Разное

Этика психотерапевта: Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии

Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии

Общество психоаналитической психотерапии (ОПП) разработало данный Этический кодекс, чтобы определить этические стандарты работы психоаналитического психотерапевта в сферах психотерапевтической практики, обучения психотерапии и исследовательской деятельности. Данный кодекс имеет своей целью информировать психотерапевтов и обучающихся психотерапии студентов (далее студентов) о необходимости следования профессиональной этике и предупредить членов ОПП об опасности отклонений от стандартов профессионального поведения.

Психоаналитическая психотерапия представляет собой метод лечения взрослых людей, детей и подростков, страдающих от эмоциональных нарушений и психических расстройств, с целью ослабления психического страдания и содействия их развитию и благополучию. Разработанные принципы и стандарты профессиональной этики являются общей системой правил, определяющей обязательства психотерапевта перед пациентами, их родителями или опекунами (когда пациентом является ребенок или подросток), студентами, коллегами и общественностью в целом. Этические нормы, которые содержит данный кодекс, предполагают обязательство со стороны психотерапевта действовать в соответствии с этикой психотерапии на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов.

Данный кодекс создает общую основу для решения этических проблем. Ни одно из правил этики не может быть общим и отвечающим на все этические вопросы, возникающие в психотерапевтической практике, образовательной и исследовательской деятельности. Знание членами ОПП Этического кодекса должно позволять им самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности.

Ответственность, взвешенность суждений и честность психотерапевта – необходимые условия реализации профессиональной этики в сфере психоаналитической психотерапии. Постоянная самопроверка и рефлексия психотерапевта, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам при возникновении трудностей и этических дилемм обеспечивают надежные условия, как для пациента, так и для самого психотерапевта.

 

I. Профессиональная компетентность. Психотерапевт должен оказывать только профессионально компетентную помощь и осознавать пределы собственной компетентности. Психотерапевту следует прилагать усилия, чтобы обогащать свои знания и совершенствовать практические навыки. Жизненные стрессы и болезни психотерапевта, ослабляющие его профессиональную компетентность, должны быть им своевременно осознаны; в связи с ними должны быть предприняты соответствующие меры. Следует воздерживаться от оказания профессиональных услуг, когда актуальное состояние психотерапевта может оказать негативное влияние на терапевтический процесс.

II. Уважение личности и отсутствие дискриминации. Психотерапевт должен осознавать собственные ценности и убеждения, и не навязывать их пациентам. Психотерапевту следует оказывать психотерапевтическую помощь пациентам, а также способствовать профессиональному развитию студентов и коллег, с уважением и заботой. Дискриминация на основании возраста, нетрудоспособности, национальной или религиозной принадлежности, пола, сексуальной ориентации или социально-экономического положения, а также на других основаниях — противоречит этике психотерапии.

III. Информированное согласие. Терапевтические отношения между пациентом и психотерапевтом основываются на доверии и информированном согласии. В ходе первичных интервью пациентов следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии и других видах помощи. Психотерапевт должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу времени встреч, оплаты и других правил и обязательств. Если пациентом является ребенок, то, принимая во внимание его возраст, необходимо достигнуть дополнительных соглашений с родителями или опекунами.

IV. Конфиденциальность. Конфиденциальность информации, раскрытой пациентом в общении с психотерапевтом, является основным правом пациента и неотъемлемой частью эффективной психотерапии и исследовательской деятельности. Психотерапевт должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить права пациента (в том числе бывшего) на конфиденциальность. Психотерапевт не имеет права обсуждать полученную от пациента информацию вне рамок терапевтического, консультативного, супервизорского и образовательного контекста. Если психотерапевт использует материал случая в обсуждениях с коллегами с консультативными, образовательными или научными целями, данные о личности и жизни пациента должны быть существенно изменены для того, чтобы пациент не мог быть узнан. При презентации случая в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей такой презентации, ее пользы для пациента и вероятности быть узнанным; при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ.

V. Честность. Честность лежит в основе терапевтических отношений в психоаналитической психотерапии. Осознавая сложности человеческого общения и терапевтических отношений, психотерапевт должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто.

VI. Запрет на эксплуатацию пациента. В связи с тем, что пациент достаточно уязвим в неравных отношениях с психотерапевтом, психотерапевт не должен каким-либо образом эксплуатировать пациента и членов его семьи. Психотерапевт должен избегать двойных отношений с пациентами. Сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом или членами семьи последнего являются грубым нарушением профессиональной этики.

VII. Научные обязательства. Психотерапевту следует способствовать развитию научных и клинических знаний и повышению образовательного уровня студентов и коллег. Исследования следует проводить в соответствии с принципами клинического и научного исследования. При проведении исследований особую осторожность следует соблюдать при использовании клинического материала. Данные предосторожности касаются соблюдения прав пациента на конфиденциальность и сведения к минимуму возможности вреда пациенту.

VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности. Психотерапевту следует постоянно оценивать свою способность к осуществлению профессиональной деятельности, прибегать к консультациям коллег в ситуации серьезных сомнений и затруднений и давать обратную связь относительно состояния и способностей к профессиональной деятельности своих коллег.

IX. Социальная ответственность. Психотерапевту следует осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законами, которые действуют в интересах пациента и общественного блага в целом.

Общество психоаналитической психотерапии признает всю сложность отношений психотерапевта и пациента, а также противоречивые ожидания относительно психотерапевтической помощи в современном обществе. Кроме того, эта сложность возрастает, когда пациентом является ребенок и его родители или опекуны оказываются в некоторой степени вовлеченными в терапевтический процесс. Для реализации вышеприведенных принципов были созданы нижеприведенные стандарты, которые могут служить в качестве руководства к действию. Стандарты демонстрируют формы профессионального взаимодействия и практики, которые приняты большинством психотерапевтов как проверенные временем и морально соответствующие их профессиональной деятельности.

I. Профессиональная компетентность

1. Психотерапевт должен заниматься практикой, которая не выходит за пределы его компетентности, то есть практикой, основанной на полученном образовании, специальной подготовке и профессиональном опыте. Психотерапевту следует стремиться приобретать новые знания и навыки, необходимые в работе с различными категориями пациентов. Постоянная самопроверка и рефлексия психотерапевта, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам при возникновении трудностей является важной частью профессионального развития.

2. Следует придерживаться обоснованных теоретических принципов и техник, а также использовать возможность обмена знаниями и консультаций с другими специалистами – с психоаналитиками, психотерапевтами и специалистами смежных направлений.

3. Психотерапевт должен постоянно отслеживать уровень собственной профессиональной компетентности и, когда это необходимо, предпринимать шаги по ее повышению. Психотерапевт должен стремиться получать обратную связь от своих коллег, которая бы позволяла регулярно оценивать уровень собственной профессиональной компетентности.

4. Психотерапевт должен воздерживаться от оказания профессиональных услуг в тех случаях, когда в силу каких-либо причин (например, жизненных обстоятельств или проблем со здоровьем) существует вероятность нанесения вреда пациентам. В данных обстоятельствах психотерапевту следует обратиться за консультацией к коллегам или врачам для определения способности к осуществлению работы и предпринять адекватные меры для исправления нарушений в своей способности к психотерапевтической деятельности.

5. Неотъемлемой частью профессионализма в области психотерапии является следование профессиональной этике. Знание членами ОПП Этического кодекса должно позволять им самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности.
В случае сомнения в том, является ли какая-либо потенциальная или действительная ситуация нарушением профессиональной этики, следует проконсультироваться с компетентным психотерапевтом, разбирающимся в вопросах профессиональной этики или обратиться за консультацией в Комитет по этике.

II. Уважение личности и отсутствие дискриминации

1. Психотерапевт должен стремиться осознавать собственные ценности, установки и стереотипы и с уважением относиться к личным ценностям, а также культуральным особенностям пациентов.

2. Психотерапевт не должен допускать дискриминацию пациентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, национальной и религиозной принадлежности, сексуальной ориентации и социально-экономическому статусу.

3. Психотерапевту рекомендуется отказаться от участия в социальных и политических движениях, дискриминирующих людей по полу, национальной и религиозной принадлежности, состоянию здоровья, сексуальной ориентации и социально-экономическому положению.

III. Взаимность и информированное согласие

1. Психоаналитическая психотерапия осуществляется на добровольной основе посредством обоюдного соглашения («психотерапевтический контракт») между психотерапевтом и пациентом, а также родителями или опекунами — в случае, если пациентом является ребенок. Условия прохождения психотерапии должны быть ясны пациенту до начала психотерапии; любое их изменение должно обсуждаться с пациентом.

2. В ходе первичных консультаций пациента следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии и возможных альтернативных видах помощи. Информация относительно процесса психотерапии и обещания касательно ее результатов должны быть взвешенными, не вселяющими неоправданных надежд.

3. Психотерапевт должен устанавливать и сохранять ясные границы терапевтических отношений. Все аспекты психотерапевтического контракта следует обсуждать с пациентами в ходе первичных консультаций. Политика психотерапевта относительно оплаты пропущенных сеансов должна быть осознана пациентом до того, как нужно будет оплачивать пропущенный сеанс. В случаях, когда оплата производится третьей стороной, этот аспект также должен быть обсужден с пациентом. Если пациентом является ребенок, то вопрос о пропущенных сеансах должен быть обсужден как с родителями или опекунами, так и самим ребенком, если его возраст и состояние позволяет это сделать.

4. Психотерапевту не следует в одностороннем порядке прекращать психотерапию без специального обсуждения такого решения с пациентом или, если пациент несовершеннолетний, — с его родителями или опекунами. Психотерапевту следует информировать пациента о существующих возможностях помощи после завершения психотерапии.

IV. Конфиденциальность

1. Психотерапевт должен уважать личные права пациента и избегать не оправданного разглашения конфиденциальной информации. Требование к сохранению сведений о личной жизни пациентов в тайне перестает действовать только в тех случаях, когда нарушение конфиденциальности может помочь предотвратить явный вред пациенту, психотерапевту или другим людям, или когда существуют юридически обоснованные обстоятельства, предписывающие раскрытие конфиденциальной информации.

2. Психотерапевту не следует делиться конфиденциальной информацией о пациентах с третьими лицами, не имеющими прямого отношения к психотерапии, без согласия на то пациента или родителей (опекунов) несовершеннолетнего пациента. Нарушением конфиденциальности не будет обсуждение информации с супервизором, а также коллегой или смежным специалистом, который выступает в качестве консультанта.

3. Если пациентом является ребенок, психотерапевт должен также стремиться сохранять конфиденциальность по отношению к пациенту в те моменты, когда он информирует родителей (опекунов) о процессе психотерапии. Степень сохранения конфиденциальности зависит от возраста ребенка и клинической ситуации.

4. Психотерапевт должен позаботиться о том, чтобы условия хранения записей работы с пациентами исключали вероятность нарушения конфиденциальности пациентов.

5. Если психотерапевт использует конфиденциальный материал случая для клинической презентации, либо обсуждает случай с коллегами в консультативных, научных или образовательных целях, материал случая должен быть изменен таким образом, чтобы исключить возможность идентифицировать пациента. При этом супервизоры, консультанты и студенты, участвующие в обсуждении материала случая, должны соблюдать правило конфиденциальности.

6. При презентации клинического материала в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей презентации, а также ее выгоды и потенциального риска для пациента, при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ. В случае несовершеннолетнего пациента возможность презентации случая должна обсуждаться с родителями (опекунами) пациента, а если позволяет возраст и состояние — и с самим пациентом.

V. Честность

1. Психотерапевту и студенту следует честно и открыто отвечать на вопросы пациентов о профессиональной подготовке и практическом опыте. Психотерапевт должен корректно называть свою специальность, обозначать квалификацию и предлагаемые услуги. Психоаналитическим психотерапевтом может называть себя врач или психолог, успешно завершивший обучение по психоаналитической психотерапии согласно образовательным стандартам в данной области. При проведении психоаналитической психотерапии студентом пациенты и/или родители (опекуны) несовершеннолетнего пациента должны быть проинформированы им о том, что в данный момент психотерапевт проходит обучение и супервизию.

2. Психотерапевту следует открыто обсудить с будущим пациентом (родителями или опекунами несовершеннолетнего пациента) выгоды, требования и условия психоаналитической психотерапии. Психотерапевту не следует вводить в заблуждение пациентов (родителей или опекунов несовершеннолетних пациентов), а также общественность посредством заведомо неверных утверждений относительно предлагаемого вида помощи.

VI. Запрет на эксплуатацию пациента

1. Баланс власти и влияния в отношениях между психотерапевтом и пациентом неравен, поэтому психотерапевт должен осознавать свою роль и ответственность во взаимодействии с пациентами и стремиться использовать особенности терапевтических отношений в интересах пациентов.

2. Психотерапевт должен избегать двойных отношений (финансовых, деловых и личных) с пациентами. Психотерапевту также следует оценивать потенциальное влияние любых предшествующих и перекрывающихся отношений на оказание помощи пациентам.

3. Сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом (бывшим пациентом), родителями (опекунами) несовершеннолетнего пациента или членами его семьи, независимо от того, кем они инициированы, являются грубым нарушением профессиональной этики. Установление личных или интимных отношений и брак между психотерапевтом и пациентом или родителем (опекуном) пациента детского или подросткового возраста возможен не ранее чем через 3 года после завершения терапевтических отношений.

4. Физические прикосновения, за исключением рукопожатия, также не приветствуются в рамках психоаналитической психотерапии. Если прикосновения имеют место, независимо от того, с чьей стороны — пациента или психотерапевта — это тревожный сигнал для психотерапевта. В этом случае необходимо задуматься об опасности данной ситуации для терапевтического процесса и обратиться за консультацией к супервизору или коллеге. Если пациентом является ребенок, не достигший подросткового возраста, прикосновения между психотерапевтом и пациентом могут иметь место в ходе игры. Если ребенок проявляет разрушительные действия или его поведение выходит из под контроля, его следует сдержать. Психотерапевт должен быть внимательным к тем многочисленным смыслам, которые может нести для ребенка физической контакт. Может оказаться полезным обсуждение таких ситуаций с родителями или опекунами. В случае, если ситуация вызывает беспокойство, психотерапевту следует обратиться за консультацией.

5. Психотерапевт не должен участвовать в каких-либо финансовых отношениях с пациентом, а также с родителями (опекунами) несовершеннолетнего пациента, за исключением оплаты консультативных или психотерапевтических услуг. Также неэтично использовать информацию, предоставленную пациентом или родителями (опекунами), с целью получения финансовой или другой личной выгоды.

6. Льготная оплата психотерапевтических сеансов никоим образом не дает права на снижение профессиональных и этических требований к психотерапевтической работе.

7. Психотерапевт не должен использовать свой профессиональный статус или руководящий пост в организации для какой-либо эксплуатации пациентов, членов их семей и студентов. Отношения психотерапевта и пациента не могут совмещаться с отношениями преподаватель-студент и супервизор-супервизируемый. В ходе психотерапии следует избегать каких-либо других отношений с пациентами, а профессиональный контакт вне терапевтической ситуации должен быть сведен к минимуму.

VII. Научные обязательства

1. Психотерапевту следует соблюдать меры предосторожности в использовании клинического материала, соблюдая право пациента на тайну его личной жизни. В случаях, когда пациентом является ребенок, право на конфиденциальность распространяется также на родителей (опекунов). Особенно осторожно следует относиться к использованию материала пациентов, проходящих психотерапию в текущий момент.

2. Неэтично использовать фальсифицированные материалы в публичных презентациях или публикациях. Психотерапевту следует быть осторожным при изменении клинического материала, чтобы не ввести в заблуждение коллег и не фальсифицировать факты клинической действительности и свои выводы. Вместе с тем, клинические данные должны быть изменены настолько, чтобы идентификация пациента была невозможна.

VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности

1. Психотерапевту следует обращаться за консультацией к супервизору или другим коллегам в случаях, когда в терапевтическом процессе возникают серьезные трудности.

2. Если пациент, родители (опекуны) пациента или коллеги психотерапевта считают, что последнему требуется консультация, то это мнение должно быть принято психотерапевтом к сведению и с уважением рассмотрено.

3. Этично консультировать пациента другого психотерапевта или смежного специалиста, если пациент нуждается в такой консультации. Психотерапевт должен воздерживаться от необоснованных комментариев, которые могут повредить репутации коллеги. Вместе с тем, психотерапевт должен признавать право пациента узнать мнение другого специалиста и получить соответствующую его состоянию помощь. Психотерапевт может корректно высказать свое мнение относительно характера существующих отношений и того, в какой степени оказываемая помощь соответствует потребностям и состоянию пациента.

4. Если у психотерапевта есть основания полагать, что другой психотерапевт, являющийся членом ОПП, нарушает профессиональную этику, он может попытаться прояснить ситуацию посредством личного обсуждения с этим психотерапевтом или прибегнуть к консультациям с другими коллегами. Если это не приводит к разрешению проблемы или если имеет место явное нарушение профессиональной этики, психотерапевт должен сообщить о факте нарушения в Комитет по этике ОПП.

5. В случаях, когда психотерапевт понимает, что пациент может нанести серьезный физический вред себе, психотерапевту или третьему лицу, он должен предпринять необходимые меры по предотвращению этого, т.е. в случае необходимости может нарушить конфиденциальность пациента, но только до той степени, в какой это необходимо для предотвращения вреда.

6. Если пациентом является ребенок и психотерапевт узнает о факте нанесения серьезного вреда пациенту или сталкивается с потенциальной возможностью таких действий, психотерапевт должен предпринять необходимые меры. В данных обстоятельствах нарушение конфиденциальности должно быть сведено к минимуму, необходимому для предотвращения опасности для ребенка. В случае вскрытия факта физического или сексуального насилия психотерапевт должен проинформировать об этом родителей (опекунов) пациента.

IX. Социальная ответственность

1. Психотерапевту следует соблюдать право пациента на конфиденциальность во всех смыслах: правовом, гражданском, административном. Он должен позаботиться о том, чтобы записи о работе с пациентами не могли попасть в руки посторонних лиц, а также соблюдать все этические правила сохранения тайны частной жизни.

2. Психотерапевту следует поддерживать законы и социальную политику, которые действуют в интересах пациентов и содействуют психическому здоровью в обществе.

3. Психотерапевту следует вкладывать свое время и способности (при необходимости даже при отсутствии денежного вознаграждения) в клиническую, консультативную и образовательную деятельность, имеющую своей целью увеличение профессионализма в сфере психического здоровья и улучшение качества жизни людей.

©2015, Психодинамика. При перепечатке и копировании текстов активная ссылка на www.psychodinamica.ru обязательна.

© «Психодинамика», 2007–2021

Этика психотерапевта

Этично ли психотерапевту рекламировать свои услуги?

Кирилл Кошкин

Врач-психиатр, психотерапевт,
основатель Школы Частной Практики

Терапевты, которые начинают работать над своей частной практикой, практически всегда сталкиваются с этическими затруднениями: «мне противно продавать себя», «говорить о результате в психотерапии невозможно», «продвигать себя – это заявлять, что ты лучше коллег», «самый лучший источник практики – «сарафанное радио», «надо просто работать хорошо и клиенты придут», «пробовал я рекламу – она не работает».
Если вы разделяете хотя бы одно из этих утверждений – эта статья для вас.

Реклама и этический кодекс психолога/психотерапевта

Для начала предлагаю рассмотреть вопрос этичности рекламы в психотерапии, поскольку он вызывает множество споров среди коллег.

Итак, начнем с понятия «этический кодекс», который предписывает этические нормы и правила в сфере психотерапии. Перед написанием этой статьи я досконально изучил порядка 50 отечественных и зарубежных кодексов профессиональной этики, пытаясь найти положения о рекламе и продвижении услуг специалистами. Кстати, полный перечень используемых мною нормативных документов будет приведен в конце данной статьи.

Я часто слышал от психотерапевтов разных школ, что рекламировать себя им не позволяет этический кодекс их сообщества. К моему удивлению, только в кодексе Российского Психологического Общества (РПО) [46] я обнаружил следующий пункт: «Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения». Отмечу, что во всех других кодексах императивного запрета на рекламу специалистом себя и своих услуг, подобно приведенному выше пункту, не было.

Наверное, большинству из вас покажется странным факт того, что только в одном из проштудированных мною документов был прописан подобный запрет. Таким же странным он показался и мне, поэтому я решил направить письменный запрос в этический комитет РПО для получения письменных разъяснений, но ответа так и не получил.

Кстати, позже, просматривая немецкий кодекс профессиональной этики психологов 1986 года [27], я также нашел запрет на рекламу услуг, но он касается только специалистов, работающих в клиниках, и не распространяется на частнопрактикующих. Во всех остальных кодексах, которые я прочел, содержались лишь определенные требования к рекламе услуг, но речи о запрете не было. Речь шла о том, что «специалисты не должны вводить в заблуждение пациентов, преднамеренно завышая собственную квалификацию и потенциал», но с моей точки зрения, данное требование является совершенно обоснованным.

Однако, вопрос рекламы, независимо от его упоминания в нормативных документах, часто восприниматься специалистами по-разному и некоторые из них считают занятие саморекламой нарушением этики. Почему?

Рассмотрим чаще всего встречающиеся ответы, которые дают слушатели нашей программы и которые я упоминал в начале статьи. Итак:

  • реклама – это «способ продажи самого себя» и специалистам в области психотерапии должно быть стыдно этим заниматься.
  • «психотерапия – это процесс», зачастую длящийся годами, а не способ решения проблем. Обещать какой-то конкретный результат – нечестно.
  • когда психотерапевт рекламирует себя, то он таким образом пытается возвыситься относительно коллег, что не совсем «прилично».
  • среди психотерапевтов можно встретить и тех, кто негативно относится к самой рекламе: реклама как способ продвижения себя не работает, лучшая реклама – «сарафанное радио».

Давайте рассмотрим эти распространенные убеждения подробнее.

Убеждение 1. «Рекламировать свои услуги = продавать себя»

Рис. К. Кошкин

Попытаемся понять взаимосвязь между фактом продвижения услуг, которые предлагает специалист с «продажей себя». Согласитесь, специалист – это тот, кто заслужил возможность работать в своей области: в какой-то момент своей жизни принял решение учиться, совершенствовал себя в выбранном подходе, тратил время и силы, чтобы быть способным предложить что-то ценное своим потенциальным клиентам.

Обучение психотерапии имеет особенности. В процессе получения знаний и во время непосредственной практики, человек сливается со своим профессиональным Я, у него формируется особенное мировоззрение и мировосприятие. Иными словами, сам человек и его знания и опыт в области психотерапии интегрируются в единое целое и становятся неразделимыми.

Вместе с тем, очень важна сепарация собственной личности от профессиональной деятельности, ведь, по сути, то, чем мы занимаемся, является лишь «ролью», которая помогает нам реализовывать свои таланты и умения и зарабатывать на жизнь. Но, в большинстве случаев, эта самая сепарация так и не происходит.

В результате, во главу угла ставится важность слияния профессии с личностью специалиста и, как следствие, получается, что рекламируя свои услуги, человек начинает рекламировать самого себя. Происходит подмена понятий и, в попытке продать собственные навыки и индивидуальные наработанные годами приемы, специалист словно продает самого себя.

Таким образом «продажа себя» — это ситуация в которой личность находится в слиянии со специалистом. Это дисфункциональная ситуация, препятствующая дальнейшему профессиональному развитию.

Убеждение 2. «Обещать результат в психотерапии нельзя»

Рис. К. Кошкин

Вернемся к услуге. Вопрос о результатах психотерапии остро стоит среди самих специалистов. Каким образом можно продать услугу, которая, по сути, не имеет ясного конечного результата и может длиться годами?

В целом, вектор по которому движется специалист во время работы с клиентом, изначально задан и, фактически, речь идет об изменениях проблемных обстоятельств жизни клиента в процессе терапевтического взаимодействия. Но попробуйте задать специалисту вопрос о конкретных результатах такого «лечения души».

Скорее всего, в ответ вы услышите череду вербальных уловок и целый ряд приемов, которые будут, по сути, уходом от ответа, но уходом таким, что в дальнейшем не возникнет никаких интенций получить ответ. Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Положим, каждый из нас знает, чем занимается пекарь, учитель, врач, водитель и каждый сможет четко сформулировать результат труда этих специалистов. Более того, ответ будет понятен любому обывателю.

В случае со специалистами в области психотерапии ситуация обстоит иначе. Фактически, они не имеют четкого понимания того, чем занимаются и каковы результаты их работы, как в случае с пекарем или врачом.

Когда мы просим участников нашей учебной программы сформулировать концепцию деятельности психотерапевта, то, обычно, не получаем внятных ответов. Нам говорят: «Психотерапевт способствует осознаванию, сопровождает изменения, занимается отношениями с собой и с другими в широком смысле» и т. д Полученные ответы понятны коллегам, но простого обывателя они только путают.

В чем тут дело и какой может быть выход? Как показывает наша практика, у психотерапевтов не возникает сложностей с определением результатов своей деятельности, когда они сознательно фокусируются на отдельных аспектах проблемной ситуации.

Например, терапевт начинает работать не с отношениями в целом, а с одним небольшим аспектом этой проблемы – управлением гневом в семейных конфликтах. Такое изменение масштаба позволяет увидеть проблему и понять в чем заключается ее решение. Такой подход позволяет четко сформулировать и понять результаты профессиональных усилий психотерапевта.

Это, в свою очередь, дает уверенность в том — что он делает и как он это делает. Такая обратная связь от своей деятельности укрепляет не только профессиональные навыки и идентичность, она позволяет честно продвигать свои услуги, не вводя в заблуждение, не хитря и не прячась за обкатанные скользкие формулировки.

Полагаю, что вы будете согласны с тем, что знание результата деятельности укрепляет достоинство специалиста, дает ему возможность обрести устойчивую практику и получать достаточное вознаграждение за собственный труд. Отмечу, что все это возможно только тогда, когда фактически произошла сепарация специалиста от личности, о которой упоминалось ранее.

Убеждение 3. «Конкурировать – плохо»

Рис. К. Кошкин

Когда специалисту удается справиться с разделением ролей и с концепцией результата, на сцене почти всегда возникает идея о том, что реклама себя и своих услуг является не более, чем «нарциссичной» попыткой конкурировать с коллегами, многие из которых являются более опытными и могут работать никак не хуже.

Справедливости ради отмечу, что в большинстве случаев эти суждения высказывают те, кто очень плотно взаимодействуют с профессиональными сообществами и зависят от уровня лояльности и благосклонности коллег.

В таком контексте нарушать установленную иерархию, выделяя себя среди коллег, было бы некорректным, поскольку можно попросту лишиться доступа к источнику практики коим, по большому счету, являются такие сообщества.

А в случаях, когда специалист не умеет говорить с «дикими» клиентами и привык к «птичьему» языку сообщества, если имеет дело только с теми, кто априори разделяет ценности и язык, отлучение от таких сообществ будет равным прекращению собственной деятельности.

Очень показательной является реакция таких членов сообщества на предложение услуг, сформулированных на языке клиента (общение с потенциальными потребителями в одном семантическом ключе способствует «продаже услуги»).

Реакцией почти всегда будет осуждение, обвинение в «примитивизации», «профанации», «попрании высоких идеалов профессии». А раз человек так «плохо» себя ведет, то либо он плохой специалист, либо дает волю своей «непроработанной» демонстративной и/или нарциссической части. И, разумеется, когда такой «слабый» специалист пытается обратить на себя внимание и получить клиентов (с проблемами которых он, это — очевидно, не справится), то это – «недобросовестная конкуренция», так как она вводит в заблуждение клиентов.

Такая логика характерна для ситуаций, когда члены профессиональных сообществ читают рекламные материалы специалиста, как если бы они были написаны для них. По сути, за этой позицией стоит нежелание признавать, что с клиентом необходимо говорить на понятном для клиента языке.

Если специалист избегает говорить о своих услугах на понятном для клиентов языке, то он, очевидно, не будет ими услышан и понят. Это значит, что его услуги останутся невостребованными. Это значит, что его практика не будет расти.

По данным института В.П.Сербского [4] в 2012 число впервые обратившихся за помощью 357219 человек с непсихотическими расстройствами. При этом обеспеченность психотерапевтами составляет 1:1200. А число обслуженных к общему количеству нуждающихся 16,5%. То есть только по официальным данным «необслуженными» остаются 83,5%. Потенциальных клиентов в 5 раз больше тех, кто уже получает помощь. И ситуация с 1999 года не сильно изменилась [1]

Теперь, собственно о конкуренции на рынке психотерапевтических услуг. Это можно было бы сколько-нибудь всерьез рассматривать, если бы клиентов было ограниченное количество.

Существующий рынок психотерапевтических услуг охватывает лишь пятую часть тех, кто действительно нуждается в помощи специалистов. Но, оказывается, есть 980 человек на каждые 10000 населения, кто готов воспользоваться услугами психотерапевта, но не знает как [1,4]! Как можно найти того, кто поможет решить проблему? Каждый человек, описывая проблему, делает это уникальным образом.

И помочь ему может тот, кто сумеет изложить концепцию услуги, опираясь на понятные клиенту опорные точки восприятия. Если в свободном доступе найти подобных специалистов практически не представляется возможным, то наши потенциальные клиенты находят понятные им «заменители», которые разговаривают с ними об их боли на понятном для них языке.

Например, обманутая жена ищет утешения у гадалки, а нерадивый муж в алкоголе не потому что психотерапевт им не может помочь, а потому что они не получили понятной для них информации о том, что это возможно. Вот поэтому всерьез говорить о конкуренции в сфере психотерапии невозможно. Потенциальных клиентов огромное количество, важно уметь к ним правильно обратиться.

Убеждение 4. «Лучший способ развития практики – «сарафанное радио»

Рис. К. Кошкин

А теперь пора поговорить о «сарафанном радио». Понятно, что если специалист показывает отличные результаты своей работы, то его клиенты будут передавать информацию о нем из уст в уста и, таким образом, со временем, его практика значительно вырастет.

Сама идея «сарафанного радио», фактически, является самой верной, поскольку в таком случае специалиста рекламирует не сам специалист, а результат его деятельности.

Предположим, мы имеем дело с универсальным и идеальным специалистом, который нравится всем и одинаково эффективен во всех вопросах и никому никогда не отказывает.

Более того, у него всегда достаточно времени и он готов работать за любые деньги. Следовательно, его клиенты будут распространять о нем только положительные отзывы, а недовольных клиентов у него в принципе не будет.

Как такому специалисту быть в самом начале его блестящего пути и как ему наработать эту саму репутацию, которая в результате будет работать на него? А если он переехал в другой регион и начинает нарабатывать практику на новом месте или изменил методы работы, выбрал другую специализацию?

Очевидно, для того, чтобы сформировать репутацию и воплотить в жизнь идею «сарафанного радио» ему нужны клиенты. Однако если специалист не будет продвигать себя и рекламировать свои услуги, то решение такой задачи попросту невозможно.

«Сарафанное радио» — хороший инструмент для развития практики. Наверняка, это основной канал привлечения клиентов, которым пользуются ваши учителя. Вместе с тем, обучающие тренеры, с которых психотерапия начиналась в России и странах бывшего СССР, никогда не занимались продвижением своих услуг, поскольку в этом не было необходимости.

Связано это с тем, что психотерапия либо была частью медицинского (читай государственного) процесса. И поток клиентов обеспечивали соответствующие организации. Либо это были новые психотерапевтические подходы, что и было подспорьем и главным стимулом продвижения таких услуг и клиенты приходили сами.

Однако и профессиональное сообщество в то время было значительно меньше, нежели сегодня, когда количество его членов выросло, а ресурсы увеличились незначительно. Именно этот факт и является мотивом для появления скрытой конкуренции, которая со временем будет становиться только жестче.

Также нельзя не упомянуть о том, что некоторые негласные этические установки, сегодня являются ригидными и дисфункциональными, поскольку они возникли в другом мире и в других политических, экономических, социальных и технологических условиях.

Фактически сегодня изменилась окружающая нас реальность, в то время как требования внутри профессиональных сообществ остались такими же, как и прежде, как будто ничего не произошло. Нонсенс – специалисты декларируют пресловутое «здесь и сейчас», актуальную адаптацию. Но сами ее избегают, отказываясь признавать что новые условия требуют новых правил.

Убеждение 5. «Реклама не работает»

Рис. К. Кошкин

Теперь разберем распространенное убеждение, что «реклама не работает». Чаще всего этот аргумент оказывается верен в ситуации, когда над рекламой не работают.

Мы склонны рекламировать себя интуитивно, «по наитию», забывая о том, что реклама – это инструмент, который нужно уметь использовать.

Большинство специалистов просто не имеют должного терпения для того, чтобы организовать хорошую рекламу собственной деятельности, поскольку для этого необходимо исследовать целевую аудиторию, искать правильные формулировки, тестировать и сравнивать результативность различных вариантов объявлений.

Приведу в пример простую ситуацию: психотерапевт открывает собственный сайт или страницу в социальных сетях и ему кажется, что один только этот факт приведет к большому числу клиентов. С течением времени он понимает, что сайтом нужно регулярно заниматься. Что на это нужно тратить время и силы, что в этом нужно развиваться. А ему недосуг во все это вникать. Тогда, обычно, делаются попытки найти профессионала и с его помощью решить эти задачи.

Но невозможно получить хороший результат, если у специалиста нет понимания того, что должно получиться в итоге, и по каким критериям оценивать то, что сделал нанятый профессионал. И даже в ситуации, когда психотерапевт получает в руки хорошо сделанный инструмент (сайт) – им же нужно уметь пользоваться.

В результате он «опускает руки» и делает вывод о том, что «реклама не имеет смысла». А когда не знаешь, как сформулировать результат собственной деятельности, о чем я упоминал ранее, то и рекламировать, по сути, нечего.

Получается, что спрос на специалистов очень высок, однако ввиду того, что они не могут надлежащим образом заявить о себе, то и клиентов у них не прибавляется, но им проще сослаться на неработающую рекламу, нежели разобраться в данном вопросе. Умение продвигать себя – большая работа, представляющая собой совокупность знаний, умений и приемов, которые, к сожалению, может использовать только сам специалист, заинтересованный в этом.

Большинство специалистов воспринимают рекламу как манипуляцию и принуждение к использованию услуг, а, зачастую, и как способ недобросовестного информирования и обмана. Однако, так происходит не потому что реклама является чем-то запрещенным, влекущим за собой нарушение этических кодексов, а потому, что этим инструментом умеют пользоваться немногие.

И те, кто не умеет и не хочет уметь рекламировать себя и собственную деятельность в области психотерапии, предпочитают запреты и неверные суждения о рекламе просто из-за нежелания подробно разобраться с теми возможностями, которые может дать этот инструмент.

Наконец, напомню, что из 50 изученных мною кодексов этики только в одном был явный запрет на рекламу, да и он, скорее, является следствием тех проблем отечественных сообществ, о которых я упомянул в этой статье ранее.

В заключение

Напоследок хочу пожелать вам успехов и стремления разобраться в том потенциале и в тех возможностях, которые нам может дать реклама и, надеюсь, что мои рассуждения помогут вам в дальнейшем продвижении ваших услуг.

Поверьте, реклама – это мощнейший инструмент развития любого специалиста и еще один способ нарабатывать и совершенствовать свои опыт и практику.

Список изученных этических кодексов:

1. Австралийское психологическое общество. http://www.psychology.org.au/Assets/Files/NewCodel60807WEB.pdf

2. Американская ассоциация арт-терапевтов. http://arttherapy.org/aata-ethics/

3. Американская ассоциация консультантов. http://www.counseling.org/knowledge-center/ethics

4. Американская ассоциация семейной терапии. https://www.aamft.org/iMIS15/AAMFT/Content/legal_ethics/code_of_ethics.aspx

5. Американская ассоциация телесно-ориентированной терапии. http://usabp.org/about-us/usabp-code-of-ethics/

6. Американская психологическая ассоциация. http://www.apa.us/English /docs/code.htm

7. Ассоциации Психодрамы. http://psychodrama.kiev.ua/?page_id=1759

8. Ассоциация выпускников Московского Института Гештальта и Психодрамы. http://aigip.ru/code/gt-professional-code

9. Ассоциация специалистов по зависимостям. https://www.naadac.org/code-of-ethics

10. Ассоциация спортивных психологов. http://www.appliedsportpsych.org/about/ethics/ethics-code/

11. Британское психологическое общество. http://www.cop.es/English/docs/code.htm

12. Венгерская психологическая ассоциация. http://www.engpsych.elte.hu/wp-content/uploads/2013/11/Ethics-Code-Hungary.pdf

13. Европейская ассоциация психологов и психоаналитиков. http://www.efpa.be/ethics.htm

14. Етичний кодекс Української Спілки Психотерапевтів. http://usplviv.com.ua/index.php

15. Ирландское психологическое общество. http://www.psihq.ie/DOCUMENTS/Code%20ofA20Professional%20Ethics.PDF

16. Канадское психологическое общество. http://www.cpa.ca/aboutcpa/committees/ethics/codeofethics

17. Кодекс французских психологов. http://www.sfpsy.org/IMG/pdf/Code-deonto2012.pdf

18. Кодекс Этики и Профессиональной Практики ЕКПП (Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии). http://russia.ecpp.org/kodeks-etiki-i-professionalnoy-praktiki-ekpp-0

19. Литовская психологическая ассоциация. http://www.psy.it/lithuanian-psycological-association-code-of-psychological-ethics

20. Малазийское общество клинических психологов. http://malaysiaclinicalpsychology.com/wp-content/uploads/2015/06/mscp-ethics.pdf

21. Международное сообщество коучинга и психологии. http://www.isfcp.net/ethics.htm

22. Международная школа психологической ассоциации. http://www.ispaweb.org/wp-content/uploads/2013/01/The_ISPA_Code_of_Ethics_2011.pdf

23. Нидерландский институт психологии. https://www.psynip.nl/en/dutch-association-psychologists/code-of-ethics/

24. Новозеландское психологическое общество. http://www.psychologistsboard.org.nz/cms_show_download.php?id=237

25. Общество практикующих психологов «Гештальт-подход» (ОПП ГП) программа МГИ. http://gestalt.ru/ethics/

26. Польское психологическое товарищество. http://www.ptp.org.pl/modules.php?name=News&file=article&sid=314

27. Профессиональный кодекс этики для психологов. (Бонн, ФРГ, 1986). http://www.voppsy.ru/issues/1990/906/906148.htm

28. Психологическое общество Гонг-Конга. http://www.hkps.org.hk/index.php?fi=code

29. Психологическое общество Сингапура. https://singaporepsychologicalsociety.org/career/code-of-professional-ethics-2/

30. Психологическое сообщество Южной Африки. http://www.library.up.ac.za/human/documents/code1.pdf

31. Регистр онлайн специалистов. http://www.psychologicalsociety.ie/find-a-psychologist/code-of-ethics.html

32. Рижский Гештальт Институт. http://www.gestalt.lv/%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81-%D1%80%D0%B3%D0%B8/

33. Сообщество консультантов и терапевтов. http://www.goodtherapy.org/ethics-therapy.html

34. Турецкая психологическая ассоциация. https://www.psikolog.org.tr/turkey-code-eng.pdf

35. Этические стандарты Американской ассоциации консультирования. https://www.b17.ru/article/american_counseling_association_ethical/

36. Этический и профессиональный кодекс психодраматиста (ФЕПТО). http://www.psihodrama.ru/codex

37. Этический кодекс Американской психоаналитической ассоциации. http://psychoanalysiskharkov.com/%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81-%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE

38. Этический кодекс Ассоциации психологов синтон-подхода. http://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskiy_kodeks_associacii_psihologov_sinton-podhoda

39. Этический кодекс гештальт терапевта EAGT (European Association for Gestalt Therapy) https://www.b17.ru/blog/17394/

40. Этический кодекс Международной Ассоциации профессионалов развития личности. http://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskiy_kodeks_mezhdunarodnoy_associacii_professionalov_razvitiya_lichnosti

41. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России. http://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskiy_kodeks_pedagoga-psihologa

42. Этический кодекс практикующего психолога Объединенных Арабских Эмиратов. https://link.springer.com/chapter/10.1057%2F9781137558237_22#page-1

43. Этический кодекс Профессиональной Психотерапевтической Лиги. http://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskiy_kodeks_ppl

44. Этический кодекс психолога, психотерапевта, психоаналитика. http://group-analysis.ru/about/ethics/

45. Этический кодекс психолога. http://terra-amour.ru/main/eticheskiykodekspsihologa.html

46. Этический кодекс психолога. Российское психологическое общество. http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php

47. Этический кодекс психолога-консультанта. http://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskiy_kodeks_psihologa-konsultanta

48. Этический кодекс филиппинских психологов. https://www.pap.org.ph/includes/view/default/uploads/code_of_ethics_pdf.pdf

49. Этический кодекс членов Южной Региональной Ассоциации Психодраматерапевтов (ЮРАП). https://psychodrama-srpa.ru/vstuplenie-v-jurap/eticheskij-kodeks.html

50. Этический Кодекс Международной Федерации Коучинга (ICF). http://www.icfrussia.ru/eticheskiy-kodeks/

Список литературы.

1. Гурович И.Я. Психиатрические учреждения России: показатели деятельности (1999—2006 гг.) // М., Медпрактика-М, 2007. — 571 с.

2. Журавлева Т.А. Общее и особенное в Кодексах этики различных психотерапевтических модальностей. http://www.supervis.ru/content/2057743314-zhuravleva-ta-obshchee-i-osobennoe-v-kodeksah-etiki-razlichnyh

3. Иванов А.Е. Анализ отечественных и зарубежных этических кодексов психолога (на примере этических требований в психодиагностике). http://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/3109/5.pdf?sequence=1

4. Кекелидзе З.И., Казаковцев Б.А. Эпидемиологические показатели и показатели деятельности психиатрических служб в Российской Федерации (2005-2013 гг.): Статистический справочник. – М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, 2015. – 572 с.

5. Пиркова О.Д. Сравнительный контент-анализ этических кодексов психологов двадцати стран/ http://elibrary. kubg.edu.ua/1228/1/O_Pirkova_kpp_IPSP01.pdf

6. Cлабинский В.Ю. Основы психотерапии. Практическое руководство. СПб: Наука и техника, 2008. — 464 с.

7. Частная практика психолога в РФ: законодательные аспекты. http://m-d-n.livejournal.com/73339.html

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями и коллегами!

Быть этическим психотерапевтом | Общество развития психотерапии

Психотерапевты стремятся соблюдать этику во всех своих профессиональных ролях и взаимодействиях. Тем не менее, быть этичным не всегда легко. Хотя регулярно возникают ситуации, которые явно этичны или неэтичны, многие ситуации, с которыми мы можем столкнуться, представляют собой этические дилеммы. Это ситуации, в которых нет очевидных, явно подходящих или неподходящих действий. Это ситуации, когда ответ на вопрос «Что мне делать в этой ситуации» часто бывает «это зависит от обстоятельств».

Фраза «это зависит» подразумевает, что в ситуации может быть множество факторов и нюансов, которые необходимо учитывать при принятии решения о дальнейших действиях. Психотерапевты нуждаются в руководстве и поддержке, когда сталкиваются с этическими дилеммами. Что следует за пятью конкретными действиями при возникновении этических дилемм. Они предназначены для того, чтобы предоставить руководство о том, как быть этичным психотерапевтом, и мы надеемся, что они будут полезны для психотерапевтов.

Убедитесь, что это проблема этики

Многие дилеммы и сложные ситуации, с которыми сталкиваются психотерапевты, на самом деле не являются этическими дилеммами; часто это юридические вопросы (Younggren, Fisher, Foote, & Hjelt, 2011). Важным первым шагом в следовании этической практике является определение того, является ли проблема, с которой мы сталкиваемся, этической или юридической (или и той, и другой). Если проблема носит юридический характер, например, «соответствует ли эта ситуация требованиям для направления обязательного отчета в соответствующий государственный орган?», то следует тщательно изучить соответствующие законы и правила и провести консультации с экспертами по правовым вопросам.

Принимая такие решения, всегда учитывайте нормативно-правовую базу. Каждая практика включает в себя ряд законов, положений, правил и политик, которые необходимо учитывать при принятии решений о наших обязательствах. Например, законы, постановления, правила и политика могут несколько различаться при работе в федеральной тюрьме, государственной больнице, окружном центре психического здоровья и частной практике.

Соблюдайте этический кодекс

Чтобы практиковать этично, мы должны быть знакомы с этическим кодексом вашей профессии. Каждая из профессий в области психического здоровья имеет кодекс этики, к которому легко получить доступ в Интернете. Например, можно найти «Этические принципы психологов и кодекс поведения» Американской психологической ассоциации (APA, 2010) по адресу http://www.apa.org/ethics.

Несмотря на то, что этот этический кодекс дает нам отличный старт для того, чтобы стать этическими психотерапевтами, у него есть свои ограничения. Этический кодекс включает в себя ряд обязательных этических стандартов, но он не может конкретно указывать нам, что делать в каждой ситуации, которая может возникнуть в ходе нашей карьеры. Мы должны следовать Кодексу этики и не совершать действий, не соответствующих заявленным стандартам, но Кодекс этики является широким и общим по своему замыслу и оставляет много возможностей для интерпретации, позволяя нам применять наши собственные ценности, мыслительный процесс, и принятие решений.

Обратите внимание на Общие принципы

Важным аспектом Этического кодекса APA является рекомендуемый раздел «Общие принципы». Эти общие принципы этики предназначены для того, чтобы направлять наши решения при столкновении с этическими дилеммами. По сути, эти общие принципы являются основополагающими ценностями нашей профессии, которые должны отражаться во всем, что мы делаем. Они основаны на принципах биомедицинской этики Бошампа и Чайлдресса (2013). К ним относятся:

  • Благотворительность: потребность делать добро, быть полезным и приносить пользу другим в нашем профессиональном взаимодействии с ними.
  • Непричинение вреда: принятие мер по минимизации или предотвращению эксплуатации и причинения вреда тем, кому мы служим.
  • Верность: выполнение наших обязательств перед другими, независимо от того, указаны ли они конкретно в соглашении об информированном согласии или подразумеваются на основе разумных ожиданий от нас, основанных на наших профессиональных ролях.
  • Автономия: предпринимать только действия, которые способствуют автономному функционированию наших клиентов с течением времени, и не участвовать в поведении, которое способствует зависимости клиентов от нас.
  • Справедливость: Предоставление всем лицам равного доступа к необходимому лечению и справедливое обращение с клиентами, а также отсутствие выделения кого-либо для предоставления льготного или некачественного ухода.

К ним рекомендуется добавить еще одну базовую ценность (Barnett, 2008; Wise & Barnett, 2016):

  • Забота о себе: Неспособность должным образом позаботиться о себе будет способствовать ухудшению нашей способности эффективно реализовывать предыдущие пять ценностей и со временем может привести к ухудшению этических суждений и принятию решений.

Каждое из этих значений может помочь нам в принятии правильных решений при столкновении с этическими дилеммами. Например, мы можем спросить себя: «Если я совершу такое поведение, принесет ли это пользу моему клиенту?», «Если я предприму это действие, подвергнется ли мой клиент повышенному риску эксплуатации или вреда?», «Будет ли это решение соответствовать ли моим обязательствам перед моим клиентом?», «Будет ли это действие способствовать независимому функционированию моего клиента или его зависимости от меня?», «Отношусь ли я к этому клиенту иначе, чем обычно отношусь к другим?» забочусь о своем благополучии, и есть ли в моей жизни какие-либо факторы, которые могут неблагоприятно влиять на мою объективность и суждения?» (Барнетт, 2008).

Используйте формальную модель принятия решений

Задавание приведенных выше вопросов может стать хорошей отправной точкой для обдумывания этических дилемм и уточнения наших всеобъемлющих обязательств в таких ситуациях. Но, чтобы помочь нам в дальнейшем, существует ряд моделей этического принятия решений, которые легко доступны. Они представляют собой всеобъемлющий пошаговый процесс решения этических дилемм.

См., например, Коттон и Клаус (2000) для обзора многих доступных моделей этического принятия решений и веб-сайт Центра прикладной этики Марккулы (2017) для получения большого количества полезной информации об этическом принятии решений и различных подходах и подходах. доступные модели. Хотя модели принятия решений не могут сказать нам, что делать, они могут быть очень полезными для нас при обдумывании соответствующих вопросов, чтобы помочь нам прийти к наилучшему возможному решению.

Некоторые модели принятия решений довольно широки, а другие более специфичны. Например, Янггрен и Готтлиб (2004) разработали этическую модель принятия решений, которая специально ориентирована на граничные и множественные ситуации отношений. Более общий тип этической модели принятия решений, описанный Центром прикладной этики Марккулы, представляет собой модель, основанную на практике. Этот тип модели ведет нас через ряд шагов, чтобы систематически работать над дилеммой. Обычно это:

  • Признание этических проблем.
  • Получите факты.
  • Оценить альтернативные варианты действий.
  • Примите решение и проверьте его.
  • Действуй и думай о результате.

В качестве репрезентативного примера можно привести основанную на практике модель этического принятия решений Барнетта и Джонсона (2008 г.), которая включает следующие этапы:

  • Четкое определение ситуации, сбор как можно большего количества релевантной информации и четкое формулирование дилеммы или конфликта настоящее время, которое необходимо решить.
  • Определите, кто будет затронут, принимая во внимание потенциальное влияние потенциальных действий на всех вовлеченных лиц, помня о своих обязательствах перед каждым из них.
  • Обратитесь как к основополагающим этическим принципам, так и к стандартам Кодекса этики APA, принимая во внимание конкретные обязательные стандарты, а также более фундаментальные этические обязательства.
  • Обратитесь к соответствующим законам/нормативным актам и профессиональным руководствам, помня как об этических, так и о правовых вопросах и обязательствах.
  • Честно размышляйте о личных чувствах и компетентности, принимая во внимание любые факторы, которые могут повлиять на ваши суждения и принятие решений.
  • Проконсультируйтесь с доверенными коллегами, честно поделившись всей информацией, относящейся к ситуации.
  • Сформулируйте альтернативные варианты действий, учитывая весь спектр возможностей.
  • Рассмотрите возможные результаты для всех вовлеченных сторон, обращая внимание на потенциальные риски и выгоды.
  • Примите решение и следите за результатом, постоянно изменяя свой план по мере необходимости.

Проконсультируйтесь с коллегами

Хотя эта рекомендация является составной частью большинства этических моделей принятия решений, ее важно упомянуть отдельно из-за ее большой важности. Принятие этического решения не должно быть изолированным действием. Хотя психотерапевты часто практикуют свою профессию в изоляции, все мы знаем, что клиническое наблюдение и консультации с равными помогают нам быть более эффективными психотерапевтами. То же самое относится и к этичному принятию решений.

Даже при выполнении четырех вышеперечисленных шагов легко допустить ошибку, если мы не учитываем точку зрения других. Мы можем застрять в том, чтобы смотреть на ситуацию с одной точки зрения и не иметь возможности думать о других. Тем не менее, вдумчивая консультация с коллегой может дать нам информацию, которую мы, возможно, не рассмотрели бы самостоятельно. Хотя мы не обязаны следовать указаниям, которые дают наши коллеги, эти консультации могут помочь нам принять наилучшие возможные решения, предоставив нам дополнительные вопросы и перспективы для рассмотрения в процессе принятия решений.

+7

0

10 Общие вопросы этики и исследования

Большинство консультантов осознают возможность и разнообразие этических проблем, но легко думать, что с вами они никогда не возникнут.

Несмотря на потенциально серьезные последствия, этические проблемы распространены, и без подготовки и размышлений многие из них могут быть нарушены невольно и с добрыми намерениями.

В этой статье вы узнаете, как выявлять и подходить к различным часто встречающимся этическим вопросам консультирования, а также как этический кодекс консультирования может стать вашим моральным компасом.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Объяснение этического кодекса консультирования и психотерапии
  • 7 интересных примеров из практики
  • 3 Общие этические проблемы и способы их решения
  • Этические аспекты группового консультирования
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Объяснение этического кодекса консультирования и психотерапии

Большинство из нас живет в соответствии с определенным набором ценностей, которые определяют наше поведение и определяют разницу между правильным и неправильным. Эти ценности почти наверняка влияют на то, как вы подходите к своей работе в качестве консультанта.

Следование этим значениям может показаться естественным и даже интуитивным, и может показаться, что они не требуют более тщательного изучения. Однако при консультировании или психотерапии работа без определенного кодекса этики консультирования немного похожа на управление кораблем без компаса. Вы можете доверять своему интуитивному чувству направления, но чаще всего вы в конечном итоге сбиваетесь с курса.

К счастью, существует множество профессиональных организаций, которые опубликовали принципы, помогающие консультантам ориентироваться в сложном и дезориентирующем ландшафте этики.

Членам этих организаций часто рекомендуется или требуется придерживаться какой-либо структуры, поэтому, если вы принадлежите к одной из них и не знакомы с их соответствующим кодексом этики, это должно быть вашим первым портом захода. Тем не менее, эти этические рамки также часто доступны в Интернете для всех, поэтому вам не нужно вступать в организацию, чтобы придерживаться ее принципов.

Каждая организация использует несколько иной подход к своему этическому кодексу, поэтому вам может быть полезно просмотреть несколько, чтобы найти тот, который лучше всего соответствует вашей практике. Например, Британская ассоциация консультирования и психотерапии (2018 г.) имеет структуру, в которой подчеркивается стремление к множеству различных ценностей и личных моральных качеств.

Эти ценности включают в себя защиту клиентов, улучшение благосостояния и отношений с другими людьми, уважение разнообразия точек зрения и уважение личной неприкосновенности. К личностным моральным качествам относятся мужество, сочувствие, скромность и уважение.

Эти ценности и качества не являются строгими критериями, и нет абсолютно объективного способа их интерпретации. Например, два консультанта могут проявлять одни и те же законные ценности и качества, придя к разным выводам по этической проблеме. Вместо этого они отражают общий подход к тому, как консультант должен думать об этике.

Тем не менее, такой подход к этике может оказаться для вас чрезмерно предписывающим, и в этом случае более свободная и общая структура может лучше соответствовать характеру вашей практики. Большинство профессиональных организаций признают это, и существует набор основополагающих принципов, которые широко применяются в различных структурах и уточняют набор различных ценностей и качеств, описанных выше, в более простые термины.

Этими принципами являются автономия, благодеяние, непричинение вреда, верность, справедливость, правдивость и самоуважение (Американская ассоциация консультирования, 2014 г.; Британская ассоциация консультирования и психотерапии, 2018 г.). Они в основном одинаковы для разных фреймворков, за исключением некоторых незначительных вариаций.

  • Автономия — уважение свободы воли клиента.
  • Благотворительность и непричинение вреда — это обязательство улучшать благополучие клиента и избегать причинения ему вреда соответственно.
  • Fidelity выполняет профессиональные обязательства.
  • Правдивость — это приверженность истине.
  • Правосудие — это профессиональное стремление к справедливому и равноправному обращению с клиентами.
  • Самоуважение способствует ощущению того, что консультант также имеет право на заботу о себе и уважение.

Применение этих принципов на практике не требует подробной структуры. Вместо этого, как рекомендует Британская ассоциация консультирования и психотерапии (2018 г.), вы можете просто спросить себя: « Поддерживается ли данное решение этими принципами без противоречий? ” Если так, то решение этически правильное. В противном случае может возникнуть потенциальная этическая проблема, требующая более тщательного изучения.

Независимо от того, руководствуетесь ли вы ценностями, качествами или принципами, важно быть готовым к тому, что они могут столкнуться с проблемами на практике. Как объяснялось выше, это не строгие критерии, и полезно развивать здоровую гибкость и интуицию при применении ваших этических рамок к реальным жизненным ситуациям.

7 Интересные тематические исследования

В этом разделе мы опишем ряд тематических исследований, каждое из которых посвящено отдельной этической проблеме, сосредоточенной на одном из принципов, описанных выше.

Вы также можете интерпретировать вызовы другим принципам. Ни для одного из этих случаев нет правильной или неправильной интерпретации (Cottone & Tarvydas, 2016; Zur, 2008).

Для каждого подумайте, где, по вашему мнению, кроется проблема и , как бы вы отреагировали.

Autonomy

В течение нескольких месяцев консультант посещал своего клиента, чтобы решить проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ. Сформировался хороший раппорт, но клиент не выполнил цели, поставленные во время терапии, и не уменьшил употребление психоактивных веществ.

Консультант считает, что ему будет полезно направить клиента к коллеге, которому доверяют, который специализируется на оказании помощи людям с проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ, которые пытаются пройти терапию. Консультант связывается с коллегой и договаривается о встрече в соответствии с графиком клиента.

Когда клиент проинформирован, клиент расстроен и не хочет, чтобы его видел коллега. Консультант отвечает, что изменение расписания невозможно, и они должны рассматривать назначение как необходимую часть терапии.

Благотворительность

Консультанту, работающему в рамках университетской службы, поручается клиент, выражающий проблемы с образом своего тела. Консультанту не хватает каких-либо знаний для работы с этими проблемами, но он чувствует, что может помочь клиенту, учитывая его опыт работы с другими проблемами.

Поразмыслив, консультант решает связаться с коллегой, не работающим в университете, который специализируется на вопросах образа тела, и просит совета и наблюдения.

Непричинение вреда

Консультант, разрабатывающий новую форму терапии тревоги, основанную на воздействии, работает с клиентом, переживающим тяжелый посттравматический стресс. Имеются многообещающие данные, свидетельствующие о том, что терапия эффективна для уменьшения легкой тревоги, но неизвестно, эффективна ли терапия в более тяжелых случаях.

В результате консультант признает, что именно этот клиент мог бы предоставить особенно ценный пример для разработки терапии. Консультант рекомендует эту терапию клиенту.

Fidelity

Клиент с историей депрессии и суицидальными мыслями успешно проходит терапию в течение последнего года. Однако в последнее время они пережили неудачное стечение чрезвычайно сложных жизненных событий из-за их нестабильного жизненного уклада.

Консультант заметил появление проблемного поведения и моделей мышления и серьезно обеспокоен психическим здоровьем клиента, учитывая анамнез.

Чтобы вывести клиента из его сложной жизненной среды, они решают порекомендовать госпитализировать клиента из-за суицидальных мыслей, несмотря на отсутствие фактических признаков суицидальных мыслей и их клиент ранее выражал желание избежать госпитализации.

Правосудие

Школьный психолог видит двух учеников, переживающих стресс из-за выпускных экзаменов. Первый — это успешный и популярный ученик, который вызывает симпатию, тогда как второй — ученик с историей плохой посещаемости и вовлеченности в свое образование.

Консультант соглашается с тем, что консультирование подходит для первого ученика, но рекомендует второму ученику не посещать консультацию, а вместо этого справиться с «кратковременным» экзаменационным стрессом, направив свою энергию на «усердную работу».

Veracity

Консультант назначается клиенту-подростку после того, как клиент и его семья соглашаются на терапию проблем с плохим настроением. После первого совместного сеанса становится очевидным, что клиент скрывал информацию о своем психическом здоровье от своей семьи и проявляет симптомы, типичные для клинической депрессии.

Консультант знает, что их клиент — хорошо успевающий ученик, собирающийся поступить в престижную школу, и что семья клиента возлагает большие надежды на будущее. Консультант заверяет семью, что причин для серьезного беспокойства нет, чтобы защитить их от негативных последствий состояния клиента.

Личная заинтересованность

Консультант работает с клиентом, который является профессиональным массажистом. В знак благодарности клиент предлагает консультанту бесплатный сеанс массажа. Клиент объясняет, что это совершенно платонический и профессиональный жест.

У консультанта проблемы с тесным контактом, а также он считает, что жест клиента может быть не совсем платоническим. Консультант уважительно отклоняет предложение и предлагает продолжить отношения как обычно. Однако в ответ клиент резко прекращает терапию.

3 Распространенные этические проблемы и способы их решения

Этические проблемы возникают не случайно в вакууме, а в определенных ситуациях, когда различные факторы делают их более вероятными. В результате, хотя этические проблемы могут быть сложными для решения, их не обязательно трудно предвидеть.

Умение распознавать и предвидеть распространенные этические проблемы может помочь вам сохранять бдительность и не быть застигнутым врасплох при столкновении с ними.

Информированное согласие

Вопросы согласия распространены в терапевтическом контексте. Право на информированное согласие — знать всю относящуюся к делу информацию о решении до его принятия — является основополагающим элементом отношений между консультантом и их клиентом, который позволяет клиенту участвовать в терапии с чувством автономии и доверия.

Во многих отношениях получить согласие совсем несложно. В конечном счете, ваш клиент либо соглашается, либо нет. Но информированное согласие может быть обманчиво трудным.

В качестве небольшого упражнения подумайте, что для вас значит «информированный». Каков порог информированности? Есть порог? Важнее ли быть информированным об одних аспектах выбора, чем о других? Эти вопросы не обязательно имеют однозначный ответ, но тем не менее важно их внимательно рассмотреть. Они могут определить, дал ли ваш клиент достаточное согласие (West, 2002).

Связанная, но отдельная проблема информированного согласия заключается в том, что оно по своей сути субъективно. Например, ваш клиент может иметь столько же знаний о решении, сколько и вы, и чувствовать, что он полностью понимает, что влечет за собой решение. Однако пока у вас есть и опыт, и знание решения, у них есть только знание.

Другими словами, в какой-то степени ваш клиент не может быть проинформирован о том, чего он на самом деле не испытал, поскольку его ожидаемый опыт, основанный на его знаниях, может полностью отличаться от его реального опыта.

Лучшее решение этих проблем — не рассматривать информированное согласие как флажок, который необходимо установить, когда клиент должен получить информацию, а затем дать свое согласие.

Вместо этого поощряйте вашего клиента осознавать важность его согласия, обдумывать свое решение и учитывать ограничения своего опыта. При этом, хотя они, возможно, и не смогут получить полную информацию в объективном смысле, они достигнут ближайшего приближения.

Завершение терапии

Еще один период трения, когда могут возникнуть этические проблемы, — это завершение терапии, когда консультант и клиент расходятся. Когда это прекращение преждевременно или происходит без успешного решения целей клиента, понятно, почему это время сложное.

Это может быть сложным переходом, даже если терапия завершена после успешного результата. Как и любые отношения, отношения между консультантом и клиентом могут стать напряженными, когда придет время их закончить.

Ваш клиент может чувствовать себя неуверенно в своей способности продолжать независимо или может чувствовать себя отвергнутым, когда ему напоминают о исключительно профессиональном и транзакционном характере отношений (Etherington & Bridges, 2011).

Основное превентивное действие, которое можно предпринять, чтобы уменьшить трения между вами и вашим клиентом в течение этого времени, — это «консультирование перед увольнением», в ходе которого тема увольнения подробно рассматривается и обсуждается.

Это может быть что угодно: от краткого разговора во время одной из заключительных встреч до более формального изучения концепции увольнения. В любом случае, это может дать вашему клиенту возможность акклиматизироваться и выявить любые проблемы, связанные с прерыванием, которые могут быть важны для изучения до завершения терапии.

Эти проблемы могут быть связаны с особенностями биографии вашего клиента, такими как история его привязанности, которая может предрасполагать его к чувству покинутости, или к его переживанию беспокойства, которое может повлиять на его воспринимаемую способность справляться самостоятельно после терапии.

Если вы уже знаете об этих особенностях биографии вашего клиента, возможно, стоит подумать об этих потенциальных проблемах задолго до прекращения терапии.

Консультации онлайн

Дистанционные формы терапии становятся все более распространенными. Это имеет много очевидных преимуществ как для клиентов, так и для консультантов; консультирование стало более доступным, чем когда-либо, и консультанты могут предлагать свои услуги широкой и разнообразной аудитории. Однако онлайн-консультирование также чревато часто встречающимися этическими проблемами (Finn & Barak, 2010).

Поскольку удаленная практика часто имеет место вне структурированных контекстов, более типичных для традиционного консультирования, этические проблемы, обычно возникающие при онлайн-консультировании, коренятся в этой относительной неформальности.

В онлайн-консультировании отсутствуют специальные этические рамки, описанные выше, что означает, что у электронных консультантов может не быть выбора, кроме как действовать, используя свой собственный этический компас, или применять этические рамки, используемые в традиционном консультировании, которые могут быть менее подходящими для дистанционной практики.

Исследования показывают, что некоторые онлайн-консультанты могут не учитывать уникальные проблемы работы в Интернете (Finn & Barak, 2010). Например, онлайн-консультанты могут чувствовать, что они не несут такой же ответственности за обязательную отчетность, поскольку их отношения со своими клиентами могут быть не такими прямыми, как при традиционном консультировании.

Для онлайн-консультантов, которые осознают свою обязанность сообщать о проблемах безопасности, анонимность, присущая онлайн-клиентам, может стать препятствием. Преимущество анонимности, безусловно, заключается в большей осмотрительности, но это также означает, что консультант может быть не в состоянии идентифицировать своего клиента, если он чувствует, что ему угрожают или иным образом угрожают.

Онлайн-консультантам также могут быть неясны пределы их юрисдикции, поскольку квалификация или профессиональное членство, полученные в одном регионе, могут быть неприменимы в других. Часто может показаться, что в Интернете границ не существует, и хотя в какой-то степени это правда, важно уважать то, что юрисдикции существуют по какой-то причине, и может быть неэтично брать клиента, с которым у вас нет лицензии для работы. .

Если вы работаете электронным консультантом, лучший способ решить эти проблемы или заблаговременно подготовиться к ним — признать, что они существуют, и решить их. Хорошим началом может быть разработка личной структуры для вашей практики, в которой есть план по вопросам анонимности и конфиденциальности, а также указание того, как вы будете сообщать о проблемах защиты.

Этические аспекты группового консультирования

Групповое консультирование может быть эффективной формой практики с рядом очевидных преимуществ.

В группе клиенты могут больше не чувствовать себя отчужденными от общества или одинокими в своих проблемах, а вместо этого рассматривать себя как часть сообщества людей с общим опытом.

Клиенты могут получить пользу от идей, полученных от других членов группы, а для некоторых людей групповое консультирование может буквально усилить преимущества индивидуального подхода.

Тем не менее, групповые настройки также могут вызвать уникальные этические проблемы. Точно так же, как некоторые группы могут выявить в нас лучшее, а терапевтический контекст может способствовать общему пониманию, другие группы могут стать токсичными и создать пространство, в котором контртерапевтическое поведение становится возможным благодаря скрытому или явному поощрению других членов группы.

Точно так же, как некоторые лидеры групп могут вдохновлять других и способствовать продуктивному сообществу, так и лидеры групп слишком легко могут стать жертвами своего статуса.

Это верно для любых отношений, в которых присутствует дисбаланс власти, например, в традиционной практике один на один, но в групповом контексте консультант, естественно, наделен большей степенью влияния и ответственности. Это может привести к искажению суждения консультанта и увеличить риск выхода за этические границы (Машинтер, 2020).

Как групповой консультант, прежде всего, вы должны поощрять усердную практику самоанализа, чтобы убедиться, что вы сознательны в своих действиях и остаетесь внимательными к любым слепым пятнам в своих суждениях.

Если возможно, также может быть полезно изучить этические вопросы, связанные с вашими полномочиями, обратившись к другому органу в форме надзора с одним из ваших коллег.

Наконец, чтобы предотвратить развитие контртерапевтической динамики в вашей группе клиентов, может быть полезно разработать четкий кодекс поведения, в котором подчеркивается приверженность групповой благодеятельности через взаимное уважение (Marson & McKinney, 2019).

Важная информация

Используйте структурированный подход к подготовке и решению этических проблем, будь то ссылка на структуру, опубликованную профессиональной организацией, или просто навигация по набору основных ценностей.

Подготовьтесь к наиболее распространенным типам этических проблем, не забывая при этом о часто сложном характере этики на практике, а также о конкретных этических проблемах, которые могут быть уникальными для вашей практики. Тематические исследования могут быть полезным инструментом для этого.

Если вы сомневаетесь, обратитесь к этим пяти шагам из Dhai and McQuiod-Mason (2010):

  • Сформулируйте проблему.
  • Собрать информацию.
  • Обратитесь к авторитетным источникам.
  • Рассмотрите альтернативы.
  • Проведите этическую оценку.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Американская ассоциация консультирования. (2014). Этические и профессиональные стандарты . Получено 22 июля 2021 г. с https://www.counseling.org/knowledge-center/ethics
  • .

  • Британская ассоциация консультирования и психотерапии. (2018). Этические основы BACP для консультантов . Получено с https://www.bacp.co.uk/events-and-resources/ethics-and-standards/ethical-framework-for-the-counselling-professions/
  • .

  • Коттон, Р., и Тарвидас, В. (2016). Этика и принятие решений в консультировании и психотерапии . Спрингер.
  • Дхай, А., и Маккуойд-Мейсон, Д. Дж. (2010). Биоэтика, права человека и законодательство в области здравоохранения: принципы и практика . Юта и компания.
  • Этерингтон, К., и Бриджес, Н. (2011). Нарративное тематическое исследование: об окончании и обзорах шести сессий. Консультирование и исследования в области психотерапии , 11 (1), 11–22.
  • Финн, Дж., и Барак, А. (2010). Описательное исследование отношений, этики и практики электронных консультантов.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *