Концептуализация: как делать и использовать
При погружении в когнитивно-поведенческую психотерапию сразу сталкиваешься с понятием когнитивная концептуализация. Без неё тут никак: собрался на супервизию — неси концептуализацию. Хочешь работать по протоколу — тоже составляй концептуализацию.
В начале практики я думала, что я никогда не пойму, что это такое, как делать концептуализацию, а главное — зачем. Было неясно, как её использовать, и почему я должна тратить время на непонятные упражнения.
TL;DR / Вы прочитаете здесь:
- Когнитивная концептуализация — описание проблемы клиента его словами в схематичном виде
- Концептуализацию можно делать (1) быстро на сессии, (2) на базе когнитивной модели, (3) по общему шаблону по Беку — подробности
- Скачать шаблон концептуализации по Беку
- Применение концептуализаций
Концептуализация = описание кейса
Когнитивная концептуализация, простыми словами — диаграмма, которую составляют клиент и терапевт совместно, и которая иллюстрирует психологические проблемы клиента.
Если ещё проще, то концептуализация описывает, ЧТО происходит у клиента, КОГДА, ПОЧЕМУ и ЧТО происходит потом.
Помните, как ослик Иа-Иа? «А всё почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?»
Важно подчеркнуть 2 момента:
- Клиент и терапевт вместе составляют концептуализацию. Если терапевт самостоятельно составит концептуализацию, теоретически или на основании того, что рассказал клиент, это тоже полезно для понимания, с чем имеешь дело. Но понимание улучшается только для терапевта, на клиента это не распространяется.
- Концептуализация иллюстрирует проблемы клиента — она чётко соотносится с тем, с чем столкнулся клиент. Мы ничего не приписываем и не додумываем. Концептуализация хорошая, если она соответствует опыту клиента, не упускает важные моменты, в ней есть смысл.
Три варианта концептуализаций
Концептуализации можно делать:
- быстрым способом
- на базе когнитивной модели
- по общей схеме, например, по Беку
Быстрый способ — самый простой и понятный. Зарисуйте то, на что жалуется клиент, его собственными словами в виде схемы: что следует за чем и что происходит потом. Обращайте внимание на мысли, эмоции, поведение и последствия. Покажите клиенту и спросите, всё ли так, ничего важное не упущено? Дополните, если надо.
Готово!
Пример быстрой концептуализации
Клиент рассказывает: «Когда я замечаю, что у меня как-то странно бьётся сердце, мне становится страшно. У меня же может быть сердечный приступ! Мне становится ещё страшнее, я пью успокоительные, гуглю симптомы. Через некоторое время проходит, конечно, но…Я хожу по врачам, но никто ничего не может найти, а мне реально плохо. Я стараюсь без лишней необходимости не выходить из дома — вдруг приступ случится, когда я буду на улице. Если так пойдет и дальше, то я буду сидеть дома, не смогу ездить на работу и буду только тратить деньги на врачей.»
Вот быстрая концептуализация словами клиента.
Когнитивная концептуализация — развивающаяся вещь. Со временем станут известны другие факты или обстоятельства. Например, что клиент постоянно сканирует своё тело на предмет, не появились ли симптомы сердечного приступа, или что его дядя по матери умер от сердечного приступа прямо в электричке, а клиенту было тогда всего 6 лет, и это событие произвело на него огромное впечатление. Тогда это можно будет добавить в концептуализацию.
Концептуализировать можно весь кейс в целом, отдельный эпизод или даже отдельную типичную автоматическую мысль. Но это может быть избыточно.
Пример концептуализации на базе когнитивной модели
Мы все знаем, что разработана куча когнитивных моделей, то есть теоретических предположений, как функционирует то или иное расстройство. Например, к той же панике ⏫ когнитивная модель такова:
Держа её в голове, можно точно так же найти ключевые пункты в рассказе клиента и записать их по этой схеме.
Когнитивные модели и порочные круги разработаны для панического расстройства и эпизода паники, для социальной тревоги, для общей тревоги, депрессии, управления гневом, расстройств пищевого поведения и т. п. Но для неклинических запросов их нет — поэтому используем первый быстрый способ, записывая со слов клиента, что происходит.
Пример концептуализации по Беку
И последний вариант когнитивной концептуализации, подойдет под любой случай, но занимает время, да и думать надо. На сессии гораздо лучше использовать быстрый способ.
