Популярное

Диапазон эмоций: Эмоциональный диапазон и эмоциональное равновесие. На ты с аутизмом

Содержание

Эмоциональный диапазон и эмоциональное равновесие. На ты с аутизмом

Эмоциональный диапазон и эмоциональное равновесие

Для здорового функционирования человека жизненно важно как развитие широкого эмоционального диапазона, так и развитие умения приходить в состояние эмоционального равновесия. Но этого непросто достичь одновременно. Когда мы говорим о здоровых взрослых или детях, мы обычно имеем в виду людей, которые демонстрируют широкий спектр эмоций, способны их контролировать и, утрачивая равновесие, умеют перестраиваться, — таких людей мы называем уравновешенными. Как мы можем помочь детям с расстройствами аутистического спектра расширить свой эмоциональный диапазон и обрести равновесие?

Первый принцип состоит в том, что взрослые должны принимать все эмоции ребенка с его самого раннего детства. Иными словами, не надо думать, что одни эмоции хороши, а другие плохи, — именно так и устанавливаются ограничения. Если взрослые полагают, что дети никогда не должны проявлять настойчивость или гнев, а всегда должны быть милыми и послушными, у ребенка либо разовьется склонность к импульсивным вспышкам ярости, либо он станет пассивным и осторожным. Если взрослые думают, что дети не должны кричать или пугаться, ребенок будет пугаться и тревожиться еще сильнее, и у него будет меньше шансов побороть свои страхи. Если взрослым кажется, что дети не должны быть надоедливыми и беспомощными, в отношениях могут быть утрачены важные элементы близости, и ребенок может стать на самом деле еще более надоедливым или, наоборот, отрицать свою беспомощность и проявлять псевдонезависимость вместо настоящей самодостаточности.


Поэтому нам необходимо принимать все эмоции. Если малыш экспериментирует с настойчивостью, отдавайте должное его настойчивому взаимодействию и работайте вместе с ребенком. Если он указывает на стоящую на полке игрушку и упорно пытается забраться на стол, чтобы ее достать, не снимайте его со стола со словами «Не надо так делать», а спросите: «Может быть, я тебе помогу?» Взаимодействуйте с ним, поощряйте его показывать жестами, что он хочет достать. А потом поднимите его так, чтобы он мог дотянуться до игрушки. Таким образом настойчивость преобразуется в благоразумное совместное усилие, а не в восстание, которое должно быть подавлено. Главное — воспринимать эмоцию, вовлекать ее в дело и взаимодействовать с ребенком на ее основе.

Здесь мы подходим ко второму важному принципу: обеспечивайте порядок и руководство, чтобы ребенок не испытывал эмоциональной перегрузки. Нам нужно вовлекать эмоции в дело, контролируя их и устанавливая внутренние рамки, и не допускать, чтобы они излишне возбуждали или пугали ребенка. В примере с ребенком, который пытается залезть на опасный стол, чтобы достать игрушку, мы помогаем ему сделать это надежным и безопасным способом. Если ребенок пытается сделать что-то опасное и лежащее за пределами его возможностей, мы, конечно, ставим этому предел, даже если это на некоторое время выведет малыша из себя.

Допустим, ребенок хочет обниматься. Конечно, вы его обнимете и обменяетесь с ним множеством ласковых слов и жестов. Но если он без конца лезет обниматься, когда вы готовите обед, досаждает и жаждет быть единственным центром внимания, вы можете посадить его рядом с собой на тумбу, чтобы он был поблизости от вас, пока вы заняты, и целовать его время от времени. Тем самым вы находите компромисс, основанный на ощущении радостной близости, позволяете ребенку быть рядом с вами и в то же время ставите предел его восторгам. Таким образом он учится контролировать себя с помощью обмена эмоциональными сигналами, а позднее — с помощью слов и жестов. (Многим детям с расстройствами аутистического спектра требуется взаимодействие на уровне жестов так же, как и на уровне слов, даже если они умеют говорить. Нам не следует забывать, что обмен жестами — важная часть нашей вовлеченности в общение и регуляции эмоций.)

Еще один общий принцип, на котором основывается помощь ребенку при расширении его эмоционального диапазона и установлении эмоционального равновесия, заключается в том, чтобы выявить индивидуальные профили — его и ваш собственный.

Например, дети, которые остро реагируют на раздражители, как правило, боятся шума, настойчивых голосов или скандалов, а дети, которые реагируют на раздражители вяло, могут, наоборот, жаждать подобных вещей, но из-за отсутствия агрессивности они тяжело переживают огорчения и поэтому теряют над собой контроль. Если ребенок излишне осторожен из-за сенсорной гиперчувствительности, вам придется аккуратно и постепенно расширять диапазон его уверенности в себе. Если он отказывается играть в активные игры с мячом, вы можете начать с легкой игры в ладошки, и через несколько месяцев это может вылиться в небольшое соревнование по армрестлингу. Неугомонному и беспокойному ребенку, наоборот, будет тяжелее даваться расслабление и спокойное наслаждение близостью. Начинайте бегать вместе с ним, держа его за руку, а затем снижайте активность движений, переходя к более спокойному ритму, и так до тех пор, пока вы вместе не окажетесь на полу, растирая друг другу спину. Диапазон эмоций каждого ребенка нужно расширять, опираясь на его или ее индивидуальные особенности.

Между тем, вам придется обратить внимание и на свой собственный профиль. У вас может не быть особых проблем с обработкой сенсорной информации, но у вас могут быть свои особенности эмоционального спектра, связанные с вашим собственным воспитанием. Некоторым взрослым легко быть ласковыми и нежными, но трудно сердиться, а другие, наоборот, избегают «нежничанья» и предпочитают громкие споры и активные игры. Спросите себя, какие эмоции даются вам легче, а какие труднее. Родители и дети часто могут вместе научиться испытывать новые эмоции по мере продвижения вверх по лестнице развития. Нам доводилось видеть, как многие родители впервые в жизни переживали глубокие ощущения близости со своими детьми и выходили на новые уровни уверенности в себе, потому что становились увереннее их дети, и они понимали, что им тоже нужно к этому привыкать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Диапазон моделирующих влияний

Диапазон моделирующих влияний
В большинстве своем поведение, моделируемое в любой конкретный момент времени, является социально предписанным или высоко функциональным — следовательно, оно усваивается практически в той же самой форме, в которой демонстрируется.

Каждодневные колебания и диапазон возможностей

Каждодневные колебания и диапазон возможностей
Уникальный профиль ребенка может меняться день ото дня. Сегодня он более чувствителен к прикосновениям или звукам, завтра — менее. У детей, как и у взрослых, бывают дни удачные и неудачные: скажем, сегодня теннисист сыграет

Достижения и интеллектуальный диапазон

Достижения и интеллектуальный диапазон
Хотя корреляционные связи психометрического интеллекта с реальными достижениями в жизни многократно подтверждались, они далеки от значения r = 1,0. Существуют неудачники с высоким интеллектом. Соотношение между психометрическим

Равновесие

Равновесие
Равновесие, или заземление (grounding), как его еще называют, это способность ощущать устойчивость и комфорт, когда вы стоите, поднимаетесь вверх, идете или бежите. Если у вас хорошо развито равновесие, вы «чувствуете почву под ногами». А поскольку вы ее чувствуете,

Эмоциональное равновесие

Эмоциональное равновесие
Наши желания начинаются не в мозге. Желания начинаются в теле. Желания начинаются от мышц, сердца, печени, гениталий, желудка и т. д.• Мы устали – хотим отдохнуть.• Проголодались – хотим поесть.• Засиделись – хотим подвигаться.Если тело

Эмоциональное равновесие семьи и волна эмоционального потрясения

Эмоциональное равновесие семьи и волна эмоционального потрясения
В этом разделе будет описана ситуация в семье, напрямую не связанная с взаимоотношениями в закрытых и открытых системах. Смерть или угроза смерти – это только одно из многих событий, которые могут

Равновесие

Равновесие
Нет никакого особого секрета в том, как держать равновесие. Вы просто должны чувствовать волны.
Фрэнк Герберт[132]
Для начала определимся с базовыми понятиями, это просто необходимо, чтобы излагаемое далее не вызывало разночтений. Итак, встаньте прямо и

Диапазон бренда

Диапазон бренда
Показывает, насколько успешно раскрученный бренд функционирует за пределами своего основного рынка, сохраняя первоначальный набор

must have для любого сотрудника — Global People Solutions на vc.ru

Мы уже писали ранее в своих постах о квадрате жизнестойкости. Если вдруг по каким-либо причинам наш взгляд на жизнестойкость от вас ускользнул, кратко изложим здесь эту элегантную в своей простоте концепцию.

228
просмотров

Знакомьтесь, «квадрат жизнестойкости».

При балансе элементов наш внутренний квадрат будет устойчивым, а значит мы будем способны противостоять тому колоссальному стрессу, который рождает современная неопределенность. Внимательно рассмотрев все элементы квадрата внутри себя, мы сможем увидеть зоны, где мы уже продвинулись в своей работе, и участки, которым требуется наше особое внимание. Таким образом, нам будет проще найти и сохранить драгоценный баланс, равномерно укрепляясь в своей жизнестойкости.

Но ведь, как известно, квадрат далеко не самая устойчивая фигура, — скажете вы и будете правы. Именно поэтому квадрат жизнестойкости гарантированно «сложится» без диагоналей, крепко соединяющих противоположные углы. Диагонали образуют треугольники, а вот это уже серьезно. Треугольник – самая устойчивая геометрическая фигура. Те, кто хотя бы поверхностно сталкивался с процессом ремонта и/или строительства не дадут мне соврать 😉

Это я к тому, что, лишь ощутив, осознав и укрепив связи между всеми элементами квадрата, можно говорить об устойчивости, и, так как мы говорим о системе, то понимаем, что любое изменение одного из элементов будет влиять на остальные.

В предыдущей статье «Принятие рациональных решений» мы предложили инструментарий, помогающий активно работать в интеллектуальной сфере, угол квадрата «Мышление», и это лишь малая часть полезных техник, о которых нам есть что сказать в данной области. Будем развивать заложенные мысли в будущих статьях.

Ближе к делу

Сейчас предлагаем вам рассмотреть другой угол квадрата жизнестойкости и погрузиться в эмоциональную сферу для того, чтобы обогатиться простыми инструментами работы с эмоциями, которые мы можем использовать ежедневно, повышая сбалансированность нашего квадрата жизнестойкости.

Какое слово автоматически прибавляется, как только мы слышим слово «Эмоциональный»? Правильно! «Интеллект». В рамках этого классического сочетания возникает множество научных и околонаучных течений, рассуждений, мнений и даже конфликтов. Диапазон мнений чрезвычайно широк: от «Эмоциональный интеллект, а вовсе не А.С. Пушкин, – наше все» до «Эмоционального интеллекта не существует». Везде можем найти мысль о том, что эмоции в нашей жизни играют крайне важную роль, влияя на то, насколько хорошо мы себя физически ощущаем, насколько конструктивны наши отношения с другими людьми и с самим собой, а также, насколько хорошо мы мыслим и учимся. Мы будем использовать словосочетание «Эмоциональный интеллект» не с точки зрения его научной базы, намеренно хочется уйти от теоретизированных дискуссий, но исключительно с инструментальной точки зрения. Наша задача: увидеть в эмоциональном интеллекте простую запоминающуюся структуру для того, чтобы постепенно наполнять ее инструментами и техниками.

Как же можно структурировать наш эмоциональный мир? Предлагаю для начала разделить его на две большие части:

Эти две большие части можно внутри поделить еще на две:

Все! Со структурой мы разобрались. Она элементарна, и этой простой канвы достаточно, чтобы использовать ее в повседневной жизни.

Впрочем, стоит еще кое-что сказать об этой структуре. Согласно опросам, из всех четырех частей эмоционального интеллекта людям, прежде всего, хочется развивать навыки влияния на эмоции других, что вполне объяснимо, т.к. для повелителя эмоций, действительно, открывается масса привлекательных возможностей, и наименее интересно развивать навыки понимания собственных эмоций — сложная кропотливая работа без видимого внешнего результата. Ирония в том, что части включаются последовательно. Система иерархична. И правильнее было бы изобразить ее вот так.

Взявшись за развитие эмоционального интеллекта, важно начинать с осознания собственных эмоций, осваивая остальные части именно в том порядке, в котором они перед вами. Таким образом, прежде чем добраться до желанного пункта «Управление эмоциями других», эмоциональному интеллектуалу предстоит провести серьезную работу по осознанию и управлению собственными эмоциями.

Понимание собственных эмоций

В этой статье мы предлагаем сосредоточиться именно на осознании собственных эмоций, разобравшись в том откуда эмоции берутся, зачем они нам нужны, как их определить и почему иногда это сделать очень сложно.

Есть большое искушение подробно погрузиться в описание увлекательного процесса возникновения эмоций внутри нас, но, помня, что наша задача описать все максимально просто, чтобы наложить на базовое понимание практический инструмент, обратимся к схематичному описанию работы нашего мозга – генератора эмоций. Для этого хорошо подойдет «триединая модель П. Маклина».

Согласно данной модели в упрощенном варианте, мозг состоит из трех систем: Неокортекса или Коры головного мозга, иногда можно услышать название «Визуальный мозг», отвечающего за сознание и интеллект, лимбической системы, ее еще называют «Эмоциональный мозг», отвечающей за наши эмоции и чувства, и рептильного или ретикулярного мозга, отвечающего за инстинкты и наше выживание.

Рептильный мозг — древнейшая часть мозга, которая отвечает за наше выживание и самые глубинные инстинкты: добывание пищи, поиск убежища, защиту своей территории, защиту матерями детенышей, репродукцию. Когда мы чувствуем опасность, этот мозг запускает реакцию: «бей или беги». Он, мозг, самый древний. Эму более 100 миллионов лет, поэтому он самый быстрый и успевает обрабатывать намного больше информации, чем неокортекс или лимбическая система. Именно ему мудрая природа поручила принимать решения в случае опасности. Если вам случалось чудом избежать в автомобильной аварии или чего-то подобного, может быть, вы помните, как ваши руки и ноги автоматически выполняли какие-то действия, впоследствии оказавшиеся единственно правильными — это рептильный мозг помогает нам «выжить чудом» в критических ситуациях без всякого контроля со стороны сознания. Как говориться, «даже ничего подумать не успел». Действительно, неокортекс бы не успел взвесить и тщательно проанализировать ситуацию, ему нужно гораздо больше времени на анализ, поэтому рептильный мозг «отключил» его и принял командование на себя. Когда уже все закончилось, снова включается наш визуальный мозг и изумленно спрашивает: «Что это было?».

Функция рептильного мозга, безусловно, полезна для выживания в случае реальных опасностей. Но, если состояние выживания становится сущностью всей жизни, мы попадем в его плен. Он, так же, иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль разум и тело человека. В доисторические времена он хорошо охранял наше тело, но теперь часто тормозит процессы изменений в нашей жизни, пока не убедится, что организму ничего не угрожает.

Лимбическая система — это более молодой мозг, доставшийся нам в наследство от древних млекопитающих. Ему около 50 миллионов лет. Если рептильный мозг сосредоточен на выживании вида, то эмоциональный мозг призван заботиться о нашей защите и нашем комфорте как отдельной особи и клана. Этот мозг еще называют социальным, так как он управляет нашим социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и не только. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших». Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Если в обиходной речи, говоря «мозг», мы, как правило, имеем ввиду неокортекс, то говоря «сердце», мы, как ни странно, тоже имеем ввиду мозг, а именно лимбическую систему. Высказывания «чувствовать сердцем» или «сердцу не прикажешь» в наибольшей степени связано с работой лимбической системы. Именно лимбической системе мы обязаны тем, что при виде человека, который нам нравится, у нас учащается пульс и подскакивает давление. Тем, что, ощутив знакомый запах, мы тут же погружаемся в воспоминания и переживаем эмоции, связанные с ним. Тем, что в месте, с которым связаны приятные воспоминания, у нас улучшается настроение. Благодаря лимбической системе мы чувствуем себя расслабленно физически и лучше всего помним те моменты, когда испытывали сильные эмоции. С другой стороны, этой же системе нужно сказать «спасибо» за то, что можем накричать на близкого человека в сильном раздражении, испытывать чувство страха и беспокойства, и страдать от депрессии.

Важно знать, что это социальный мозг – мозг «однообразия», именно он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра– то, что делал сегодня. Можно сказать, что это – «заботливый и оберегающий родитель». Ему нравятся знакомые вещи: «мамина еда», все, что радовало с самого детства, привычное окружение, поведение и обстановка. Каждое решение, которое человек собирается предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы для нас?». И если что-то угрожает, люди, как правило, отвергают этот выбор.

Интересно, что эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому, часто мы готовы защищаться, даже не разобравшись в сути ситуации. Когда кто-то задевает наши чувства, выделяются гормоны агрессии, стимулируется приток крови к большим мышцам, наши мысли мгновенно концентрируются для защиты от угрозы так, как будто что-то угрожает нам физически. Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и научились отлично взаимодействовать. Поэтому так важно понимать, что эти две опытные, сильные и крепко связанные между собой системы часто могут брать контроль над разумом и телом несмотря на то, что они не обладают таким присущим человеку свойством как речь.

НЕОКОРТЕКС или ВИЗУАЛЬНЫЙ МОЗГ (кора головного мозга)

Так мы называем рациональный разум – самую молодую структуру мозга. Возраст неокортекса примерно 2 миллиона лет. Это то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, познавательные процессы. Он обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуальные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

Этот мозг имеет шестнадцати трлн. соединительных нейронов и содержит около десяти в тринадцатой степени синапсов, то есть нейронных связей. Таким образом, число различных состояний, в которых он может находиться, представляет собой число два, помноженное само на себя десять триллионов раз. Это невообразимо большое число! Намного превышающее число всех электронов и протонов во Вселенной. Это дает невероятную гибкость мышления, колоссальные возможности видения будущего, жажду знаний!

С помощью коры головного мозга мы можем:

▪ представить все, что захотим

▪ мыслить на разных языках (примерно 60 000 мыслей в день!).

▪ Этот мозг может определить:

– какие действия вам нужно предпринять,

– поставить цели и составить план,

– обсуждать ваши цели и мечты,

– вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,

– с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Это единственный мозг, который обладает речью, что крайне важно для нашей темы осознания собственных эмоций.

Круто, да? Возможности неокортекса, в самом деле, впечатляют! Оборотная сторона, как у всего на этом свете, у него имеется. Как выдумаете, что из этих троих самый сильный? Точно! Тот, кто самый старший. Так что младшенький, неокортекс, порой, устает и отправляется отдыхать, оставляя возможность управлять ситуацией более опытным коллегам.

Осознание собственных эмоций

Вернемся к началу наших рассуждений, а именно к фундаменту эмоционального интеллекта – осознанию собственных эмоций. Для выведения любого явления на осознанный уровень необходимо облечь это явление в слова. Мы мыслим словами. То есть, первое действие, которое необходимо совершить для осознания своей эмоции – это назвать ее. Проще сказать, чем сделать!

Почему?

Сейчас вы поймете почему мы так долго проводили экскурсию по нашему мозгу. В его устройстве кроется коварный подвох, который и заставляет нас проводить серьезную, порой изнурительную работу по повышению уровня своего эмоционального интеллекта. Он заключается в том, что наш неокортекс, мы помним, что только он из всех троих обладает речью, относительно просто распознает и называет эмоции, находящиеся в среднем диапазоне интенсивности.

Что же происходит, когда интенсивность эмоций высока? В этот момент на первый план выходит лимбическая система и единственное, что способен сформулировать наш неокортекс перед тем, как упасть в обморок – «Шеф, все пропало!!!», или «Ах! Я задыхаюсь от свежести!!!». Все. Баста. На авансцену вышел очень мощный герой, который полностью стал хозяином ситуации, но который абсолютно нем. Назвать испытываемую сильную эмоцию словом – задача архитрудная, потому что словогенератор в нашем мозге во время сильных эмоций отключен.

Со слабыми эмоциями другая проблема. Она как раз не связана с устройством мозга, а лежит в социальной плоскости. Поскольку в социуме, как правило, состояния страха, гнева и печали носят отрицательный оттенок, у нас в словарном запасе практически нет слов для выражения эмоций низкой интенсивности.

С детства мы слышали разные установочные фразы про эмоции.

Например, «тех, кто злится никто не любит», «настоящие мужчины не боятся», «будь хорошей(им) девочкой/мальчиком», «будешь плакать, никто с тобой дружить не будет», «в любой непонятной ситуации улыбайся». Цитаты наших родителей, учителей и просто великих людей можно приводить бесконечно.

Зачастую, мы не хотим или не просто не можем признавать, что чувствуем какую-то эмоцию, потому что чувствовать ее «нельзя» и «неправильно». Вместо того, чтобы распознать и назвать легчайшее ощущение раздражения мы приучены его игнорировать или подавлять. С остальными эмоциями то же самое. С детства мы знаем, что излишняя эмоциональность ни к чему хорошему не приведет, значит лучше вообще стараться эмоции не испытывать. Отсюда и крайне скудный лексикон для эмоций слабой интенсивности.

Подведем итог. Для того, чтобы осознать свои эмоции прежде всего их надо назвать. В среднем диапазоне интенсивности эмоций это у нас получается относительно неплохо, хотя и нет предела совершенству, особенно там, где мало практики. Если рассматривать эмоции высокой или низкой интенсивности, ситуация прорисовывается безрадостная. Если мы испытываем эмоции высокой интенсивности, у нас выключается неокортекс, способный назвать нашу эмоцию словом, а при эмоциях низкой интенсивности с неокортексом порядок, но слов у него просто нет в наличии по социальным причинам.

Ситуация довольно драматична, хотя, с другой стороны, понимание этих механизмов как раз и дает нам инструменты для повышения уровня осознанности.

4 класса базовых эмоций

Мы уже почти подошли к инструментарию, который поможет нам сделать шаг в повышении уровня эмоционального интеллекта. Но все же, для применения на практике инструмента осознания эмоций, полезно иметь «заготовки в кармане». Понимание того, какими же могут быть эмоции и зачем они нам нужны поможет ориентироваться в собственном эмоциональном клубке и распутывать его.

Опять сразу оговорюсь, что теоретического материала об эмоциях море, а чтобы охватить эту мега-тему в одной статье, нам требуется что-то максимально простое, структурированное и понятное.

Весь спектр наших эмоций можно свободно уложить в 4 класса с обобщающими названиями «Гнев», «Радость», «Печаль», «Страх». Внутри каждого класса находятся все эмоции, объединяемые названием класса, в диапазоне от очень слабых до крайне интенсивных.

На стыке классов образуются сложные эмоции, такие как, кураж или ностальгия.

Да-да. Погружаясь в изучение эмоций, вы сможете найти и более сложные классификации и, возможно, увлечетесь отличиями между эмоциями, чувствами и аффектами. Но, повторимся, для того чтобы начать повышать осознанность прямо сейчас, достаточно и этой простой структуры.

Важно понимать, что эмоции даны нам природой не просто так, а с определенной целью. У каждого класса эмоций цель своя:

Страх – помочь нам избежать опасности и выжить

Гнев – отстоять то, что нам принадлежит

Печаль – сосредоточенность на предмете и социальное сплочение

Радость – открытость к развитию, творчеству и освоению нового

Действуем

Наша цель – научиться определять и называть свои эмоции, т. к. наше сознание, неокортекс, мыслит словами. Таким образом, осознание – это первый шаг к управлению.

Инструмент 1

для работы с эмоциями слабой интенсивности, где у нас в силу социальных причин у нас не хватает словарного запаса, чтобы их назвать

«Словотворчество» – придумываем новые слова. В русском языке есть прекрасный инструмент создания новой лексики – суффиксы. С помощью них, создавайте собственный эмоциональный словарь. Вот вам пример слов из такого словарика: «печалька», «раздражулька», «грустинка», «опасеньице», «кошмарик», «бояки» и т.д. Ваши варианты могут быть гораздо более остроумными и тонкими — это процесс творческий.

Инструмент 2

для всех уровней интенсивности

«Эмоциональный самоанализ». Это тренировка оценки своего эмоционально-физического стояния по определенной структуре. Дело в том, что даже в среднем диапазоне интенсивности эмоции мы часто не осознаем то, что испытываем, что уж говорить о сильных эмоциях, когда наша кора головного мозга отключается под натиском лимбической системы. Но регулярными тренировками мы можем приучить наш неокортекс отслеживать эмоциональное состояние, находясь постоянно в тонусе и не давая эмоциональному тайфуну захлестнуть нас, отобрав контроль. Тренированное сознание способно заранее увидеть риски потери контроля и усилить аналитическую деятельность, не пуская лимбическую систему к власти. Усилить контроль можно именно проговаривая свое эмоциональное состояние по следующей структуре:

1. Назовите эмоцию.

2. Отследите свои действия.

3. Отследите ощущения в теле.

4. Отследите возникающие при этом мысли (что вам приходит в голову, когда испытываете данную эмоцию).

5. Обратите внимание на реакцию окружающих.

Например:

1. Злость

2. Активно жестикулирую руками

3. Руки горят, и лицо наливается теплом

4. «Да что же это такое!!! Когда же это кончится!!!»

5. Недоумение и вопрос: «Что происходит?»

1. Ликование

2. Подпрыгиваю и подбрасываю руки вверх. Улыбаюсь.

3. Тепло в области груди, прямая спина

4. «Ура!!! Ура!!! У нас получилось!!!»

5. Заинтересованность. Улыбка на лице.

Обратите внимание, что при работе с этим инструментом очень рекомендуется использовать слова из словарика, созданного с помощью Инструмента 1 «Словотворчество».

Даже если вы будете проводить эмоциональный самоанализ только в конце дня, выбрав наиболее яркую эмоцию, испытанную за день, и обратившись к своим воспоминаниям, эффект уже будет хороший. Но, если вы хотите прорывных результатов, то хорошей практикой будет отслеживание своих эмоций в течение дня в моменте. Для этого поставьте себе таймер, поделив время, когда вы бодрствуете приблизительно на 4-5 равных промежутка и проводите анализ каждый раз, когда услышите сигнал. В идеале, нужно записывать свои ответы.

При таком подходе уже через 3-5 дней вы сможете выйти на качественно новый уровень понимания своих эмоций, взаимосвязи этих эмоций со своим физическим состоянием и того, как ваши эмоции помогают или мешают вам достигать своих целей.

Статья получилась довольно объемная, и это при том, что мы коснулись только первого шага развития эмоционального интеллекта, затронули только пару инструментов и излагали исключительно простые теоретические основы прикладного характера. То есть, мы понимаем, что тема работы с эмоциями бездонная и угол квадрата жизнестойкости «эмоции» можно изучать и развивать бесконечно.

Сейчас мы стоим перед выбором, каким темам уделить внимание в следующих статьях: можно углубляться в угол «эмоции» и продвигаться в области инструментария осознания и влияния на свои и чужие эмоции, можно вернуться к углу «мышление» и помочь прокачаться в области когнитивных искажений, анализа фактов и других аспектов критического, системного и творческого мышления, а можно перейти к другим углам квадрата «Физическое здоровье» или «Ценности».

Если вы в комментариях подскажете, какое направление вызывает у вас наибольший интерес, обязательно будем ориентироваться на ваше мнение.

Искренне желаем вам жизнестойкости!

Наши основные эмоции Инфографика | Список человеческих эмоций

Вставить это изображение на свой сайт

uwa.edu/infographics/basic-emotions/»>Просмотрите инфографику

Расшифровка инфографики


Когда вы видите улыбающихся людей, вы понимаете, что они счастливы. Когда они плачут, ты знаешь, что им грустно. В разных культурах узнаваемые выражения лица и определенные реакции стали ассоциироваться с основными эмоциями. Вы улавливаете эти визуальные сигналы от человека к человеку, но знаете ли вы, что в них входит?

Ниже мы рассмотрим теории основных эмоций, а также то, как они представлены и чем они отличаются от сложных эмоций.

Начните или продвиньте свою карьеру психолога

Хотите узнать больше о теориях эмоций и влиянии эмоций на человека психологически и физически? Рассмотрим степень онлайн-психологии в Университете Западной Алабамы.

Исследовательские степени

Шесть основных эмоций

Широко распространенная теория основных эмоций и их выражений, разработанная Полом Экманом, предполагает, что у нас есть шесть основных эмоций. Они включают печаль, счастье, страх, гнев, удивление и отвращение. [1]

Печаль

Эмоциональное состояние, характеризующееся чувством разочарования, горя или безнадежности

Выражение: Хмурый взгляд, потеря внимания в глазах, слезы

Радость

Приятное эмоциональное состояние, вызывающее чувство радость, удовлетворение и удовлетворение

Выражение: Улыбка, смех

Страх

Первичная эмоция, которая важна для выживания и вызывает реакцию «бей или беги»

Выражение: широкие глаза, напряженные растягиваемые губы

гнев

Эмоциональное состояние, приводящее к ощущению враждебности и разочарования

Выражение: Следие, Экбров, складываемые, жесткие губы

Сюрприз

AB эмоциональное состояние, положительное или отрицательное, после чего-то неожиданного

Выражение: Поднятые брови, открытый рот, вздох

Отвращение

Сильная эмоция, вызывающая чувство отторжения

Выражение лица: Сморщенный нос, рвотные позывы, отсутствие зрительного контакта

Другие теории основных эмоций

Существует множество других теорий основных эмоций. Они включают, но не ограничиваются:

  • Колесо эмоций: Разработано Робертом Плутчиком, объединяет восемь основных эмоций в пары противоположностей [1]

Радость-Печаль

Гнев-Страх

Доверие-Недоверие

Удивление-Предвкушение

  • Четыре основных эмоции: На основе исследований Института неврологии и психологии Университета Глазго предполагается, что существует только четыре основных эмоции [2]

Счастье

Печаль

Страх/Удивление

Гнев/Отвращение

Основные и сложные эмоции

В отличие от основных эмоций, сложные эмоции проявляются по-разному у разных людей и культур. Некоторые примеры сложных эмоций включают горе, ревность и сожаление.

Сложные эмоции состоят из двух или более основных эмоций. Например, страх, гнев и отвращение составляют сложную эмоцию ненависти. [3]

Основная эмоция Комплекс эмоций
Выражение универсально узнаваемо Выражение лица меняется, и его трудно распознать
Производится автоматически Требуется когнитивная обработка
Чистый, не подлежит деконструкции Состоит из множества эмоций

Эмоции, как простые, так и сложные, играют огромную роль в том, как мы живем, в нашем физическом здоровье и в наших межличностных отношениях.

«Эмоции меняют то, как мы видим мир и как мы интерпретируем действия других». – Пол Экман, «Выявление эмоций: распознавание лиц и чувств для улучшения общения и эмоциональной жизни»

Изучение основных эмоций далеко не завершено. Хотите узнать больше о теориях эмоций и влиянии эмоций на человека психологически и физически? Рассмотрим степень онлайн-психологии в Университете Западной Алабамы. Если у вас уже есть степень бакалавра в области психологии, рассмотрите возможность получения степени магистра в области экспериментальной психологии в Интернете. В UWA вы получите степень полностью онлайн в одном из самых доступных учебных заведений штата. Наше культурно и интеллектуально разнообразное учреждение и гибкая структура позволяют вам бросить вызов себе, в то же время вписывая образование в свой напряженный образ жизни.

  1. психология сегодня.com
  2. theatlantic.com
  3. Dictionary.apa.org

Сколько существует различных видов эмоций? · Frontiers for Young Minds

Abstract

На протяжении всей жизни наши чувства влияют на выбор, который мы делаем. Мы смотрим телепередачи, которые заставляют нас смеяться или плакать. Мы избегаем людей, которые нас пугают. Мы едим до тех пор, пока не почувствуем себя сытыми. Несмотря на то, что эти эмоциональные чувства определяют наше поведение, психологи не выяснили, сколько различных 9Мы чувствуем 0172 вида эмоций. Одна из теорий состоит в том, что мы чувствуем пять или шесть различных видов эмоций, таких как гнев и веселье, и что каждая эмоция полностью отличается от всех остальных. Другая теория состоит в том, что мы чувствуем две противоположные эмоции, такие как удовольствие или неудовольствие и волнение или спокойствие, которые смешиваются вместе, чтобы сформировать все наши эмоциональные чувства. Чтобы изучить количество различных видов эмоциональных чувств, которые люди испытывают в ответ на различные ситуации, мы собрали более 300 000 эмоциональных реакций, о которых сообщали сами люди, на 2185 эмоциональных видеороликов. Затем мы использовали математические методы, чтобы увидеть, сколько различных эмоций было зафиксировано в ответах людей. Наши результаты показали, что существует по меньшей мере 25 различных видов эмоций, и многие из них можно смешивать. Чтобы показать, что это за разные эмоции и как их можно сочетать, мы создали интерактивную онлайн-карту. Эта карта показывает, что эмоции, о которых сообщают люди, более сложны, чем думали ученые. Наши результаты могут помочь людям, которые изучают эмоциональные расстройства и то, как мозг представляет эмоции, а также могут помочь в разработке телефонов и компьютеров, которые должным образом реагируют на эмоции, которые мы выражаем.

Эмоциональное переживание

Вспомните, когда вы в последний раз злились на одноклассника, беспокоились из-за презентации или испытывали благоговейный трепет перед красотой окружающего мира — возможно, во время солнечного затмения в августе прошлого года. Эмоции окрашивают как наш внутренний мир, так и мир вокруг нас, подсказывая нам, куда смотреть, что помнить, о чем думать и что делать дальше. Эти идеи об эмоциях подкреплены наукой, в том числе важными исследованиями Келтнера из Калифорнийского университета в Беркли, и воплотились в жизнь благодаря фильму 9. 0172 Inside Out , который помог создать доктор Кельтнер [1, 2]. В анимационном фильме, действие которого происходит в сознании ребенка, воспоминания изображены в виде стеклянных шаров, буквально окрашенных эмоциями. Но сколько существует «цветов» эмоций? Если вы видели Inside Out , вы, возможно, помните, что он показывал пять разных эмоций, каждая из которых сопровождалась анимированным персонажем: гнев, отвращение, страх, счастье и печаль. Это эмоции, на которых ученые больше всего сосредоточились [2]. Однако, хотя эти пять эмоций очень важны, недавние данные показывают, что в повседневной жизни мы также испытываем множество других эмоций.

Что такое эмоция?

Понятие эмоций может показаться простым, но ученые часто не могут договориться о том, что же это на самом деле означает. Большинство ученых считают, что эмоции связаны не только с чувствами . Они связаны с телесными реакциями, например, когда ваше сердце бьется быстрее, потому что вы чувствуете возбуждение. Они также включают в себя выразительные движения, в том числе мимику и звуки — например, когда вы говорите «вау», потому что чем-то увлечены. А эмоции включают в себя поведение, например, кричать на кого-то, когда вы злитесь.

Хотя эмоция состоит из множества различных частей, чувства обычно считаются самой важной частью [3]. Большинство ученых, изучающих эмоции, измеряют их, спрашивая людей, что они чувствуют. Конечно, мы не можем знать, говорит ли человек правду о том, что он или она чувствует. Стоит также отметить, что такие термины, как «сердитый» и «удивленный», могут означать разные вещи для разных людей. Однако, несмотря на эти ограничения, самоотчетный опыт, то есть то, что человек говорит о том, что он или она чувствует, является наиболее прямым способом измерения эмоциональных чувств.

Структура эмоций

Люди используют много разных слов для описания эмоций, которые они испытывают. Мы хотели изучить, к скольким различным эмоциям на самом деле относятся эти слова и как эти эмоции соотносятся друг с другом. Это вопрос о том, как эмоции структурированы . Разные ученые верят в конкурирующие теории структуры эмоций.

В течение многих лет большинство психологов (ученых, которые изучают разум и почему мы делаем то, что делают они) считали, что эмоции можно свести к пяти или шести типам [2]. Наиболее изученные виды эмоций — гнев, отвращение, страх, радость и печаль — являются главными героями фильма 9.0172 Наизнанку . Ученые, поддерживающие этот взгляд на эмоции, рассматривают каждый тип как семейство эмоций, содержащее тесно связанные эмоции, такие как гнев, разочарование и ярость.

Другие ученые считают, что есть всего два свойства, которые заставляют нас испытывать эмоции в любой ситуации, и они называются валентностью и возбуждением. Валентность означает степень, в которой человек чувствует себя хорошо или плохо, а возбуждение означает степень, в которой человек чувствует себя спокойным или возбужденным. Ученые, поддерживающие эту точку зрения, обычно также считают, что различия между такими эмоциями, как гнев и страх, которые одновременно являются негативными (низкая валентность) и сильно возбужденными (высокое возбуждение), проистекают из наших интерпретаций реальных происходящих событий, а не от конкретных эмоциональных переживаний, подобных тем, что в Наизнанку [4].

Доказательства валентности и возбуждения эмоций были получены в результате математического анализа того, как люди сообщают о своих чувствах [4]. Эти математические методы показали нам, что отрицательные эмоции, такие как страх и печаль, часто возникают вместе, как и положительные эмоции, такие как веселье (юмор) и трепет. То есть эмоции, сходные по валентности, имеют тенденцию возникать вместе. Так же как и эмоции, схожие по возбуждению. Другими словами, определенные эмоции коррелируют — то есть они часто возникают и исчезают вместе — потому что люди склонны сообщать о том, что испытывают их в одно и то же время или в сходных ситуациях. Но этот математический анализ не всегда мог сказать нам, когда две эмоции различны. Мы не знаем, действительно ли страх отличается от печали, а веселье от благоговения, если не считать их сходства и различия в уровнях валентности и возбуждения.

В нашем исследовании мы хотели выяснить, сколько эмоций у людей на самом деле. Когда люди говорят о том, что они чувствуют, можно ли свести то, что они говорят нам, к тому, насколько хорошо или плохо, взволнованно или спокойно они себя чувствуют? Нужны ли нам пять эмоций, как в Inside Out ? Или нам нужно намного больше? Чтобы определить, сколько эмоций у людей, мы сначала собрали некоторые из самых темных и самых ярких моментов жизни, снятых на видео, в том числе более 2000 фильмов о свадебных предложениях, животных, искусстве, родах, природе, войнах, спорте, несчастных случаях и близких отношениях, а также много других глубоко эмоциональных сцен. Затем мы попросили людей посмотреть эти видео через Интернет и собрали сотни тысяч отчетов о том, какие чувства они вызывают у людей. Наконец, мы разработали новую математическую технику, чтобы выяснить, сколько различных измерений эмоций нам нужно, чтобы объяснить, какие чувства, по словам людей, вызывали у них видео. Наша методика говорит нам, имеют ли люди, употребляющие такое слово, как «благоговение», нечто иное, чем когда они используют другое слово, например, «счастье».

Результаты: лучшее понимание структуры эмоций

Чтобы изучить структуру эмоциональной реакции людей на видео, мы сначала попросили людей оценить каждое видео, которое они видели, выбрав одну или несколько категорий из списка из 34 категорий эмоций. , такие как «развлечение», «трепет» и «сочувствие». Мы собрали 27 660 таких ответов. Затем мы попросили людей свободно отвечать на каждое видео своими словами, описывая, какие чувства у них вызвало это видео. Мы собрали 19 710 таких ответов. Наконец, мы попросили людей оценить каждое видео по параметрам, включая валентность и возбуждение. Мы также включили другие параметры, которые, по мнению людей, могут быть фундаментальными для эмоций, в дополнение к валентности и возбуждению, например, как люди чувствуют себя в безопасности. Каждое измерение было оценено по 9-балльная шкала (1 — очень низкая, например, очень небезопасная, а 9 — высокая, например, очень безопасная). Всего мы собрали 276 696 таких ответов. Сбор этих трех разных типов ответов важен, потому что они охватывают разные способы, которыми люди могут описывать свои эмоции.

Анализируя взаимосвязь между различными типами ответов, которые мы собрали, мы обнаружили, что люди достоверно сообщали о том, что испытывают не менее 25 различных видов эмоций при просмотре видео. Мы сделали это, используя математический метод, который вычисляет количество параметров, необходимых для объяснения различных типов ответов, которые мы получили. Получается, что нам нужно как минимум 25 измерений или паттернов, чтобы объяснить собранные нами данные.

Паттерны эмоций, которые мы обнаружили, соответствовали 25 различным категориям эмоций: восхищение, обожание, восхищение красотой, веселье, гнев, тревога, благоговение, неловкость, скука, спокойствие, замешательство, страстное желание, отвращение, эмпатическая боль, восхищение, волнение, страх, ужас, интерес, радость, ностальгия, облегчение, печаль, удовлетворение и удивление.

Наконец, мы обнаружили, что хотя большинство видеороликов длились всего около 5 секунд, многие из них вызывали у людей более одной категории эмоций. На самом деле, многие категории были смешаны для многих видео. Это бросает вызов представлению о том, что эмоции полностью отделены друг от друга, как персонажи в Наизнанку . Вместо этого эмоции больше похожи на цвета. Точно так же, как между красным и зеленым есть много разных цветов, таких как желтый, оранжевый, коричневый, лазерный лимон, электрический лайм и т. д., кажется, что между страхом и отвращением существует много разных эмоций.

Чтобы визуализировать 25 различных измерений эмоций и их смешения, мы разработали метод построения интерактивной карты эмоций, вызванных каждым видео, с использованием нового вида математической техники [5]. На карте каждое видео представлено буквой, соответствующей эмоции, которую оно вызывает больше всего, цветом, соответствующим точному сочетанию эмоций, которые оно вызывает, и местоположением рядом с другими видео, которые вызвали аналогичные эмоции. Вы можете думать о каждой букве как об одной из стеклянных сфер из фильма 9.0172 Наизнанку , где цвет каждой стеклянной сферы представляет эмоцию, связанную с воспоминанием, которое она содержит. Отличие здесь в том, что цветов 25 вместо 5, а также есть переходы между цветами. Другими словами, видео, вызывающее смесь «тревоги» (выжженно-желтого цвета) и «страха» (темно-розового цвета), может выглядеть как промежуточный оранжевый цвет. Наведение курсора на каждую букву позволяет просмотреть видео, которому она соответствует. Однако будьте осторожны — видео «отвращения» могут вас оттолкнуть, а видео «страха» и «ужаса» — напугать. Вы можете найти интерактивную карту здесь: https://s3-us-west-1.amazonaws.com/emogifs/youngminds.html. На рис. 1 показана неинтерактивная версия карты.

  • Рис. 1. Структура сообщаемых эмоциональных переживаний: плавные градиенты соединяют 25 различных категорий эмоций.
  • На карте показано, как эмоциональные реакции людей на каждое из 2185 видеороликов сопоставляются с 25 измерениями эмоций, которые мы выявили. Каждое видео представлено маленькой буквой на карте. С помощью математических приемов видеоролики размещаются рядом с другими видеороликами, которые вызывали у людей схожие эмоции. Каждое видео окрашено путем смешивания цветов, соответствующих каждому измерению эмоций, которые оно вызвало. Карта показывает, как отдельные категории связаны плавными переходами промежуточных эмоций, например, переходами от тревоги к страху, от ужаса к отвращению. Чтобы просмотреть видео, вы можете посетить интерактивную версию этой карты по адресу https://s3-us-west-1.amazonaws.com/emogifs/youngminds.html. На интерактивной карте вы можете наводить указатель мыши на каждое число, чтобы просмотреть каждое видео. Тем не менее, рекомендуется осторожность родителей.

Что это значит для науки и общества

Мы обнаружили, что структура эмоций сложнее, чем думали многие ученые. Ученые, которые считали, что эмоциональные переживания существуют всего в пяти или шести основных категориях, как персонажи в Наизнанку , были наполовину правы. Они были правы, полагая, что эмоции лучше всего представлять в виде категорий, таких как гнев и страх. Но они недооценили количество отдельных категорий. Кроме того, они ошибались, полагая, что эти категории совершенно независимы, как персонажи в фильме. Вместо этого многие эмоции могут быть смешаны вместе.

Ученые, рассматривавшие эмоциональные переживания как такие измерения, как валентность и возбуждение, также были правы наполовину. Они были правы, сомневаясь в существовании жестких границ между эмоциями. Вместо этого мы видим, что эмоции можно смешивать вместе. Но они ошибались, думая, что только два измерения, такие как валентность и возбуждение, могут объяснить эмоции, о которых сообщают люди. Эти эмоции на самом деле состоят как минимум из 25 различных измерений.

Помимо вдохновляющих анимационных фильмов, таких как Наизнанку , это исследование важно по ряду причин. Эти результаты могут повлиять на то, как ученые изучают различные вещи, такие как расстройства настроения (такие как тревога или депрессия), то, как эмоции продуцируются в мозгу, и дизайн машин, которые соответствующим образом реагируют на наши эмоциональные потребности.

Ученые, изучающие расстройства настроения, такие как тревожность и депрессия, могут использовать это исследование, чтобы понять спектр различных эмоций, которые эти пациенты испытывают в своей повседневной жизни. Может оказаться, что два пациента с одинаковым диагнозом, например с депрессией, на самом деле испытывают разные модели эмоций и реагируют на разные виды лечения.

Ученые, изучающие, как мозг генерирует эмоции, могут использовать это исследование, чтобы понять, как разные эмоции могут быть представлены в разных областях мозга. Например, одна область мозга, которая, как известно, связана с эмоциями, особенно в состояниях страха, называется миндалевидным телом, небольшой структурой, расположенной глубоко в каждой части мозга, между ушами. Миндалевидное тело помогает нам научиться бояться опасных вещей и быстро реагировать на них, основываясь на нашем прошлом опыте [6]. Исследователи мозга могли бы изучить, участвуют ли различные части миндалевидного тела в эмоциональных реакциях, связанных со страхом, таких как тревога, ужас, облегчение и удивление. Такие исследования могли бы помочь нам понять роль таких областей мозга, как миндалевидное тело, в эмоциях.

Наконец, ученые и инженеры, разрабатывающие машины, которые взаимодействуют с людьми, такие как приложения для социальных сетей, iPhone, автомобили и роботы для обслуживания клиентов, могут использовать это исследование, чтобы убедиться, что их машины правильно реагируют на наши эмоции. Эти машины могли бы дать нам инструменты для борьбы с негативными эмоциями, такими как тревога и страх, и стимулировать положительные эмоции, такие как обожание и трепет.

Глоссарий

Эмоция : Ученые не всегда согласны с тем, что составляет «эмоцию», но обычно они соглашаются, что это нечто большее, чем просто чувство. Эмоции также могут включать телесные реакции, например, когда ваше сердце бьется быстрее, потому что вы чувствуете возбуждение, и выразительные движения, включая выражение лица и звуки, например, когда вы говорите «вау», потому что вы очарованы чем-то. А эмоции могут включать в себя поведение, например, кричать на кого-то, когда вы злитесь. Эти телесные реакции, выразительные движения и поведение часто включаются в определения ученых «эмоций».

Чувство : То, как кто-то испытывает эмоцию. Чувство — это то, что вы испытываете внутренне, в своем уме, и что другие люди могут понять на основе вашего поведения. Вы можете помочь другим людям понять, что вы чувствуете, используя выражения эмоций, такие как «гнев» или «печаль» — предмет этого исследования, — или используя аналогии, например: «Я чувствую то, что чувствовал бы ребенок, если бы его папа забрал ее на Хэллоуин». конфеты.»

Корреляция : Измерение степени, в которой две вещи имеют тенденцию подниматься и опускаться вместе. Например, рост коррелирует с весом, потому что более высокие люди обычно тяжелее.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Исходная статья

Коуэн, А. С., и Кельтнер, Д. 2017. Самоотчет охватывает 27 различных категорий эмоций, соединенных непрерывными градиентами. Проц. Натл. акад. науч. США . 114 (38), Е7900–Е7909. doi:10.1073/pnas.1702247114


Каталожные номера

[1] Келтнер, Д., и Экман, П. 2015. Наука «наизнанку». Нью-Йорк Таймс, стр. SR10. Доступно по адресу: https://www.nytimes.com/2015/07/05/opinion/sunday/the-science-of-inside-out.html (дата обращения: 13 апреля 2018 г.).

[2] Дадд, Дж. В. 2015. Разговор с психологом за «Головоломкой». Пасифик Стандарт. Доступно по ссылке: https://psmag.com/social-justice/a-conversation-with-psychologist-behind-inside-out (дата обращения: 13 апреля 2018 г.).

[3] Леду, Дж., Фелпс, Л., и Альберини, К. 2016. О чем мы говорим, когда говорим об эмоциях. Ячейка 167, 1443–1445 гг. doi:10.1016/j.cell.2016.11.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *