Базовые эмоции: что такое презрение
Презрение — это чувство неприязни и превосходства (обычно морального) над другим человеком, группой людей и/или их действиями. Это наименее изученная эмоция, и поэтому некоторые эксперты предлагают не относить ее к базовым и даже не выделяют презрение как отдельное чувство. Что неудивительно: первоначальный список универсальных эмоций доктора Пола Экмана, составленный в ходе его новаторских исследований в Новой Гвинее в 1960-х годах, действительно, исключал презрение. И тем не менее позже, после продолжительных межкультурных исследований, Экман добавил его в перечень. В рамках серии материалов о базовых эмоциях разбираемся в чувствах — и заканчиваем седьмой, последней и самой статусной эмоцией.
Словами презрение можно выразить примерно следующим образом: «Я лучше тебя, а ты в тех или иных аспектах (или полностью) хуже меня». Наиболее частый триггер для появления этой эмоции — аморальное действие человека или группы людей, перед которыми вы чувствуете свое превосходство. Хотя презрение — это все же отдельная эмоция, оно часто сопровождается гневом, обычно в легкой форме, например раздражением. Нередко презрение связано с определенными стереотипами или предрассудками: например, люди могут испытывать презрение к политикам (за лицемерие), безработным (за лень), преступникам (за безжалостность) или необразованным людям (за невежество).
Функция презрения — утверждать власть и статус, а также сигнализировать о превосходстве и отсутствии необходимости соглашаться или вступать в бой
Следовательно, те, кто не уверен в своем статусе, с большей вероятностью проявляют презрение, чтобы тем самым заявить о своем превосходстве. То есть иногда люди, занимающие «подчиненные» должности и роли, могут испытывать презрение к тем, кто имеет более высокий социальный, политический или правовой статус. Вот лишь некоторые примеры: подростки могут испытывать презрение к взрослым, работники — к своим начальникам, заключенные — к своим охранникам. Хотя «презрение снизу вверх» является обычным явлением, конечно, встречается и обратное — когда кто-то с более высоким жизненным «рейтингом» может испытывать презрение к тем, у кого он ниже. Подобное чувство власти и превосходства называется «нисходящим презрением» и может быть как приятным, так и вызывать смущение и/или стыд.
Как и в случае со всеми другими эмоциями, степень презрения варьируется. Поскольку презрение по своей сути связано с социально сконструированной лестницей, на которой одни люди находятся выше, а другие — ниже, степень, в которой люди испытывают презрение, зависит от того, насколько сильно они верят в эту классификацию. Люди, искренне верящие в то, что все равны, скорее всего, не будут испытывать презрения к другим. Тем не менее большинство социальных структур имеют своего рода иерархическую классификацию, потому что она помогает вознаграждать людей, демонстрирующих поведение, достойное похвалы, и наказывать тех, кто ведет себя плохо или неприемлемо.
Выражая презрение
Презрение — единственная эмоция с односторонним несимметричным выражением лица. В целом выражение презрения на лице имеет следующие отличительные черты: подбородок приподнят, что позволяет смотреть на человека сверху вниз, угол губы подтянут к носу и немного приподнят. Такое выражение лица часто называют насмешкой.
Обычными голосовыми сигналами презрения являются самодовольные или неодобрительные звуки/тон голоса. Физически, охватываемые этой эмоцией, люди часто «надувают» грудь, занимают прямую позицию, смотрят «свысока» на других и/или закатывают глаза. Учитывая, что все по-разному реагируют на презрение, ощущения, связанные с ним, могут сильно отличаться в зависимости от ситуации. Так, иногда к нему могут примешиваться ощущения, сопровождающие гнев (например, напряжение или жар), а иногда — ощущения, связанные с удовольствием (чувство возвышения), что также может вызывать дискомфорт и/или неловкость.
Презрение и другие эмоции
Предполагают, что понятия презрения, гнева и отвращения связаны друг с другом, поскольку все эти эмоции возникают при нарушении моральных кодексов сообщества.
Презрение и отвращение
Эти две эмоции тесно связаны друг с другом, но все же отличаются. В то время как и презрение, и отвращение могут быть направлены на людей и их действия, на чувства — вкус, обоняние, зрение, звук, осязание — может быть направлено только второе. Кроме того, презрение включает в себя чувство превосходства, тогда как для отвращения это совсем не обязательный элемент. Еще одно различие между отвращением и презрением — физическая реакция. Отвращение заставляет нас отодвинуться от источника эмоции, тогда как в случае презрения мы не обязательно хотим столь сильно дистанцироваться от происходящего. Кроме того, отвращение вызывает неприятные ощущения, а в крайних случаях — тошноту, тогда как ощущения, испытываемые при презрении, не обязательно таковы, а иногда и вовсе могут быть приятными.
Презрение и ненависть
Оба этих чувства — негативные оценки по отношению к другому, которые можно испытывать по отдельности или вместе. Важное различие состоит в том, что ненависть — это оценка другого в контексте его злости или опасности, тогда как презрение маркирует другого как неполноценного. Так, можно презирать очень ленивого человека, но не ненавидеть его, потому что он и/или его поведение не представляют угрозы. Точно так же кто-то может ненавидеть своего конкурента, поскольку он представляет угрозу для бизнеса и качества жизни, но не испытывать к нему презрения, потому что конкурент не считается нижестоящим.
Презрение и возмущение
Возмущение и презрение также часто идут рука об руку: если вы услышите о политическом деятеле, крадущем государственные деньги, вы, вероятно, испытаете обе эмоции. Однако важное отличие состоит в том, что возмущение вызывается конкретными действиями (например, причинением вреда и воровством), тогда как презрение вызывается знанием о какой-либо характеристике или черте (например, жадности и безжалостности). Таким образом, когда вы возмущены каким-то действием человека, это совсем не означает, что вы будете автоматически испытывать к нему презрение. Если вы считаете, что действие было разовым и не является общим отражением характера, презрение может быть легко исключено из общего спектра эмоциональной реакции.
Хотя некоторым может быть приятно чувствовать силу, вызванную презрением, все же оно имеет негативные, разрушительные последствия для межличностных отношений, поскольку способствует формированию менталитета «Я прав, а ты нет». Так, появление презрения в браке по отношению к партнеру — это самый надежный предиктор развода, если не будут предприняты меры для исправления ситуации. Так что в следующий раз, когда вы заметите растущее чувство презрения по отношению к кому-то, с кем вы состоите в значимых отношениях, возможно, следует сделать паузу и разобраться в этом повнимательнее.
Анна Веселко
Теги
#эмоциональный интеллект
#базовые
#эмоции
#чувства
Презрение — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Презрение Библейский словарь
- Презрение Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
- О презрении к миру блж. Августин
- Презрение мира свт. Тихон Задонский
Презре́ние —
1) чувство крайнего неуважения;
2) горделивое чувство превосходства;
3) пренебрежительно отношение.
Презрение связано с гордостью. Но в каком из этих грехов следует исповедоваться, если кого-то презираешь?
Презрение ближнего есть следствие гордости, которую свт. Игнатий (Брянчанинов) называет одной из восьми главных страстей. Однако гордость, пишет святитель, имеет многие подразделения и отрасли: здесь презрение (его святой ставит на первое место среди всех грехов, произрастающих от гордости) соседствует с такими грехами как предпочтение себя всем, дерзость, хула, неверие, лжеименный разум, непокорность Закону Божию и Церкви, последование своей плотской воле, чтение книг еретических, развратных и суетных, неповиновение властям, насмешничество, оставление христоподражательного смирения и молчания, потеря любви к Богу и ближнему, потеря простоты и др. Поэтому на исповеди уместнее будет называть грех точно, например: «Согрешил презрением ближнего».
Нельзя презирать своего ближнего.
Не грех ли презирать самого себя, осознавая свою греховность?
Святой апостол Павел пишет (этот отрывок читается во время Венчания): «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29). Даже на уровне биологических рефлексов в нашу природу заложена система самосохранения. Всякий человек по своей природе стремится к личному благополучию, никто не желает себе дурного, плохого, печального, скорбного. Себя самого не нужно ни презирать, ни ненавидеть – ненавидеть нужно грех, отдаляющий нас от Бога, преодолевать грех с Божией помощью, смиряться, когда не получается преодолеть его так быстро, как хотелось бы, не унывать и снова с Божией помощью подниматься и двигаться дальше. В некоторых случаях люди, остро переживающие нелюбовь, презрение к себе и другие подобные болезненные состояния, нуждаются не только в помощи священника, но и в помощи психотерапевтической.
Как поступать, когда нас презирают?
Когда нас кто-то презирает, чаще всего нет необходимости что-либо доказывать человеку, оправдываться перед ним. Христианин переносит презрение с миром и даже радостью в сердце, чему мы находим в Священном Писании немало подтверждений (например, Лк.6:22-23; Деян.5:41; 2Кор.12:10). Не следует и бояться того, что нас могу презирать (Ис.51:7). Презираемый человек бывает угоден Богу (Неем.4:4; Пс.88:51; Пс.122:3), в том случае если причиной этого презрения являются не его собственные грехи. Например, если алчного, жадного человека презирают за его алчность и жадность, он получает заслуженное наказание в виде презрения (Притч.12:8), хотя, конечно, и сами презирающие совершают при этом грех. Другое дело, когда человек переносит презрение ради Бога (Ис.66:5; Иер.15:15; Иер.20:8; Деян.5:41; 1Тим.4:10; 1Кор.4:3; Евр.10:33).
Почему в Великом покаянном каноне свт. Андрея Критского именно презрение (презорство) называется новым Измаилом?
В переводе с церковнославянского языка «презорство» означает презрение, пренебрежение, непослушание. Св. Андрей Критский, действительно, говорит, что Измаил – это презорство, презрение: «Древней Агари египтянке уподобилась ты, душа, порабощенная своим произволом и родив нового Измаила – дерзость» (Быт.16:16). Святой изображает следующую картину: люди вместо того, чтобы жить с тою женой, с которой сочетались во Христе, то есть с Церковью, берут себе рабыню из Египта. Египет – это образ мира. Все мы, придя в Церковь и здесь сочетавшись с Богом, принесли сюда с собой и мирское. И вот, от сочетания с миром, с которым мы никак не хотим расставаться, мы рождаем презрение. Именно оттого, что мы не можем вытеснить мир из своего сердца, мы презираем кого угодно: хороший или плохой, успешный или горький пьяница. Мы в любом случае ищем основания презреть человека, в любой форме. И вот это и есть наследие мира. И сколько не говоришь людям о том, что мы должны любить друг друга, они не могут это вместить. О таких Иисус Христос говорил: «О, род лукавый, прелюбодейный, доколе буду с вами, доколе терплю вас» (Мф. 17:17) – именно потому, что каждый Его слушатель нес в себе опыт жизни, который он приобрел, живя в мире, до того», как стал верующим во Христа.
Размер шрифта:
A-
15
A+
Цветовая схема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст:
Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки
Притчи 6:30 Люди не презирают вора, если он крадет, чтобы утолить свой голод.
Контекст Перекрестная ссылка Комм Иврит Стих (Нажмите, чтобы открыть главу) Новая международная версия New Living Translation Английская стандартная версия Верийская стандартная Библия Библия короля Иакова Новая версия короля Джеймса Новая американская стандартная Библия NASB 1995 NASB 1977 Стандартная Библия Наследия Расширенный перевод Библии Христианская стандартная Библия Стандартная христианская Библия Холмана Американская стандартная версия Арамейская Библия на простом английском языке Перевод Септуагинты Брентона Современная английская версия Библия Дуэ-Реймса English Revised Version Перевод СЛОВА БОЖЬЕГО® Перевод хороших новостей Международная стандартная версия JPS Tanakh 1917 Буквенная стандартная версия Стандартная Библия большинства New American Bible NET Bible Новая пересмотренная стандартная версия New Heart English Bible Перевод Библии Вебстера Всемирная английская Библия Дословный перевод Юнга Дополнительные переводы … Контекст Предостережения против прелюбодеяния Верийская стандартная Библия · Скачать Cross References Иов 38:39 Притчи 30:9 Сокровищница Писания Люди не презирают вора, если он ворует, чтобы насытить свою душу, когда он голоден; Перейти к предыдущему Аппетит презирает заполнение еды голод голод голод. Богу Комментарий Элликотта для англоязычных читателей (30) Мужчины не презирают вора . . .— Человек, которого бедность толкает на кражу, более достоин жалости, чем пренебрежения; не так прелюбодей. Опять же, вор может отомстить, а прелюбодей ничего не может предложить. Комментарий с кафедры Стих 30. — Учитель продолжает свои рассуждения другой иллюстрацией, по-прежнему имея в виду свою цель, которая состоит в том, чтобы показать, что наказание прелюбодея неизбежно надвигается и сурово по своему характеру. Аргумент в ст. 30-33 а тем более. Если люди не пренебрегают, а сурово наказывают преступление, совершенное при смягчающих обстоятельствах, то тем более они не будут этого делать, если преступление имеет гораздо более тяжкий характер и не может быть оправдано ничем. Воровство и прелюбодеяние сравниваются. Воровство при всех обстоятельствах является меньшим преступлением, чем прелюбодеяние, но здесь оно сведено к минимуму. Возьмем случай человека, который ворует, чтобы утолить голод; размер кражи не может быть большим, но тем не менее он наказывается и призывается к самой полной реституции. Учитель делает вывод, что наказание будет гораздо более суровым, и столь же несомненным, когда речь идет о прелюбодеянии, а преступление носит самый гнусный характер, затрагивает самые драгоценные интересы и совершается из самых низменных побуждений. Люди не презирают вора и т. д.; т. е. не осуждают его при данных обстоятельствах, non grandis est culpa (Вульгата), «вина невелика»; но они презирают прелюбодея — его презирают, как «неразумного» и губящего душу свою (ст. 32). Однако глагол buz иначе переводится как «не обращать внимания». Зоклер и Холден объясняют, что «мужчины не пренебрегают», хотя первое дает буквальное значение: «мужчины не презирают». Гесениус переводит «презирать», но поясняет, «т. е. не оставляют его безнаказанным». Ватаблус, Версии, Арии, Монтани и Мунстери, Хитциг, Делич и Гезениус, Стюарт, Мюншер и Вордсворт — все согласны с тем, что глагол должен означать «презирать» или «обращаться с пренебрежением». Более того, глагол buz встречается в этом же значении в Притчах 1:7; Притчи 11:12; Притчи 13:13; Притчи 14:21; Притчи 23:9; и Песнь Соломона 8:1, 7. Объяснение Михаэлиса таково: «хотя воровство заслуженно считается гнусным в государстве, тем не менее, если его сравнить с прелюбодеянием, оно менее безнравственно». Перевод Септуагини, οὐ θαυμαστὸν ἐάν ἁλῷ τις κλέπτων, т. е. «неудивительно, если будет пойман вор», трудно согласовать с текстом в оригинале, хотя его можно объяснить как выражение уверенности в том, что арест, который следует за кражей и, таким образом, придает окраску вторичному значению, придаваемому глаголу, т. е. недосмотру. Сирийская и арабская версии следуют за LXX. в то время как халдейский парафраз передает: «Неудивительно, если вор крадет» и т. д. Его душа; иврит, нафьско. Nephesh используется здесь для обозначения желания, страстного желания или аппетита, как в Екклесиаста 6:2, 7; Иезекииль 7:19. «Удовлетворить его душу» значит «поддержать его жизнь». Анима, Вульгата; ψυχή, LXX. Параллельные комментарии … иврит [мужчины] не יָב֣ штате — Qal — Несовершенный вид — третье лицо мужского рода множественного числа вор If Он крадет удовлетворить his голод. Связанность ПРИНДБЫ 6:30 Притчи 6:30 BibleApps.com ВЗ Поэзия: Притчи 6:30 Люди не презирают вора, если он (Притч. Pro Pr) |
Притчи 6:30-31 Люди не ненавидь вора
когда он ворует, потому что он голоден.
Но если его поймают, он должен заплатить в семь раз больше, чем украл,
и это может стоить ему всего, что у него есть. Они защитят тебя от беспорядочных женщин,
от соблазнительных разговоров какой-то соблазнительницы.
Не фантазируй похотливо о ее красоте,
ни быть принятым ее глазами спальни.
Вы можете купить час с проституткой Люди не презирают вора, если он ворует
чтобы утолить голод, когда он голодает.
Но если его поймают, он должен заплатить в семикратном размере,
хотя это стоило ему всего богатства его дома. Вору можно найти оправдание
кто ворует, потому что голодает.
Но если его поймают, он должен заплатить в семь раз больше, чем украл,
даже если ему придется продать все в своем доме. Вы можете почти извинить вора, если он ворует, чтобы прокормить свою семью.
Но если его поймают, он все равно должен возместить украденное в семикратном размере;
его наказание и штраф обойдутся ему очень дорого. Люди не презирают вора, если он ворует
чтобы удовлетворить его аппетит, когда он голоден,
но если его поймают, он заплатит в семикратном размере;
он отдаст все имущество своего дома. Люди не презирают вора, если он ворует
Чтобы удовлетворить себя, когда он голоден;
Но когда его найдут, он должен возместить в семь раз [то, что он украл];
Он должен отдать все имущество своего дома [в случае необходимости Люди не презирают вора, если он ворует
Чтобы насытить его душу, когда он голоден;
а если найдется, то должен возместить всемеро;
Он отдаст все имущество своего дома.