Значимые события из прошлого или из детства — не значит все события, а только те, которые непосредственно связаны с заявленной проблемой.
Глубинные убеждения — устойчивые представления клиента о себе, например, «Я недостоин любви» или «Я плохой».
Промежуточные убеждения — сопутствующие убеждения и предположения, дополняющие глубинные. Обычно формулируются в связке «если-то» и словами «нужно или должно». Например: «Если тебя кто-то негативно оценивает — это ужасно» или «Если задача слишком трудная, я должен отказаться, и тогда всё будет ок».
Копинг-стратегии — правила поведения, которые помогают клиенту справляться со всей этой историей. Например, «Я перепроверяю всё по несколько раз» или «Я не хожу на вечеринки, где больше 3-х человек народу».
Дальше расписываем конкретные ситуации, которые могут быть разные.
❗️Для проверки концептуализации взгляните на связанные блоки «Глубинные убеждения» & «Значение автоматической мысли», а также «Копинг-стратегии» & «Поведение» (видите, я их отдельными цветами отметила) — если всё сделано правильно, то между ними есть понятная логическая связь. Если глубинное убеждение никак не соотносится со значением АМ, значит, тут что-то неправильно.
Скачать шаблон
Шаблон концептуализации по Беку уже опубликован в закрытом Телеграм-канале «Обсессия&Инсайт» — присоединяйтесь.
И ещё раз: невозможно с первой встречи с клиентом заполнить концептуализацию на 100%. Она будет уточняться и дополняться, и это правильный путь. Мы возвращаемся и дописываем когнитивную концептуализацию после каждой сессии.
Использование концептуализации
Теперь важный вопрос — и куда её прикладывать, эту концептуализацию?
- Обсуждаем с клиентом. Сам факт того, что есть понимание и какая-то схема, уже снимает часть тревог клиента по поводу его проблемы. «О, ну когда вы вот так всё расписали, мне стало уже полегче, и правда, ведь это именно так и работает. А я никогда не смотрел на ситуацию с такой стороны».
- Составляем терапевтический план. Под каждый блок в когнитивной концептуализации подбираем соответствующие интервенции.
- Используем на супервизии или интервизии, когда представляем кейс коллегам или супервизору.
- Если кейс оказался трудным, то возвращаемся к концептуализации и смотрим, что мы упустили или в чём ошиблись.
Начинайте с быстрого способа — прямо на сессии записывая словами клиента ЧТО, КОГДА и ПОЧЕМУ происходит, и ЧТО ПОТОМ.
Ну а дальше можно осваивать остальные варианты.
Помните: для этого контента требуется JavaScript.
Диагностика в когнитивно-поведенческой терапии. Часть 5
- 26. 05.2022
Источник: Сборник научных статей. VII международный съезд АКПП (CBTFORUM), СПб, Издательство СИНЭЛ, 2021 г.
Автор: Дмитрий Викторович Ковпак, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. И. И. Мечникова, президент Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Координационного Совета Санкт-Петербургского Психологического Общества, член Исполнительного Совета Международной Ассоциации Когнитивной Психотерапии (IACP board member), член Международного Консультативного Комитета Института Бека (Member of the Beck Institute International Advisory Committee).
Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, методы когнитивной терапии, когнитивная модель, протокол СМЭР
По когнитивной модели А. Бека и диагностической модели А. Эллиса, использующихся уже более шести десятилетий мы можем выводить как линейные «простые», так и не линейные связи в форме концептуализации, как системы изучения, обозначения и фиксации в форме диаграммы «сложных» связей, сформированных на протяжении всей жизни клиента/пациента. Как триггерная ситуация или активирующее событие не только само по себе, но и при посреднической (медиаторной) функции «промежуточной переменной» когнитивных процессов — селекции входящей информации (специфики внимания), ее переработки и интерпретации (специфики мышления – вербального и образного), и связанных (ассоциированных) с ними специфических выводов и предписаний, приводят к набору специфичных стереотипных реакций эмоциональной, физиологической и поведенческой сфер человека. Именно в этой специфике и кроется ключ к пониманию дисфункционального и адаптивного, пато- и саногенеза, того, что Франкл называл феноменом человека и его ресурсов: «Между стимулом и нашей реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.» И чтобы вернуть себе эту свободу, понадобиться навык осознания, что проносится в нашей нейросети, в потоке автоматических мыслей и образов, и какие убеждения за ними стоят. Именно для этого необходим диагностический этап КПТ (осознанности в широком смысле этого слова) (1), за которым уже последует этап формирования альтернатив (2), и завершающий третий этап – их тренировок и закрепления (3). Оперируя иной терминологией, мы можем обозначить эти три этапа технологии кпт (базирующейся на практической методологии кпт) как анализ, синтез и тренировку (инсталляцию – процесс установки программы, системного кода, рефлексов/имплементацию — программная или аппаратная реализация какого-либо протокола, кодов, алгоритма, какой-либо технологии). Для помощи в использовании первого протокола автором были введены рабочие термины «срезы», как процедура использования протокола, характеризующаяся сбором данных с помощью дескриптивного описания, локализованного во времени и пространстве активирующего события/ триггерной ситуации, субъективного опыта (квалиа – перцепторного и когнитивного его аспектов) и реакций эмоциональной, физиологической и поведенческой сфер жизнедеятельности человека. В типологии «срезов» автором описаны 4 типичных варианта: «свежий» (в рамках удержания в оперативной памяти – не более 2-х недель и возможностью восстановления («памятования») «ключевых когниций» в произвольных и автоматических мыслях), «ультрасвежий» (происходящее непосредственно на сеансе, с возможностью непосредственного контакта с текущими произвольными и автоматическими мыслями), «яркий» (воспоминания «добываемые» сбором данных по аналогии, где возможно использование наглядных примеров из прошлого, характеризующихся энкодами и эмоциональными фрэймами, обеспечивающими сохранение в долгосрочной памяти, ассоциированных с эмоционально окрашенным опытом когнитивных конструктов) и «исторический» (наиболее ранние, эмоционально насыщенные, порой травматические воспоминания).
Изучение условно простых связей позволяет перейти к прояснению сложных связей в форме Диаграммы когнитивной концептуализации, представляющей из себя вариант когнитивного картирования этиопатогенетических связей в диаграмме Дж. Бек 1993 года и саногенетических связей в диаграмме Дж. Бек 2018 года.
Рис. 3 Cognitive Conceptualisation Diagram (Judith Beck, 1993)
Обе концептуализации в совокупности, как две стороны одной медали, показывают принцип системной диагностики в КПТ. Если первую концептуализацию (J. Beck, 1993) можно обозначить как патогенетическую, раскрывающую механизм патогенеза, то вторую (J. Beck, 2018) можно обозначить как саногенетичекую, где раскрываются потенциальные возможности и ресурсы для восстановления и использования сильных сторон человека, описываемых по релевантным примерам и данным из анамнеза.
Рис. 4 STRENGTH-BASED COGNITIVE CONCEPTUALIZATION DIAGRAM WORKSHEET © 2018. (Adapted from J. Beck (2020) Cognitive Behavior Therapy: Basics and Beyond, 3rd edition. )
В этом контексте следует отметить концептуализацию Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (Ковпак Д.В., © 2019, Ковпак Д. В., Зрютин М. А., © 2021), которая используется преподавателями Ассоциации в процессе обучения специалистов КПТ и призвана объяснить в более простой и наглядной форме ряд сложных моментов обеих вышеописанных концептуализаций Дж. Бек для русскоговорящей аудитории, а также внести модель генеза глубинных убеждений и схем с опорой на биопсихосоциальную модель современной психиатрии и клинической психологии. Данная модель позволяет рассмотреть генез и развитие дисфункциональных убеждений и мыслей всех уровней в тесной взаимосвязи с неудовлетворенными потребностями сенситивного периода развития (значимые данные детства) и всей жизни (значимые данные жизни), использовать более точный сбор информации по контексту различных систем разного уровня, в том числе суперсистем, куда включена открытая персональная система человека — семьи как системы (микросоциум) и системы макросоциума (коллектив, этнос, страна, популяция, человечество, цивилизация). Оригинальность представленной концептуализации заключается в том числе в использовании биопсихосоциальной модели потребностей интегрированной в сложную модель когнитивной концептуализации. Это позволяет репрезентовать на уровне модели феномен человека в качестве сложной открытой системы и ее генез. Дисфункциональные последствия (реакции) компенсируются так называемыми компенсаторными стратегиями, в которых выделяется целый ряд категорий, описанных в монографии Дж. Бек и требующие отдельного более подробного описания. Также мы предлагаем рассмотреть и адаптивные стратегии, вытекающие как из анамнеза (ресурсов человека), так и из терапии, и текущего актуального релевантного опыта.
Рис. 5 Концептуализация Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (Д. В. Ковпак, © 2019, Д. В. Ковпак, М. А. Зрютин, © 2020)
Поделиться в социальных сетях
Использование когнитивной схемы концептуализации в организационных преобразованиях
Опубликовано 16. 08.2018
Прежде чем копнуть глубже, я хочу подчеркнуть тот факт, что для того, чтобы использовать инструменты и техники психологии, нужно сначала понять себя и разобраться в себе. Как говорит Джордан Б. Петерсон, прежде чем критиковать слово, наведите в доме полный порядок. Это, вероятно, потребует большой работы и времени, но это необходимая предпосылка для успешного использования этих инструментов. В противном случае велика вероятность, что вместо того, чтобы заглянуть в психику человека, вы будете сражаться с собственными драконами. Так что инструменты, которые я собираюсь обсудить в этом посте, — это не какие-то быстрые решения. Но я надеюсь, что эти инструменты помогут нам двигаться вперед в сложных ситуациях. В конце концов, как Agile-коучи мы стремимся изменить организационную культуру и образ мышления людей, поэтому психология кажется хорошей вещью для начала.
Мы знаем, что одним из возможных источников сопротивления изменениям являются некоторые бессознательные реакции. Но как мы можем с ними справиться? И, если быть более точным, как мы можем разобраться в том, что является источником этого сопротивления, чтобы мы могли обратиться к нему более конкретно?
В этом посте я хочу обсудить некоторые инструменты когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Давайте начнем с некоторых основ КПТ.
Основной концепцией когнитивно-поведенческой терапии является когнитивная модель. Согласно этой модели реакция человека (эмоциональная, поведенческая и физическая) на данную ситуацию не является продуктом этой ситуации как таковой. Скорее реакция основана на некоторых автоматических мыслях, которые возникают у человека в данной ситуации.
Давайте рассмотрим пример, когда Agile-коуч предлагает использовать Канбан для визуализации и управления рабочим процессом, могут быть разные реакции:
- Разработчик A считает, что было бы здорово нарисовать Канбан и использовать его для совместной работы с другими. , поэтому он говорит: «Круто! Давай сделаем это».
- Разработчик B может подумать, что они уже пытались сделать Канбан, никто на самом деле не обновлял Канбан доску, и в итоге у них была доска с изображением месячной давности, поэтому они в конце концов отказались от нее, поэтому он говорит, что это будет пустая трата времени.
- Разработчик C может подумать, что все увидят, как мало он работает, поэтому он занимает оборонительную позицию и говорит, что не будет этого делать, потому что это слишком много ненужной работы — записывать задачи, перемещать эти карточки и т. д.
В последнем случае не обязательно, чтобы разработчик B был неэффективным — он мог бы быть лучшим исполнителем команды, но, по его мнению, он делает меньше, чем должен. Это довольно распространенный случай, который называется «синдром самозванца». Итак, у нас одна и та же ситуация, но разные реакции.
Расширенная когнитивная модель имеет три дополнительных уровня: основные убеждения, промежуточные убеждения (последние могут принимать форму предположений, правил или установок) и стратегии выживания. В нашем примере разработчик С может иметь базовое убеждение «Я некомпетентен» и отношение «Страшно выглядеть некомпетентным». У него есть предположение: «Если никто не знает, что я делаю, никто не узнает, что я некомпетентен». И у него может быть такое правило, как «Если я буду скрывать свой реальный объем работы, все будут думать, что я умный. Если я раскрою реальный объем работы, все будут думать, что я некомпетентен».
Может случиться так, что одна автоматическая мысль, эмоциональная или физическая реакция запускает другую автоматическую мысль, создавая каскад когнитивных процессов и реакций. Для наших целей мы будем использовать эту упрощенную модель.
Понимая когнитивную модель, можно анализировать познания человека и работать над изменением тех частей когнитивной модели, которые не функционируют. Люди часто не осознают свои основные и промежуточные убеждения, в то время как они могут знать некоторые из своих автоматических мыслей — это зависит от ситуации и самосознания человека. Ключевым моментом здесь является то, что эти мысли обычно принимаются человеком без каких-либо сомнений.
В когнитивно-поведенческой терапии терапевт может помочь как в концептуализации этой модели, так и в поиске способов улучшить эту модель, изменив дисфункциональные когниции на более функциональные или, по крайней мере, нейтральные.
Тренер по Agile может также использовать эту когнитивную модель, чтобы помочь человеку принять изменения. В приведенном выше примере тренер может помочь разработчику обнаружить, что он на самом деле является лучшим исполнителем, и, визуализируя свою работу, он может помочь себе (и другим членам команды) увидеть свое реальное влияние на производительность команды. Но как коуч может узнать, как работает когнитивная модель конкретного человека? А вот и когнитивная концептуальная диаграмма (CCD).
Как видите, ПЗС состоит из двух частей. Нижний относится к конкретным ситуациям, автоматическим мыслям и реакциям — мы можем считать это внешним слоем, а верхний — к более глубоким слоям — предыдущему опыту, основным убеждениям и промежуточным убеждениям. Мы могли бы использовать эту диаграмму, чтобы выдвинуть гипотезу о чьей-либо когнитивной модели, чтобы мы могли планировать эксперименты для проверки нашей гипотезы.
Сначала вы наблюдаете за моделями ситуации-реакции и заполняете нижнюю часть. Это хорошая идея, чтобы искать различные ситуации, например. взаимодействие с членами команды на официальных встречах, взаимодействие с другими коллегами во время неформальных бесед и т. д. Важно убедиться, что эти модели поведения являются общими для этого человека. Делая это, вы заполняете поля 1, 2 и 3. Вы выдвигаете гипотезу об автоматических мыслях, которые могут вызвать такую реакцию на данную ситуацию, заполняя поле 4. Собрав как минимум три ситуации, вы можете создать гипотезу о значении автоматических мыслей ( поле 5). Основываясь на этом, вы можете предположить, какие основные убеждения (6) могут привести к предположениям (7) и стратегиям преодоления/компенсации (8), которые создают такие автоматические мысли. Во время терапевтического процесса терапевт, вероятно, также обращался бы к детскому опыту, который мог бы создать такие предположения, но как агенты организационных изменений мы, вероятно, не будем копать так глубоко.
Важно отметить, что для того, чтобы заполнить эту диаграмму, тренер должен провести некоторое время с этим человеком, наблюдая за его поведением и выискивая некоторые закономерности.
Имея (частично) заполненную ПЗС, терапевт может попытаться подтвердить гипотезы, на которых она основана. Он может сделать это, задавая вопросы и наблюдая за некоторыми моделями поведения и мышления. Здесь начинается сложная часть: в терапии, если он попытается обсудить свои идеи по поводу основных убеждений и промежуточных убеждений слишком быстро, когда клиент не готов, клиент может сопротивляться, и это потенциально может разрушить терапевтические отношения. Поскольку люди не ожидают никакой терапии от Agile-коуча, попытка обсудить основные убеждения, скорее всего, разрушит коучинговые отношения. Однако Agile-коучу не нужно заходить так далеко. Он может сосредоточиться на автоматических мыслях, и во многих случаях достаточно изменить (или даже заставить человека осознать) автоматические мысли, чтобы начать некоторые изменения. Мы могли бы работать глубже (если у нас есть и опыт, и желание клиента сделать это) — такие вмешательства выходят за рамки этого поста для обсуждения.
В случае Разработчика С эта диаграмма может выглядеть так.
Черный текст обозначает явные вещи, а синий – гипотезы.
Теперь тренер может делать прогнозы и проводить некоторые поведенческие эксперименты на основе этой модели, чтобы оценить, верны эти гипотезы или нет (и обновлять эту модель на основе результатов экспериментов).
В одном из следующих постов я углублюсь в поведенческие эксперименты. Здесь я хотел бы обсудить, с чего мы должны начать. Во-первых, нам нужно освоить безусловное положительное отношение и безусловное принятие. Что бы человек ни думал – это нормально. Мы можем не соглашаться с этим, но мы принимаем это как людей без осуждения. Почему это важно? Как я уже говорил в своем предыдущем посте, если человек увидит признаки неодобрения, сам этот факт может (и почти наверняка) перевести его в защитный режим. Это ухудшит наши отношения, возможно, вызовет агрессию и сделает человека слепым к тому, что мы хотим ему предложить.
Во-вторых, после того, как мы приняли человека таким, какой он есть, мы можем осознать все, что есть. Такое неосуждающее отзеркаливание повысит осознание человеком своих мыслей, а это необходимый шаг к их изменению.
Как только человек осознает свои мысли, мы можем перейти к следующему шагу — помочь ему рационально проанализировать эти мысли, их вероятные результаты (как положительные, так и отрицательные), а также помочь человеку разработать некоторые поведенческие эксперименты, которые может проверить предположения о результатах. Это можно сделать с помощью сокративного опроса или других методов. Я углублюсь в это в одном из моих следующих постов.
В завершение этого поста я хотел бы еще раз акцентировать внимание на важности самосознания и самопринятия коуча. Избавьтесь от себя, прежде чем пытаться изменить других. И прежде чем любой король вмешается, вспомните императив Гиппократа: primum non nocere.
Во-первых, не навреди.
Теги:Agile-коучинг, CBT, психология
Использование диаграммы когнитивной концептуализации в организационных преобразованиях
Прежде чем копнуть глубже, я хочу подчеркнуть тот факт, что для того, чтобы использовать инструменты и техники из психологии, нужно сначала понять себя и разобраться в себе. Как говорит Джордан Б. Петерсон, прежде чем критиковать мир, наведите в доме идеальный порядок. Это, вероятно, потребует большой работы и времени, но это необходимая предпосылка для успешного использования этих инструментов. В противном случае велика вероятность, что вместо того, чтобы заглянуть в психику человека, вы будете сражаться с собственными драконами. Так что инструменты, которые я собираюсь обсудить в этом посте, — это не какие-то быстрые решения. Но я надеюсь, что эти инструменты помогут нам двигаться вперед в сложных ситуациях. В конце концов, как Agile-коучи мы стремимся изменить организационную культуру и образ мышления людей, поэтому психология кажется хорошей вещью для начала.
Мы знаем, что одним из возможных источников сопротивления изменениям являются некоторые бессознательные реакции. Но как мы можем с ними справиться? И, если быть более точным, как мы можем понять источник этого сопротивления, чтобы мы могли обратиться к нему более конкретно?
В этом посте я хочу обсудить некоторые инструменты когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Давайте начнем с некоторых основ КПТ.
Основной концепцией когнитивно-поведенческой терапии является когнитивная модель. Согласно этой модели реакция человека (эмоциональная, поведенческая и физическая) на данную ситуацию не является продуктом этой ситуации как таковой. Скорее реакция основана на некоторых автоматических мыслях, которые возникают у человека в данной ситуации.
Давайте рассмотрим пример. Когда Agile-коуч предлагает использовать Канбан для визуализации и управления рабочим процессом, могут быть разные реакции:
- Разработчик A считает, что было бы здорово нарисовать Канбан и использовать его для совместной работы с другими, поэтому он говорит «Круто!» Давай сделаем это.
- Разработчик B может подумать, что они уже пытались внедрить Канбан, на самом деле никто не обновлял Канбан-доску, и в итоге у них была доска с изображением месячной давности, поэтому они в конце концов отказались от нее. Поэтому он говорит, что это будет пустой тратой времени.
- Разработчик C может подумать, что все увидят, как мало он работает, поэтому он занимает оборонительную позицию и говорит, что не будет этого делать, потому что это слишком много ненужной работы: записывать задачи, перемещать эти карточки и т. д.
В последнем случае разработчик C не обязательно является отстающим, он мог бы быть лучшим в команде, но, по его мнению, он делает меньше, чем должен. Это довольно распространенный случай, который называется синдромом самозванца. Итак, у нас одна и та же ситуация, но разные реакции.
Расширенная когнитивная модель имеет три дополнительных уровня: основные убеждения, промежуточные убеждения (последние могут принимать форму предположений, правил или установок) и стратегии выживания. В нашем примере у разработчика может быть основная убежденность в том, что я некомпетентен, и отношение, которое говорит, что ужасно выглядеть некомпетентным. У него есть предположение, что если никто не знает, что я делаю, никто не узнает, что я некомпетентен. И у него может быть такое правило, как если я скрою свой реальный объем работы, все будут думать, что я умный. Если я раскрою свой реальный объем работы, все подумают, что я некомпетентен.
Может случиться так, что одна автоматическая мысль, эмоциональная или физическая реакция запускает другую автоматическую мысль, создавая каскад когнитивных процессов и реакций. Для наших целей мы будем использовать эту упрощенную модель.
Поняв когнитивную модель, можно проанализировать когнитивные способности человека и работать над изменением тех частей когнитивной модели, которые не функционируют. Люди часто не осознают свои основные и промежуточные убеждения, хотя они могут знать некоторые из своих автоматических мыслей, поскольку это зависит от ситуации и самосознания человека.