Разное

Чрезмерная агрессия: ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ У ЧЕЛОВЕКА: В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛА?

Содержание

Из-за чего возникает женская агрессия — Сноб

В своей новой книге «Биология добра и зла», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер», стэнфордский профессор биологии и неврологии Роберт Сапольски объясняет, как и какие факторы влияют на поведение человека. «Сноб» публикует главу, посвященную женскому агрессивному поведению

Бартоломе Эстебан Мурильо, «Две женщины у окна»
Иллюстрация: Wikimedia Commons

…Каково влияние гормонов на мозг и другие сенсорные системы, о которых речь шла в предыдущих главах? Насколько гормоны определяют наше поведение — как хорошее, так и плохое? В этой главе мы рассмотрим разные гормоны, но в основном сосредоточимся на одном, а именно на том, что неразрывно связан с агрессией, — тестостероне. Заглядывая вперед, сразу отмечу, что тестостерон имеет к агрессии гораздо меньшее отношение, чем принято считать. А на другом конце ряда обычно располагают гормон окситоцин: за ним закрепился статус, ассоциирующийся с теплым, добросердечным и просоциальным поведением. Так вот, и с окситоцином не так все просто и очевидно, как полагают…

Материнская агрессия

У самок грызунов степень агрессивности возрастает по ходу беременности и достигает пика в период родов. Очевидно, что такая агрессия достигает максимальных значений у тех видов, для которых характерна угроза инфантицида.

В поздний период беременности эстроген и прогестерон увеличивают уровень материнской агрессии за счет секреции большего количества окситоцина в определенных участках мозга, что опять же возвращает нас к окситоцину, способствующему материнской агрессии.

Приведу два примера, которые проиллюстрируют сложность эндокринных процессов, вовлеченных в агрессию. Эстроген участвует в процессе генерирования материнской агрессии. Но он же способен ослабить агрессию, усилить отзывчивость и улучшить степень распознавания эмоций. Оказалось, что в мозге существует два типа рецепторов для эстрогена, они-то и регулируют его противонаправленные поведенческие эффекты. При этом количественное выражение данных эффектов регулируется независимо друг от друга. Что мы видим: один и тот же гормон, одно и то же количество гормона, но с разным конечным действием. И оно зависит от того, на что мозг заранее настроен.

Следующая сложность: как мы уже знаем, прогестерон, действуя вместе с эстрогеном, способствует материнской агрессии. Тем не менее сам по себе прогестерон снижает агрессию и тревогу. Один гормон, одинаковое его количество — и диаметрально противоположный результат в зависимости от присутствия другого гормона.

Прогестерон снижает тревогу весьма хитроумным способом. Попав в нейрон, гормон превращается в другой стероид, а тот, в свою очередь, связывается с рецепторами ГАМК, что делает их более чувствительными к тормозящему эффекту ГАМК, и мозг, таким образом, успокаивается. Вот вам пример прямого диалога между гормонами и нейромедиаторами.

Женская агрессия с кулаками

Женская агрессия — кроме материнской — традиционно видится пассивной, скрытой. Как заметила Сара Блаффер Хрди, ведущий приматолог из Калифорнийского университета в Дэвисе, до 1970-х гг. почти никто даже и не думал исследовать конкуренцию среди женщин.

Тем не менее особи женского пола часто бывают агрессивны по отношению друг к другу. Это наблюдение попросту скидывают со счетов с помощью аргумента из области психопатологии: если, скажем, самка шимпанзе ведет себя агрессивно вплоть до убийства, такое поведение объясняют тем, что она — хм-м… — ненормальная. Или женская агрессия рассматривается как гормональный «выброс». У самок шимпанзе происходит синтез небольшого количества андрогенов в надпочечниках и яичниках; сторонники «выброса» считают, что синтез «настоящих» женских гормонов происходит как-то неаккуратно и некоторые мужские гормоны тоже по недосмотру выделяются. А так как эволюция — дама ленивая, она не удосужилась убрать из женского мозга рецепторы мужских гормонов, вот так и получается тестостероновая агрессия у женщин.

Такие суждения неверны по ряду причин.

Неправильно думать, что мозг самок содержит или не содержит рецепторы тестостерона просто по той причине, что у него тот же прообраз, что и у мозга самцов. У самок и самцов рецепторы андрогенов распределены по-разному, и у самок в каких-то участках они расположены гуще. Эволюция весьма активно провела отбор по действию тестостерона у самок.

А что еще важнее, женская агрессия с точки зрения эволюции осмыслена: стратегически выверенная агрессивность повышает приспособленность. В зависимости от вида самки сражаются за ресурсы (еду, районы гнездования и пр.), доводят товарок-соперниц, стоящих ниже их по иерархии, до бесплодия, убивают чужих детенышей (так делают шимпанзе, например). А у птиц и (редко) приматов, эволюция которых заповедала самцам быть заботливыми отцами, самки с особой яростью соревнуются за подобное сокровище.

На свете, что интересно, есть виды животных — среди них приматы (бонобо, лемуры, игрунки, тамарины), капские даманы, грызуны (калифорнийский и сирийский хомячки, голые землекопы), — у которых самки социально доминируют и ведут себя агрессивнее самцов (часто они и физически сильнее). Самый известный пример социальной гендерной инверсии — это пятнистые гиены; их исследовал Лоренс Франк с коллегами из Калифорнийского университета в Беркли. У типичных социальных хищников (львов, например) охотятся самки, а самцы только «спускаются к ужину», и им достается первый кусок. У гиен же охотятся находящиеся в подчиненном положении самцы; самки затем отгоняют их от добытой еды и предоставляют детенышам возможность насытиться первыми. Только представьте: у многих млекопитающих эрекция является сигналом доминирования, мол, «пришел-мужик-с-инструментом». У гиен все наоборот: у самца начинается эрекция, если самка его терроризирует. («Не нападай на меня! Смотри, я всего лишь безобидный самец!»)

Как же объяснить женскую конкурентную агрессию (неважно, у «нормальных» видов или перевертышей с инвертированными социальными ролями)? Логично было бы предполагать, что виноваты андрогены; и действительно, у самок с модифицированными половыми ролями уровень тестостерона такой же или даже выше, чем у самцов. Детеныши гиен рождаются «псевдогермафродитами» — это неудивительно, ведь до рождения они находились у мамы в животе, а там столько тестостерона! У самок гиен имеется ложная мошонка, отсутствует внешнее влагалище, зато есть клитор размером с пенис, который вдобавок способен эрегировать. И даже больше — некоторых отличий, которые имеются обычно между мозгами самца и самки млекопитающих, у гиен и голых землекопов нет. Это отражает тот факт, что их эмбрионы получают много мужских гормонов.

Из вышеизложенного можно было бы сделать вывод, что самки у видов с инвертированными гендерными ролями ведут себя агрессивно потому, что подвергаются усиленному воздействию андрогенов, и, соответственно, снижение агрессии среди самок остальных видов объясняется уменьшенным уровнем андрогенов.

И тут же возникают возражения. Начнем с того, что нам знакомы виды (например, бразильские морские свинки), у самок которых уровень андрогенов высок, но они при этом ведут себя неагрессивно и не доминируют над самцами. И напротив, самки некоторых видов птиц с инвертированными ролями не имеют повышенного уровня  андрогенов. Кроме того, так же как и у самцов, индивидуальные различия в количестве андрогенов не предсказывают большей или меньшей агрессивности самки, будь то вид с классическим или инвертированным половым поведением. И вообще, у самок уровень андрогенов не увеличивается в периоды агрессивности.

И в этом есть логика. Женская агрессивность связана в основном с размножением и выживанием потомства: в первую очередь это материнская агрессия, но также и соревнование за полового партнера, «домашние» места, пищу на время вынашивания и выкармливания. Андрогены нарушают процессы, связанные с деторождением, вносят сумятицу в установленное материнское поведение. Как заметила Хрди, присутствие андрогенов ставит самку в затруднительное положение: ей необходимо сбалансировать преимущества агрессивности и невыгодность ее для воспроизводства. В идеале андрогены у самок должны бы влиять на «агрессивные» участки мозга и не касаться «репродуктивно-материнских» участков. В точности так эволюция и устроила, как выяснилось.

Обложка книги
Издательство «Альпина Паблишер»

Предменструальная агрессия и раздражительность

Тут мы неизбежно приходим к теме предменструального синдрома (ПМС): это комплекс симптомов, сопровождающий месячные, когда портится настроение, растет раздражительность, да еще вздувается живот из-за скопления жидкости, выскакивают прыщи… Про ПМС ходит множество всяких неправдоподобных слухов и легенд. (То же касается и ПМДР — предменструального дисфорического расстройства, симптомы которого настолько значительны, что женщина не в состоянии нормально функционировать; им страдают 2–5% женщин.)

Тема эта вязнет сразу в двух противоречиях: в чем причина ПМС / ПМДР и как данный синдром связан с агрессией? Первый вопрос — это ужас какой-то. А вообще ПМС / ПМДР — физиология или социальная надстройка?

Согласно крайним взглядам («это просто социальное явление»), ПМС целиком и полностью является продуктом специфических культурных условий. Подобному мнению дала зачин Маргарет Мид, утверждая в своей книге 1928 г. «Взросление на Самоа» (Coming of Age in Samoa), что у самоанских женщин во время менструации не меняется ни настроение, ни поведение. Мид воспела благостные картины самоанской жизни, в которых самоанцы рисовались самыми миролюбивыми, добросердечными, сексуально-свободными приматами к востоку от бонобо. И тут же антропологи продолжили мысль, предположив, что женщины из любой культуры «набедренных повязок» не испытывают ПМС. Ну а если, соответственно, в какой-то культуре наблюдается безудержное распространение ПМС (в американской, например), это означает, что там ущемляются интересы женщин и подавляется их сексуальность. Подобные взгляды можно критиковать даже с позиций социоэкономики; взять, к примеру, такой вот перл: «С помощью ПМС женщины выражают недовольство своим притесненным положением в американском капиталистическом обществе».

Если принять за точку отсчета мнение подобных экстремистов, то получится, что в «репрессивных» обществах те женщины, которых сильнее всего притесняют, будут больше остальных страдать от ПМС. То есть женщины с сильными симптомами ПМС должны испытывать тревогу, депрессию, быть невротиками, ипохондриками, сексуально зажатыми, послушными религиозным запретам, они прячутся от сложностей вместо того, чтобы решать проблему. В общем, среди них нет ни одной порядочной самоанки.

К счастью, волна подобных идей по большей части схлынула. В ходе многочисленных исследований были выявлены сдвиги в химии мозга и поведении, которые сопровождают нормальный процесс репродуктивного цикла; причем поведение меняется и во время овуляции, и во время месячных. А ПМС представляет собой крайний, болезненный случай таких модуляций. При этом учтем, что симптомы ПМС, этого естественного физиологического явления, разнятся от культуры к культуре. Китаянки, например, описывают не столь сильный эффект ПМС, как западные женщины (и не известно, то ли им действительно не так плохо, то ли они просто привыкли не жаловаться). Принимая во внимание, что у ПМС более сотни симптомов, неудивительно, что они по-разному акцентируются от общества к обществу.

У других приматов тоже наблюдаются перименструальные изменения в поведении и настроении, поэтому ясно, что дело тут в биологии. Самки павианов и мартышек-верветок становятся более агрессивными и менее дружелюбными перед течкой (мартышек, насколько мне известно, американский капитализм не притесняет). Любопытно заметить, что у павианих более агрессивными становятся только доминантные самки; у подчиненных самок просто нет возможности выражать агрессию.

Эти данные прямо указывают на то, что сдвиги в поведении и настроении имеют биологическую основу. Социальный же аспект заключается в том, что они отошли в ведение медицины, получили наименования «патологий», «синдромов», «расстройств» и обрели «симптоматику».

Какова же базовая биология ПМС? Общепринятая теория указывает на резкое падение уровня прогестерона при приближении регул, а значит, его седативный, успокаивающий эффект ослабляется. Исходя из этого, ПМС является результатом слишком резкого снижения уровня прогестерона. Тем не менее подтверждений этой теории не так уж много.

Другая теория, которая имеет в активе кое-какие факты, построена с упором на гормон бета-эндорфин: он, как известно, выделяется при физических нагрузках и запускает похожую на легкое опьянение т. н. эйфорию бегуна. Согласно этой теории, причина ПМС кроется в аномально низком уровне бета-эндорфина. В общем, объяснений предложено много, но определенности ни одно из них не дает.

Теперь обратимся к вопросу, насколько ПМС связан с агрессией. В 1960-х гг. исследования Катарины Далтон (а именно она в 1953 г. ввела термин «предменструальный синдром») показали, что женщины совершали преступления во время перименструального периода чаще, чем в другое время (возможно, это означает только то, что в такие периоды их проще задержать, а не большую склонность к преступным действиям). Благодаря другой работе — исследовании девочек из школы-интерната — выяснилось, что непропорциональное количество нареканий за плохое поведение приходилось как раз на время менструаций нарушительниц. Заметим, что в исследованиях, проведенных в тюрьме, не делали различий между насильственными и ненасильственными преступлениями, а в школе нарушениями порядка считались и хулиганство, и опоздания. Таким образом, пока не очень ясно, становятся ли женщины во время месячных более агрессивными или агрессивные по природе женщины действуют более напористо в эти периоды.

Тем не менее адвокаты довольно успешно использовали ПМС в качестве уважительной причины для смягчения наказания и добивались в судах «ограничения ответственности». Вот, к примеру, нашумевшее дело Сэнди Крэддок 1980 г.: она убила коллегу, а кроме этого, могла похвастаться списком из более чем 30 судимостей за кражи, поджоги и нападения. На суде обнаружилось, что Сэнди непонятно для чего, но к счастью для себя, годами тщательно записывала в дневник не только дни месячных, но и фиксировала выходы в город «в поисках преступлений». Как оказалось, эти дни совпадали настолько, что ей дали срок условно и предписали лечение прогестероном. Но история на этом не закончилась: когда ее лечащий врач уменьшил ей дозу лекарства, во время ближайших же месячных Сэнди арестовали за попытку пырнуть кого-то ножом. И что же: опять условно и опять накапать прогестерона.

Действительно, судя по результатам всех этих изысканий, небольшое количество женщин испытывают ПМС такой силы, что их поведение можно квалифицировать как психотическое, и суд обязан принимать это во внимание в качестве смягчающего обстоятельства. Обычные же пре- и постменструальные изменения в поведении и настроении не особенно коррелируют с усилением агрессивности.

Перевод: Юлия Аболина, Елена Наймарк, д-р биол. наук

Подростковая агрессия: причины появления и профилактика

Главная

Полезные материалы

Подростковая агрессия: причины появления и профилактика

15.10.2020

© depositphotos.com


В подростковом возрасте дети становятся эмоционально нестабильны. Психологи связывают это в первую очередь с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. Но в некоторых случаях эмоциональные перепады могут принимать радикальные формы и перерастать в агрессию. И если подросток остаётся один на один со своим бунтарством, оно может привести его в деструктивные сообщества и, как следствие, к правонарушениям.


О том, какие факторы могут спровоцировать агрессивное поведение подростков и почему интернет – не самая главная опасность в жизни ребёнка, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кирилл Хломов.


 


– Каковы основные причины подростковой агрессии?


– Для подросткового возраста характерно рисковое поведение. Один из маркеров, который на это указывает, – высокая смертность по причинам, не связанным с заболеваниями именно в этот возрастной период. Рисковое поведение тесно связано с агрессией. Также оно может быть связано с депрессивными и негативными эмоциональными состояниями. Если мы понимаем агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам, и в целом существованию человека в обществе, то одна из причин агрессивного подросткового поведения может быть объяснена фрустрационной теорией агрессии. В соответствии с этой теорией в тот момент, когда подросток испытывает фрустрацию, связанную с устойчивой неудовлетворённостью его физических и психологических потребностей, эти переживания способствуют агрессивному поведению. Также на выраженность и на форму агрессивного поведения будут влиять биологические и социальные факторы. Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и установками, высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции. 


– Как правильно работать с подростковой агрессией?


– Существуют разные формы агрессивного поведения подростков, как просоциальные так и антисоциальные. Занятия боксом, социальный активизм, бурное участие в различных общественных акциях, вовлечённость в футбольные фанатские движения – все эти проявления могут являться формами просоциального или антисоциального агрессивного поведения. По классификации агрессивного поведения А. Басса, были выделены такие формы: физическая, косвенная, негативизм, зависть, ненависть к окружающим, подозрительность, вербальная агрессия, манипуляции при помощи чувства вины. Конкретных форм агрессивного поведения существует огромное множество.


И в работе с подростковой агрессией всё зависит от того, с какой формой мы планируем работать. В каждом случае важно понимать, что агрессия не возникает сама по себе, всегда есть социальный контекст, в котором она проявляется. Есть ситуации, в которых агрессия объективно может быть чем-то необходимым. Возьмём, к примеру, такие истории, когда подростки участвуют в спортивных мероприятиях, боксе, фехтовании, и т.д. В этом конкретном случает физическая агрессия легализована. Если подросток был вовлечён в деструктивную деятельность, но потом переключился на спортивное поведение, то это тот случай, когда происходит преобразование антисоциальной агрессии в просоциальную, удачный пример социального или педагогического воздействия.


Второе, что мы обязательно рассматриваем для работы с подростковой агрессией, это социальная среда, в которой ребёнок находится. Сюда входит и семья как фактор, уникальный для каждого подростка, и школа, и то окружение, в котором растёт подросток вне дома. Все эти факторы сильно влияют на формирование агрессивного поведения, и от них зависит, в какой форме оно проявится. Учитывая вышеперечисленные факторы, в целом необходимо вести комплексную педагогическую, психологическую и социальную работу, направленную на развитие соответствующих социальных компетенций и формирование адекватного поведения.


– Каким образом подростковая агрессия находит выход в молодёжных субкультурах?


– Во-первых, стоит учитывать, что одной из важных задач в подростковом возрасте является построение отношений со сверстниками и эксперименты с социальными ролями. Очень много потребностей и задач подростки реализуют в общении со сверстниками. Имеющее в том числе и социальную природу агрессивное поведение сильно зависит от отношений со сверстниками и факторами социальной среды.  В основном социальное развитие подростка происходит в школе, однако если ребёнок не находит там возможностей для этой реализации, он ищет другую территорию для решения этой задачи. Как показывает практика, дети, принимающие активное участие в школьной жизни, в школьных мероприятиях, в меньшей степени оказываются вовлечены в деструктивные сообщества.


Если подросток не находит признания и понимания среди сверстников, не может выстроить с ними отношения, в которых он особенно нуждается в подростковом возрасте, например, в школьной среде, риск быть вовлечённым в какую-либо субкультуру, где он будет самоутверждаться через агрессию и деструктивное поведение, может возрастать.


– Какие именно субкультуры способствуют большему развитию агрессии у подростков?


– Здесь нельзя выделить что-то определённое, какую-то одну определённую субкультуру. Есть несколько криминальных субкультур или субкультуры, связанные с «околофутбольной» средой, скорее хулиганские или радикальные, экстремистские социальные среды, поддерживающие определённые формы проявления агрессии. На мой взгляд, субкультура – это лишь форма для выражения агрессии. Субкультура может способствовать тому, что агрессия будет направлена против чего-то или кого-то, предлагает некоторую цель.  Она способствуют тому, что агрессивное поведение становится антисоциальным, но не является причиной возникновения агрессивного поведения.   


– На чем должна быть основана профилактика подростковой агрессии?


– Эффективная профилактика в первую очередь должна быть основана на хорошо выстроенной и динамично меняющейся системе социальной работы, педагогических и психологических воздействий. Эта система должна включать в себя множество элементов, одни из которых связаны с социальными сетями, с поведением в интернет-пространстве, другие – с социально-педагогическими службами в школах, третьи – с социальной и психологической работой с семьей,  четвёртые – с доступностью психологической, психиатрической и медицинской помощи, пятые – с судебной и правоохранительной системами. Все эти элементы должны выстраиваться в одну систему и сохранять возможность взаимодействия и сотрудничества и динамичных изменений. Невозможно разработать одну единственную профилактическую программу агрессивного поведения, внедрить её, и она будет 20 лет приносить результаты. Система профилактики рискового поведения требует модификации каждые несколько лет, так как и общество тоже меняется достаточно быстро.


– Верно ли считать, что интернет в основном негативно влияет на развитие личности подростка?


– Интернет – это глобальное явление в человеческой жизни, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, как и любое другое явление такого масштаба. И если рассматривать различные научные исследования, мы увидим, что нет однозначного негативного влияния интернета на развитие подростков. Неудачными оказываются крайности: когда ребенок совсем не пользуется гаджетами, он оказывается близок к социальному исключению; когда ребенок чрезмерно пользуется интернетом, возникает зависимость. И то, и другое начинает негативно влиять на его развитие. Однако сам интернет не может быть источником рисков, он может их только усиливать, предлагать формы для рискованного поведения, делать их доступнее. В отдельном случае подросток может встречаться с агрессивным поведением других людей: интернет также является социальной средой, и ребёнок может стать жертвой мошенников или грумминга. Но основными источниками угроз, которым подвержен подросток, в том числе и в виртуальном мире, могут быть, например, неудовлетворённые потребности в общении и развитии, близкая социальная среда, семья и школа, в которой он находится, структура его личности и умение справляться со стрессом.

Теги:

подросткибезопасность детей

Чрезмерная агрессия как модель насилия: критическая оценка современных доклинических методов

Сохранить цитату в файл

Формат:

Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес:

(изменить)

Который день?

Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день?

ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета:

SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум:

1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2013 апрель; 226(3):445-58.

doi: 10.1007/s00213-013-3008-x.

Epub 2013 21 февраля.

Клаус А Мичек
1
, Sietse F de Boer, Jozsef Haller

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Университет Тафтса, Бейкон Холл, 530 Бостон Авеню, Медфорд, Массачусетс 02155, США. [email protected]
  • PMID:

    23430160

  • PMCID:

    PMC3595336

  • DOI:

    10.1007/s00213-013-3008-х

Бесплатная статья ЧВК

Клаус А. Мичек и др.

Психофармакология (Берл).

2013 9 апр.0005

Бесплатная статья ЧВК

. 2013 апрель; 226(3):445-58.

doi: 10.1007/s00213-013-3008-x.

Epub 2013 21 февраля.

Авторы

Клаус А Мичек
1
, Sietse F de Boer, Йожеф Халлер

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Университет Тафтса, Бейкон Холл, 530 Бостон Авеню, Медфорд, Массачусетс 02155, США. [email protected]
  • PMID:

    23430160

  • PMCID:

    PMC3595336

  • DOI:

    10. 1007/s00213-013-3008-х

Абстрактный


Обоснование:

Доклинические экспериментальные модели патологического агрессивного поведения — крайне малоизученная и сложная область исследований.


Цели:

Насколько валидны, надежны, продуктивны и информативны наиболее часто используемые животные модели чрезмерно агрессивного поведения?


Методы:

Обобщены обоснование, ключевые методологические особенности, подтверждающие данные и аргументы, а также их недостатки и ограничения наиболее часто используемых животных моделей чрезмерно агрессивного поведения, оценена их валидность и надежность.


Полученные результаты:

Чрезмерное агрессивное поведение достоверно и достоверно наблюдается у (1) части крыс дикого происхождения и мышей, полученных путем селективного разведения; (2) крысы с нарушенной функцией надпочечников, приводящей к гипоглюкокортикоидному состоянию; (3) значительное меньшинство мышей, крыс и обезьян после употребления умеренной дозы алкоголя; и (4) резидентные животные различных видов после социальной провокации. Ограничения этих процедур включают ограничительные правила исследований на животных, требование опыта в хирургических, фармакологических и поведенческих методах, а также линии мышей с обедненным поведением, которые используются в исследованиях молекулярной генетики. Многообещающие недавние инициативы для новых экспериментальных моделей включают агрессивное поведение, вызванное оптогенетической стимуляцией и вызванное манипулированием ранним социальным опытом, таким как воспитание в изоляции или социальный стресс.


Выводы:

Одной из наиболее серьезных проблем для животных моделей чрезмерного, потенциально аномального агрессивного поведения является характеристика отличительных нейробиологических механизмов, которые отличаются от тех, которые управляют типичным для вида агрессивным поведением. Идентификация новых мишеней для эффективного вмешательства требует более глубокого понимания отличительных молекулярных, клеточных и системных механизмов для каждого типа аномального агрессивного поведения.

Цифры

Рисунок 1

Распределение частот наступательных резидентов-нарушителей…

Рисунок 1

Распределение частоты наступательной агрессии резидент-вторгшийся в популяции невыбранных диких животных дикого типа…


фигура 1

Распределение частоты наступательной агрессии резидента-чужака в популяции неотобранных диких крыс Гронингена (А) и стандартных лабораторных крыс Вистар (В), а также в популяции неотобранных одичавших домовых мышей (С). Две линии крыс значительно различаются по количеству животных, которые вообще проявляют агрессивное поведение; обратите внимание, что высокоагрессивный фенотип отсутствует у линии домашних крыс. Отметим также, что в популяциях одичавших грызунов животные с экстремально высоким или низким агрессивным поведенческим фенотипом не только сосуществуют, но и встречаются гораздо чаще, чем ожидалось случайно, т. Это резко контрастирует с обычно встречающимися моделями нормального распределения для большинства поведенческих фенотипов у лабораторных животных. (Адаптировано из ван Оортмерсен и Баккер 1981)

Рисунок 2

А. Нормальный и агрессивный агрессивный…

Рисунок 2

A. Нормальные и агрессивные агрессивные поведенческие характеристики в малоагрессивных и средне-высокоагрессивных ВТГ…


фигура 2

A. Нормальные и буйно-агрессивные характеристики поведения у малоагрессивных и средне-высокоагрессивных крыс WTG после многократных (>10) победных опытов. B. В целом сходные агрессивно-агрессивные характеристики наблюдаются у искусственно отобранных высокоагрессивных мышей SAL уже после 4 повторных выигрышных опытов. * указывает на существенные отличия от двух других групп.

Рисунок 3

Влияние дефицита глюкокортикоидов…

Рисунок 3

Влияние дефицита глюкокортикоидов на вегетативное возбуждение, поведение и нервный фон…


Рисунок 3

Влияние дефицита глюкокортикоидов на вегетативное возбуждение, поведение и нервный фон агрессии. Верхние панели : индуцированная агрессией вегетативная активация (слева) и передвижение (справа) во время 20-минутного агрессивного столкновения. В , исходный уровень; серая горизонтальная полоса указывает на стандартную ошибку базовой линии. Средние панели : сигнализация намерения, выраженная соотношением угроза/агрессия (слева) и долей уязвимых целей (справа) у крыс, подвергшихся трем агрессивным столкновениям с трехдневными интервалами. Значения представляют собой среднее из трех встреч. ADXr+CORT , неотложная терапия кортикостероном перед каждой встречей. Нижние панели : поведение крыс ADXr в тесте социального взаимодействия (слева) и предполагаемый механизм агрессии, связанной с дефицитом глюкокортикоидов (справа). ADXr не изменял уровень тревожности, как показал тест приподнятого крестообразного лабиринта, но снижал частоту сердечных сокращений, вызванную социальным взаимодействием (данные не показаны). PFC , префронтальная кора; CeA , центральная миндалина; DLPAG , дорсолатеральный столб периакведуктального серого цвета; LH , латеральный гипоталамус. Для получения дополнительной информации см. Haller et al. 2001 г.; Халлер и др. 2004 г.; Халлер и др. 2007 г.; Тулогди и др. 2010.

Рисунок 4

Гистограмма, представляющая пропорцию и…

Рисунок 4

Гистограмма, представляющая пропорцию и индивидуальную величину агрессии, усиленной алкоголем, после введения через желудочный зонд (A)…


Рисунок 4

Гистограмма, представляющая пропорцию и индивидуальную величину агрессии, усиленной алкоголем, после зондового (A) или оперативного самостоятельного введения (B) 1,0 г/кг алкоголя. Темные вертикальные столбцы представляют беспородных мышей CFW, у которых средняя частота атакующих укусов после приема 1 г/кг алкоголя превышает их исходный уровень агрессии на >2 SD (алкоголь-повышенная агрессия, или AHA). Серые вертикальные столбцы представляют мышей, чье агрессивное поведение существенно не изменяется после приема 1 г/кг алкоголя (алкоголь, не повышенная агрессия, или ANA), а белые вертикальные столбцы представляют мышей, чье агрессивное поведение после приема 1 г/кг алкоголя снижается на > 2 SD (Агрессия, подавленная алкоголем, или ASA). Пунктирные горизонтальные линии представляют 95% доверительный интервал, ±2 SD от среднего исходного уровня.

Рисунок 5

Агрессия, усиленная социальным подстрекательством.…

Рисунок 5

Агрессия, усиленная социальным подстрекательством. В течение пяти минут резидентная мышь-самец…


Рисунок 5

Агрессия, усиленная социальным подстрекательством. В течение пяти минут резидентный самец мыши подвергается воздействию самца-нарушителя, защищенного экраном, через который все еще доступны обонятельные и визуальные сигналы. Через некоторое время резидент все чаще нападает на незащищенного злоумышленника. Полосы представляют собой средние укусы нападения, а вертикальные линии представляют межквартильный диапазон после контрольных (светло-серый) и спровоцированных (темно-серый) условий. (Из Мичека и др., 2007b).

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Агрессивное поведение и гормоны оси HPA после социальной изоляции у взрослых крыс с двумя разными генетическими животными моделями депрессии.

    Малкесман О., Мааян Р., Вейцман А., Веллер А.
    Малкесман О. и др.
    Поведение мозга Res. 2006 г., 15 декабря; 175(2):408-14. doi: 10.1016/j.bbr.2006.09.017. Epub 2006 27 октября.
    Поведение мозга Res. 2006.

    PMID: 17069898

  • Животные модели чрезмерной агрессии: последствия для человеческой агрессии и насилия.

    де Бур СФ.
    де Бур С.Ф.
    Curr Opin Psychol. 2018 фев;19:81-87. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.04.006. Epub 2017 13 апр.
    Curr Opin Psychol. 2018.

    PMID: 29279228

    Обзор.

  • Социальный стресс и агрессия в мышиных моделях.

    Такахаси А.
    Такахаши А.
    Curr Top Behav Neurosci. 2022;54:181-208. дои: 10.1007/7854_2021_243.
    Curr Top Behav Neurosci. 2022.

    PMID: 34432257

    Обзор.

  • Социальные и нейральные детерминанты агрессивного поведения: фармакотерапевтические мишени серотониновой, дофаминовой и гамма-аминомасляной кислот.

    Мичек К.А., Фиш Э.В., Де Болд Дж.Ф., Де Алмейда Р.М.
    Мичек К.А. и соавт.
    Психофармакология (Берл). 2002 г., октябрь; 163 (3-4): 434-58. дои: 10.1007/s00213-002-1139-6. Epub 2002 6 августа.
    Психофармакология (Берл). 2002.

    PMID: 12373445

    Обзор.

  • Социальная изоляция после отлучения от груди вызывает аномальные формы агрессии в сочетании с повышенной глюкокортикоидной и вегетативной реакцией на стресс.

    Тот М., Микикс Э., Тулогди А., Алицки М., Халлер Дж.
    Тот М. и соавт.
    Хорм Бехав. 2011 июнь;60(1):28-36. doi: 10.1016/j.yhbeh.2011.02.003. Epub 2011 21 февраля.
    Хорм Бехав. 2011.

    PMID: 21316368

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Бороться или не бороться: активация mPFC во время принятия решения вести себя агрессивно после употребления этанола в новой мышиной модели.

    Мичек К.А., Акдилек Н., Феррейра В.М.М., Леонард М.З., Маринелли Л.Р., Ковингтон Х.Е. 3-й.
    Мичек К.А. и соавт.
    Психофармакология (Берл). 2022 окт;239(10):3249-3261. doi: 10.1007/s00213-022-06208-3. Epub 2022 11 августа.
    Психофармакология (Берл). 2022.

    PMID: 35951078

  • Латеральные глутаматергические нейроны habenula, проецирующиеся на дорсальное ядро ​​шва, способствуют агрессивному возбуждению у мышей.

    Такахаши А., Дюран-де Каттоли Р. , Фланиган М.Е., Хасэгава Э., Цунэмацу Т., Алейасин Х., Черасе Ю., Мия К., Окада Т., Кейно-Масу К., Мицуи К., Ли Л., Патель В., Блитцер Р.Д., Лазарус М., Танака К.Ф., Яманака А., Сакураи Т., Огава С., Руссо С.Дж.
    Такахаши А. и др.
    Нац коммун. 2022 21 июля; 13 (1): 4039. doi: 10.1038/s41467-022-31728-z.
    Нац коммун. 2022.

    PMID: 35864121
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Агрессия, связанные с агрессией психопатологии и их модели.

    Халлер Дж.
    Халлер Дж.
    Фронт Behav Neurosci. 2022, 4 июля; 16:936105. doi: 10.3389/fnbeh.2022.936105. Электронная коллекция 2022.
    Фронт Behav Neurosci. 2022.

    PMID: 35860723
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

  • Моделирование сексуального насилия у самцов крыс: тест на сексуальную агрессию (SxAT).

    де М. Оливейра В.Е., де Йонг Т.Р., Нойманн И.Д.
    де М. Оливейра В.Е. и соавт.
    Трансл Психиатрия. 2022 18 мая; 12 (1): 207. doi: 10.1038/s41398-022-01973-3.
    Трансл Психиатрия. 2022.

    PMID: 35585046
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Противоположные эффекты антагонистов рецепторов NMDA на вызванную стрессом агрессию у мышей в раннем возрасте.

    Nordman JC, Bartsch CJ, Li Z.
    Нордман Дж. К. и соавт.
    Агрессивное поведение. 2022 май; 48(3):365-373. doi: 10.1002/ab.22022. Epub 2022 4 фев.
    Агрессивное поведение. 2022.

    PMID: 35122262
    Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01 AA013983/AA/NIAAA NIH HHS/США
  • R01 DA031734/DA/NIDA NIH HHS/США
  • AA013983/AA/NIAAA NIH HHS/США
  • DA031734/DA/NIDA NIH HHS/США

Полнотекстовые ссылки

Спрингер

Бесплатная статья ЧВК

Укажите

Формат:

ААД

АПА

МДА

НЛМ

Отправить по номеру

Признаки, симптомы и последствия СВУ

Понимание перемежающегося взрывного расстройства

Узнайте о перемежающемся взрывном расстройстве

Перемежающееся взрывное расстройство (СВУ) представляет собой внезапный импульсивный эпизод неконтролируемого гнева. Расстройство характеризуется враждебностью, импульсивностью и повторяющимися вспышками агрессии. Люди с СВУ, по сути, «взрываются» в ярость, несмотря на отсутствие очевидной провокации или причины. Люди, страдающие прерывистым взрывным расстройством, описывают чувство, будто они теряют контроль над своими эмоциями и охвачены гневом. Люди с СВУ могут угрожать или нападать на объекты, животных и/или других людей. Говорят, что СВУ обычно начинается в раннем подростковом возрасте, и данные свидетельствуют о том, что оно может предрасполагать людей к депрессии, тревоге и расстройствам, связанным со злоупотреблением психоактивными веществами. Интермиттирующее взрывное расстройство не диагностируется, если у человека не было не менее трех эпизодов импульсивной агрессивности.

Люди с самодельными взрывными устройствами сообщают, что как только они избавляются от напряжения, возникшего в результате гнева, они чувствуют облегчение. Однако, как только облегчение проходит, некоторые люди сообщают о чувстве раскаяния или смущения. В то время как СВУ может быть чрезвычайно разрушительным для жизни человека, а также для жизни окружающих его людей, с СВУ можно справиться с помощью надлежащего лечения, обучения методам управления гневом и, возможно, с помощью лекарств.

Статистика

Статистика перемежающихся взрывных расстройств

Считается, что перемежающиеся взрывные расстройства затрагивают около 7,3% взрослых в какой-то момент их жизни. Это соответствует примерно 11,5-16 миллионам американцев. Из людей в США, у которых было диагностировано СВУ, 67,8% участвовали в прямой агрессии против другого лица (лиц), 20,9% угрожали агрессией против другого лица (лиц) и 11,4% участвовали в прямой агрессии против объектов.

Причины и факторы риска

Причины и факторы риска перемежающегося взрывного расстройства

Считается, что причиной перемежающегося взрывного расстройства является сочетание нескольких компонентов, включая генетические факторы, физические факторы и факторы окружающей среды. Ниже приведены некоторые примеры этих различных факторов:

Генетический : Было высказано предположение, что черты, из которых состоит это расстройство, передаются от родителей к детям; однако в настоящее время не выявлено ни одного конкретного гена, который оказывает заметное влияние на развитие СВУ.

Физический : Исследования показали, что перемежающееся взрывное расстройство может возникать в результате аномалий в областях мозга, которые регулируют возбуждение и торможение. Импульсивная агрессия может быть связана с аномальными механизмами в той части мозга, которая подавляет или запрещает мышечную активность посредством нейротрансмиттера серотонина. Серотонин, который рассылает химические сигналы по всему мозгу, у людей с перемежающимся эксплозивным расстройством может иметь разный состав.

Окружающая среда : Окружающая среда, в которой растет человек, может иметь большое влияние на развитие у него симптомов СВУ. Было высказано предположение, что люди, выросшие в домах, в которых они подвергались суровым наказаниям, более склонны к развитию СВУ. Считается, что эти дети последуют примеру своих родителей и будут вести себя агрессивно — это их первоначальная реакция на что-то негативное, с чем они сталкиваются. Другая теория состоит в том, что если дети подвергались суровым физическим наказаниям, они могут найти чувство искупления, подвергая других той же форме физической боли.

Факторы риска :

  • Быть мужчиной
  • Подверженность насилию в раннем возрасте
  • Воздействие взрывного поведения дома (например, вспышки гнева со стороны родителей или братьев и сестер)
  • Перенес физическую травму
  • Пережив эмоциональную травму
  • Злоупотребление психоактивными веществами в анамнезе
  • Определенные медицинские состояния

Признаки и симптомы

Признаки и симптомы перемежающегося взрывного расстройства

Существует множество симптомов, которые проявляются у людей с перемежающимся взрывным расстройством в зависимости от индивидуальной генетической структуры, развития социальных навыков, стратегий выживания, наличия сопутствующих расстройств и употребления или зависимости от наркотиков или алкоголя. Ниже приведены некоторые примеры различных признаков и симптомов, которые могут проявляться у человека, страдающего от СВУ:

Поведенческие симптомы :

  • Физическая агрессивность
  • Вербальная агрессивность
  • Вспышки гнева
  • Физическое нападение на людей и/или объекты
  • Порча имущества
  • Ярость на дороге

Физические симптомы :

  • Головные боли
  • Напряжение мышц
  • Стеснение в груди
  • Сердцебиение
  • Покалывание
  • Ощущение давления в голове
  • Тремор

Когнитивные симптомы :

  • Низкая толерантность к фрустрации
  • Чувство потери контроля над своими мыслями
  • Гоночные мысли

Психосоциальные симптомы :

  • Чувство гнева
  • Неконтролируемая раздражительность
  • Краткие периоды эмоциональной отстраненности

Последствия

Последствия перемежающегося взрывного расстройства

Самодельное взрывное устройство может привести к разрушительным последствиям для людей с расстройством, но это зависит от конкретных симптомов и поведения, которые проявляет человек.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *