Психологический подход . Что такое «Психологический подход «? Понятие и определение термина «Психологический подход » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Психологический подход – определенный комплекс, направленный на глубинное изучение предмета исследования. На протяжении истории формирования психологии как науки было образовано множество школ, некоторые из которых уже потеряли свою актуальность вследствие несостоятельности применяемых концепций, другие успешно функционируют и по сей день. На современном этапе в психологии принято выделять девять основных подходов: биологический, бихевиористский, гуманистический, деятельностный, дуалистический, информационный, когнитивный, психоаналитический, социально-психологический, структуралистский, функционалистский, эклектический. Эти подходы в большинстве своем не являются взаимоисключающими, причем невозможно определить, какой из них наиболее эффективен, поскольку они нацелены на изучение одного предмета, но с использованием разных инструментов. Проиллюстрировать применение различных подходов можно на примере обычного пешехода, переходящего через дорогу. Биологический подход рассматривает это действие как некий акт, который включает в себя передачу нервных импульсов, активизирующих мускулы – те, в свою очередь, управляют движением ног. Поведенческий подход сконцентрирован скорее на некотором стимуле извне – в данном случае это зеленый сигнал светофора, на который человек отреагировал движением. С когнитивной точки зрения переход через дорогу представляет собой реализацию ментальных процессов. Когнитивный подход изучил бы это действие с позиции целей и планов индивида – в данном случае в качестве цели выступит желание навестить друга, а сам переход улицы представляет собой часть плана по реализации данной цели.
< Психолог практический
Психология >
Популярные термины
Психологический подход
Четыре силы в психотерапии
Какие силы повлияли на современную психотерапию? Как шло ее развитие? Почему именно из психоанализа выросли все остальные виды терапии? Об этом рассказывает психолог Виктор Каган.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Оправдать или отречься: стратегии поведения матерей убийц — 6 реальных примеров
- Свидания после развода: 4 главных правила — узнайте, как построить новые отношения
- Менструальная кровь как маска для лица: польза или вред?
- «Созваниваемся с парнем каждый день, но он говорит, что не хочет привязываться. Как узнать его истинные чувства?»
- Как жить с ментальными особенностями: 7 книг о расстройствах, людях и их борьбе
- 8 фильмов о путешествиях, которые меняют жизнь
- Как отдых и физические нагрузки влияют на карьеру: проверенные способы работать эффективнее и продуктивнее
- «Выбираю разочарованных в девушках мужчин, чтобы показать им настоящую любовь»
Сегодня читают
- «Вышла замуж за иностранца и оказалась в плену у абьюзера»
- «Муж расстается со мной уже четвертый раз. Повод — он „плохой человек“»
- «Как познакомиться с нормальной девушкой?»
- Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Девять основных подходов в практической психологии
Основные подходы в практической психологии можно выделить, задав следующие вопросы. Первый: чем определяется, кто или что отвечает за внешнее поведение? Варианты ответов: внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Второй вопрос: от чего зависит или кто отвечает за внутреннее в человеке? Варианты ответов те же – внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Сделав таблицу, где осями будут ответы на эти вопросы, можно выделить девять основных подходов в практической психологии.
- Бихевиоризм
За все внутреннее и за все внешнее поведение отвечают внешние обстоятельства: стимулы. Человек полностью в схеме Стимул-реакция. См.→
- Необихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход
За внешнее поведение отвечают внутренние переменные (импульсы, состояния и ментальные карты), но сами эти внутренние переменные определяются внешними обстоятельствами и могут быть ими изменены.
- Подход традиционной педагогики и работодателя
Для традиционной педагогики чувства школьника могут быть любыми и разными, естественно отражая обстоятельства жизни и то, что с ним происходит, но за свое поведение (соответственно возрасту) человек отвечает сам, лично. Аналогично, работодатель спрашивает с человека за то, что тот сделал либо нет, мало интересуясь внутренними душевными обстоятельствами наемного работника.
- Юнгианство и гуманистический подход
Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но его внутренний мир, подлинные чувства и направление естественного развития определяются тем, чем он есть, его самостью.
- Психоанализ
Внутренний мир человека – арена борьбы внутренних бессознательных импульсов. а внешнее поведение – выражение результатов этой борьбы.
- Деятельный подход
Мысли и переживания человека – не простое отражение внешних обстоятельств жизни, а преломление через его систему мотивов и личностных конструктов. А за свое поведение человек отвечает сам. См.→
- Духовные подходы
Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но за свой внутренний мир, мысли и чувства он отвечает лично, отвечает сам!
- Экзистенциальный подход
В поведении надо выражать то, что идет из нас изнутри, а внутри мы имеем право на полную внутреннюю свободу. Мы – господа своего внутреннего мира!
- Личностно-деятельный подход
Любая мысль и любая эмоция должны быть адресны и целесообразны. И за то, что у меня в душе, и за свое внешнее поведение – отвечаю я сам лично, как Автор своей жизни. См.→
Ограничения
Приведенная выше типология едва ли может описать все поле психологии, они имеет свои естественные ограниченности хотя бы в силу того, что любое описание беднее жизни. В частности, типология обходит стороной ценнейшее достижение советской психологии: деятельностный подход. Для деятельностного подхода нужно выделять еще одну ось: как внутреннее, так и внешнее поведение определяется не только внешними обстоятельствами, внутренними импульсами и состояниями человека, и не только его личным выбором, но системой деятельностей, в которую этот человек включен.
Краткое объяснение основных подходов, используемых в психологии – Студенческая жизнь
Психология изучает наш разум и то, как он влияет на наше поведение. Он изучает общение, память, мысли и эмоции; Понимание того, что движет нашими решениями, действиями, мыслями и чувствами, позволяет нам решать любые проблемы, с которыми мы можем столкнуться.
В психологии существует пять основных подходов. Это биологические, психодинамические, поведенческие, когнитивные и гуманистические. Каждый подход пытается объяснить человеческое поведение по-разному. Подход — это точка зрения, которая включает в себя определенные предположения о человеческом поведении. Существует множество различных теорий в рамках одного подхода, но все они основаны на одних и тех же предположениях.
Этот пост кратко объяснит основные подходы в психологии и обсудит подход, наиболее широко используемый в настоящее время в области психического здоровья. Цель этого поста — дать некоторое представление о различных точках зрения.
Основное предположение бихевиористского подхода заключается в том, что все виды поведения усваиваются посредством взаимодействия с окружающей средой. Когда вы думаете о людях в лабораториях, одетых в длинные белые халаты и наблюдающих за крысами, это поведенческие психологи. Они признают эмоции, однако считают, что объективно и научно измерить можно только поведение.
Психодинамический подход начинается с Зигмунда Фрейда. Его теория психоанализа является одним из крупнейших шагов в области психологии. Этот подход объясняет наше поведение с помощью нашего детского опыта. Он оглядывается на наше детство, чтобы понять наши действия в настоящем. Он считает, что на наш выбор сильно влияет наше бессознательное.
Гуманистический подход основывается на том, что каждый человек уникален и имеет свободную волю измениться в любой момент своей жизни. Он считает, что мы несем ответственность за свое собственное счастье. Он подчеркивает, насколько субъективно наше восприятие мира, поэтому он является противоположным подходом к любым научным попыткам объяснить человеческое поведение.
Когнитивная психология изучает процессы, происходящие в нашем сознании. Он изучает познание, то есть процессы, посредством которых приобретается знание. Память, восприятие и внимание являются примерами этих процессов.
Биологическая точка зрения основывается на представлении о том, что все мысли, чувства и поведение имеют биологическую причину. Он изучает мозг и генетику. Он считает, что большая часть нашего поведения наследуется и может быть объяснена с помощью неврологических терминов.
В настоящее время когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является наиболее широко используемым подходом, помогающим людям преодолевать трудности. Этот подход сочетает в себе предположения когнитивной и поведенческой точек зрения. Он утверждает, что наши мысли, чувства и поведение связаны между собой.
Основными допущениями КПТ являются:
- Наши проблемы возникают из-за ошибочных мыслей о других, нашем мире и нас самих.
- Эти ложные мысли искажают наше видение вещей, заставляют нас мыслить иррационально.
- Мы живем в этом мире, осмысливая свой опыт, то, как мы обрабатываем информацию, заставляет нас формировать определенные взгляды и убеждения о себе, других и окружающем мире. Если эти убеждения неточны или наши рассуждения неадекватны, наши эмоции и поведение могут исказиться.
Цель когнитивно-поведенческой терапии — изменить наши негативные модели мышления. Эти негативные модели мышления приводят к нежелательным эмоциям и поведению.
Психология – увлекательная область, которая позволяет нам понять себя и окружающий мир. Это понимание имеет решающее значение для преодоления любых трудностей в жизни. Каждый подход в психологии вносит что-то новое в это понимание. Это наш личный выбор, что говорит нам больше всего.
Подходы в психологии — Мир психологов
Психологи используют разные подходы или точки зрения, когда пытаются понять человеческое поведение. Например, психологи, использующие биологический подход, предполагают, что различия в поведении можно объяснить с точки зрения генов, структуры мозга и гормонов, которые могут предрасполагать человека к определенным состояниям здоровья.
Поведенческие психологи подчеркивают роль окружающей среды в поведении человека и считают, что мы учимся новому поведению в результате обусловливания. Они утверждают, что стили воспитания, обучение и жизненный опыт помогают формировать нас как личности. Когнитивные и психодинамические подходы смотрят внутрь себя, сосредотачиваясь на мыслях и других когнитивных процессах, которые заставляют человека вести себя так, как он.
Родственные
- Психодинамический подход
Различные подходы в психологии предлагают противоречивые объяснения многих вопросов. Применяя биологический подход к пониманию причин шизофрении, например, можно обратиться к исследованиям близнецов, которые указали на генетический компонент расстройства. Однако поведенческий подход подчеркивает корреляцию между шизофренией и воспитанием в городе, а не в сельской местности (Lewis et al, 1992).
Конечно, и генетические факторы, и факторы окружающей среды часто влияют на один и тот же вопрос, поэтому каждое из объяснений, предлагаемых различными подходами, может помочь нам углубить наше понимание психологии.
Ниже мы обобщаем и оцениваем пять ключевых подходов:
Физиологический подход (биологический)
Физиологический подход предполагает, что биологические факторы влияют на наше поведение и психическое благополучие причинно-следственным образом, в том же как контакт с болезнью может привести к болезни. К биологическим факторам относятся гены, унаследованные от родителей человека, которые, по мнению психологов, могут влиять на предрасположенность человека к некоторым состояниям.
Биологический подход также фокусируется на физических процессах, происходящих в центральной нервной системе (ЦНС), в которую входят головной и спинной мозг. Нейробиологи обнаружили, что разные области мозга выполняют определенные функции, поддерживая влияние структуры мозга на поведение людей. Например, височная доля помогает в обработке языковых , в то время как лобная доля играет роль в нашем восприятии эмоций .
Поскольку технологические достижения расширили возможности ученых по изучению процессов, происходящих в мозге, они смогли определить роль, которую играют определенные области мозга. Миндалевидное тело помогает нам хранить воспоминания и испытывать эмоции. Магуайр и коллеги (2000) обнаружили, что гиппокамп, выполняющий важные функции памяти, был крупнее в мозгу лондонских таксистов, которым для выполнения своей работы необходимо хранить огромное количество информации об улицах.
Это исследование демонстрирует, как мозг может реагировать на изменяющиеся условия, например необходимость запоминать информацию, с помощью биологических приспособлений, известных как нейропластичность.
Биологический подход также стремится понять человека как совокупность химических реакций. Например, исследования показывают, что уровни нейротрансмиттеров в мозге, таких как серотонин, играют роль в депрессии.
Гормоны, циркулирующие в кровотоке и других органах, также могут влиять на наше поведение. Кортизол выделяется во время стресса, готовясь к реакции «бей или беги» на угрозу. Другие гормоны помогают регулировать биологические ритмы, такие как менструальный цикл у женщин. Мелатонин помогает нам поддерживать регулярный цикл сна и бодрствования, что приводит к ощущению усталости поздно вечером.
Связанные
- Стресс: реакция «бей или беги»
По сравнению с другими подходами биологические подходы, такие как физиологический подход, ближе всего соответствуют установленным научным методам изучения человеческого разума. Подход основан на наблюдениях за людьми и другими животными в экспериментах. Достоверность результатов, полученных в результате экспериментов, может быть проверена другими психологами благодаря их воспроизводимости.
Методы визуализации мозга, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ), функциональная МРТ (фМРТ) и компьютерная томография (КТ) играют все более значительную роль в исследовании процессов, происходящих внутри головного мозга.
Сильные стороны физиологического подхода заключаются в его опоре на эмпирических данных экспериментов и его фальсифицируемости. В отличие от психодинамических теорий Фрейда, гипотезы могут быть доказаны или опровергнуты.
Биологический подход привел к важным разработкам в производстве медикаментозная терапия для лечения таких расстройств, как депрессия. Однако остаются вопросы относительно успеха и этичности других физиологических процедур, таких как лоботомия, при которой разрываются связи между отделами мозга, и электросудорожная терапия (ЭСТ).
Критики считают физиологический подход редукционистским, поскольку он игнорирует сложности и непредсказуемость людей, их личности и поведения. Этот подход также в некоторой степени игнорирует влияние окружающей среды, такое как приобретенное поведение.
Узнайте больше о биологических подходах здесь
Эволюционный подход
Эволюционный подход также рассматривает биологический состав человека, чтобы понять его поведение. Но там, где физиологические объяснения ссылаются на активность внутри человека и его мозга, эволюционный подход предполагает, что разум был точно настроен в ответ на окружающую среду в течение многих миллионов лет.
Общая теория эволюции была предложена Чарльзом Дарвином в его 1859 г.книга О происхождении видов . Идеи Дарвина были отчасти результатом поездки на Галапагосские острова. Сравнивая анатомию птиц на островах, он обнаружил, что форма их клювов различается в зависимости от окружающей среды острова, на котором они живут. Он пришел к выводу, что птицы, которых впоследствии назовут вьюрками Дарвина, менялись от поколения к поколению в зависимости от среды их обитания.
Форма клювов птиц адаптировалась, чтобы они могли более эффективно добывать доступную им пищу.
Эта адаптация является результатом естественного отбора, при котором оптимально адаптированные особи способны больше кормить и имеют повышенный шанс воспроизвести подобное потомство. Точно так же черты, желательные для партнера, с большей вероятностью передаются последующим поколениям в результате полового отбора.
Эволюционные психологи считают, что принципы эволюции можно использовать для понимания человеческого поведения. Многие считают, что переживание стресса является результатом приспособления человека к выживанию перед хищниками. В рамках реакции «бей или беги» на угрозу организм переходит в состояние готовности, готовясь отразить агрессора или сбежать от него. Однако сегодня стресс уже не служит значительным преимуществом для выживания, как это было бы для наших предков.
Подобно физиологическому подходу, эволюционная психология предоставляет достоверные данные, объясняющие, почему мы ведем себя так, а не иначе. Однако этот подход подвергался критике за то, что он редукционистский и не учитывает индивидуальные различия между разными людьми.
Узнайте больше об эволюционном подходе здесь
Поведенческий подход
Поведенческий подход предполагает, что каждый человек рождается tabula rasa , или чистым листом. Бихевиористы считают, что наше внешнее поведение определяется внешней средой, а не влиянием генов и биологических процессов. Человек учится на своем жизненном опыте и в результате формируется, чтобы вести себя определенным образом. Бихевиористы смотрят на поведение человека, а не на внутренние процессы ума.
Радикальный бихевиорист Джон Б. Уотсон (1878–1958) изложил принципы бихевиористского подхода в статье 1913 года, озаглавленной «Психология с точки зрения бихевиористов» , которую позже назовут «бихевиористским манифестом». Он подчеркивал «объективный» характер подхода, считал, что научные методы можно применять к человеческому поведению и что поведение человека можно наблюдать, измерять и количественно оценивать с помощью экспериментов (Watson, 1913).
Бихевиористы сосредотачиваются на кондиционирование — как классические, так и оперантные формы — как форма обучения. Обусловливание включает использование стимула для того, чтобы вызвать желаемую реакцию — определенный тип поведения — у человека или животного. Дрессировщики животных, например, обещают собакам угощение ( стимул ) в награду за хорошее поведение (условная реакция).
Первым исследователем классического обусловливания стал физиолог Иван Павлов (1849-1936). В лабораторных экспериментах с собаками исследователь открывал дверь, чтобы покормить животных.
Инстинктивно у собак выделяется слюна при виде еды.
Однако Павлов заметил, что у собак выделялась слюна, когда дверь открывалась, даже если не давали еды. Собаки начали ассоциировать открытие двери с получением еды. Со временем дверь — безусловный раздражитель — стала условным раздражителем, вызывая у собак условную реакцию слюноотделения.
В 1905 году Эдвард Торндайк определил альтернативную форму условного рефлекса у кошек, которую он описал как закон действия . Б. Ф. Скиннер также наблюдал такое поведение у голубей, называя его оперантным обусловливанием. В эксперименте, в котором голубей периодически кормили через механизм в «ящике Скиннера», он заметил, что птицы научились воспроизводить определенные типы поведения, например, поворачиваться против часовой стрелки, прежде чем получить пищу. Еда была 90 059 положительным подкреплением 90 060 их поведения (Skinner, 1948).
Во время оперантного обусловливания человек учится принимать определенное поведение в результате подкрепления или наказания. Положительные подкрепления включают в себя желаемое вознаграждение, такое как еда. Уменьшение нежелательного стимула является негативным подкреплением.
Наказания также могут способствовать оперантному обусловливанию. Навязывание нежелательного события, такого как звон будильника, является положительным наказанием, в то время как отрицательное наказание включает в себя лишение кого-либо чего-либо, чего он желает.
Хотя обусловливание играет важную роль в обучении, Скиннер отметил, что реакция на раздражители не может продолжаться бесконечно. Если субъект дает условный ответ, но не получает стимулы в течение определенного периода времени, это условное поведение исчезает за счет угасания.
Поведенческий подход использует те же научные принципы, что и биологические подходы. Доказательства собираются путем наблюдения за поведением, в том числе в экспериментах с участием людей и животных.
Однако степень применимости наблюдения за нечеловеческим поведением к людям сомнительна. Поведенческий подход также является редукционистским в своем акценте на поведении, не учитывающим внутреннюю деятельность, которую труднее наблюдать, например, мысли и эмоции.
Кроме того, это не объясняет индивидуальных различий в поведении, которые можно наблюдать среди людей, оказавшихся в похожей среде.
Поведенческие исследования имеют множество практических применений в ситуациях обучения. Его результаты способствовали развитию обучения и привели к изобретению Томасом Стэмпфлом в 1967 году затопления (также называемого экспозиционной терапией ) как средства кондиционирования людей, страдающих фобией, чтобы они воспринимали стимулы, которых они в противном случае боялись бы.
Узнайте больше о бихевиористском подходе здесь. Вместо того, чтобы просто наблюдать за поведением, он изучает внутренние когнитивные процессы, которые заставляют человека действовать определенным образом.
Когнитивный подход был описан Ульриком Нейссером в его работе 1967 года Когнитивная психология и фокусируется на таких вопросах, как кодирование, консолидация и извлечение воспоминаний, эмоций, восприятия, решения проблем и языка.
Ученые-когнитивисты часто используют метафору мозга, функционирующего аналогично компьютеру . Точно так же, как компьютерный процессор извлекает данные с диска или из Интернета, мозг получает входные сигналы: зрительный ввод от глаз, звук от ушей, ощущения через нервы и т. д.
Затем мозг обрабатывает этот ввод и отвечает определенным вывод, такой как мысль или сигнал для движения определенной мышцы. Эту компьютерную аналогию мозга можно увидеть во многих когнитивных объяснениях человеческого разума.
Когнитивные психологи рассматривают то, как существующие знания о людях, местах, объектах и событиях, известные как схемы, влияют на то, как мы воспринимаем и думаем о встречах в нашей повседневной жизни.
Схемы развиваются в результате предварительных знаний и позволяют нам предвидеть и понимать окружающий мир. В известном эксперименте, известном как «Война призраков », психолог Фредерик Бартлетт выявил реконструктивную природу памяти с использованием схем для припоминания прошлых событий (Бартлетт, 19). 32).
В то время как когнитивные процессы сложно измерить, когнитивный подход использует научные методы, в том числе эксперименты, направленные на выявление наших внутренних мыслей через наши действия.
В одном из таких экспериментов Лофтус и Палмер (1974) показывали участникам видеозапись автокатастрофы и задавали вопросы о происшествии, подталкивая респондентов к конкретному ответу.
Результаты продемонстрировали динамическую природу воспоминаний и то, как настоящие события могут влиять на воспоминания человека о прошлом.
Когнитивно-психологические исследования памяти позже привели к разработке когнитивного интервью, целью которого является повышение точности показаний очевидцев. Также было создано множество теорий памяти, в том числе модель рабочей памяти (Baddeley and Hitch, 1974) и модель с несколькими магазинами (Atkinson and Shiffrin, 1968).
Узнайте больше о когнитивном подходе здесь
Гуманистический подход
После психодинамического подхода и бихевиоризма гуманистический подход считается «третьей силой» в психологии. Он возник как реакция на предыдущие подходы, отвергающие редукционизм человеческого поведения до набора стимулов и реакций, предложенных бихевиористами.
Психологи-гуманисты считали, что такой подход игнорирует человеческие мотивы, которые движут нами, и свободную волю, которую мы испытываем для самостоятельного принятия решений. Они считали, что бихевиоризм слишком сильно сосредоточился на количественных исследованиях и научных методах, таких как экспериментирование, измерение ответов для получения статистики, которая объясняет поведенческих тенденций групп, но которые не смогли понять истинную природу индивидуумов .
Гуманистический подход также отверг детерминизм психодинамического подхода с его предположением, что подсознание и его врожденные влечения определяют поведение человека, а не его свободную волю.
Вместо этого гуманистический подход предполагает, что люди обладают некоторой степенью самоконтроля, способны определять свое поведение. Хотя убеждения, ценности, мораль и цели влияют на наши действия, мы обладаем свободой воли и несем полную ответственность за свое поведение.
Гуманистические психологи признают уникальную индивидуальность каждого человека и признают, что субъективный опыт влияет на нашу личность и наше поведение.
Абрахам Маслоу (1943) разработал иерархию потребностей , описывающую мотивы, которые движут каждым из нас.
Связанные
- Иерархия потребностей Маслоу
Они варьируются от потребностей выживания, таких как потребность в еде, до потребности реализовать свой потенциал. Маслоу назвал такие цели потребностями самоактуализации и утверждал, что наше поведение определяется этими потребностями. Препятствия, препятствующие стремлению человека к достижению таких целей, могут привести к его страданию.
Следуя гуманистическим принципам, Карл Роджерс разработал клиентоцентрированную терапию и выступал за то, чтобы терапевт устанавливал взаимопонимание с клиентом, слушая его и сопереживая ему. Вместо резкой критики Роджерс предложил, чтобы терапевт проявлял безоговорочное положительное отношение к клиенту, независимо от его отношения.
Гуманистический подход подчеркивает важность качественных данных по сравнению с количественными, статистическими измерениями более научных подходов. Люди могут быть опрошены и им разрешено выражать свои истинные чувства. Также можно использовать открытые анкеты , а также клиент наблюдения и ведение дневника .
Метод q-sort — еще один гуманистический исследовательский метод.
Человеку даются две одинаковые колоды карт, содержащие самоописательные прилагательные и фразы. Их просят отсортировать первую колоду в порядке того, насколько точно карты описывают себя в данный момент. Затем они раскладывают вторую колоду по порядку, как они хотели бы быть в идеальном мире — свои актуализировал себя . Различия в положении одной и той же карты в колодах раскрывают потенциальные возможности для личного развития.
Этот подход удовлетворяет спрос на более гуманистические ценности в западных обществах и нашел многочисленные практические применения. Например, методы клиент-центрированной терапии Роджерса повлияли на современные методы консультирования . Книги самопомощи и Семинары также направлены на удовлетворение нашей потребности в достижении актуализации.
В отличие от биологической и психодинамической точек зрения, гуманистический подход признает индивидуальность человека, а также свободу воли, на которую указывают наши сознательные мысли.
Тем не менее, гуманистической психологии не хватает эмпирических данных , которые физиологический подход может получить экспериментально. Он также игнорирует значительную ценность биологических подходов, включая роль, которую играют гены и нейрохимия во влиянии на поведение.
Узнайте больше о гуманистическом подходе здесь
Психодинамический подход
Психодинамический подход подчеркивает ту роль, которую внутренняя «динамика» личности человека играет в его или ее поведении. К ним относятся врожденные побуждения, с которыми мы рождаемся, но о которых не сознаем.
Иногда эти побуждения приводят к нежелательному или социально неприемлемому поведению. Поэтому ум пытается заглушить желания, такие как сексуальные влечения, на 9 секунд.0059 подавление им. Однако подавление не устраняет импульсы человека, и внутренние конфликты могут проявляться как кажущиеся не связанными между собой проблемы в более позднем возрасте.
Психодинамический подход популяризировался благодаря трудам австрийского врача Зигмунда Фрейда (1856-1939). Публикации Фрейда, которые включали тематические исследования и психодинамические теории по таким вопросам, как человеческая психика и юмор, привели к тому, что его считают отцом психоанализа.
Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития, во время которых человек получает удовлетворение от той или иной области тела, или эрогенной зоны. Эти стадии включают оральную стадию во время кормления, когда младенец получает удовольствие от питья молока. Более поздняя анальная стадия включает в себя период приучения к туалету.
Фрейд полагал, что если человеку на любом этапе воспрепятствовать удовлетворению своих потребностей, может возникнуть фиксация, затрагивающая соответствующую эрогенную зону. Например, если младенец не может правильно питаться во время оральной стадии, согласно теории Фрейда, позже у него может развиться привычка грызть ногти или курить.
Кроме того, Фрейд предположил, что человеческая психика состоит из трех конкурирующих сущностей: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид управляет импульсивными желаниями, в то время как эго смягчает такие желания внешними реалиями потенциального наказания за иррациональное поведение. Супер-эго знает о действиях человека по отношению к другим и отвечает за чувство вины и сожаления.
Более спорным является то, что Фрейд предположил, что мужчины страдают от эдипова комплекса — влечения к матери, которое приводит к обиде на отца. Точно так же он считал, что женщины желают своих отцов как часть комплекса Электры.
Психодинамический подход также рассматривает человеческое поведение как мотивированное желанием «сохранить лицо» — сохранить свою самооценку и чувство собственного достоинства. Мысли, угрожающие эго, сталкиваются с развертыванием защитных механизмов, которые включают вытеснение, сублимацию и перенос чувств от одного человека к другому.
Фрейду приписывают внимание к влиянию подсознательных мыслей и желаний на человеческую психику.
Однако исследование таких накопителей невозможно объективно наблюдать.
Вместо этого Фрейд использовал психоанализ, пытаясь получить информацию о состоянии своих пациентов. Он сосредоточился не только на их нынешнем состоянии, но и использовал свободные ассоциации, гипноз и регрессию, чтобы исследовать их детские переживания, их отношения с родителями и другими членами семьи.
Случаи Фрейда, которые в основном касались женщин из среднего класса, живших в Вене в начале 20-го века, привели к тому, что он опубликовал серию статей. К ним относятся тематические исследования, такие как случай с Маленьким Гансом (Фрейд, 1909). Он также писал, что истерию в случае Анны О, клиентки его коллеги Йозефа Брейера, можно объяснить с помощью психодинамического подхода (Фрейд, 1895).
Связанные
- Анна О: история болезни Зигмунда Фрейда
Теории Фрейда стали невероятно влиятельными во время их публикации, но в последующие десятилетия психологи начали подвергать сомнению некоторые из его идей. Его опора на выборочные аспекты тематических исследований была единственным доказательством, которое Фрейд использовал в поддержку своих теорий. Теории, касающиеся психики, также трудно доказать и их невозможно опровергнуть.
Сосредоточив внимание на подсознательных мыслях и побуждениях, психодинамические теории также не учитывают значение самоконтроля посредством сознательных мыслей и свободы воли.
Тем не менее, Фрейд продолжает оказывать влияние на последующие поколения психоаналитиков.