Разное

Библиотерапия это в психологии: Библиотерапия

Библиотерапия как метод психологической коррекции

Сущность библиотерапии

Определение 1

Библиотерапия представляет собой психотерапевтический метод воздействия на клиента с помощью специально подобранной литературы, лечение с помощью книги.

Цель библиотерапии заключается в нормализации или оптимизации психического состояния клиента.

Чтение специально подобранной литературы снимает накопившееся напряжение, приводит к повышению личной удовлетворенности. От обычного коррекционное чтение отличается своей направленностью на конкретные психические процессы.

Воздействие коррекционного чтения проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений, в замене тревожных мыслей и чувств. Для восстановления душевного равновесия клиента с помощью коррекционного чтения можно ослаблять или усиливать воздействие на его чувства. Помимо укрепления психической устойчивости, чтение помогает развить фантазию, критическое мышление, креативность, навыки общения.

При библиотерапии психокоррекционные процессы делятся на специфические и неспецифические. Для неспецифических процессов характерна широта и универсальность воздействия на всю личность и в целом на конкретные изменения. Так возникают ощущения удовольствия, радости, успокоения, уверенности в себе и своих возможностях, возникает общая психическая активность, стимулирующая нормальные и защитные психические реакции, подавляя при этом, негативные и травмирующие.

Рекомендуемая психологом литература имеет строго определенный набор книг и зависит от проблемы клиента.

Для специфических коррекционных процессов характерна узкая специальная направленность на личность или психический процесс – это какие-то конкретные чувства, деятельность, мышление, являющиеся простыми, конкретными и легче регулируемыми.

К ним относятся, например, контроль, эмоциональная проработка, разрешение конфликта, тренировка. Что касается контроля, то он может воздействовать на личность, как при сильных, так и при обычных переживаниях.

Контроль делится на несколько степеней:

  • понимание своего положения;
  • понимание своей роли в развитии своего состояния;
  • осознание своих отношений к важнейшим жизненным проблемам.

Чтение специально подобранных книг дает возможность клиенту отождествлять себя с героями книг, понять личностные особенности, осознать ошибки и посмотреть на свою жизнь со стороны.

Ни один психолог не сможет дать клиенту возможность узнать, понять себя, сделать анализ своих действий, как это сможет сделать литература, а значит, клиент сможет научиться контролировать свое эмоциональное состояние и свои реакции.

Совпадение сюжета жизни книжного героя с сюжетом жизни клиента, позволяют последнему увидеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что иногда приводит к разрешению эмоционального конфликта.

Библиотерапия характеризуется активным руководством со стороны психолога, который составляет актуальный для клиента список литературы, в соответствии с его проблемами и личными особенностями. Перед чтением клиент получает инструкцию, на что необходимо обратить особое внимание, а что можно опустить, обязательно со своим опытом и проверить на практике.

Заключительным этапом является беседа психолога и клиента.

Практическое применение библиотерапии

Библиотерапия имеет тесную связь с целым рядом наук – психотерапией, валеологией, педагогикой, медициной, литературоведением. Методы лечения, которые она применяет на практике, исцеляют душу и тело.

Исследованием механизма лечебного воздействия слова занимался З.Фрейд, сделав вывод о том, что между подсознанием, речью и состоянием тела, существует взаимосвязь.

Мысль, продуцируемая мозгом, считал физиолог Павлов, приводит к порождению конкретных физико-химических процессов, оказывающих непосредственное влияние на состояние организма человека.

Слово в библиотерапии является щадящим методом немедикаментозной коррекции.

Библиотерапия применяется в трех направлениях – лечебном, психогигиеническом, реабилитационном.

Реабилитационное средство библиотерапии очень важно при работе с людьми, имеющими разную по степени тяжести инвалидность. Как лечебное направление она необходима людям, находящимся в стрессовой ситуации, затяжной депрессии, людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями.

Психогигиеническое направление библиотерапии осуществляется с неблагополучной категорией граждан, профилактическая функция нацелена на работу с людьми, испытывающими проблемы с общением и самоутверждением.

На начальном этапе своего становления библиотерапия практиковалась только в психиатрических лечебницах, как метод коррекции под контролем психотерапевтов. Позже её стали применять в реабилитационных центрах, домах престарелых, детских дошкольных и школьных учреждениях.

Для библиотерапии характерна очень важная функция, суть которой заключается в помощи клиенту найти способ, чтобы самоутвердиться, сформировать адекватную оценку относительно себя, научиться планировать свою жизнь.

Большое внимание уделяет наука подрастающему поколению – здесь существует разработанная целостная система, в которой упражнения для совместных занятий родителей и детей, помогают восстанавливать отношения, улучшать микроклимат в семье. На примере литературных героев учат правильному поведению.

Библиотерапия – метод коррекции психоэмоциональной сферы учащихся

Характерной проблемой для современного общества является проблема нарушения у детей и подростков психоэмоционального состояния.

В общей психической заболеваемости до 30% составляют пограничные нервно-психические расстройства. Ухудшение здоровья, по мнению Н.В. Карпицкой, происходит в школьный период, потому что у ребенка резко возрастает мозговое, эмоциональное, физическое напряжение.

Специалисты считают, что школа в традиционном смысле никогда не была местом коррекции, реабилитации здоровья.

Сегодня очень важно, чтобы педагоги и воспитатели владели методами и приёмами по сохранению и укреплению психического здоровья и эмоционального благополучия детей — одним из таких методов является библиотерапия, вопросы которой в разное время освещали И.Н. Казаринова, Б.А. Симонов, О.Л. Кабачек, Б.С. Крейденко и др.

Библиотерапия рассматривается учеными, как:

  • раздел библиотечного дела;
  • комплексная научная дисциплина;
  • отрасль прикладного знания о лечебном эффекте чтения;
  • направление педагогики чтения.

На основании проведенных экспериментов ученые выяснили, что в ходе реализации коррекционной программы была решена основная задача – отобрано определенное количество текстов художественной литературы для библиотерапевтической работы.

В этот список вошли сказки К. И. Чуковского, стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, рассказы Н. Носова, Ю. Сотника, В. Драгунского, Э. Успенского и др.

Анализ материалов конкретных авторов, показал, что детям достаточно трудно сказать и ещё труднее написать, о чем они думают, читая книгу.

Главная цель бесед с детьми младшего школьного возраста заключалась в том, чтобы помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора.

Вопросы, задаваемые в ходе таких бесед, должны побудить детей выразить свое отношение к прочитанному:

  • о чем говорится в книге?
  • понравилась ли тебе эта книга и почему?
  • почему у неё такое название? и др.

Такую беседу рекомендуют проводить не сразу после прочтения книги, а только тогда, когда ребенок захочет поделиться своими переживаниями.

В коррекции эмоциональной сферы младших школьников эффективными стали упражнения «Сказочная шкатулка», «За что меня любит мама, папа, сестра…», «Закончи предложение», «Неоконченные предложения» и др.

С учащимися в ходе эксперимента проводились профилактические занятия, направленные на снятие агрессивных проявлений, конструктивное взаимодействие, разработку положительной самооценки, создание положительного эмоционального фона.

Замечание 1

Библиотерапия, таким образом, представляет собой эффективный метод коррекции эмоциональной сферы младших школьников.

Библиотерапия как метод психологической коррекции

Библиотерапия или лечение с помощью книг – это интересное направление психологической коррекции эмоционального состояния людей. В специализированных центрах занятия библиотерапией проводятся с детьми и со взрослыми. Как они проходят? Каковы задачи библиотерапии? Какие методы работы с литературой применяются в психологической практике?

Содержание

  • Определение понятия
    • История метода
  • Цели и задачи
  • Виды
  • Методы
  • Техники и упражнения
  • Этапы и алгоритм проведения
  • Принципы подбора литературы
  • Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах
    • В работе с детьми
    • В работе с пожилыми людьми
  • Мой опыт
  • Заключение

Определение понятия

Под термином «библиотерапия» сегодня понимаю науку, изучающую особенности формирования у индивида стрессоустойчивости, развития силы воли, повышения интеллектуальных показателей.

В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими собственными трудностями.

Библиотерапия обладает основными характеристиками науки: у нее есть свои цели и задачи, терминологический аппарат, свои методы. В настоящий момент данная технология работы рассматривается учеными как самостоятельное педагогическое течение, одна из вариаций библиотековедения.

История метода

Библиотерапия как метод психологической коррекции основывается на психофизиологии человека. Родиной ее является Древний Египет. В Греции в античной библиотеке Пифагор активно использовал библиотерапию в качестве основного метода работы со своими учениками.

Позднее в Европе церковные писания нашли применение в работе лекарей. Список литературы, применяемой в лечебных целях, расширился с наступлением эпохи Возрождения: в качестве средства терапии стали использовать художественные произведения.

Однако только в начале 20 века психологами и психофизиологами было доказано, что такое занятие, как библиотерапия – это не просто работа с текстом, а самостоятельный метод психотерапии. Основоположником метода в России считают Н. Рубакина, который в научном труде «Среди книг» писал о том, что с помощью правильно подобранных художественных текстов можно изменять психоэмоциональное состояние людей.

Упражнения библиотерапии были впервые апробированы в Харькове в отделении психоневрологии И.Э. Вельвовским. Ученый опирался на рекомендации психотерапевта В.Я. Мудрого, стараясь создать во время проведения сеансов библиотерапии максимально комфортные условия для участников.

В 1916 году были определены первоначальные цели и задачи библиотерапии как метода психотерапии. Инновационная техника работы с книгой вызвала большой интерес не только среди психотерапевтов, но и среди психологов, педагогов, медиков. Библиотерапия использовалась в качестве дополнительного метода во время лечения в санаториях и пансионатах для пожилых людей.

В послевоенное время лечение художественными текстами организовывалось в реабилитационных центрах. Большой вклад в развитие метода внесли Ю.Н. Дрешер, Б.С. Крейденко, Р. Скаллер, О.Л. Кабачек, Б.А. Симонов, И.Н. Казаринова.

Цели и задачи

Главной целью библиотерапии является улучшение психоэмоционального состояния человека. В соответствии с целью, задачами данной технологии работы являются:

  • диагностика проблемы клиента;
  • подбор художественных текстов, отвечающим особенностям выявленной проблемы;
  • работа с художественными текстами, обсуждение прочитанного материала;
  • определение способов решения проблемы клиента.

Виды

Распространенными видами библиотерапии являются:

  • Целенаправленная психокоррекционная работа с книгой. Данная разновидность предполагает непосредственное участие в терапевтическом процессе психолога, который проводит диагностику проблемы клиента, рекомендует определенные тексты, объясняет техники работы с ними.
  • Чтение художественной литературы без постановки психокоррекционных задач. Этот вид практикую люди, которые любят читать. Художественную литературу они подбирают в соответствии со своими предпочтениями. Чтение книг улучшает их настроение, положительно влияет на когнитивные процессы.

Методы

Основными методами библиотерапии являются:

  1. Коррекционный метод. Он не предполагает решение задач коррекции психики. Его основная цель – положительная трансформация трудной жизненной ситуации клиента посредством расширения диапазона стереотипов поведения индивида. Для достижения коррекционной цели используются тексты развлекательного характера. Метод подходит для коррекции личностной тревожности и повышения самооценки индивида.
  2. Психокоррекционный метод. Данный метод направлен на трансформацию болезненного психического состояния личности. Психолог помогает клиенту научиться контролировать эмоции и управлять своим настроением. Итогом применения психокоррекционного метода является формирование у клиента способности открыто выражать чувства и правильно понимать эмоции других людей.

Техники и упражнения

Раскрою направления библиотерапии. Распространенными техниками библиотерапии являются:

  • Чтение художественных текстов вслух. Данная техника реализуется в группе. Ведущий зачитывает отрывок из текста, а затем организует групповое обсуждение этого отрывка. Если для достижения целей психокоррекции выбрана пьеса, то организуется ее чтение по ролям. Каждый из участников в группе самостоятельно проводит параллели между художественным словом и собственными проблемами.
  • Отождествление себя с героем художественного произведения. Эту технику психологи используют в качестве домашнего задания. Клиенту предлагается выбрать литературного героя, на которого он похож. На следующей встрече психолог вместе с клиентом обсуждает выбор литературного персонажа и анализирует его поступки, описанные в книге. Эта техника улучшает социальное восприятие индивида, формирует у него новые модели поведения.
  • Пересказ прочитанной книги или рассказа. Эта техника также применяется в групповой работе. Ведущий зачитывает то или иное художественное произведение и просит участников пересказать его с позиции разных героев рассказа. Такой прием помогает человеку научиться анализировать ситуацию с разных позиций.
  • Самостоятельное чтение произведение клиентом дома, а затем обсуждение прочитанного с психологом. Эта техника применяется в индивидуальной работе с клиентом. На каждой встрече психолог рекомендует клиенту ознакомиться с тем или иным текстом. Свои мысли и эмоции, возникающие в процессе чтения, клиент записывает в читательский дневник. Эти записи будут отправными точками при обсуждении произведения на следующей встрече.
  • Собственное сочинение художественных текстов. Эта техника направлена на поиск клиентом различных вариантов реагирования на те или иные жизненные происшествия. Начало истории озвучивает ведущий, а затем участники предлагают различные варианты развития событий.
  • Подготовка иллюстраций к художественному тексту. Эту технику психолог использует, когда возникает необходимость углубленной диагностики проблемы пациента.
  • Обыгрывание ситуации из книги. Эта техника помогает участникам примерить на себя роль того или иного литературного персонажа. Такие действия учат клиентов обращать внимание на позу, мимику, жесты человека, прогнозировать эмоциональные реакции партнера по общению.

Упражнения в рамках каждой из перечисленных техник, виды и методы работы психолог выбирает в зависимости от целей психокоррекции и возраста клиента.

Этапы и алгоритм проведения

Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:

  1. Этап мотивации участников к занятию. На этом этапе ведущий устанавливает контакт с участниками, ставит цели и задачи сеанса, знакомит участников с правилами групповой работы.
  2. Этап когниции в библиотерапии. На данном этапе идет непосредственная работа с художественным текстом.
  3. Этап дискусии. На этом этапе ведущий организует обсуждение художественного произведения.
  4. Этап рефлексии. Заключительная часть сеанса нужна для подведения итогов, получения обратной связи от участников, оценки эффективности психокоррекции.

Принципы подбора литературы

Большое внимание психологу нужно уделять подбору литературных произведений для проведения сеансов библиотерапии, так как этот метод заставляет клиента «присваивать» чувства, мысли и действий лирического героя. Поэтому герой должен обязательно положительным, обладать высоким уровнем нравственности. Подбор литературы для психокоррекции определяются следующими принципами:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента. Использование библиотерапии допускает в работе с разными возрастными группами: с дошкольниками, подростками, студентами, взрослыми и пожилыми людьми. Книги должны соответствовать психологическим особенностям возраста.
  2. Доступность и понятность литературного языка писателя. Если художественный текст будет непонятен читателю, интерес к нему быстро пропадет. Достичь психокоррекционных целей средствами библиотерапии невозможно, если у клиента нет интереса к сеансу.
  3. Соотнесение жанровой специфики книги с психологической проблемой клиента. Разные литературные жанры оказывают различное действие на человека.
  4. Контраст добра и зла в художественном произведении. Этот принцип важен при подборе литературы для детских сеансов библиотерапии.

Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах

На различных возрастных этапах специфика использования библиотерапии будет отличаться.

В работе с детьми

Воспитатели ДОУ применяют библиотерапию для решения задач формирования нравственности у детей. Эта задача решается посредством сказок. Библиотерапия в работе с дошкольниками позволяет решать такие задачи, как:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости малыша;
  • формирование социально одобряемого типа поведения;
  • создание условий для творческого самовыражения ребенка;
  • развитие речи;
  • развитие психических процессов.

Для детей школьного возраста библиотерапия является тем методом, который помогает справиться с внутриличностными противоречиями. Работая с художественным текстом, подросток находит ответы на вопросы, понимает причинно-следственные связи событий в своей жизни.

В работе с пожилыми людьми

Если библиотерапия используется в целях реабилитации пожилых людей, то предпочтение стоит отдать философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пенсионеров происходит переосмысление своего жизненного пути.

Мой опыт

Я использую библиотерапию в качестве вспомогательного метода психокоррекционной работы. Чаще всего я предоставляю клиенту возможность самостоятельно поработать с той или иной книгой дома, чтобы закрепить положительный эффект от серии консультаций.

На мой взгляд, библиотерапия – это средство самоисцеления. Моя задача – подобрать правильную литературу, которая найдет эмоциональный отклик у клиента.

Заключение

Далеко не все практикующие психологи используют в своей работе библиотерапию. Это не означает, что у специалистов мало знаний в этом вопросе. К сожалению, многие люди предпочитают смотреть видео или слушать аудиокниги. Самостоятельная работа с художественным текстом не вызывает у них интереса. Чтобы сформировать любовь к качественной литературе, нужно с детства формировать у детей интерес к чтению. Тогда библиотерапией они будут заниматься не под руководством психотерапевта, а самостоятельно.

Библиотерапия | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Библиотерапия — это терапевтический подход с использованием книг и других форм литературы, как правило, наряду с более традиционными методами терапии, для поддержания психического здоровья пациента. Хотя книги, рекомендованные терапевтами, могут охватывать любой жанр или тему — от философии до мемуаров и самопомощи, — библиотерапевты обычно используют художественную литературу.

Считается, что чтение определенных литературных произведений и обсуждение их с терапевтом (или в условиях групповой терапии) помогает пациентам понять точки зрения, отличные от их собственных, разобраться в трудном прошлом или расстраивающих симптомах или испытать чувство надежды, удовлетворенность и сочувствие. В более общем плане считается, что чтение также повышает самооценку, самосознание и чувство собственной эффективности.

Некоторые специалисты выделяют две отдельные ветви библиотерапии, хотя граница между ними не всегда ясна. Развивающая библиотерапия используется в общественных или образовательных учреждениях, чтобы помочь детям или взрослым справиться с обычными жизненными проблемами, такими как, например, травля. Клиническая или терапевтическая библиотерапия — это использование книг в контексте профессиональной терапии для лечения диагностированного расстройства или смягчения негативных последствий диагностированного психического или физического расстройства.

Содержимое
  • Когда это используется

  • Что ожидать

  • Как это работает

  • Что искать в библиотерапевте

Когда это используется

Библиотерапия может применяться к пациентам, страдающим тревогой, депрессией или другими расстройствами настроения; те, кто борется с травмой или зависимостью; или те, кто переживает горе, развод или другие проблемы, связанные с отношениями.

Библиотерапией можно заниматься как в индивидуальных, так и в групповых терапевтических сеансах, или вообще без руководства терапевта. При проведении с терапевтом библиотерапия редко используется в качестве основного или единственного метода лечения; скорее, его обычно используют в сочетании с другими подходами, такими как когнитивно-поведенческая терапия или психодинамическая терапия.

Библиотерапия недорога и проста в применении. Таким образом, это может быть особенно полезно для пациентов с ограниченным временем, с ограниченными средствами или для тех, у кого проблемы с психическим здоровьем от легкой до умеренной степени.

Что ожидать

Как правило, библиотерапевт рекомендует книгу или книги, основываясь на предпочитаемом методе и конкретных проблемах пациента. Когнитивно-поведенческий терапевт, например, может порекомендовать книгу самопомощи, в которой излагаются принципы когнитивно-поведенческой терапии, подтвержденные исследованиями; с другой стороны, терапевт, специализирующийся на травмах, может порекомендовать роман о персонаже, который пережил жестокое обращение в детстве.

Затем пациент в свободное время прочитает книгу или выполнит упражнение в рабочей тетради, как предписано. По возвращении к терапии книга или упражнение будут обсуждаться и использоваться в качестве отправной точки для изучения механизмов выживания, личной истории или других факторов, имеющих отношение к терапевтическому опыту.

Поскольку пациенты должны читать между сеансами, библиотерапия требует дополнительных усилий и затрат за пределами терапевтического кабинета. Тем не менее, многие терапевты, которые используют библиотерапию, сообщают, что эта практика повышает вовлеченность пациентов и их приверженность терапевтическому процессу.

Как это работает

Идея о том, что чтение книг положительно влияет на настроение и ум, не нова; действительно, многие древние общества, в том числе греки и египтяне, рассматривали библиотеки как священные места с (метафорически) целебными свойствами.

Начиная с 20-го века, психологи начали проводить формальные исследования потенциальных преимуществ чтения в целом и библиотерапии в частности. В целом литература предполагает, что чтение книг, особенно тех, которые предлагают новую точку зрения или выводят читателя за пределы его зоны комфорта, может повысить эмпатию, терпимость к другим и навыки межличностного общения, такие как способность читать эмоции других.

Считается, что в терапевтических условиях библиотерапия эффективна, потому что она дает пациентам дополнительный выход для решения проблем и может помочь человеку осознать, что он не одинок в своей борьбе. Этот процесс может происходить в четыре этапа:

  1. Идентификация: Читатель присоединяется к персонажу в тексте и отождествляет себя с его проблемами и целями.
  2. Катарсис: Читатель переживает эмоции, борьбу и надежды персонажа из безопасного, отдаленного положения.
  3. Проницательность: Читатель признает сходство между персонажами или ситуациями в тексте и собственными обстоятельствами читателя и решает применить идеи из текста к жизни читателя.
  4. Универсализация: Читатель понимает, что он не одинок. Другие столкнулись с подобными проблемами и нашли способы их преодолеть.

Библиотерапия также может помочь увеличить вовлеченность в терапевтический процесс, что имеет решающее значение для общего успеха.

Что искать в библиотерапевте

Терапевты, использующие широкий спектр методов, могут использовать библиотерапию. Таким образом, при поиске библиотерапевта может быть полезно узнать об их основных модальностях и обсудить с ними, как библиотерапия будет включена в план лечения.

Некоторые организации, такие как Международная федерация библиотерапии/поэтической терапии, предлагают сертификаты для заинтересованных практикующих врачей и разработали официальные рекомендации по практике библиотерапии.

Независимо от подготовки терапевта или предпочитаемого метода, прежде всего для пациентов важно работать с клиницистом, с которым им комфортно. Пациенты могут захотеть задать терапевту несколько вопросов, прежде чем приступить к работе с ними. Вопросы могут включать:

  • Как они помогут с вашими конкретными проблемами?
  • Имели ли они дело с этим типом проблемы раньше?
  • Каков их процесс?
  • Каковы сроки их лечения?
Ссылки

Рубин, Р.Дж. (1978). Использование библиотерапии: руководство по теории и практике .

Американская библиотечная ассоциация, «Библиотерапия», http://www.ala.org/tools/atoz/bibliotherapy

Перссон, Д. Э., и Макмиллен, П. (2007). Библиотерапия: обзор и последствия для консультантов (ACAPCD-02). Александрия, Вирджиния: Американская ассоциация консультирования.

Грегори, Р. Дж., Швер Каннинг, С., Ли, Т. В., и Уайз, Дж. К. (2004). Когнитивная библиотерапия депрессии: метаанализ. Профессиональная психология: исследования и практика, 35 (3), 275–280. https://doi.org/10.1037/0735-7028.35.3.275

Последнее обновление:
08. 09.2022

Что это такое, как это помогает и многое другое I Psych Central

Вы когда-нибудь были эмоционально тронуты прочитанным? Если это так, вы можете начать понимать, почему библиотерапия может быть мощным инструментом.

Даже если вы не любитель книг, возможно, в вашей жизни было время, когда вы читали что-то, что нашло отклик у вас или имело отношение к ситуации, в которой вы оказались.

Сила слов в эмоциях может быть огромной. Чтение правильных слов может вызвать слезы, смех, гнев или стремление изменить себя.

Слова могут обучать и давать понимание. Иногда слова могут быть ценным источником утешения.

Когда вы решаете проблемы психического благополучия, эту силу слов можно использовать в форме лечения, называемой библиотерапией.

Также известная как книжная терапия, библиотерапия обсуждалась как психодинамическая модель в 1950-х Кэролайн Шродс.

В 1966 году оно было официально введено в медицинский словарь как процесс использования литературы для поощрения когнитивных изменений.

В своей базовой концептуальной форме библиотерапия рассматривалась как способ решения личных проблем посредством направленного чтения.

Однако с тех пор библиотерапия развилась.

Он часто используется в качестве дополнительной формы лечения в различных психотерапевтических подходах и может включать в себя все, от чтения наедине до обсуждения литературы в группах.

Хотя книги являются одним из наиболее распространенных компонентов библиотерапевтической литературы, может использоваться любой формат письменных работ, в том числе:

  • журналы
  • брошюры
  • исследовательские статьи
  • поэзия
  • цитаты
  • блоги

    4

  • по своей сути библиотерапия предназначена для того, чтобы помочь добиться личных изменений посредством чтения.

    То, что это означает для вас, может отличаться от того, что это означает для кого-то другого. Например, вы можете не предпочитать чтение стихов, а получать больше информации от информационной работы.

    Точные классификации библиотерапии различаются среди ученых, но обычно делятся на две категории, разделенные по областям применения:

    • Клиническая: использование литературы как средства создания когнитивных изменений, связанных с психологическими потребностями и терапевтическими целями
    • Развивающая: информационные материалы, используемые как медицинскими работниками, так и другими педагогами для оказания помощи при естественных жизненных переходах, таких как половое созревание. и проблемы психического благополучия, с которыми вы сталкиваетесь.

      Вам могут быть полезны:

      • Творческая библиотерапия: использование управляемой художественной работы как способ решения подобных ситуаций в вашей собственной жизни в домашних условиях или при профессиональном лечении

      Библиотерапия может быть использована как способ получения информации.

      Вы, наверное, слышали цитату: «За деревьями не видно леса». Это часто используется, чтобы показать, что иногда мы можем застрять, глядя на то, что происходит в данный момент, а не на общую картину.

      Когда вы в стрессе и беспокойстве, вы можете не знать, что делать и куда идти. Возможно, вы не сможете представить себе никакого другого сценария, кроме наихудшего.

      Возможно, вы еще не понимаете, какое эмоциональное воздействие ваше поведение оказывает на вас и окружающих.

      Литература может помочь приоткрыть завесу. Это может привести вас к следующему шагу самопомощи или помочь вам испытать эмоциональные разветвления в приключениях вымышленного персонажа.

      Библиотерапия — это не просто термин, относящийся к психическому здоровью. Это инструмент, который можно использовать во многих профессиях для поощрения обучения и личностного роста.

      Библиотерапия может помочь в таких вещах, как восстановление отношений и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Это могло бы помочь обеспечить более широкое понимание, которое могло бы помочь бороться с негативными социальными конструкциями, такими как расизм.

      Исследования показали, что библиотерапия может оказывать положительное влияние на:

      • симптомы депрессии
      • стресс и беспокойство
      • поведенческие проблемы у детей
      • расстройства пищевого поведения
      • эмоциональный стресс, связанный с пандемией
      • развитие нравственности
      • преодоление горя

      Вполне естественно чувствовать себя подавленным, одиноким или потерянным, когда вы переживаете большие перемены в жизни или испытываете проблемы с психическим здоровьем.

      Литература — как художественная, так и научно-популярная — может помочь вам развить более высокий уровень осознания и понимания своих мотивов и поведения.

      Вы можете узнать «почему» того, что вы испытываете, с помощью научно обоснованного чтения. В то же время у вас могут быть под рукой руководства, упражнения и рекомендации по преодолению трудностей.

      С помощью вымысла вы можете увидеть свой сценарий глазами персонажа. Во многих случаях вы можете достичь эмоционального освобождения в этом вымышленном путешествии до того, как достигнете его в своем собственном путешествии.

      Этот эмоциональный опыт в художественной литературе — это то, что Аристотель назвал «катарсисом» в своих наблюдениях за влиянием историй на человеческие эмоции.

      Когда направленное чтение вредно для психического здоровья?

      Литература может быть использована как для положительных, так и для отрицательных результатов. На самом деле эксперты отмечают, что некоторая библиотерапия может быть вредной.

      Пропаганда, преднамеренно искаженная или вводящая в заблуждение информация, часто распространяется через литературу. Его можно использовать для поощрения бесполезных или вредных убеждений и точек зрения.

      Исследование 2020 года предполагает, что пропаганда может быть мощным инструментом эмоционального манипулирования.

      Вообще говоря, библиотерапия — это безопасная форма дополнительной терапии, подходящая для людей всех возрастов и способностей.

      Медицинский работник может не рекомендовать библиотерапию, если вы:

      • не любят читать
      • имеют короткую продолжительность концентрации внимания
      • страдают психозом
      • плохо реагируют на обучение через чтение

      Многие другие факторы могут повлиять на решение о включении библиотерапии в план лечения .

      Возможно, вы еще не достигли того момента, когда библиотерапия имеет смысл. Печальные воспоминания, текущие стрессовые факторы и ваше психическое благополучие могут повлиять на то, как литература воздействует на вас.

      Библиотерапией обычно руководит специалист по психическому здоровью.

      В зависимости от того, с какой проблемой вы сталкиваетесь, вам, скорее всего, дадут рекомендацию к прочтению. В большинстве неинформационных и образовательных случаев цель состоит в том, чтобы познакомить вас с персонажем — вымышленным или не вымышленным, — с которым вы можете себя идентифицировать.

      Эти персонажи могут, например, проходить через то же испытание, что и вы.

      Пока вы читаете библиотерапию, вы можете испытать множество эмоций, когда будете проходить историю вместе с главным героем.

      Вы можете ощущать их взлеты и падения, а некоторые эмоции могут быть сильными, поскольку вы подсознательно соотносите их со своей собственной жизнью.

      Во время библиотерапии у вас могут также открыться озарения. Иногда, услышав идею в правильном ключе, она действительно может «щелкнуть».

      По мере чтения вы можете обнаружить, что можете представить себе альтернативные варианты, новые пути мышления или даже рост надежды на то, что все может быть не так уныло, как казалось раньше.

      Библиотерапия может дать вам новое рациональное понимание, которое вы затем сможете обсудить со специалистом по психическому здоровью.

      Библиотерапия, также известная как книготерапия, — это использование литературы для преодоления трудностей в повседневной жизни.

      Независимо от того, живете ли вы с психическим заболеванием или просто переживаете естественные изменения в жизни, правильный материал для чтения может помочь улучшить ваше интеллектуальное понимание — по отношению к себе и окружающим вас людям.

      В то время как большая часть библиотерапии в клинических условиях проводится под руководством, книги по самопомощи и чтение литературы дома, которая дает вам силы, также могут считаться библиотерапией.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *