Разное

Индивидуально типологический опросник л н собчик: Недопустимое название — Psylab.info

Индивидуально-типологический опросник

Индивидуально-типологический опросник

Психодиагностика психолога в школе —

Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Автор: Л.Н. Собчик
Контингент испытуемых: старшеклассники.
Предмет диагностики: индивидуально-типологические особенности личности
Компетентность исполнителя: практический психолог разного уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология — дополнительная специальность, переподготовка по специальности психология), социальный педагог, психолог — практикант.




Материал и пояснения к методике. Прежде чем приступать к обследованию учащегося с помощью данного опросника, сделайте следующее:
1. Заготовьте бланк ответа (стандартный лист бумаги с датой, Ф.И.О. ученика и проставленными в столбик номерами утверждений от 1 до 55).
2.Убедитесь в том, что инструкция учеником понята правильно.

Инструкция: «Перед тобой имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон твоей жизни, твоего характера, привычек. Прочти первое утверждение и реши, верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, напиши слово «Да». Если оно неверно, то напиши «Нет». Если ты затрудняешься с ответом, то постарайся выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует твоему мнению.
Будь внимателен: если звучит отрицание, к примеру «Я не люблю ходить в гости …» и т.д., то ответ «согласен, не люблю» обозначается как «Да». Или «Мне не бывает стыдно, когда я …» ответ «Нет», означает, что тебе «бывает стыдно, когда…»
Затем таким же образом отвечай на все пункты опросника. Если ошибешься, то зачеркни ошибочный ответ и поставь тот, который считаешь нужным. Помни, что ты высказываешь собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов, «правильных» или «неправильных».

  1. Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.
  2. Я лучше делаю уроки дома, чем в классе.
  3. Я все делаю без посторонней помощи.
  4. Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.
  5. Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против.
  6. Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам.
  7. В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители, учителя).
  8. Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.
  9. Меня мало касается все, что случается с другими.
  10. Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.
  11. Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.
  12. В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.
  13. Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.
  14. Я всегда говорю только правду.
  15. Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.
  16. Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.
  17. Я всегда действую без долгих раздумий.
  18. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.
  19. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
  20. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате.
  21. Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.
  22. В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.
  23. Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.
  24. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих.
  25. Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой.
  26. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.
  27. Я всегда делаю только то, что нравится другим.
  28. Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.
  29. Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса.
  30. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски.
  31. Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение.
  32. Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным.
  33. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается само чувствие.
  34. Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте.
  35. Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно, неинтересно.
  36. Никто не может изменить мое мнение.
  37. Мне нравится играть в разные игры с разными, каждый раз новыми друзьями.
  38. Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права).
  39. В метро или троллейбусе я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами.
  40. Я никогда не вру.
  41. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  42. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать.
  43. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.
  44. У меня не получится, если мне придется командовать другими.
  45. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
  46. Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.
  47. Мне часто приходится в драке защищать свои права.
  48. Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.
  49. Мое настроение значительно зависит от того, как ладят между собой родители.
  50. Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости.
  51. Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.
  52. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или комедийное представление по телевизору.
  53. Меня совсем не волнуют неприятности в школе.
  54. Мне часто бывает скучно, когда кругом все веселятся.
  55. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

 

Ключ к индидуально-типологическому опроснику
(значимые ответы по шкалам)

  1. Экстраверсия: Да-10, 37,39, 43; Нет-12, 54.
  2. Спонтанность: Да -3,17, 25,29; Нет — 15, 44.
  3. Агрессивность: Да-5, 18,45, 47; Нет-31,32.
  4. Ригидность: Да-7, 20, 22, 34; Нет-36, 50.
  5. Интроверсия: Да-2, 28, 30, 42. Нет-4, 16.
  6. Сензитивность: Да — 13, 24, 38; Нет — 9, 11, 26.
  7. Тревожность: Да — 6, 19, 33; Нет — 46, 48, 53.
  8. Лабильность: Да-8, 21, 35, 49, 52; Нет-23.
  9. Ложь: Да-14, 27, 40, 41, 51, 55.

Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый отчет, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.
3-4 балла. Показатели в пределах нормы — гармоничная личность.
5 баллов. Заостренные — акцентуированные черты.
5 баллов. Выраженные избыточно-дезадптирующие свойства.
Сильно выраженные тенденции (если показатели выше 4 баллов), компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и
признаком наличия внутреннего конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то это говорит о сбалансированности разнонаправленных свойств. Если большинство показателей от 0 до 2 баллов, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность, зависимость, конфликтность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более 3 баллов, то данные недостоверны.

  1. ЭКСТРАВЕРСИЯ — высокие показатели по этой шкале говорят о направленности на внешние события, высокой социальной активности. Избыточная общительность и отвлекаемость при этом мешают целенаправленности действия. Заостренная форма проявления этого качества: неразборчивое, поверхностное общение, в котором нет глубоких привязанностей, неконструктивная активность.
  2. СПОНТАННОСТЬ — высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженным самоутверждением, стремящихся к независимости и лидированию. Любые рамки вызывают противодействие. При заострении этого качества характерна импульсивность поведения, хулиганские наклонности.
  3. АГРЕССИВНОСТЬ — повышенные показатели по этой шкале соответствуют выраженной тенденции к самоутверждению, активной самореализации, самостоятельности. Заострение этого направления развития проявляется в эгоцентризме, склонности к агрессивной манере самоутверждения.
  4. РИГИДНОСТЬ — высокие показатели по этой шкале характерны для ребят, склонных к «застреванию» и трудной раскачке, независимо от того, находятся ли они в состоянии покоя или активности. Это может проявляться в выраженном упорстве при достижении цели, или упрямстве при отстаивании своей точки зрения. Они могут быть агрессивны в отстаивании своих прав. Для них важен собственный статус. При заострении этой тенденции развития, человека трудно сдвинуть с места в спокойном состоянии, в активном — трудно остановить.
  5. ИНТРОВЕРСИЯ — ребята с высокими показателями по этой шкале отличаются замкнутостью, сосредоточенностью на себе, отгороженностью, пассивностью Они очень избирательны в выборе друзей, но в своих привязанностях постоянны. Заострение этой тенденции проявляется неумением общаться со сверстниками, уходом от реальности.
  6. СЕНЗИТИВНОСТЬ — высокие показатели по этой шкале говорят о выраженной впечатлительности, ранимости, склонности преувеличивать свою вину в случившемся, зависимости, ориентации на авторитет сильной личности. Заострение этого качества выглядит как выраженная пассивность, склонность к грусти, неуверенность при принятии решений, большая вероятность депрессивных реакций при неудачах.
  7. ТРЕВОЖНОСТЬ — повышенные показатели по данной шкале свидетельствуют об обостренном чувстве ответственности, внутренней потребности соответствовать требованиям преподавателей, родителей, класса, компромиссностью в поведении. Заострение данной тенденции проявляется неуверенностью в себе, мнительностью, склонностью к необоснованным страхам.
  8. ЛАБИЛЬНОСТЬ — высокие показатели по этой шкале отражают выраженную эмоциональную неустойчивость с бурными проявлениями как радости, так и огорчений. При этом постоянна потребность быть в центре внимания, нравиться окружающим. Воображение богато, склонность к фантазированию ярко выражена. Акцентуация этого качества проявляется истерическими эксцессами, значительно затрудняющими процесс обучения.

 

ВНИМАНИЕ: Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств наблюдается у стабильной, уравновешенной, гармоничной личности. Если в процессе психодиагностического исследования выявляются в качестве заостренных две разнонаправленные полярные тенденции, то это — признак внутреннего напряжения, связанного с развивающейся компенсаторной саморегуляцией, ведущей к тому, что одно избыточно проявляющееся качество компенсируется столь же выраженной противоположной тенденцией.

Другой вариант опросника на 91 вопрос тут Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ С ТРАДИЦИОННОЙ И БЕЗДЕТНОЙ СЕМЕЙНыми МОДЕЛЯМИ | Латышева

1. Белогай К. Н., Кускова М. В. Супружеские отношения на этапе «Молодой семьи» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 1. С. 72-77.

2. Белинская Д. В. Социальный портрет чайлдфри // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С. 12-18.

3. Большунова Т. В. Феномен чайлдфри: макросоциологический анализ // Вестник университета. 2018. № 4. С. 145-149. DOI: 1816-4277-2018-4-145-149

4. Вержибок Г. В. Семейные ценности студенческой молодёжи как матрица построения будущего // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. № 3. С. 75-95.

5. Вильданова С. М., Граничная А. А., Мингалиева А. Р. Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3 (139). С. 192-204.

6. Гусельцева М. С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2017. Т. 10. № 54. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2021).

7. Гудкова Т. Б. Репродуктивные намерения россиян: мотивация и сдерживающие факторы // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. № 4. С. 83-103.

8. Дубовская Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2014. Т. 7. № 36. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2021).

9. Журавлева Т. Л., Гаврилова Я. А. Анализ факторов рождаемости в России: что говорят данные РМЭЗ НИУ ВШЭ? // Экономический журнал ВШЭ. 2017. № 1. С. 145-187.

10. Ипатова А. А., Тындик А. О. Репродуктивный возраст: 30-летний рубеж в предпочтениях и биографиях // Мир России. Социология. Этнология. 2015. Т. 24. № 4. С. 123-148.

11. Ильяшенко А. Н. Молодёжь в транзитивном российском обществе 1990-2000-х годов // Общество и право. 2012. № 1 (38). С. 269-273.

12. Исаева О. В. Модели функционирования современной семьи и их взаимосвязь с ценностно-смысловыми установками родителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 86-96.

13. Киселева Е. В. Семья как социокультурная ценность // Вестник славянских культур. 2016. № 1 (39). С. 76-83.

14. Кортнева В. Д. Эгалитарная семья в процессе трансформации моделей семейных отношений: понятийный аспект // Общество и государство в зеркале социологических измерений (VIII Рязанские социологические чтения): материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. Рязань, 21-22 ноября 2018 г. / под ред. Р. Е. Маркина, А. В. Проноза. Рязань: Из-во Ипполитова, 2018. С. 336-339.

15. Кучмаева О. В., Кучмаев М. Г., Петрякова О. Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур. 2009. Т. 13. № 3. С. 20-29.

16. Куцубей А. Т., Пономарёва И. В. Психологические особенности и мотивы отказа от рождения детей представителей чайлдфри // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. Т. 5. № 3. С. 94-104.

17. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

18. Малимонов И. В., Король Л. Г., Синьковская И. Г. Проблема брачного поведения студенческой молодёжи // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 10 (54). С. 202-218.

19. Никифоров Г. С. Диагностика здоровья: психологический практикум. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

20. Паршина В. В. Специфика молодой семьи и её основные проблемы // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 127-130.

21. Романова А. В., Цинченко Г. М. Молодая семья: современные проблемы // Вопросы управления. 2019. № 3 (39). С. 204-214.

22. Рябова В. В. Трансформация функций семьи в современном российском обществе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. № 3. С. 106-112.

23. Сапожникова Е. Е. Представления о семейных ценностях и ролевых установках русских и корейских студентов ДВФУ // Вестник КемГУ. 2015. № 3-3 (63). С. 223-231.

24. Собчик Л. Н. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. М.: Компания Боргес, 2013. 60 с.

25. Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в социокультурных реалиях // Исследователь. 2018. №. 1-2 (21-22). С. 46-54.

26. Acburn-Nardo L. Parenthood as a moral imperative? Moral outrage and the stigmatization of voluntarily childfree women and men //Sex roles. 2017. Vol. 76 (5). P. 393-401.

27. Affiliation and control in marital interaction: Interpersonal complementarity is present but is not associated with affect or relationship quality / J. M. Cundiff, T. W. Smith, J. Butner, K. L. Critchfield, J. Nealey-Moore // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41 (1). P. 35-51.

28. Koropeckyj-Cox T., Зopur Z., Romano V. University students’ perceptions of parents and childless or childfree couples // Journal of Family Issues. 2018. Vol. 39 (1). Р. 155-179.

29. Halliday H. J., Lucas A. Economic factors and relationship quality among young couples: Comparing cohabitation and marriage // Journal of Marriage and Family. 2010. Vol. 72 (5). P. 1141-1154.

30. Van de Kaa D. J. The idea of a second demographic transition in industrialized countries // Birth. 2002. Vol. 35. P. 45-80.

Определение профессиональной пригодности вахтовиков по данным этапной оценки факторов внешней среды в условиях Крайнего Севера | Техническая конференция и выставка SPE Arctic and Extreme Environments

Skip Nav Destination

  • Цитировать

    • Посмотреть эту цитату
    • Добавить в менеджер цитирования

  • Делиться

    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Получить разрешения

  • Поиск по сайту

Ссылка

Корнеева Я. А., Симонова Н. Н., Дегтева Г. Н. «Определение профессиональной пригодности вахтовиков в соответствии с этапной оценкой факторов внешней среды в условиях Крайнего Севера». Доклад представлен на Технической конференции и выставке SPE «Арктика и экстремальные среды», Москва, Россия, октябрь 2013 г.0004

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
  • Расширенный поиск

    Вахтовая профессиональная деятельность в условиях Крайнего Севера предъявляет высокие требования к созданию условий для успешной адаптации. Адаптивность работников непосредственно связана с профессиональной компетентностью, т. е. совокупностью качеств, свойств, прав, лежащих в основе успешности формирования пригодности к той или иной деятельности (деятельности). Крайне вахтовый режим работы обусловлен постоянным воздействием неблагоприятных климато-географических факторов, необходимостью постоянных поездок на работу, в связи с чем работники постоянно испытывают периоды «адаптации — реадаптации», высокой интенсивностью труда в вахтовый период. Таким образом, из-за неявной зоны неопределенности у вахтовиков на Крайнем Севере возможно формирование индивидуального стиля. По результатам исследования, у вахтовиков с разным стажем могут быть сформированы четыре типа адаптационных стратегий: дифференцированный Раш, стереотип Раша, экономный и дифференцированный экономический стереотип.

    Освоение месторождений полезных ископаемых Крайнего Севера и Арктики является приоритетным направлением политики Российской Федерации. [10]

    Районы Крайнего Севера и Арктики характеризуются экстремальными климатическими факторами и условиями жизнедеятельности (низкая плотность населения, удаленность от крупных промышленных центров, высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения в связи с зависимостью от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России) в этих районах применяется вахтовый метод организации труда.

    Профессиональная вахтовая работа в условиях Крайнего Севера предъявляет высокие требования к созданию условий для физиологической, психологической и социально-психологической адаптации.

    Экстремальность данной работы обусловлена ​​постоянным воздействием неблагоприятных климато-географических, производственных и социально-бытовых факторов, необходимостью постоянной маятниковой миграции, благодаря чему работники постоянно испытывают процессы «адаптация – переадаптация», т.е. высокая интенсивность труда в сменный период. Несмотря на большие усилия по снижению воздействия негативных факторов, профессиональная деятельность в условиях Крайнего Севера относится к числу экстремальных видов профессиональной деятельности. Поэтому внимание исследователей направлено не только на обеспечение необходимых условий, но и на изучение адаптационных ресурсов и профессиональной пригодности работника. Поскольку реакция организма и психики на негативные факторы характеризуется большой индивидуальностью и индивидуальным разнообразием, одним из наиболее перспективных путей снижения негативных последствий Севера является подход, учитывающий это разнообразие не только на физиологическом, но и на также на психологическом уровне.

    Ключевые слова:

    психологическое качество,
    оценка,
    личный ресурс,
    добыча нефти и газа,
    вм русалов,
    сменный рабочий,
    искусственный интеллект,
    далеко на север,
    михалюк,
    определение

    Предметы:

    Профессионализм, обучение и образование,
    Управление информацией и системы

    Вы можете получить доступ к этой статье, если купите или потратите загрузку.

    У вас еще нет аккаунта? регистр

    Просмотр ваших загрузок

    Социально-психологические аспекты социализации подростков в неполных и неполных семьях

    Доступно на сайте www.sciencedirect.com

    ScienceDirect Procedia — Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 78 – 82

    Ежегодная международная научная конференция по воспитанию и обучению детей младшего возраста, ECCE 2016, 12-14 мая 2016, Москва, Россия

    Социально-психологические аспекты социализации подростков в неполных и неполных семьях Капустина Валерия Александровна* Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюская, 28, Новосибирск, 630126, Россия

    Реферат

    проблемы социализации подростков, особенности социализации подростков в неполных семьях. Он включает результаты исследования внутренних (индивидуальные психологические особенности личности) и внешних (некоторые особенности взаимоотношений в разных социальных системах) детерминант социализации подростков в неполных и полных семьях. Полученные результаты дополняют содержание этапа неполного семейного цикла «Взросление детей» для подростков. Установлено, что подростковая тревожность как личностная особенность (внутренняя детерминанта) коррелирует с низким уровнем развития организаторских способностей у подростков из неполных семей. На внешнем уровне детерминации социализации важнейшим фактором является взаимодействие подростка с родителями. © Опубликовано Elsevier Ltd. Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND © 2016 2016TheAuthors. Авторы. Опубликовано Elsevier (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4. 0/). Рецензирование под ответственность оргкомитета ECCE 2016. Рецензирование под ответственность оргкомитета ECCE 2016. Ключевые слова: неполная семья; Неполная семья; психологические особенности подростков; подростки.

    * Валерия Капустина. Тел.: +7(383)2440095; факс: +7(383)2440095. Адрес электронной почты: [email protected]

    1877-0428 © 2016 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/). Рецензирование под ответственность оргкомитета ECCE 2016. doi:10.1016/j.sbspro.2016.10.138

    Валерия Александровна Капустина / Procedia — Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 78 – 82

    1. Введение Недостаточно информации о факторах детско-родительских отношений и особенностях личности детей из неполных и полных семей, определяющих социализацию детей на разных возрастных этапах. Данные о влиянии семьи на социализацию подростков не консолидированы, ее можно встретить в основном как дополнительную характеристику в исследованиях, посвященных другим вопросам. Это делает актуальным исследование детерминант социализации подростков для российского общества. Социализация как понятие сложное, и существует множество научных направлений, таких как психология, педагогика, социология и др., которые стремятся изучать социализацию как объект науки. Автор данной статьи использует понимание социализации как процесса усвоения, накопления, воспроизведения и преобразования социального и индивидуального опыта, который представлен в виде всевозможных значений. Этот подход основан на обобщенных представлениях Г.М. Андреева, Р.М. Шамионов, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкой [1, 2]. Согласно подходу Р.М. Шамионова, структура детерминации социализации представляет собой систему внешних детерминант (норм, традиций, ожиданий, условий реальной жизни, обусловленных институтами и агентами социализации) и внутренних детерминант (индивидуальные особенности, ценности, личностные свойства, когниции) [2]. ]. В данном исследовании под внутренними детерминантами социализации автор понимает индивидуально-типологические характеристики личности, к которым относятся личностная тревожность, коммуникативные и организаторские способности, агрессивность и другие личностные качества. Внешними детерминантами являются межличностные отношения в социальных системах подросток-родители, подросток-сверстники, подросток-учитель. В своих предыдущих исследованиях автор данной статьи предложила теоретическую интегративную модель жизненного цикла неполной семьи, включающую 8 стадий: брак, рождение детей, распад семьи, адаптация к ситуации распада семьи, принятие одинокого родительства. , взросление детей, разлучение детей, создание новой семьи. Эта модель жизненного цикла в основном базируется на материнских неполных семьях, возникших в результате развода или вдовства, но может быть полезна при описании типичных психологических характеристик различных неполных семей. В данном исследовании автор эмпирически изучает специфику социализации подростков на этапе «Взросление детей» авторской модели. Предыдущие результаты автора показали, что успешность социализации подростков зависит прежде всего от внешних детерминант, а точнее от характера межличностных отношений в системах подросток-родители и подросток-сверстники [1, 3]. Было 491 участников данного исследования, в том числе 338 подростков из полных семей и 153 подростка из неполных семей. В ходе исследования детерминант социализации подростков в неполных семьях были получены следующие данные: Если родители приучают младших подростков (10-11 лет) к активной деятельности и использованию гибких методов воспитания, то у таких подростков меньше проблемы в общении со сверстниками и взаимодействии со взрослыми при переходе из начальной школы в среднюю (5 класс). x Если матери контролируют своих старших подростков, последние стремятся завоевать уважение людей и соперничают за успех. x В совокупности с существующей системой четких правил поведения во взаимоотношениях родителей и подростков положительное прошлое подростков из неполных семей позволяет им уверенно справляться с трудностями. x Как критерий социализации успешная социально-психологическая адаптация коррелирует со способностью старших подростков самостоятельно принимать решения, переходить от планов к действиям и управлять различными формами своей деятельности, такими как общение, поведение и эмоции [3, с. 143]. -147]. Иными словами, негативные результаты социализации в неполной семейной структуре могут быть компенсированы грамотным поведением матери и ее воспитанием в соответствии с реальными условиями. Таким образом, исследование, описанное в данной статье, является продолжением текущих научных разработок автора. Гипотеза исследования состоит в следующем: существуют определенные различия в детерминантах социализации подростков из неполных и полных семей.

    79

    80

    Капустина Валерия Александровна / Труды социальных и поведенческих наук 233 (2016) 78 – 82

    105 и 168) и 2 средние школы в Багане и Чулыме Новосибирской области. Выполнена в 2013-2016 гг. автором и ее учениками (Е.Н. Хадеева, Е.О. Ширковец). Общее количество участников составило 185 человек в возрасте 13-16 лет (93 мальчика и 92 девочки). Было 113 подростков из полных семей и 72 подростка из неполных семей. Выборка была разделена на 3 группы в зависимости от набора используемых диагностических инструментов. Первый блок психологических тестов включал Шкалу личностной тревожности (А.М. Прихожан), Опросник коммуникативно-организационных способностей (В.А. Синявский, В.В. Федоршин) для исследования внутренних детерминант социализации и Опросник социализации подростка «Моя семья» ( О.И. Матков) и Социометрия (Дж. Морено) для внешних детерминант социализации (n=51,32 — полные семьи, 19– семьи с одним родителем). Второй набор психологических тестов состоит из «Взаимодействия родителей и детей» (И.М. Марковская) и «Фундаментальной ориентации в межличностных отношениях» (FIRO-B) В. Шютца на внешние детерминанты и опросника тревожности Statetrait (STAI) К. Спилбергера, Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик по внутренним детерминантам (n=50. 26 – полные семьи, 24 – неполные семьи). Третий блок психологических тестов включал Опросник социализации подростков «Моя семья» (О.И. Матков) и Опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) по внешним детерминантам и Опросник враждебности Басса-Дурки, Индивидуально-типологический опросник по Л. Н. Собчик по внутренним детерминантам (n=84. 55 – полные семьи, 29– неполные семьи). Математический метод был использован для выявления корреляций между факторами (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и различиями между семьями с одним и двумя родителями (U-критерий Манна-Уитни). 3. Результаты и обсуждение Результаты сравнения социально-психологических различий подростков из неполных и неполных семей представлены в табл. 1. Таблица 1. Различия подростков из неполных и неполных семей Наименование фактора (шкала) )

    Umeaning

    Plevel

    Название психологического запаса

    Межличностная тревога (более высокая в семьях с одним потом

    176,5

    0,02

    Опросник коммуникативных и организаторских способностей (В.А. Синявский, В.В. Федоршин)

    Общие интересы в семье (ниже в неполных семьях)

    176,5

    0,01

    Уровень благополучия семейных отношений (выше в семьях с двумя родителями)

    189,5

    0,03

    Анкета социализации подростка «My Family» (O. I.I.I.I.I. Matkov) 9003

    9 High orsemais низкие требования (выше в полных семьях)

    165,5

    0,01

    Автономия-контроль (выше в полных

    138,0

    0,01

    Марковская «Родительско-детское взаимодействие»0003

    Капустина Валерия Александровна / Procedia — Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 78 – 82

    Наименование фактора (шкалы)

    Значение

    уровень

    Наименование психологического инвентаря (высокая дистанцированность – близость) -родительские семьи)

    84,0

    0,01

    Отторжение – принятие (выше в полных семьях)

    95,5

    0,01

    Отсутствие сотрудничества – сотрудничество (выше в полных семьях)0003

    62,0

    0,01

    Разногласия-согласие (выше в двойных семействах)

    178,5

    0,01

    НЕОБХОДИМОСТЬ-Последовательность (более высокая в семействах двойных)

    158,5 9000 3

    0,010101010.0001.0001.0001.0001.0003

    3

    1.0003

    3

    1. 0003 9000.001.0001 9000.0001 9000.0011.0001 9000.9001.

    63,5

    0,01

    Удовлетворенность взаимодействием родителей и детей (выше в полных семьях)

    83,5

    0,01

    Требуется контроль (выше в полных семьях)0003

    173,0

    0,01

    FIRO-B

    ГОРСОВАЯ ВОЖНОСТЬ (выше в семействах с двумя родителями)

    471,5

    0,03

    Buss-Durkee Inventory

    негативные (с высоким уровнем двойной пузырьки

    (Hight in Two Pparente)

    (Hight in Buss-Durkee).

    0,001

    Экстраверсия (выше в семействах с одним родителем)

    84,0

    0,01

    Гризость (более высокая в семействах одного родителя)

    94,5

    0,02

    Sensicity (выше на один на один на одном на одном на основе на один на одном на основе.

    0,02

    .0003

    94.5

    0.02

    Aggression (higher in one-parent families)

    101.5

    0.04

    Emotiveness (higher in one-parent families)

    63. 5

    0.001

    families)

    Individual typological questionnaire by Л.Н. Собчик

    Все компоненты взаимодействия родителей и детей выше в полных семьях. Это означает, что по сравнению со сверстниками из неполных семей подростки из неполных семей сталкиваются с большим контролем и более выраженными требованиями со стороны родителей, эмоциональной близостью (подростки хотят разделить важные события с родителями), большим принятием и сотрудничество как свидетельство партнерства в детско-родительском взаимодействии. Подростки из полных семей также имеют более высокий уровень благополучия в семейных отношениях и родительском авторитете; они удовлетворены своим взаимодействием с родителями. В отношениях со сверстниками они предпочитают, чтобы их контролировали другие, и чаще, чем подростки из неполных семей, используют словесные домогательства или оскорбления, имеют привычку скептически, критично или пессимистично относиться к чужим взглядам или предложениям. Подростки из неполных семей чаще испытывают тревогу в ситуациях межличностного общения (во время публичных выступлений, в ситуации обращения к незнакомому человеку с просьбой или вопросом, в случае ссоры с родителями и др. ). В личности подростка из неполной семьи более выражены такие черты, как негативизм, экстраверсия, ригидность, чувствительность, агрессивность и эмотивность. Это означает, что подростки из неполной семьи стремятся иметь широкий круг друзей, отличаются упорством в отстаивании своих интересов, инертностью познания, склонностью к педантизму, самоанализу и конформизму, изменчивостью эмоциональных состояний и виды деятельности. По сравнению с подростками из полных семей, у них также меньше общих интересов с родителем-одиночкой, поэтому они редко обсуждают и читают книги, редко смотрят с родителями кино, не посещают вместе выставки и музеи, не имеют общих увлечений. . Их организаторские способности менее развиты, чем у подростков

    81

    82

    Капустина Валерия Александровна / Труды социальных и поведенческих наук 233 (2016) 78 – 82

    из полных семей. Это означает, что подростки из неполных семей плохо ориентируются в незнакомой ситуации и предпочитают избегать активности и принятия самостоятельных решений. Для уточнения психологического содержания подростковой социализации в неполных и полных семьях необходимо отметить некоторые существенные корреляции. Выявлена ​​корреляция между межличностной тревожностью подростков из неполных семей и их организаторскими способностями (г=-0,47, р

    Литература [1] Иванченко В.А. Детерминанты процесса социализации подростков из семьи с неполной семейной структурой. В кн.: Социально-гуманитарное знание: история и проблемы современности, Сент-Луис, Миссури, США: Изд-во Science and Innovation Center, Ltd. (Сент-Луис), 2015, с. п. 84–105. [2] Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации. Док. Дисс. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации. Док. Дисс.], Саратов, 2002. 362 с. [3] Иванченко В.А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей. канд. Дисс. Внешние и внутренние детерминанты социализации подростков из неполных семей. канд. дисс., Ярославль, 2012.

    You may also like

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *