Разное

Ассоциация гештальт терапевтов россии: Членство в профессиональных сообществах

Московский Институт Гештальта и Психодрамы. Создание, преподаватели и возможности

Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП) — одно из ведущих российских учебных заведений, в котором специалисты и студенты вузов могут получить дополнительное профессиональное образование, соответствующее высоким международным стандартам, по направлениям: гештальт-консультирование, гештальт-терапия, психодрама.

МИГИП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку основных российских институтов по обучению гештальт-методу и психодраме. Институт входит в состав крупнейших международных профессиональных ассоциаций гештальт-терапии и психодрамы:

Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы:

  • FEPTO (The Federation of European Psychodrama Training Organisations) — Федерация европейских психодраматических тренинговых организаций;
  • FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) — Федерация организаций, преподающих гештальт-терапию;
  • IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) — Международная ассоциация групповой психотерапии;
  • EAGT (European Association for Gestalt Therapy) — Европейская ассоциация гештальт-терапии.

За годы успешной работы под руководством ректора и основателя МИГИПа Нифонта Борисовича Долгополова институт выпустил много ярких специалистов в области гештальта и психодрамы. Выпускники МИГИПа создали свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами. Институт постоянно расширяет спектр услуг для организаций и частных лиц, его программы рассчитаны на разные запросы и соответствуют международным и российским требованиям к подготовке специалистов. Успешно завершив обучение, специалист получает диплом установленного образца (или удостоверение), подтверждающий дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации.

МИГИП — не только место, где можно получить новую профессию, но также дружная семья выпускников, учащихся и тренеров, с удовольствием поддерживающих общение в сообществе, обогащаясь знаниями и опытом в ходе профессионального обмена и совместного творчества. В отличие от академических институтов, в которых с получением диплома завершается и процесс обучения, МИГИП помогает выпускникам в их дальнейшем профессиональном развитии, становлении практики и формировании успешной карьеры.

Создание МИГИП

История создания института тесно связана с деятельностью и профессиональными интересами его ректора и основателя Нифонта Борисовича Долгополова. На волне перестройки в 1980-е годы Нифонт Борисович в составе Ассоциации психологов-практиков начал искать пути развития психологической помощи в стране и внедрения новых психотерапевтических методов, хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике.

Психодрама Якоба Леви Морено и гештальт-терапия Фрица Перлза оказались в числе приоритетных: они были проверены временем, широко известны во многих странах, имели разработанные теоретическую и практическую базы, а также сложившуюся систему подготовки специалистов. Важным было и то, что области применения психодрамы и гештальт-метода практически не ограничены: психология, медицина, педагогика, социальная работа, а со второй половины XX века появилось все больше почитателей в бизнесе, политике, творческой среде. Универсальность методов позволяла с успехом применять их в индивидуальной работе с клиентами, а также в работе с группами — как малыми, так и включающими тысячи человек.

В начале 1990х годов в стране возникла острая необходимость подготовки психологов, психотерапевтов, социальных работников, владеющих навыками консультирования и не медицинской психотерапии. Академическое образование делало упор на теоретическую подготовку, развитию практических навыков будущих специалистов внимание не уделялось, а подготовка психологов-практиков требовала иного подхода и нуждалась в программах, ориентированных на ежедневную практическую деятельность.

В это время психологи-энтузиасты, в числе которых был и Нифонт Долгополов, активно изучали опыт западных специалистов классических направлений, формировались первые группы психологов для обучения у мастеров международного уровня. Вместе с тем в регионах росло количество психологов, желающих развить свои практические знания и навыки, тогда созрела необходимость организовать соответствующие центры и институты для полноценной подготовки специалистов. В 1992 году Нифонт Долгополов стал соорганизатором Московского гештальт института. К весне 1996 года Нифонтом и его учениками, при поддержке Ольги Долгополовой было принято решение о создании Института Гештальта и Психодрамы.

Преподаватели МИГиП

С момента открытия института команда МИГИП ставит перед собой задачу не только поддерживать уже сложившиеся традиции психотерапии, но и развивать собственные направления.

Преподаватели института продолжают обучение в международных программах, постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают зарубежные интенсивы и конференции. МИГИП постоянно сотрудничает с иностранными психотерапевтами. Многие преподаватели института имеют международные сертификаты тренеров и прошли полную подготовку, включающую тысячи часов теории, практики и личной терапии в соответствии с мировыми стандартами.

Студенты, успешно закончившие 2-ую ступень образовательной программы по гештальт-терапии, могут начать обучение по партнерской программе Лос-Анджелесского Объединения Гештальт-тренеров (GATLA) под руководством Роберта и Риты Резник.

В разное время психодраматисты посещали мастерские Г. Лейц, Я. Мюллера (Германия), М. Карп (Великобритания), Якоба Наора (Израиль) и других известных психотерапевтов.

Традиции и новое: от учителя к ученику

«Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать».
Сальвадор Дали

Обучение в Московском Институте Гештальта и Психодрамы имеет важные ценности:

  • передача опыта и сохранение традиций, идущих непосредственно от основателей методов — Ф. Перлза в гештальт-терапии и Я. Морено в психодраме;
  • ориентированность на требования современной практики.

Сочетать классические знания и новый опыт в практической психологии — задача непростая и требует глубоких знаний. Чтобы внести изменения в структуру метода, необходимо ясно понимать, как он устроен, то есть освоить его в достаточной степени, чтобы иметь возможность оценивать, какие новшества будут на пользу, а какие могут навредить и привести к утрате ценного опыта. Традиции привносят в метод проверенную временем надежность и ясную структуру, а сочетание традиционного и новизны делает его более гибким и адаптивным к текущим задачам и потребностям.

Преподаватели МИГИПа многие годы посвятили изучению гештальт-подхода и психодрамы, вникая в особенности и возможности этих направлений. Своими знаниями они делятся с учениками, передавая им традиции и тонкости метода, унаследованные от его основателей и выдающихся мастеров-практиков.

Гештальт-подход и психодрама — это не просто методы или набор техник, о которых можно прочитать в учебнике или узнать на тренинге. Прежде всего — это образ мысли, практика ежедневного осознания своего проживания в настоящем, в «здесь и сейчас», что способствует личностному и профессиональному формированию.

Человек, обучающийся гештальт-терапии или психодраме, получает не только новую профессию или навыки общения, но также начинает иначе смотреть на себя, людей и мир, научается видеть то, что многие не замечают в своей жизни, и это уникальное видение делает возможным оказывать помощь другим, вне зависимости от сферы деятельности или образа жизни.

Навык высокой осознанности не наращивается быстро, он требует времени и большого желания работать над собой. Это то, что делает гештальт-терапевта или психодрама-терапевта «волшебником» в глазах клиента, и лишь сам мастер знает, что никакого чуда нет, а есть годы обучения, практики и личной терапии.

Программа | МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ ИНСТИТУТ

СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ В МГИ БАЗОВЫЙ КУРС

Сертификационные требования >>
Требования к описанию случаев для сертификации >>
Требования для аккредитации >>
Рекомендации для написания рецензии на терапевтические случаи для сертификации >>

Первая ступень — 1,5 года (180 часов) — «Основы гештальт-терапии» — знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

Вторая ступень — 2,5 года (420 часов) — «Теория и практика гештальт-терапии» — профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией (см. «Сертификационные требования»). Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией. Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.

Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия. Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы..

После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т. о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным.

В случае совпадения дат проведения базового курса и других мероприятий участник может не оплачивать участие в последних, а руководитель мероприятия должен обеспечить возможность отработки пропуска участнику.

2 ступень завершается супервизорской сертификационной сессией в группе (т. н. внутренней сертификацией) с приглашением независимого супервизора — тренера, имеющего выпуски собственных программ и (или) терапевта и в присутствии руководителя (руководителей) программы.

После выполнения сертификационных требований (см. «Сертификационные требования») участник программы представляет зачетную книжку и все материалы (описание случаев с рецензией, подтверждение часов личной терапии, супервизии, интенсивов, сопровождаемые рекомендацией руководителя программы в учебную часть и записывается на открытую сертификацию. Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия МГИ, состав которой формируется сроком на один год и утверждается профессиональным советом МГИ. Сертификационная комиссия работает с группой, состоящей из участников разных программ, подготовивших материалы к данному сроку. Даты открытой сертификации указаны на сайте МГИ. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т. е. повторная демонстрация работы в другие сроки. В отдельных случаях, в частности при нарушении этических норм, может быть отказано в повторной сертификации.

После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается сертификат МГИ об успешном завершении программы подготовки в области гештальт-подхода с присвоением квалификации гештальт-терапевта.

Для признания выпускника программы терапевтом со стороны профессионального сообщества необходима процедура его аккредитации на определенный срок (3 года), по истечении которого снова встает вопрос о подтверждении статуса терапевта.

Процедура аккредитации предполагает:

1 — наличие сертификата об окончании программы,

2 — рекомендацию руководителя программы, супервизора и двух терапевтов, которые видели работу и подтверждают ее профессиональный уровень,

3 — описание опыта собственной практики (индивидуальные клиенты, группы, семьи, организации), указание участия в интенсивах (в каких, и в какой роли), в супервизорских и тематических группах, в конференциях, проведение мастерских, выступления, статьи и т. д.

4 — заявление в общественную организацию общества практикующих психологов «гештальт-подход» или в региональное предствительство общества для аккредитации в профессиональном сообществе как терапевта.

Третья ступень — 360 часов — ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также углубленное изучение теории и методологии практики. Программы 3 ступени существуют в МГИ в настоящий момент в стандартном варианте. Их описанию будет посвящен отдельный выпуск бюллютеня. Существуют также авторские супервизорские программы совершенствования в гештальт-терапии.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ

Базовый курс

Учебные стандарты приведены в соответствие со стандартами ЕАГТ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:

1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).

2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.

3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.

4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.

5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.

6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.

7. Кризис и травма.

8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.

9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.

10. Принципы и приложения этики.

Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.

Программа включает 20 сессий — 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

1. Теоретическая подготовка — 700-810 часов (1+2 ступень), в том числе,

— 14 тематических сессий — 420 часов

— специализация или спецкурс по выбору — 120-180 часов

(при отсутствии специализаций в отдельных регионах они могут быть заменены авторскими тематическими семинарами)

— лекционные курсы при отсутствии их в базовом образовании ( психиатрия для психологов и педагогов, теории личности и психологические теории развития для врачей) — 60 часов

— теоретическая подготовка на интенсивах (часы лекций и занятий в учебных группах по уровням) −100-150 часов.

2. Личная терапия — 240 часов, включает минимум 60 часов индивидуальной терапии (рекомендовано не менее 50 часов работы с одним терапевтом, возможно, с двумя, но неодновременно, учитываются также часы терапии на интенсивах), 60 часов групповых терапевтических сессий, включенных в программу, процесс-группы на интенсивах — 20 часов, малые терапевтические группы параллельно программе — 100 часов.

3. Супервизия — 150 часов, в том числе 120 часов групповой супервизии, включенные в программу и 30 часов индивидуальной супервизии (супервизия на интенсивах, регулярная заочная динамическая супервизия работы с реальными клиентами при подготовке случаев (рекомендуется обращаться за супервизией 1 раз в 4-5 встреч с клиентом), индивидуальная очная супервизия в малых группах на 3-4 годах обучения — с приглашенным внешним супервизором).

4. Практикум включает 400 часов, в том числе: (А) 200 часов работы в малых группах — «тройках». Из них 50 часов — практикум на 1-2 году обучения и 150 часов под супервизией на 3-4 годах обучения. «Тройка» встречается каждые 1-2 недели и приглашает супервизора на каждую пятую встречу. (Б) 200 часов консультативной и терапевтической работы с клиентами, семьями, группами, организациями, а также использования гештальт-подхода в практике своей профессиональной деятельности на протяжении обучения на второй ступени, ее краткое описание.

5. Написание письменной работы по клиническому и теоретическому применению гештальт-терапии в своей профессиональной практике — описание 3-х случаев продолжительной работы, один из них при регулярной заочной супервизии.

Требования к описанию случаев для сертификации:
1 случай — не менее 25 встреч,
2 случай — не менее 10 встреч,
3 случай — не менее 6 встреч. Формат 3-го случая — на усмотрение руководителя программы. Это может быть случай работы с ребенком, или подростком, или с семьей, или с группой, или с организацией. Это может быть описание случая работы на интенсиве.

Рекомендовано начинать вести случаи для описание работы с клиентами к сертификации с последнего года программы, обязательно под супервизией. Во всех случаях должен быть описан контакт с супервизором.

6. Наличие диплома о высшем образовании в области психологии или смежных специальностей.

7. Участие минимум в двух интенсивах (желательно в трех), в позиции клиента и в позиции терапевта. Клиентский интенсив (один) может быть заменен шатлом. Участие как минимум в одной, желательно, в двух конференциях в области гештальт-подхода, не менее 50 часов знакомства с теорией и практикой гештальта в рамках лекций, мастерских, участия в круглых столах и т. д.

8. Рекомендация руководителя программы

9. Демонстрация работы на сертификационной сессии, завершающей программу в присутствии приглашенного независимого супервизора.

10. В случае не сертификации участника программы в его учетную книжку заносится соответствующая запись. Повторная сертификация возможна через 1 год.

ИТОГОВЫЕ СТАНДАРТЫ МГИ — февраль 2007 года.

1) 700-810 часов теории и методологии

2) 240 часов личной терапии

3) 150 часов супервизии

4) 400 часов практикума

5) 50 часов конференционных

Всего: 1540 — 1650 часов.

Учебные стандарты ЕАГТ- минимум 1450 часов

1) 600 часов теории и методологии

2) 250 часов личной терапии

3) 150 часов супервизии

4) 400 часов клинической практики

5) 50 часов по личному предпочтению.

Учебные стандарты МГИ превышают стандарты ЕАГТ по часам теории и методологии (за счет учета учебных часов интенсивов).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОЙ СЕРТИФИКАЦИОННОЙ СЕССИИ ПО ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ ПО ПРОГРАММЕ МГИ:

1. Сертификация является завершающей частью оценки подготовки по гештальт-терапии. Кроме этого в итоговую оценку входят оценка руководителя программы, оценка письменных работ (описание случаев и эссе).

2. Во время сертификационной сессии оценивается

А) поведение терапевта во время моделированной сессии, которое может непосредственно наблюдаться

Б) рассуждения терапевта во время обсуждения после моделированной сессии.

Обе составляющих имеют равное значение для итоговой оценки.

3. Критерии, по которым сертификационная сессия не засчитывается, так как перечисленные феномены свидетельствуют о потери терапевтической позиции:

А) терапевт игнорирует феноменологию клиента;

Б) терапевт использует клиента для разрядки своего напряжения;

В) терапевт не в состоянии обсуждать свою работу.

4. Критерии, по которым сессия засчитывается как гештальт-сессия, так как эти перечисленные феномены свидетельствуют о поддержке осознавания и творческого приспособления клиента:

— во время работы терапевт:

А) внимателен и чувствителен к феноменологии клиента здесь и сейчас;

Б) поддерживает целостность опыта клиента, работает с динамикой фигуры/фона;

В) поддерживает диалогические отношения с клиентом;

Г) соотносит свои действия с последовательностью цикла опыта.

— во время обсуждения терапевт:

Д) может использовать гештальт-теорию для диагностики клиента;

Е) может описать свои выборы и стратегии с позиции гештальт-терапии.

Итоги сертификационной сессии — сессия засчитывается безусловно, условно и не засчитывается. Сертификаторы могут обосновывать свое решение только на основании того, что они видели и слышали, а не того, что они предполагали могло бы быть.

Приложение:

Расшифровка критериев.

Игнорирует феноменологию клиента, например:

— не обращает внимание на возраст, здоровье, семейную и социальную ситуацию, эмоциональное состояние, культурные и образовательные особенности,

— обращается к воображаемым или гипотетическим событиям и феноменам.

Использует клиента для разрядки своего напряжения, например:

— обвиняет клиента в своих переживаниях

— требует восхищения и признания,

— соблазняет клиента сексуально

— унижает и обижает клиента для утверждения своей позиции

Не в состоянии обсуждать свою работу, например:

— оправдывается, защищается, обвиняет комиссию, 

— впадает в аффект, в ступор, в слабоумие

— не может объяснить своих выборов и интервенций

Расшифровка критериев позитивной оценки:

Внимателен к феноменологии здесь и сейчас, например:

— обращает внимание на разные проявления (голос, дыхание, взгляд, поза, прерывания…)

— гибко меняет свое поведение и свои проявления в зависимости от проявлений клиента

Работает с динамикой фигуры/фона, например:

— поддерживает развитие фигуры, задает вопросы, предлагает усилить, развить фигуру

— поддерживает исследование фона, исследует контекст, ситуацию, поле здесь и сейчас, обращается к метафорам и образам.

Поддерживает целостность, например:

— обращается к Я клиента,

— обращается к интеграции разных аспектов опыта

Поддерживает диалогические отношения, например:

— обозначает границы между клиентом и терапевтом ( я думаю так, а ты?)

— проявляет заинтересованное сомнение и пересматривает гипотезы

— признает наличие собственной позиции и проявляет затронутость переживаниями клиента (когда ты говоришь, я…)

— предполагает и поддерживает затронутость клиента присутствием и проявлениями терапевта

Соотносит свои интервенции с динамикой контакта;

Использует гештальт-диагностику, например:

— соотносит наблюдаемую феноменологию с прерываниями контакта или динамикой фигуры/фона или циклом опыта или с процессом осознавания или с теорией self. (это была проекция, потому что… ) ,

— может обосновать терапевтическую гипотезу с точки зрения гештальт-теории ( возможно, клиент обращался к функции персоналити, так как избегал тревоги…)

Описывает свои выборы с точки зрения гештальт-теории, например:

— задал вопрос, выдерживал паузу, поделился своим мнением, чтобы: — поддержать фигуру, контактирование, осознавание, функцию эго и т.  д.

— остановить проецирование, усилить сопротивление…

«Совершенствование в гештальт-терапии» стандарты программ третьей ступени

Смысл, цели и задачи третьей ступени

Программа адресована практикующим гештальт-терапевтам, имеющим базовое образование в области гештальт-терапии (смотри соответствующие стандарты).

Задачей программы является создание пространства для формирования профессионального сообщества, где важен баланс между профессиональным ростом участников и возможностью распознавать, признавать и поддерживать друг друга на коллегиальной основе. Программа строится на принципах коллегиальности и разделенной ответственности, как между участниками так и между участниками и руководителями каждого конкретного проекта. Это реализуется при составлении контракта на обучение, через обращение к групповом контексту, теме отношений и профессиональной этики. Завершение второй ступени является базой для коллегиальных отношений.

Основной целью программы является: формирование профессионального мышления, как единой профессиональной основы, где интегрированы самые различные профессиональные проявления (теоретические, терапевтические, супервизорские и др. ). Профессиональное мышление дает возможность применения своего опыта в разных областях, а также способность удерживать в работе три контекста: — индивидуальные, групповой и тематический; — осознавание личной философии практики за которой стоит жизненный путь и уникальная личная ситуация терапевта; — формирование профессиональной идентичности; а также интеграция своих взглядов в целостное профессиональное мировоззрение.

Все это требует от терапевта развитие способности к осознавание и анализу практика на различных уровнях — философском, методологическом, теоретическом и практико-технологическом.

Для решения поставленных задач необходимо:

освоение теоретического ядра гештальт-терапии,

обучение супервизии как основы профессиональной культуры сообщества,

навыки групповой работы,

владение широким контекстом жизни социальных групп и профессиональных сообществ.

Выпускник программы третьей ступени должен обладать навыками:

Диагностика, выбор терапевтической стратегии, анализ терапевтических отношений в полевом контексте (социальном, культурном, групповом и др. ).

Владение индивидуальными, групповыми формами работы и способность осуществлять выбор стратегии работы с учетом ситуации клиента.

Строить отношения и действовать в различных профессиональных ролях (терапевт, супервизор, ведущий группы, преподаватель, коллега и др.).

Создание и удержание длительных терапевтических отношений с клиентами;

Предоставление квалифицированной супервизии, учитывая контекст и уровень подготовки терапевта, а также его способность к ассимиляции опыта.

Публичная презентация своей работы — терапевта, супервизора, тренера, ведущего терапевтической группы и др.

Цели и задачи каждого проекта третьей ступени формируются от конкретного состава участников и формы договоренности их с руководителями программы. Эти цели и задачи могут быть в большей степени направлены на развитие терапевтических навыков, практики супервизии, а также на подготовку групповых терапевтов ведущих различные учебные программы.

Участники проекта третьей ступени могут стремиться освоить все перечисленные формы обучения, а могут совершенствовать свое мастерство в конкретных областях.

В профессиональном сообществе мы наблюдаем три процесса: учебный, терапевтический и коллегиальный. Программа третьей ступени позволяет интегрировать эти процессы в профессиональное психотерапевтическое мировоззрение, проявляющееся в конкретной позиции участника в жизни сообщества.

Основные темы:

Теория гештальт-терапии (исторический контекст создания и развития гештальт-терапии, основные школы и направления гештальт-терапии, базовые концепты гештальт-терапии, место гештальт-терапии в соотнесении с другими направлениями, литература).

Супервизия (теоретические основы супервизии, различные школы супервизии, типы, формы, модели, уровни супервизии, супервизия в различных профессиональных контекстах).

Групповая работа (различные формы — терапевтическая, супервизорская, учебная, тематическая, социальные группы, сообщества).

Клинические аспекты гештальт-терапии и супервизии.

Этика профессиональных отношений.

Форма проведения программы

Состав ведущих третьей ступени утверждается профессиональным советом «программа МГИ» по согласованию с региональным профсоветом.

Программа проводится командой состоящей из 3 или 4 постоянных тренеров.

Эта модель представленная в пространстве образует фигуру, состоящую из бесконечного числа точек поиска участниками возможной идентичности создающую перспективу многомерного видения реальности. Эта модель в значительной степени снижает риск расщепления, присутствующий при парном ведении группы, а также копирования участниками стиля ведущего при одиночном ведении программы.

Работа проходит в большой и малых группах супервизорского и терапевтического формата. Малые группы создаются по числу ведущих, с постоянным ведущим терапевтической группы и сменными ведущими супервизорской группы.

Задачи большой группы:

Освоение теории (лекции, тематические семинары, презентации, эссе, доклады).

Осознавание динамических процессов жизни сообщества в формировании коллегиальных отношений, профессиональных и этических.

Супервизия (обучение разным формам супервизии, супервизия практики, супервизия на ведение групп).

Лекции и тематические семинары проводятся и как руководителями программы так и ее участниками.

Задача малой супервизорской группы — развитие профессиональных навыков терапии и супервизии.

Задача малой терапевтической группы — терапия участников.

Задачи самостоятельной индивидуальной работы участников:

осуществление индивидуального проекта своего профессионального развития в сообществе;

подготовка презентаций, докладов и лекций свидетельствующая о теоретической ориентировки в гештальт-подходе;

продолжение терапии и супервизии на протяжении программы;

осуществление профессиональной практики в ходе проекта;

организация собственной практики супервизии и получении супервизии на супервизию, терапевтическую работу и работу с группой;

работа в малых группах «пятерках» на протяжении всего процесса обучения и в промежутках между учебными сессиями для освоения навыков супервизии, супервизии на супервизии и поддержки долговременных терапевтических отношений в фиксированных парах «терапевт-клиент». В «пятерках» осваивается опыт как форма динамической супервизии (у одного и того же супервизора) так и форма супервизорного консультирования (у разных супервизорах). В ходе работы учитываются часы личной терапии полученные у сертифицированного гештальт-терапевта в пятерке.

Условия и формы сертификации:

Наличие сертификата гештальт-терапевта;

Прохождение основного курса программы третьей ступени: 430-480 академических часов (12-14 учебных сессий). Необходимый минимум часов за 3-4 года, в зависимости от частоты сессий в году и форму проведения занятий по 3 или 4 дня составляет 420 часов. Рекомендуемое количество часов — 480 часов с учетом сертификационной сессии. В программу включены лекции — минимум 36 часов, семинары — минимум 72 часа, групповая супервизия — минимум 90 часов, терапия в малых группах — 72 часа. Руководители по согласованию с группой с учетом конкретного контекста могут вернуть к контакту для его уточнения.

Индивидуальная терапия не менее 120 часов с учетом базового курса.

Участие в двух интенсивах по ходу программы в качестве участника супервизорской группы, ведение процесс групп на интенсивах и конференциях, супервизия практикума малых групп (троек базового курса), представление мастерской на конференции.

Представление индивидуального проекта на итоговой конференции в рамках сертификационной сессии, наличие письменной формы проекта обязательно. Проект — исследование и описание того, что уже сделано и делается не менее года по длительности, представленный в кругу коллег, отражающий идентичность участника, его место в профессиональном сообществе, индивидуальный путь развития, профессиональное мышление и личную философию.

Представление эссе и участие в круглом столе на тему супервизия в рамках итоговой конференции.

Решение о сертификации принимает группа.

МИГАС — История

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГЕСТАЛ-АНАЛИЗ И НАДЗОР создан на базе Общества с ограниченной ответственностью «ГЕСТАЛ-АНАЛИЗ Консультационно-учебный центр», является образовательным подразделением Компании и развивается под торговой маркой MIGAS (Международный институт гештальт-анализа и супервизии).

Институт сотрудничает с крупнейшими вузами страны по направлению дополнительного профессионального образования и повышения квалификации психологов, педагогов, социальных работников и специалистов помогающих профессий.

Учредителем и руководителем ООО «КТЦ ГЕШТАЛЬ-АНАЛИЗ» является Елена Дыхне — психолог, гештальт-аналитик, ведущий тренер и супервизор программы Московский Гештальт-Институт, аккредитованный гештальт-терапевт ЕАГТ, действительный член и руководитель секции гештальт-терапии Московского психиатрического отделения Российской Ассоциации Психотерапевтов.

 

История MIGAS начинается с 2003 года, когда впервые в Коктебеле был организован гештальт-терапевтический Интенсив — «Гештальт-Одиссея в Коктебеле». Интенсив проходил в рамках цикла обучения программы Московского Гештальт Института и организационную команду интенсива составили опытные и уважаемые практики, супервайзеры и тренеры гештальт программ — Даниил Хломов, Александр Моховиков, Елена Калитеевская, Алла Повереннова. В составе оргкомитета Елена Дыхне вместе с опытными тренерами приняла участие в одном из первых масштабных профессиональных мероприятий для психологов и гештальт-терапевтов с более чем 200 участниками.

А с 2003 года Елена Дыхне начала преподавать гештальт-терапию, работая по программе Московского гештальт-института, изучая супервизию в рамках гештальт-подхода. Совместно с Даниилом Хломовым (Президент Общества практикующих психологов «Гештальт-подход») проведено восемь программ гештальт-терапии, разработана методическая база для повышения квалификации гештальт-терапевтов — специализация групповая гештальт-терапия и клинический подход в гештальт-терапии .

Несомненно, огромное влияние на развитие концепции гештальт-анализа и создание образовательного учреждения такого формата, как МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГЕШТАЛЬТ-АНАЛИЗА И НАДЗОРА, оказали преподаватели и студенты, коллеги, друзья и родственники. Особая признательность близкому другу и коллеге — Александру Моховикову

Александр Моховиков был кандидатом медицинских наук, врачом-психиатром, доцентом кафедры клинической психологии Одесского национального университета, членом Совета Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, национальным представителем Украины в Международной Ассоциация предотвращения суицида, гештальт-терапевт и супервизор, директор Одесского отделения Московского гештальт-института, ведущий тренер Московского гештальт-института. Совместно с Александром в 2005 году была разработана программа специализации «Пограничная гештальт-терапия», которая в настоящее время существует как усовершенствованная форма программы повышения квалификации «Гештальт-подход в клинической практике». К сожалению, Александр Моховиков преждевременно ушел из жизни, оставив в наших сердцах множество монографий, книг, учебников, статей, любовь и вечную память.

 

Даниил Хломов также оказал значительное влияние на формирование MIGAS, поддержав и сделав особый акцент в развитии современной гештальт-терапии. Среди преподавателей и впоследствии коллег – Елена Калитеевская, чей вклад в понимание гештальт-терапии и формирование позиции педагога-супервайзера Елены Дыхне не менее значителен. Нина Голосова, совместно с которой были разработаны специализация «Групповая психотерапия» и методические рекомендации по групповой терапии.

Накопленный опыт привел к мысли, что учебный план программы «Московский гештальт-институт» доступен для совершенствования с учетом современных требований к образованию, стандартов Европейской ассоциации гештальт-терапии, а также собственных взглядов на организацию и содержание обучающих программ.

В 2010 году с целью совершенствования образовательного и административного процессов, организации профессиональной коллегиальной базы педагогов, супервизоров и гештальт-терапевтов, развития консультационно-тренинговых услуг было принято решение об открытии организации — ООО «Консультационно-тренинговый центр «ГЕШТАЛЬТ-АНАЛИЗ».

ООО «КТЦ ГЕШТАЛЬТ-АНАЛИЗ» в лице его учредителя и генерального директора Елены Дыхне продолжило сотрудничество с Московским Гештальт-Институтом и продолжило обучение гештальт-терапии в рамках существующей организации. При организации обучения гештальт-терапии «КТЦ ГЕШТАЛЬТ-АНАЛИЗ» опирался на стандарты программы Московского Гештальт-Института, добавляя в нее обоснованный смысл и совершенствуя отдельные тематические блоки и модули. Выпускники программ продемонстрировали высокий уровень знаний, навыков и умений работать в русле гештальт-терапии и развивать собственную частную практику.

 

К 2013 году общее количество студентов в институте превысило 50 человек. Способ организации и реализованный в организации теоретико-методологический подход не мог не привлечь внимание коллег. И, оценив возможности и перспективы, Елена Дыхне начала подготовку документов для получения лицензии на дополнительное профессиональное образование. Это дало возможность после завершения обучения выдавать слушателям программ, помимо сертификата Общества практических психологов «Гештальт-подход», по программе «Московский гештальт-институт», также дипломы о профессиональной переподготовке и удостоверения о повышении квалификации. подготовка. В 2013 году открыто дополнительное юридическое лицо АНО ДПО «Гештальт-подход», получена лицензия на дополнительное профессиональное образование.

Впервые в рамках гештальт-образования появилась организация, которая подготовила и доработала документы и программы обучения, чтобы их уровень соответствовал требованиям государственных органов и требованиям международных профессиональных сообществ.

Ежегодно, начиная с 2013 года, после прохождения программы обучения выпускники имеют возможность получить два документа об образовании – сертификат о прохождении программы Московского Гештальт Института и диплом о прохождении профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование по Гештальт-подходу». Кроме того, на базе существующих специализаций в рамках программы Московского гештальт-института по групповой и клинической гештальт-терапии были разработаны полноценные программы повышения квалификации для гештальт-терапевтов — «Управление группами в гештальт-подходе» и «Гештальт-подход». в клинической практике», в соответствии со стандартами обучения гештальт-терапии и требованиями Министерства образования Российской Федерации, и после успешного прохождения которого выдается свидетельство о повышении квалификации.

Ключевой особенностью реализуемых учебных планов является то, что они соответствуют стандартам ЕАГТ, стандартам программы Московского гештальт-института и в то же время отвечают требованиям государства, в котором ведется образовательная деятельность. Выпускники программы успешно проходят аккредитацию в профессиональных сообществах – Обществе практикующих психологов гештальт-подхода, Российской психотерапевтической ассоциации, Европейской ассоциации гештальт-терапии и развивают собственную частную практику.

Лучшие выпускники остаются работать с нами.

Рост количества обучающихся, программ и активное развитие привели к тому, что в 2016 году принято решение об изменении места оказания образовательных услуг и переоформлении лицензии на дополнительное профессиональное образование в соответствии с требованиями Департамента образования Российской Федерации.

Возникла необходимость в разработке программы «Психологическое консультирование», целью которой является предоставление возможности получения образования в области психологии — профессиональной переподготовки на базе имеющегося высшего образования. Это было актуально для тех участников программы, которые интересовались гештальт-терапией и сменой профессии, но не имели соответствующего базового психологического образования.

Первая программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» для лиц с непрофильным высшим образованием началась в феврале 2017 года. По ней готовились в основном врачи – врачи общей практики и психиатры. В декабре 2017 года программа была усовершенствована и во второй поток вошли слушатели немедицинских специальностей.

 

К 2018 году организация обеспечила возможность получения образования по программам дополнительного профессионального образования:

— Программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» — получение профильного образования для лиц, направленное на смену профессиональной деятельности и приобретение необходимых знаний для работы психологом-консультантом. Главное условие поступления на программу – наличие базового высшего образования (по любой специальности).

— Программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование в гештальт-подходе» («Теория и практика гештальт-терапии») — программа для психологов, врачей, психиатров, психотерапевтов, социальных работников, педагогов, а также для тех, кто интересуется гештальт-терапией как методом улучшения качества собственной жизни. К итоговому экзамену и аттестации допускаются студенты, имеющие профильное (психологическое/психотерапевтическое) образование. Участники программы, не получившие за время обучения образование в области психологии (высшее образование или профессиональную переподготовку), получают сертификат слушателя программы с указанием пройденных часов и тем, а итоговый экзамен и аттестацию они могут сдать после получения психологическое образование.

— Программы повышения квалификации (специализации): «Ведущие группы по гештальт-подходу» и «Гештальт-подход в клинической практике»

Около 90 студентов одновременно обучались по учебной программе. Мы активно занимались развитием гештальт-терапии, и структура организации окончательно оформилась по следующим основным видам деятельности – образовательной, консультационной и издательской.

  • Учебный отдел : в 2019 году зарегистрирована торговая марка «Международный гештальт-институт гештальт-анализа и супервизии», генеральный директор института – ректор, Дыхне Елена Александровна.
  • Консультативно-обучающее подразделение : в 2019 году зарегистрирована торговая марка Центр практической психологии «Гештальт-Подход». Гештальт-терапевты центра являются рекомендованными терапевтами для студентов образовательных программ. Общее руководство Центром практической психологии «Гештальт-Подход» осуществляет исполнительный директор — Мутилина Любовь Николаевна.
  • Издательство : к 2018 году опубликовано более 15 работ современных гештальт-терапевтов и психологов из России и Украины. А также переведены и изданы произведения европейских авторов — Питера Филиппсона, Элеоноры Гринберг, Дэниела Стерн. Разрабатываются и издаются методические рекомендации для слушателей программ гештальт-терапии; планируется издание ежегодного профессионального журнала для гештальт-терапевтов. Полный список публикаций можно посмотреть здесь.

 

В 2019 году основной коллектив института успешно вступил в Европейскую ассоциацию гештальт-терапии (EAGT). А в связи с увеличением количества студентов и программ, расширяется преподавательский состав, Институт переехал в новый офис площадью 272 кв.м., разработаны специальные программы обучения гештальт-терапевтов, планируется публикация дополнительных учебных материалов.

Наши студенты и студенты коллаборативных университетов проходят практику на базе Центра практической психологии «Гештальт-Подход», приобретая уникальный опыт освоения профессии и повышения профессиональных навыков.

Сегодня Международный институт гештальт-анализа и супервизии помимо образовательной деятельности занимается исследовательской и научной работой, развитием гештальт-терапии и гештальт-анализа, профориентацией, организацией научно-практических конференций и семинаров.

English

В дополнение к Ecole Parisienne de Gestalt (EPG, Париж, Франция), с которой наш Институт поддерживает тесные дружеские отношения на протяжении многих лет, мы также поддерживаем тесные контакты с Institut fur GT Organisationsberatung (IGOR, Франкфурт, Германия), Instituto Gestalt Firenze (IGF, Италия), Riga Gestalt Institute (RGI, Латвия), Vilnius Gestalt Institute (Литва), Gestalt Psychotherapy Institute (GPTI, Мальта), Integro (Гвадалахара, Мексика), Norsk Gestaltinstitutt (Осло, Норвегия), Instytut Гештальт-терапия (Краков, Польша), Гештальт-Академия Скандинавии, Gestalt Associates Training of Los Angeles (GALTA, США) и Gestalt Institute of Cleveland (США), Гештальт-центр (OAHACA Mexico), Центр гештальт-терапии (Рио-де-Жанейро). -Жанейро, Бразилия), Гештальт-институт Апулии (Италия) и др. Это дает нам возможность приглашать зарубежных специалистов высокого уровня для регулярного дополнительного обучения наших студентов.

Гештальт Институт Санкт-Петербурга проводит обучающие программы в Санкт-Петербурге и других городах России и ближнего зарубежья. С момента основания мы выпустили 100 курсов студентов (около 2000 человек), прошедших обучение по гештальт-терапии. Мы можем гордиться тем, что С. Джинджер (президент FORGE и президент EPG) присутствовал на вручении дипломов наших выпускников. По его мнению, профессиональная подготовка выпускников института не уступает уровню студентов ЭПГ!

В 2009 году Н. Лебедева и А. Лебедева опубликовали первую в России монографию о гештальт-подходе в индивидуальном бизнес-консалтинге (коучинге), работе с группами и организационном консультировании.

Слишком долго перечислять события из года в год. Обратимся к более крупному масштабу: за последние 10 лет.
Институт приобрел собственное благоустроенное помещение в 1999 году, а в 2012 году приобретает второе помещение, так как институт растет.

В Санкт-Петербурге ежегодно на протяжении многих лет проводится 7 программ повышения квалификации и 2 программы профессиональной переподготовки.

При выполнении всех условий Институт выдает дипломы о профессиональной переподготовке в области психологического консультирования по гештальт-подходу и гештальт-подхода по организационному консультированию.

SPIG проводит семинары и осуществляет консультационную деятельность по психологическим аспектам бизнеса.

СПИГ издает собственное специализированное печатное издание — Альманах, публикуя в нем любезно предоставленные материалы ведущих российских и зарубежных специалистов. Институт также постоянно приглашает своих выпускников для участия в Альманахе.

Сотрудники СПИГ пользуются уважением и большим авторитетом психологического сообщества Санкт-Петербурга. Ряд из них входит в Наблюдательный совет Санкт-Петербургской гильдии психотерапевтов и тренингов (ГПТ). Президент института — Н.М. Лебедева — член президиума Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества.

Компания SPIG завоевала авторитет в международном сообществе гештальтистов. В 2002 году ректор института Наталья Лебедева была избрана Генеральным секретарем и членом Совета FORGE Международной федерации организаций, преподающих гештальт. С 2018 , она была вице-президентом FORGE. В 2011-2015 годах Наталья Лебедева — официальный представитель России в Европейской ассоциации гештальт-терапии, член расширенного правления ЕАГТ. Неоднократно избиралась президентом Ассоциации русскоязычных гештальт-институтов (АРГИ).

Институт поддерживает постоянные связи с родственными организациями в Вюрцбурге, Гвадалахаре, Кливленде, Кракове, Рио-де-Жанейро, Лос-Анджелесе, Осло, Париже, Риме, Флоренции, Стокгольме, Франкфурте, Риге, Вильнюсе, Оахаке (Мексика), Арлесано Лечче ( Италия) и другие. В связи с этим продолжается организация тематических семинаров и супервизионных групп зарубежных гештальт-терапевтов в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день их насчитывается несколько десятков.

За время своего существования Институт выпустил 14 изданий непосредственно авторами Института или под редакцией сотрудников.

СПИГ продолжает сотрудничество с факультетами психологии СПбГУ, факультетами экономики и управления СПбГПУ, факультетами психологии и педагогики ПГПУ им. Психология «Иматон», Институт психотерапии и консультирования «Гармония», Московский институт гештальт-терапии, Московский институт гештальт-терапии и психодрамы, Московский институт гештальт-терапии и консультирования, Санкт-Петербургское психологическое общество, Санкт-Петербургская гильдия психотерапии и тренингов

Постоянными зарубежными партнерами Института остаются Парижская школа гештальта, Вюрцбургский институт интегративной терапии, Франкфуртский институт гештальт-ориентированного консультирования, Норвежский институт гештальта, Римский институт психотерапии, Вильнюсский институт гештальта (Литва), Институт гештальт-терапии Мальты, Институт Интегро (Гуадарахарар, Носители гештальт-института), Рижский гештальт-институт, Гештальт-академия Скандинавии, GALTA (Лос-Анджелес) и Кливлендский гештальт-институт, Центр гештальт-терапии в Рио де Жанейро, Гештальт-институт во Флоренции, Гештальт-институт Апулии (Италия), Гештальт-центр в Оахаке (Мексика) и другие.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *