойный, уравновешенный.
В Н 68. Я могу долго
не реагировать на чьи-то шутки, но потом
взорваться гневной реакцией.
В Н 69. Я очень
чувствителен (чувствительна) к изменениям
погоды.
В Н 70. Я не люблю
присутствовать на шумных застольях.
В Н 71. Я могу проявить
безалаберность в делах, а потом понемногу
приводить их в порядок.
В Н 72. Я люблю ходить
в гости.
В Н 73. Мне все равно,
что обо мне думают окружающие.
В Н 74. Я волнуюсь
только по поводу очень больших
неприятностей.
В Н 75. Я никогда не
испытываю желания выругаться.
В Н 76. Я никого
никогда не обманывал (не обманывала).
В Н 77. Мне никто не
нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
В Н 78. Я человек
застенчивый.
•
В Н 79. Мне ужасно
не везет в жизни.
В Н 80. Я часто
стараюсь следовать советам более
авторитетной личности.
В Н 81. Я бы очень
переживал(а), если бы кого-то задел(а)
или обидел(а).
В Н 82. Меня ничем
не испугать.
В Н 83. Я часто
пользуюсь чужими советами при решении
своих проблем.
В Н 84. В своих
неудачах я в первую очередь виню самого
(саму) себя.
В Н 85. Я совершенно
не обращаю внимания на свой стиль одежды.
В Н 86. Я не стараюсь
планировать свое ближайшее будущее и
работу.
В Н 87. Когда меня
зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше
бы мне остаться дома».
В Н 88. Я ничего не
знаю о личных проблемах окружающих меня
людей.
В Н 89. Малейшая
неудача резко снижает мое настроение.
В Н 90. Я никогда не
сержусь.
В Н 91. Я отвечал(а)
на все вопросы очень правдиво.
Регистрационный
лист, ключ для подсчета результатов и
шкалы измерения индивидуально-типологических
тенденций см. в Приложении (Приложения
1—4).
Полученные по
каждой учитываемой шкале баллы
откладываются на соответствующих
радиусах схемы (см. рис. 3).
Интерпретация
находится в прямой зависимости от
количества значимых ответов по восьми
шкалам:
□ показатели в
пределах нормы (3—4 балла) — гармоничная
личность,
□ выраженные
умеренно (5—7 баллов) — акцентуированные
черты,
□ выраженные
избыточно (8—9 баллов) — состояние
эмоциональной напряженности,
затрудненная адаптация,
□ тенденции,
компенсированные полярными свойствами
(то есть антитенденциями), являются
свидетельством значительной эмоциональной
напряженности и признаком наличия
внутреннего конфликта, если показатели
выше 5 баллов. Для нормы (в пределах
четырех баллов) это свидетельство
сбалансированности разнонаправленных
свойств,
□ показатели 0 и
1 балл указывают на гипоэмотивность,
плохое самопонимание или неоткровенность
при обследовании.
Социально-психологические
аспекты (лидерство, компромиссность и
т. д.) проявляются как акцентуированный
или дезадаптирующий стиль межличностного
поведения при выраженных показателях
(более 4 баллов) по соседствующим
типологическим свойствам.
При этом если по
шкале лжи (неискренность) набрано более
5 баллов — данные недостоверны.
Если по шкале
аггравации (подчеркивание проблем)
набрано более 5 баллов — данные
недостоверны.
Шкала
тревожности
при
умеренных показателях (3-4 балла) выявляет
осторожность в принятии решений,
ответственность по отношениюк окружающим,
социальную созвучность среде, при
показателях выше 4 баллов эта шкала
проявляется как акцентуация (повышенная
мнительность, боязливость), а показатели
более 7 баллов отражают склонность к
навязчивым страхам и паническим
реакциям, дезадаптивное состояние.
Шкала
стеничности
(агрессивности)
в норме соответствует уверенной
тенденции к самоутверждению, к
активной самореализации, стремление к
отстаиванию своих интересов. При
повышенных баллах (6—7) указывает на
эгоцентризм и склонность к агрессивной
манере самоутверждения вопреки интересам
окружающих, а при баллах выше 7 выявляет
явную склонность к агрессивным
высказываниям или действиям.
Шкала
интроверсии
отражает
застенчивость и недостаточную
общительность при 6—7 баллах, а при более
высоких показателях выявляет замкнутость
и аутич-ность. Шкала экстраверсии,
говорящая
об обращенности личности в мир реальных
явлений при показателях 4—5 баллов, при
показателях выше 6 баллов свидетельствует
о избыточной общительности, а при 9
баллах — о неразборчивости и
назойливости в межличностных контактах.
Шкала
сензитивности
бывает
повышенной (более 4 баллов) у личностей
впечатлительных и весьма чувствительных
к давлению окружающей среды. Более
высокие показатели (8—9) свидетельствуют
о невротической структуре переживаний.
Показатели
шкалы спонтанности
в
пределах 4-5 баллов характерны для лиц
с позитивной самооценкой и стремлением
к нормальному самоутверждению, а при
показателях в 6—7 баллов проявляются
раскованностью поведения и стремлением
к лидированию; показатели в 8-9 баллов
выявляют высокую импульсивность; в
сочетании с экстравертированностью
и
агрессивностью
этот
фактор формирует «сильный»
(гиперстенический)
тип поведения. В то же время сензитивность
в
сочетании с интровертированностью и
тревожностью
формирует
типологически «слабый» (гипостенический)
конституциональный тип.
Шкала
ригидности
выявляет
при умеренных показателях устойчивость
к стрессу и педантизм, а при показателях
выше 7 баллов — субъективизм, инертность
(тугоподвижность) установок, настойчивость
и настороженную подозрительность.
Шкала лабильности
при
показателях более 5 баллов отражает
изменчивость настроения, мотивационную
неустойчивость, а при более высоких
показателях — избыточную эмотивность,
черты выраженной демонстративности,
истероидные проявления. Эти две шкалы
формируют смешанные варианты по отношению
к чисто гиперстеническому и чисто
гипостеническому.
Стиль
межличностного поведения по конформному
типу базируется
на типологических свойствах тревожности
и сензитивности и при повышенных
показателях проявляется избыточной
ориентированностью на общепринятые
нормы поведения. Повышенная тревожность
в сочетании с эмоциональной неустойчивостью
формируют такое качество, каккомпромиссность,
когда индивид стремится к самоутверждению,
но при этом избегает конфликта с
референтной группой. Зависимый
стиль
взаимодействия с микросоциумом выводится
из повышенных показателей по шкалам
интроверсии и сензитивности
(чувствительность и ранимость в отношении
средовых воздействий с выраженной
потребностью в глубокой и постоянной
привязанности и в защите со стороны
более сильной личности), так как эти
тенденции создают почву для поведения,
направленного на избегание конфликта
и поиска щадящей социальной ниши.
Лидерство
проявляется
при умеренных показателях самостоятельностью
в принятии решений, предприимчивостью
и стремлением быть ведущим, а не ведомым
и формируется сочетанием умеренно
выраженных показателей шкал спонтанности
и
экстраверсии.
При
высоких баллах (6—7) по этим шкалам стиль
межличностного поведения отличается
самоуверенностью и неумением соблюдать
субординацию по отношению к старшим по
должности или по возрасту лицам, а
при оценке в 8—9 баллов выявляются черты
самовлюбленности и мания величия.
Наиболее высокие показатели по шкалам
лабильности
и
экстраверсии
проявляются
коммуникативностью.
Социальная
пассивность базируется
на интровертированности
и
проявляется как
сниженная внешняя реактивность при
одновременно более богатой инт-рапсихической
активности и высокой рефлексивности.
Социальная
активность связана
со степенью выраженности экстравертированности
и
проявляется склонностью к широким
социальным контактам, двигательной
раскрепощенностью при отсутствии
тенденции к самоанализу.
Индивидуализм
как
стиль межличностного поведения
формируется сочетанием повышенных
показателей по шкалам интроверсии
и
ригидности
и
проявляется устойчивостью собственного,
временами достаточно самобытного и
субъективного мнения. Сочетание
повышенных показателей по шкалам
ригидности
и
агрессивности
проявляется
конфликтным и неконформным стилем
поведения. У
женщин
чаще
встречаются акцентуации по сензитивному,
тревожному и
эмо-тивному
типу,
а у мужчин
— по
спонтанному,
агрессивному и
ригидному.
Сочетание
высоких показателей по шкалам спонтанности
и интроверсии характерно для экспансивных
шизоидов. Склонность
к перепадам настроения проявляется
изменчивостью показателей шкал
интровертирсии и экстраверсии у
циклотимной
личности.
Социально
активные коммуникабельные экстраверты
отличаются
преобладанием
правополушарных характеристик: освоение
новой информации им дается легче
через разговорное общение. Эмоционально
лабильные и
тревожные
личности
отличаются художественным,
наглядно-образным типом
восприятия, склонностью к опоре на
цельно-чувственные образы, что в
профессиональном плане способствует
формированию тяги к таким видам
деятельности, где человек оказывается
эмоционально вовлеченным в контакты с
окружением, может перевоплощаться в
разные социальные роли и быть в центре
внимания окружающих, а также проявлять
свои художественные наклонности.
Спонтанные
личности
при той же целостности восприятия при
постижении новой информации больше
ориентированы на собственную интуицию.
Их знание или понимание проблемы может
опережать опыт. В процессе принятия
решений они руководствуются догадкой,
предвосхищением и способны на основании
минимальной информации выстроить целое,
пренебрегая детальной проработкой
изучаемого материала. Их профессиональная
деятельность лежит преимущественно
в сфере предпринимательства,
администрирования.
Спонтанно-стеничные
личности
больше ориентированы на двигательную
активность (спортивная деятельность,
путешествия, военная служба, профессии,
связанные с повышенными физическими
нагрузками).
Тревожный
тип чаще
встречается среди воспитателей, учителей
и представителей других профессий,
требующих самоотречения. Это и личности,
нуждающиеся в особой, щадящей
социальной нише (священнослужители,
миссионеры, общественные деятели,
борцы за воплощение в жизнь гуманных
идей).
Социально
пассивные интроверты в
большинстве своем демонстрируют
ле-вополушарный
когнитивный стиль. При этом лица,
типологически относимые к сензитивным
и тревожным (конформным и зависимым)
личностям, больше ориентированы на
вербальный стиль освоения материала
(через словесную информацию). Отсюда
выбор таких профессий, как преподавание,
наука, канцелярская, библиотечная
работа, филология и прочие гуманитарные
виды деятельности.
Социально
пассивные индивидуалисты и
ригидные
личности
обладают преимущественно системным,
синтетическим, прагматичным стилем
мышления.
Сбалансированность
и умеренная степень выраженности разных
типологических свойств отражает
стабильность и уравновешенность
гармоничной личности. При дезадаптации
эти тенденции усиливаются и заостряются
в зависимости от предиспозиции.
Признак
инфантилизма
у
взрослых людей — высокие баллы по шкале
экстраверсии в сочетании с выраженной
спонтанностью или лабильностью.
Высокие баллы
(6—7) по шкалам интроверсии и ригидности
проявляются по типу недоверчивой и
замкнутой акцентуации личности, по
шкалам интроверсии и спонтанности
— экспансивно-шизоидной акцентуации,
по шкалам спонтанности и агрессивности
— неконформно-импульсивной акцентуации,
по шкалам агрессивности и ригидности
— эксплозивно-паранойяльной акцентуации.
Максимальные
баллы (8—9) выявляют дезадаптивные
(психопатические)
черты
соответствующего паттерна. Если при
акцентуации личностных черт в социально
значимой ситуации индивид способен
контролировать свое поведение и
высказывания, то психопатическая
личность не склонна усваивать нажитой
опыт и — по типу клише — каждый раз
демонстрирует дезадаптивные паттерны
поведения. Для истерической
психопатии характерны
высокие показатели одновременно по
двум полярным шкалам — лабильности и
ригидности; для неврастенического
варианта личности — сочетание высокой
сензи-тивности со столь же высокой
спонтанностью. Психосоматическая
предиспо-зиция характеризуется
повышенными показателями ортогональных
(полярных по значению) типологических
свойств. Формируя психологическую
компен-сированность одного полярного
признака другим, такой паттерн
обрисовывает конфликтную
разнонаправленность тенденций, которая
создает почву для перевода
социально-психологических проблем в
соматические расстройства.
Сравнительный
анализ данных лиц практической нормы
и больных с пограничными
состояниями обнаружил связь
типа дезадаптации с индивидуально-личностными
особенностями, выявленными как базисные
свойства. Наряду
с этим была обнаружена
зависимость между определенной
избирательностью к психогенным факторам
и эмоционально динамическим паттерном
(см. гл. VI).
Моделью усиления индивидуально-личностных
тенденций может служить исследование
психо-генно обусловленных реакций и
пограничных нервно-психических
расстройств. Изучение репрезентативной
группы больных с пограничными психическими
расстройствами (неврозы, невротические
реакции, невротические и
патохарак-терологические развития
личности, психопатии) показало следующее.
У
больных неврозами с наличием в клинической
картине заболевания ипохондрической
симптоматики было
выявлено преобладание тормозимых черт:
тревожности, сензитивности,
интровертированности (г=
+0,84).
У
больных, отличавшихся выраженной
эмоциональной
неустойчивостью, с
истероидными проявлениями и склонностью
к фиксированным страхам, отмечалось
значительное преобладание показателя
лабильности на фоне повышенной
тревожности.
Преобладание
в структуре клинической картины
астено-депрессивных
невротических
расстройств оказалось достоверно
связано с гипостеническим типом
реагирования, признаками преобладания
показателей интроверсии, сензитивности
по данным ИТО. При навязчивых страхах
у больных была выявлена достоверная
связь (г
=
+0,88) с равновысокими показателями
тревожности и эмоциональной лабильности
при смешанном типе реагирования.
У
больных с преобладанием в клинической
картине истерических
проявлений выявлена
достоверная связь (г
=
+0,73) между показателями эмоциональной
лабильности и
ригидности. При патохарактерологическом
развитии личности наряду с сензитивностью
и тревожностью были выявлены признаки
гомономного (стенического) типа
реагирования (ригидность, спонтанность,
агрессивность).
При
алкоголизме
следует
обращать внимание на признаки эмоциональной
незрелости (высокие баллы по экстраверсии
и спонтанности), а также на заострение
черт гипертимного круга (высокие баллы
по агрессивности, ригидности), иногда
отмечается нарастание интроверсии,
изредка — лабильности.
Изменения
личности при
шизофрении весьма
разнообразны и зависят от формы,
течения и длительности заболевания.
Естественно, неврозоподобные проявления
отражаются преобладанием показателей
тревожных, сензитивных и интровертных
индивидуально-типологических свойств.
При психопатоподоб-ной форме отмечается
соответственное усиление гипертимных
типологических характеристик. Однако
в силу плохого самопонимания и снижения
критичности (особенно при изменениях
в интеллектуальной сфере) самооценка
больных неадекватна, что следует иметь
в виду при анализе результатов
исследования.
При
изучении посттравматических
стрессовых состояний
следует исходить из той предпосылки,
что реакция каждого конкретного человека
произрастает из его индивидуально-типологических
особенностей и не носит сколько-нибудь
специфического характера. Зная
типологическую принадлежность конкретного
человека, можно своевременно принять
профилактические меры и индивидуализировать
пути коррекции нарастающей эмоциональной
напряженности.
Психодиагностические, психологические тесты и методики
- Домой
- контакты
- о нас
- доставка и оплата
- приемная ипп
- статьи ипп
Искать…
https://sobchik.ru/
/component/jshopping/cart/view?Itemid=0
/component/jshopping/product/view?Itemid=0
/component/jshopping/cart/delete?Itemid=0
https://sobchik.ru/components/com_jshopping/files/img_products
2
RUB
✔ В корзине
Добавлено в корзину
Перейти в корзину
Удалить
Продуктов:
на сумму
Не заданы дополнительные параметры
Психодиагностические тесты и методики в классическом, типографском исполнении.
Психология индивидуальности Теория и практика психодиагностики
Основы психологии индивидуальности и описание наиболее популярных психодиагностических методик
1 380 RUB
Купить
Подробнее
Настройся на долголетие
Как сохранить здоровье, память и способность радоваться жизни до старости
470 RUB
Купить
Подробнее
Метод цветовых выборов — cтимульный материал
Стимульный материал к методике «Метод цветовых выборов» (МЦВ)
550 RUB
Купить
Подробнее
Тест Роршаха — стимульный материал
Таблицы Роршаха (10 стандартных таблиц)
1 600 RUB
Купить
Подробнее
Управление персоналом и психодиагностика
Руководство для HR специалистов, кадровиков и практических психологов
1 100 RUB
Купить
Подробнее
Метод портретных выборов — МПВ
Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста МПВ
1 200 RUB
Купить
Подробнее
Стандартизированное многофакторное исследование личности — СМИЛ
Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста
720 RUB
Купить
Подробнее
Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова
Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста
600 RUB
Купить
Подробнее
Диагностика межличностных отношений — ДМО
Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста
500 RUB
Купить
Подробнее
Индивидуально-типологический опросник — ИТО
Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста
570 RUB
Купить
Подробнее
Вербальный фрустрационный тест — ВФТ
Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста
570 RUB
Купить
Подробнее
Рисованный апперцептивный тест — РАТ
Практическое руководство к тесту
570 RUB
Купить
Подробнее
Классификация предметов по Зейгарник
Стимульный материал и практическое руководство к методике «Классификация предметов» по Зейгарник
1 320 RUB
Купить
Подробнее
Тест Роршаха Практика и теория
Комплексное обучающее методическое пособие по проведению теста Роршаха
1 100 RUB
Купить
Подробнее
Методика «Исключение предметов»
Стимульный материал к методике «Исключение предметов»
600 RUB
Купить
Подробнее
Три практических руководства по цене двух
Практические руководства к традиционным и компьютерным вариантам тестов
1 140 RUB
Купить
Подробнее
Copyright MAXXmarketing GmbH
JoomShopping Download & Support
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Эпидемиологические, клинические, параклинические, этиологические и терапевтические аспекты цирроза печени в отделении гепато-гастроэнтерологии больницы Аристид Ле Дантек в Дакаре()
Мари-Луиза Бассен, Саламата Диалло, Марием Полеле Фолл, Маме Аиссе Тиубу, Тене Сидибе, Кумба Сиссе, Мамаду Нгоне Гуйе
Открытый журнал гастроэнтерологии Том 12 № 11, 2 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ojgas.2022.1211032
7 загрузок 59 просмотровОптимальный размах хвата для измерения максимальной силы хвата у детей дошкольного возраста()
Такаши Абэ, Рика Сануи, Ариса Сасаки, Аки Исибаси, Нанами Дайкай, Юка Синдо, Акеми Абэ, Джереми П. Лоеннеке
Международный журнал клинической медицины Том 13 № 11, 2 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ijcm.2022.1311035
9 загрузок 71 просмотрПодход к лечению боли у пациенток с эндометриозом: систематический обзор литературы ()
Ванесса Феррейра Диаш Дуарте да Кошта, Мария Эдуарда Пазини Модесто Гонсалвеш, Камила душ Сантуш Лейте, Оскар Сезар Пирес
Journal of Biosciences and Medicines Vol. 10 No.11, 2 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/jbm.2022.1011001
6 загрузок 64 просмотровВлияние устных инструкций на оценку боли во время пассивного теста с поднятием прямой ноги у людей с хронической болью в пояснице ()
Масаэ Икея, Такуми Дзироумару, Хитоми Бунки, Мичио Вачи, Нориюки Кида, Теруо Номура
Открытый журнал терапии и реабилитации Том 10 №4, 2 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ojtr.2022.104014
3 загрузки 39 просмотровИмпульсный отклик внутренней и внешней процентной ставки в выпуске, цена, модель обменного курса, деконструированный вывод и экономическая калибровка векторной модели коррекции ошибок ()
Линкай Конг, Юньсинь Чан
Journal of Mathematical Finance Том 12 № 4, 2 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/jmf.2022.124034
1 загрузок 26 просмотровОценка режима дозирования флуконазола у пациентов с кандидемией с учетом пола с помощью моделирования ФК/ФД и Моте-Карло()
Цзюли Ху, Сяолэй Юй, Цзюньхуэй Ху, Сяоцинь Чжу
Открытый журнал болезней крови Том 12 № 4, 2 ноября 2022 г.
DOI: 10.4236/ojbd.2022.124008
4 загрузки 37 просмотров
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp.org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
верхний
Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте Текст научной работы на тему «Экономика и бизнес»
CrossMark
Доступно на сайте www.sciencedirect.com
ScienceDirect
Procedia — Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 440 — 444
Ежегодная международная научная конференция по уходу и образованию детей младшего возраста, ECCE 2016, 9002, 102-
6,
14 мая 2016 г., Москва, Россия
Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте
Татьяна Садовникова*
_ Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 11/9, Москва, 125009, Россия_
Реферат
Подростковый возраст является ключевым периодом развития личности в онтогенезе. Формирование межличностных отношений подростков является одной из центральных задач развития в подростковом возрасте (Р. Дж. Хэвигхерст). Исследование раскрывает роль специфики привязанности подростков к родителям и сверстникам в формировании самооценки подростков, а также влияние привязанности к родителям на развитие межличностных отношений подростков. В исследовании приняли участие 161 школьник в возрасте 13-18 лет. Исследователи использовали опросник привязанности родителей к сверстникам (IPPA) Армсдена и Гринберга [1], методику исследования межличностных отношений подростков Собчик [2], версию шкалы самооценки Дембо-Рубинштейна Прихожана [3]. использована авторская модификация.
Исследование показало, что подростки с разными типами привязанности к родителям имеют особенности самооценки и специфику межличностных отношений. В результате исследования делается вывод о важности системы привязанности к родителям для формирования психологического благополучия личности подростка.
©2016Опубликовано ElsevierLtd. Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/4.0/).
Рецензирование под ответственность оргкомитета ECCE2016.
Ключевые слова; подростковый возраст, привязанность к родителям, привязанность к сверстникам, самооценка, система взаимоотношений подростков
1. Введение
Подростковый возраст – период многократных сложных изменений личности подростков. Теория Р. Хавигуста определяет основные задачи развития в период между детством и зрелостью. Одним из важнейших направлений изменений является трансформация отношений с родителями и сверстниками. Возрастной психологический подход, предложенный Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконина для анализа психологического развития в подростковом возрасте весьма перспективна в связи с акцентом на значении социальной ситуации развития (ССР) (Л.С. Выготский). Последняя представляет собой совокупность социальных связей и отношений, в которые включен подросток.
Современное российское общество характеризуется быстро меняющейся кризисной ситуацией. ССД современных подростков представляет собой иерархическую структуру, включающую в себя разные социальные контексты жизни подростков (О.А. Карабанова, Д.И. Фельдштейн) [4, 5]. Преобразование отношений с родителями является одной из основных задач развития в подростковом возрасте.
* Автор, ответственный за переписку. Тел.: +7-905-780-91-21 Адрес электронной почты: [email protected]
1877-0428 © 2016 Издательство ООО «Эльзевир». Статья находится в открытом доступе под лицензией CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/4.0/).
Экспертная оценка под ответственностью организационного комитета ECCE 2016. doi:10.1016/j.sbspro.2016.10.181
Сепарация-индивидуация подростков может быть описана как процесс развития, посредством которого у людей повышается чувство дифференциации и независимости от их мать и отец. Исследователи в целом согласны с тем, что сепарация-индивидуация подростков рассматривается как критический процесс в их развитии.
Теория привязанности, сформулированная Дж. Боулби, широко распространена и известна в современной психологии развития (М. Эйнсворт, К. Бартоломью, М. Микулинсер, Р. Фрэйли, С. Спикер, Л. Уолтерс, Дж. Кэссиди).
Формирование личностной автономии подростков, их отделение от родителей — длительные и сложные процессы, опосредованные паттерном детско-родительских отношений [6;7].
Стили воспитания и привязанности влияют на самооценку подростков и развитие межличностных отношений у подростков [8]. Цели нашего исследования заключались в том, чтобы выявить роль особенностей привязанности подростков к родителям и сверстникам в формировании самооценки подростков и их межличностных отношений.
2. Методы и образец.
161 учащийся 13-18 лет московских школ (учащиеся 9-11 классов). Использовались следующие методы: Inventory of Parent Peer Attachment (IPPA) Армсдена и Гринберга [1], в авторской адаптации на русский язык; Методика исследования межличностных отношений подростков Л. Н. Собчик [2]; авторская модификация Шкалы самооценки Дембо-Рубинштейна, версия А. М. Прихожана [3].
Одной из целей нашей работы была апробация ИППА на российской выборке. Теоретическая основа Перечня привязанности родителей и сверстников (IPPA) [1] представляет собой теорию привязанности, сформулированную Дж. Боулби и расширенную другими. Опросник IPPA имеет три формы (две для родителей и одну для сверстников) и оценивает три параметра: степень взаимного доверия к родителям и сверстникам; качество связи; и степень гнева и отчуждения. В каждой форме опросника есть общая шкала, оценивающая привязанность к значимому Другому: «привязанность к матери», «привязанность к отцу», «привязанность к сверстнику» соответственно.
Авторская модификация Шкалы самооценки Дембо-Рубинштейна включала шкалы, характеризующие восприятие подростками своих важных личностных черт и их способности общаться со сверстниками. Например, мы спрашивали подростков об их интеллекте, жизнерадостности, популярности среди сверстников, уверенности в себе, красоте, опыте одиночества и счастья. Методика исследования межличностных отношений подростков Л. Н. Собчик [2] имеет хорошие психометрические характеристики. Результаты статистически обрабатывали с помощью программы Microsoft Windows SPSS, версия 18.0.
3. Результаты и обсуждение
3.1. Исследование межличностных отношений подростков
В целом полученная выборка имеет средний уровень показателей по всем восьми октантам по методике Л. Н. Собчик: все оценки меньше восьми баллов. По оценке подростками себя «настоящий», наибольшее количество баллов набрали подростки по октантам 1 (5,71), 8 (5,47), 7 (4,95), что соответствует Властный — Ведущий, Сотрудничающий — Условный и Ответственный. — Щедрые типы межличностных отношений. Наименьшее количество баллов было на 5 октанте (3,89).), что соответствует Послушно-робкому типу межличностных отношений.
Выявлены существенные отличия. Девочки воспринимают себя более недоверчивыми и скептичными, послушными и робкими, зависимыми и послушными, сотрудничающими и конвенциональными, ответственными и великодушными в межличностных отношениях, чем мальчики. Эти результаты соответствуют принятому представлению о социальных ролях женщин и известному явлению: опережающему росту девочек по сравнению с мальчиками. 90,930. Он показывает хорошую внутреннюю когерентность по шкалам IPPA.
Мы разделили нашу выборку на две группы — первую с «надежным» типом привязанности к обоим родителям и вторую с «ненадежным» типом. Шкалы IPPA (к обоим родителям) использовались в качестве параметров метода кластерного анализа. Подростки с более низкими баллами доверия, общения и низкими баллами отчуждения от
обоих родителей («ненадежный» тип привязанности к родителям) имеют большие средние характеристики в октантах Сотрудничающий — Условный, Ответственный — Щедрый, Властный — Лидирующий, Прямолинейный — Агрессивный и недоверчивый — Скептический (различия несущественны).
Властный — ведущий Q
Ответственный и щедрый Независимый — доминирующий
Сотрудничающий — Прямолинейный-
обычный. агрессивный
Зависимый-послушный Недоверчиво-скептический
Послушный и робкий «Безопасный» «Небезопасный»
Рис. 1. Межличностные отношения подростков: Л.Н. Модель Собчик
Результаты частично предсказуемы, частично неожиданны. «Ненадежный» тип привязанности к родителям не является ни психологической основой доброжелательного отношения к миру, ни низкого уровня агрессивности в межличностных отношениях подростков. По нашим данным, подростки с «надежным» типом привязанности к родителям менее мотивированы к лидерству, к сотрудничеству со сверстниками, к ответственности и великодушию по сравнению со сверстниками с «ненадежным» типом привязанности. своим родителям.
Подростковый возраст – это период возрастающей автономии подростков [6]. Однако разлука с родителями занимает длительное время и продолжается в последнем подростковом периоде [7]. Наши результаты коррелируют с данными о более ранней сепарации подростков с ненадежной привязанностью к матери и последующей «здоровой сепарации» [9].
3.2. Исследование самооценки подростков
Полученные нами результаты доказывают, что подростки с высокими показателями привязанности к обоим родителям (матери и отцу) — «безопасная» система привязанности к родителям — имеют более высокую самооценку по сравнению со своими сверстниками с «ненадежной» системой привязанности к родителям. Самооценка подростков с «надежным» и «смешанным» типами привязанности к родителям имеет некоторые сходства и различия.
Мы сравнили самооценку этих групп школьников с разным типом системы привязанности к родителям (рис. 2). Имеются достоверные различия между показателями по шкалам самооценки: «доброта» (р = 0,034), «мать меня принимает» (р = 0,013), «отец меня принимает» (р = 0,001) для трех групп.
Таблица 1. Три типа систем привязанности к родителям
Смешанная Безопасная Небезопасная
Доверие_m 4,4 4,7 3,5
Общение_m 3,93 4.17 3.1
Отчуждение_М 2,58 1,58 3,38
ATTHAMENT_M 3,6 4,34 2,89
TRUST_F 4,38 4,78 2,35
Communication_F 3.35 4,02 1,86
.
Мы считаем, что должны быть различия в самооценке подростков с высокими показателями привязанности только к одному из родителей по сравнению с группой с «надежной» привязанностью к обоим родителям. Это предположение подтвердилось частично: подростки с высокими показателями привязанности к матери по сравнению с подростками с высокими показателями привязанности к обоим родителям имеют несколько более низкие показатели по шкалам самооценки: «характер», «жизнерадостность», «популярность в обществе». сверстники», «мать меня принимает», «сила», «папа меня принимает». Таким образом, можно предположить, что привязанность к отцу влияет на самооценку подростков.
шкалы самооценки подростков. Привязанность к сверстникам имеет значимые связи с несколькими шкалами самооценки: «жизнерадостность», «красота» (у девочек), «сила» (у мальчиков), «популярность среди сверстников». Сравним показатели привязанности к сверстнику и привязанности к матери и отцу соответственно. По шкале «отказ» (IPPA) мы получили несколько неожиданный результат – в среднем подростки более решительно отказываются от друзей, чем их родители. Общение со сверстниками, как показывает ряд исследований последних лет, для некоторых современных подростков является трудным занятием. Нарастание индивидуалистических тенденций, доступность широкого информационного пространства и высокий темп жизни — типичные черты социальной ситуации развития современных подростков в России.
Мы предположили, что самооценка подростков с высокими показателями привязанности только к своим друзьям будет выше, чем у подростков с более низкими показателями привязанности к своим друзьям. Данные показали взаимосвязь самооценки и системы межличностных отношений подростков (по модели Л. Н. Собчик). Подростки, обладающие высоким уровнем самооценки, не имеют ярких черт, негативно влияющих на межличностные отношения. Подростки с высоким уровнем самооценки по шкалам мнительности, недовольства окружающими, самоуничижения, зависимости от чужого мнения имеют более выраженные характерные черты лидерства, которые достоверно отличаются от сверстников с более низким уровнем самооценки. на одних и тех же весах.
4. Выводы
Есть несколько важных результатов нашего исследования. Выявлены существенные различия между самооценкой подростков с «надежным» и «ненадежным» типом привязанности к обоим родителям. Результаты показывают, что подростки «безопасного» типа системы привязанности к родителям используют более эффективные стратегии общения со сверстниками и имеют более адекватную самооценку, чем другие «небезопасные» группы подростков. В исследовании выявлена особая роль привязанности к отцу как важного фактора высокого уровня самооценки подростков.
Ссылки
[1] Armsden, G. C., & Greenberg, M.T. (1987). Инвентаризация привязанности к родителям и сверстникам: индивидуальные различия и их связь с психологическим благополучием в подростковом возрасте. Журнал молодежи и подростков, 16 (5), 427-453.
[2] Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических признаков и межличностных отношений. Практическое руководство. Диагностика индивидуально-типологических особенностей и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002. 96 р.
[3]Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста: методические рекомендации. Диагностика личностного развития детей в подростковом возрасте.— М.: АНО «ПЭБ», 2007, 56 с.
[4] Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка — ключевое понятие современной психологии развития. Психология в России: современное состояние, 3, 130-153, 2010.
[5] Фельдштейн Д.И. Меняющийся ребенок в меняющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы. Психология в России: современное состояние, т.