Разное

Метод сократа в психологии: Метод Сократа и как его использовать для самоанализа и решения проблем

Содержание

Метод Сократа и как его использовать для самоанализа и решения проблем

Метод Сократа способен помочь сделать иной вывод в отношении вопросов, которые вы задаете. Это полезно при решении проблем и проверки ненадежных ситуаций.

Помимо Платона, Сократ – один из известнейших греческих философов и мудрейших людей в истории человечества. Он использовал образовательный процесс в поисках ответов на вопросы, предлагая студентам внимательнее изучать идеи, оценивать достоверность или правдивость предмета обсуждения. Метод Сократа, так называемый сократовский опрос, придерживается формы опроса по дисциплинам. Это позволяет вести мысль в разных направлениях, чтобы определить ее обоснованность.

Сократ, вероятно, не предполагал, что его идеи будут иметь большое значение в психологии и самоанализе. Тем не менее, данный инструмент используется снова и снова в критическом мышлении, помогая человеку лучше понять себя.

Что такое Метод Сократа?

Метод Сократа – это форма критического мышления, в которой используется шесть различных типов вопросов. Их цель – поставить под сомнение ваш вопрос. Это не так запутанно, как кажется, если ознакомиться с примерами вопросов на практике.

Вопросы для уточнения:
  • Почему вы это сказали?
  • Как это связано?
  • Не могли бы вы объяснить это более подробно?
Вопросы, которые вызывают предположения:
  • Какое предположение мы можем вынести из этого?
  • Что это значит?
  • Можете ли вы подтвердить свое предположение?
Вопросы, требующие обоснования или доказательства:
  • У вас есть пример этого из реальной жизни?
  • Что заставило вас поверить в это?
  • Почему вы считаете, что это случилось?
Вопросы по перспективам:
  • Можно ли взглянуть на это иначе?
  • Вы думали о точке зрения другого человека?
  • Кто побеждает и кто проигрывает, следуя из этого?
Вопросы, которые просчитывают последствия:
  • Какой смысл это имеет?
  • Связано ли это с предыдущими знаниями?
  • Как X влияет на Y?
Вопросы на вопрос:
  • Что это значит?
  • Как вы можете использовать это в своей повседневной жизни?
  • В чем смысл этого исследования?

Почему метод Сократа подходит нам?

Он позволяет прийти к иному выводу в отношении вопросов, заданных вами. Это также позволит лучше понять сам вопрос и его применение в вашей повседневной жизни. Хотя это, как правило, аналитический метод, он применим в личной сфере с небольшими уточнениями.

Существует несколько способов применения метода. Его ключевое назначение в психологии – самоанализ и решение проблем.

Метод Сократа может серьезно помочь человеку в самоанализе. Ставя острые вопросы в отношении проблем и ситуаций неуверенности, человек позволяет себе изменить мышление и обдумать некоторые проблемы.

Возьмите пример ощущения неуверенности в работе: вы выполняете свою работу, но думаете, что можете лучше.

В первую очередь следует спросить себя, почему в вас возникло такое ощущение.

Возможно, причина в критике со стороны босса, или же вы не завершили важный проект вовремя. За счет этого может возникнуть внутреннее предположение, что вы плохо справляетесь со своими обязанностями.

Затем следует проверить, есть ли у вас какие-либо весомые доказательства этого в реальном мире. Можно сразу поспорить, что нет.

Как только мы осознаем, что нет никаких реальных доказательств дефицита навыков в работе, можно смело переходить к другим факторам, породившим это чувство.

Если босс подверг вас критике, возможно, у него был плохой день. Если вы не выполнили проект вовремя, то этот проект был непривычен для вас, вам не хватило времени или была нужна помощь.

Как следствие, мы не можем всегда достичь идеального результата по ряду причин. Возможно, также следует признать, что наши боссы тоже люди и мы, вполне вероятно, не заслужили полученной критики.

Если подразумевается, что вы не были готовы к проекту или не имели правильного набора навыков, это можно воспринять как урок, но не негатив.

Применяя точечный анализ на негативные чувства, мы можем видеть, как наша собственная неуверенность может взять верх, не дав рассмотреть реальное положение дел. И это также важно для решения сложных проблем.

Давайте рассмотрим пример Джека и Джилл.

Джек сделал информационный флайер для своего бизнеса и отправил его Джилл для ознакомления и распространения. По мнению Джилл, флаер содержит много контента, который люди не будут читать.

Джилл прибегает к нашему методу (вернее, методу Сократа) для решения этой проблемы. Она задает вопросы, которые просчитывают последствия сказанного Джеку (о том, что флаер слишком длинный) и вопросы, которые поддерживают видение Джека (Джилл знает, как много Джек работал над этим флаером, и не хочет его оскорбить или расстроить тем, что текст слишком длинный или сложный для чтения).

Вместо этого, она спрашивает Джека о том, важна ли длина текста для поддержания интереса людей. Джек не оскорбляется комментарием Джилл, и в то же время она дает понять какой должна быть правильная подача текста в флаере в следующий раз. Помогая Джеку, Джилл также улучшила свои собственные методы коммуникации и разрешения конфликтов.

Хоть и подобные примеры просты, они говорят многое о том, как правильно анализировать и оценивать вопрос. Они также показывают нам, как можно подступиться к ситуациям по-разному, чтобы добиться лучшего результата.

Метод Сократа – простой в использовании инструмент. На практике им можно отточить несколько полезных навыков, и это поможет человеку добиться больших успехов в работе и личной жизни.

Источники:

  1. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1052768.pdf

5.Природа и функции души в представлениях Сократа.Метод Сократа.

Сократ:
познай самого себя. Сын ваятеля и
акушерки, он, получив общее для афинян
того времени образование, стал философом,
обсуждавшим проблемы теории познания,
этики, политики, педагогики с любым
человеком, согласившимся отвечать на
его вопросы в любом месте – на улице,
на рыночной площади, в любое время.
Сократ, в отличие от софистов, не брал
денег за философствование, и среди его
слушателей были люди самого различного
имущественного положения, образования,
политических убеждений, идейного и
нравственного склада. Смысл деятельности
Сократа (она получила название «диалектика»
– нахождение истины с помощью беседы)
состоял в том, чтобы с помощью определенным
образом подобранных вопросов помочь
собеседнику найти истинный ответ (так
называемый сократический метод) и тем
самым привести его от неопределенных
представлений к логически ясному знанию
обсуждаемых предметов. Обсуждению
подвергался обширный круг «житейских
понятий» о справедливости, несправедливости,
добре, красоте, мужестве и т.д.

Сократ
считал своим долгом принимать активное
участие в общественной жизни Афин. При
этом он далеко не всегда соглашался с
мнением большинства в народном собрании
и в суде присяжных, что требовало немалого
мужества, особенно в период правления
«тридцати тиранов». Свои не согласия с
большинством Сократ считал результатом,
того, что он всегда стремился к соблюдению
законов и справедливости, о которых не
всегда заботится большинство людей. Он
был обвинен в том, что «не чтит богов и
развращает юношество», и приговорен к
смерти 361 голосом из 500 судей. Сократ
мужественно принял приговор, выпив яд
и отвергнув планы своих учеников о
побеге как спасении.

Сократ
не записывал свои рассуждения, считая,
что только живая беседа приводит к
нужному результату – воспитанию
личности. Поэтому трудно полностью
реконструировать его взгляды, о которых
нам известно из трех основных источников
комедий Аристофана, воспоминаний
Ксенофонта и сочинений Платона. Все эти
авторы подчеркивают, что именно Сократ
впервые рассматривал душу прежде всего
как источник нравственности человека,
а не как источник активности тела (как
это было принято в теориях Гераклита и
Демокрита). Сократ говорил о том, что
душа – психическое качество индивида,
свойственное ему как разумному существу,
действующему согласно нравственным
идеалам. Такой подход к душе не мог
исходить из мысли о ее материальности,
а потому одновременно с возникновением
взгляда на связь души с нравственностью
возникает и новый взгляд на нее, который
позже был разработан учеником Сократа
Платоном.

Говоря
о нравственности, Сократ связывал ее с
поведением человека. Нравственность –
это благо, реализуемое в поступках
людей. Однако для того, чтобы оценить
тот или иной поступок как нравственный,
надо предварительно знать, что такое
благо. Поэтому Сократ связывал
нравственность с разумом, считая, что
добродетель состоит в знании добра и в
действии соответственно этому знанию.
Например, храбр тот человек, который
знает, как нужно вести себя в опасности,
и поступает соответственно своим
знаниям. Поэтому прежде всего надо
обучить людей, показать им разницу между
хорошим и плохим, а потом уже оценивать
их по ведение. Познавая разницу между
добром и злом, человек начинает познавать
и самого себя. Таким образом, Сократ
приходит к важнейшему положению своих
взглядов, связанному с переносом центра
исследовательских интересов с окружающей
действительности на, человека.

Девиз
Сократа гласил: «Познай самого себя».
Под познанием самого себя Сократ разумел
не обращение «вовнутрь» – к собственным
переживаниям и состояниям сознания
(само понятие о сознании к тому времени
еще не вычленилось), а анализ поступков
и отношений к ним, нравственных оценок
и норм человеческого поведения в
различных жизненных ситуациях. Это вело
к новому пониманию сущности души.

Если
софисты приняли за исходный пункт
отношение человека не к природе, а к
другим людям, то для Сократа важнейшим
становится отношение человека к самому
себе как носителю интеллектуальных и
нравственных качеств. Впоследствии
даже говорили, что Сократ был пионером
психотерапии, пытаясь с помощью слова
обнажить то, что скрыто за внешними
проявлениями работы ума.

Во
всяком случае, в его методике таились
идеи, сыгравшие через много столетий
ключевую роль в психологических
исследованиях мышления. Во-первых,
работа мысли ставилась в зависимость
от задачи, создающей препятствие для
ее привычного течения. Именно такой
задачей становилась система вопросов,
которые Сократ обрушивал на собеседника,
пробуждая тем самым его умственную
активность. Во-вторых, эта активность
изначально носила характер диалога.
Оба признака: а) направленность мысли,
создаваемая задачей, и б) диалогизм,
предполагающий, что познание изначально
социально, поскольку коренится в общении
субъектов, – стали в XX веке главными
ориентирами экспериментальной психологии
мышления.

Об
этом философе, ставшем на все века
идеалом бескорыстия, честности,
независимости мысли, мы знаем со слов
его учеников. Сам же он никогда ничего
не писал и считал себя не учителем
мудрости, а человеком, пробуждающим в
других стремление к истине.

После
Сократа, в центре интересов которого
была преимущественно умственная
деятельность (ее продукты и ценности)
индивидуального субъекта, понятие о
душе наполнилось новым предметным
содержанием. Его составляли совершенно
особые сущности, которых физическая
природа не знает.

Вся
этическая концепция Сократа построена
на стремлении понять истинное назначение
человека, выражающееся в приобретении
блага, добродетелей, красоты, счастья
и богатства. Подлинный смысл человеческой
жизни состоит в том, как человек все это
понимает, ценит и употребляет. Главный
принцип Сократа – это принцип умеренности.
Увлечение телесными наслаждениями
разрушает тело и подавляет душевную
деятельность. Человек должен стремиться
иметь минимальные потребности, и
удовлетворять их нужно только тогда,
когда они достигают своего высшего
напряжения. Все это приблизило бы
человека к богоподобному состоянию,
при котором он, главное усилие воли и
разума направлял бы на поиск истины и
смысла жизни.

Психологическая
часть учения Сократа носит
абстрактно-идеалистический характер.
Человек и его душа даны от Бога. По
сравнению с животными Бог дал человеку
более совершенное строение и душевные
способности. От Божества человеку дано
прямохождение, освободившее ему руки
и расширившее горизонт видения, язык с
его способностью произносить
членораздельные звуки, органы чувств
с их стремлением видеть, слышать, осязать
и т. д. В основе душевной деятельности
лежат не ощущения и восприятия,
навязываемые человеку извне, а понимание,
представляющее чисто душевный акт,
выражающийся в пробуждении, оживлении
и припоминании знаний, изначально
заложенных в самой душе. В расширении
области пробуждаемых врожденных знаний
и идей с помощью наводящих вопросов,
или метода сократической беседы, Сократ
видел интеллектуальное развитие
человека. Для успешного приобретения
знаний человек должен обладать известными
способностями, к числу которых он относил
быстроту схватывания, прочность
запоминания и интерес или отношение к
усваиваемому знанию. В истории философии
и психологии Сократ выступил как
зачинатель идеалистического направления.
Его идеи стали исходными в последующих
системах идеалистической психологии.

В
идеалистической системе Сократа
содержались и важные, с точки зрения
психологии, положения. Одно из них
состоит в переводе научного интереса
с вопроса о природе в целом и первоосновах
мироздания на проблему самого человека.
Обращаясь к человеку, его внутреннему,
духовному миру, Сократ впервые подчеркнул
ведущее значение активности самого
субъекта, его способности управлять
собой в соответствии с социально-этическими
понятиями и принципами, выступающими
в качестве регуляторов поступков и
поведения человека. Указаны некоторые
существенные признаки, отличающие
человека от животных. К их числу философ
относил прямохождение, наличие
освобожденной руки, разума, языка и
членораздельной речи. Хотя происхождение
этих отличительных признаков было
истолковано Сократом в идеалистической
форме, самое указание перечисленных
свойств, присущих только человеку и
выделяющих его из животного мира, имело
принципиальное значение для последующих
материалистических интерпретаций
проблемы антропогенеза.

Что такое сократовские вопросы в психологии?

Процитировать

Джинджер Эббот, (2021, 28 сентября). Что такое сократовское вопрошание в психологии? Психрег по педагогической психологии . https://www. psychreg.org/socratic-questioning-psychology/

Время чтения: 3 минуты

Греческий философ Сократ жил в 400 г. до н.э. в Афинах. Вместо того, чтобы учить своих студентов на лекциях, Сократ задействовал их умы посредством беседы, произведя революцию в образовании.

Эта форма опроса, известная сегодня как метод Сократа, ценна для членов психологического сообщества. Примерно 2500 лет спустя Сократ оставил важное наследие специалистам в области психического здоровья.

Наследие сократовских вопросов в психологии

Метод Сократа предполагает диалог между учителями и учениками. Преподаватели не просто читают лекции студентам, они активно участвуют в их учебном процессе. Во многом то же самое относится и к тому, как сократовские вопросы влияют на психологическое мышление — по образцу того, как Сократ проводил свои классные дискуссии, метод вопросов влияет на большую часть психологических исследований сегодня, особенно на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).

Специалисты по психическому здоровью используют сократовские вопросы, чтобы помочь клиентам бросить вызов глубоко укоренившимся убеждениям, влияющим на личность. Задавание открытых вопросов помогает распаковать и изучить эти ценности, потенциально игнорируя негативные для самосовершенствования. Используя метод Сократа в качестве руководства, терапевты позволяют беседе заполнить отведенное время. Нет плана урока или заранее намеченной повестки дня. Благодаря увлекательному диалогу они открывают сознание клиентов, отвечают на вопросы и меняют впечатления.

Как метод Сократа выглядит в терапии

Чтобы успешно использовать диалог Сократа на протяжении всего сеанса, терапевт выступает в роли проводника-исследователя, задавая своим клиентам вопросы, которые бросают вызов предположениям и ценностям. Чтобы когнитивно-поведенческая терапия оправдала ожидания как клиента, так и терапевта, сеанс должен способствовать эмоциональным и поведенческим изменениям. Это изменение в первую очередь вызвано эффективным использованием метода Сократа — задаванием прямых, открытых вопросов, имеющих цель, сфокусированных и нейтральных.

Когда терапевты надевают мантию гида-первооткрывателя, они должны притворяться, будто у них нет ответов. Это важный шаг, потому что именно клиенты должны найти ответ и научиться сами. Специалисту в области психического здоровья может быть сложно заявить о своем невежестве и не научить клиента прийти к неизбежному выводу. Тем не менее, будьте уверены, что клиенты выиграют от самостоятельного получения этих ответов и самостоятельного внесения этих корректировок.

Использование метода Сократа с клиентами

Применяя метод Сократа на сеансах терапии, имейте в виду, что он хорошо работает при дистанционной форме терапии. Поэтому независимо от того, встречаетесь ли вы с клиентами с помощью телемедицины, сократовские вопросы — идеальный способ взаимодействия с ними.

Перед началом сеанса напомните клиенту об ожиданиях от сеанса и о том, как работает метод Сократа. Чтобы терапевтическая сессия прошла хорошо, клиент должен вдумчиво участвовать в процессе задавания вопросов. При использовании этого метода с клиентами заранее заготовьте множество вопросов. Хотя лучше всего позволить сеансу развиваться естественным образом, организуйте вопросы так, чтобы помочь клиенту лучше всего.

Используйте эти пункты в качестве ориентира для каждой сессии:

  • Помогите своему клиенту, предоставив ему достаточно времени, чтобы переварить ваши вопросы.
  • Задайте уточняющие вопросы к ответам вашего клиента.
  • При необходимости попросите клиента уточнить свои ответы.
  • Регулярно резюмируйте сказанное клиентом.
  • Если кажется, что ваш клиент сбит с толку вопросом, переформулируйте его в его пользу.

Типы сократовских вопросов

Терапевт может использовать различные типы вопросов с клиентом, чтобы исследовать некоторые из его самых глубоких убеждений или даже помочь оспорить ход их рассуждений. Вот некоторые из наиболее полезных из этих категорий:

  • Уточняющие вопросы. Что ты хочешь этим сказать? Не могли бы вы привести пример?
  • Вопросы точки зрения. Как бы другая группа людей ответила на этот вопрос? Чем похожи взгляды _ и _? Насколько они разные?
  • Вопросы по предположениям. Зачем кому-то делать такое предположение? Что мы могли бы предположить вместо этого?
  • Имплицирующие вопросы. Какой эффект это может иметь? Могло ли это случиться на самом деле или вероятно?
  • Вопросы о доказательствах. Какой пример? Какая еще информация нам нужна?

Используйте различные типы вопросов при формулировании подхода к каждому сеансу. Может быть полезно использовать другую систему, когда вы пытаетесь помочь вашему клиенту понять его предположение, особенно если вы обнаружите, что вопросы до этого момента не работают.

Вопросы Сократа и когнитивно-поведенческая терапия

Без мудрости Сократа не существовало бы большей части когнитивно-поведенческой терапии и метода опроса, используемого в настоящее время в терапии. Наследие сократовских вопросов живет в психологии, принося пользу специалистам в области психического здоровья во всем мире.


Джинджер Эббот писала для Национального альянса психических заболеваний, HerCampus, Motherly и других организаций. Когда она не работает фрилансером, она работает главным редактором учебного издания Classrooms, где вы можете прочитать больше о ее работе.


Psychreg в основном предназначен только для информационных целей; материалы на этом веб-сайте не предназначены для замены профессиональной консультации. Не пренебрегайте профессиональным советом и не откладывайте обращение за лечением из-за того, что вы прочитали на этом сайте. Прочитайте наш полный отказ от ответственности.

Борьба с негативным мышлением с помощью сократовских вопросов Рэйчел Фаннелл, LMFT

13.12.2020

0 комментариев

 

Что такое сократовское вопрошание?
Метод Сократа часто называют краеугольным камнем когнитивно-поведенческой терапии. Он задает серию сфокусированных, открытых вопросов, которые побуждают к размышлению. Этот метод создает проницательные точки зрения и помогает определить положительные действия. Это вдумчивый диалог с самим собой или между двумя или более людьми. Вы часто будете видеть, как он используется в консультировании, чтобы помочь выявить глубокие ценности и убеждения, которые формируют и поддерживают то, что мы думаем и говорим. Каждый вопрос задается с искренним любопытством, чтобы помочь вам увидеть более широкую картину.
В когнитивно-поведенческой терапии основное внимание уделяется изменению мышления человека для облегчения эмоциональных и поведенческих изменений. Сократовские вопросы могут помочь вам идентифицировать и определить проблему, определить влияние ваших убеждений и мыслей и изучить значение событий. Осознав свои убеждения и мысли, вы сможете при необходимости скорректировать свое мышление или поведение.

Как задавать сократовские вопросы:
    Сократовские вопросы лучше проводить с другим человеком, например с терапевтом, но их также можно проводить и самостоятельно. Однако важно убедиться, что вы находитесь в правильном настроении. Вам должно быть искренне любопытно определить свои истинные мысли и чувства по поводу рассматриваемого вопроса, а также быть честным с самим собой.
    Сократовский опрос следует следующим шагам:

  1. Поймите убеждение: четко изложите свое убеждение, мысль, аргумент
  2. Ищите доказательства: задавайте себе открытые вопросы, чтобы получить дополнительные знания и выявить предположения, неправильные представления, несоответствия и противоречия.
  3. Бросьте вызов своим предположениям: если выявлены противоречия, несоответствия, исключения или контрпримеры, попросите себя либо проигнорировать убеждение/мысль, либо сформулировать его более точно.
  4. При необходимости повторите процедуру.

Зачем использовать сократовские вопросы?:
    Часто мы можем застрять в наших негативных, бесполезных мыслях, что может привести к депрессии и беспокойству.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *