Разное

Личностный ресурс это: Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности

Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики

Соболева Елена Владимировна
Южно-Уральский государственный медицинский университет
преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье раскрывается проблема развития личностного потенциала у психологов, конкретизируются термины «личностный ресурс» и «личностный потенциал», раскрывается проблема профессионального становления психолога будущего психолога, дается анализ раскрытия проблемы в отечественной психолого-педагогической теории и практики.

Ключевые слова: личностный потенциал, личностный потенциал психолога, личностный ресурс, профессиональная деятельность, профессиональное становление

Soboleva Elena Vladimirovna
South Ural State Medical University
Department of Psychology, teacher

Abstract
In the article the problem of the development of personal potential psychologists, are specified, the terms «personal resource» and «personal capacity», devoted to the problem of professional formation of future psychologist psychologist analyzes the disclosure of problems in the national psycho-pedagogical theory and practice.

Библиографическая ссылка на статью:
Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3425 (дата обращения: 20.07.2022).

Актуальность проблемы развития личностного потенциала у психологов обусловлена, реализацией государственного заказа на совершенствование и обновление высшего образования. В настоящее время делается акцент на развитие личности, ее потенциалов, что скажется на изменении многих традиционных образовательных технологий. Рыночные условия предъявляют к выпускникам вуза не просто требования к готовому набору профессионально важных качеств личности, а деятельную мотивацию «расти» в профессии, умение давать когнитивную оценку своей деятельности, формировать профессиональные навыки, расширять профессиональный кругозор, грамотно решать профессиональные задачи, что возможно, на наш взгляд, за счет развития личностного потенциала.

Необходимо отметить, что профессиональное становление как этап развития личности рассматривается наукой – акмеологией, которая возникла на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев и Н.А. Рыбников, предложивший само понятие «акмеология», а на современном этапе активно развивают данное направление научная школа А.А. Деркача [1].

Наряду с понятием «личностные ресурсы» в психологической науке используется термин «личностный потенциал».

С. Хобфолл предложил актуализировать внутренние ресурсы личности при сопротивлении стрессу, а так же связал адаптационные возможности человека с наличием личностных ресурсов. Ресурсы – это то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Центром ресурсной концепции С. Хобфолла является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится заполучить и сохранить то, что ценно для него, при этом он экономично использует свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [2].

Н.Е. Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек задействует во время воздействия стрессовых факторов, в  трудовых и жизненных ситуацях», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [3, c. 209].

Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические и социальные). Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы включают возможность личности получать поддержку (инструментальную, моральную, эмоциональную) в социальной среде (от членов семьи, друзей, коллег) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [4].

Т.О. Гордеева с коллегами соотносит личностный потенциал как потенциал саморегуляции личности с мерой личностной зрелости и считает, что успешность деятельности зависит от психологического здоровья, которая находится в зависимости от мотивации достижения (Хекхаузен), теории самоэффективности (А. Бандура), концепции жизнестойкости (С. Мадди и др.), позитивной психологии (А. Даквортс, М. Селигман и др.) [4].

Е.Ю. Мандрикова предполагает, что личностный потенциал помогает работникам строить свою профессиональный путь и карьеру, быть успешными и удовлетворенными, противостоять организационным стрессам и потенциальному эмоциональному выгоранию, достигать личных целей и целей организации, выстраивать рациональное взаимодействие в коллективе, привнося при этом свои мировоззренческие позиции, руководствуясь внутренними установками, сохраняя оптимальный уровень когнитивной оценки своей деятельности. Потенциал сотрудника способствует его продвижению по карьерной лестнице [6].

По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков. Б.Г. Ананьев связывает потенциал со становлением личности человека как субъекта деятельности и определял потенциал человека во взаимосвязях различных уровней организации человека в системокомплексах [7].

Личностный потенциал подразумевает под собой особую форму мышления. Подразумевается не столько базовые личностные черты или установки, сколько особенности системной организации личности в целом, ее сложная архитектоника, опирающаяся на схему опосредствования [8].

Под личностным потенциалом понимается единая системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из стабильных внутренних установок и целей на своем жизненном пути и поддерживать устойчивую деятельность и мировоззренческую позицию в изменяющихся условиях внешней среды. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» [9].

В.Н. Марков под ресурсом личности понимает все то, что ей принадлежит, в частности, ее черты характера, способности, ценности, и т.д.Ученый так же указывает на совокупности внутренних ресурсов человека, представляющих собой единую, саморегулирующуюся систему, которая находится в состоянии постоянного обновления, детерминирующая профессиональное развитие и выступающая основанием понятия личностно-профессиональный потенциал [10].

Ш. Тейлор пишет о дополнительных личностных ресурсах и выделяет легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки) и религиозность, высокое самоуважение[11].

В исследованиях Т.О. Гордеевой, Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина описывается влияние умеренного и высокого личностного потенциала на творческую и профессиональную деятельность, повышая или понижая их уровень в зависимости от мотивации и интеграции личностного потенциала в деятельности [12].

Можно сказать, что личностный потенциал и сама личность развивается в процессе осуществления деятельности. Как отмечает В.А. Бодров, совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности. Недоразвитие отдельных элементов психологической системы деятельности может привести к нарушению деятельности или снижению адаптации к выполняемой деятельности [13].

Профессионализация, профессиональное становление и развитие осуществляются в процессе профессиональной деятельности. Как отмечали древние философы (Аристотель, Спиноза), деятельность человека связана с самовыражением, реализацией потенциала и возможностей [14]. По А.Н. Леонтьеву [15], деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

Рассуждая об эффективной профессиональной деятельности, Э.Ф.Зеер выделяет следующие компоненты: 1) профессиональная компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности;  2) социально-профессиональная направленность, включающая: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение, и др. ), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус; 3) профессионально значимые психофизиологические свойства (зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, и др.) 4) профессионально важные качестваопределяющие продуктивность (производительность, качество, результативность, и др.) деятельности; [16].

В последнее время связи с глобальными переменами общественно-экономической сферы актуальным является вопрос профессионального становления психолога, который мог бы не только сам соответствовать новым требованиям профессионала, но мог помогать людям постоянно развиваться в процессе адаптации в новых условиях жизни.

Э.Ф. Зеер отмечает, что проблемы профессионального становления актуализировались в начале XX в., так как происходило расширение профессий, орудий труда и технологий, возросла потребность в высококвалифицированных работниках. С 70-х годов шло переосмысления отношения человека и профессии, теперь это взаимодействие стали считать основой профессионального становления. В процессе профессионального становления происходят развитие личности, что влияет на профессиональную деятельность [17].

В основе профессионального становления лежит процесс становления личности, который трактуется как становление человека в целом, считая, что становление личности является длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. По  Э. Эриксону, это смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование  внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми [18].

Под профессиональным становлением Э.Ф. Зеер понимает «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление». Становление связано с потребностью в саморазвитии и самосохранении [19].

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что профессиональное становление тесно связано с развитием не только знаний, умений, навыков, компетенций, но и с развитием самой личности, реализацией личностного ресурса, личностного потенциала. Личность развивается, когда пытается преодолеть трудности в освоении профессиональной деятельности, а также при расширении новых способов бытия. Завершающим этапом профессионального становления является профессионал, который обладает знаниями, умениями, навыками, компетенциями, ответственностью, умением находить проблемы и решать их, обладающий постоянной тенденцией к развитию.

Библиографический список

  1. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь http://vocabulary.ru/dictionary/870 (дата обращения: 17.05.2014).
  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  4. Бодров В. А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. – Тверь, 2001. – №4. – С. 28 – 33.
  5. Гордеева Т.О. Вклад личностного потенциала в академические достижения / Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 642-667.
  6. Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте. // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011.
  7. Ефанова М.И. Самореализационный потенциал и психологическая готовность психолога к осуществлению профессиональной деятельности / под ред. Л.С. Колмогоровой, Ю.В. Трофимовой /Материалы международной научно-практической конференции.– Барнаул : АлтГПА, 2009. – 406 с.
  8. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации /Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А.Леонтьева – М. : Смысл, 2002. -с. 56-65.
  9. Леонтьев Д.А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала/Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М:. 2005. -С. 259-260.
  10. Марков В.Н. Личностно-профессиональ-ный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: Авто-реф. дис. … д-ра психол. наук: М., 2004. 53 с.
  11. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Дис. … д-ра психол. наук / Крюкова Т.Л. Кострома, 2005. С. 26.
  12. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−667.
  13. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
  14. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация “Логос”, 1996. 320 с.
  15. Леонтьев АЛ. Деятельность.   Сознание.  Личность.  М.:  Политиздат, 1972. 304 с.
  16. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 52-55.
  17. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996)
  19. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Соболева Елена Владимировна»

личностный потенциал — зачем, что и как?

ПОЛЕ СМЫСЛОВ

Три мишени:
личностный потенциал — зачем, что и как?*

* Работа выполнена при поддержке
Российского научного фонда, проект № 16−18−10 439
«Системно-динамический анализ регуляции
деятельности».

Дмитрий Леонтьев

д. п. н., профессор НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова

Зачем нужно понятие ЛП?

Понятие личности довольно часто используют как универсальную ёмкость, в которую складывается всё — и наследственность, и темперамент, и характер, и мотивация, и внутренний мир смыслов. Ещё в самой первой попытке описать структуру личности (Леонтьев, 1993) я разделил экспрессивно-инструментальную оболочку личности (характер, способности и роли), внутренний мир (смысловую сферу) и ядерные структуры личности (жизненную позицию, механизмы свободы и ответственности). Последние были описаны тогда довольно поверхностно. В течение 1990-х годов я работал преимущественно над анализом природы смысла и строения смысловой реальности. Выпустив обобщающую монографию на эту тему (Леонтьев, 1999), я вернулся к проблеме ядерных структур, стержня личности, того, что можно было бы назвать личностным в личности, и именно тогда в этой связи прозвучало словосочетание «личностный потенциал» (Леонтьев, 2002), ещё не проработанное как научное понятие.

Во многом переломным моментом стало осознание мною роли саморегуляции как сути работы личности и понимание личностного потенциала как потенциала саморегуляции (Леонтьев, 2006), как того, что помогает личности преодолеть навязчивое воздействие внутренних импульсов и внешних давлений и прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами. К этому времени сформировалась исследовательская группа, силами которой были выпущены два специальных журнальных выпуска по теме «Диагностика личностного потенциала» (2007, 2010) и фундаментальная коллективная монография «Личностный потенциал: структура и диагностика» (Леонтьев, 2011).

Понятие личностного потенциала было построено как синтетическое, обобщающее некоторую сложную реальность, но недостаточно отграниченное от других понятий и не оформленное в виде строго операционализируемых переменных. Это ставит передо мной новую задачу, новый вызов — реконструировать это понятие и осмыслить его на новом витке, на котором оно стало бы более пригодным для использования не только в исследованиях, но и в практике, прежде всего образовательной.

Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мёртвым грузом, не интегрируются в картину мира. Познание не самодостаточно, оно лишь средство, а не самоцель.

Даже в исследованиях креативности, не говоря уже о других областях, подтверждается, что от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одарённости (Amabile, 2001). Одарённость в отрыве от личностного развития служит источником кризисов и проблем, причём чем больше одарённость, тем сильнее кризисы. Есть люди, которые не справляются со своей одарённостью, если личность за ней не поспевает. Проблемы Л П поэтому надо рассматривать в более широком контексте проблем развития личности.

Новый вызов — реконструировать понятие ЛП и осмыслить его на новом витке

Если максимально обобщить современные представления о развитии личности, можно выделить три измерения, три вектора этого развития, характеризующихся своими механизмами, критериями и динамикой (Леонтьев, 2013).

Каждый из нас является живым существом, биологической единицей. Как все живые существа, мы обречены заниматься тем же, что и всё живое: актуализировать то, что в нас заложено, и взаимодействовать с окружающей средой в соответствии с заложенной биологической программой — всё это сводится к решению задач самосохранения, обмена веществ и прокреации, то есть размножения. Конечная цель этого развития — морфологическое и функциональное созревание и биологическое приспособление к тем условиям, в которые нам повезло или не повезло попасть. Это РАЗВИТИЕ 1 — созревание в соответствии с заложенной биологической программой, итогом которой является зрелый и хорошо функционирующий организм.

Во-вторых, каждый из нас (это общее у всех людей, в отличие от других живых существ) есть социальное существо, являющееся не вполне самостоятельной частью социальной системы, даже не одной, а многих. И главная задача, которую мы решаем, — достичь гармонии с социальными группами, к которым мы принадлежим, или, по крайней мере, удовлетворительной адаптации к ним. Это задача социализации, аспект развития, который связан с усвоением социального опыта, ожиданий, требований и позволяет индивиду вписаться в группу. РАЗВИТИЕ 2 — социализация в соответствии с социальными матрицами. Итогом этого развития выступает социальный индивид — индивидуальный отпечаток социальных матриц.

Третье измерение развития касается уже собственно личностного в личности. Оно более индивидуально и касается всех, но не в одинаковой мере. В этом измерении человек выступает как автономный субъект, личность, решающая задачи выбора и самодетерминации собственной жизни, которая уникальна, как и личность. Суть того, что происходит в этом измерении, — постепенное развитие механизмов взаимодействия с миром, механизмов саморегуляции в широком смысле слова (подробнее о них ниже).

И это третье измерение делится на два этапа.

РАЗВИТИЕ 3А — до совершеннолетия — это развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Управление собой в соответствии с требованиями своей культуры и в её интересах. Этот этап является более или менее обязательным или универсальным, потому что мы не можем быть хорошими, добропорядочными гражданами, если не усвоим механизмы самоконтроля, подчинения сигналам: останавливаться на красный свет светофора, ходить на выборы и опускать бюллетень. Мы должны научиться предсказуемо реагировать на социальные ожидания и требования, социальные сигналы так, как ожидают от нас данная культура и данное сообщество.

Личностное развитие после совершеннолетия — РАЗВИТИЕ 3Б — становится личным делом в собственных интересах, необязательным, факультативным, исключительно по личному выбору. Цель этого развития — стать субъектом собственной жизни и прожить собственную жизнь, а не просто какую-нибудь.

Три описанных измерения развития личности соотносятся как длина, ширина и высота трёхмерного тела, дополняя друг друга. Основное содержание Развития 3 на обоих его этапах и есть развитие личностного потенциала.

Чем ЛП не является?

ЛП — обобщающее понятие. К примеру, есть такое понятие, как «погода». Мы можем достаточно точно определить, погода хорошая или плохая, и прийти к консенсусу по этому вопросу. Мы можем выразить в точных цифрах температуру, скорость ветра, осадки и так далее, но измерить погоду в целом нельзя, её можно только экспертно оценить. Так же обстоит дело и с ЛП — оценить его в целом можно только экспертно.

Прежде всего, к ЛП не относятся способности, знания, умения, компетенции, интеллект. Всё это хорошо, полезно, но не является решающим, потому что по всем этим параметрам мы заведомо проигрываем искусственному интеллекту. ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности. Таланты, способности могут лежать мёртвым грузом, более того, могут создавать их обладателю одни проблемы. В экономике известно понятие «ресурсное проклятие». Им характеризуются государства, обладающие огромными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, которые «подсаживаются» на свои ресурсы и перестают развивать экономику, довольствуясь извлечением ренты из этих природных ресурсов. То же может происходить с людьми. Человек, который заранее обозначен как имеющий способности, может на всю жизнь остаться человеком со способностями, потому что если есть способности, есть ресурсы, есть таланты, то что ещё надо? Всё хорошо — можно расслабиться.

Скорее, ЛП может усиливать эффект способностей и других ресурсов или компенсировать их недостачу. К примеру, теннисисты Марат Сафин и Николай Давыденко в 2000-е годы достигли примерно одинаковых успехов в спортивной карьере. Сафин имел яркие способности, был одним из самых талантливых теннисистов своего времени, но блестящие победы у него всё время чередовались с провалами и срывами. Он не мог справиться со своими способностями и ушел из тенниса несколько раньше, чем мог бы. Личность у него не поспевала за компетенциями. Николай Давыденко — обратная картина. У него был достаточно умеренный потолок возможностей. Он не хватал звёзд с неба, но выжимал максимум из того уровня, которым владел, благодаря организации своей личности, самодисциплине, самоуправлению. Хотя он так и не поднялся до самых вершин, но на протяжении почти десяти лет был одним из самых стабильных теннисистов в первой десятке мирового рейтинга.

Есть данные, убедительно подтверждающие, что самодисциплина лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта, причём, в отличие от интеллекта, способна предсказать не только их стабильность, но и их изменения (Duckworth, Seligman, 1985).

ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности

То, о чём сейчас шла речь, можно обобщить понятием «ресурсы». Ресурсы — это понятие не объяснительное, а описательное. Это средства, наличие или достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет (см. Иванова и др., 2018). Наличие ресурсов коррелирует с успешностью достижения конкретных целей, но не предсказывает её однозначно, тем более не предсказывает благополучия.

Ту же природу имеет вошедшее в психологический обиход в последнее время понятие капитала (социального капитала, психологического капитала, человеческого капитала). Капитал — это совокупность ресурсов. Однако в соответствии с исходным экономическим смыслом этого понятия капитал нуждается в умелом инвесторе, ведь капитал сам себя никуда не вкладывает. Вспомним библейскую притчу о двух рабах, каждый из которых получил от своего хозяина по таланту, то есть капитал. Рабы обошлись с этим ресурсом по-разному. Один зарыл его в землю, а другой пустил в оборот и в результате извлёк из него прибыль. Одними и теми же ресурсами можно распоряжаться по-разному. Не так важно, сколько у вас ресурсов. Если вы не знаете, как их использовать, их всегда будет недостаточно.

ЛП не тождествен ресурсам личности, потому что это понятие характеризует не «капитал», а скорее «инвестора», который им управляет. Человек как носитель ЛП распоряжается собой как носителем человеческого капитала. Говоря про человеческий капитал, мы рассматриваем человека как средство для кого-то другого. А ЛП — это то, что позволяет нам самим стать хозяином себя самого как собственного ресурса. При развитом ЛП наши ресурсы становятся нашими ресурсами, то есть происходит приватизация собственного человеческого капитала. При низком ЛП его ресурсы пропадают или используются другими.

И ещё один момент, важный для понимания ЛП: диагностически значимо не столько текущее состояние того, что мы изучаем (например, личности), сколько динамические тенденции, способности развития. Куда идёт траектория? Как отметил С. Кьеркегор в книге «Болезнь к смерти» здоровье может вести к жизни или к смерти, и болезнь тоже может вести к смерти или к жизни. Важно быть на траектории выздоровления, а не на траектории умирания. Известно, что профессиональные спортсмены в спорте высших достижений, как правило, далеко не самые здоровые люди, а их перспективы продолжительности жизни после завершения спортивной карьеры гораздо хуже, чем у физически менее развитых людей. Это пример «здоровья к смерти», а есть и примеры обратные. Например, в случае жара не рекомендуется сбивать температуру. Организм борется — это «болезнь к жизни». Это примеры того, что значимо не столько состояние, сколько некоторые перспективы. ЛП не предсказывает поведение, он предсказывает возможности поведения, его перспективы, точно так же, как если интеллект характеризует сиюминутный уровень, то мышление, в отличие от него, предсказывает динамическую перспективу.

Что же такое личностный потенциал?

Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.

Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).

Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.

Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.

Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).

Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.

Обобщая, можно определить ЛП как систему динамического управления психологической энергией, её распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, притормозить, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, — это всё проявления результата работы нашего ЛП. При высоком ЛП всё работает в системной взаимосвязи, а при низком отдельные действия и функции между собой не увязаны.

Людям с высоким ЛП присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность (agency), резилентность и продуктивное совладание (coping), самодетерминация, целенаправленность, гибкость. Соответственно, для людей с низким ЛП характерна пассивность, зависимость, конформность, уязвимость (vulnerability), виктимность, непродуктивные защиты, ригидность (Леонтьев, 2011б).

Некоторые данные, полученные мной и моими коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что специфика ЛП в сфере академических достижений проявляется в том, что учащиеся с высоким ЛП способны одновременно достичь успехов в учёбе и психологического благополучия. Люди с низким ЛП могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Они не могут быть успешны и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех. ЛП не предсказывает благополучие напрямую, но опосредует влияние на него других ресурсов, а также благоприятных и неблагоприятных условий.

ЛП в образовательной практике

В последние лет двадцать заслуженную популярность получила прекрасная и мудрая молитва, которую приписывают разным авторам: «Господи, дай мне терпение принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». То, что просит автор этой молитвы, и есть личностный потенциал.

Каждому приходится сталкиваться с проблемными ситуациями трёх типов:

Ситуация неопределённости, когда мы не знаем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий.

Ситуация, когда нам дана цель и надо её достичь.

Ситуация, когда нам ничего не нужно, но при наличии угрозы или давления нам необходимо с ними справиться, сохранить себя.

Этим трём типам ситуаций соответствуют три главные функции саморегуляции:

Функция самоопределения в ситуации неопределенности. При неудачном самоопределении остается только подчиняться внешним требованиям или спонтанным импульсам.

Функция достижения и реализации при наличии цели. При неспособности достичь цели возникает бессилие.

Функция сохранения в ситуации давления. Если не удаётся себя сохранить в условиях давления, возникает травма.

Недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость»

Во власти конкретных школ и образовательных систем — обогащение образовательной среды, среды возможностей. Выше говорилось, что ЛП предсказывает использование нами тех возможностей, которые у нас есть. Там, где возможности заведомо ограниченны, от ЛП зависит мало. Его роль и значение во многом зависят от тех возможностей, тех вызовов, которые предъявляет среда.

Второе, что может быть предметом развивающей практики, — это навыки работы личности, «заботы о себе» (см. Иванченко, 2009), которые по мере их использования и практического совершенствования будут кристаллизоваться в структурах личностного потенциала. Школьные уроки труда давали практически каждому начальные основы деятельности по изготовлению тех или иных предметов, пусть даже у большинства ничего не получалось и они не стремились совершенствоваться в этом дальше. По аналогии с ними тренинги заботы о себе могут принести пользу всем, хотя размер этой пользы может сильно различаться.

Из концепции личностного потенциала вытекают три мишени практической работы этого рода.

Первая мишень относится к потенциалу самоопределения. Стоит задача разработать средства и инструменты, которые помогут человеку поддержать его автономию, способность и умение делать выбор в конкретной ситуации. Вторая мишень — потенциал достижения, продуктивность в осуществлении цели. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Вопросами содействия в целедостижении, в частности психологическими тренингами, направленными на повышение эффективности достижения, занимается огромное число специалистов в разных сферах практики.

Третья мишень работы, относящаяся к потенциалу сохранения в ситуации давления, — резилентность. Сам термин заимствован из физики упругих деформаций, где он означает способность упругого тела (например, резинового мячика) после прекращения нажима на него возвращаться в прежнее состояние. Соответственно, недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость». Одной из наиболее богатых концепций резилентности является теория жизнестойкости (hardiness) американского психолога Сальваторе Мадди, который, в частности, разработал и проводит тренинги жизнестойкости (см. Рассказова, Леонтьев, 2016).

Эти три мишени отчасти независимы друг от друга. Человек может обладать достаточно хорошей способностью ориентироваться, выбирать, решать задачи на смысл, но плохо достигать тех целей, к которым он стремится. Или наоборот: человек может быть идеальным исполнителем и прекрасно решать любые задачи, но он может решать только чужие задачи. Он не может сам ставить себе цели и ставить под сомнение те задачи, которые ему спускают. Вместе с тем они имеют отчасти единую основу, и хорошо развитый личностный потенциал проявляется в решении всех трёх классов задач.

Соответственно, можно ставить задачу разработки трёх мини-школ, обучающих трём видам работы личности: школы выбора и самоопределения; школы достижения; школы жизнестойкости.

Заключение

Задачей данной статьи была систематизация и уточнение основных положений концепции личностного потенциала в расчёте на специалистов-практиков, прежде всего в сфере образования. Наряду с ранее сформулированными представлениями о личностном потенциале как ядре личности, связанном со способностью к саморегуляции и имеющем трёхчленную структуру, а также о соотношении личностного потенциала с психологическими ресурсами были развёрнуты положения, которым ранее не уделялось внимания или которые звучали лишь мимоходом, — о системной природе личностного потенциала. Особое внимание было уделено ограничениям и возможностям развивающей работы с личностным потенциалом, что позволяет вписать эту концепцию в контекст обсуждения образовательной политики. Вместе с тем изложенные в статье идеи продолжают оставаться ещё на ранней стадии разработки, не говоря уже о практическом применении. Можно рассчитывать, что резко усилившийся за последние два года интерес к этим идеям послужит двигателем их дальнейшего развития и оформления в подходы и методы, ориентированные на прикладное применение.

Литература

  1. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−668.
  2. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85−121.
  3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002а. С. 56−65.
  7. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им.  М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. С. 85−105.
  8. Леонтьев Д.А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011б. С. 669−675.
  9. Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // психология саморегуляции в XXI в. / Под ред. В. И. Моросановой. СПб.; М.: Нестор-История, 2011 В. С. 74−89.
  10. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67−80.
  11. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18−37.
  12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011а.
  13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость и её диагностика. М.: Смысл, 2016.
  14. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн Иванов Фербер, 2013.
  15. Amabile T.M. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity // American Psychologist, 2001, vol. 56, no. 4, p. 333−336.
  16. Baumeister, R. F., Bratslavsky, E., Muraven, M., Tice, D. M. Ego depletion: Is the active self a limited resource? // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 74(5), 1252−1265.
  17. Csikszentmihalyi M. Good Business: Leadership, Flow, and the Making of Meaning. — N.Y.: Penguin, 2003.
  18. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ predicting academic performance in adolescents. // Psychological Science, 2005, 16(12), 939−944.
Комментировать

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Как использовать ваши личные ресурсы

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Вы можете прочитать мою партнерскую политику здесь.

Вам кажется, что вы делаете слишком много, но не получаете желаемых результатов? Вы ложитесь спать каждую ночь с чувством, что не добились того, что намеревались сделать? Так быть не должно. В этом руководстве по управлению личными ресурсами вы научитесь использовать свои личные ресурсы для того, что действительно важно для вас, навсегда избавив вас от чувства подавленности.

Что такое управление личными ресурсами?

Управление личными ресурсами является ключом к достижению наших целей и, в конечном счете, к тому, чтобы жить той жизнью, которой мы хотим жить. Итак…

Что такое личный ресурс?

Ваши личные ресурсы:

T IME

E NERGY

A TTENTEUTION

M ONEY

Ваши личные ресурсы — команда .

Научившись управлять этими личными ресурсами, мы сможем жить более полноценной и успешной жизнью, зная, что наши самые ценные ресурсы тратятся осознанно.

Научитесь управлять своей КОМАНДОЙ, чтобы каждый игрок преуспевал как сам по себе, так и в составе КОМАНДЫ. Твоя команда!

Управление личными ресурсами: время

Время — самый ценный и самый исчерпаемый ресурс, который у нас есть. И мы понятия не имеем, сколько его у нас осталось. Тем не менее, мы тратим много денег бездумно. Проверяем наш телефон. Смотрю серию 5 th на Netflix.

Вы когда-нибудь говорили: «Я бы хотел хххх, но у меня просто нет времени»?

У всех есть. «Я хотел бы проводить больше времени на свежем воздухе. Путешествуйте больше. Возьмите уроки танцев. Но у меня просто нет времени».

Вы думаете, что это не относится к вам? Прочтите эту статью с подробным описанием того, сколько времени вы на самом деле тратите впустую в день, а затем вернитесь и продолжите чтение.

Пришло время (не каламбур!) изменить повествование. Пришло время взять под контроль то, на что мы тратим свое время, и принять осознанное решение.

Это не то же самое, что планировать каждую минуту своего дня, делая что-то продуктивное. Отдых – это здорово, и его нужно ценить!

Речь идет о том, чтобы знать, на что вы тратите свое время, и решать, соответствует ли это вашим целям, ценностям и приоритетам. Или если что-то должно измениться.

Подробнее: 7 упражнений для внутренней работы: 1 неделя к лучшей жизни

Аудит времени

Прежде чем мы начнем вносить изменения, нам нужно иметь четкое представление о том, где мы находимся. На что мы тратим время? И я имею в виду, что мы действительно тратим наше время на. Не то, что мы думаем или хотим, мы тратим наше время!

Один из способов выяснить это — провести аудит времени. Аудит времени — это процесс, который вы проводите в течение одного или, предпочтительно, нескольких дней, когда вы записываете все, на что тратите свое время. И это нужно детализировать. Если это просто общий обзор, он на самом деле ничего вам не скажет!

Как контролировать свое время

Вместо этого записывайте, что вы делаете каждые 15 минут . И запишите, что вы действительно делаете, пока вы это делаете. Не то, что вы должны были делать или что, как вы думаете, вы сделали потом.

Создайте электронную таблицу на своем телефоне или просто носите с собой блокнот. Установите будильник на телефоне. Это всего на пару дней — вы можете это сделать!

Сегодня мое утро выглядело так:

Мне очень нравится медленное утро в постели! Тем не менее, моим приоритетом сегодня было написание этого сообщения в блоге. И у меня есть масса других вещей, которые я хотел бы сделать, если у меня будет время… Два с половиной часа безделья соответствуют моим ценностям? Мои приоритеты?

Если бы вы спросили меня, я бы сказал, что люблю отдыхать по утрам, но одного часа, чтобы расслабиться, позавтракать и собраться, было бы вполне достаточно.

Уже нашла полтора часа в сутках.

Проведение аудита времени не для того, чтобы вызвать у вас чувство вины или судить о том, на что вы тратите свое время. Чтобы было понятно, на что вы ДЕЛАЕТЕ тратите свое время. Чтобы вы сами могли решить, подходит ли вам это.

Управление личными ресурсами: энергия

У нас есть два типа энергии, которыми мы можем управлять. Физическая энергия и психическая энергия. В отличие от времени мы можем создать больше энергии — стать более энергичными — но только до определенного момента.

Вы можете приучить себя к более длительному циклу или способности концентрироваться на более длительные периоды времени, но вы можете только улучшить. Есть момент, когда больше упражнений не даст вам больше энергии. И точка, в которой все умственные упражнения в мире не дадут вам больше умственной энергии.

Но многим из нас предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы найдем свои пределы!

Увеличение вашей энергии

Большинству из нас было бы полезно иметь больше энергии, так что взгляните на то, что даст вам больше энергии.

Не могли бы вы больше двигаться или заниматься физическими упражнениями, чтобы получить больше физической энергии?

Упражнения также улучшают умственную энергию!

Есть ли в вашей жизни источники энергии, которые вы могли бы свести к минимуму?

Могли бы вы улучшить свой внутренний диалог, не истощая себя самобичеванием?

Тщательно изучив, что в нашей жизни дает нам энергию, а что ее истощает, мы можем выбрать то, что для нас ценно.

Разумное использование энергии

Следующим шагом является определение приоритетов энергии, которая у нас есть. Куда он идет в настоящее время? Работа? Держите свой дом красивым и чистым? Бегаете по дому, присматриваете за детьми и накрываете еду на стол?

У вас может оставаться время в конце дня, но есть ли у вас силы на что-либо, кроме как на валяться на диване?

Ты хочешь так жить? Что бы вы делали вечером, если бы у вас было немного больше энергии?

Может быть очень трудно перераспределить приоритеты, на которые мы тратим нашу энергию, но это одна из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы улучшить свою жизнь.

В качестве примера возьмем уборку дома. Стоит ли тратить энергию на поддержание чистоты и порядка в доме? Есть ли способ тратить на это меньше энергии, чтобы вы все еще могли гордиться домом?

Рассмотрим:

  • С вашим партнером, дети, наши соседи по дому помогают с уборкой.
  • Платите уборщику, чтобы он регулярно приходил.
  • Набор для улучшения качества, облегчающий уборку. Как насчет робота-пылесоса и оконного пылесоса?
  • Подумайте, не могли бы вы стирать некоторые вещи реже.

Посмотрите, куда тратится ваша энергия, и задумайтесь, стоит ли оно того или есть способ получить тот же результат с меньшими затратами энергии. Продолжать идти до тех пор, пока мы не упадем, не является признаком того, что мы важны. Это знак того, что нам нужно позаботиться о себе.

Подробнее: Как сделать себя приоритетом, а не просто вариантом

Управление личными ресурсами: внимание

Когда мы рассматриваем наши человеческие ресурсы, наше внимание часто не входит в список. Нам нужно изменить это, так как это один из наших самых важных человеческих ресурсов!

Сосредоточение внимания — это не то же самое, что тратить время или энергию.

Допустим, вы готовитесь к велогонке. Вы покупаете отличный велосипед. Проводите много времени и энергии на велосипеде, каждый день преодолевая большие расстояния, слушая любимые подкасты. Вы обязательно добьетесь прогресса. Но выиграете ли вы гонку?

Победитель гонки будет делать все эти вещи, но он будет делать это внимательно. Они обращают внимание на свою технику, на то, что их тела возвращают им, на то, что они должны есть и пить во время длинной гонки.

То же самое верно во всем, что мы делаем. Мы можем потратить свое время и энергию на то, чтобы хорошо пообедать с семьей, но если мы проведем всю трапезу, сосредоточившись на телефоне, беспокоясь о работе, будет ли это иметь значение?

Внимание и осознанность

Внимательность — это термин, который в наши дни часто используется. Я знаю, что использую его много!

Осознанность заключается в том, чтобы обращать внимание на то, что вы делаете. К тому, что важно для вас.

Я не пытаюсь сказать вам, что вы должны проводить свой день, только переживая это. Сосредоточение внимания на том, как вода ощущается на вашей коже во время мытья посуды, может быть хорошим упражнением по заземлению, но если вы не чувствуете, что это приносит вам пользу, ваше внимание может быть лучше направлено на размышления о проблеме, которую вы пытаетесь решить.

Слушать подкасты во время езды на велосипеде — это здорово! Внимательность заключается в том, чтобы осознавать, что вы больше сосредотачиваетесь на содержании подкаста, а не на том, чтобы стать лучшим велосипедистом, которым вы можете быть. И это нормально. Если это ваша цель!

Управление личными ресурсами: деньги

Не говорите мне, каковы ваши приоритеты. Покажи мне, куда ты тратишь свои деньги, и я скажу тебе, на что они тратятся.

Джеймс В. Фрик

Деньги не являются конечным ресурсом в том смысле, что обычно вы можете заработать больше. Но то, что у вас есть сегодня, конечно. А чтобы получить больше, вам нужно будет использовать другие ограниченные ресурсы, такие как ваше время, энергия и внимание, и обменивать их на дополнительные деньги.

Но деньги можно использовать и наоборот! Его можно использовать, чтобы купить себе больше времени и энергии.

Помните предложение нанять уборщицу?

Взгляните на свои основные ценности и решите, как вы можете им соответствовать.

Было бы выгоднее зарабатывать деньги, чтобы платить за некоторые из этих вещей, чем делать их самостоятельно?

Подробнее: Составление списка личных ценностей поможет вам сделать правильный выбор

Подробнее: Расходы, основанные на стоимости: как не волноваться о деньгах

Я лично отдаю на аутсорсинг ряд вещей в своей жизни. Уборщица, которая приходит раз в две недели, мойщик окон, и мне доставляют покупки.

Я также сократил количество вещей, которые отнимают у меня много времени.

Моя машина например. Я больше не использовал его регулярно, и, избавившись от него, мне не нужно его чистить, обслуживать, брать на техосмотр или получать страховые расценки! И мне не нужно платить за эти вещи…

Проверьте свои расходы

Просмотрите свои отчеты за последние пару месяцев. На что вы тратите свои деньги?

Стоит ли?

Не могли бы вы изменить свои расходы, чтобы они больше шли на ваши приоритеты? Может ли ваш бюджет помочь вам найти способ?

Рассматривая деньги как аспект нашей КОМАНДЫ, личные ресурсы, которые составляют то, кто мы есть и кем мы становимся, мы можем взглянуть на деньги в другом свете. Используйте его как настоящий ресурс.

Подробнее: Бюджетирование важно, потому что оно сделает ваши деньги разумными

Использование личных ресурсов

Единственное, что когда-либо изменит что-либо, это принятие мер. Будьте преднамеренны в управлении своими личными ресурсами и сделайте свою КОМАНДУ приоритетом.

Проведите аудит времени T .

Подумайте, тратите ли вы свою E энергию на правильные вещи.

Помните о своих Внимание включено.

Посмотрите на свои выписки, чтобы узнать, на что вы тратите свои M oney.

Оставьте комментарий ниже, поделитесь своими успехами или поделитесь этим постом с кем-то, кому было бы полезно, если бы их КОМАНДА работала лучше на них!

И если вы действительно хотите измениться, ознакомьтесь с Как составить (полезный) список ваших личных ресурсов , чтобы помочь вам в этом процессе»

Подробнее

Лучший способ использовать свои личные ресурсы для здоровья

Ваши привычки истощают ваши личные ресурсы?

Привычки для улучшения вашей жизни: полное руководство

Ответственность перед собой: как и почему это важно

Ваше здоровье в приоритете: полное руководство по здоровому образу жизни Наш самый ограниченный ресурс — это время. В какой-то момент у всех нас это закончится, и мы понятия не имеем, когда. Итак, вы максимально используете время, которое у вас есть? Большинство из нас не знает.

И я не говорю о том, чтобы изо дня в день заниматься делами, которые утомляют вас, но о том, чтобы заполнить свое время тем, что приносит вам пользу, вместо того, чтобы оно просто растворялось в черной массе смартфонов, электронных писем и списков дел.

Самая важная часть Найти время – это обсуждение «бесконечных бассейнов» и того, как не попасть впросак, тратя гораздо больше времени на вещи, которые вы не планировали. Прочтите книгу и верните себе контроль над своим временем! (И не стесняйтесь игнорировать их советы о том, как пить кофе….)

Дополнительные советы см. на странице ресурсов для личного развития.

личный ресурс или индивидуальный ресурс?

персональный ресурс или индивидуальный ресурс?

Чтобы опубликовать ваш вопрос, нам нужен ваш адрес электронной почты, чтобы уведомить вас, когда ответ будет доступен.

Зарегистрируйтесь через Facebook Зарегистрируйтесь через Google

или Зарегистрируйтесь, указав адрес электронной почты

Адрес электронной почты (обязательно)

Пароль (обязательно)

Уже есть учетная запись? Логин

Зарегистрируйтесь, чтобы получить редактирование вашего текста прямо сейчас за БЕСПЛАТНО

Зарегистрируйтесь в Google

Сегодня более 1001 человек проверили свой английский.

Продолжая использовать этот веб-сайт, вы соглашаетесь с нашими Условиями обслуживания.

Войти через Facebook Войти через Google

или Войти с адресом электронной почты

Забыли пароль?

Продолжая использовать этот веб-сайт, вы соглашаетесь с нашими Условиями обслуживания.

Ваш текст проверяется одним из наших экспертов.
Мы сообщим вам, когда ваша версия будет готова.

Или подождите на этой странице

Оставайтесь здесь, чтобы узнать, почему редакторы-люди каждый раз побеждают компьютерные шашки!

Вам нужно добавить способ оплаты, чтобы получить нашу специальную акцию ⚡

Хотите улучшить свой деловой английский?

Более 150 000 таких же людей, как и вы, получают наш еженедельный информационный бюллетень, чтобы улучшить свои знания английского языка!

В этой электронной книге мы покажем вам точные методы написания идеальных деловых писем на английском языке.

Сегодня скачали более 1320 раз.

Введите свой адрес электронной почты ниже, чтобы получить мгновенный доступ к первой главе нашей электронной книги

Загружено более 1320 раз сегодня.

Резюме

Электронная почта для получения (обязательно):

Как вы хотите оплатить?

Введите код купона

Мы очень рады, что вам понравилась ваша версия!
Ваш отзыв помогает нам улучшить наш сервис.
Хотите еще БЕСПЛАТНЫХ версий ? 🎁

Нажмите здесь, чтобы ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНЫЕ кредиты!

Поставьте нам лайк на Facebook, нажав кнопку «Нравится» ниже:

Поделитесь TextRanch на Facebook, нажав кнопку ниже.

Поделиться на Facebook

Поздравляем! Вы только что заработали 3 кредита!

Хорошо

Закрытие вашей учетной записи лишит вас доступа к вашим прошлым версиям, и вы больше не сможете получать БЕСПЛАТНУЮ ежедневную версию.

Сохранение вашей учетной записи TextRanch бесплатно, и мы храним все ваши прошлые версии безопасным и конфиденциальным образом.

Если мы не оправдали ваших ожиданий, нам бы очень хотелось узнать больше. Пожалуйста, сообщите нам, почему вы закрываете свою учетную запись:

Я не понимаю, как это работаетМне это больше не нужноЭто слишком дорогоЯ беспокоюсь о конфиденциальностиДругое

Пожалуйста, сообщите нам, почему вы хотите закрыть свою учетную запись:

1. Введите текст ниже.
2. Наши редакторы исправят это за несколько минут.
3. Улучшите свой английский!

Один из наших специалистов исправит ваш английский.

УЛУЧШИТЕ СВОЙ АНГЛИЙСКИЙ

Три причины подписаться на нашу рассылку:

Это полезно и БЕСПЛАТНО

Всего одно электронное письмо в неделю

Более 100 000 пользователей уже зарегистрировались

Хотите улучшить свой деловой английский?

ВАШЕ ИМЯВАШ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

Полный поиск в Интернете дал следующие результаты:

личный ресурс  самая популярная фраза в сети.

Популярнее!

личный ресурс

209 000 результаты в Интернете

Некоторые примеры из Интернета:

  • Вклад гражданина должен быть основан на его или ее личных ресурсах .
  • При необходимости от иностранца также могут потребовать предоставить доказательства личных ресурсов .
  • Гораздо полезнее было бы навести порядок в собственном доме, усилив силы и личные ресурсы Комитета бюджетного контроля.
  • Проекты должны быть направлены на разработку базового набора практических навыков, личных ресурсов и методов (включая электронное обучение и дистанционное обучение), необходимых для преподавания языков в контексте профессионального обучения.
  • В то же время пациенты должны быть полностью информированы об имеющихся у них правах, поскольку юридическая неопределенность всегда работает в ущерб лицам, у которых не так много личные ресурсы .
  • Совет в своей Общей позиции ввел цель коллективной инспекции для всего Сообщества на основе справедливого распределения количества инспекций между государствами-членами, но также принял во внимание практические трудности некоторых государств-членов с точки зрения финансовых и личных ресурсов. .
  • Когда Развязка стала вашим личным расследованием ресурсом ?
  • Я использую компанию ресурсов для личных преимуществ.
  • Мы не выделяем ресурсы отдела на личные капризы.
  • Хетти запретила Сэму использовать федеральные ресурсы для личных вопросов.
  • Это специальные коды для случаев, когда вам нужно использовать ресурсы фирмы по личным причинам.
  • Он может заключаться в предоставлении в распоряжение лица услуг или предметов, имеющих денежную стоимость, для приобретения которых получатель в противном случае должен был бы использовать свои собственные финансовые, личные или материальные ресурсы .
  • Существует потребность в накоплении ресурсов в личных средах и в более обширной поддержке как получателей помощи, так и их семей.
  • Мы никогда не допустим, чтобы кто-либо в Агентстве злоупотреблял своими ресурсами по личным причинам, как это сделали Кэмпбеллы.
  • может заключаться в предоставлении в распоряжение лица услуг или предметов, имеющих денежную стоимость, для приобретения которых получатель в противном случае должен был бы использовать свои собственные финансовые средства, личные или материальные ресурсы .
  • Указывает на необходимость более широких действий гражданского общества по оказанию помощи жертвам расизма; поэтому требует, чтобы все государства-члены предоставили НПО достаточные финансовые личные и материальные ресурсы для выполнения ими своих задач;
  • Так как я предвидел это, я обеспечил дополнительных людей и ресурсов за большие личные расходы.
  • Я хотел бы стать ресурс вам за улучшение вашей личной жизни.
  • Ресурсы , активируемые водителем, зависят не только от личных факторов, но также могут различаться в зависимости от его мотивации и состояния.
  • Ресурсы , активируемые водителем, зависят не только от личных факторов, но также могут различаться в зависимости от его мотивации и состояния.

индивидуальный ресурс

162 000 результатов в Интернете

Некоторые примеры из Интернета:

  • Устойчивому росту производительности лучше всего способствовать путем продвижения корпоративных и рабочих практик и процедур таким образом, чтобы они лучше поддерживали и улучшали индивидуальные ресурсы работников, ресурсы рабочих мест и инновационные навыки.
  • Возможно, нам придется изменить ограничения на получение индивидуальных бюджетных ресурсов ЕС .
  • Если мы будем действовать ответственно, мы сможем объединить наши отдельных потенциальных, ресурсов и политик.
  • Это должно было привести к значительному сокращению ресурсов для отдельных стран.
  • рекомендует Европейской комиссии и национальным правительствам поддержать создание точной региональной базы данных с использованием существующей информации и подробным описанием экономических и экологических аспектов отдельных морских ресурсов и их воздействия с социальной точки зрения;
  • Это не исключает выделения ресурсов отдельным правонарушителям, например, предлагая беседную терапию и другие методы противодействия агрессивному поведению.
  • Как бы то ни было, масштабы ущерба превышают финансовые ресурсы отдельных стран.
  • Меня также удивляет требование о корректировке цен и затрат на домашнюю работу на национальном уровне с учетом человек ‘ финансовые ресурсы .
  • Среди прочего, как абсолютно необходимый ресурс для частных лиц и малых и средних предприятий, решение проблемы воды является столь же важным, если не более важным, чем вопрос доступа к энергии.
  • Ключевой вопрос здесь заключается в том, как можно ускорить рост производительности компаний таким образом, чтобы поддержать индивидуальные и коллективные ресурсы сотрудников, и в то же время помочь им сохранить свою работоспособность и сохранить мотивацию к работе в условиях забоя. меняющихся условий.
  • корректировка цен и расходов с учетом физических финансовых ресурсов ,
  • По аналогии, налоговые поступления, собранные с частных физических лиц , становятся государственными ресурсами после того, как налоги были начислены и собраны государством.
  • для сбора данных об экономических и экологических аспектах отдельных морских ресурсов и их социальном воздействии; внедрить стандартизированную европейскую систему морского регистра;
  • Ресурсы Союза используются вместе с финансовыми ресурсами отдельных государств-членов, а также финансовыми ресурсами региональных и местных властей.
  • Но потребности этой категории работодателей поднимаются только для того, чтобы призвать к введению мер по «освобождению от налогов домашних услуг» и корректировке «цен и затрат с учетом физических лиц » финансовых ресурсов ‘.
  • И я мечтаю, что когда-нибудь у нас будет мир, в котором мы не просто чтим тех, кто берет деньги и зарабатывает на них еще больше, но и находим тех людей , которые берут наши ресурсы и превращают их в изменение мир самыми позитивными способами.
  • Что касается TACB, предназначенного для передачи знаний и решений с Севера на Юг, стремится ли Комиссия сосредоточить свои ресурсы на индивидуальном наращивании потенциала или институциональном развитии?
  • 2. 6 призывает Комиссию сделать все возможное для сбора данных об экономической и экологической ценности отдельных морских ресурсов и оценить текущее и планируемое использование морских ресурсов и, при необходимости, сделать выводы о возможных изменениях. быть необходимым;
  • призывает Комиссию сделать все возможное для сбора данных об экономической и экологической ценности отдельных морских ресурсов и для оценки текущего и планируемого использования морских ресурсов и, при необходимости, определить, какие изменения могут быть необходимы;
  • Помимо Финансового регламента и имплементационных положений Финансового регламента, какие единые стандарты существуют для возмещения ресурсов сообщества в рамках отдельных организационных единиц (генеральных управлений, агентств, организаций)?

УЛУЧШИТЕ СВОЙ АНГЛИЙСКИЙ

3 причины подписаться на нашу рассылку:

Улучшите свой письменный английский

Еженедельные электронные письма с полезными советами

Более 190 000 пользователей уже зарегистрировались

Хотите улучшить свой деловой английский?

ВАШЕ ИМЯВАШ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

Благодаря TextRanch я смог набрать более 950 баллов по TOEIC, а также получил хорошую оценку по ACTFL OPIC.
+ Читать интервью полностью

Алан , Студент

Я люблю TextRanch за надежную обратную связь. Комментарии редакторов полезны, а обслуживание клиентов потрясающее.
+ Прочитать интервью полностью

Зубаир Алам Чоудхури , Специалист технической поддержки

TextRanch помог мне улучшить свои письменные навыки, а также общаться более естественно, как местный англоговорящий.
+ Прочитать интервью полностью

Мишель Вивас , Старший технический директор

TextRanch удивительно отзывчив и действительно заботится о клиенте. Это лучший онлайн-сервис, которым я когда-либо пользовался!
+ Прочитать интервью полностью

Реза Бахрами , Фотограф/кинорежиссер

Я начал использовать TextRanch, когда начал изучать английский язык. Это был отличный способ улучшить свои знания английского языка.
+ Прочитать интервью полностью

Кьяра Баэссо , Копирайтер

Мне нравится, что редакторы TextRanch — настоящие люди, которые редактируют текст и оставляют отзывы — это делает его таким личным.
+ Читать интервью полностью

Marelise , Менеджер социальных сетей

Иногда я задаюсь вопросом, понятно ли понятно мое английское выражение, и TextRanch очень помогает мне в таких случаях.
+ Прочитать интервью полностью

Snappy , Translator

TextRanch очень помог мне в улучшении потока и восстановлении структуры моих предложений.
+ Читать интервью полностью

Рин , Переводчик

1950+ Отзывы Trustpilot

Отлично 4,8

  • TextRanch, LLC.

    «Человеческое понимание контекста. Искусственный интеллект до сих пор не может этого сделать!»

    Карлос ноябрь 2022

  • TextRanch, LLC.

    «Самое полезное приложение, которое я когда-либо находил. Я действительно ценю ваши усилия».

    Саркис Октябрь 2022

  • TextRanch, ООО.

    «Надежно, дотошно и удивительно оперативно. Мне очень нравятся отзывы редактора».

    Магдалена октябрь 2022 г.

  • TextRanch, LLC.

    «Большое спасибо! мой текст. и результат такой хороший!!»

    Kijae – Избранный комментарий.

  • TextRanch, LLC.

    «Быстрый и умный, плюс «человеческий»! Я люблю это! ;)»

    Франческа — Избранный комментарий.

  • TextRanch, LLC.

    «Хорошо. Я думал, что текст редактируется машиной, но это настоящий редактор. Потрясающе!»

    YANG KANGXIAN Август 2022 г.

  • TextRanch, LLC.

    «Прост в использовании. Настоящие люди, а не машины.»

    Жуан — Избранный комментарий.

  • TextRanch, LLC.

    «Это один из лучших способов улучшить навыки письма. Я был действительно полезен. Хотел бы я узнать о Textranch раньше. Большое спасибо редакторам.»

    Moxi Июль 2022

  • TextRanch, LLC.

    удивительно.»

    дипак июнь 2022 г.

  • TextRanch, LLC.

    «Спасибо за немедленный ответ, действительно отличное приложение». они быстро реагируют».

    Джессика июнь 2022 г.

  • TextRanch, LLC.

    «Текстранч очень важен для меня».

    Ибрахим Июнь 2022 г.

  • TextRanch, LLC.

    «Мне нравится платформа, потому что я чувствую, что редактируют текст настоящие люди, хорошо знающие английский язык, а не программа машинного обучения. Спасибо».

    Holger Май 2022 г.

  • TextRanch, ООО.

    «Так удобно и точно!»

    Brooke — Избранный комментарий.

  • TextRanch, LLC.

    andy Май 2022 г.

  • TextRanch, LLC.

    «Мне даже не потребовалось много времени, чтобы мой текст оказался у меня в руках! Лучше любого корректора ИИ!»

    Орхан Май 2022

  • TextRanch, LLC.

    «Я очень счастлив!! Я не ожидал, что это настоящий человек, это действительно потрясающе!!»

    ришаб май 2022

  • TextRanch, LLC.

    Никита Май 2022

  • TextRanch, LLC.

    «Вау, спасибо. До того, как вы мне ответили, я просто думал, что этот сервис работает на основе ИИ».0005

    Эрона Май 2022 г.

  • TextRanch, LLC.

    «Я чувствую себя более уверенно. У меня есть некоторые сомнения, мелкие детали, которые может решить только носитель языка. Большое спасибо!»

    barril24 — Избранный комментарий.

  • TextRanch, LLC.

    переводы, так что это было очень полезно».

    Lia – Избранный комментарий.

  • TextRanch, LLC.

    «Textranch помогает мне стать лучшим писателем!»

    Линда апрель 2022 г.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *